Рабочая программа "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа по экономике (7 класс)
Рабочая проограмма "Основы финансовой грамотности" для 7-8 классов.
Рабочая программа составлена с учетом того, что дети впервые начинают изучать финансовую грамотность.
Содержание курса разработанно с указанием форм и видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_finansovoy_gramotnosti.docx | 51.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Атамановская средняя общеобразовательная школа»
Программа рекомендована к работе Педагогическим советом протокол №__от______2019 г. | Утверждаю ______________ Директор: Колокольцова Т.Н. Приказ №__от________2019 г. | ||||
Программа рассмотрена на ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол №__от_______2019 г. |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
для 7-8 классов
на 2019-2020 год
на 70 часов
Составитель:
Леммер К.В
учитель истории и обществознания
с. Атаманово
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.
Цели:
- Удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
- Приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье;
- Применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- Развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
- Воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
- Формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 7-8 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Задачи:
- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
- освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
Место курса в учебном плане:
Программа предназначена для обучающихся 7-8 классов. Срок реализации программы рассчитан на 1 год. Занятия по программе «Основы финансовой грамотности» проводятся 1 раз в неделю. На учебный год отводится 35 часов. В 7 классе 35 часов, в 8 классе 35 часов.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплекс:
- Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с.
- Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. /— М.: ВАКО, 2018. — 40 с
- Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
- Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 80 с.
- Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. К66 Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 160 с.
- Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Л13 Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 32 с.
- Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Л13 Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 60 с.
- Липсиц И.В., Рязанова О.И. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с.
- Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Р99 Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 76 с.
- Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Р99 Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 152 с.
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер, проектор, сканер, принтер.
Интернет-ресурсы:
- www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.com
- www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
- www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
- www.economicus.ru – Справочный портал по экономике.
- www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника».
- www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни
- Результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности»
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
- сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
- готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
- умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
- выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
- установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
- построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
- умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
- умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;
- нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;
- умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;
- установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
- умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
- умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
• самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
• формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);
• умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
- владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
- владение знаниями: ¸
- о структуре денежной массы; ¸
- о структуре доходов населения страны и способах её определения; ¸
- о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; ¸
- о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции; ¸
- об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; ¸
- о возможных нормах сбережения; ¸
- о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций; ¸
- о видах страхования; ¸
- о видах финансовых рисков; ¸
- о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; ¸
- о способах определения курса валют и мест обмена; ¸
- о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.
- Содержание курса «Основы финансовой грамотности»
7 класс.
Тема 1. Введение в курс «Финансовая грамотность»
Финансовая грамотность. Благосостояние. Финансовое поведение.
Формы организации: вводная лекция-беседа, дискуссия.
Виды деятельности: знать роль предмета «Основы финансовой грамотности», понятие «человеческий капитал», «деньги», их функции. Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов, распознавать свои активы и пассивы, уметь вести их учет.
Тема 2. Доходы и расходы семьи.
Потребности. Деньги. Бартер. Товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги. Товары и услуги. Семейный бюджет. Доходы и их источники (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам). Расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги). Личные доходы и личные расходы. Сбережения. Денежный долг.
Формы организации: финансовые бои, коммуникативные бои, рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций, занятие-игра «Управление денежными средствами семьи», «Осуществляем долгосрочное финансовое планирование», семинар «Почему в некоторых регионах мира сохранились товарные деньги», контроль знаний, работа в группах по 4-6 человек, практикум, интернет-игра.
Виды деятельности: Рассказывать что такое деньги, и какие они бывают, рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам, поиск актуальной информации на специальных сайтах, составление личного бюджета и бюджета семьи, выбор рациональных схем инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи, решение финансовых задач.
Тема 3. Риски потери денег и имущества
Страхование. Цели и функции страхования. Виды страхования. Страховой полис. Страховая компания. Больничный лист.
Формы организации: занятие-игра «Что делать, если мы попали в особую жизненную ситуацию», семинар «Нужно ли сегодня страхование жизни и здоровья», практикумы, дискуссия, работа с документами, аналитическая работа.
Виды деятельности: Постановка учебной задачи, поиск необходимой информации на сайтах банков, страховых компаний и других финансовых организаций, оценивание предлагаемых вариантов страхования,
Тема 4. Человек и государство: как они взаимодействуют.
Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Социальное пособие. Пособие по безработице. Пенсия. Стипендия.
Формы организации: практикум, занятие-игра «Налог и семейный бюджет», семинар «Чем опасна неуплата налогов для физического лица», контроль знаний, дискуссия, круглый стол, выступление учащихся с показом презентаций.
Виды деятельности: планирование расходов при уплате налогов, решение финансовых задач по вычислению заплаченных налогов, или расчету суммы, которую необходимо заплатить в качестве налога
Тема 5. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес.
Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог. Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Бизнес-инкубатор. Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.
Формы организации: занятие-игра «Увеличиваем семейные доходы с использованием финансовых услуг», контроль знаний, работа в группах, занятия-практикумы, познавательная беседа, творческая работа, работа с документами.
Виды деятельности: составление кроссворда с понятиями финансовой грамотности
8 класс.
