Рабочая программа учебного предмета "Экономика"
рабочая программа по экономике (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Экономика» предназначена для обучающихся 10-11 классов социально-гуманитарного профиля общеобразовательной школы.
Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень), примерной программы по экономике (базовый уровень), авторской программы Липсица И.В. Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень). М.: Вита-Пресс, 2008 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rup_ekonomika_10-11.doc | 298 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики администрации МР «Княжпогостский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа ” пгт. Синдор
РАССМОТРЕНО | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДАЮ» |
школьным МО учителей истории и обществознания МБОУ «СОШ» | Зам. директора УВР МБОУ«СОШ» пгт Синдор Е.Л.Чумакова | Директор МБОУ«СОШ» пгт Синдор _______А.И.Бровина |
пгт Синдор Протокол №4 от «__23_»мая 2016 г. | «25» мая 2016 г. | Приказ №_____ от «___»_________ 20____ года |
Рабочая программа по учебному предмету
Экономика
среднее общее образование(базовый уровень)
(составлена на основе примерной программы по экономике (базовый уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по экономике (базовый уровень), утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05. 03.2004 года № 1089, авторской программы Липсиц И.В. Программа для 10-11 классов
общеобразовательных школ (базовый уровень). М.: Вита-Пресс, 2008г.)
Срок реализации -2016-2018
Возраст обучающихся -17-18 лет
Учитель –Чумакова Елена Леонидовна
Учебник: И.В. Липсиц «Экономика», базовый уровень. Учебник для 10-11 классов. М., Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2015г
Синдор
2016г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка_________________________________________
2. Общая характеристика учебного предмета_________________________
3. Место предмета в учебном плане_________________________________
5. Содержание учебного предмета___________________________________
4. Требования к уровню подготовки выпускников_____________________
6. Тематическое планирование _____________________________________
7. Порядок выставления годовых оценок_____________________________
8. Формы и сроки проведения промежуточной аттестации______________
9. Список литературы_____________________________________________
10. Критерии и нормы оценки планируемых результатов_________________
Приложение №1 -Календарно-тематическое планирование учебного предмета_________________________________________________________
Приложение №2 КИМы и методика их оценки________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Экономика» предназначена для обучающихся 10-11 классов социально-гуманитарного профиля общеобразовательной школы.
Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта
среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень), примерной программы по экономике (базовый уровень), авторской программы Липсица И.В. Программа для 10-11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень). М.: Вита-Пресс, 2008г, основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ» пгт Синдор, Учебного плана МБОУ «СОШ» пгт Синдор, Положения о рабочей программе учебных предметов МБОУ «СОШ» пгт Синдор.
Программа ориентирована на использование:
-И.В. Липсиц «Экономика», базовый уровень. Учебник для 10-11 классов. М., Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2015г
-Е.В. Савицкая «Уроки экономики в школе» в 2-х книгах. М., издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2006г
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет экономика входит в образовательную область «Обществознание».
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на уровне среднего общего образования.
Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов (10-11 класс по 0,5 часа в неделю).
При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме
учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Исходя из запросов родителей 11 класса, учитывая потребности учащихся, в учебный план МБОУ «СОШ» пгт Синдор (компонент образовательной организации) для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в объёме 36 часов в 10 классе (1 час в неделю) и 34 часа в 11 классе (1 час в неделю).
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по
экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и
взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание
курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для
социализации в экономической сфере.
Рабочая программа ориентирована на изучение российскими школьниками
базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОНОМИКЕ
Базовый уровень
Изучение экономики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
- овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
- развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
Обязательный минимум содержания
основных образовательных программ
Экономика и экономическая наука. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы (заработная плата, рента, процент, прибыль). Выбор и альтернативная стоимость. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. СОБСТВЕННОСТЬ. Конкуренция. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА. Значение специализации и обмена.
РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Реальные и номинальные доходы семьи. ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО. СБЕРЕЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. СТРАХОВАНИЕ.
Рыночный механизм. Рыночное равновесие. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Производство, производительность труда. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА. Издержки, выручка, прибыль. Акции, облигации и другие ценные бумаги. ФОНДОВЫЙ РЫНОК. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА. ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА. РЕКЛАМА.
Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ. ПРОФСОЮЗЫ.
Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Виды налогов. Государственный бюджет. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. Понятие ВВП. Экономический рост. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ. ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
Международная торговля. ОБМЕННЫЕ КУРСЫ ВАЛЮТ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ. Глобальные экономические проблемы.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ.
