Рабочая программа химия 9 кл.
рабочая программа по химии (9 класс)

Конакова Екатерина Сергеевна

рабочая программа химия 9 кл к УМК Габриелян О.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9himiya.docx79.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кушкинская основная общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО

на заседании ШМО

Протокол №__от ______

Руководитель ШМО

_______Трушкова В.М.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________Елисеева Е.К.

«___»__________ 2020  г.

УТВЕРЖДАЮ

            Директор МБОУ  

Приказ от______ № ____

_______Возжунина Н. С.

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

учебного курса  «Химия»

Класс: ___9___

Рабочую программу составила

учитель высшей категории Конакова Е. С.

                               


с.Кушки 2020г.

ВВОДНАЯ   ЧАСТЬ

Особенности Рабочей программы

Уровень образования: основное общее образование

Уровень изучения предмета: базовый

Срок реализации программы -2020/2021   гг.

Количество часов по учебному плану: всего – __68__ ч/год;  _2_ч/неделю

      Программа составлена  на основе:  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2011)

Учебник _ Габриелян О.С. Химия 8-9 класс. – М.: ДРОФА, 2019, 2020 г.

Программа  разработана в соответствии  с:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования        и науки Российской Федерации  от 30.08.2013 № 1015;

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным,  приказомМинистерства        образования        и науки   Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования        и     науки        Российской Федерации  от 31.12.2015 №1577;

Основной образовательной программой школы и  Учебным планом школы;

Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации ( авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

Примерной программы основного общего образования,  авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2011)

Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.

УМК предметной линии учебников О.С.Габриеляна, издательство «Дрофа»,  2019г.

В учебном плане МБОУ «Кушкинская ООШ» на 2019-2020 учебный год  отведено для

 обязательного изучения предмета химии в 8 классе 68 часов (из расчета 2 часа в неделю).    

Методическое обеспечение:

Программа для общеобразовательных учреждений, авторской программыа О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2011)

Учебник  А.В. Перышкина Физика 8 класс Дрофа, 2019г  предметной линии учебников В. В. Перышкина

Рабочая тетрадь к  О.С.Габриеляна  Химия 8 класс Дрофа, 2019г  

Диагностические работы к учебнику О.С.Габриеляна  Химия 8 класс Дрофа, 2019г  

Методическое пособие предметной линии учебников О.С.Габриеляна  Химия 8-9 кл, издательство «Дрофа»2019г.

Срок реализации программы -2020/2021 гг.  На реализацию данной программы, согласно учебному плану учреждения, отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Структура рабочей программы

Рабочая программа включает следующие обязательные элементы:

титульный лист;

вводная часть (пояснительную записку); 

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии    класса; 

контроль уровня обученности, контрольно-измерительные материалы с указанием основного инструментария для оценивания результатов

учебно-тематический план; 

содержание тем учебного курса; 

тематическое планирование

календарно-тематический  план

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты освоения учебного предмета:

1.В познавательной сфере:

  • давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая  таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;
  • описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
  • описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
  • классифицировать изученные объекты и явления;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
  • моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;

2.Вценностно – ориентационной сфере:

  • анализировать  и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

3. В трудовой сфере:

  • проводить химический эксперимент;

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Личностные результаты обучения химии:

  •  в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической   деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные результаты обучения химии:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Контроль уровня обученности, контрольно-измерительные материалы с указанием основного инструментария для оценивания результатов

Для оценивания качества знаний учащихся (УУД), применяется несколько видов контроля: предварительный, текущий и итоговый.

Предварительный контроль- входная контрольная работа  на второй неделе в виде теста приближенного по форме к ОГЭ.

Текущий контроль проводится по таким видам работ: устный опрос, химические диктанты (проверка формул, понятий и определений), дидактический карточки, тесты, контрольные работы (разноуровневые), творческие работы, выступления с сообщениями и рефератами, проектные работы, лабораторные и практические работы и зачеты.

