Рабочая программа по экономической теории для 10-11 классов социально-экономического профиля
рабочая программа по экономике (10, 11 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Экономическая теория» для 10-11 классов социально-экономического профиля составлена на основе программы Экономика: учебная программа среднего (полного) образования в 10–11 классах общеобразовательных школ Российской Федерации / Н. Ю. Бармин [и др.]. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ekonomicheskaya_teoriya_10-11_klass_2018.doc | 751.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 35»
г. Нижний Новгород, ул. Фруктовая, д. 8
тел. 432-14-17
РАССМОТРЕНО на МО УТВЕРЖДАЮ
Протокол №_______ от Директор МБОУ «Школа № 35»
«____» ____________ 2018 г. _______________ Степанова Л.И.
_________________________ «____» _______________ 2018 г.
Рабочая программа
по экономической теории для 10-11 классов
социально-экономического профиля
на 2018 - 2019 учебный год
Составитель:
учитель экономики
Порошина Светлана Владимировна
Нижний Новгород
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Экономическая теория» для 10-11 классов социально-экономического профиля составлена на основе программы Экономика: учебная программа среднего (полного) образования в 10–11 классах общеобразовательных школ Российской Федерации / Н. Ю. Бармин [и др.]. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.
- Общая характеристика учебного предмета
Преподавание экономики в общеобразовательных школах представляет собой важное явление в образовательной политике и направлено на предоставление учащимся старших классов возможности осмысления основ рыночного действия и мышления. Несмотря на то, что ядро экономического образования образует передача знаний и компетенций, которые позволяют понимать экономические взаимосвязи, экономическое образование также ставит перед собой цель развивать личность и, прежде всего, способствовать достижению зрелости. Предмет «Экономическая теория» вносит важный вклад в развитие культуры подрастающего поколения и связывает рыночно ориентированное мышление с общественной и социальной ответственностью. В соответствии с этим школьное экономическое образование преследует широкий спектр целей, потому как наряду с передачей знаний основ экономики и воспитания основной ценности – «готовности к изменениям» (предпринимательского духа) – центральными целями современного экономического образования являются развитие демократической гражданской культуры и формирование позитивного отношения к труду.
В рамках предмета «Экономическая теория» рассматриваются не только основные положения теоретической экономики, но и основы экономики предприятия, потому как именно эти знания имеют особую важность в экономической практике. Именно знания содержательных аспектов экономики предприятия являются наиболее важными для подготовки учащихся к последующей работе в сфере экономики.
Лежащее в основе этой учебной программы понимание экономики делает акцент на близких к реальности, проблемно-ориентированных и дидактически хорошо проработанных знаниях, как по экономической теории, так и по экономике предприятия, которые соответствуют трем принципам: устойчивое развитие, системность и навыки предпринимательства. Занятие, построенное в соответствии с этими тремя принципами, делает акцент на ответственность экономических субъектов / граждан за благосостояние общества, а также на значение основных гуманистических и демократических ценностей.
2. Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа по экономике является компетентностно-ориентированной, что означает, что особое внимание уделяется достигнутым результатам обучения.
В основу учебной программы положена двухмерная компетентностная модель, которая конкретизирует уровень сложных действий, основанных на передаваемых знаниях, умениях и компетенциях, а также ключевое содержание предмета.
На занятиях по экономике наряду с когнитивной передачей знаний и формированием предметных компетенций необходимо способствовать развитию социальных компетенций и личности учащегося. Это означает, что наравне с проблемно-ориентированной передачей знаний об экономических взаимосвязях и их критическим анализом следует реализовывать высокую дидактическую цель формирования личности посредством использования различных методов, охватывающих спектр от профессионального фронтального занятия до различных активных методов обучения (например, кейс-стади, деловые игры). Для оптимизации качества и эффективности занятия необходимо использовать различные технические средства обучения, при этом следует стремиться к целенаправленному использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ, например, исследования в Интернете).
3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Для реализации современных занятий по экономике необходимо соблюдение следующих дидактических принципов.
- Акцент на компетентностную ориентацию, так как знания и умения без их применения становятся инертными и только их трансфер на реальную деятельность приводит к активным знаниям и компетенциям. Вместо инертных и изолированных знаний учащиеся должны получить прежде всего практико-ориентированные знания и умения. Компетентностные модели являются основой для конкретизации и измерения целей образования. Поэтому в списке компетенций и учебных целей к отдельным темам приводятся именно те компетенции, которые могут быть реализованы и измерены в школьном контексте в рамках ограниченного количества часов.
Лежащая в основе учебной программы компетентностная модель позволяет отобразить учебные цели различной степени сложности, которые необходимы для формирования заданных компетенций:
- параметр комплексных действий «Описание» означает умение учащихся воспроизводить выученную информацию, в том числе своими словами. Формулировать учебные цели на этом уровне целесообразно с помощью следующих глаголов: назовите, перечислите, приведите, опишите, повторите, выразите, определите, вспомните, укажите;
- параметр комплексных действий «Объяснение» требует от учащихся большей доли самостоятельности, потому как этот параметр предполагает определенный учебный трансфер знаний (например, самостоятельно объяснять экономические понятия и проводить сравнение, например, между социальной и эко-социальной рыночной экономикой). Соответственно уровень сложности этого параметра действий учащихся выше по сравнению с параметром «Описание». Формулировать учебные цели на этом уровне целесообразно с помощью следующих глаголов: охарактеризуйте, сравните, объясните, поясните, выделите, распределите, перенесите, обобщите, сделайте вывод, выявите;
- параметр комплексных действий «Применение» направлен на то, чтобы учащиеся решали схожие задания в знакомом контексте. Речь идет о том, чтобы применять знание в конкретных ситуациях. Либо необходимо использовать имеющиеся знания, когда общая информация за счет приема аналогии будет перенесена на специфические ситуации, либо за счет многочисленных упражнений приобретенные по предмету навыки и умения будут использоваться для решения проблем. Формулировать учебные цели на этом уровне целесообразно с помощью следующих глаголов: разработайте, рассчитайте, выясните, интерпретируйте, решите, продемонстрируйте, продумайте, спланируйте, перенесите, используйте, примените, представьте, упорядочьте, обсудите, выявите;
- параметр комплексных действий «Анализ и оценка» нацелен напрямую на уровень компетенций. Здесь речь идет о том, чтобы дать учащимся возможность самостоятельно решать практические и проблемные задачи. Для этого, как правило, необходим анализ решающих факторов и/или их оценка. В отличие от уровня «Применение» задания более сложные – в них необходимо интегрировать полученные по одному содержательному направлению декларативные и процедурные знания. Формулировать учебные цели на этом уровне целесообразно с помощью следующих глаголов: скомбинируйте, интегрируйте, выберите, проанализируйте, оцените, рефлексируйте, структурируйте, исследуйте, определите взаимосвязи, выскажите мнение, установите связь, обобщите, аргументируйте, примите решение.
- Применение различных методов, а также средств обучения с использованием ИКТ. Актуальные педагогические исследования подтверждают, что для проведения профессионального занятия необходим сбалансированный набор различных методов. Кроме этого необходимо также использование различных технических средств обучения. Наряду с использованием традиционных средств обучения рекомендуется использовать дидактически целесообразные новые средства, потому как умение использовать информационные технологии (ИТ) является одной из ключевых компетенций, востребованных на рынке труда.
- Способствование пониманию экономики, в котором достаточно внимания уделено аспекту устойчивого развития, а также системному мышлению (системности). Современное экономическое образование должно проблематизировать ограниченность ресурсов и, как следствие, необходимость бережного отношения к производственному фактору «природа и сырье». Это указание следует давать не нарицательно, а напротив, необходимо разъяснить, как с помощью различных мер предприятия и экономическая политика могут учесть аспект устойчивости.
- Ориентация экономического образования на воспитание предпринимательского духа. Этот принцип заключается в передаче учащимся не только знаний по основам экономики, но и установок, компетенций и мнений, необходимых для основания собственного предприятия в будущем или понимания профессиональной деятельности с позиции «работник как сопредприниматель».
- Способствование развитию позитивного отношения к гражданскому обществу (воспитание гуманистических и демократических ценностей). Именно воспитание предпринимательского духа требует наличия гражданского общества, потому как воспитание предпринимательского духа не ограничивается основанием предприятия, а включает в себя понятие социального предпринимательства. Задача социальных предпринимателей состоит в том, чтобы создавать некоммерческие организации для дальнейшего развития гражданского общества. В этом смысле экономическое образование сможет активно участвовать в создании живого гражданского общества.
