Рабочие программы учебных дисциплин по экономической теории
рабочая программа по экономике по теме
Данный материал служит помощью преподавателям для ведения уроков по экономике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
per._os._ek.doc | 128 КБ |
ek._otr.95_ch.doc | 437.39 КБ |
pers.95.doc | 101.5 КБ |
e.teor_.34.docx | 40.06 КБ |
perspekt._ek._teoriya_34ch.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективно-тематическое планирование по предмету «Основы экономического и правового обеспечения» 82 часа.
№ п/п | Наименование тем программы (уроков) | Кол-во часов | Ур. усвое- ния | Формы организации учебной работы на занятиях | Виды самостоятельной работы учащихся на уроке | Осуществление межпредметных связей | Применение УНПО ТСО дидактических материалов | Виды контроля | Дом. задание |
Раздел 1. Государственно-правовое регулирование экономики (7 часов) | |||||||||
1-2. | Роль права в экономической жизни общества | 2 | 2 | урок-лекция | работа с определениями | география | учебник, таблицы | фронтальный опрос | с.6-11 |
3-4. | Рыночная экономика как объект воздействия права | 2 | 2 | комбинирован-ный урок | работа со словарём терминов | экономика | учебник | фронтальный опрос | с.11-20 |
5. | Практическая работа №1 по теме «Государственно-правовой контроль за экономикой» | 1 | 3 | Урок-практикум | составление комплексной характеристики | экономичес-кая теория | учебник | индивидуаль-ный опрос | с.21-26 |
6-7. | Практическая работа №2-3 «Социально-экономические Права граждан Российской Федерации» | 3 | урок-практикум | работа с таблицей | экономика право | учебник, таблица | фронтальный опрос | с.26-34 | |
Раздел 2. Юридические формы предпринимательства (12 часов) | |||||||||
8. 9. | Понятие предпринимательства Практическая работа № 4 ‹‹Решение логических задач›› по теме « предпринимательство» | 1 1 | 1 3 | урок-лекция урок-практикум | работа с терминами решение задач | право | учебник, гражданский кодекс РФ | фронтальный опрос индивидуаль-ный опрос | с.35-41 с.29-31 |
10-11. | Практическая работа №5-6 по теме «Виды и формы предпринимательства.» | 2 | 3 | Урок-практикум | работа с учебником, составление таблицы | экономика, обществознание | учебник, таблица | фронтальный опрос | с.42-49 |
12-13. | Индивидуальное предпринимательство | 2 | 2 | комбинированный урок | работа по вопросам для самопроверки | обществознание | учебник | индивидуаль-ный опрос | с.49-57 |
14-15. | Практическая работа №7-8 по теме «Юридические лица: понятия и виды» | 2 | 2 | Урок - практикум | работа с учебником, с понятиями | экономика | учебник | индивидуаль-ный опрос | с.57-63 |
16-17. | Виды коммерческих организаций | 2 | 2 | комбинированный урок | работа с понятиями | экономика | компьютер | фронтальный опрос | с.64-73 |
18. | Создание, реорганизация и ликвидация коммерческих организаций | 1 | 2 | комбинирован-ный урок | работа с учебником | право | учебник | фронтальный опрос | с.73-78 |
19. | Несостоятельность (банкротство) предпринимателей | 1 | 2 | урок-практикум | составление конспекта | право | компьюер | фронтальный опрос | с.78-86 |
Раздел 3. Собственность (12 часов) | |||||||||
20. | Законодательство, регулирующее отношения собственности | 1 | 2 | урок-лекция | работа с учебником | экономика, право | учебник таблица | фронтальный опрос | с.87-91 |
21. | Понятие право собственности | 1 | 2 | комбинирован-ный урок | работа с таблицей | экономика | учебник таблица | индивидуаль-ный опрос | с.91-98 |
22. | Субъекты права собственности | 1 | 2 | урок-лекция | составление план-конспекта | право | учебник | фронтальный опрос | с.98-104 |
23-24. | Практическая работа №9-10 по теме «Право собственности граждан» | 2 | 2 | урок-лекция | составление таблицы, схем | право | компьютер | фронтальный опрос | с.105-116 |
25. | Право частной собственности юридических лиц | 1 | 2 | комбинированный урок | решение задач | экономика право | учебник | индивидуальный опрос | с.117-122 |
26. | Право государственной и муниципальной собственности | 1 | 2 | комбинированный урок | работа с терминами | экономика | учебник таблицы | фронтальный опрос | с.122-130 |
27-28. | Практическая работа №11-12 по теме «Право собственности на движимое и недвижимое имущество» | 2 | 3 | Урок-практикум | Работа с законодательными актами | экономическая теория | учебник | фронтальный опрос | с.131-142 |
29. | Право общей собственности | 1 | 2 | комбинированный урок | работа с учебником | право | учебник | индивидуальный опрос | с.143-148 |
30-31 | Практическая работа № 13-14 по теме «Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности» | 2 | 3 | комбинированный урок | составление таблицы, решение задач | экономическая теория | компьютер | фронтальный опрос | с.149-155 |
Раздел 4. Договоры (8 часов) | |||||||||
32. | Понятие договора | 1 | 2 | урок-лекция | составление конспекта | экономика обществознание | компьютер | фронтальный опрос | с.156-162 |
33. | Виды договоров | 1 | 2 | комбинирован-ный урок | работа с учебником | экономика | учебник | индивидуаль-ный опрос | с.163-175 |
34. | Контрольная работа за I полугодие | 1 | 3 | Урок контроля знаний, умений навыков | |||||
35. | Практическая работа №15 по теме «Виды договоров» | 1 | 2 | Урок-практикум | Составление договора | экономика | учебник | фронтальный опрос | с.163-175 |
36. | Порядок заключения договора | 1 | 2 | комбинирован-ный урок | работа с конспектом | право | компьютер | индивидуальный опрос | с.175-181 |
37. | Практическая работа №16 по теме «Способы обеспечения исполнения договоров» | 1 | 3 | урок-практикум | составление таблицы, работа с законодательными актами | экономика | компьютер | фронтальный опрос | с.181-188 |
38-39 | Практическая работа №17-18 по теме «Гражданско-правовая ответственность за не исполнение договоров» | 2 | 3 | Урок – практикум | составление тезисов, решение задач | экономика | учебник | индивидуальный опрос | с.189-197 |
Раздел 5. Ценные бумаги (3 часа) | |||||||||
40-41. | Практическая работа №19-20 по теме «Понятие и виды ценных бумаг» | 2 | 3 | Урок- практикум | работа с ценными бумагами, анализ ситуаций | экономика | учебник | фронтальный опрос | с.198-208 |
42. | Рынок ценных бумаг | 1 | 2 | комбинирован-ный урок | работа с учебником | экономика | учебник | индивидуаль-ный опрос | с.209-215 |
Раздел 6. Труд и социальная защита (9 часов) | |||||||||
43. | Законодательство о труде | 1 | 2 | урок-лекция | работа с таблицей | экономика | таблицы | фронтальный опрос | с.5-12 |
44-45. | Занятость и трудоустройство в Российской Федерации | 2 | 2 | комбинирован-ный урок | работа с учебником | экономика | учебник | индивидуаль-ный опрос | с.12-22 |
46-47. | Практическая работа №21-22 по теме «Трудовой договор» | 2 | 3 | урок-практикум | составление тезисов, темы, анализ ситуаций | экономика | учебник | фронтальный опрос | с.22-30 |
48-49,50. | Практическая работа №23-24,25 по теме «Безработица» | 3 | 3 | Урок- практикум | составление конспекта | экономика | учебник | фронтальный опрос | с.30-36 |
51. | Страхование и пенсионное дело | 1 | 2 | урок-лекция | составление конспекта | обществознание | учебник | фронтальный опрос | с.36-43 |
Раздел 7. Банковские операции (7 часов) | |||||||||
52-53. | Кредитные организации, банковская система и банковская деятельность | 2 | 2 | урок-лекция | составление конспекта | экономика | таблица | фронтальный опрос | с.44-52 |
54-55. | Практическая работа №26-27 по теме «Договор займа, кредита и банковского вклада» | 2 | 3 | Урок- практикум | Составление комплексной характеристики | экономика | компьютер | индивидуаль-ный опрос | с.52-61 |