Итоговый контроль: итоговые контрольные работы за год по всем темам ( или за полугодие) в виде теста приближенного по форме к ОГЭ.

Контрольно – измерительные материалы в рабочей программе  представлены в виде тестовых заданий. Система тестовых заданий имеет разные уровни сложности, согласно которым они сгруппированы в разные наборы. В настоящей программе предлагаются тесты двух и трех  уровней сложности: уровень А – низкий («3») , уровень В  – высокий «4» и С решение расчетных задач -«5»). Каждый уровень содержит по два варианта.

  Виды тестовых  заданий в КИМах :

Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких.

Задания с выбором нескольких правильных ответов.

Задания на сопоставление объекта  с его свойствами, особенностями.

Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов.

Задания на дополнение, вставку пропущенных терминов.

Задания на выявление ошибок в тексте.

Задания со свободным ответом.

Задания в рисунках

Тестовые задания можно варьировать или заменять вопросы, корректировать их содержание в рамках учебного материала, с учетом особенностей учащихся.

Оценка тестовых заданий:

Предлагаемая система оценок для рабочей программы исходит из возрастающей шкалы стоимости вопросов из разных заданий. Правильный ответ за каждый вопрос из заданий А стоит один балл, из задний В –2- 3балла,  Любой уровень позволяет набирать максимальную сумму балов, которая затем переводится в оценку.

Итоговая контрольная работа построена по аналогии с тестами  ЕГЭ, содержит три части: А, В, С. Поэтому предусмотрены только два варианта. В зависимости от набранных баллов, выставляется оценка.

        СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций.  Периодический закон и Периодическая система

химических элементов Д. И. Менделеева  (10 ч)

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации.

Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.

Лабораторные опыты.

1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2.Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами.

5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.

6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.

Тема 1. Металлы  (14 ч)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2   и Fe+3 .

 Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации.

Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты.

12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13. Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15. Взаимодействие кальция с водой. 16.Получение гидроксида кальция и исследование его свойств.

17. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 18. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов  и их соединений  (2 ч)1

1. Осуществление цепочки химических превращений. 2. Получение и свойства соединений металлов.  3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.

Тема 3. Неметаллы  (25 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева,особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) какмера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Водород.Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Вода.

Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

Общая характеристика галогенов.

Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства.

Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера.

Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот.

Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).

Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор.

Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод.

Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний.

Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации.

Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты.

20. Получение и распознавание водорода. 21. Исследование поверхностного натяжения воды. 22.Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. 23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 24. Изготовление гипсового отпечатка.

 25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 26. Ознакомление с составом минеральной воды. 27. Качественная реакция на галогенид-ионы. 28. Получение и распознавание кислорода. 29. Горение серы на воздухе и в кислороде. 30.Свойства разбавленной серной кислоты. 31. Изучение свойств аммиака. 32. Распознавание солей аммония. 33. Свойства разбавленной азотной кислоты. 34. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 36. Распознавание фосфатов. 37. Горение угля в кислороде. 38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.

40. Разложение гидрокарбоната натрия. 41. Получение кремневой  кислоты и изучение ее свойств.

Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (3 ч)1

1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов». 2. Решение экспериментальных задач по теме«Подгруппа кислорода». 3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода». 5. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка

к государственной итоговой аттестации (ГИА)  (10 ч)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов.

Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие

границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксидыи гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по химии:

 1. Оценка устного ответа.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся

не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены

несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы,

в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух

несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работ учитываются требования единого орфографического режима.

5.Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест используется для периодического

контроля.

Для любого теста из любого количества вопросов используется следующая шкала:

100%-96% правильных ответов – оценка «5»;

95%-76% правильных ответов – оценка «4»;

75%-50% правильных ответов – оценка «3»;

менее 50% правильных ответов – оценка «2».

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

№ главы

Название главы

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

10

№1

1.

Металлы

18

№1-3

№2

3.