- Поддержка развития способности к критической оценке, в особенности в отношении экономических взаимосвязей. В связи с тем, что экономические тенденции оказывают сильное влияние на жизнь всех граждан страны, а также на приемлемость демократии и гражданского общества, в рамках предмета «Экономическая теория» учащимся необходимо дать знания центральных экономических взаимосвязей, а также на отдельных примерах продемонстрировать их критическую оценку.
- Формирование позитивного отношения к труду. В рамках современного экономического образования у учащихся необходимо развивать вторичные качества, такие как пунктуальность, точность и т. д. За счет разнообразных занятий у учащихся кроме всего прочего пробуждаются любознательность и интерес к миру труда. Рыночно ориентированное экономическое образование помогает объяснять учащимся, что они сами несут часть ответственности за их квалификацию на рынке труда и что работа только ради денег не соответствует ни требованиям рынка труда, ни принципам воспитания предпринимательского духа. Методическая реализация этого дидактического задела может быть осуществлена за счет экскурсий на предприятия, практики, работы на каникулах и т. д.
4. Структура программы
Эта программа ориентирована на цели и задачи воспитания предпринимательского духа, которые направлены не только на способствование развитию у учащихся позитивного отношения к динамичной и социально-уравновешенной рыночной экономике, выражающегося в открытости к изменениям, готовности к достижениям, принятии ответственности за общество и т. д. Кроме этого учащиеся должны приобрести основные знания и умения, дающие представление об открытии предприятия и соответствующих бизнес-процессах.
Программа включает в себя вопросы экономики предприятия (ЭП) и теоретической экономики (ЭТ – практической экономической политики).
Для организации преподавания тем по экономике предприятия (ЭП), входящих в программу предмета «Экономика», куррикулярными рамками является бизнес-план:
- как краеугольная концепция для введения в ЭП, воспитания предпринимательского духа, развития предпринимательского мышления, а также креативности (разработка бизнес-идей);
- как системное видение модулей по ЭП, так как поясняет, что для успешного открытия предприятия необходимы основные знания от маркетинга до простого финансового планирования.
Поэтому сразу после короткого теоретического обзора на первой ступени в
10 классе даются знания по бизнес-плану. Впоследствии будут подробно представлены все центральные составляющие бизнес-плана. Поэтому бизнес-план становится ведущей куррикулярной идеей введения в ЭП.
Для организации преподавания тем по экономической теории (ЭТ), входящих в программу предмета «Экономическая теория», куррикулярными рамками является понимание практической экономической политики, так как независимо от того, являются граждане предпринимателями или простыми работниками, важную роль для организации их экономических действий играет общественно-экономическое устройство общества, социальные и экологические стандарты.
Поэтому занятия в 10 классе начинаются с темы «Понимание рыночной экономики» с небольшим углублением в микроэкономику в качестве примеров.
5. Требования к результатам освоения: определение накопительных
и системных компетенций, приобретенных к концу учебного года
10 класс
Уровень сложности действий | Содержание действия |
Экономическая теория: введение в рыночную экономику | |
1 | Умение называть признаки различных систем рыночной экономики |
Умение описывать преимущества и недостатки систем рыночной экономики | |
Умение называть причины провалов рынка | |
Умение выделять виды провалов рынка | |
2 | Умение называть сходства и различия между «свободной рыночной экономикой», «социальной рыночной экономикой» и «экосоциальной рыночной экономикой» |
Умение объяснять суть рыночной экономики, прежде всего, в контексте рыночного механизма, институтов и общественных норм | |
Умение объяснять виды провалов рынка на конкретных примерах | |
Умение представлять роль государства в рыночной экономики | |
Умение объяснять условия, составляющие базу рыночной экономики | |
Умение объяснять основные цели экономической политики, направленные на создание общественного равновесия при рыночной экономике, а также на отдельных примерах давать характеристику конфликтов целей | |
3 | Умение давать характеристику современной российской экономике исходя из видов рыночной экономики |
Умение формулировать основные аспекты реформ, необходимых для дальнейшего развития рыночной экономики в России, в контексте глобальных технологических и экономических изменений | |
4 | Умение находить взаимосвязи между моделями рыночной экономики и основными видами поведения человека |
Умение давать оценку различным системам рыночной экономики | |
Структура, методы и модели экономической теории. Модель спроса и предложения | |
1 | Умение описывать задачи экономической теории |
Умение называть участников экономического кругооборота | |
Умение перечислять основные факторы, влияющие на формирование цены | |
Умение перечислять функции цены | |
Умение характеризовать различные виды рыночных структур | |
2 | Умение объяснять понятие и составляющие элементы экономической теории: экономическая теория, экономическая политика, финансы, микро- и макроэкономика |
Умение представлять экономический кругооборот в его основной форме | |
Умение описывать метод исследования «работа с моделями» и объяснять границы использования моделей | |
Умение объяснять модель спроса и предложения и ее границы | |
Умение объяснять понятие эластичности спроса | |
Умение характеризовать влияние государственного вмешательства в процесс рыночного ценообразования | |
Умение показывать различия рыночных структур, их преимущества и недостатки на конкретных примерах | |
3 | Умение изображать и интерпретировать различными способами функции спроса и предложения на основе конкретных данных |
Умение отображать на графике изменения в модели спроса и предложения, связанные с влиянием неценовых факторов | |
Умение изображать и интерпретировать эластичность спроса для стратегического планирования предприятия | |
Умение отображать на графике изменения в модели спроса и предложения, связанные с вмешательством государством в рыночное ценообразование | |
4 | Понимание роли моделей в экономической теории и особенно модели спроса и предложения в процессе ценообразования |
Умение приводить аргументы значимости моделей для принятия стратегических решений предприятием на конкретных примерах | |
Основы теории устойчивого развития | |
1 | Умение называть и описывать основные цели, государственные принципы и инструменты политики защиты окружающей среды |
2 | Умение объяснять основное значение внешних эффектов для объяснения издержек экологического ущерба |
Умение объяснять различные цели и принципы государственной политики защиты окружающей среды и исходящие из них конфликты целей, как, например, между принципом компенсации ущерба за счет виновного и принципом компенсации ущерба за счет общества | |
3 | Умение приводить наглядные примеры напряженных взаимоотношений экономики и экологии |
Умение показывать целесообразность объединения экономических и экологических мер на примере налога, взимаемого для финансирования охраны окружающей среды (налог Пигу) | |
Умение на основе конкретных примеров обсуждать роль государства в создании и решении экологических проблем | |
Умение воспроизводить границы экономического роста с учетом экспоненциального роста | |
4 | Умение анализировать результаты экологической политики государства по обеспечению устойчивого развития России |
Умение анализировать связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения политическими и экономическими инструментами | |
Умение разрабатывать экосоциальные проекты | |
Финансовый рынок | |
1 | Умение на основе конкретных данных показать значение финансового рынка для мировой экономики |
Умение называть важнейшие финансовые кризисы в истории | |
Умение определять структуру рынка | |
Умение называть основные финансовые инструменты | |
2 | Умение объяснять структуру и принцип работы фондовой биржи на примере деятельности крупнейших площадок мира |
Умение давать характеристику различных финансовых инструментов от акций до деривативов | |
Умение определять роль и значение финансового рынка в рыночной экономике | |
3 | Умение объяснять последствия финансовых кризисов для реальной экономики России на конкретных примерах |
Умение объяснять принцип работы финансового рычага (эффект левериджа) во время трансакций и спекуляций на финансовом рынке | |
Умение объяснять механизм биржевых операций на конкретных примерах | |
4 | Умение определять связь между финансовым рынком и реальной экономикой |
Умение выбирать определенную позицию по отношению к возникновению финансовых кризисов и их последствий | |
Умение выбирать определенную стратегию по управлению собственными финансами | |
Экономика предприятия: бизнес-план | |
1 | Умение описывать составляющие бизнес-плана |
Умение называть основные бизнес-процессы | |
Умение перечислять основные факторы размещения бизнеса | |
2 | Умение объяснять основные составляющие природы фирмы |
Умение объяснять главные факторы основания предприятия | |
Умение объяснять понятие «бизнес-идея» и ее значение для успеха предприятия | |
Умение объяснять шансы и риски, связанные с основанием предприятия | |
Умение объяснять главные шаги по основанию предприятия | |
Умение излагать основные правовые нормы, регулирующие процесс основания предприятия | |
3 | Умение сравнивать возможные преимущества и недостатки конкретного расположения бизнеса |
Умение разрабатывать бизнес-идею для определенного бизнеса, региона или страны | |