Опыт познавательной и практической деятельности:
- работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление экономической информации, экономический анализ общественных явлений и событий;
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
уметь:
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения и оценки экономической информации;
- составления семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)
Тематическое планирование по экономике для 10 класса
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | НРК |
1 | Экономика и экономическая наука | 1 | |
2 | Главные вопросы экономики | 2 | Специализация в РК. |
3 | Типы экономических систем | 2 | |
4 | Силы, которые управляют рынком | 3 | |
5 | Как работает рынок | 2 | |
6 | Мир денег | 4 | |
7 | Законы денежного обращения | 2 | |
8 | Банковская система | 3 | Банковская система РК |
9 | Человек на рынке труда | 4 | Рынок труда РК, Княжпогостского района. Прожиточный минимум и МРОТ в РК |
10 | Социальные проблемы рынка труда | 5 | Безработица в РК, Княжпогостском р-не, пгт Синдор |
11 | Экономические проблемы безработицы | 4 | Экономические проблемы безработицы в РК, Княжпогостском районе |
12 | Контрольная работа | 4 | |
Всего | 36 |
Тематическое планирование по экономике для 11 класса
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | НРК |
1 | Что такое фирма и как она действует на рынке | 6 | 1.Виды конкурентных рынков на примере рынка пгт Синдор 2.Организационно-правовые формы предприятий в пгт Синдор |
2 | Как семьи получают и тратят деньги | 3 | |
3 | Неравенство доходов и его последствия | 4 | Исследование проблемы неравенства в пгт Синдор |
4 | Экономические задачи государства | 4 | Экономические задачи, стоящие перед администрацией МР «Княжпогостский» |
5 | Государственные финансы | 4 | Бюджет РК, Княжпогостского района |
6 | Экономический рост | 4 | |
7 | Организация международной торговли | 5 | |
8 | Контрольная работа | 4 | |
Всего | 34 |
Порядок выставления оценок
Как выставлять оценки за полугодие
При выставлении полугодовой оценки учитываются все сильные и слабые стороны учащегося.
-Большую значимость имеют баллы, заработанные за проверочную или контрольную работу. Оценки за классную работу и ответы у доски рассматриваются как менее значимые. Результаты домашних работ имеют небольшой вес, так как при их выполнении ребенок имеет возможность воспользоваться дополнительными материалами и посторонней помощью, он не ограничен во времени, а потому оценка домашней работы является довольно субъективной и учитывается при выставлении оценок лишь в спорных случаях, как показатель старательности учащегося.
-Если в полугодии ученик имел хотя бы одну неудовлетворительную оценку по предмету, то при аттестации ему не может быть выставлен высший балл.
Но и из этого правила могут быть исключения.
Если в итоговой контрольной работе были задания на тему, по которой у ребенка ранее был неудовлетворительный результат, но сама работа выполнена на высший балл, то на усмотрение учителя полугодовая оценка также может быть отличной.
-Суммируйте все оценки, полученные за домашние задания, и вычислите общий результат. Таким же образом посчитайте средний балл за классные работы.
Если результаты классных и домашних работ совпадают, можно считать, что это объективная оценка знаний учащегося.
Если балл за классные работы выше или ниже, чем за домашние, следует считать именно его приоритетным.
-Посчитайте и оцените общий результат контрольных работ.
Если он совпадает с оценкой за домашние и/или классные работы, следует считать его итогом за полугодие. Если баллы за контрольные работы выше или ниже, приоритет отдается баллам за контрольные работы.
-В спорных случаях следует проанализировать результаты и попытаться понять причину низких оценок. Если проверочные задания выполнены хуже из-за медлительности или неаккуратности ученика, но объективно его знания выше полученного результата, можно поставить более высокий балл.
-Учитываются и индивидуальные особенности ребенка при выставлении четвертных оценок. Если устные ответы школьника всегда намного лучше письменных в силу его личностных качеств, оценку можно немного повысить, заостряя внимание на результатах вербальных методов работы с ним. Возможна и обратная ситуация: если ребенок успешнее в письменных работах, чем в устных, обращайте внимание на соответствующие отметки. Это поможет более объективно оценивать имеющиеся у учащегося знания, учитывая уровень его коммуникативных способностей.
Аттестация за год
-Годовая оценка по предмету определяется на основании полугодовых оценок.
-Оценка «5» за год выставляется при наличии всех отметок «5», а также возможны варианты:
I | II | год |
4 | 5 | 5 |
5 | 4 | 5 |
-Оценка «4» за год выставляется при наличии всех отметок «4» при отсутствии неудовлетворительных оценок, а также возможны варианты:
I | II | год |
4 | 3 | 4 |
3 | 4 | 4 |
3 | 5 | 4 |
-Оценка «3» за год выставляется при наличии всех оценок «3», а также возможны варианты:
I | II | год |
3 | 2 | 3 |
2 | 3 | 3 |
2 | 4 | 3 |
-Оценка «2» за год выставляется при наличии двух неудовлетворительных оценок.
Формы и сроки промежуточной аттестации
класс | сроки | форма |
10 | декабрь, май | контрольная работа |
11 | декабрь, май | контрольная работа |
Литература для учителя:
1.Липсиц И.В.Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. Учрежд.- М.:Вита –Пресс,2015.
2.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2010.
3.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011.
4. Методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» с разделом «Экономика и право в школе» за 2008-2010 год.