Тема 1. Происхождение денег.
Эмиссия денег. Денежная масса. Покупательная способность денег. Центральный банк. Структура доходов населения. Видов эмиссии денег и механизмы её осуществления в современной экономике. Способы влияния государства на инфляцию. Состав денежной массы. Факторы, влияющие на размер доходов, получаемых из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи.
Формы организации: семинар «Каковы достоинства и недостатки символических денег», «Чем сегодня обеспечены деньги», контроль знаний, викторина, работа с документами, дискуссия, практическая работа.
Виды деятельности: знать и называть виды эмиссии денег и механизмы её осуществления в современной экономике, способы влияния государства на инфляцию.
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
Структура доходов семьи. Человеческий капитал. Благосостояние семьи. Структура доходов населения России и причины её изменения.
Формы организации: семинар «Как изменилась структура доходов населения России в сравнении с 1990-ми гг.». дискуссия, занятие-лекция, познавательная беседа, аналитическая работа.
Виды деятельности: состав денежной массы, факторы, влияющие на размер доходов, получаемых из различных источников, знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов.
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Контроль расходов семьи. Структура личных доходов.
Формы организации:
Мини-исследования и проекты, защита проектов, контроль знаний, занятие-игра, финансовые бои, коммуникативные бои, практикум, решение финансовых задач.
Виды деятельности:
поиск в Интернете сайтов социальных служб, анализирование и оценивание финансовых рисков, чтение договора с банком, расчет банковского процента и сумму выплат по вкладам, перевод одной валюты в другую, поиск информации об изменениях курса валют
Тема 4. Построение семейного бюджета.
Семейный бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет). Статьи расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов.
Формы организации: семинар «Как хорошо, когда цены снижаются! К чему ведет дефляция как для семей, так и для государства», контроль знаний, мини-исследование, выступление учащихся с показом презентаций, коммуникативные бои, решение практических задач.
Виды деятельности: практикум, составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса;
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.
Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания. Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережения на различных этапах жизненного цикла.
Формы организации: семинар «В каких случаях лучше всего пользоваться услугами банков для увеличения семейных доходов», занятие-лекция, учебная экскурсия, решение практических и экономических задач, аналитическая работа, викторина, конкурсы.
Виды деятельности: практикум, «Изучаем депозитный договор», «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора»;
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния
Финансовое планирование.
Формы организации: лекция-беседа, практикум, деловая игра, выступление учащихся с показом презентаций, работа с документами, круглый стол, творческая работа, решение практических и финансовых задач, игра с элементами тренинга.
Виды деятельности: практикум, составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование, виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски и виды рисков. Виды особых жизненных ситуаций, способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий. Виды страхования. Виды финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество). Способы сокращения финансовых рисков.
Формы организации: семинар «Нужно ли сегодня страховать жизнь и здоровье», контроль знаний, работа с документами, познавательная беседа, викторина,
Виды деятельности: знать понятие «Банковская система», функции центрального банка, уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации, знать виды банковских карт.
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 7 класса (приложение 1)
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 8 класса (приложение 2)
- Тематическое планирование . 7 класс
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Введение в курс «Финансовая грамотность» | 2 |
2 | Доходы и расходы семьи | 5 |
3 | Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 3 |
4 | Человек и государство: как они взаимодействуют. | 11 |
5 | Услуги финансовых организаций и собственный бизнес | 13 |
Итоговое повторение | 1 | |
Итого 35 |
Тематическое планирование. 8 класс.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Введение в курс «Финансовая грамотность» | 1 ч |
2 | Происхождение денег | 4 ч |
3 | Источники денежных средств семьи | 4 ч |
4 | Контроль семейных расходов | 4 ч |
5 | Построение семейного бюджета | 5 ч |
6 | Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | 4 ч |
7 | Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния | 6 ч |
8 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 6 ч |
Итоговое повторение-обобщение по курсу «Основы финансовой грамотности 8 класс» | 1 ч | |
Итого 35 |
Приложение 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Атамановская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендовано к работе Педагогическим советом протокол №__от______2019 г. | Утверждаю ______________ Директор: Колокольцова Т.Н. Приказ №__от________2019 г. | ||||
Рассмотрено на ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол №__от_______2019г. |
Календарно-тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
для 7 класса
на 2019-2020 год
на 35 часов
Составитель: учитель истории и
Обществознания Леммер К. В.