Умение оценивать собственные возможности для основания предприятия | |
4 | Умение анализировать предпосылки для основания предприятия |
Умение разрабатывать простой бизнес-план на основе имеющихся данных | |
Маркетинг | |
1 | Умение описывать виды и задачи маркетинговых исследований |
Умение описывать инструменты исследования рынка | |
Умение кратно характеризовать четыре составляющие маркетинга и их задачи | |
2 | Умение объяснять значение рыночной ориентации предприятия и основные цели маркетинга |
Умение различать варианты сегментирования рынка, определять целевой рынок и позиционирование предприятия | |
Умение объяснять значение доли рынка предприятия | |
Умение объяснять процессы логистики сбыта | |
Умение объяснять основные положения франшизы | |
3 | Умение подбирать для определенного вида информации подходящие инструменты исследования рынка |
Умение определять ширину/глубину реального ассортимента, а также приемлемые меры продуктовой политики | |
Умение на конкретных примерах определять использованный метод ценообразования, а также ценовую стратегию | |
Умение на конкретных примерах определять выбор путей и приемлемые меры сбыта продукта | |
Умение критически оценивать этические аспекты маркетинга | |
4 | Умение определять подходящую стратегию для выбора продукта/услуги |
Умение выбирать подходящие инструменты исследования рынка | |
Умение комбинировать меры продуктовой, ценовой, коммуникационной политики и политики сбыта в целесообразной программе маркетинга | |
Логистика | |
1 | Умение называть недостатки и преимущества централизованного и децентрализованного хранения запасов |
Умение называть основные критерии хорошей организации склада | |
Умение давать определение логистики и называть основные ее задачи | |
Умение описывать общую схему работы автоматической системы управления (АСУ) складом и логистикой | |
Умение описывать основные статьи расходов в логистике | |
2 | Умение различать и объяснять три вида закупок и ситуации, в которых они применимы |
Умение объяснять необходимость вычисления потребности в запасах | |
Умение объяснять роль функции утилизации в логистике | |
Умение объяснять влияние различных принципов закупок на окружающую среду в широком смысле | |
Умение объяснять закупочные процессы | |
3 | Умение применять метод расчета даты закупок на конкретных примерах |
Умение рассчитывать с помощью конкретных данных точное время и объем закупок | |
Умение на основе исходных данных производить калькуляцию закупочной цены | |
Умение рассчитывать оптимальное количество запасов | |
4 | Умение определять принцип оптимальной организации склада и оптимальный объем закупки |
Уметь вычислять издержки логистики | |
Умение выбирать оптимальный вариант транспортировки различных видов товаров | |
Организация предприятия и планирование персонала | |
1 | Умение перечислять основные формы структур предприятия и указывать их преимущества и недостатки |
Умения называть основные характеристики понятия «человеческий капитал» | |
Умение перечислять задачи управления персоналом | |
Умение описывать основные стили руководства и известные теории управления | |
Умение перечислять факторы, влияющие на мотивацию сотрудников | |
Умение называть основные формы оплаты труда | |
Умение называть основные составляющие трудового соглашения | |
Умение называть основные права и обязанности работника и работодателя при заключении трудового соглашения | |
Умение называть основные документы и требования по охране труда | |
2 | Умение объяснять связь между структурой и внутренними процессами предприятия |
Умение объяснять влияние качества человеческого капитала на производительность труда на предприятии | |
Умение составить описание объявления о вакансии | |
Умение прогнозировать возможное влияние стиля руководства на мотивацию сотрудников | |
Умение объяснять влияние конкретных мер кадровой политики с точки зрения важнейших теорий мотивации | |
Умение соотносить основные стили руководства и с известными теориями управления | |
Умение объяснять различные инструменты оценки и развития персонала | |
Умение сопоставлять различные формы оплаты труда | |
Умение резюмировать важнейшие документы трудового законодательства | |
3 | Умение по описанию предприятия определять организационную структуру и составлять органиграмму |
Умение составлять объявление о вакансии | |
Умение составлять эффективное резюме | |
4 | Умение на конкретных примерах анализировать структуру и процессы предприятия |
Умение анализировать объявления о работе | |
Умение анализировать влияние различных стилей руководства и кадровой политики на производительность сотрудников | |
Практикум «Правовые аспекты открытия, регистрации и ликвидации фирмы» | |
1 | Умение называть основные документы, регламентирующие открытие и закрытие фирмы |
Умение перечислять основные требования работодателя при приеме на работу | |
Умение описывать важнейшие составляющие трудового договора и должностных инструкций работника | |
2 | Умение определять порядок действий и оформления документации при организации и ликвидации фирмы |
Умение анализировать составляющие трудового договора при приеме на работу | |
Умение сравнивать требования должностных инструкций к различным категориям работников | |
Умение различать требования к резюме для работников разных должностей | |
3 | Умение на основе конкретных примеров проверять и обсуждать выполнение всех условий, необходимых для открытия фирмы |
Умение на конкретных примерах производить изменения в документации фирмы | |
4 | Умение составлять и анализировать документацию в предложенной ситуации |
Основы бухгалтерского учета | |
1 | Умение называть основные четыре вопроса бухгалтерского учета |
Умение называть три основные подсистемы бухгалтерского учета | |
2 | Умение объяснять и различать понятия: «выплата», «внесение платежа», «расход», «доход», «издержки» и «производительность» |
3 | Умение сопоставлять четыре основных вопроса бухгалтерского учета с его частными подсистемами |
Умение на основе примеров давать характеристику четырех основных вопросов бухгалтерского учета | |
4 | Умение сопоставлять основы бухгалтерского учета с частными подсистемами бухгалтерского учета |
Финансовый учет | |
1 | Умение называть задачи финансового расчета |
Умение приводить классические примеры выплат и внесения платежей | |
2 | Умение объяснять структуру основного финансового плана |
Умение объяснять структуру плана покрытия вложенных финансовых средств | |
Умение различать постоянные и переменные выплаты | |
3 | Умение на основе имеющихся данных производить финансовый расчет и определять превышение доходов над расходами или расходов над доходами |
Умение на основе имеющихся данных вычислять финансовый доход и точку самоокупаемости | |
Умение проводить сравнение фактических показателей с планом и вычислять разницу между ними | |
Умение обсуждать проблемы прогнозирования финансового плана | |
4 | Умение составлять финансовый план и анализировать проблемы финансового планирования |
Двойная система бухгалтерского учета | |
1 | Умение называть основные вопросы финансового бухгалтерского учета |
Умение перечислять важнейшие правовые положения и документы, обязывающие вести бухгалтерский учет | |
Умение давать определение понятий «инвентаризация», «инвентарь» и «баланс» | |
2 | Умение объяснять различные формы счетов (нумерированный счет, Т-счет, программный счет) |
Умение объяснять основные реестры бухгалтерского учета (кадастр, главная книга, вспомогательные книги) | |
Умение различать наличные средства и собственный капитал | |
3 | Умение характеризовать систему счетов – дебет и кредит |
Умение сальдировать счета | |
Умение проводить инвентаризацию хозяйства | |
Умение составлять баланс и вычислять размер собственного капитала или чистых активов | |
Умение на конкретных примерах демонстрировать проблемы оценки в балансе | |
Умение вычислять прибыль путем сопоставления размера собственного капитала за текущий и предшествующий годы | |
Умение составлять счет прибылей и убытков путем сопоставления расходов и доходов | |
Умение вычислять прибыль при помощи счета прибылей и убытков | |
Умение понимать двойную систему бухгалтерского учета, прежде всего двойного вычисления размера прибыли | |
Умение обосновывать понятие «двойная система бухгалтерского учета» | |
4 | Умение выявлять связи внутри двойной системы бухгалтерского учета, прежде всего между инвентарными счетами и счетами прибылей и убытков |
Текущие проводки: от начального к заключительному балансу | |
1 | Умение перечислять основные активные (имущество) и пассивные (капитал) инвентарные счета |
Умение перечислять основные счета прибылей и убытков (расходы, доходы) | |
2
| Умение объяснять разницу между операциями, влияющими на инвентарь, и операциями, влияющими на размер прибыли |
Умение объяснять влияние изъятия средств предприятия для личных целей предпринимателя и взноса личных средств предпринимателя на размер собственного капитала | |
Умение объяснять понятия «амортизация» и «проданный товар» | |
3 | Умение на основе имеющихся данных составлять простой начальный баланс |
Умение открывать инвентарные счета простого начального баланса, проводить простые операции с инвентарными счетами и закрывать инвентарные счета в конце года | |
Умение проводить простые операции со счетами прибылей и убытков (расходы, доходы) и закрывать счета прибылей и убытков в конце года | |
Умение проводить простые заключительные операции: проданный товар, амортизация, изъятие средств предприятия для личных целей предпринимателя, взнос личных средств предпринимателя | |
Умение на конкретных примерах проводить двойное вычисление прибыли при помощи сравнения размера собственного капитала за текущий и предшествующий годы и сопоставления прибылей и убытков | |
