Административно-командная система
план-конспект урока по экономике (10 класс) на тему
Основные понятия, признаки, характеристика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_admin.-komand._sistema.docx | 13.6 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА -
система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно-командной системы характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. Административно-командная система опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления, препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.
Характерными чертами командной экономической системы являются:
•общественное, а на практике – государственное владение экономическими ресурсами;
•бюрократизация и монополизация экономики в специфических формах;
•централизованное экономическое планирование как основа макроэкономического регулирования.
Основные преимущества плановой экономики:
•позволяет быстро сосредоточить все ресурсы общества в «направлении главного удара». Это очень важно во время войн, крупных стихийных бедствий, а также позволяет продвинуться вперед в выбранной области;
•крупномасштабность производства, сокращение количества предприятий, что упрощает процесс управления;
•в значительной степени снижены или вообще отсутствуют некоторые виды трансакционных издержек (поиска информации, заключения договоров, измерения, издержки на рекламу и др.);
•позволяет в значительной степени устранить циклические колебания;
•способна обеспечить полную трудовую занятость, минимальные социальные гарантии трудящихся, сгладить неравенства в распределении доходов.
К основным недостаткам планового хозяйства относят:
•сложность оперативного реагирования на потребности общества, что может привести к дефициту пользующихся спросом товаров и услуг, высокая вероятность принятия неверных решений об инвестициях, об объемах производства той или иной продукции (услуг);
•высочайший уровень монополизации экономики;
•отсутствие конкуренции между предприятиями лишает производителей стимулов к эффективности использования ресурсов, к расширению ассортимента товаров и услуг, к инновациям;
•государственная монополия внешней торговли ликвидирует конкуренцию со стороны иностранных производителей;
•изоляция экономики от мирового технического прогресса в первую очередь в отраслях, напрямую не связанных обороноспособностью и безопасностью страны;
•искусственное поддержание научно-технического прогресса в производстве современных средств вооружения требует громадного количества всех видов ресурсов, порождая их хронический дефицит даже в такой богатой ресурсами стране, как Россия.
Эти и другие причины сделали систему крайне неэффективной, не способной обеспечить научно-технический прогресс общества и высокий жизненный уровень основной массы населения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система интеграции современных информационных технологий в системе физкультурного образования
В современных условиях резко возросла роль компьютеров во многих областях человеческой деятельности. Не составляет исключения здесь и система физкультурного образования. Современное образование преду...
Система упражнений по теме: "Уравнения и системы уравнений".
В данном пособии предложена система упражнений с решениями по теме : "Уравнения и системы уравнений" для учащихся старшей школы....
Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".
Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы".
План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы"....
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
Урок №83 Строение и состав Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. (объединенные темы) 9б класс ( гуманитарный профиль)
В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ по заклчительной теме "Элементы астрономии"...