Модель ранней профилактики социально-опасного положения и социального сиротства в образовательном учреждении
статья на тему
Ранняя профилактика социально-опасного положения и социального сиротства - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Модель ранней профилактики социально-опасного положения и социального сиротства в образовательном учреждении
Ранняя профилактика социально-опасного положения и социального сиротства - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
В начале хочется сказать, что вся деятельность школы:
собственно учебная деятельность;
культурно-досуговая деятельность (в сфере учебного и свободного времени);
спортивно-оздоровительная деятельность,
игровая деятельность (реализуется в учебное и свободное время в разнообразных формах);
трудовая деятельность;
туристско-краеведческая деятельность;
учебно-исследовательская деятельность
направлена не только на выявление и коррекцию социально-опасного положения и социального сиротства, но, прежде всего на устранение причин социально-опасного положения и социального сиротства и носит превентивный характер.
При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений, через вовлечения их в социально значимую деятельность, что в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику социально-опасного положения и социального сиротства .
Но это о деятельности всей школы в целом. далее - о роли социального педагога в профилактике социально-опасного положения и социального сиротства и непосредственно о модели Итак..
В Моделе ранней профилактики социально-опасного положения и социального сиротства в образовательном учреждении
можно выделить три составляющие
Выявление детей и семей группы риска социально-опасного положения и социального сиротства |
Дифференциация по категориям (группы с разной степенью выраженности СОП) |
Координация и осуществление профилактической деятельности |
В рамках данной модели прежде всего усилия направляются на раннее выявление неблагополучия и осуществление своевременной комплексной (социально-психолого-педагогической) помощи детям и семьям группы риска СОП.
Раннее выявление основывается на получении и обработке информации:
- От классных руководителей и педагогов школы
- От школьного фельдшера
- От родителей, родственников , соседей, друзей
- Методом наблюдения
- При изучении документов учащихся
- Документы психолого-медико-педагогического консилиума
- Материалы психодиагностики
- При анализе развития, успеваемости учащихся
- Результаты рейдов (родительский патруль)
- Посещение семей первоклассников
- Жалобы и заявления граждан
- Информация инспектора ОДН, материалы о правонарушениях
- и из других источников...
В образовательном учреждении в основном функция выявления лежит на классных руководителях , которые, непосредственно общаясь, воспитывая и наблюдая ребенка, замечают сложности и проблемы, существующие в его поведении и жизни. Классные руководители в начале каждого учебного года составляют социальный паспорт класса. Социальный педагог формирует социальный паспорт школы на основании данных, полученных от классных руководителей.
В социальном паспорте может быть очень много данных, но основными можно считать
На Совете поддержки семьи и ребенка данный паспорт рассматривается, формируются 3 группы учащихся:
1. Дети, нуждающиеся в педагогической поддержке.
2.Дети группы риска СОП.
3. Дети группы СОП.
1 группа: Дети, нуждающиеся в педагогической поддержке.
Педагогической поддержки требуют дети
- не желающие учиться (неуспевающие), не готовые к обучению,
- испытывающие ощущение заброшенности в семье или наоборот - под гиперопекой,
- самоутверждющиеся противоправными формами - унижают, бьют, обижают одноклассников (лидеры)
- "изгои", отверженные сверстниками, испытывающие одиночество
- с повышенной конфликтностью со взрослыми
- дети с агрессивным поведением
- имеющие единичные пропуски занятий без уважительной причины
- часто болеющие дети
А также в группу риска могут попасть семьи:
1. Семья однодетная. которая может сформировать и ребенка с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.
2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек.
3. Семья с низким материальным положением по разным причинам: безработные, низкая зарплата, с неумение строить бюджет семьи. такая семья может породить разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. В таких семьях дети могут привлекаться к зарабытыванию денег.
4. Семья неполная - из-за недостатка материнского или (чаще) отцовского влияния может породить феминизацию мальчиков и девочек.
5. Семьи алкоголизированные, употребляющие ПАВ, наркотики…
Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей. Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями школы, то приходиться иметь дело с неблагополучными семьями.
Работу с 1 группой организует и осуществляет классный руководитель
К этой группе можно отнести семьи, нуждающиеся в социально-педагогической поддержке:
- дети с ограниченными возможностями (инвалиды) –
- дети-опекаемые либо проживающие в приемных семьях –
- дети, оставшиеся без попечения родителей, –
- дети, обучающиеся на дому
- дети мигрантов (без гражданства)-
2 группа: Дети группы риска СОП.
Признаки:
Низкая успеваемость, уклонение от учёбы
Бродяжничество, систематические пропуски занятий
Конфликты с учителями и родителями
Хулиганство, драки
Аморальные формы поведения
Неуравновешенность психики, агрессивность
а также семьи:
1. Семья умышленно или неумышленно допускающае безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.
2. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к детям, усталость и депрессия родителей. В таких случаях жестокость родителей может породить жестокость детей, их неуживчивость со сверстниками и педагогами.
С учащимися и семьями этой группы работа ведется на основании заключения директора школы о необходимости проведения ИПР. План утверждается на Совете поддержки семьи и ребенка. Контроль осуществляет социальный педагог. Субъекты профилактики: администрация, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, логопед и другие специалисты школы. результаты работы также рассматриваются на Совете поддержки семьи и ребенка, вносятся коррективы...
3. группа - Дети и семьи группы СОП. Состоящие на учете КДН и ОДН...
Реабилитационные мероприятия проводится по постановлению КДН, ОДН специалистами различных служб согласно утвержденного плана….
Основные формы и методы работы:
Классный руководитель
еженедельно контролирует успеваемость учащихся, принимает своевременные меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе, в ликвидации пробелов в знаниях;
ежедневно учитывает пропуски учащихся и незамедлительно реагирует – сообщая родителям.
помогает ученику выстроить отношения с одноклассниками,
поощряет его активность во внеурочной деятельности,
помогает подростку в организации его занятости в системе дополнительного образования и в каникулярное время,
осуществляет правовое консультирование учащегося и его родителей,
способствует формированию здорового образа жизни.
Социальный педагог в основном работает с 2 и 3 группой. Главной задачей социального педагога является координация действий всех участников воспитательного процесса.
Учителя-предметники помогают учащемуся определиться с его учебными и профессиональными интересами, выявляют его склонности и способности, поддерживают его учебную мотивацию и познавательный интерес.
Школьный психолог проводит диагностику, выявляет проблемы ребенка, дает рекомендации учителям предметникам по осуществлению педагогической поддержки учащегося, консультирует семью, разрабатывает и реализует индивидуальные и групповые программы, необходимые для коррекции поведения несовершеннолетнего.
А также необходимо работать по следующим направлениям:
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики. Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися.
Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно,
2. Борьба с пропусками занятий без уважительной причины является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия. Следует установить совместный контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика».
Когда прогулы носят систематический характер, необходимо известить социального педагога, администрацию школы для принятие мер к родителям, не выполняющих своих обязанностей, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием ребенка. Своевременное принятие мер в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.
3. Вовлечение детей и родителей в классную внеурочную деятельность (участие в мероприятиях, проводимых в классе, школе, городе). Организация занятости в каникулярное время.
4. Вовлечение детей кружки и спортивные секции
5. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать юношеский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих обучающихся на реализацию этой программы.
6. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике . Проведение бесед, лекций, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. Целесообразно акцентировать внимание учащихся не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм, широко используя примеры из практики правоохранительных органов, средств СМИ, ставя учащегося «в положение жертвы». Следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми. К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов, приглашать для проведения лекций правоведов, психологов и других специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.
7. Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо информировать родителей о широком распространении наркотиков в подростковой среде, подготовить и раздать родителям «памятки» о проявлениях наркомании у подростков и оказании им своевременной помощи.
8. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Педагогическому коллективу надлежит проводить работу в этом направлении совместно с органами внутренних дел, родительской общественности, общественных организаций:
1. работа направленная на формирования у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу.
2. работа по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект.
Таким образом, система ранней профилактики СОП и социального сиротства с четко обозначенным содержанием деятельности, с участием всех субъектов профилактики способствует профилактике, дает эффективный результат.
Модель ранней профилактики социально-опасного положения и социального сиротства в образовательном учреждении
Выявление семей группы риска социально-опасного положения и социального сиротства |
Дифференциация по категориям (группы с разной степенью выраженности СОП) |
Координация и осуществление профилактической деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении
Представлена разработка программы по профилактике асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении...
Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении
Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности в образовательном учреждении...
Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях.
Содержание:Понятие суицид.Типы суицидального поведения . Динамика развития суицидального поведения.Причины суицида.Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков...
Эссе о роли и месте социального педагога в социально-педагогической деятельности образовательного учреждения
А кто такой "социальный педагог"? Как этому научить?? А что он делает в школе? Эти вопросы я слышу регулярно.. от родителей и даже от некоторых коллег.. Хотя при возникновении каких-либо поведенческих...
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Проблема социально-профессиональной компетентности руководителя рассмотрена в ряде исследователей Ю.Н. Белокопытов, А.Г. Ковалев, Г.В. Панасенко, А. Попов, Э.А. Уткин, М. Вудкок, Д. Фрэнсис, Р. Марр, ...
Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства в рамках программы "Школа - второй дом"Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества
Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества. Однако достичь поставленной цели можно только строя свою работу в тесном взаимодействии с сем...