Каким навыкам нужно обучать ребенка с РАС для независимой жизни.
материал
Для повышения качества жизни ребенка с РАС первостепенное значение приобретают так называемые жизненные навыки. Жизненные навыки – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.
Навыки самостоятельности, и навыки самопомощи являются одними из наиболее важных навыков, которым в первую очередь нужно обучать детей с РАС. Ребенок, который умеет называть предметы, или складывать пазлы, или отвечать на вопросы, не сможет пройти интеграцию, если при этом он не умеет пользоваться туалетом, следить за собственной гигиеной, есть с помощью столовых приборов и т.д.
Основанием для таких утверждений служит наблюдение за аутичными детьми, чьи родители обучают их навыкам, ориентируясь на практическую пользу. В список таких навыков, прежде всего, входит формирование навыков туалета, умения самостоятельно одеваться, пользоваться ложкой и есть разнообразную пищу, умения выполнять просьбы близких, нормативного поведения в общественных местах – в магазине, в маршрутке, при переходе через дорогу, где реабилитация ребёнка направлена на обучение именно этим навыкам, позволяющих ребёнку быть более независимым и уверенным. Такой ребёнок чувствует себя более счастливым и защищённым независимо от характера проблем, а окружающий мир он познаёт в кругу семьи на собственном житейском опыте.
Считаю, что одним из важнейших навыков, на формирование которого стоит потратить силы, является умение особого ребёнка сообщать о своих потребностях.
Но самое главное умение для любого ребёнка – это способность сотрудничать. Над формированием этого навыка терпеливо и последовательно должны работать родители и специалисты, учитывая индивидуальные интересы особого ребёнка. Именно мотивация является самым эффективным
инструментом не только по отношению к особым детям, но и по отношению к любому человеку. Ребёнок не научится правильно обращаться с просьбой, если родители мгновенно предоставляют ему всё, что угодно по первому крику. И маловероятно, что ребёнок будет охотно следовать указаниям взрослого, если его старания не поддерживаются и не поощряются.
Только после того, как сотрудничество установлено, можно анализировать и планировать необходимость обучения тому или иному навыку, в зависимости от потенциала ребёнка. Главное, чтобы это обучение осуществлялось последовательно и соотносилось с возможностями ребёнка независимо от его биологического возраста.
Основная ошибка, которую совершает каждая мама — недоверие собственному чаду в бытовых вопросах. В зависимости от направленности и глубины расстройства, ребенку с аутизмом может быть сложно выполнять простые бытовые задачи: убирать со стола, одеваться, поддерживать порядок, следить за внешним видом и т. д.
- Обычно родителям всегда проще застегнуть самим пуговицы, чем смотреть на то, как малыш может и за полчаса не справиться с задачей. Это же касается и требования по порядку и бытовым навыкам. Такое решение неправильное, ребенок уже с детства должен учиться независимости. Даже если у него на выполнение простого дела уйдет больше времени, чем у обычного ребенка, ему нужно сделать его самому.
Неумение решать бытовые вопросы привязывает детей намертво к родителям. Для детей с аутизмом независимость – одно из самых важных достижений.
Каждый ребенок способен учиться, все зависит от степени развития отклонений и времени, когда поставлен диагноз. Чем раньше родители начали заниматься коррекцией и лечением, тем быстрее малыш приобретет навыки, научится общаться с обычными детьми и станет относительно самостоятельным. Не стоит наседать на ребенка. Постепенно делая маленькие шаги можно научиться вместе простейшим вещам. Определенных сроков нет, все должно проходить в игровой форме с должной долей терпения.
управляться с одеждой – ему может быть сложно понять, когда надо переодеться и что надеть, но как одеться, в каком порядке, справиться с замками, шнурками его можно научить;
§ справляться с естественным желанием поесть или попить, когда нет рядом взрослых – как набрать себе воды, как сделать элементарный бутерброд или где взять еду в доме;
§ убирать за собой – отнести на место вещи, поставить посуду в мойку или убрать игрушки;
§ просить помощи у чужих – иногда он может оказаться в ситуации, когда рядом нет понимающего родителя, он должен объяснить, что ему нужна помощь, постороннему человеку;
Главное – терпение и желание. Дети хорошо обучаются и могут достичь такого уровня, что у них и не заподозришь расстройство аутического спектра
§ Человек с аутизмом не только может, но и должен жить своей жизнью. До определенного возраста родители воспитывают навыки в ребенке. Если уровень заболевания достаточно сложный, ему придется помогать, но основные бытовые вопросы он должен решать сам. Так как взрослая жизнь не жалеет, родители должны дать толчок развитию ребенка, но не всегда вести его за руку.
Дети с аутизмом более сложно и непривычно воспринимают окружающий мир, но это не говорит о том, что они не должны учиться обыкновенным бытовым навыкам. Это поможет их социализации и шагам к обычной жизни. Поэтому родителям стоит приложить максимальные усилия для того чтобы остановится и дать возможность ребенку сделать это самому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navyki_nezavisimoy_zhizni_ras.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Каким навыкам нужно обучать ребенка с РАС для независимой жизни.
Для повышения качества жизни ребенка с РАС первостепенное значение приобретают так называемые жизненные навыки. Жизненные навыки – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.
Навыки самостоятельности, и навыки самопомощи являются одними из наиболее важных навыков, которым в первую очередь нужно обучать детей с РАС. Ребенок, который умеет называть предметы, или складывать пазлы, или отвечать на вопросы, не сможет пройти интеграцию, если при этом он не умеет пользоваться туалетом, следить за собственной гигиеной, есть с помощью столовых приборов и т.д.