56-57,58. | Практическая работа №28-29,30 по теме «Договор банковского счета. Современные платежные средства» | 3 | 3 | Урок - практикум | Составление комплексной характеристики и работа с понятиями. | экономика | таблица | индивидуальный опрос | с.62-70 |
Раздел 8. Государственный бюджет (7 часов) | |||||||||
59-60. | Бюджетная система Российской Федерации | 2 | 2 | урок-лекция | составление глоссария | экономика | компьютер | фронтальный опрос | с.71-80 |
61-63. | Практическая работа №31-32,33 по теме «Налоговая система Российской Федерации» | 3 | 3 | Урок - практикум | работа с таблицами, работа с законодательными актами | география | таблицы | индивидуаль-ный опрос | с.80-91 |
64.,65 | Конкуренция. Антимонопольное законодательство | 2 | 2 | комбинированный урок | составление плана | экономика | учебник | фронтальный опрос | с.92-101 |
Раздел 9. Экономическое партнерство с другими странами (4 часа) | |||||||||
66-67. | Практическая работа №34-35 по теме « Законодательство о внешнеэкономической деятельности» | 2 | 3 | урок-практикум | Работа со статьями законодательства | география право | учебник | фронтальный опрос | с.102-110 |
68-69. | Таможенное законодательство | 1 | 2 | комбинирован-ный урок | работа с формулами | экономика | таблица | индивидуальный опрос | с.111-119 |
Раздел 10. Правоохранительные органы (2 часа) | |||||||||
70. | Правоохранительная система и ее задачи | 1 | 2 | комбинированный урок | работа с таблицей | экономика | таблица | фронтальный опрос | с.120-127 |
71. | Суды общей юрисдикции и арбитражные суды | 1 | 2 | комбинирован-ный урок | работа с понятиями | математика | учебник | фронтальный опрос | с.127-136 |
Раздел 11. Споры и порядок их рассмотрения (3 часа) | |||||||||
72. | Практическая работа №36 по теме «Экономические споры» | 1 | 3 | урок-практикум | Анализ ситуаций, работа с законодательными актами | экономика | компьютер | фронтальный опрос | с.159-166 |
73. | Практическая работа №37 по теме «Гражданские правовые споры» | 1 | 2 | урок-практикум | Анализ ситуаций, работа с законодательными актами | право | учебник | фронтальный опрос | с.166-174 |
74. | Подсудность имущественных споров | 1 | 2 | комбинированный урок | работа с учебником | право | учебник | индивидуальный опрос | с.191-194 |
Раздел 12. Защита гражданских и трудовых прав (8 часов) | |||||||||
75. | Защита права собственности | 1 | 2 | урок-лекция | составление конспекта | экономика | учебник | фронтальный опрос | с.199-208 |
76. | Защита чести, достоинства и деловой репутации | 1 | 2 | комбинированный урок | составление конспекта | экономика право | учебник | фронтальный опрос | с.209-217 |
77. | Практическая работа №38 по теме «Защита прав потребителей» | 1 | 3 | урок-практикум | Работа с законодательными актами, решение логических задач | экономика право | учебник | фронтальный опрос | с.218-227 |
78. | Практическая работа № 39 по теме «Защита прав акционеров» | 1 | 3 | Урок - практикум | Составление комплексной характеристики, анализ ситуаций | экономика право | компьютер | индивидуальный опрос | с.228-235 |
79. | Практическая работа №40 по теме «Защита трудовых прав граждан» | 1 | 3 | Урок – практикум | работа с законодательными актами | экономика право | учебник | фронтальный опрос | с.235-248 |
80. | Защита трудовых прав несовершеннолетних | 1 | 2 | комбинирован-ный урок | работа с учебником | экономика право | учебник | индивидуаль-ный опрос | с.249-255 |
81. | Дифференцированный зачет | 1 | 3 | Урок контроля знаний, умений навыков | |||||
82. | Итоговое занятие | 1 |
Всего: 82 часа Согласовано на заседании МО:
Разработан преподавателем спецдисциплин Протокол №____
________________________ Председатель МО______________
<____>____________200__г <____>_________________200__г
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЛИНЦОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР
_______ Т.В.Желдак
от «___» __________ 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
Рассмотрена и одобрена на заседании
МО общеобразовательных дисциплин
от « ____» ________________ 2014г.
Председатель МО __________ С.В.Сарычева
2014
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика отрасли
2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика отрасли
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта в пределах основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.
270802 Строительство зданий и сооружений
Организация – разработчик: ГБОУ СПО «КТТ» г.Клинцы
Разработчики:
Желдак Т.В. – заместитель директора по ООД ГБОУ СПО «КТТ»
Преподаватель ГБОУ «КТТ» г. Клинцы Мешкова Наталья Степановна
Методист ГБОУ СПО «КТТ» г. Клинцы Сарычева Светлана Васильевна
Рекомендовано экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика отрасли
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
270802. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Владеть способами познавательной и практической деятельности:
Приводить примеры и описывать факторы производства и факторные доходы; регрессивные и прогрессивные налоги, прямые и косвенные; основные формы заработной платы и стимулирования труда; экономический рост производства и его развитие.
Объяснять:
Выгоды и трудности деятельности предприятия; работы по найму; причины инфляции; причины неравенства доходов; причины различий в производительности и оплате труда; динамику занятности; регулирующую роль цен и последствия установления фиксированных цен на продукцию; роль профсоюзов в экономике.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Иметь представление о затратах и прибыли; производительности труда; рассчитать доходы и расходы; темп инфляции.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: В результате изучения экономики отрасли, и предприятия на базовом уровне учащайся должен
Знать и понимать:
Место предмета в системе экономических знаний в условиях рыночных отношение, его содержание, связь с другими предметами. Значение и задачи курса в системе подготовки специалистов для отраслей производства. Основные направления социально-экономического развития страны.
Особенности формирования и перспективы развития отрасли.
Сущность предпринимательства. Принципы деятельности предприятий. Виды и характеристики предприятий:
основанных на государственной собственности;
основанных на коллективной собственности;
основанных на совместной собственности;
основанных на смешанных формах собственности.
Организационно-правовые формы предпринимательства. Виды объединений и организаций, их характеристику.
Малое предприятие. Индивидуальное предпринимательство.
Деловую этику.
Сущность антимонопольной политики государства; диверсификации производства; специализации и кооперирования.
Трудовые ресурсы предприятия, их состав структуру.
Понятие производительности труда, показатели и резервы роста.
Сущность технического нормирования труда; характеристику и расчет технических норм времени, норм выработки и норм обслуживания.
Состав и виды имущества предприятия Характеристику, структуру, оценку, показатели использования основных фондов предприятия.
Моральный и физический износ основных фондов. Амортизация, амортизационный фонд и его использование.
Характеристику, состав, кругооборот, показатели использования оборотных средств.
Нормирование сырья и материалов, производственных запасов.
Использование вторичных материальных ресурсов.
Сущность и принципы организации оплаты труда, состав трудовых доходов. Дифференциацию оплаты труда. Принципы различий в уровне оплаты труда.