Неметаллы

28

№4-6

№3

5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ГИА.

10

№4

6.

Резерв

2

Итого

68

6

4

Календарно-тематическое планирование

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:


УОНЗ - Уроки «открытия» нового знания.

УОУР - Уроки отработки умения и  рефлексии.

УСЗ - Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности).

УРК-Уроки развивающего контроля.

КУ – Комбинированный урок.

РК-Региональный компонент

п/п

Тема урока.  \ тип урока \    региональное содержание

Количество часов

практическая часть программы;\

подготовка к ВПР, ГИА

Характеристика основних видов деятельности

Д.з.

Дата

по плану

Дата

по факту

Введение (5 ч.)

5

Характеризовать химические элементы 1—3-го периодов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Аргументировать свойства оксидов и гидроксидов металлов и неметаллов посредством молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций

Объяснять, что такое амфотерные соединения. Наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью русского (родного) языка и языка химии. Характеризовать двойственный характер свойств амфотерных оксидов и гидроксидов .Моделировать химические закономерности с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической  или знаково-символической форме

Характеризовать роль химических элементов в живой и неживой природе. Классифицировать химические элементы в клетках на макро- и микроэлементы, химические реакции по различным основаниям. Составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций. Определять окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления. Наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью русского (родного) языка и языка химии;Объяснять, что такое скорость химической реакции,  катализатор. Наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью русского (родного) языка и языка химии. Самостоятельно проводить опыты, подтверждающие влияние катализаторов на скорость

1 (1).

Инструктаж по ТБ  в кабинете. Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе

Д. И. Менделеева  УОНЗ

1

Повт.8кл.§7-9,§1,3

2 (2).

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления

 КУ

1

Повт.8кл.§3

3 (3).

Амфотерные оксиды и гидроксиды

УРК

 1

Практическая работа №1 «Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием»

 §2,упр.1-3

4 (4).

Периодический

закон и Периодическая система

Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома

КУ

1

§4, упр.1-3

5(5)

Химическая

организация живой и неживой природы

УОУР

1

§  

6(6)

Классификация

химических реакций по различным основаниям

§  

7(7)

Понятие о скорости

 химической реакции

§  

8 (8)

Катализаторы

§   и

9(9)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение»

§  

10 (10)

Контрольная работа№1

 по теме  «Введение»

§  

Тема 1. Металлы(18ч.)

Объяснять, что такое металлы. Различать формы существования металлов: элементы и простые веществам Характеризовать химические элементы-металлы по их положениюПСХЭ Д. И. Менделеева. Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, видом химической связи, типом кристаллической решетки металлов — простых веществ и их соединений.

Объяснять, что такое ряд активности металлов. Применять его для характеристики химических свойств простых веществ-металлов. Обобщать систему химических свойств металлов как «восстановительные свойства». Составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов в свете учения об окислительно-восстановительных процессах, а реакции с участием электролитов представлять также и в ионном виде. Классифицировать формы природных соединений металлов.  Характеризовать способы защиты металлов от коррозии. Объяснять этимологию названия группы «щелочные металлы». Давать общую характеристику металлов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Предсказывать физические и химические свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов на основе их состава и строения и подтверждать прогнозы уравнениями соответствующих реакций. Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием щелочных металлов и их соединений. Объяснять этимологию названия группы «щелочноземельные металлы». Характеризовать строение, физические и химические свойства металлов в свете общего, особенного и единичного.

Описывать строение, физические и химические свойства металлов, подтверждая их соответствующими уравнениями реакций. Объяснять двойственный характер химических свойств оксида и гидроксида железа. Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием железа и его соединений. Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.  Получать химическую информацию из различных источников.

Формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента. Определять (исходя из учебной задачи) необходимость использования наблюдения или эксперимента

11 (1).

Положение

элементов-металлов в Периодической системе

Д. И. Менделеева и особенности строения их

атомов. Физические

свойства металлов. Сплавы

УОНЗ

1

§  

12 (2).

