модель урока "Бизнес и социальная ответственность" (10-11 кл)
учебно-методический материал по экономике (11 класс)

Модель урока по экономике для старшеклассиков по теме "Бизнес и социальная ответственность".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_uroka_sots.otvetstv.biznesa.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

   Урок: Бизнес и социальная ответственность (10-11 класс)

        

        Социальная ответственность подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований  или же сверх этих требований.

Когда руководство компании начинает понимать и принимать социальную ответственность бизнеса, тогда и возникает социальную ответственность. Сегодняшние школьники завтра станут руководителями, поэтому уже сейчас нужно говорить с ними на эту тему.

        Понятия:

Социальная ответственность - это осуществление действий, направленных на благо общества, выполняемых за счет организации, что способствует улучшению имиджа, развитию, повышению рентабельности предприятия.        

        Цели.

После участия в моделирующем упражнении ученики должны уметь:

        - приводить примеры деловых решений, влияющих на общество;

        - понять, что бизнес несет определенную ответственность перед работниками, потребителями и сообществом.        

        

            Описание урока.

        Учащиеся в группах определяют ответственность бизнеса перед рабочими, потребителями и сообществом,  объем и ограничения этой ответственности при возникновении бизнес-дилеммы.

        Требуемое время:         Один урок.

        Материалы:         Примеры бизнес-дилемм.

        Процедура проведения занятия.

1.  Общество ожидает, что деловые круги признают определенную социальную ответственность, поскольку их решения влияют на использование ресурсов, принадлежащих обществу. В результате фирмы вынуждены отвечать за тот эффект, который они оказывают не только на держателей акций, но и на работников, потребителей и сообщество.

        2.  Организация деятельности по принятию социально-ответственных решений.

        2.1. Разделите класс на небольшие группы. Учащиеся группы будет выступать в роли  членов Совета директоров предприятия на заседании  по вопросу    сложного решения бизнес-дилеммы.

  1. Выберите одного в каждой группе, который будет делать записи и играть роль репортера.

2.3 Раздайте одну из Бизнес-дилемм каждой группе. Объясните, что «дилемма»- это проблема, у которой нет единственного решения. Посоветуйте использовать  метод «мозговой штурма» для выработки решения. Через 10 минут попросите учеников занять свои места, а репортеров - прочитать свои заметки, где указаны проблемы и варианты решения. Предложите классу обсудить решение и предложить альтернативные варианты.

3. Завершение урока.

        Подчеркните, что проблемы бизнеса и других сфер жизни часто не имеют простых решений.

Объясните, что большинстве людей признают, что бизнес, как и другие законопослушные граждане, несет социальную ответственность, но объем и границы этой ответственности широко обсуждаются, особенно, когда имеют место конфликты на этой почве.

Рассмотрите таблицу «Социальная ответственность бизнеса: внутренняя и внешняя»  Можно заполнение таблицы задать в качестве домашнего задания, если на уроке не хватило времени, потому что затянулось обсуждение.

Домашнее задание: привести аргументы «за» и «против» социальной ответственности бизнеса.

4 . Приложение.        Бизнес-дилеммы.

4.1 Вашу компанию городской совет попросил профинансировать образовательный проект по профилактике правонарушений среди подростков. Проект реализуется в районе расположения фабрики. Многие из ваших служащих живут в этом районе. Полное финансирование проекта скажется на объеме прибыли. Без финансирования проект будет отменен. Какова ваша ответственность перед сообществом? Перед акционерами? Профинансируете ли вы образовательный проект?

4.2 Менеджеры советуют, что можно удвоить число выпускаемых велосипедов и сэкономить деньги, заменив 200 рабочих на новое автоматическое оборудование. Какова ваша ответственность перед рабочими? Акционерами? Купите ли вы новое оборудование?

4.3 В благоприятное для вашей нефтяной компании время она установила свободный день по уходу за детьми для своих служащих. Теперь, когда цены на нефть упали, ваш финансовый отдел рекомендует отменить программу. Ваши служащие угрожают забастовкой в этом случае. Какова ваша ответственность перед служащими? Акционерами? Закроете ли вы эту программу?

  1. 4.4 После долгих исследований частная исследовательская фирма объявила, что сок капусты задерживает рост детей. Как члены Совета  директоров Компании Каба-Кола, только вы знаете, что секретный компонент в вашей популярной коле - содержит небольшое количество сока капусты. Какова ваша ответственность перед потребителями? Акционерами? Будете ли вы продолжать добавлять сок в вашу колу?

4.5. Водные инспекторы пришли к заключению, что ваш завод в результате случайного выброса отходов загрязнил городскую сеть водоснабжения. Очистка стоит дорого. Ваша компания не уверена, что именно она является источником загрязнения. Какие действия предпримет ваш завод? Какова ваша ответственность перед обществом? Акционерами?        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семья- активный субъект формирования социальной ответственности молодежи"

«Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью»...

Рекомендации социального педага "Оптимизационная модель управления работой социально-психологической службы по профилактике отклонений в поведении учащихся "

По оптимизации управления социально-психологической службой в работе с детьми с отклонениями в поведении можно рекомендовать следующее: необходимо создание благоприятного психологического климата, в ц...

Модель ранней профилактики социально-опасного положения и социального сиротства в образовательном учреждении

Ранняя профилактика социально-опасного положения и социального сиротства - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствую...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Данное выступление было заслушано на семинаре : «Организация личностно развивающей  внеурочной деятельности»....

Формирование социальной ответственности у студентов.

В статье рассматривается проблема общественного воспитания выпускников  учреждений, в недостаточной мере подготовленных к жизни  в  обществе,  трудно адаптирующихся и ориентир...

Классный час «Воспитание социальной ответственности и компетентности посредством социальной игры»

Многие психологи знают о детском и подростковом психотерапевте Гюнтера Хорне и его социальных играх. Социальные игры Гюнтера Хорна (Карлсруэ, Германия) появились в России осенью 1997 года, когда автор...