Цифровые образовательные ресурсы
1.http://school-collection.edu.ru/
Литература для учеников:
1.Липсиц О.И. Хрестоматия по экономике для учащихся 10 класса общеобразовательной школы
Интернет-ресурсы:
1) Экономика для школьников http://iloveeconomics.ru/
2) Решение типовых задач по экономике http://bankzadach.ru/mikroekonomika.html
Критерии оценки знаний, умений учащихся по экономике
Календарно – тематическое планирование по экономике 10 класс
№ п\п | Дата | Название темы | Кол-во часов | Дидактические единицы | Требования к уровню подготовки | Д/з | |||||
план | факт | ||||||||||
1.Главные вопросы экономики (3 часа) | |||||||||||
1. | Экономика и экономическая наука. | 1 час | Экономика как хозяйство, экономика как наука, микро и макроэкономика потребности, свободные и экономические блага | Знать: -понятие «экономика» Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика» | 1 | ||||||
2. | Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. | 1 час | Факторы производства и факторные доходы, проблема ограниченности ресурсов, выбор и альтернативная стоимость (цена выбора), | Знать: -виды потребностей Уметь: строить КПВ, приводить примеры факторов производства и факторных доходов | 2 | ||||||
3. | Главные вопросы экономической жизни общества Основы хозяйственной жизни человечества НРК Специализация в РК. | 1 час | Главные вопросы экономики; значение специализации и обмена Специализация в РК. | Знать: главные вопросы экономической жизни общества, суть специализации, значение специализации Уметь: объяснять взаимовыгодность добров.обмена | 2 | ||||||
2. Типы экономических систем и различия между ними (2 часа) | |||||||||||
4. | Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система. Рыночная система | 1 час | Экономическая система, характерные черты традиционной и рыночной экономических систем. собственность, конкуренция, экономическая свобода | Знать: - понятие «традиционная экономическая система». «рыночная эконом. система»; Уметь: - давать оценку эконом.системам | 3 | ||||||
5. | Командная экономическая система. Смешанная экономическая система. | 1 час | Характерные черты плановой и смешанной экономических систем; собственность, конкуренция, экономическая свобода | Знать: - понятие «командная экономическая система», «смешанная экономическая система» Уметь : давать оценку эконом.системам | 4-5 | ||||||
6. | Контрольная работа № 1 «Экономика. Экономические системы» | 1 час | Знать: ключевые понятия темы, уметь анализировать , описывать, объяснять | ||||||||
3. Силы, которые управляют рынком (2часа) | |||||||||||
7. | Что такое спрос | 1 час | Величина спроса, спрос, закон спроса, факторы спроса, кривая спроса | Знать: -понятие о спросе -факторы формирования Уметь: строить кривую спроса
| 6 | ||||||
8. | От чего зависит предложение товаров | 1 час | Величина предложения, предложение, закон предложения, факторы предложения, кривая предложения | Знать: -формирование на рынке предложения; -факторы формирования Уметь: строить кривую предложения | 7 | ||||||
4.Как работает рынок (3 часа) | |||||||||||
09. | Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие | 1 час | Рыночный механизм, рыночное равновесие. Равновесное количество, равновесная цена. | Знать: -типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие; -механизм формирования | 8 | ||||||
10. | Причины и следствия нарушения рыночного равновесия | 1 час | Ситуации равновесия, дефицита и избытка на рынке; причины нарушения рыночного равновесия. | Описывать: -действие рын.механизма; Знать: причины и следствия нарушения рыночного равновесия | 9 | ||||||
11 | Практическая работа «Рыночное равновесие » | 1 час | Уметь: изображать графически ситуацию на рынке | 8-9 | |||||||
5. Мир денег (4 часа) | |||||||||||
13. | Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена | 1 час | Деньги. Исторические формы денег, функции денег. Ликвидность. | Знать/понимать: -функции денег; -роль денег как средства обмена Уметь: оценивать разные формы денег. | 10 | ||||||
14. | Роль денег как средства измерения. Роль денег как средства сбережения | 1 час | Деньги как средство сбережения. | Знать:-роль денег как средства измерения и сбережения | 11 | ||||||
15. | Факторы формирования величины денежной массы. Причины и виды инфляции. | 1 час | Денежная масса. Законы денежного обращения. Инфляция. Причины и виды инфляции, последствия инфляции | Описывать: инфляцию, закон обмена и его использование; Объяснять виды инфляции; -влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране | 10-11 | ||||||