Химические свойства металлов КУ

1

§  

13(3)

Металлы в природе. Общие

способы их

получения  УОУР

1

§  

14 (4)

Решение расчетных задач с понятием массовая доля выхода продукта КУ

1

§  

15 (5)

Понятие о коррозии металлов

1

§  

16(6).

Щелочные металлы: общая характеристика . КУ

1

§  

17(7).

Соединения щелочных металлов КУ

1

§  

18 (8).

Щелочноземельные металлы: общая характеристика  КУ

1

§  

19(9).

Соединения щелочноземельных металлов УОУР УСЗ

1

§  

20(10)

Алюминий – переходный элемент. Физические и химические свойства алюминия. Получение и применение алюминия

УРК

1

§  

21 (11)

Соединения алюминия —

оксид и гидроксид, их амфотерный характер.

§  

22 (12)

Практическая работа №1

Осуществление цепочки химических превращений

§  

23 (13)

Железо – элемент VIIIгруппы побочной подгруппы. Физические и химические свойства железа. Нахождение в природе.

§  

24 (14)

Соединения железа +2,+3 их качественное определение. Генетические ряды   Fe +2 и  Fe +3.

§  

25 (15)

Практическая работа №2

Получение и свойства соединений металлов

§  

26 (16)

Практическая работа №3

Решение экспериментальных

задач на распознавание и получение соединений металлов

§  

27 (17)

Обобщение знаний по теме «Металлы»

§  

28 (18)

Контрольная работа №2

по теме «Металлы»

§  

Тема 3. Неметаллы(28ч.)

7

Объяснять, что такое неметаллы, галогены, аллотропные видоизменения. Характеризовать химические элементы-неметаллы и простые вещества-неметаллы: строение, физические свойства неметаллов, способность к аллотропии. Раскрывать причины аллотропии Называть соединения неметаллов по формулам и составлять формулы по их названиям. Объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-неметаллов от их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Доказывать относительность понятий  «металл» и «неметалл» Характеризовать состав, физические и химические свойства, неметаллов нахождение в природе и применение воды. Составлять молекулярные уравнения реакций, отражающие химические свойства воды. Устанавливать причинно-следственные связи между химической связью, типом кристаллической решетки соединений серы, их физическими и химическими свойствами. Составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующих химические свойства соединений серы и серной кислоты. Описывать области применения серной кислоты в народном хозяйстве. Выполнять расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием серной кислоты. Сравнивать строение и свойства алмаза и графита. Описывать окислительно-восстановительные свойства углерода. Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности. Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом. Получать химическую информации из

различных источников. Представлять информацию по теме «Неметаллы» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ

Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Формулирование выводов по результатам проведенного эксперимента. Экспериментально исследовать свойства неметаллов и их соединений. Решать экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода». Обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.. Сотрудничать в процессе учебного взаимодействия при работе в группах

29 (1)

Общая характеристика неметаллов

1

§  

30 (2)

Общие химические свойства

неметаллов.

Неметаллы в природе и способы их получения

1

§  

31 (3)

Водород

1

§  

32 (4)

Вода

§   и задания к

33 (5)

Галогены: общая характеристика

1

§  

34 (6)

Соединения галогенов

1

§  

35 (7)

Практическая работа №4

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов»

§  

36 (8)

Кислород

§  

37 (9)

Сера, ее физичекие и химические свойства

§  

38 (10)

Соединения серы

§  

39 (11)

Серная кислота  как электролит и ее соли

§  

40 (12)

Серная кислота  как окислитель.  Получение и

применение серной кислоты

1

Решение задач

§  

41 (13)

Практическая работа №5

Решение экспериментальных задач по  теме «Подгруппа кислорода»

1

§  

42 (14)

Азот и его свойства

§  

43 (15)

Аммиак и его соединения. Соли аммония

§  

44 (16)

Оксиды азота

§  

45 (17)

Азотная кислота как электролит, её применение

§  

46 (18)

Азотная кислота как окислитель, её получение

§  

47 (19)

Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях

§  

48 (20)

Углерод

§  

49 (21)

Оксиды углерода

§  

50 (22)

Угольная кислота и её соли.