4 | Умение определять взаимосвязь между начальным и заключительным балансом, а также операциями, влияющими на инвентарь, и операциями, влияющими на размер прибыли |
Расчет издержек | |
1 | Умение перечислять основные задачи расчета издержек |
Умение давать определение понятиям: «удельные (средние и предельные) издержки», «общие издержки», «дополнительные издержки» и «альтернативные издержки (доход по капиталу и заработная плата предпринимателя)» | |
Умение давать определение экономических и бухгалтерских издержек | |
2 | Умение соотносить понятии «дополнительные издержки» и «альтернативные издержки» |
Умение рассчитывать экономические и бухгалтерские издержки | |
Умение объяснять понятия «место возникновения затрат» и «объект затрат» | |
Умение различать постоянные и переменные издержки | |
Умение различать общие и удельные издержки | |
3 | Умение на конкретных примерах рассчитывать различные виды издержек |
Умение на конкретных примерах показывать трансформацию расходов в издержки и связанные с ней проблемы оценки | |
Умение на основе имеющейся информации проводить простую трансформацию данных бухгалтерского учета в данные для расчета издержек | |
Умение делить издержки на постоянные и переменные и вычислять доход и точку самоокупаемости | |
Умение на конкретных примерах относить издержки к месту возникновения и объекту затрат | |
Умение на основе имеющихся данных производить простую калькуляцию себестоимости продукта | |
4 | Умение трансформировать расходы в издержки, вычислять доход и точку самоокупаемости, а также издержки одного объекта затрат и анализировать исходящие из этого последствия для экономики предприятия |
11 класс
Уровень сложности действий | Содержание действия |
Раздел «Экономика предприятия: бизнес-план» | |
Организационно-правовые формы | |
1 | Умение давать определение юридического лица |
Умение давать определение физического лица | |
Умение называть критерии выбора организационно0-правовой формы | |
Умение называть характеристики различных организационно-правовых форм бизнеса | |
2 | Умение на конкретных примерах давать сравнительную характеристику различных организационно-правовых форм бизнеса |
Умение на конкретных примерах описывать сходство и различия между правоспособностью и дееспособностью физических и юридических лиц | |
Умение излагать важнейшие правовые положения о предприятиях и занесении их в торговый и налоговый реестры | |
Умение на конкретных примерах давать сравнительную характеристику индивидуального предпринимателя и юридического лица | |
3 | Умение на основе конкретных примеров определять преимущества и недостатки организационно-правовых форм бизнеса |
Умение на основе конкретных примеров объяснять критерии выбора организационно-правовой формы | |
4 | Умение на основе конкретных примеров выбирать организационно-правовые формы в соответствии с заданными критериями |
Финансовый план | |
1 | Умение описывать системы бухгалтерского учета |
Умение описывать структуру баланса и отчета о прибылях и убытках | |
Умение называть источники финансовых средств для открытия бизнеса | |
Умение выделять группы затрат по различным характеристикам | |
Умение называть статистические методы инвестиционного расчета | |
Умение называть документы, необходимые для анализа кредитоспособности заемщика | |
Умение определять сложности при составлении финансового плана | |
Умение давать определения издержек | |
Умение называть статистические методы инвестиционного расчета | |
Умение называть динамические методы инвестиционного расчета (метод чистой приведенной стоимости, метод ускоренной амортизации, метод внутренней нормы доходности) | |
Умение называть причины проведения инвестиционных расчетов | |
Умение называть основные составляющие заявки на грант | |
2 | Умение различать и характеризовать основные источники финансирования предприятия |
Умение сравнивать основной и оборотный капиталы и их значение для предприятия | |
Умение характеризовать роль и функции финансовой службы предприятия | |
Умение объяснять взаимосвязи финансирования, инвестиций и бухгалтерского учета | |
Умение характеризовать экономическую сущность, состав и структуру оборотных средств предприятия | |
Умение характеризовать экономическую сущность, состав и структуру основных средств предприятия | |
Умение различать кратко- и долгосрочную потребность в капитале | |
Умение характеризовать основные техники прогнозирования | |
Умение объяснять характер динамики затрат на примере общих издержек и издержек на единицу продукции | |
Умение характеризовать основные виды задолженности предприятия и причины их возникновения | |
3 | Умение составлять начальный баланс |
Умение оценивать влияние хозяйственных операций на структуру баланса предприятия | |
Умение рассчитывать себестоимость единицы продукции | |
Умение рассчитывать амортизационные отчисления линейным методом | |
Умение прогнозировать объем продаж | |
Умение выбрать оптимальный способ кредитования | |
4 | Умение разрабатывать конкретные предложения по финансированию и инвестированию предприятия |
Умение на практике применять теорию издержек для принятия производственного решения | |
Умение дополнять и интерпретировать финансовые планы на основе заданной информации | |
Практикум разработка бизнес-плана | |
1 | Умение сформулировать бизнес-идею |
Умение называть основные типы классификации затрат | |
Умение называть основные источники финансирования бизнеса | |
Умение перечислять цели, задачи, функции бизнес-плана | |
Умение перечислить основные разделы бизнес-плана | |
2 | Умение объяснять понятие «бизнес-идея» и ее значение для успеха предприятия |
Умение объяснить взаимосвязь бизнес-идеи и рисков бизнеса | |
Умение выделять группы затрат по различным характеристикам | |
Умение различать источники финансирования | |
Умение объяснять роль основного и оборотного капитала | |
Умение объяснять кругооборот вложенных в производство средств | |
Умение объяснять содержание бизнес-плана (в целом) | |
3 | Умение выделять и анализировать основные достоинства и недостатки различных бизнес-идей |
Уметь формулировать цели бизнеса на конкретных примерах | |
Умение применять знания издержек при определении группы затрат на практических примерах | |
Умение характеризовать основные разделы бизнес-плана | |
4 | Умение разрабатывать бизнес-идею для конкретного бизнеса, региона, страны |
Умение разрабатывать простой бизнес-план на основе имеющихся данных | |
Умение применять знание методики расчета себестоимости на практическом примере – расчете себестоимости одного изделия | |
Раздел «Экономическая теория: макроэкономика и экономическая политика» | |
Основные направления экономической мысли | |
1 | Умение называть основные положения теории, ориентированной на предложение |
Умение называть основные положения теории, ориентированной на спрос | |
2 | Умение характеризовать задачи государства по улучшению экономической ситуации в рамках политики предложения |
Умение характеризовать задачи государства по улучшению экономической ситуации в рамках политики спроса | |
Умение излагать преимущества и недостатки, или границы и возможности двух направлений экономической мысли | |
3 | Умение интерпретировать и оценивать утверждения: «Предложение создает спрос» (Шумпетер) и «Спрос создает предложение» (Кейнс) |
Умение классифицировать современные методы правительства, используя критерии ориентации на спрос или предложение | |
4 | Умение сравнивать два центральных направления экономической мысли: кейнсианское и неоклассическое |
Умение видеть и аргументировать сходство мер экономической политики в разных подходах | |
Теория денег и кредитно-денежная политика | |
1 | Умение описывать этапы развития, виды, функции, особенности денег |
Умение описывать понятия «создание» и «уничтожение» денег | |
Умение описывать механизм инфляции | |
Умение называть инструменты кредитно-денежной политики ЦБ РФ | |
2 | Умение объяснять факторы внутренней и внешней стабильности национальной валюты |
Умение объяснять задачи и стратегию кредитно-денежной политики ЦБ РФ | |
Умение объяснять последствия инфляции | |
3 | Умение представлять различные виды инфляции и их влияние на стоимость денег |
Умение характеризовать процесс «создания» денег в коммерческих банках | |
Умение на конкретных примерах характеризовать и прогнозировать причины и последствия инфляции | |
Умение характеризовать количественную теорию денег | |
4 | Умение определять взаимосвязи между кредитно-денежной политикой и инфляцией и давать критическую оценку важнейшим инструментам кредитно-денежной политики |
Рынок труда | |
1 | Умение давать определение структуры населения |
Умение давать определение понятий «безработица» и «уровень безработицы» | |
Умение описывать виды безработицы | |
Умение описывать основные особенности рынка труда в конкретном регионе | |
Умение определять основные факторы, характеризующие индивида на рынке труда | |
2 | Умение объяснять способы расчета уровня безработицы в разных странах |
Умение различать скрытые причины безработицы | |
Умение характеризовать индивидуальные и общественные последствия безработицы | |
Умение делать обзор прямых и косвенных издержек, связанных с безработицей | |
3 | Умение определять и характеризовать инструменты борьбы с безработицей в различных странах |
Умение характеризовать основные факторы, определяющие положение индивида на рынке труда | |
Умение объяснять теорию занятости Д.-М. Кейнса | |
Умение характеризовать стратегии борьбы с безработицей с классической и кейнсианской точек зрения | |
Уметь давать характеристику основных тенденций на рынке труда в России | |