16 | Полугодовая контрольная работа | 1 час | Знать: ключевые понятия темы, Уметь: анализировать , описывать, объяснять | ||||||||
17. | Решение задач на уравнение обмена | 1 час | Уметь: решать задачи на уравнение обмена | ||||||||
7. Банковская система (3 часа) | |||||||||||
17. | Причины появления и виды банков. НРК.Банковская система РК | 1 час | Банк. История банков. Виды банков. | Знать/понимать:-понятие «банк»-причины появления и виды банков, банковскую систему | 12 | ||||||
18. | Принципы кредитования | 1 час | Кредитование, депозит, срочность, платность, возвратность, гарантированность, кредитоспособность | Знать/понимать: -принципы кредитования Уметь: использовать знания в повседневной жизни | 13 | ||||||
19. | Роль Центрального банка в регулировании кредитно –денежной системы страны | 1 час | Центральный банк, функции ЦБ, роль ЦБ в регулировании кредитно-денежной системы страны. | Знать: -понятие о денежном обращении; Объяснять действия ЦБ в условиях инфляции. | 14 | ||||||
8.Человек на рынке труда (4 ч.) | |||||||||||
20. | Экономическая природа рынка труда. НРК. Рынок труда РК, Княжпогостского района. | 1 час | Рынок труда. особенности рынка труда. Продавец и покупатель на РТ. Цена труда. Территориальная и профессиональная мобильность. | Знать: -особенности труда как товара; -особенности РТ. | 15 | ||||||
21. | От чего зависит спрос на рынке труда. Факторы формирования заработной платы | 1 час | Спрос на рынке труда. факторы спроса, факторы формирования заработной платы. | Знать: основные формы заработной платы и стимулирования труда Объяснять: -суть положения «спрос на | 16 | ||||||
22. | Факторы формирования предложения на рынке труда Формирование заработной платы на рынке труда | 1 час | Факторы формирования предложения на рынке труда Формирование заработной платы на рынке труда | Знать: -закон предложения на рынке труда; формирование заработной платы на рынке труда | 15-16 | ||||||
23. | Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда. | 1 час | Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда. | Знать: -причины различий в уровнях оплаты труда | 16 | ||||||
24. | Контрольная работа № 3 «Рынок труда» | 1 час | |||||||||
9. Социальные проблемы рынка труда (5ч.) | |||||||||||
25. | Трудовые конфликты | 1 час | Трудовые конфликты. Тактика работодателей и работников в трудовых спорах. | Знать: -что такое профсоюз; какие бывают трудовые конфликты и пути их решения | 17 | ||||||
26. | Профсоюз. | 1 час | Профсоюз. Цели профоюза. | Знать: -понятие «профсоюз» Уметь: оценивать деятельность профсоюзов | 17 | ||||||
27. | Что такое прожиточный минимум и минимальная зарплата НРК Прожиточный минимум и МРОТ в РК | 1 час | Прожиточный минимум. МРОТ. | Знать: -величину прожиточного минимум и МРОТ; Уметь: объяснять из чего складывается прожиточный минимум и МРОТ | 18 | ||||||
28. | Договоры и контракты на рынке труда | 1 час | Коллективный договор, трудовой договор | Уметь: -различать договор и контракт на рынке труда | 17-18 | ||||||
29. | Как добиться, чтобы человек работал хорошо | 1 час | Методы стимулирования работника | Знать: -способы мотивации работников | 18 | ||||||
10.Экономические проблемы безработицы (4 ч.) | |||||||||||
30. | Что такое безработица? НРК. Безработица в РКиКняжпогостском районе. | 1 час | Безработица, рабочая сила, безработные. Выбывшие из состава рабочей силы. Уровень безработицы. | Знать:-что такое безработица; -критерии признания Уметь : рассчитывать уровень безработицы | 19 | ||||||
31-32. | Виды безработицы | 1 час | Фрикционная, структурная, циклическая виды безработицы | Знать: -виды безработицы ипричины их возникновения | 19 | ||||||
33. | Что такое полная занятость | 1 час | Полная занятость | Знать: понятие «полная занятость» | 19 | ||||||
34. | Методы сокращения безработицы НРК .Методы сокращения безработицы в РК и Княжпогостском районе | 1 час | Методы сокращения безработицы | Знать: -основные способы | 20 | ||||||
35. | Семинар «Новости экономики». НРК Экономические новости РК и МР «Княжпогосткий» | 1 час | Уметь работать со СМИ | ||||||||
36 | Итоговая контрольная работа по курсу | 1 час | знать ключевые понятия, уметь объяснять, описывать, приводить примеры, использовать знания и умения в практ. деятел. |
Календарно –тематическое планирование для 11 класса
(1 ч. в неделю, в год 34 ч.)