Жесткость воды и способы её устранения

§  

51 (23)

Кремний

§  

52 (24)

Соединения кремния

§  

53 (25)

Силикатная промышленность

§  

54 (26)

Практическая работа №6

Получение, собирание и распознавание газов

§  

55 (27)

Обобщение по теме «Неметаллы»

§  

56 (28)

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы»

 

Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

10

Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Выполнять тестовые задания. Выполнять тестовые задания по теме. Характеризовать общие, особенные и индивидуальные свойства кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации. Характеризовать окислительно-восстановительные реакции, окислитель и восстановитель.

Отличать этот тип реакций от реакций обмена. Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций с помощью электронного баланса. Классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам. Приводить примеры представителей конкретных классов и групп неорганических веществ

Знать химические свойства основных классов неорганических веществ. Выполнять тесты в формате ОГЭ

Адекватно оценивать свои успехи в освоении курса основной школы. Проецировать собственную образовательную траекторию по изучению химии в средней школе

57(1).

Периодический закон и Периодическая система

Д. И. Менделеева в свете теории строения  атома

1

§  

58(2).

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах.. Значение Периодического  закона

1

§  

59(3).

Виды химических связей и типы кристаллических решеток.

1

§  

60(4).

Классификация  химических реакций по различным признакам.

1

§  

61(5)

Скорость  химических реакций

1

§  

62(6)

Классификация   неорганических веществ

1

§  

63(7).

 Свойства неорганических веществ

1

Решение задач

§  

64(8).

Генетические  ряды металла,

неметалла и переходного металла

1

§  

 65 (9).

Тренинг-тестирование по вариантам ГИА прошлых лет и демоверсии

1

§  

66 10

Решение ПО ТИПУ  ГИА

1

§  

67(11

Контрольная работа №4

1

68 12

Итоговый урок

1

Основные понятия и термины курса.

Строение вещества

Химия – наука о веществах и их превращениях.

Вещество – (материя), то, из чего состоят физические тела.

Аллотропия — способность одного химического элемента образовывать несколько простых веществ, различающихся по строению и свойствам.

Атом – (греч. «неделимый») электронейтральная частица, Химический элемент – вид атомов.

Атомная единица массы (а.е.м.) — ровно 1/12 часть массы атома углерода 126C, в ядре которого 6 протонов и 6 нейтронов, а в электронной оболочке 6 электронов. Другое название — углеродная единица. Единица, в которой измеряют массу атомов, молекул и субатомных частиц.

Атомный вес (в численном выражении то же, что ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АТОМНАЯ МАССА) — масса атома какого-либо элемента, выраженная в атомных единицах массы (углеродных единицах). Атомный вес элемента равен среднему значению из атомных весов всех его природных изотопов с учетом их распространенности.

Атомный радиус r — это величина, характеризующая размер атома. Чем больше атомный радиус, тем дальше от ядра простирается его электронное облако. Большинство атомов имеют радиусы в пределах 0.05 — 0.2 нанометра (нм);

Атомное ядро – имеет положительный заряд, состоит из протонов и нейтронов (искл.Н)

Элементарные частицы – частицы, из которых состоит атом: электроны, нейтроны,

протоны.

Бинарные соединения — химические вещества, образованные двумя химическими элементами.

Бинарные соединения

Валентные электроны

Гидрокси́ды (гидроо́киси, водокиси) — неорганические соединения, содержащие в составе гидроксильную группу {\displaystyle {\ce {-OH}}}. Известны гидроксиды почти всех химических элементов; некоторые из них встречаются в природе в виде минералов. Гидроксиды щелочных и щёлочноземельных металлов, а также аммония являются растворимыми и называются щелочами.  Амфотерные гидроксиды.

