Интегрированный урок по обществознанию по теме: "Мир денег"
план-конспект урока по экономике (11 класс) на тему
Интегрированный урок по обществознанию "Мир денег" выполне по требованиям ФГОС, предоставлен конспект урока и его технологическая карта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок по обществознанию по теме: "Мир денег" | 56.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по экономике и истории с использованием ИКТ « Мир Денег».
Учебная дисциплина: экономика и история
Раздел программы: основные понятия в экономике
Тема урока: Мир денег
Целевая аудитория: 19. 02. 08. «Технология мяса и мясных продуктов»,
I курс
Тип занятия: усвоение новых знаний.
Вид занятий: интегрированный урок с элементами групповой работы и использования ИКТ
Методы обучения:
Словесно-логические – рассказ, выступления обучающихся, объяснение, беседа, работа в парах.
Иллюстративные – демонстрация мультимедийной презентации.
Практические – выполнение заданий, устные ответы
Цель урока: рассмотреть причины возникновения денег, изучить функции денег и их свойства.
Задачи:
Задача: | Для обучающихся | Для преподавателя |
Образовательная | Усвоить знания о причинах возникновения денег, знать свойства и функции денег. Закрепить полученные знания через различные виды деятельности | Создать условия для усвоения новых знаний и умений обучающихся по данной теме. |
Развивающая | Развивать навыки самостоятельной работы и умения применять свои знания; вырабатывать и аргументированно выражать свое мнение, уважать мнение других. | Создать условия для коммуникативной деятельности, развития навыков самостоятельной работы, памяти, речи, внимания |
Воспитательная |
| Убедить обучающихся в практической и жизненной значимости темы. |
Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Формирование профессиональных компетенций:
ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
Оборудование: учебник «Введение в экономику» под ред. В.С. Автономова, компьютеры, интерактивная доска, презентация, рабочие листы, монеты.
Форма организации деятельности студентов: фронтальная
Планируемые результаты занятия:
- Личностные - воспитывать грамотного участника рыночных отношений; развивать навыки сотрудничества. Активизировать интерес к изучаемым предметам.
- Метопредметные – развивать умения представлять и защищать работы самостоятельной творческой деятельности; развивать коммуникативную культуру учащихся.
- Предметные – знать определения термина «деньги», причины их возникновения, свойства и функции денег; уметь ориентироваться в интернет ресурсах (выбирать нужную информацию).
Понятия, которые учащиеся должны усвоить в процессе изучения материала:
- Деньги.
- Эмиссия денег.
- Наличные и безналичные деньги.
- Бартер (натуральный продуктообмен).
- Функции денег.
- Свойства денег.
Технологическая карта занятия.
Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Средства обучения | Результат |
I.Организационный момент (1 мин.) | Приветствуют студентов, гостей. Включают музыку. | Приветствуют преподавателей, занимают рабочие места, готовятся к занятию | Рабочие листы | Обучающиеся готовы к работе. |
Мотивация учебной деятельности (3 мин.) | Слово преподавателя экономики. Загадки о деньгах
После задается вопрос: - как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Ответ – о деньгах. Давайте определим тему и сформулируем цель урока.
| Определяют тему, формулируют цель урока; записывают число и тему в тетрадь | Презентация сл.1,2 | Обучающиеся вовлекаются в работу. |
3. Выдвижение гипотез, актуализация знаний. (3 мин.) | Деньги… А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово «деньги»? Напишите их на доске. (Приём «Корзина чувств»: на доске вывешивается слово «Деньги», а обучающиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.) | По желанию выходят к доске, пишут ассоциации | Школьная доска | Работа у доски |
II. Актуализация знаний (1 мин.) | Знакомство с эпиграфом и задание на урок - Что для вас деньги – созидатель или тиран? | Слушают | Презентация сл.3 | |
III Изучение нового материала 1. Сообщение студентки (2 мин.) | Слушают | Презентация студента к сообщению | ||
2. Игра «Давай обменяемся» (3 мин). |
проводит преподаватель истории. Задает вопросы | Участвуют в игре и отвечают на вопросы, делают выводы | Презентация сл.5,6. | |
3. Сообщение студентки (3 мин.) | Слушают | |||
4.Работа с терминами (5 мин.) | Преподаватель экономики задает вопросы | формулируют определение к термину «деньги» (3 мин). | Презентация сл. 7,8. | Заполняют рабочий лист (работа с определениями) (2 мин.) |
5. Гимнастика для ума (2-3 мин.) | (проводя преподаватель истории и экономики) | Участвуют | Презентация сл.9, 10. | Считают |
6. Свойства денег (3+3 мин.) | Преподаватель экономики объясняет и беседует с обучающимися | Определяют свойства денег, закрепляют | Презентация сл. 11, 12 | Записывают в рабочий лист, работают с таблицей, оценивают свою работу, выставляя оценки в лист самооценки |