с. Атаманово
2019
Календарно-тематическое планирование. 7 класс
№ п/п | Дата | Тема |
Тема 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» (2 ч) | ||
1 | Почему важно развивать свою финансовую грамотность | |
2 | Учимся оценивать свое финансовое поведение и финансовое поведение людей | |
Тема 2. Доходы и расходы семьи (5 ч) | ||
3 | Деньги: что это такое. | |
4 | Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы. | |
5 | Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. | |
6 | Как сформировать семейный бюджет. | |
7 | Учебные мини-проекты: «Доходы семьи», «Расходы семьи» | |
Тема 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (3 ч) | ||
8 | Что такое страхование и для чего оно необходимо | |
9 | Как работает страховая компания | |
10 | Учебные мини-проекты «Страхование» | |
Тема 4. Человек и государство: как они взаимодействуют (11 ч) | ||
11 | Что такое налоги и почему их надо платить | |
12 | Какие бывают налоги | |
13 | Учимся считать налоги | |
14 | Игра «Считаем налоги семьи» | |
15 | Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства | |
16 | Как работает налоговая служба | |
17 | Учебные мини-проекты «Налоги» | |
18 | Что такое социальные пособия и какие они бывают | |
19 | Исследуем, какие социальные пособия получают люди | |
20 | Ролевая игра «Оформляем социальное пособие» | |
21 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и государство: как они взаимодействуют» | |
Тема 5. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (13 ч) | ||
22 | Для чего нужны банки | |
23 | Какие бывают вклады | |
24 | Что такое кредиты и надо ли их брать | |
25 | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья | |
26 | Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы | |
27 | Как работает банк | |
28 | Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи» | |
29 | Что мы знаем о бизнесе | |
30 | Как открыть фирму | |
31 | Ролевая игра «Открываем фирму» | |
32 | Что такое валюта и для чего она нужна | |
33 | Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях | |
34 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» | |
35 | Итоговое повторение по курсу: «Финансовая грамотность. 7 класс» |
Приложение 2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Атамановская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендовано к работе Педагогическим советом протокол №__от______2019 г. | Утверждаю ______________ Директор: Колокольцова Т.Н. Приказ №__от________2019 г. | ||||
Рассмотрено на ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол №__от_______2019г. |
Календарно-тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
для 8 класса
на 2019-2020 год
на 35 часов
Составитель: учитель истории и
Обществознания Леммер К. В.
с. Атаманово
2019
Календарно-тематическое планирование. 8 класс
№ | Дата | Тема |
1 | Введение в курс «Финансовая грамотность» (1 ч) | |
Тема 1. Происхождение денег (4 ч) | ||
2 | Деньги: что это такое | |
3 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи | |
4 | Круглый стол «Деньги их виды и функции» | |
5 | Повторение по теме: «Происхождение денег» | |
Тема 2. Источники денежных средств семьи (4 ч) | ||
6 | Какие бывают источники доходов | |
7 | От чего зависят личные и семейные доходы | |
8 | Какие способы заработка существуют для школьников в летние каникулы. | |
9 | Повторение по теме: «Источники денежных средств семьи» | |
Тема 3. Контроль семейных расходов (4 ч) | ||
10 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать | |
11 | Практикум: Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и продукты питания (какие возможности есть в вашем городе, селе, посёлке). | |
12 | Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы» | |
13 | Повторение по теме: «Контроль семейных расходов» | |
Тема 4. Построение семейного бюджета (5 ч) | ||
14 | Что такое семейный бюджет и как его построить | |
15 | Как оптимизировать семейный бюджет | |
16 | Как меняются семейные расходы в связи с рождением и взрослением детей. | |
17 | Занятие-игра «Составляем семейный бюджет» | |
18 | Обобщение результатов работы, представление проектов, тестовый контроль | |
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (4 ч) | ||
19 | Для чего нужны финансовые организации | |
20 | Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций | |
21 | Занятие-игра «Увеличиваем семейные доходы с помощью финансовых организаций» | |
22 | Повторение по теме: «Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций» | |
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния (6 ч) | ||
23 | Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование | |
24 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | |
25 | Что важнее для семьи: тратить деньги на текущее потребление, покупая одежду, обувь, бытовую технику и компьютеры, или вкладывать в капитальные ресурсы (квартира, дача, автомобиль). | |
26 | Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и продукты питания (какие возможности есть в вашем городе, селе, посёлке). | |
27 | Занятие-игра «Осуществляем долгосрочное финансовое планированием» | |
28 | Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль | |
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (6 ч) | ||
29 | Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца | |
30 | Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы | |
31 | Чем поможет страхование | |
32 | Решение логических задач «Страхование». | |
33 | Мини-проекты: «Что делать, если мы попали в особую жизненную ситуацию» | |
34 | Повторение по теме: «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться» | |
35 | Итоговое повторение-обобщение по курсу «Основы финансовой грамотности 8 класс» (1 ч) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Финансовая грамотность" 5 класс
laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 классов в сфере экономики семьи.Элективный курс финансовой грамотности – это учебный курс, в о...
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению...
Рабочая программа "Финансовая грамотность "
Рабочая программа по внеклассной работе в 8-9 классах изучения финансовой грамотности обучающихся .Финансовая грамотность -это знания в области финансов ,способность человека принимать обоснован...
Рабочая программа "Финансовая грамотность" 3 класс и 8 класс
Программа 3 класса разработана на основе пособия по финансовой грамотности С. Федина «Финансовая грамотность» для 2-3 классов, а также Методических рекомендаций для учителя Ю.Корлюговой &l...
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
Рабочая программа предмета «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с УМК В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими документ...
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
Данные рабочие программы по финансовой грамотности 5-9 классы составлены с учетом 1 час в нед...
Рабочая программа _Финансовая грамотность
Рабочая программа _Финансовая грамотность...