Закон сохранения массы — масса веществ, вступающих в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции.

Изотопы — химические элементы с одинаковым числом протонов и электронов, но разным числом нейтронов.

Молекула – (греч. «маленькая»), мельчайшая частица вещества, наделенная всеми его

свойствами.

Простые вещества – вещества, молекулы которых состоят из атомов одного элемента;

делят на металлы и неметаллы.

Сложные вещества – вещества, молекулы которых состоят из нескольких элементов, в

неорганической химии основными классами сложных веществ являются оксиды,

гидрооксиды (основания), кислоты, соли.

Периодический закон (ПЗ) и периодическая система (ПСХЭ) Д. И.

Менделеева. - свойства элементов находятся в периодической зависимости от заряда их ядра(атомной массы).

ПСХЭ - графическое выражение периодического закона, состоит из вертикальных рядов –

периодов и горизонтальных рядов – групп.

Главная подгруппа (А) – у элементов этой подгруппы электроны накапливаются на

последнем уровне, с увеличением номера группы у элементов увеличивается количество

электронов на последнем уровне, металлические свойства ослабевают, неметаллические

усиливаются; номеру группы соответствует число электронов на последнем уровне

элемента.

Побочная подгруппа (В) - у элементов этой подгруппы электроны накапливаются на

предпоследнем уровне, а на последнем сохраняется 1-2 е, поэтому все элементы побочной

подгруппы – металлы.

Порядковый номер элемента – заряд его ядра, соответствует количеству (одинаковое)

электронов и протонов в атоме.

Химическая (молекулярная) формула – выражает при помощи условных обозначений

качественный и количественный состав молекулы вещества.

Атомная масса (ma ) – условная величина, измеряемая в атомных единицах массы (а.е.м.);

1 а. е. м. = 1/12 массы атома изотопа углерода (С) с массой 12 (массы атомов очень малы и

примерно равны 10-22- 10-24 грамма).

Относительная атомная масса (Аr) – численно равна атомной массе.Молекулярная масса (mм )– сумма масс атомов элементов в молекуле с учетом их количества.Относительная молекулярная масса (Мr) - численно равна молекулярной массе,величина безразмерная.

Количество вещества (n) – условная величина, измеряется в молях.

Молярная масса (М) – отношение массы вещества к количеству вещества (г/моль).

Массовая доля (растворенного вещества) W – отношение массы растворенного

вещества к массе раствора, измеряют в долях или % ( умножить на 100%).

Закон постоянства состава вещества – качественный и количественный состав молекул

веществ постоянен, независимо от способов их получения.

Закон сохранения массы и энергии – масса веществ вступивших в химическую реакцию

равна массе веществ образовавшихся в результате реакции.

Закон Авогадро (для газов) – 1 моль любого газа при нормальных условиях (н.у.)

занимает объем 22,4 литра.

Химическая связь – сила, которая объединяет атомы в молекулы, радикалы, кристаллы;

различают три основных вида химической связи: ковалентная, ионная, металлическая.

Ковалентная связь – связь за счет образования общих электронных пар валентными

электронами, различают полярную и неполярную ковалентную связь.Валентные электроны – неспаренные (одиночные) электроны последнего электронного

уровня.

Ковалентная неполярная связь – в молекулах простых веществ неметаллов, общие

электронные пары располагаются симметрично, поэтому не возникает электрических

зарядов, электромагнитного поля нет.

Ковалентная полярная связь – в молекулах сложных веществ за счет разницы в

электроотрицательности элементов общие электронные пары смещаются к элементу с

более высокой электроотрицательностью, возникают электрические заряды, появляется

электромагнитное поле.

Ионная связь – связь между ионами, когда у элементов в молекуле разница в

электроотрицательности очень велика – общие электронные пары почти полностью

смещаются к элементу с более высокой электроотрицательностью, образуются ионы.