7. Виды денег | Объяснение преподавателя по схеме | Работают со схемой, вместе с преподавателем | Презентация сл. 13 | Заполняют рабочий лист |
8. Функции денег | Выписываем 3 основных функции | Работа с учебником стр. 98 Проверяют. Закрепляют, работая с ситуациями | Презентация сл.14, 15 | Заполняют рабочий лист, оценивают свою работу, выставляя оценки |
IV. Закрепление материала (3 мин.) | Собрать поговорки | Работают с раздаточным материалом. зачитывают | Подводят итоги, выставляя оценки | |
V. Рефлексия | Выполняют задание урока: - Что для вас деньги – созидатель или тиран? | Складывают монеты в банки: Зеленая – согласны что деньги – великий созидатель; Желтая - деньги - жесточайший тиран | Презентация сл.16, 17 | Вовлекаются в работу |
VI. Домашнее задание | Составить свой образец для новых купюр (200, 2000 р), которые будут выпущены в России | Записывают д/з | Презентация сл.18 | Задают возможные вопросы |
ХОД УРОКА.
- Организационный момент. (звучи музыка)
Мы рады приветствовать всех присутствующих на нашем уроке! Актуализация.
Загадки о деньгах
- Маленькая, кругленькая. Из кармана в карман скачет (монетка Новгородская губерния)
- Как не берегутся, а растрясутся (деньги)
- Штучка невелика, а всякому нужна (деньги).
Тема сегодняшнего урока «Мир денег»
Деньги… А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово «деньги»? Напишите их на доске. (Приём «Корзина чувств»: на доске вывешивается слово «Деньги», а обучающиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)
Эпиграфом к нашему уроку мы взяли следующее высказывание: «Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…»
Задание на урок: Что для вас деньги – созидатель или тиран?
Изучая экономику, мы до сих пор почти не говорили о деньгах, подразумевая их роль как нечто само собой разумеющиеся. И действительно, деньги - это самый известный экономический механизм, известный нам с раннего детства.
Каждому из нас приходится иметь дело с деньгами, получать и тратить их. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Экономика помогает разобраться в сущности денег и их роли в жизни людей. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Сегодня на уроке мы и попытаемся в этом разобраться.
Вопросы для рассмотрения:
- Причины возникновения денег.
- Формы и свойства денег.
- Функции денег.
- Объяснение нового материала.
Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли.
Сообщение студентки:
Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова «скот». В Индии денежной единицей является рупия, а это слово ранее обозначало скот.
В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли «солинусы» (от этого слова произошло «солдат»).
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм).Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
Преподаватель: – Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти нужную вам вещь. Время на выполнение задания
Преподаватель:
– Понравилось ли вам на ярмарке?
– Какие сложности возникли при обмене?
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?
- Обмен одного товара на другой называется бартером.
Сообщение студента: - Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар - посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами.
Поначалу люди расплачивались золотыми и серебряными слитками, затем стали чеканить из них монеты. Свое название они получили из Древнего Рима. В Древнем Риме при храме богини Юноны (одно из ее имен – Монета) было создано производство металлических денег. С тех пор их стали называть монетами.
На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги»
Слово «рубль» возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать» и стало названием гривны (слитка серебра)
Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем.
До появления бумажных денег использование монет приводило к большим неудобствам. Так, например, в 1748 году М. В. Ломоносова удостоили за его труды премией 2000 рублей и выдали награду медными монетами. Вес пятака равнялся 20, 48 г. Вся премия академика весила около одной тонны. Чтобы доставить премию домой, Ломоносову потребовалось нанять несколько телег.
Поэтому возникла необходимость в появлении бумажных денег. Впервые они появились в Китае в VIII веке. В России первые бумажные деньги были выпущены в 1769 году, при Екатерине 2 и назывались ассигнациями. Постепенно они вытеснили из обращения все остальные.
Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.
У вас на столе лежат монеты. Давайте рассмотрим их.
У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.
Язык монеты.
Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов,
Аверс (орел) - лицевая сторона монеты,
Реверс (решка) – оборотная сторона монеты,
Легенда – надпись на монете.