4 | Умение анализировать и аргументировать взаимосвязь между причинами безработицы и инструментами снижения безработицы |
Умение анализировать и оценивать сильные и слабые стороны регионального рынка труда как элемент анализа окружающей среды, который является условием для основания предприятия | |
Умение анализировать и прогнозировать поведение индивида на рынке труда | |
Система национальных счетов. Конъюнктурная политика и экономический рост | |
1 | Умение описывать экономические индикаторы |
Умение перечислять основные конъюнктурные фазы экономического цикла | |
Умение характеризовать инструменты конъюнктурной политики | |
Умение называть признаки, виды и факторы экономического роста | |
2 | Умение объяснять три метода расчета ВВП |
Умение объяснять значение кривой Лоренца и коэффициента Джини для распределения ВВП | |
Умение объяснять четыре конъюнктурные фазы | |
Умение объяснять причины конъюнктурных колебаний | |
Умение обобщать границы экономического роста | |
3 | Умение определять на основе данных СМИ конъюнктурную стадию в развитии России |
Умение в сложившейся конъюнктурной ситуации в экономике России предложить подходящие меры конъюнктурной политики | |
Умение давать характеристику распределения доходов населения при помощи кривой Лоренца и интерпретировать распределение доходов в России | |
Умение демонстрировать на конкретных примерах слабые стороны ВВП как индикатора благосостояния | |
4 | Умение осознавать и аргументировать взаимосвязи между системой национальных счетов, рыночной конъюнктурой и экономическим ростом |
Умение давать критическую оценку необходимости роста ВВП для благосостояния страны, а также границам возможности применения этого индикатора для измерения благосостояния общества (социальная и экологическая перспективы) | |
Бюджет и бюджетная политика | |
1 | Умение давать определения основных понятий темы |
Умение называть и характеризовать основные источники доходов и расходов бюджета России | |
Умение давать определение государственного долга и его структуры | |
Умение давать определение сбора | |
Умение давать определение налога | |
Умение называть основные виды налогов и сборов | |
Умение давать определение кривой Лаффера | |
2 | Умение характеризовать основные инструменты бюджетной политики |
Умение характеризовать и сравнивать объем государственного долга на душу населения в России и других странах | |
Умение характеризовать понятие «теневая экономика» и выделять причины ее существования | |
3 | Умение определять и интерпретировать развитие российского бюджета за определенный период на основе различных источников информации |
Умение рассчитывать государственный долг России на душу населения в рублях и в процентах ВВП на основе данных СМИ и статистики | |
Умение определять и интерпретировать при помощи различной статистической информации доли прямых и косвенных налогов в доходах бюджета | |
Умение понимать и учитывать аспект теневой экономики и избежания налогов для экономического развития страны | |
Умение понимать связь между задолженностью, кредитоспособностью государства и авторитетом валюты этого государства на международном финансовом рынке | |
4 | Умение аргументированно соотнести структуру государственного бюджета и перспективы долгосрочного развития экономики России |
Умение определять и оценивать позитивные и негативные эффекты дефицита для долгосрочного экономического развития страны | |
Международные экономические отношения и глобализация | |
1 | Умение описывать основные теории внешней торговли |
Умение перечислять важнейших торговых партнеров России | |
Умение перечислять важнейшие статьи экспорта и импорта товаров и услуг России | |
Умение характеризовать основные взгляды на понятие глобализации | |
Умение называть основные факторы, способствующие глобализации | |
Умение называть плюсы и минусы глобализации | |
2 | Умение объяснять метод расчета оборота внешней торговли |
Умение приводить примеры преимуществ и недостатков глобализации | |
Умение характеризовать на конкретных примерах различие между «Fair Trade» (справедливой торговлей) и «Free Trade» (свободной торговлей) | |
Умение излагать структуру текущего баланса России, его плюсов и минусов | |
Умение характеризовать основные международные экономические организации и представлять их функции | |
Умение представлять структуру СНГ, Евросоюза и других основных международных экономических союзов | |
3 | Умение анализировать структуру российской внешней торговли |
Умение объяснять значение внешней торговли для платежного баланса | |
Умение показывать на конкретных примерах влияние глобализации на российскую экономику | |
Умение представлять последствия равновесия платежного баланса при системе гибких валютных курсов | |
Умение приводить примеры влияния глобализации на растущее количество экологических проблем | |
Умение объяснять влияние различных стран и международных организаций на экономику России | |
Умение объяснять влияние членства России в ВТО на социально-экономическое развитие конкретного региона и России в целом | |
4 | Умение аргументировать и оценивать место и перспективы России в системе международных экономических и валютных отношений |
Умение аргументировать и оценивать главные преимущества и недостатки глобализации для российской экономики | |
Двойная система бухгалтерского учета (углубление) | |
1 | Умение называть основные принципы оценки |
Умение давать определение понятия «Скрытые резервы» | |
Умение давать определение понятий запасов и затрат | |
Умение давать определение важнейших индексов пассивов и активов | |
2 | Умение объяснять на конкретных примерах проблемы оценки основного и оборотного капитала |
Умение объяснять принципы оценки отчислений в резервный фонд, сбережений и разграничений затрат и поступлений | |
Умение объяснять отношения статей стороны активов к статьям стороны пассивов (например, отношение собственного капитала к основному, ликвидность) | |
Умение объяснять индексы, позволяющие быстро определить состояние предприятия (доля собственного капитала, денежные потоки, рентабельность капитала, срок погашения долгов) | |
3 | Умение на основе имеющихся данных производить оценку важнейших статей основного и оборотного капитала |
Умение на основе имеющихся данных производить оценку отчислений в резервный фонд, сбережений и разграничений затрат и поступлений | |
Умение видеть и обсуждать возможности формирования скрытых резервов | |
Умение на основе конкретного примера вычислять важнейшие индексы стороны активов и стороны пассивов, а также отношения статей стороны активов к статьям стороны пассивов | |
Умение приводить примеры возможного искажения баланса при помощи политики оценки и отчислений | |
4 | Умение проводить двойное вычисление прибыли, а также понимать и доказывать связь между различными принципами оценки и методами вычисления прибыли |
Умение осознавать проблему оценки баланса и при помощи индексов анализировать структуру баланса | |
Расчет издержек (углубление) | |
1 | Умение описывать разницу между основными и дополнительными издержками |
Умение называть методы распределения дополнительных издержек между основными издержками | |
2 | Умение объяснять разницу между учетом полных и предельных издержек |
Умение объяснять различные виды калькуляции себестоимости по видам продукции (простая калькуляция, постатейная калькуляция) | |
Умение давать характеристику прогрессивных и дегрессивных переменных издержек | |
3 | Умение на основе конкретных примеров проводить простую калькуляцию (например, почасовой ставки) |
Умение на конкретных данных вести простой учет полных и предельных издержек по месту их возникновения (ведомость пропорционального распределения издержек с одним местом возникновения дополнительных издержек) | |
Умение на конкретных данных вести калькуляцию себестоимости по видам продукции | |
Умение показывать преимущества учета предельных издержек для гибкой ценовой политики предприятия | |
Умение на основе конкретных данных вести последовательное вычисление дохода | |
4 | Умение на примере простого разграничения полных издержек устанавливать связь между учетом издержек по месту их образования и по видам продукции |
Умение при помощи вычисления предельных издержек и дохода проводить и оценивать простой учет издержек согласно месту их образования | |
Налоги (углубление) | |
1 | Умение называть основные классификации налогов |
Умение называть права и обязанности налогоплательщика | |
Умение называть основные элементы налога | |
Умение называть основные направления фискальной функции государства | |
Умение называть основные формы налогообложения малого бизнеса | |
2 | Умение объяснять виды доходов в рамках подоходного налога |
Умение представлять важнейшие позиции для снижения налогового бремени | |
Умение характеризовать роль и значение отдельных видов налогов для экономики государства | |
3 | Умение заполнять налоговую декларацию 3-НДФЛ |
Умение на конкретных примерах рассчитывать налоговую базу НДС и НДФЛ | |
Умение рассчитывать НДС | |
Умение на конкретных примерах проводить по бухгалтерским книгам НДС и вычислять размер финансовой задолженности | |
Умение на конкретных примерах обосновывать выбор формы налогообложения малого бизнеса | |
4 | Умение анализировать структуру основных налогов |
Умение видеть связь между функциями налогов и социально-экономическим состоянием государства | |
Умение видеть связь между необходимостью уплаты налогов и возможностью создания общественных благ |
Программой предусматривается организация текущего и итогового контроля в следующих формах:
- контрольная работа,
- тестирование,
- эссе,
- собеседование,
- фронтальный опрос,
- устный опрос,
- зачет,
- индивидуальные и групповые проекты.
Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
- Экономика: учебная программа среднего (полного) образования в 10-11 классах общеобразовательных школ Российской Федерации/Н.Ю. Бармин и др. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013 г.
- «Понимание рыночной экономики». Пособие для учителя. Торопова Л.Н., Н. Новгород, 2012
- «Понимание рыночной экономики». Сборник учебных материалов. Торопова Л.Н., Н. Новгород, 2012
- «Маркетинг» Пособие для учителя. Машагина Т., Н. Новгород, 2012
- «Маркетинг» Сборник учебных материалов. Машагина Т., Н. Новгород, 2012
- «Логистика». Пособие для учителя. Бармина В.Я., Н. Новгород, 2012
- «Логистика». Сборник учебных материалов. Бармина В.Я., Н. Новгород, 2012
- «Основание предприятия». Пособие для учителя. Симонов И.А., Н. Новгород, 2012
- «Основание предприятия». Сборник учебных материалов. Симонов И.А., Н. Новгород, 2012
- «Структура, методы и модели экономической теории. Модель спроса и предложения». Пособие для учителя. Гребенева Г.И., Торопова Л.Н., Н. Новгород, 2012
- «Структура, методы и модели экономической теории. Модель спроса и предложения». Сборник учебных материалов. Гребенева Г.И., Торопова Л.Н., Н. Новгород, 2012
- «Организация предприятия и планирование персонала». Пособие для учителя. Симонов И.А., Н. Новгород, 2012
- «Организация предприятия и планирование персонала». Сборник учебных материалов. Симонов И.А., Н. Новгород, 2012
- «Финансовый рынок». Пособие для учителя. Гребенева Г.И., Н. Новгород, 2012
- «Финансовый рынок». Сборник учебных материалов. Гребенева Г.И., Н. Новгород, 2012
- «Основы теории устойчивого развития. Пособие для учителя. Бармина В.Я., Н. Новгород, 2012
- «Основы теории устойчивого развития. Сборник учебных материалов. Бармина В.Я., Н. Новгород, 2012
- Практикум «Правовые аспекты открытия и регистрации, ликвидации фирмы. Прием на работу, увольнение, оформление документации. Пособие для учителя. Торопова Л.Н., 2013
- Практикум «Правовые аспекты открытия и регистрации, ликвидации фирмы. Прием на работу, увольнение, оформление документации. Сборник учебных материалов. Торопова Л.Н., 2013
|
|
|
|
|
|
|
Количество учебных часов в каждом классе: в неделю – 3 часа, в год – 105 часов.
УЧЕБНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ДЛЯ 10 «А» КЛАССА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов |
1. | Понимание рыночной экономики | 7 |
2. | Структура, методы и модели экономической теории. Модель спроса и предложения | 9 |
3. | Основание предприятия | 6 |
4. | Маркетинг | 11 |
5. | Логистика | 6 |
6. | Организация предприятия и планирование персонала | 7 |
7. | Основы теории устойчивого развития | 5 |
8. | Финансовый рынок | 8 |
9. | Практикум «Правовые аспекты открытия, регистрации и ликвидации фирмы» | 7 |
10. | Основы бухгалтерского учета | 2 |
11. | Финансовый расчет | 6 |
12. | Двойная система бухгалтерского учета | 6 |
13. | Текущие проводки: от начального к заключительному балансу | 12 |
14. | Расчет издержек | 8 |
Резерв | 5 | |
Итого | 105 |
Календарно - тематическое планирование
по предмету «Экономическая теория»
в социально-экономической группе 10 «А» класса
Уроки | Темы | Кол-во часов | Дата |
Раздел 1. Экономическая теория | |||
Тема 1. Введение в рыночную экономику | 7 | ||
1.1-1.2 | Введение. Модели рыночной экономики | 2 | 05.09. |
1.3-1.4 | Провалы рынка. Роль государства в рыночной экономике | 2 | 06, 12.09. |
1.5-1.6 | Современная российская экономика | 2 | 12, 13.09. |
1.7 | Практикум | 1 | 19.09. |
Тема 2. Структура, методы и модели экономической теории. Модель спроса и предложения | 9 | ||
2.1-2.2 | Экономическая теория. Экономический кругооборот | 2 | 19, 20.09. |
2.3-2.5 | Модель спроса и предложения | 3 | 26, 27.09. |
2.6 | Эластичность спроса | 1 | 03.10. |
2.7-2.8 | Виды рыночных структур | 2 | 03, 04.10. |
2.9 | Решение задач | 1 | 10.10. |
Тема 3. Основы теории устойчивого развития | 5 | ||
3.1 | Отрицательные внешние эффекты | 1 | 10.10. |
3.2 | Взаимосвязь экономики и экологии | 1 | 11.10. |
3.3 | Понятие устойчивого развития | 1 | 17.10. |
3.4-3.5 | Государственная политика окружающей среды | 2 | 17, 18.10. |
Тема 4. Финансовый рынок | 8 | ||
4.1 | Финансовый рынок: понятие, роль, значение в рыночной экономике | 1 | 24.10. |
4.2 | Фондовый рынок: понятие, структура, роль, значение в рыночной экономике | 1 | 24.10 |
4.3-4.4 | Финансовые инструменты | 2 | 25.10., 07.11. |
4.5 | Биржа: история становления, виды | 1 | 07.11. |
4.6 | Механизм биржевой торговли | 1 | 08.11. |
4.7 | Финансовые кризисы | 1 | 14.11. |
4.8 | Практикум | 1 | 14.11. |
Контрольная работа | 1 | 15.11 | |
Раздел 2. Экономика предприятия: бизнес-план | |||
Тема 5. Основание предприятия | 6 | ||
5.1 | Бизнес-идея | 1 | 21.11. |
5.2 | Понятие и составляющие бизнес-плана | 1 | 21.11. |
5.3 | Природа фирмы | 1 | 22.11. |
5.4 | Основные факторы размещения бизнеса | 1 | 28.11. |
5.5 | Правовые нормы основания предприятия | 1 | 28.11. |
5.6 | Главные шаги по основанию предприятия | 1 | 29.11. |
Тема 6. Маркетинг | 11 | ||
6.1 | Концепция маркетинга | 1 | 05.12. |
6.2 | Исследование рынка | 1 | 05.12. |
6.3 | Разработка продукта | 1 | 06.12. |
6.4 | Сегментирование рынка | 1 | 12.12. |
6.5 | Позиционирование предприятия | 1 | 12.12. |
6.6 | Методы ценообразования | 1 | 13.12. |
6.7 | Сбытовая политика | 1 | 19.12. |
6.8 | Франшиза: понятие, основные особенности, преимущества и недостатки | 1 | 19.12. |
6.9 | Продвижение | 1 | 20.12. |
6.10-6.11 | Практикум | 2 | 11.01. |
Тема 7. Логистика | 6 | ||
7.1 | Понятие и основные задачи логистики | 1 | 26.12. |
7.2 | Виды закупок, Расчет закупок | 1 | 26.12. |
7.3 | Организация склада. Виды хранения запасов | 1 | 27.12. |
7.4-7.5 | Транспортная логистика | 2 | 16.01. |
7.6 | Практикум | 1 | 17.01. |
Тема 8. Организация предприятия и планирование персонала | 7 | ||
8.1 | Организационная структура предприятия | 1 | 23.01. |
8.2 | Теории мотивации | 1 | 23.01. |
8.3 | Стили руководства и мотивация сотрудников | 1 | 24.01. |
8.4 | Набор, оценка и развитие персонала | 1 | 30.01. |
8.5 | Основные формы оплаты труда | 1 | 30.01. |
8.6 | Трудовое соглашение. Охрана труда | 1 | 31.01. |
8.7 | Практикум | 1 | 06.02. |
Тема 9. Практикум «Правовые аспекты открытия, регистрации и ликвидации фирмы» | 7 | ||
