Личностно-ориентированные технологии на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку (6 класс) на тему
Выступление на заседании кафедры ШМО Иностранные языки. Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientir_tekhnologii.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на заседании кафедры
ШМО Иностранные языки
Личностно-ориентированные технологии на уроках английского языка
Подготовила:
Учитель английского языка
Куминова Екатерина Александровна
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта (Алексеев: 2006).
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного образования:
гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам.
В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
- оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
- отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
- опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.
Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения:
«Личностно-ориентированное обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира (См.: Селевко 2005)
Особенности личностно-ориентированных технологий
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».
Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.
Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.
Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.
Личностно - ориентированный урок иностранного языка:
1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта
2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала
4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком
5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение
8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения
Формы организации личностно-ориентированного урока:
1.Игры, занятия
2.Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.
3.Упражнения, игры, языковая гимнастика.
4.Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.
Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему.
На своих уроках я:
-обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой, и т. д;
- стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
- чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;
- слушаю детей внимательно и уважением;
- вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы;
- успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта;
- разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз»;
- в течение урока общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.
Находясь рядом с детьми, я создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:
- собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям;
- привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;
- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогаю координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр;
- стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;
- помогаю овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.
Работая длительное время с детьми, я взяла за правило:
- не ограничивать естественный шум в классе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);
- мой голос не доминирует над голосами детей;
- приучаю разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться, используя мотивацию игровые приемы;
- служу примером спокойного общения: разговариваю с детьми спокойным, но не монотонным голосом.
Воспитательно- образовательного процесс я выстраиваю таким образом, что :
- в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей;
- организовываю образовательную деятельность в форме совместной игры;
- обучение провожу в мягкой форме, без насилия;
- откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;
- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;
- организовываю игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть, познавать новое;
- стараюсь пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагаю и обсуждаю с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;
- помогают наделить персонажи игр именами, характерами, разговариваю от их имени, стимулирую развертывание диалога;
- проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;
На своих уроках я чаще пользуюсь:
- поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;
- порицания отношу только к отдельным действиям ребенка, но не адресую их к его личности;
- порицая действия ребенка, предлагаю образец желаемого действия или средства для исправления ошибок;
- отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращаю внимание на его новые возможности и способности: достижения ребенка не сравниваются с достижениями других детей, а лишь с его собственными
- не прибегаю к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей.
Выводы:
Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети. Поэтому и считается, что каждая конкретная технология считается авторской.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Использование личностно - ориентированных технологий на уроках английского языка. Развитие критического мышления у учащихся среднего звена через письмо и чтение".
Преподавание любого предмета в общеобразовательной школе сегодня имеет целью формирование таких ключевых компетентностей, как способности определять для себя границы ситуации, ставить свою задачу и ор...
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...
Отчет об экспериментальном исследовании по применению личностно-ориентированной технологии на уроках английского языка в средней школе
Результаты экспериментального планирования уроков с учетом индивидуальных психологических характеристик учащихся: темперамент, стиль обучения, сила/слабость, лабильность/инертность нервной системы. Эк...
Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"
В докладе представлены личностно-ориентированные технологии обучения на уроках русского языка и литературы....
Личностно-ориентированные технологии на уроке английского языка
Личностно-ориентированные технологии на уроке английского языка...
Формирование коммуникативных навыков старших школьников средствами личностно-ориентированных педагогические технологии на уроках английского языка
Автор рассказывает о современных интерактивных технологиях на уроках пнглийского языка способствующих формированию коммуникативных навыков старших школьников...
Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.
Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой си...