№п\п | Дата | Название темы | Кол-во часов | дидактические единицы | требования к уровню подготовки | Д/З |
11.Чтот такое фирма и как она действует на рынке(6 ч.) | ||||||
1 | Фирма. Цели деятельности фирм. | 1 час | Фирма. Цели деятельности фирм | Знать: -понятия: фирма, пред -- почему фирма выгоднее рынка. Знать: -виды и цели, факторы | 38 | |
2 | Виды фирм по российскому законодательству. НРК.Виды фирм в пгт Синдор | 1 час | Виды фирм по российскому законодательству. Виды ценных бумаг. Обыкновенная и привилегированная акция. | Знать: организационно-правовые формы предпринимательства Уметь: приводить примеры российских предприятий разных организ-х форм | С.190-191 | |
3 | Виды прибыли | 1 час | Прибыль. Бухгалтерская и экономическая прибыль. | Объяснять: как формируется прибыль экономическая и бухгалтерская | 39 | |
4 | Виды затрат и их экономическое значение | 1 час | Виды затрат и их экономическое значение | Знать: понятие о внутренних и -понятие о нормальной | 40 | |
5 | Решение задач «Издержки и прибыль фирмы» | 1 час | Прибыль. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Виды затрат | Уметь: - рассчитывать, какой из способов производства наиболее экономически эффективен | 40 | |
6 | Влияние конкуренции на деятельность фирм. НРК.Виды конкурентных рынков на примере рынка пгт Синдор | 1час | Конкуренция. Виды конкурентных рынков: совершенная и монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Значение экономической конкуренции | Знать: -как влияет конкуренция на деятельность фирмы | 41 | |
12.Как семьи получают и тратят деньги(3 ч.) | ||||||
7 | Источники семейных доходов | 1 час | Семейные доходы, структура семейных доходов в России | Уметь объяснять: -источники доходов семьи | 42 | |
8 | Семейные расходы и закономерности их изменения | 1 час | Семейные расходы, закон Энгеля | Знать понятия темы -изменение структуры расходов семей как следствие экономических преобразований в стране | 43 | |
9 | Инфляция и семейная экономика | 1 час | Влияние инфляции на семейную экономику | Знать: -структуру семейных расходов как индикатора уровня развития страны | 44 | |
10 | Контрольная работа № 1»Фирма. Семейные доходы и расходы» | 1 час | Знать: ключевые понятия темы, Уметь: объяснять, описывать, приводить примеры… | |||
13.Неравенство доходов и его последствия (4 ч.) | ||||||
11 | Что порождает неравенство в благосостоянии | 1 час | Неравенство доходов, причины неравенства доходов | Объяснять : причины неравенства доходов | 45 | |
12 | Кривая Лоренца | 1 час | Кривая Лоренца | Уметь: строить кривую Лоренца | 45 | |
13 | Регулирование неравенство доходов с помощью налогов | 1 час | Регулирование неравенство доходов с помощью налогов, система прогрессивного налогообложения | Знать: -понятие о прогрессивном -анализировать материалы СМИ; -работать с нормативны | 46 | |
14 | Бедность как экономическая проблема. НРК.Исследование проблемы неравенства в пгт Синдор | 1 час | Бедность. | Знать -социальные программы. -анализировать материалы - проводить мониторинг | 47 | |
14. Экономические задачи государства(4 ч.) | ||||||
15 | Экономические свободы и роль государства в их защите | 1 час | Экономические свободы и роль государства в их защите | Знать: -роль государства как экономической свободы; -государственные органы, участвующие в регулировании экономической | 48 | |
16 | Полугодовая контрольная работа | 1 час | Знать: ключевые понятия темы, Уметь: объяснять, описывать, приводить примеры | |||
17 | Причины и формы вмешательства государства в экономическую жизнь | 1 час | Причины вмешательства государства в экономику. История вопроса. Новый курс Ф.Рузвельта. Кейнсианская модель экономики. | Знать: понятие о слабости рынка; -экономические функции -понятие об общественных благах | 49 | |
18 | Возникновение внешних эффектов. | 1 час | Положительные внешние эффекты, отрицательные внешние эффекты | Знать: -что такое внешний эффект Приводить примеры внешних эффектов | 49(с.262-263) | |
19 | НРК:Внешние эффекты на примере РК, Княжпогостского района, пгт Синдор | 1 час | Положительные внешние эффекты, отрицательные внешние эффекты от деятельности организаций | Приводить примеры внешних эффектов | 50 | |
15.Государственные финансы (4 ч.) | ||||||
20 | Принципы налогообложения | 1 час | Налоги: прямые и косвенные. Принципы налогообложения | Знать: -принципы налогообложения | 51 | |
21 | Методы налогообложения | 1 час | Пропорциональное, прогрессивное, регрессивное налогообложение. | Знать: -методы налогообложения | 51 | |
22 | Понятие о государственном бюджете. НРК. Бюджет РК | 1 час | Основные статьи госбюджета РФ, РК | Знать: -как формируется государственный бюджет | 52 | |
23 | Причины и следствия возникновения государственного долга | 1 час | Государственный долг. Последствия госдолга. Методы снижения госдолга. | Знать: -понятие о слабости рынка; -экономические функции -почему появляется государственный долг | 53 | |
16. Экономический рост (4 ч.) | ||||||
24 | Понятие экономического роста | 1 час | Экономический рост: понятие, цели, признаки, итоги | Знать: -понятие экономического роста Описывать: экономический рост | 54 | |
25 | Факторы ускорения экономического роста | 1 час | Факторы ускорения экономического роста | Знать: -факторы ускорения экономического роста | 55 | |