Металлическая связь – связь между атомами-ионами и свободными электронами.

Электроотрицательность – способность элемента притягивать электроны.

Кристаллическая решетка – структура со строго упорядоченным в пространстве

расположением частиц: атомов, ионов, молекул; если между частицами (узлами решетки)

провести воображаемые линии – образуется геометрическая фигура.

Узлы кристаллической решетки – точки пространства, где закреплены частицы

вещества: атомы, ионы, молекулы.

Дисперсные системы – гетерогенные смеси, с размером частиц фазы от 1 нМ и более.

Растворы – гомогенные смеси, где размер частиц фазы менее 1 нМ (молекулы, ионы).

Дисперсная фаза – вещество, частицы которого распределены в объеме другого

вещества.Дисперсная среда – вещество, в объеме которого распределены частицы другого

вещества.

Электролит – вещество, раствор или расплав которого проводит электрический ток.

Электролитическая диссоциация – способность электролита распадаться(диссоциировать) на ионы в растворе или расплаве.Степень электролитической диссоциации – отношение числа диссоциировавших молекул к общему числу молекул растворенного вещества.

Ионы – заряженные частицы.Катионы (-) – положительно заряженные ионы, в электрическом поле движутся к катоду.Анионы (+) – отрицательно заряженные ионы, в электрическом поле движутся к аноду.

Оксиды – сложные вещества, молекулы которых состоят из двух элементов, один из

которых кислород; классифицируют на солеобразующие и несолеобразующие;

солеобразующие делят на основные и кислотные.

Основные оксиды – оксиды металлов, которым соответствуют основания.

Кислотные оксиды – оксиды неметаллов, которым соответствуют кислоты.

Основания (гидрооксиды) – сложные вещества, молекулы которых состоят из металлов

и гидроксогорупп.

Щелочи – растворимые в воде гидрооксиды.

Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и

кислотного остатка.

Соли – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов металла и кислотного

остатка; классифицируют на средние, кислые, основные, комплексные.

Кислые соли – соли многоосновных кислот, в которых не все атомы водорода замещены

на атомы металла.

Основные соли – соли, в которых помимо атомов металла и кислотного остатка

присутствует гидроксогруппа.

Химическая реакция – процесс, при котором молекулы исходных веществ разрушаются

и образуются молекулы новых веществ; реакции классифицируют по составу

реагирующих веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления, по

обратимости и т. д.

Химическое равновесие – состояние системы, при котором скорость прямой реакции

равна скорости обратной реакции.

Прямая реакция – реакция, направленная в сторону образования продуктов.

Обратная реакция – реакция, направленная в сторону образования исходных веществ.

Принцип Ле Шателье – если на систему, находящуюся в состоянии равновесия, оказать

воздействие, то равновесие системы сместится в сторону, противоположную

(противодействующую) оказанному воздействию.

Химический элемент — совокупность атомов с одинаковым зарядом атомных ядер.

Раствор, растворение.

Скорость химических реакций – для гомогенных систем это отношение изменения

концентрации реагирующих веществ за единицу времени.

Электролиты — вещества, растворы которых проводят электрический ток, что обусловлено распадом их на ионы.

Электролитическая диссоциация — распад молекул электролита в растворе с образованием положительно и отрицательно заряженных ионов (анионов и катионов).

Электрон — стабильная элементарная частица атома, обладающая отрицательным электрическим зарядом; обозначается символом е-

Электронная оболочка атома — область пространства наиболее вероятного нахождения электронов, имеющих одинаковое значение главного квантового числа n и, как следствие, располагающихся на близких энергетических уровнях. Число электронов в каждой электронной оболочке не может превышать определенного максимального значения.

Темы проектов, темы творческих работ

Темы исследовательских проектов по химии 9 класс

Определение поверхностного натяжения воды при наличии различных примесей.

Определение химического состава сливочного масла разных производителей.

Оптимизация заваривания чая.