Тарифную систему. Функции тарифных ставок и окладов. Формы оплаты труда.
Динамику занятности. Виды безработицы. Безработные и незанятые. Порядок и условия выплаты пособий по безработице. Основные меры социальной поддержки безработных. Роль профсоюзов в экономике.
Роль социального обеспечения граждан развитии общества.
Порядок социального страхования, обязательного медицинского страхования, пенсионного обеспечения. Право предприятий и организаций защите интересов работающего.
Сущность и принципы государственного регулирования деятельности предприятия. Перспективное и текущее планирование.
Назначение, содержание, характеристику бизнес-плана предприятия.
Спрос и предложение на рынке товаров и услуг. Жизненный цикл изделия.
Формирование плана производства и реализации продукции.
Обеспечение производственной программы имеющимися производственными мощностями. Планирование работы подразделений.
Основные виды маркетинга. Исследование рынка, выбор сегментов рынка.
Организацию рекламы и стимулирования сбыта.
Основные виды налогов: налоги, включаемые в себестоимость продукции; налоги, уплачиваемые в бюджет из прибыли; налоги, включаемые в цену продукции.
Понятие и содержание издержек производства и себестоимости продукции; структуру затрат на производство и реализацию продукции, пути снижения себестоимости.
Сущность и распределение прибыли. Использование чистой прибыли предприятия.
Понятие рентабельности. Принципы ценообразования. Механизм регулирования цен. Виды цен.
Задачи, структуру и функции финансовых подразделений предприятий
Денежные расчеты, кредитования предприятий.
Общие понятие о хозяйственном учете и отчетности. Виды хозяйственного учета. Хозяйственные операции и процесс.
Исследование отчетности для анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
Характеристику структуры управления предприятиями различных форм собственности.
Систему управления качества продукции. Показатели качества выпускаемой продукции.
Статистический контроль качества.
Методы защиты интересов и прав потребителей.
Уметь владеть способами познавательной и практической деятельности:
Приводить примеры и описывать факторы производства и факторные доходы; регрессивные и прогрессивные налоги, прямые и косвенные; основные формы заработной платы и стимулирования труда; экономический рост производства и его развития.
Уметь объяснять:
Выгоды трудности деятельности предприятия; работы по найму; причины инфляции; причины неравенства доходов; причины различий в производительности и оплате труда; динамику занятности; регулирующую роль цен и последствия установления фиксированных цен на продукцию; роль профсоюзов в экономике.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Иметь представление о затратах прибыли; производительности труда; рассчитать доходы и расходы; темп инфляции.
1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.
Максимальной учебной нагрузки – 143 часа, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 95 часов
В том числе практических занятий – 48 часов
Самостоятельной работы обучающегося – 48 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 143 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 95 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 44 |
контрольные работы | 4 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 48 |
в том числе: | |
(Подготовка рефератов, сообщений, презентаций уроков, подбор дополнительного материала к темам и т.д.)
| |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика отрасли »
Наименование разделов тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Уровень усвоения |
Раздел 1. Экономические основы функционирования отрасли и предприятия | 5 | ||
Тема 1.1 Место предмета в системе экономических знаний в условиях рыночных отношений. | Место предмета в системе экономических знаний в условиях рыночных отношений, его содержание, связь с другими предметами. | 3 | 2 |
Тема 1.2 Основные направления социально- экономического развития России | Практическое занятие № 1,2-семинар по теме:»Основные направления социально- экономического развития России» | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Подбор материала к теме, подготовка докладов | 3 | ||
Раздел 2 Формирование и характеристика отрасли и предприятия | 6 | ||
Тема 2.1 Особенности формирования и перспективы развития отрасли. | Особенности формирования и перспективы развития отрасли. |
3 | 2 |
Тема 2.2Предприятие- важнейшее звено в решении основных экономических проблем. | Предприятие- важнейшее звено в решении основных экономических проблем. | 3 | 2
|
Самостоятельная работа Подбор материала по теме, составление кроссвордов, выпуск бюллетеня | 3 | ||
Раздел 3 Предприятия в условиях рыночной экономики | 17 | ||
Тема 3.1 Предприятие как субъект рыночной экономики. | Предприятие (фирма) как субъект рыночной экономики.
| 2 | 2 |
Тема 3.2 Социально – экономические и организационно – правовые формы предприятия. | Практическая работа №1-3 по теме:»Социально – экономические и организационно – правовые формы предприятия»(составление таблицы, комплексной характеристики.)
| 3 | 3 |
Тема 3.3 Классификация и структура предприятий. | Практическая работа №4-7 по теме: «Классификация и структура предприятий.»(составление таблицы, характеристики) | 4 | 3 |
Тема 3.4 Отраслевые и производственные особенности структуры предприятия. | Отраслевые и производственные особенности структуры предприятия.. | 3 | 2
|
Тема 3.5 Малые предприятия – важное условие развития национальной экономики. | Практическое занятие №3-6-конференция по теме «Малые предприятия – важное условие развития национальной экономики. | 4 | 3 |
Контрольная работа№1 по разделу 3:» Предприятия в условиях рыночной экономики» | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа Решение логических задач, подготовка сообщений, составление глоссария | 9 | ||
Раздел 4Фонды предприятия, трудовые ресурсы, социальное обеспечение. | 25 | ||
Тема 4.1 Основные фонды предприятия. | Основные фонды предприятия: характеристика, структура, оценка, показатели использования. | 7 | 2 |
Тема 4.2 Амортизационный фонд. | Амортизационный фонд. | 3 | 2 |
Тема 4.3 Производственная мощность предприятия и её использование | Практическое занятие №7-семинар по теме:»Производственная мощность предприятия и её использование.» | 1 | 3 |
Тема 4.4 Нормирование сырья и материалов, производственных запасов. | Практическое занятие №8-семинар по теме:»Нормирование сырья и материалов, производственных запасов.
| 1 | 3 |
Тема4.5 Трудовые ресурсы предприятия. | Т рудовые ресурсы предприятия, их состав и структура. | 5 | 2 |
Тема 4.6 Производительность труда. Показатели и резервы роста. | Практическая работа № 8 по теме:»Производительность труда. Показатели и резервы роста.»(решение задач)
| 1 | 3 |
Тема 4.7 Формы и системы заработной платы. Тарифная система. | Практическое занятие № 9-12-семинар по теме:»Формы и системы заработной платы. Тарифная система» | 4 | 3 |
Тема 4.8 Порядок социального обеспечения населения. | Порядок социального страхования населения, обязательного медицинского страхования, пенсионного обеспечения. Права предприятий и организаций по защите интересов трудящихся. | 2 | 2 |
Контрольная работа № 2 по разделу:»Фонды предприятия, трудовые ресурсы, социальное обеспечение» | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к контрольной работе, составление глоссария, выпуск газет | 12 | ||
Раздел 5 Экономические показатели результатов деятельности предприятия. | 6 | ||
Тема 5.1. Сущность классификация издержек производства и себестоимости продукции.
| Сущность классификация издержек производства и себестоимости продукции. Структура затрат на производство и реализацию продукции. Основные направления снижения издержек производства | 4 | 3 |
Практическая работа №9-10 по теме « Издержки производства» ( Расчет издержек производства, работа с формулами) | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа Решение задач | 3 | ||
Раздел 6 Формирование финансовых результатов деятельности предприятия | 20 | ||
Тема 6.1. Задачи, состав, структура и функции финансовых подразделений предприятий. | Задачи, состав, структура и функции финансовых подразделений предприятий.