26 | Экономическое развитие | 1 час | Экономическое развитие: понятие, цели, признаки, итоги | Знать: -причины экономического развития классификацию стран ми ра по типам экономических - работать с диаграммами, | 56 | |
27 | Экономическое отставание России в 90-е годы 20 века. Экономика России на современном этапе развития. | 1 час | Особенности переходного периода, причины отставания экономики России, этапы реформирования и современное положение экономики России. Проблема санкций. | Знать: -причины экономического отставания России - этапы реформирования | 56(с.304 -305) | |
28 | Контрольная работа № 3 | 1 час | Знать: ключевые понятия темы, Уметь: объяснять, описывать, приводить примеры | |||
17. Организация международной торговли (5 ч.) | ||||||
29 | Причины возникновения международной торговли | 1 час | Причины возникновения международной торговли. Принцип абсолютного и относительного преимущества. | Объяснять: проблемы международной торговли Знать: причины возникновения международной торговли. | 57 | |
30 | Регулирование внешней торговли Протекционизм | 1 час | Протекционизм, инструменты протекционизма: пошлины, квоты, лицензии. | Уметь оценивать политику протекционизма с точки зрения отечественного производителя и потребителя, государства | 58 | |
31 | Валютный рынок и конвертируемость валют | 1 час | Валютный рынок и конвертируемость валют, валютный коридор | Знать: -функции валютного рынка; Объяснять: как формируется цена валюты | 58 | |
32 | Внешняя торговля России и проблемы её развития | 1 час | Экспорт и импорт современной России, особенности экспорта. Главные торговые партнеры РФ | Знать: структуру экспорта и импорта РФ | 59 | |
33 | Глобальная экономическая проблема | 1 час | Глобальная экономическая проблема | Уметь: приводить примеры глобальных экономических проблем, Описывать : глобализацию мировой экономики | 60 | |
34 | Итоговая контрольная работа | 1 час |
Контрольная работа по экономике 10 класс (полугодовая)
«Экономика. Экономические системы. Рынок. Денежное обращение. Банки»
1.Экономика как область знаний непосредственно изучает
1. способы регулирования социальных конфликтов
2.способы рационального использования ограниченных ресурсов
3.социальные последствия НТР
4. способы оптимального управления обществом
2. Верны ли следующие суждения об экономике?
А) Экономика –это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношения между ними в процессе производства и обмена товаров.
Б)Экономика – это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств к существованию.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения не верны
3. Основу традиционной экономики составляет
1. свободное распределение ресурсов
2.директивное ценообразование
3. распределение ресурсов государством
4. использование ресурсов в соответствии с обычаями
4. Рыночная экономика отличается от командной тем, что в ней
1. вопрос о том, что и как выпускать, производители решают самостоятельно
2.работникам на предприятиях выплачивают повышенную зарплату
3.принимаются государственные планы, обязательные для производителей
4. существует разделение труда между работниками, предприятиями, отраслями производства
5. В стане А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса на производимую продукцию. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А?
1. плановому 3.рыночному
2. командному 4. традиционному
6. Парной спросу категорией выступает
1. цена 3. деньги
2.предложение 4. инфляция
7.Проблема безработицы в стране относится больше
1. к микроэкономике 2. к макроэкономике
3. как к микро-, так и макроэкономике 4. не относится к экономике
8. Семья фермера, потерявшая в результате засухи урожай картофеля, вынуждена закупать его для следующей посадки на рынке. Это вид экономической деятельности в сфере
1. производства 2. обмена
3. потребления 4. распределения
9. В соответствии с законом спроса при увеличении цены
1. увеличивается величина спроса 2. снижается величина спроса
3. всегда увеличивается выручка продавца 4. всегда снижается выручка продавца
10. Запишите слово, пропущенное в схеме
11. Составьте сложный план по теме «Банки»(2 б)
12.При снижении цены на 2% спрос увеличился на 8%. Коэффициент эластичности спроса равен
1. 16 2. -16
3. 4 4. -4
13. Оцените современную форму денег-банковские карточки (2 б).
14. Задача на уравнение обмена. Цены уменьшились на 20%. Скорость обращения выросла на 10%. Количество товаров выросло на 15%. Как и на сколько процентов изменилось количество денег (3б)
15. Опишите действия Центрального банка РФ при условии роста инфляции.
Мах-20 баллов
«5»- 80-100%, «4»-65-79%, «3»-50-64%, «2»-менее50 %
Контрольная работа по экономике 11 класс (полугодовая)
1. Фирма производит блага:
а) для удовлетворения потребностей предпринимателя;
б) для продажи на рынке;
в) для выполнения государственного плана;
г) нет правильного ответа.
2. Индивидуальная фирма в России может быть создана в форме:
а) общества с ограниченной ответственностью;
б) акционерного общества;
в) товарищества на вере;
г) полного товарищества.
3. Для финансирования производства акционерное общество может:
а) выпустить акции; б) выпустить облигации;
в) взять кредит в банке; г) все перечисленное верно.