Основанием для таких утверждений служит наблюдение за аутичными детьми, чьи родители обучают их навыкам, ориентируясь на практическую пользу. В список таких навыков, прежде всего, входит формирование навыков туалета, умения самостоятельно одеваться, пользоваться ложкой и есть разнообразную пищу, умения выполнять просьбы близких, нормативного поведения в общественных местах – в магазине, в маршрутке, при переходе через дорогу, где реабилитация ребёнка направлена на обучение именно этим навыкам, позволяющих ребёнку быть более независимым и уверенным. Такой ребёнок чувствует себя более счастливым и защищённым независимо от характера проблем, а окружающий мир он познаёт в кругу семьи на собственном житейском опыте.
Считаю, что одним из важнейших навыков, на формирование которого стоит потратить силы, является умение особого ребёнка сообщать о своих потребностях.
Но самое главное умение для любого ребёнка – это способность сотрудничать. Над формированием этого навыка терпеливо и последовательно должны работать родители и специалисты, учитывая индивидуальные интересы особого ребёнка. Именно мотивация является самым эффективным
инструментом не только по отношению к особым детям, но и по отношению к любому человеку. Ребёнок не научится правильно обращаться с просьбой, если родители мгновенно предоставляют ему всё, что угодно по первому крику. И маловероятно, что ребёнок будет охотно следовать указаниям взрослого, если его старания не поддерживаются и не поощряются.
Только после того, как сотрудничество установлено, можно анализировать и планировать необходимость обучения тому или иному навыку, в зависимости от потенциала ребёнка. Главное, чтобы это обучение осуществлялось последовательно и соотносилось с возможностями ребёнка независимо от его биологического возраста.
Основная ошибка, которую совершает каждая мама — недоверие собственному чаду в бытовых вопросах. В зависимости от направленности и глубины расстройства, ребенку с аутизмом может быть сложно выполнять простые бытовые задачи: убирать со стола, одеваться, поддерживать порядок, следить за внешним видом и т. д.
- Обычно родителям всегда проще застегнуть самим пуговицы, чем смотреть на то, как малыш может и за полчаса не справиться с задачей. Это же касается и требования по порядку и бытовым навыкам. Такое решение неправильное, ребенок уже с детства должен учиться независимости. Даже если у него на выполнение простого дела уйдет больше времени, чем у обычного ребенка, ему нужно сделать его самому.
Неумение решать бытовые вопросы привязывает детей намертво к родителям. Для детей с аутизмом независимость – одно из самых важных достижений.
Каждый ребенок способен учиться, все зависит от степени развития отклонений и времени, когда поставлен диагноз. Чем раньше родители начали заниматься коррекцией и лечением, тем быстрее малыш приобретет навыки, научится общаться с обычными детьми и станет относительно самостоятельным. Не стоит наседать на ребенка. Постепенно делая маленькие шаги можно научиться вместе простейшим вещам. Определенных сроков нет, все должно проходить в игровой форме с должной долей терпения.
управляться с одеждой – ему может быть сложно понять, когда надо переодеться и что надеть, но как одеться, в каком порядке, справиться с замками, шнурками его можно научить;
- справляться с естественным желанием поесть или попить, когда нет рядом взрослых – как набрать себе воды, как сделать элементарный бутерброд или где взять еду в доме;
- убирать за собой – отнести на место вещи, поставить посуду в мойку или убрать игрушки;
- просить помощи у чужих – иногда он может оказаться в ситуации, когда рядом нет понимающего родителя, он должен объяснить, что ему нужна помощь, постороннему человеку;
Главное – терпение и желание. Дети хорошо обучаются и могут достичь такого уровня, что у них и не заподозришь расстройство аутического спектра
- Человек с аутизмом не только может, но и должен жить своей жизнью. До определенного возраста родители воспитывают навыки в ребенке. Если уровень заболевания достаточно сложный, ему придется помогать, но основные бытовые вопросы он должен решать сам. Так как взрослая жизнь не жалеет, родители должны дать толчок развитию ребенка, но не всегда вести его за руку.
Дети с аутизмом более сложно и непривычно воспринимают окружающий мир, но это не говорит о том, что они не должны учиться обыкновенным бытовым навыкам. Это поможет их социализации и шагам к обычной жизни. Поэтому родителям стоит приложить максимальные усилия для того чтобы остановится и дать возможность ребенку сделать это самому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кем быть? Какую профессию выбрать? Как помочь ребенку выбрать свой путь в жизни..."
"Кем быть? Какую профессию выбрать? Как помочь ребенку выбрать свой путь в жизни..."...
Презентация к родительскому собранию в 6 классе "Какие нравственные ценности нужны моему ребенку?"
Задачи собрания: 1. Обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты учащихся 6 класса.2. Формировать у родителей понимание необходимости воспитания нравственных качеств юного поколения,...
Консультация для родителей "Какие игрушки нужны вашему ребенку"
Консультация для родителей" Какие игрушки нужны вашим детям?".Какие игрушки нужны вашим детям? Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозрева...
Детей можно и нужно обучать первой помощи!
О необходимости обучения детей оказанию первой помощи...
Финансовая грамотность или как обучить ребенка главным реалиям современной жизни товарно-денежных отношений
Финансовая грамотность имеет огромную значимость в подготовке ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении эконо...
Статья педагога дополнительного образования Терентьева А.С на тему "почему детей нужно обучать шахматам?"
Статья на тему "почему детей нужно обучать шахматам?"...
Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы
В статье рассматривается польза занятия шахматами....