9.1-9.2 | Организация фирмы | 2 | 06.02. |
9.3 | Прием на работу. Составление резюме | 1 | 07.02. |
9.4 | Прием на работу. Оформление документов | 1 | 13.02. |
9.5 | Должностные инструкции | 1 | 13.02. |
9.6 | Штатное расписание | 1 | 14.02. |
9.7 | Ликвидация фирмы | 1 | 20.02. |
Тестирование | 1 | 20.02. | |
Тема 10. Основы бухгалтерского учета | 2 | ||
10.1 | Хозяйственный учет, его виды | 1 | 21.02. |
10.2 | Понятийный аппарат бухгалтерского учета | 1 | 27.02. |
Тема 11. Финансовый расчет | 6 | ||
11.1 | Структура финансового плана | 1 | 27.02. |
11.2 | Финансирование и инвестиции. Отражение в счетах | 1 | 28.02. |
11.3 | Понятие и цели финансового расчета | 1 | 06.03. |
11.4-11.5 | Доходы и расходы | 2 | 06, 07.03. |
11.6 | Расчет точки самоокупаемости | 1 | 13.03. |
Тема 12. Двойная система бухгалтерского учета | 6 | ||
12.1 | Учетная политика предприятия | 1 | 13.03. |
12.2 | Требования к бухгалтерскому учету на предприятии | 1 | 14.03. |
12.3 | Бухгалтерский учет. Принципы двойной записи | 1 | 20.03. |
12.4 | Формы организации бухгалтерских счетов | 1 | 20.03. |
12.5 | Балансовое управление. Определение финансового результата | 1 | 21.03. |
12.6 | Решение задач | 1 | 03.04. |
Тема 13. Текущие проводки: от начального к заключительному балансу | 12 | ||
13.1 | Бухгалтерский баланс: актив и пассив | 1 | 03.04. |
13.2 | Типы хозяйственных операций: операции, связанные с изменением активов | 1 | 04.04. |
13.3 | Типы хозяйственных операций: операции, связанные с изменением пассивов | 1 | 10.04. |
13.4 | Типы хозяйственных операций: операции, связанные с изменением валюты баланса | 1 | 10.04. |
13.5 | Активные бухгалтерские счета | 1 | 11.04. |
13.6 | Пассивные бухгалтерские счета | 1 | 17.04. |
13.7 | Активно-пассивные бухгалтерские счета | 1 | 17.04. |
13.8 | Простые и сложные бухгалтерские проводки. Дебетовые и кредитовые обороты | 1 | |
13.9 | Калькуляционные счета. Собирательно-распределительный счет | 1 | 18.04. |
13.10 | Расчетные счета. Финансово-результативные счета | 1 | 24.04. |
13.11-13.12 | Практикум. Составление заключительного баланса | 2 | 24, 25.04. |
Тема 14. Расчет издержек | 8 | ||
14.1 | Издержки производства. Структура издержек | 1 | 02.05. |
14.2 | Расходы и издержки | 1 | 08.05. |
14.3-14.4 | Виды издержек. Постоянные, переменные, удельные издержки. Дополнительные издержки | 2 | 08, 15.05. |
14.5 | Объекты затрат | 1 | 15.05. |
14.6 | Центры возникновения затрат | 1 | 16.05. |
14.7-14.8 | Простая калькуляция себестоимости | 2 | 22.05. |
Итоговое тестирование | 1 | 23.05. | |
Резерв | 3 | - | |
ИТОГО: | 105 |
УЧЕБНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ДЛЯ 11 «А» КЛАССА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов |
1. | Организационно-правовые формы | 6 |
2. | Финансовый план | 16 |
3. | Практикум «Разработка бизнес-плана» | 7 |
4. | Основные направления экономической мысли | 4 |
5. | Теория денег и кредитно-денежная политика | 6 |
6. | Рынок труда | 6 |
7. | Система национальных счетов. Конъюнктурная политика и экономический рост | 8 |
8. | Бюджет и бюджетная политика | 5 |
9. | Международные экономические отношения и глобализация | 8 |
10. | Двойная система бухгалтерского учета (углубление) | 16 |
11. | Расчет издержек (углубление) | 8 |
12. | Налоги (углубление) | 8 |
13. | Итоговый контроль | 2 |
14. | Резерв | 5 |
Итого | 105 |
Календарно - тематическое планирование
по предмету «Экономическая теория»
в социально-экономической группе 11«А» класса
Уроки | Темы | Кол-во часов | Дата |
Раздел 1. Экономика предприятия: бизнес-план | 29 | ||
Тема 1. Организационно-правовые формы | 6 | ||
1.1 | Физическое и юридическое лицо. Правоспособность и дееспособность | 1 | 03.09. |
1.2 | Сравнительная характеристика основных организационно-правовых форм бизнеса | 1 | 05.09. |
1.3 | Критерии выбора организационно-правовой формы | 1 | 05.09. |
1.4 | Индивидуальный предприниматель | 1 | 10.09. |
1.5 | Важнейшие правовые положения о предприятиях. Торговый и налоговый реестры | 1 | 12.09. |
1.6 | Практика | 1 | 12.09. |
Тема 2. Финансовый план | 15 | ||
2.1 | Организация финансирования предпринимательской деятельности | 1 | 17.09. |
2.2-2.3 | Финансирование и инвестирование | 2 | 19.09. |
2.4-2.5 | Характеристика затрат на предприятии | 2 | 19, 24.09. |
2.6-2.7 | Динамика затрат на предприятии | 2 | 26.09. |
2.8-2.9 | Понятие и оценка основных средств | 2 | 01, 03.10. |
2.10-2.11 | Понятие и оценка оборотных средств | 2 | 03, 08.10. |
2.12 | Техника прогнозирования | 1 | 10.10. |
2.13 | Задолженность предприятия | 1 | 10.10. |
2.14-2.15 | Формирование эффективного финансового плана. Виды финансирования | 2 | 15, 17.10. |
Тема 3. Практикум «Разработка бизнес-плана» | 7 | ||
3.1 | Бизнес-идея. Общая структура бизнес-плана | 1 | 17.10. |
3.2-3.3 | Виды затрат. Расчет себестоимости | 2 | 22, 24.10. |
3.4 | Затраты, необходимые для принятия управленческих решений | 1 | 24.10. |
3.5 | Финансирование | 1 | 07.11. |
3.6-3.7 | Разработка и представление бизнес-плана | 2 | 07, 12.11. |
Текущий контроль | 1 | 14.11. | |
Раздел 2. Экономическая теория: макроэкономика и экономическая политика | 38 | ||
Тема 4. Основные направления экономической мысли | 4 | ||
4.1 | Основные положения неоклассической теории | 1 | 14.11. |
4.2 | Основные положения кейнсианской теории | 1 | 19.11. |
4.3 | Сравнительный анализ основных положений неоклассической и кейнсианской теорий | 1 | 21.11. |
4.4 | Экономическая политика правительства с позиций политики предложения и политики спроса | 1 | 21.11. |
Тема 5. Теория денег и кредитно-денежная политика | 6 | ||
5.1 | Деньги: ступени развития, виды, функции, особенности | 1 | 26.11. |
5.2 | Основные положения количественной теории денег | 1 | 28.11. |
5.3 | Задачи, стратегия и основные инструменты кредитно-денежной политики ЦБ РФ | 1 | 28.11. |
5.4 | «Создание» и «уничтожение» денег коммерческими банками | 1 | 03.12. |
5.5 | Инфляция: причины, механизм, социально-экономические последствия | 1 | 05.12. |
5.6 | Антиинфляционная политика | 1 | 05.12. |
Тема 6. Рынок труда | 6 | ||
6.1-6.2 | Основные составляющие рынка труда в РФ и конкретном регионе | 2 | 10, 12.12. |
6.3 | Основные положения теории занятости Д.-М. Кейнса | 1 | 12.12. |