4. В каком из видов фирм при выходе из дела одного из участников требуется перерегистрация предприятия:
а) в товариществе;
б) в акционерном обществе;
в) как в товариществе, так и в акционерном обществе;
г) ни в одном из этих видов фирм не требуется перерегистрация.
5. Чему равна чистая прибыль акционерного общества, если известны следующие данные о деятельности фирмы: выручка от реализации 5 млн. р., затраты на производство 3 млн. р., общая сумма налогов 1 млн. р., дивиденды 500 тыс. р.:
а) 500 тыс. б) 2 млн. р.; в) 1 млн. р.;
6. Акционер:
а) участвует в повседневном управлении фирмой;
б) участвует в управлении фирмой только в случае, если он находится в совете директоров;
в) участвует в управлении фирмой посредством голо сования на общем собрании акционеров;
г) в управлении фирмой не участвует.
7. В какой из форм хозяйственных организаций: индивидуальная фирма, товарищество, акционерное общество - участник имеет наименьшую свободу действий?
а) в индивидуальной фирме; б) в товариществе;
в) в акционерном обществе; г) в товариществе и акционерном обществе.
8. Индивидуальный предприниматель организовал производство трикотажных изделий. Выручка от реализации составила 50 тыс. р., при этом расходы на производство были равны 20 тыс. р. За транспортировку предприниматель заплатил 5 тыс. р. Чему равна экономическая и бухгалтерская прибыль фирмы, если известно, что в другом месте предприниматель получал бы 5 тыс. р.?
9. Что из ниже перечисленного является примером постоянных затрат?
а) заработная плата рабочих; б) арендная плата за помещение;
в) станки, оборудование; г) верно (б) и (в).
10. При совершенной конкуренции фирмы продают:
а) однородные товары; б) неоднородные товары;
в) уникальные товары; г) товары, которые немного отличаются друг от друга.
11. Барьеры для входа на рынок:
а) существуют при монополии, и при совершенной конкуренции;
б) отсутствуют при монополии, и при совершенной конкуренции;
в) существуют при монополии и отсутствуют при совершенной конкуренции;
г) отсутствуют при монополии и существуют при совершенной конкуренции.
12. Какая из рыночных структур создает наихудшие условия для покупателя?
а) совершенная конкуренция; б) монополия;
в) монополистическая конкуренция; г) олигополия.
13. Что является доходом от земельных угодий?
а) заработная плата; б) рента; в) прибыль; г) процент.
14. За период с 1982 по 1994 г. в структуре доходов россиян:
а) увеличилась доля социальных выплат; б) снизилась доля социальных выплат;
в) снизилась доля заработной платы; г) верно (б) и (в).
15. В соответствии с законом Энгеля при росте доходов:
а) увеличивается доля расходов на питание;
б) снижается доля расходов на питание;
в) доля расходов на питание не изменяется;
г) доля расходов на питание может как увеличиться, так и снизиться.
16. Найдите различия между обыкновенной и привилегированной акцией (не менее 3 с критериями)
17. При инфляции:
а) все население страны становится беднее;
б) все население страны становится более богатым;
в) семьи с фиксированными доходами становятся беднее;
г) семьи с фиксированными доходами становятся богаче.
18. Дайте понятия – «фирма» и «рынок труда»
19. Приведите не менее 3 примеров предприятий пгт Синдор, работающих на олигополистическом рынке.
20. Напишите развернутый план по теме «Инфляция и семейная экономика»
Мах-20 балл
«5»- 80-100%, «4»-65-79%, «3»-50-64%, «2»-менее50 %
Контрольная работа по экономике 10 класс (годовая)
1. Денежная масса России состоит:
а) Из банкнот и монет, которые выпущены правительством,
б) Из рублей и иностранной валюты, которые находятся у населения;
в) из денег, хранящихся на банковском счете;
г) верно (а) и (в).
2. Гиперинфляция - ситуация в экономике, когда цены растут более чем:
а)на 1000% в год; б) на 500% в год; в)на 200% в год г)на 50% в год.
3.Предположим, что вы взяли взаймы 10 тыс. р. у знакомых. Если в стране наблюдается инфляция, то:
а) вы выиграете от данной сделки;
б) ваши знакомые выиграют от данной сделки;
в) проиграете как вы, так и ваши знакомые;
г) выиграете как вы, так и ваши знакомые.
4. Какой из вариантов является элементом рынка труда?
а) продажа фермером капусты на рынке;
б) услуги парикмахерского салона;
в) объявление о приеме на работу;
г) объявление частного мастера об услугах по ремонту квартир.
5. Пусть профсоюз, защищающий права рабочих, имеет сильное влияние на администрацию пред приятия. Профсоюз может добиться, чтобы заработная плата была достаточно высокой:
а)и удовлетворила бы всех желающих;
б)но не выше дохода владельцев предприятия;
в)но не выше выручки от продаж;
г)но не выше расходов на капитал.
6.Снижение количества покупателей на рынке приводит к сдвигу:
а) кривой спроса влево;
б) кривой спроса вправо;
в) кривой предложения влево;
г) кривой предложения вправо.
