Рабочая программа по экономике 11 класс (базовый уровень)
рабочая программа по экономике (10, 11 класс)

Андреюк Константин Сергеевич

Рабочая программа по экономике 11 класс (базовый уровень)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 г. Охи

имени Героя Советского Союза  Дмитрия Михайловича Карбышева

РАССМОТРЕНО

МС
протокол №____

от «____» _______20____г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

по УВР

_________________

(Фамилия И.О.)

                   

 УТВЕРЖДАЮ

__________Л.Д. Водяницкая

директор  МБОУ  СОШ  № 7 им. Д.М.Карбышева  г.  Охи

Приказ №_____

 от «___»_________20__ г.

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

ЭКОНОМИКА 11 класс

(наименование учебного предмета)

базовый уровень, среднее общее образование

(уровень, ступень образования)

                                                      2017-2018 учебный год________________________

(срок реализации программы)

Составлена на основе:

Программы – Королевой  Г.Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2010..

Учителем:  Андреюком Константином Сергеевичем

г. Оха

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая (учебная) программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы среднего общего образования на базовом уровне по экономике, и авторской программы – Королевой  Г.Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 96с.

Рабочая программа рассчитана на 34  учебных часа в год (1 час в неделю) в 11 классе. Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме соответствуют примерной программе по предмету. Тематическое планирование рассчитано на базовый уровень, содержание тематического планирования и его структура соответствуют содержанию и структуре УМК. Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения.

Для реализации рабочей программы используется учебник:

  • Экономика: 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. –  2-е изд., дораб. и доп./ Г.Э.Королева, Т.В. Бурмистрова. - М.: Вентана - Граф, 2012

Цели и задачи курса:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Содержание предмета «Экономика» представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.

Основные содержательные линии:

  • человек и фирма;
  • человек и государство;
  • экономика домашнего хозяйства.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание предмета обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
  • Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
  • освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
  • написание творческих работ по экономическим вопросам.

На уроках используются следующие формы организации учебного процесса и формы контроля ЗУН:

  1.  устный контроль (ответ на вопрос, фронтальный опрос, анализ ситуации),
  2.  письменный контроль (тест, решение задач, эссе, ответ на вопрос).

Курс призван помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи контрольных вопросов, при выполнении практических работ, индивидуальных заданий, тестов, экономических  диктантов. Тематический контроль предполагается проводить после изучения крупных тем и по окончании курса, на тематический контроль отводятся специальные уроки. Виды контроля знаний, умений, навыков: стартовый, текущий, тематический, итоговый.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Реализация Программы в процессе обучения позволит обучающимся освоить ключевые компетенции, необходимые для социализации в экономической сфере. Изучение предмета «Экономика» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами «История», «География», «Обществознание», «Информатика» и «Математика». Экономические знания помогают понимать исторические и современные соци- ально-экономические процессы и вносят вклад в формирование компетенций, необходимых современному человеку для продолжения образования.


ОПИСАНИЕ МЕТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с базисным учебным планом среднего общего образования на изучение предмета «Экономика» в средней  школе выделяется 34 ч (1ч в неделю, 34 учебных недели). Согласно учебному плану МБОУ СОШ №7 г. Охи на 2017−2018 учебный год для изучения экономики в 11 «Б»  классе (социально-правовой профиль) отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема № 1  «Экономика и экономическая наука».        

.Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы ( заработная плата, рента, процент, прибыль)

Тема №2  «Экономические системы».

 Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Собственность. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

Тема № 3  «Рынок».

 Рыночный механизм.  Рыночное равновесие. Рыночные структуры. Конкуренция.

Тема № 4  «Фирма».        

Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Издержки, выручка прибыль.  Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок.  Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама.

Тема № 5  «Рынок труда и безработица» Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы.

Тема № 6  «Семейная экономика».

Рациональный потребитель.  Защита прав потребителя. Практическая  работа с Законом о правах потребителей. Семейный бюджет. Источники доходов се-мьи, основные виды расходов семьи. Реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство.Сбережения населения. Страхование. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит.

Тема 7. Роль государства в экономике.

 Общественные блага. Виды налогов. Государственный бюджет. Государственный долг.

Тема 8. ВВП.        

Понятие ВВП. Содержание Экономического роста. Фазы экономического цикла.

Тема  9. Основы денежной политики государства.Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Социальные последствия инфляции.

Тема 10. Элементы международной экономики.

Международная торговля. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы. Государственная политика в области международной торговли.

Тема 11.Основные проблемы экономики России        

Особенности современной экономики России.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Дата

При-меча-ния

план

факт

1

Экономика и экономическая наука. Главные вопросы экономики

6.09

2

Выбор и альтернативная стоимость

13.09

3

Типы экономических систем

20.09

4

Спрос

27.09

5

Предложение 

6

Рыночный механизм

7

Рыночное равновесие. Рыночные структуры.

8

Конкуренция и ее виды

9

Формы организации бизнеса

10

Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы.

11

Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы.