6.4 | Поведение индивида на рынке труда | 1 | 17.12. |
6.5 | Безработица: причины, виды, издержки, последствия | 1 | 19.12. |
6.6 | Политика государства в вопросах занятости | 1 | 19.12. |
Тема 7. Система национальных счетов. Конъюнктурная политика и экономический рост | 8 | ||
7.1-7.3 | ВВП: определение, методы расчета, сильные и слабые стороны как индикатора благосостояния государства | 3 | 24, 26.12. |
7.4 | Экономический рост: показатели, значение, основные проблемы | 1 | 14.01. |
7.5 | Экономический цикл. Виды конъюнктурных колебаний. Конъюнктурные фазы экономического цикла | 1 | 16.01. |
7.6-7.7 | Конъюнктурная политика государства. Инструменты конъюнктурной политики | 2 | 16, 21.01. |
7.8 | Практика | 1 | 23.01. |
Тема 8. Бюджет и бюджетная политика | 5 | ||
8.1 | Бюджет и бюджетный процесс в РФ | 1 | 23.01. |
8.2 | Определение, основные виды, основные классификации налогов и сборов в РФ | 1 | 28.01. |
8.3 | Государственный долг: определение, структура, источники формирования, вопросы обслуживания | 1 | 30.01. |
8.4 | Понятие «теневой экономики» и ее значение для экономического развития страны. Кривая Лаффера | 1 | 30.01. |
8.5 | Практика | 1 | 04.02. |
Тема 9. Международные экономические отношения и глобализация | 8 | ||
9.1 | Основные теории внешней торговли | 1 | 06.02. |
9.2 | Платежный баланс | 1 | 06.02. |
9.3 | Система международных экономических отношений | 1 | 11.02. |
9.4 | Система международных финансов | 1 | 13.02. |
9.5 | Валюта и валютные курсы | 1 | 13.02. |
9.6 | Внешнеэкономическая деятельность РФ: содержание, особенности, направления, партнеры, перспективы | 1 | 18.02. |
9.7 | Процесс глобализации: основные взгляды, факторы, положительные и отрицательные стороны | 1 | 20.02. |
9.8 | Основные социально-экономические проблемы человечества | 1 | 20.02. |
Итоговый контроль | 1 | 25.02. | |
Раздел 3. Экономика предприятия: бизнес-план | 33 | ||
Тема 10. Двойная система бухгалтерского учета (углубление) | 16 | ||
10.1 | Проблема интерпретации годового баланса | 1 | 27.02. |
10.2 | Основной капитал: структура и проблемы оценки | 1 | 27.02. |
10.3 | Оборотный капитал: структура и проблема оценки | 1 | 04.03. |
10.4 | Выявление скрытых резервов предприятия | 1 | 06.03. |
10.5 | Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса | 1 | 06.03. |
10.6 | Вертикальный анализ бухгалтерского баланса | 1 | 11.03. |
10.7-10.8 | Оценка структуры актива баланса | 2 | 13.03. |
10.9-10.10 | Оценка структуры пассива баланса | 2 | 18, 20.03. |
10.11-10.12 | Оценка финансовой устойчивости предприятия. Ликвидность | 2 | 20.03., 03.04. |
10.13-10.14 | Оценка финансовой устойчивости предприятия. Платежеспособность | 2 | 03, 08.04. |
10.15 | Комплексная оценка финансового состояния предприятия | 1 | 10.04. |
10.16 | Практика | 1 | 10.04. |
Тема 11. Расчет издержек (углубление) | 8 | ||
11.1-11.2 | Сравнительная характеристика основных и дополнительных издержек | 2 | 15, 17.04. |
11.3-11.5 | Учет полных и предельных издержек | 3 | 17, 22, 24.04. |
11.6 | Виды калькуляции себестоимости по видам продукции | 1 | 24.04. |
11.7 | Прогрессивные и дегрессивные издержки | 1 | 29.04. |
11.8 | Практика | 1 | 06.05. |
Тема 12. Налоги (углубление) | 8 | ||
12.1 | Налоги: сущность, значение, виды | 1 | 08.05. |
12.2 | Классификации налогов | 1 | 08.05. |
12.3 | Социально-общественная значимость налогов | 1 | 13.05. |
12.4-12.5 | Налог на доходы физических лиц: порядок расчета, порядок уплаты, льготы | 2 | 15.05. |
12.6 | Налоговая декларация | 1 | 20.05. |
12.7 | Налог на добавленную стоимость: порядок расчета и уплаты | 1 | 22.05. |
12.8 | Отражение налогов в бухгалтерском балансе | 1 | 22.05. |
Итоговый контроль | 1 | 22.05. | |
Резерв | 5 | - | |
ИТОГО: | 105 |
Перечень дидактических материалов, используемых на уроках экономической теории
№ п/п | Тема | Класс | Количество |
Самостоятельные работы | |||
1. | Проблема выбора и альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей | 10 | 1 вариант – 6 2 вариант – 6 3 вариант – 6 4 вариант – 6 5 вариант - 6 |
2. | Спрос. Предложение. Равновесие. Эластичность | 10 | 1 вариант – 10 2 вариант -10 |
3. | Ценовая эластичность спроса | 10 | 15 |
4. | Теория полезности и выбор потребителя | 10 | 1 вариант – 10 2 вариант - 10 |
5. | Совершенная конкуренция | 10 | 1 вариант – 10 2 вариант – 10 |
6. | Монополия | 10 | 1 вариант – 10 2 вариант - 10 |
7. | Международная торговля | 11 | 1 вариант – 12 2 вариант - 12 |
8. | Государственный бюджет | 11 | 1 вариант – 10 2 вариант - 10 |
9. | Введение в макроэкономику | 11 | 1 вариант – 10 2 вариант – 10 3 вариант - 10 |
Тесты | |||
1. | Типы конкурентных рынков | 10 | 20 |
2. | Итоговый тест | 10 | 1 вариант – 5 2 вариант – 5 3 вариант – 5 4 вариант - 5 |
3. | Итоговый тест за 1 полугодие | 11 | 1 вариант – 5 2 вариант – 5 3 вариант – 5 4 вариант - 5 |
4. | Итоговый тест | 11 | 1 вариант – 15 2 вариант - 15 |
Контрольные работы | |||
1. | Издержки | 10 | 1 вариант – 10 2 вариант - 10 |
Раздаточный материал | |||
1. | Связанные рынки | 10 | 15 |
2. | Система национальных счетов | 11 | 1 вариант – 5 2 вариант – 5 3 вариант – 5 4 вариант – 5 5 вариант - 5 |
3. | Безработица | 11 | 1 вариант – 5 2 вариант – 5 3 вариант – 5 4 вариант - 5 |
4. | Экономический цикл | 11 | 15 |
5. | Валютные курсы | 11 | 15 |
Деловые игры | |||
1. | Закон убывающей доходности. «Производство пиццы» | 10 | Методическая разработка |
Цифровые образовательные ресурсы
Название | Вид | Раздел, тема |
Экономика 9-11 практикум | ЦОР мультимедиа http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/947f49ca-d784-1608-1e70-2e4fc6b75b89/118920 | Все разделы |
Виртуальный практикум по экономике | Спрос и предложение Эластичность спроса Рыночная цена Излишек потребителя и производителя | |
Тематические контрольные работы | Рынки факторов производства |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономическая теория" для специальности 46.02.01
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 46.02.01 Документационное обеспечение управлен...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа 5 класс...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочие программы учебных дисциплин по экономической теории
Данный материал служит помощью преподавателям для ведения уроков по экономике...