7. По цене 40 р. потребители хотят купить 2000 ед. товара, при этом коэффициент эластичности спроса равен ~0,5. Если цена снизится на 10%, то на сколько процентов изменится величина спроса? Чему будет равна новая величина спроса?(2 б)
8. Чем можно объяснить большую разницу в заработной плате среди баскетболистов?
а)степенью риска; б)тягостью труда;
в)ограниченностью талантов; г)сложностью труда.
9. Какие методы используют покупатели на рынке труда?
а)локаут; б)работа по правилам;
в)забастовка; г)создание политических партий.
10. Что из ниже перечисленного не учитывается при определении прожиточного минимума?
а) хлеб, картофель, мясо; б) фрукты;
в) жилье; г) питание в ресторане.
11.Одним из методов стимулирования труда наемного работника является «участие в успехе». Этот метод предполагает, что:
а)улучшаются условия труда работника;
б)работник участвует в управлении фирмой, даже если ему за это не платят;
в)работнику обещают увеличение заработной платы, если он успешно выполнит определенную работу;
г)заработная плата является комбинацией сдельной и повременной оплаты труда.
12. Что из ниже приведенного указывается в коллективном договоре?
а) Заработная плата работника;
б) круг обязанностей работника;
в) порядок определения надбавок;
г) все вышеперечисленное.
13. В соответствии с Законом «О коллективных договорах и соглашениях» в России запрещается:
а)агитация работников;
б)политическим партиям вести переговоры от лица наемных работников;
в)снижение ставки заработной платы;
г)проведение забастовок.
14. Человек может быть безработным:
а)в любом возрасте;
б)только при достижении совершеннолетнего возраста;
в)только в случае, если он находится в трудоспособном возрасте;
г)в любом возрасте, если он способен выполнить работу.
15. Какие причины порождают остроту проблемы безработицы?
а) Человек не может прокормить семью;
б) снижается спрос на товары на внутреннем рынке;
в) человек теряет приобретенные навыки;
г) все вышеперечисленные.
16. Переход электростанций с угля на нефть приведет:
а) к росту структурной безработицы;
б) к снижению структурной безработицы;
в) к росту фрикционной безработицы;
г) к снижению фрикционной безработицы.
17. В любой стране всегда имеется:
а) фрикционная безработица; б) структурная безработица;
в) циклическая безработица; г) верно (а) и (б).
18. Составьте развернутый план по теме «Социальные проблемы рынка труда»(2 б)
Мах-20 баллов
«5»- 80-100%, «4»-65-79%, «3»-50-64%, «2»-менее50 %
Контрольная работа по экономике 11 класс (годовая)
1. Покажите пример внешнего эффекта:
а) выбросы в реку; б) шум от автотрассы;
в) сооружение красивого здания в городе; г) все вышеперечисленное.
2. Покажите пример общественного блага:
а) питание в ресторане; б) национальная оборона;
в) телефонная связь; г) нет правильного ответа.
3.Пусть бюджет страны А состоит из налогов, расходов на оплату общественных товаров и трансфертов, которые соответственно составляют: 5 трлн. р., 4 трлн. р. и 3 трлн. р. В экономике этой страны существует:
а) дефицит государственного бюджета в размере 3 трлн. р.;
б) дефицит государственного бюджета в размере 1 трлн. р.;
в) положительное сальдо государственного бюджета в размере 2 трлн. р.;
г) нет правильного ответа.
4.Решите задачу(2б)
1. В стране действует следующая схема подоходного налогообложения:
ДОХОД | НАЛОГ |
ДО 10 тыс. р. в год | 5% |
От 10 до 30 тыс. р. в год | 500 р. + 15% с суммы, превышающей 10 тыс. р. |
Более 30 тыс. р. в год | 3500 р. + 40% с суммы, превышающей 30 тыс. р. |
Какую сумму налога должен заплатить гражданин, если его годовой доход составляет 50 тыс. р.?
5. В таблице приведен бюджет государства(5б).
1. Чему равна общая сумма неналоговых доходов?
2. Какую долю в доходах государства составляют неналоговые доходы?
3. Чему равен дефицит бюджета?
ДОХОДЫ | Млрд. р. | |
Налог на прибыль | 40 | |
Подоходный налог | 40 | |
Налог на добавленную стоимость | 60 | |
Акцизы | 10 | |
Доход от государственной собственности | 5 | |
Доход от внешнеэкономической деятельности | 20 | |
Доход от реализации государственных запасов | 10 | |
РАСХОДЫ | Млрд. р. | |
Государственное управление | ЗА | |
Национальная оборона | 45 | |
Правоохранительная деятельность | 20 | |
Обслуживание и выплата государственного долга | 15 | |
Социальная политика | 65 |
Мах-10 баллов
«5»- 80-100%, «4»-65-79%, «3»-50-64%, «2»-менее50 %
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочая программа учебных предметов, календарный учебный график как структурные элементы основной образовательной программы
материал для методического объединения...
- Мне нравится (1)