| 3 | 2 |
Тема 6.2. Денежные расчеты предприятий. Кредитование предприятий. | Практическая работа №11-13 по теме «Денежные расчеты предприятий. Кредитование предприятий.» (составление тезисов темы, решение задач, анализ ситуаций) | 3 | 3 |
Тема 6.3. Доход предприятия, его сущность и значение. | Практическая работа №14-15 по теме «Доход предприятия, его сущность и значение.» ( Работа с формулами, расчет дохода) | 2 | 3 |
Тема 6.4. Прибыль: её сущность и виды. | Практическая работа №16-17по теме «Прибыль: её сущность и виды.»( Расчет прибыли) | 2 | 3 |
Тема 6.5. Спрос и предложение на рынке товаров и услуг.
| Практическая работа №18-21 по теме «Спрос и предложение на рынке товаров и услуг.»(построение графиков) | 4 | 3 |
Тема 6.6. Основные виды маркетинга. | Основные виды маркетинга. Организация рекламы на предприятии и в отрасли . | 5 | 2 |
Контрольная работа №3 по разделу: « Формирование финансовых результатов деятельности предприятия» | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа Решение задач, подготовка сообщений, презентаций | 10 | - | |
Раздел 7 Управление предприятием | 6 | ||
Тема 7.1. Сущность и виды планирования. | Практическое занятие №13-14-семинар по теме «Сущность и виды планирования.»
| 2 | 3 |
Тема 7.2. Назначение, содержание, характеристика бизнес – плана предприятия. | Практическая работа №22-23 по теме «Назначение, содержание, характеристика бизнес – плана предприятия.» (Составление бизнес-плана) | 2 | 3 |
Тема 7.3. Характеристика структуры управления предприятиями различных форм собственности. | Практическое занятие №15-16-семинар по теме «Характеристика структуры управления предприятиями различных форм собственности.» | 2 | 3 |
Самостоятельная работа Составление бизнес – плана | 3 | ||
Раздел 8 Организация производства | 10 | ||
Тема 8.1. Показатели качества продукции. Экономическая эффективность и сфера применения стандартов. | Практическое занятие №17-19 -конференция по теме «Показатели качества продукции. Экономическая эффективность и сфера применения стандартов.» | 3 | 3 |
Тема 8.2. Методы защиты интересов и прав потребителей. | Методы защиты интересов и прав потребителей. | 3 | 2 |
Тема 8.3. Общие понятия о хозяйственном учете и отчетности. | Практическое занятие №20-21-семинар по теме «Общие понятия о хозяйственном учете и отчетности. | 2 | 3 |
Дифференцированный зачет | 1 | 3 | |
Итоговое занятие | 1 | ||
Самостоятельная работа Подготовка к контрольной работе, подготовка сообщений по теме | 5 | ||
Всего | 95 ч |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономики организации».
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методического материала, раздаточный материал Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Акимов В.В. Экономика отрасли:- М.: Инфро - М, 2008.
2.Соколова С.В.Основы экономики М, Академия, 2010.
3.Бакушева Н.И.Экономика строительной отрасли М. 2009.
4. Бакушева Н. И. Экономика организации. - М.: Академия, 2008. -
5. Ефименко Е.Б. Экономика отрасли - М.: Вузовский учебник, 2009
6. Муравьева Т.В. Экономика фирмы: учебное пособие для студентов СПО, 2007.
7. Скляренко В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах). – М.: Инфро – М, 2008..
Дополнительные источники:
1. Семенов А.К. Основы менеджмента. - М.: Дашков и К,2009
2. Мурахтанова Н.М Маркетинг. Сборник практических задач и ситуаций. - М.:АКАДЕМИЯ, 2007.
3. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010..
4. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных заведений. М., 2009.
5.Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Теоретический и научно-практический журнал. Учрежден МСХ РФ.
6. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве: научно-практический журнал. Учрежден МСХ РФ
7. Новое сельское хозяйство: Журнал агроменеджера. Учрежден МСХ РФ 8. Электронный ресурс «Экономика организации». Форма доступа: www.ofguu.ru/_files/Экономика организаци.pdf
9. Электронный ресурс «Наука и техника, экономика и бизнес» Форма доступа: www.nauki-online.ru/ekonomika
10.Экономика организации – реферат. Форма доступа: www. BestReferat. ru/referat - 61034. html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
владеть способами познавательной и практической деятельности:
Уметь объяснять:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: Иметь представление о затратах прибыли; производительности труда; рассчитать доходы и расходы; темп инфляции. | Практические занятия по решению задач, тестирование, индивидуальный, фронтальный опрос, контрольные работы
Практические занятия по решению задач, тестирование, индивидуальный, фронтальный опрос, контрольные работы |
Знания: | |
Организационно-правовые формы предпринимательства. Виды объединений и организаций, их характеристику. Малое предприятие. Индивидуальное предпринимательство. Деловую этику.
Сущность технического нормирования труда; характеристику и расчет технических норм времени, норм выработки и норм обслуживания.
Моральный и физический износ основных фондов. Амортизация, амортизационный фонд и его использование. Характеристику, состав, кругооборот, показатели использования оборотных средств. Нормирование сырья и материалов, производственных запасов. Использование вторичных материальных ресурсов.
Тарифную систему. Функции тарифных ставок и окладов. Формы оплаты труда. Динамику занятности. Виды безработицы. Безработные и незанятые. Порядок и условия выплаты пособий по безработице. Основные меры социальной поддержки безработных. Роль профсоюзов в экономике.
Порядок социального страхования, обязательного медицинского страхования, пенсионного обеспечения. Право предприятий и организаций защите интересов работающего.
Назначение, содержание, характеристику бизнес-плана предприятия.
Обеспечение производственной программы имеющимися производственными мощностями. Планирование работы подразделений. Основные виды маркетинга. Исследование рынка, выбор сегментов рынка. Организацию рекламы и стимулирования сбыта.
Понятие рентабельности. Принципы ценообразования. Механизм регулирования цен. Виды цен.
Денежные расчеты, кредитования предприятий. Общие понятие о хозяйственном учете и отчетности. Виды хозяйственного учета. Хозяйственные операции и процесс. Исследование отчетности для анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
Статистический контроль качества. Методы защиты интересов и прав потребителей. Уметь владеть способами познавательной и практической деятельности:
| Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др.видов текущего контроля, фронтальный и индивидуальный опрос |
Литература
1.Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия) учебник для СПО, М.КНОРУС, 2012
2.Акимов В.В.Экономика отрасли М.Инфро,2010.
3.Бакушева Н.И.Экономика организации. М.Академия,2008.
4.Ефименко Е.Б.Экономика отрасли М.Вузовский учебник,2009.
5.Муравьева Т.В.Экономика фирмы. Учебное пособие для СПО,2007.
6.Скляренко В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах)- М. Инфро,2008.
7.Семенов А.К. Основы менеджмента – М. Дашков и К. 2009.
8.Мурахтанова Н.М. Маркетинг. Сборник практических задач и ситуаций. М.Академия. 2007.
9.Экономика предприятия. Учебник для вузов. \ Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е изд. Перераб. и доп. М.ЮНИТИ – ДАНА , 2010.
10.Якина Т.В. Основы экономики предприятия. Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных заведений, М. 2009.
11.Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Теоретический и научно – практический журнал. Учрежден МСХ РФ.
12. Акимов В.В. Экономика отрасли:- М.: Инфро - М, 2008.
13.Соколова С.В.Основы экономики М, Академия, 2010.