Открытие ПСХЭ Д. И. Менделеевым случайность или закономерность.

Очистка и использование сточных вод

Передаточные механизмы и их виды.

Питание и здоровье.

Правда и ложь о водопроводной воде.

Природные и синтетические волокна.

Природные и синтетические красители.

Природные и синтетические лекарства.

Природные и синтетические моющие средства.

Производство газировок.

Производство зеркал.

Развитие пищевой промышленности.

Развитие пороха, ВВ и оружия.

Расчет выхода меди по току.

Рациональное питание (витамины и микроэлементы).

Реакции горения на производстве и в быту.

Роль металлов в создании исторического лица города.

Сахара в продуктах питания

Состав и лечебные свойства природной минеральной воды.

Съедобное из несъедобного (о синтетической пище).

Углеводы и их роль и значение в жизни человека.

Удобрения – добро или зло?

Фармацевт – это медик или химик?

Ферменты – что это?

Химическая сущность фотографии.

Химический анализ бензина.

Химия вокруг нас.

Химия и пища

Химия и экономика: основная номенклатура.

Химия космического корабля (запасы воздуха в твёрдом виде, очистка воды).

Химия целлюлозно-бумажного производства.

Электронным сигаретам-нет.

Энергосберегающие лампы и экологический кризис.

Темы проектов по химии для 9 класса

Примерные темы исследовательских работ по химии для учащихся 9 класса:

Анализ чипсов.

Безопасность эфирных масел.

Биологические и пищевые добавки.

Борьба с вредителями.

Влияние тяжелых металлов на активность фермента каталазы.

Влияние фторид-иона на эмаль зубов.

Вода, которую мы пьем

Водород как альтернативный вид топлива.

Водород.

Воздух, которым мы дышим

Все о пище с точки зрения химика

Есть ли память у воды?

Загрязнение снега.

Запахи, которые лечат (фитотерапия).

Изготовление батареи термопар и измерение температуры.

Изготовление самодельных приборов для демонстрации действия магнитного поля на проводник с током.

Изучение воздействия кислотных дождей на окружающую среду (растения, памятники).

Изучение состава и свойств противогололёдных реагентов, используемых на дорогах города.

Изучение ферментативной активности биологических жидкостей.

Изучение химической основы пищевых добавок.

Искусственное выращивание кристаллов, в т. ч. жемчуг, алмаз.

Использование минеральных удобрений.

Использование нефтепродуктов.

Исследование влияния концентрации реагирующих веществ, температуры и катализатора на скорость химической реакции.

Исследование орехов миндаля на содержание цианид- ионов.

Исследование физико-химических свойств крахмала.

Исследование химических свойств аспирина и изучение его влияния на организм человека.

Исследование химического состава мармелада.

Исследование химического состава чая.

Как получать электроэнергию из химических взаимодействий веществ (литиеникельные батарейки и другие виды).

Какие химические реакции переводят жидкость в четвёртое агрегатное состояние (плазма).

Карбоновые кислоты в жизни человека.

Коррозия железа в различных средах.

Красители - натуральные или искусственные?

Липовый ли мед?

Методы замораживания воды.

«Народное» применение неутилизированных бочек из-под химреагентов.

Наука на страже здоровья. Влияние ультразвука на организм человека и ультразвуковая диагностика.

Неблагоприятные экологические последствия работы тепловых двигателей.

О, шоколад! Полезное или вредное лакомство?

Определение качества воды в нашем водоёме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...

рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.

Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...

Рабочая программа "Химия и военное дело"

В связи с особенностью образовательного учреждения, в кадетском корпусе особое значение приобретает военно-патриотическая направленность в преподавании дисциплин.Задачи образовательного и воспитательн...

Рабочая программа "Химия" 9 класс

Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа: химия, 8 класс.

Рабочая программа составлена на основании Примерной программыосновного общего обра­зования по химии, а также программы курса химии дляучащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О...

Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна

Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...