Номинал – официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег, банкнот.
Гурт - боковая поверхность монеты.
Из всего сказанного, давайте сформулируем определение термина «деньги»
Задание – переписать определение в тетрадь, заполнив пропуски.
Деньги – особый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары и _____.
(Деньги – особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги).
А чтобы легко было запомнить, запишите первыми буквами слов
(определение) ДЭОТКПВВОНЛДТИУ
Гимнастика для ума:
Представьте, что вы оказались на рынке средневековой Москвы. Ответьте мне, кто из вас любит считать? Кто любит считать деньги?
- Давайте их посчитаем. Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего? Проверьте! Ответ: 5 рублей 8 копеек.
- Прислушайтесь, как кричат зазывалы: «Эй, народ московский, покупай осетров астраханских, осетров длинных по 35 рублей за сотню». Сколько стоил 1 осетр? (ответы детей – 35 копеек).
Теперь мы знаем что такое деньги. Давайте, с вами определим, каковы же свойства. (записать)
Свойства денег:
Ликвидность (легко реализуются, и обмениваются).
Делимость (деньги легко делятся на части. В 50-х годах в московских трамваях по утрам ездил «честный заяц». Каждый раз он протягивал кондуктору тысячерублевую купюру, и никто не мог ему дать сдачи. Таким образом, он ездил, пока однажды сговорившиеся кондукторы не собрались со средствами и не разменяли ему эту банкноту).
Прочность (материал для денег должен иметь значительный срок прочности. Один банковский кассир, работал с золотыми монетами не на полированном столе, а на суконной скатерти. За 10 лет получил для себя 3 кг золота сжигая скатерти.
Защищенность (спецзнаки для защиты от подделок) Портативность (деньги должны быть удобны в обращении, малы, легки для транспортировки).
Стабильность (стоимость денег должна быть более или менее одинакова и сегодня и завтра)
Защищены от инфляции 1$= 67 рублей
Проверочные задания.
Оцените, на сколько каждый из перечисленных предметов пригоден для выполнения свойства денег. (Оценивание 1 балл за правильный ответ.=16 б.)
Таблица 1
Обратите внимание, насколько хорошо он может служить в качестве средства обмена, стандарта ценности и средства накопления.
Поверка
| Предметы, выступающие в роли денег | Компактность | Делимость | Долговечность | Однородность | Кол-во баллов |
1 | Соль | - | + | + | + | 3 |
2 | Каменные колеса | - | - | + | + | 2 |
3 | Рыба | - | - | - | - | - |
4 | Золото | + | + | + | + | 4 |
5 | Медные монеты | - | + | + | + | 3 |
6 | Чек на предъявителя | + | + | + | + | 4 |
Форма денег
Наличные безналичные
Монеты купюры чеки кредитные карты электронные деньги
(металлические) (бумажные)
Используемые нами деньги могут быть бумажными – банкноты, купюры, или металлические - монеты (мелочь). Эти деньги называются наличными – деньги в явном виде, в своей первичной форме.
А деньги, не существующие в явной, наличной форме, но позволяющие получить наличные или сами выполняют платежные функции и хранящиеся на банковских счетах называются безналичными.
Чек – письменный приказ владельца текущего счета банку о выплате наличными или переводе на текущий счет другого лица определенной суммы денег.
Кредитная карта – платежно-расчетный документ, выдаваемый банком своим вкладчикам и дающий право на приобретение товаров и услуг без уплаты наличными.
Электронные деньги(пластиковая карточка)- расчеты ведутся с помощью компьютера, деньги получают через банкомат.
Обращение денег тесно связано с их выпуском (печатанием и чеканкой)
Эмиссия – это выпуск денег в обращение.
В России деньги выпускает «Монетный Двор».
Сущность денег как всеобщего эквивалента раскрывается в их функциях.
(работа с учебником В.С. Автономов «Введение в экономику», стр. 98)
Функции денег (работа с учебником)
- Средства обращения (посредник при обмене)
- Средства платежа (платим за услуги и товары)
- Средства накопления, сбережения (деньги можно копить или хранить)
- Мера стоимости (выражают стоимость благ, их измерение в деньгах)
- Мировые деньги (золото, конвертируемая валюта).
1. Заполнение таблицы.