Предварительный просмотр:
Перспективно-тематическое планирование
по предмету: «Экономика отрасли » 95 часов
№ п/п | Наименование тем программы (уроков) | Кол. час. | Ур. усв. | Формы организации учебной работы на занятиях | Виды самосто-ятельной работы учащихся на работе | Осуществление межпредметных связей | Применение УНПО ТОО, дидактических материалов | Виды контроля | Дом. задание | |
Раздел 1. Экономические основы функционирования отрасли и предприятия (5ч.). | ||||||||||
1-3 | Место предмета в системе экономических знаний в условиях рыночных отношений. | 3 | 2 | Урок–лекция. | Работа с учебником | Общество-знание, география, производственное обучение | Учебник | Фронтальный опрос | Подготовить сообщение | |
4-5 | Практическое занятие №1-2 по теме «Основные направления социально-экономического развития России» | 2 | 3 | семинар | Составление комплексной характеристики | Общество-знание, география, производственное обучение | Учебник | Фронтальный опрос | Подготовить статистический материал | |
Раздел 2 Формирование и характеристика отрасли и предприятия (6ч.). | ||||||||||
6-8 | Особенности формирования и перспективы развития отрасли. | 3 | 2 | Комбинированный урок. | Работа с учебником | Общество-знание, география, производственное обучение | Учебник | Сообщения учащихся. | С.В. Соколова «Основы экономики» Стр. 84-86 | |
9-11 | Предприятие – важнейшее звено в решении основных экономических проблем. | 3 | 2 | Комбинированный урок. | Работа с учебником. | Экономика | Учебник | Индивидуальный опрос | А.И. Михайлушкин «Экономика» Стр. 187 | |
Раздел 3. Предприятия в условиях рыночной экономики (17ч.). | ||||||||||
12-13 | Предприятие как субъект рыночной экономики. | 2 | 2 | Комбинированный урок. | Работа с учебником. | Экономика | Учебник | Индивидуальный опрос | А.И. Михайлушкин «Экономика» Стр. 87-88 | |
14-16. | Практическая работа №1-3 по теме «Социально – экономические и организационно – правовые формы предприятий» | 3 | 3 | Урок- практикум | Работа с таблицей «Организационно – правовые формы предприятия». | Экономика | Учебник, таблицы | Сообщения уч-ся. | А.И. Михайлушкин «Экономика» Стр. 192-195 | |
17-20 | Практическая работа №4-7 по теме «Классификация и структура предприятий.» | 4 | 3 | Урок-практикум | Составление характеристики ,работа с таблицей | Экономика | Таблица,учебник | Фронтальный опрос | С.В. Соколова «Основы экономики» Стр. 89-90 | |
21-23 | Отраслевые и производственные особенности структуры предприятия. | 3 | 2 | Комбинированный урок. | Работа с учеником. | Экономика | Таблица «Характеристика основных организацион-но - правовых форм предприятий» | Фронтальный опрос | Повторить Стр. 89-90 | |
24-27. | Практическое занятие №3-6 по теме «Малые предприятия – важное условие развития национальной экономики. Индивидуальное предпринимательство.» | 4 | 3 | Урок – конференция | Составление таблицы и характеристики. | Экономика | Использование статистического материала | Фронтальный опрос | Стр. 91-93 | |
28. | Контрольная работа №1 по разделу №3 «Предприятие в условиях рыночной экономики». | 1 | 2 | Контроль знаний умений навыков. | Тестовые задания | |||||
Раздел 4. Фонды предприятия, трудовые ресурсы, социальное обеспечение (25ч). | ||||||||||
29-35. | Основные фонды предприятия. | 7 | 2 | Комбинированный урок. | Работа с учебником. | Производственное обучение | Таблица «Структура элементов производства продукции» | Индивидуальный опрос | А.И. Михайлушкин «Экономика» Стр. 195-198 | |
36-38 | Амортизационный фонд. | 3 | 2 | Комбинированный урок. | Работа с учебником. | Экономика | Таблица «Кругооборот стоимости основных фондов» | Индивидуальный опрос | Стр. 199-204 | |
39. | Практическое занятие № 7 по теме «Производственная мощность предприятия и её использование.» | 1 | 3 | Урок- семинар | Составление тезисов, решение логических задач. | Экономика | Учебник | Фронтальный опрос | А.И. Михайлушкин «Экономика» Стр. 195-198 | |
40. | Практическое занятие №8 по теме «Нормирование сырья и материалов, производственных запасов» | 1 | 3 | Урок - семинар | Расчет норм, сырья, решение задач. | Экономика | Использование статистического материала. | Фронтальный опрос | Стр. 247-248 Стр.17-19 | |
41-45. | Трудовые ресурсы предприятия. | 5 | 2 | Комбинированный урок. | Работа с учебником, | Экономика | Учебник | Фронтальный опрос | Стр. 145-147 | |
46 | Практическая работа №8 по теме «Производительность труда, показатели и резервы роста.» | 1 | 3 | Урок - практикум | Расчет производительности труда | Экономика | Учебник | Фронтальный опрос | Подготовить рефераты на тему: «Порядок социального страхования населения» | |
47-50 | Практическое занятие №9-12 по теме «Формы и системы заработной платы. Тарифная система» | 4 | 3 | Урок – семинар | Работа с формулами, решение задач. | Экономика | Использование статистического материала. | Индивидуальный опрос | А.И. Михайлушкин «Экономика» Стр. 248-253 | |
51-52 | Порядок социального обеспечения населения. | 2 | 2 | Комбинированный урок. | Работа с учебником | Экономика | Статистический материал | Сообщения учащихся | ||
53 | Контрольная работа №2 по разделу№4 «Фонды предприятия, трудовые ресурсы, социальное обеспечение». | 1 | 3 | Урок контроля знаний, умений навыков. | Тестовые задания | |||||
Раздел. 5. Экономические показатели результатов деятельности предприятия (6ч). | ||||||||||
54-57 | Сущность и классификация издержек производства и себестоимости продукции. | 4 | 2 | Комбинированный урок | Работа с учебником | Экономика | Таблица «Взаимосвязь объема производства и издержек» | Фронтальный опрос | С.В. Соколова «Основы экономики» Стр. 96-100 | |
58-59 | Практическая работа № 9-10 по теме «Издержки производства» | 2 | 3 | Урок-практикум | Расчет издержек производства | Решение задач | ||||
Раздел 6. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия (20ч.). | ||||||||||
60-62 | Задачи, состав, структура и функции финансовых подразделений предприятий. | 3 | 2 | Комбинированный урок. | Работа с учебником | Экономика | Статистический материал | Работа в группах | Стр. 87-91 | |
63-65 | Практическая работа №11-13 по теме «Денежные расчёты предприятий. Кредитование предприятий.» | 3 | 3 | Урок- практикум | Составление тезисов темы, решение задач | Общество-знание, производственное обучение | Таблица «Структура кредитной системы» | Индивидуальный опрос | Стр. 34-36 | |
66-67 | Практическая работа №14-15 по теме «Доход предприятия ,его сущность и значение». | 2 | 3 | Урок - практикум | Работа с формулами, расчет дохода. | Экономика | Учебник | Индивидуальный опрос | Стр. 104-105 | |
68-69 | Практическая работа №16-17 по теме «Прибыль: её сущность и виды.» | 2 | 3 | Урок - практикум | Расчет прибыли | Экономика | Учебник | Индивидуальный опрос | Стр. 105-107 | |
70-73 | Практическая работа №18-21 по теме «Спрос и предложение на рынке товаров и услуг.» | 4 | 3 | Урок - практикум. | Работа с таблицами «Шкала спроса», «Шкала предложения», составление графиков | Экономика | Таблицы и учебник | Фронтальный опрос | Стр. 49-54 | |
74-78 | Основные виды маркетинга | 5 | 2 | Урок - лекция | Работа с таблицами | Экономика | Таблицы и учебник | Фронтальный опрос | Пов. Стр. 49-54 | |
79 . | Контрольная работа №3 по разделу № 6 :«Формирование финансовых результатов деятельности предприятия» | 1 | 3 | Урок контроля знаний, умений, навыков. | Тестовые задания | |||||