12

Издержки, выручка, прибыль

13

Издержки, выручка, прибыль

14

Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама

15

Бизнес-план предприятия

16

Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда.

17

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда

18

Семейный бюджет. Реальные и номинальные доходы семьи

19

Контрольная работа №1: «Экономика и человек. Экономика фирмы»

20

Предмет макроэкономики

21

Понятие ВВП

22

Экономический рост

23

Экономические циклы

24

Основы денежной политики государства.

25

Деньги

26

Инфляция. Социальные последствия инфляции

27

Банковская система

28

Финансовые институты

29

Роль государства в экономике. Общественные блага.

30

Государственный бюджет. Общественные блага. Государственный долг.

31

Налоги

32

Занятость и безработица.

33

Международная торговля

34

Контрольная работа №2: «Государство и экономика»


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

Изучение экономики является составной частью теоретической и практической подготовки старшеклассников к ЕГЭ по обществознанию. Предлагаемый курс нацелен на выработку практических умений и навыков старшеклассников в работе с экономической информацией; активизацию творческой деятельности учащихся в процессе изучения экономических проблем; развитие инициативности учащихся, самостоятельности принятия решений, умения работать в команде.

Активные формы обучения способствуют развитию творческих способностей учащихся, обеспечивают комфортную обстановку для детей с учётом их возрастных физических и психических особенностей. Применение активных форм обучения позволяет рационально сочетать различные виды деятельности на уроке по степени сложности: воспроизведение, логические задачи, творческие задания.

Среди активных форм обучения экономике в школе можно выделить следующие:

1) работа с наглядными пособиями;

2) работа со статистическими таблицами;

3) работа с экономической периодикой, в том числе с интернет-источниками;

4) анализ конкретных ситуаций;

5) экскурсия;

6) ролевая игра;

7) конкурс;

8) викторина;

9) урок-конференция;

10) встреча с консультантом;

11) экономический тренинг;

12) эссе;

13) межпредметный урок;

14) компьютерное моделирование микро- и макроэкономики;

15) проектно-исследовательская деятельность: маркетинго- вое исследование, разработка бизнес-плана фирмы и т. п.

По мере изучения тем курса необходимы контроль и оценка полученных знаний учащихся. Текущий контроль знаний осуществляется по ходу освоения материала.

1. В процессе работы с наглядными пособиями учитель может контролировать, как формируются определённые навыки учеников. Эта работа не требует формальных оценок, но обеспечивает обратную связь с учениками.

2. Для большинства тем курса составлены кроссворды, работа над которыми помогает учащимся освоить новые термины. Эту работу рекомендуется выполнять перед заданиями и тестами. Оценивать работу над кроссвордами можно по степени полноты и скорости их выполнения, например: оценку «5» могут получить первые 3—5 учеников, полностью решившие кроссворд.

3. В качестве домашнего задания могут быть использованы открытые вопросы и задачи практикума. Их оценка проводится в обычном порядке.

4. Тематические тесты текущего контроля рекомендуется выполнять в классе на оценку. Согласно принятой практике тесты по экономике рекомендуется оценивать следующим образом:

«5» — 80—85 % правильных ответов;

«4» — более 65—70 % правильных ответов;

«3» — более 50 % правильных ответов.

Итоговый контроль осуществляется в конце изучения всего курса или раздела. Для составления итогового теста учитель может самостоятельно сделать выборку из предложенных в практикуме заданий.

При итоговой оценке работы учащихся важно учитывать результаты как текущего контроля, так и заданий, включённых в систему активных форм обучения: тренингов, игр, конкурсов, компьютерного моделирования работы фирмы, проектно-исследовательской деятельности учащихся. Нередко именно эти результаты являются более объективными, поскольку позволяют не только определить уровень подготовки старшеклассников, но и отметить рост их личности, спланировать их дальней- шее образование и осознанный выбор профессии.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя

Основная:

Королева Г.Э, Бурмистрова Т.В. «Экономика. 10-11 классы». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф , 2012.

Азимов Л.Б. Преподавание курса  «Введение в экономику». - М.: Вита-Пресс, 1999.

Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. Кн. 1. - М.: Вита-Пресс, 2006.

Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. Кн. 2. - М.: Вита-Пресс, 2006

Дополнительная:

Чуканова М.М. Учебно-тематическое планирование курса «Введение в экономику». - М.: Вита-Пресс, 2006

   Литература для  учащихся                                                                                    

Основная:  

Экономика: 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. –  2-е изд., дораб. и доп./ Г.Э.Королева, Т.В. Бурмистрова. - М.: Вентана - Граф, 2012

Дополнительная:                                                                                                                  Экономика: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) /  Алексей Киреев.  – 3 –е изд., исправл. -  М.: Вита-Пресс, 2008.                                                                                                        

Экономика в графиках: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобр. учрежд.  / Алексей Киреев. – М.: Вита-Пресс,2010                                                          


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
  • уметь
  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  • описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
  • объяснять:взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • получения и оценки экономической информации;
  • составления семейного бюджета;

оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...