Примеры ситуаций | Функции денег |
Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под березой. | средство сбережения |
Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон, который ему нравится. | мера стоимости |
Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон. | средство платежа |
Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты. | средство накопления |
Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 руб. | мера измерения |
Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице. | средство платежа |
Вывод:
Мир денег - удивительный и необычный мир, и за его внешней простатой скрывается много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30000 работ. Это говорит о том, что человек всегда уделял теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать их роль, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Еще раз хочу вернуться к нашему эпиграфу: «Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…»
Рефлексия.
Складываем деньги в банки:
Зеленая – согласны что деньги – великий созидатель; Желтая - деньги - жесточайший тиран
Д/З составить свой образец для новых купюр (200, 2000 р), которые будут выпущены в России
Рабочий лист
Дата:________Тема урока:___________________
Эпиграф: «Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…»
Вопросы для рассмотрения:
- Причины возникновения денег.
- Формы и свойства денег.
- Функции денег.
Ход урока
- Бартер - ________________________________________________________________
Эквивалент - __________________________________________________________________
- Язык монеты
Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов,
Аверс (орел) - лицевая сторона монеты,
Реверс (решка) – оборотная сторона монеты,
Легенда – надпись на монете.
Номинал – официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег, банкнот.
Гурт - боковая поверхность монеты.
Деньги – особый __________, который принимается всеми в _________ на любые другие товары и ___________.
- Свойства денег:
Ликвидность
Компактность
Однородность
Делимость
Прочность (долговечность)
Защищенность
Стабильность
Защищены от инфляции 1$= 67 рублей
- Задание: Оцените, насколько каждый из перечисленных предметов пригоден для выполнения функций денег по предложенным свойствам.
Предметы, выступающие в роли денег | Компактность | Делимость | Долговечность | Однородность | Количество баллов |
Соль | |||||
Каменные колёса | |||||
Рыба | |||||
Золото | |||||
Медные монеты | |||||
Чек на предъявителя |
- Формы денег:
6. Функции денег (работа с учебником стр. 98)
а)
б)
в)
г) Мера стоимости (выражают стоимость благ, их измерение в деньгах)
д) Мировые деньги (золото, конвертируемая валюта).
7. Заполнение таблицы.
Примеры ситуаций | Функции денег |
Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под березой. | |
Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон, который ему нравится. |
|
Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон. | |
Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты. | |
Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 руб. | |
Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице. |
8. Д/З
Лист самооценки
ФИО______________________________
Группа_____________
Активность на уроке | Выступление перед группой | Таблица 1 | Таблица 2 | Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
Критерии оценивания:
Активность на уроке – макс. 5 б.
Выступление перед группой – 5 б.
Таблица 1 – макс.16 б.
Таблица 2 – макс. 6 б.
«5» - за 32-27 б.
«4» - 26 – 21 б.
«3» - 20 – 15 б.
«2» - ниже 14 б.
Копейка рубль бережет.
Время - деньги.
На деньги ума не купишь.
Здоровье дороже денег.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (информатика - обществознание) по теме "Политические партии современной России".
При разработке данного урока за основу была взята идея другого учителя (к сожалению, не помню его ФИО), найденная в Интернете. Данный урок был проведен в 11 классе учителем информатики Исаковой ...
Интегрированный урок(История-Обществознание-Информатика-МХК) для 6 класса Учитель:Ковалёва Н.В. Тема:Государственная символика.Моя Родина-Владимирская земля.
В каждом учебном заведении,в каждом классе есть школьный уголок,где помещены основные символы РФ-герб,флаг и текст гимна.Но не всегда учащиеся задумываются о том,что обозначают те или иные символическ...
Духовная жизнь. Интегрированный урок по обществознанию (тема: «Духовная жизнь») и русскому языку (тема: «Развитие речи. Высказывание в публицистическом стиле).
Методическая разработка интегрированного урока в 9 классе по обществознанию и русскому языку....
Интегрированный урок история + обществознание по теме "Средние века"
Данная презентация представляет интегрированный урок история + обществознание по теме "Средние века"...
Урок-викторина (интегрированный урок по обществознанию и истории в 6-м классе) по теме «Символы России»,
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ-ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЯХ...
Интегрированный урок по обществознанию и литературе. Тема урока: « Конфликт и пути выхода из конфликта»
В этом уроке закрепляется понятие конфликта, его видов, процесс развития и пути выхода из конфликта на примере героини повести В.К. Железникова "Чучело". В ходе урока у учащихся воспитываются чувства ...
Интегрированный урок литература + обществознание по теме «Моя семья – моя обитель » по рассказу В. Осеевой "Бабка"
Цель:Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека.Задачи: Формирование умения извлекать нравственные уроки произведения.Развивать умени...