Раздел 7. Управление предприятием (6ч.). | ||||||||||
80-81 | Практическое занятие №13-14 по теме «Сущность и виды планирования. « | 2 | 3 | Урок-семинар | Составление комплексной характеристики | Экономика | Учебник | Фронтальный опрос | Липсиц И.В. «Экономика» Стр. 285-286 | |
82-83 | Практическая работа №22-23 по теме « Назначение, содержание, характеристика бизнес-плана предприятия.» | 2 | 3 | Урок-практикум | Составление бизнес- плана | Экономика | Учебник | Индивидуальный опрос | Липсиц И.В. «Экономика» Стр. 301-304 | |
84-85 | Практическое занятие №15-16 по теме « Характеристика структуры управления предприятиями, различных форм собственности.» | 2 | 3 | Урок - семинар | Составление характеристики ,таблиц. | Экономика | Учебник | Индивидуальный опрос | А.И. Михайлушкин «Экономика» Стр. 246-247 | |
Раздел 8. Организация производства (10ч.). | ||||||||||
86-88 | Практическое занятие № 17-19 по теме «Показатели качества продукции, экономическая эффективность и сфера применения стандартов.» | 3 | 3 | Урок - конференция | Составление тезисов темы, схем и таблиц | Экономика | Статистический материал | Словарный диктант | Липсиц И.В. «Экономика» Повторить Стр. 285-286 | |
89-91 | Методы защиты интересов и прав потребителей | 3 | 2 | Комбинированный урок. | Работа с учебником | Экономика | Статистический материал | Фронтальный опрос | Повторить Стр. 246-247 | |
92-93 | Практическое занятие №20-21 по теме «Общие понятия о хозяйственном учете и отчетности.» | 2 | 3 | Урок - семинар | Работа с хозяйственным учетом и хозяйственными операциями | Экономика | Учебник | Фронтальный опрос | Подготовиться к контрольной работе | |
94 | Дифференцированный зачет | 1 | 2 | Урок контроля знаний, умений навыков. | Выполнение тестовых заданий. | Тестовые задания | ||||
95 | Итоговое занятие. | 1 |
Всего 95часов
Разработан преподавателем Согласовано на заседании МО:
спецдисциплин Протокол №_____
____________________ Председатель МО _____________ «_____»__________20___г «______»____________20__г.
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЛИНЦОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР
_______ Т.В.Желдак
от «___» __________ 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Рассмотрена и одобрена на заседании
МО общеобразовательных дисциплин
от « ____» ________________ 2014г.
Председатель МО __________ С.В.Сарычева
2014
Рабочая программа учебной дисциплины
Экономическая теория
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта в пределах основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.
034 702 Документационное обеспечение управления и архивоведение.
Организация – разработчик: ГБОУ «КТТ» г.Клинцы.
Разработчики: Желдак Т.В. – заместитель директора по ООД ГБОУ СПО «КТТ»
Преподаватель ГБОУ СПО «КТТ» г. Клинцы Мешкова Наталья Степановна
Методист ГБОУ СПО «КТТ» г. Клинцы Сарычева Светлана Васильевна.
Рекомендована экспертным советом по профессиональному образованию федерального государственного учреждения федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета № _________ от «____» ___________20_г.
СОДЕРЖАНИЕстр. | |
| 4 |
| 5 |
| 14 |
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономическая теория
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение.
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
Ориентироваться в вопросах экономической теории в совместных условиях;
знать:
Закономерности функционирования рыночных механизмов на микро- и макро уровнях и метод государственного регулированния;
Общие положения экономической теории
- Рекомендуемое количество часов на основании программы дисциплины
максимальной учебной нагрузки – 51 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа
в том числе практические занятия –14 часов
самостоятельные работы обучающегося – 17 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 12 |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 17 |
в том числе: | |
(Подготовка рефератов, сообщений, презентаций уроков, подбор дополнительного материала к темам и т.д.)
| |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономическая теория»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся , курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1 Введение в экономику. Экономическая теория как наука. | 11
| ||
Тема 1. Основные направления развития экономической теории |
| 2 | |
Тема 1.1 Экономическая теория как наука | Экономическая теория как наука. | 1 | 2
|
Практическая работа №1 по теме « Современные школы и направления экономической теории» ( Составление характеристики ) |
1
|
3 | |
Самостоятельная работа Подготовка докладов по истории экономических учений. | 1
|
| |
Тема2.Сущность экономики |
1
| ||
Тема 2.1 Проблема ограниченности ресурсов. Понятие альтернативной стоимости. | Проблема ограниченности ресурсов. Понятие альтернативной стоимости. |
1
|
2
|
Самостоятельная работа: подготовка рефератов | 1
|
| |
Тема 3. Общественное производство |
| 1 |
|
Тема 3.1 Стадии движения общественного продукта. Отраслевая структура производства | Стадии движения общественного продукта. Воспроизводства. Отраслевая структура. Объем производства. |
1 |
2 |
Самостоятельная работа подбор статистического материала.
| 1 | ||
Тема 4. Экономическая система. Отношения собственности. | 3 |
| |
Тема 4.1. Отношения собственности – основа экономической системы. | Отношения собственности – основа экономической системы. Содержание собственности. Два типа экономических связей в обществе. | 1
| 2
2 |
Тема 4.2.Виды экономических систем. | Виды экономических систем. Две сферы экономической системы – микроэкономика и макроэкономика. |
1
|
|
Практическая работа №2 по теме «Многообразие форм собственности в России. ( Работа с таблицами и схемами, составление характеристики) |
1
|
3
| |
Самостоятельная работа Конспекты по темам, подбор статистического материала | 1 | ||
Тема 5. Эволюция общественного производства. |
| 1 | |
Тема 5.1. Натуральное и товарное производство. | Натуральное и товарное производство. Условия появления товарного производства. Две формы товарного производства. Капитал. | 1
| 2 |
Самостоятельная работа Подготовка рефератов по теме. | 1 | ||
Тема 6. Деньги и их функции. | 1 | ||
Тема 7.1. Исторические условия возникновения денег. | Исторические условия возникновения денег. Существо денег. Функции денег. Структура денежной массы. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа. | -
|
| |
Тема 7. Труд и экономика. |
| 2 | |
Тема 7.1. Понятие о рабочей силе, трудовых ресурсах. | Понятия: труд, рабочая сила, трудовые ресурсы. Виды, количество и качество труда. | 1
| 2
|
Практическая работа №3 по теме « Производительность труда» (Решение задач, расчет производительности труда) Самостоятельная работа. Индивидуальные задания для подробного изучения тем. | 1
1 | 3 | |
Раздел 2. Законы рынка. | 9 | ||
Тема 8. Функции рынка. Закон стоимости. |
1 | ||
Тема 8.1. Функции рынка. | Функции рынка.
| 1 | 2 |
Самостоятельная работа. Изготовление плакатов и разработка к ним. | 1
| 2 | |
Тема 9. Закон денежного обращения. Инфляция. |
| 2 | |
Тема 9.1. Инфляция. Виды инфляции. | Практическая работа №4-5« Закон денежного обращения. Инфляция» ( Решение задач) |
2
|
3
|
Самостоятельная работа Изготовление плакатов и разработка пояснений к ним. Конспекты по темам. Решение задач. | 1
|
| |
Тема 10. Законы спроса и предложения. |
| 2 | |
Тема 10.1. Законы спроса и предложения.
| Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена. Закон спроса и характер его действия. Закон предложения и характер его действия. Влияние неценовых факторов на изменения спроса и предложения. | 1
| 3
|
Практическая работа №6 по теме « Законы спроса и предложения» (Решение задач, построение графиков) | 1
| 3 | |
Самостоятельная работа Изготовление плакатов и разработка пояснений к ним. Конспекты по темам. Решение задач. | 1 | ||
Тема 11. Закон конкуренции. Монополия. | 1 | ||
Тема 11.1 . Конкуренция. Основные формы и виды конкуренции. | Объективные условия конкуренции. Основные формы конкуренции: внутриотраслевая и межотраслевая. Основные виды конкуренции. | 1
| 2
|
Самостоятельная работа. Изготовление плакатов, подготовка рефератов. | 1
|
| |
Тема 12. Закон убывающей предельной отдачи. | 3 | ||
Тема 12.1. Издержки производства. | Издержки производства. | 1 | 2 |
Практическая работа №7 по теме»Издержки производства (Расчет издержек производства, решение задач) |
1
|
3 | |
Контрольная работа №1 по разделу №2. |
1
|
3 | |
Самостоятельная работа. Изготовление плакатов и разработка пояснений к ним. Конспекты по темам. Решение задач, анализ ситуаций. | 1
|
| |
Раздел 3. Структура рынка. | 3
| ||
Тема 13. Инвестиционный рынок. | 1 | ||
Тема 13.1. Инвестиции. Основные формы инвестиций. | Инвестиции. Основные формы инвестиций. Спрос и предложение на рынке инвестиций. | 1
| 2
|
Самостоятельная работа. Конспекты по темам. Решение задач, анализ ситуаций. | 1 | ||
Тема 14. Рынок ценных бумаг. |
| 1 | |
Практическая работа №8 по теме « Рынок ценных бумаг» (Решение задач, анализ ситуаций) Самостоятельная работа. | 1 -
| 3
| |
Тема 15. Рынок труда. | 1 | ||
Тема 15.1. Понятие рынка труда. | Понятие рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Цена труда. | 1
| 2
|
Самостоятельная работа | - | ||
Раздел 4. Макроэкономика. | 11 | ||
Тема 16. Инфраструктура рынка. Налоговая и бюджетная система. | 2 | ||
Тема 16.1. Налоговая система. Виды налогов. | Налоговая система. Принципы, цели и виды налогов. |
1
|
2
|
| Практическая работа №9 по теме « Бюджет. Бюджетная система» ( Составление характеристики, расчет бюджета) | 1
| 3
|
Самостоятельная работа. Написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала. | 1
| ||
Тема 17. Финансовая, банковская, кредитная система. | 2 | ||
Тема 17.1. Кредит. Банковская система. | Кредит. Принципы и формы кредита. Главная функция кредита. Кредитный риск. Банк. Банковская система. Основные функции центрального банка. Типы кредитно-денежной политики. Виды банков. Операции банков. Устойчивость банка. |
1
|
2
|
Практическая работа №10 по теме « Финансовая, банковская, кредитная система» (Составление комплексной характеристики, решение задач). | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа. Написание докладов , изготовление плакатов, разработка презентаций. | 1 | ||
Тема 18. Биржевая система. | 1 | ||
Тема 18.1. Биржа. Виды Бирж. | Биржа. Биржевая система. Виды бирж. Основные положения функционирования бирж. Основные виды биржевых сделок. | 1
| 2
|
Самостоятельная работа Написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентаций. | 1 | ||
Тема 19. Макроэкономические регуляторы. | 3 | ||
Тема 19.1. Национальное богатство и его состав. | Национальный рынок. Национальное богатство и его состав: национальный доход, валовой национальный продукт, совокупный общественный продукт, совокупный общественный продукт. | 1 | 2 |
Тема 19.2. Цикличность экономического развития. Экономический рост. | Цикличность экономического развития. Экономический рост. | 1
| 2
|
Практическая работа №11 по теме «Занятость и безработица. » ( Решение задач, построение графиков) | 1
| 3
| |
Самостоятельная работа. Подготовка рефератов, газет. | 1
|
| |
Тема 20. Роль и функции государства в рыночной экономике. | 1 | ||
Тема 20.1.Социальная политика. Уровень жизни. | Социальная политика. Уровень жизни. | 1
| 2 |
Самостоятельная работа | - | ||
Тема 21. Актуальные проблемы мировой экономики. | 2 | ||
Практическая работа №12 по теме « Мировые экономические отношения» . ( Составление комплексной характеристики) |
1 | 3 | |
Зачет | 1 |
| |
Самостоятельная работа Подготовка к зачету, составление глоссария, разработка презентаций. |
1 | ||
Всего | 34 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономическая теория».
Оборудование учебного кабинета:
- Посадочные места по количеству обучающихся;
- Рабочее место преподавателя;
- Комплекс учебно-методического материала: текстового материала, аутотренинга, ситуационных задач, практических упражнений;
- Раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- Компьютер с лицензионными программным обеспечением,
- Мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Казначевская Г.Б., экономическая теория: учебник СПО – М.: Феникс, 2009.
- Слагода В.Г., экономическая теория: учебник СПО – М.: 2010.
Дополнительные источники:
- Ерёмин Е.И., Щукина А.Я. практикум по экономической теории: учебное пособие для СПО – М.: Академия, 2009.
- Куликов Л.М., Основы экономической теории: учебник СПО – М.: ЮРАЙТ ИД ЮРАЙТ, 2011.
- Липсиц И.В., Экономика: учебник – М.: КРОНУС, 2011
- Басовская Е.Н., Басовский Л.Е., Экономика: учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 2011.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1. | 2. |
Умения: |
|
Ориентироваться в вопросах экономической теории в совместных условиях; | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля |
Знания: | |
Закономерности функционирования рыночных механизмов на микро- и макро уровнях и метод государственного регулирования; Общие положения экономической теории | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля |
Литература
- Казначевская Г.Б., экономическая теория: учебник СПО – М.: Феникс, 2009.
- Слагода В.Г., экономическая теория: учебник СПО – М.: 2010
- Ерёмин Е.И., Щукина А.Я. практикум по экономической теории: учебное пособие для СПО – М.: Академия, 2009.
- Куликов Л.М., Основы экономической теории: учебник СПО – М.: ЮРАЙТ ИД ЮРАЙТ, 2011.
- Липсиц И.В., Экономика: учебник – М.: КРОНУС, 2011
- Басовская Е.Н., Басовский Л.Е., Экономика: учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 2011.
Предварительный просмотр:
Перспективно-тематическое планирование по предмету «Экономическая теория» 34часа.
№ п/п | Наименование тем программы (уроков) | Кол-во часов | Ур. усвое- ния | Формы организации учебной работы на занятиях | Виды самостоятельной работы учащихся на уроке | Осуществление межпредметных связей | Применение УНПО ТСО дидактических материалов | Виды контроля | Дом. задание |
Раздел I Введение в экономику. Экономическая теория как наука(11часов) Тема 1. Основные направления развития экономической теории (2часа) | |||||||||
1. | Экономическая теория как наука | 1 | 2 | урок-лекция | составление конспекта | экономика | компьютер | фронтальный опрос | с.4-6 |
2. | Практическая работа № 1 по теме «Современные школы и направления экономической теории» | 1 | 3 | урок-практикум | составление таблицы характеристики современных школ и направлений | ||||
Тема2. Сущность экономики (1 час) | |||||||||
3. | Проблема ограниченности ресурсов. Понятие альтернативной стоимости | 1 | 2 | комбинирован-ный урок | работа с таблицами | география экономика | учебник | индивидуаль-ный опрос | с.11-13 |
Тема 3. Общественное производство (1 час) | |||||||||
4. | Стадии движения общественного продукта. Отраслевая структура производства | 1 | 2 | урок-лекция | работа с понятиями | производственное обучение | учебник | фронтальный опрос | с.11-12 |
Тема 4. Экономическая система. Отношения собственности (3 часа) | |||||||||
5. | Отношения собственности – основа экономической системы | 1 | 2 | урок-лекция | работа со схемами | обществознание | схемы таблицы | фронтальный опрос | с.17-19 |
6. | Виды экономических систем | 2 | 2 | комбинирован-ный урок | работа с учебником | экономика | компьютер | фронтальный опрос | с.23-28 |
7. | Практическая работа №2 по теме:»Многообразие форм собственности в России». | 1 | 3 | Урок-практикум | работа с таблицей | обществознание | учебник | индивидуаль-ный опрос | с.20-21 |
Тема 5. Эволюция общественного производства (1 час) | |||||||||
8. | Натуральное и товарное производство | 1 | 2 | урок-лекция | составление конспекта | экономика | компьютер | фронтальный опрос | подг. стат. мат-л |
Тема 6. Деньги и их функции (1час) | |||||||||
9. | Исторические условия возникновения денег | 1 | 2 | комбинирован-ный урок | работа с учебником | обществознание экономика | учебник | индивидуаль-ный опрос | с.28-30 |
Тема 7. Труд и экономика (2часа) | |||||||||
10.. | Понятие о рабочей силе, трудовых ресурсах | 1 | 2 | урок-лекция | составление словаря терминов | экономика | компьютер | фронтальный опрос | пов. с.30-31 |
11. | Практическая работа № 3 по теме «Производительность труда» | 1 | 3 | урок-практикум | решение задач | математика | |||
Раздел II Законы рынка(9 часов) Тема 8. Функции рынка. Закон стоимости (1 час) | |||||||||
12. | Функции рынка | 1 | 2 | комбинирован-ный урок | составление таблицы | обществознание | компьютер | индивидуаль-ный опрос | с.38-40 |
Тема 9. Закон денежного обращения. Инфляция (2 часа) | |||||||||
13-14. | Практическая работа №4- 5 по теме «Закон денежного обращения. Инфляция» | 2 | 3 | урок-практикум | решение задач | ||||
Тема 10. Законы спроса и предложения (2 часа) | |||||||||
15. | Законы спроса и предложения. | 1 | 2 | урок-лекция | работа с таблицей, графиком | математика, экономика | учебник | фронтальный опрос | с.49-52 |
16. | Практическая работа № 6 по теме «Законы спроса и предложения» | 1 | 3 | урок-практикум | построение графиков, работа с таблицами | ||||
Тема 11. Закон конкуренции. Монополия (1 час) | |||||||||
17. | Конкуренция. Основные формы и виды конкуренции | 1 | 2 | комбинирован-ный урок | работа с таблицами | экономика | учебник | фронтальный опрос | с.41-43 |
Тема 12. Закон убывающей предельной отдачи (3 часа) | |||||||||
18. | Издержки производства | 1 | 2 | комбинирован-ный урок | работа с графиками | экономика | учебник | индивидуаль-ный опрос | с. 96-99 |
19. | Практическая работа №7 по теме: «Издержки производства » | 1 | 3 | урок-практикум | решение задач, расчет издержек производства | ||||
20. | Контрольная работа по разделу № 2 | 1 | 3 | урок контроля знаний, умений, навыков | тестовые задания | ||||
Раздел III Структура рынка(3 часа) | |||||||||
Тема 13. Инвестиционный рынок (1 час) | |||||||||
21. | Инвестиции. Основные формы инвестиции | 1 | 2 | урок-лекция | составление конспекта | экономика | компьютер учебник | фронтальный опрос | консп. пов. с.38-41 |
Тема 14. Рынок ценных бумаг (1 час) | |||||||||
22. | Практическая работа № 8 по теме «Ценные бумаги» | 1 | 3 | урок-практикум | Работа с ценными бумагами, составление характеристики | ||||
Тема 15. Рынок труда (1 час) | |||||||||
23. | Понятие рынка труда | 1 | 2 | урок-лекция | работа с понятиями | обществознание | компьютер | индивидуаль-ный опрос | пов. с.38-41 |
Раздел IV Макроэкономика(11 часов) Тема 16. Инфраструктура рынка. Налоговая и бюджетная система (2 часа) | |||||||||
24. | Налоговая система. Виды налогов | 1 | 2 | комбинирован-ный урок | работа с терминами | экономика | учебник | индивидуаль-ный опрос | консп. с.40-41 |
25. | Практическая работа № 9 по теме «Бюджет. Бюджетная система» | 1 | 3 | урок-практикум | решение задач, составление бюджета | ||||
Тема 17. Финансовая, банковская, кредитная система (2 часа) | |||||||||
26. | Кредит. Банковская система | 1 | 2 | комбинирован-ный урок | работа с учебником | экономика | учебник | индивидуаль-ный опрос | с.34-36 |
27. | Практическая работа № 10 по теме «Финансовая, банковская, кредитная система» | 1 | 3 | урок-практикум | Составление комплексной характеристики | ||||
Тема 18. Биржевая система (1 час) | |||||||||
28. | Биржа. Виды бирж | 1 | 2 | комбинирован-ный урок | Работа с понятиями | обществознание | учебник | индивидуаль-ный опрос | с.156-158 |
Тема 19. Макроэкономические регуляторы (3 часа) | |||||||||
29. | Национальное богатство и его состав | 1 | 2 | комбинирован-ный урок | работа с учебником | экономика | учебник | индивидуаль-ный опрос | с.60-62 |
30. | Цикличность экономического развития | 1 | 2 | комбинирован-ный урок | работа с графиком | экономика | учебник | индивидуаль-ный опрос | с.64-66 |
31. | Практическая работа № 11 по теме «Занятость и безработица.» | 1 | 3 | урок-практикум | решение задач, построение графиков | обществознание | учебник | фронтальный опрос | с.69-70 |
Тема 20. Роль и функции государства в рыночной экономике (1 час) | |||||||||
32. | Функции и формы регулирования рынка государством | 1 | 2 | урок-лекция | составление конспекта | обществознание | компьютер | фронтальный опрос | пов. с.38-40 |
Тема 21. Актуальные проблемы мировой экономики (2 часа) | |||||||||
33. | Практическая работа № 12 по теме «Мировые экономические отношения» | 1 | 3 | урок-практикум | составление комплексной характеристики | ||||
34. | Зачет | 1 | 3 | урок контроля знаний, умений, навыков | тестовые задания |
Всего: 34 часа
Разработано преподавателем Согласовано на заседании МО ООД
Мещковой Н.С. Протокол №______
__ ______________2014г. Председателя МО ______________
_______________2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономическая теория" для специальности 46.02.01
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 46.02.01 Документационное обеспечение управлен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» программы подготовки специалистов среднего звена для специальности социально-экономического профиля 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) на базе основного общего образования с получением
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства...
Рабочая программа учебной дисциплины Экономические и правовые основы производственной деятельности по профессии:190631.01 Автомеханик
Рабочая программа учебной дисциплиныЭкономические и правовые основы производственной деятельностипо профессии:190631.01 АвтомеханикУровень освоения: базовый...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 Естествознание программы подготовки специалистов среднего звена 43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства профиль обучения - социально-экономический
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения физики, химии и биологии в профессиональной образовательной организации СПО, реализующе...
Рабочая программа учебной дисциплины: ЕН.03 ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование...
Рабочая программа учебной дисциплины общего гуманитарного социально-экономического профиля ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности среднего профессионального образования: 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ
Основу программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня....
Рабочая программа учебной дисциплины общего гуманитарного социально-экономического профиля ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности среднего профессионального образования: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт двигателей систем и агрегатов
Основу программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня....