Программа курса "С чего начинается бизнес"
методическая разработка по обществознанию (9 класс)
Курс по выбору «С чего начинается бизнес» предназначен для учащихся 9 классов основной школы и входит в систему курсов разработанных для обеспечения обязательной предпрофильной подготовки учащихся.
Главной целью данного курса является помочь учащимся 9 класса сориентироваться в дальнейшем профиле обучения в старшей школе, подготовить учащихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса "С чего начинается бизнес" | 52 КБ |
elektivnyy_kurs_s_chego_nachinaetsya_biznes.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Жукова Елена Борисовна
Учитель истории, экономики и обществознания
МБОУ СШ№ 10 Г. Ярцево Смоленской области
Элективный курс «С чего начинается бизнес»
(9 класс)
Пояснительная записка.
Элективный курс «С чего начинается бизнес» предназначен для учащихся 9 классов основной школы и входит в систему курсов разработанных для обеспечения обязательной предпрофильной подготовки учащихся.
Главной целью данного элективного курса является помочь учащимся 9 класса сориентироваться в дальнейшем профиле обучения в старшей школе, подготовить учащихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Курс «С чего начинается бизнес» представляется особенно актуальным, так как успешное развитие российского общества в значительной степени будет зависеть от деятельности нового, зарождающегося класса предпринимателей, их нравственности, гражданской позиции, высокой культуры. Предпринимательству необходимо учить и учиться, в условиях рыночной экономики это путь не только к личному благополучию, но и к общественному процветанию. Поэтому одной из важных задач современной школы является изучение предпринимательства, обучение и воспитание потенциальных предпринимателей.
Школа должна стремиться к тому, чтобы каждый юноша и девушка еще на школьной скамье учились честно зарабатывать деньги.
Что такое предпринимательство? С чего начинается бизнес? Кто такой предприниматель? Что собой представляет карьера предпринимателя? Эти вопросы в последнее время интересуют многих молодых людей, стоящих на пороге самостоятельной жизни. Ответов на них существует множество, в зависимости от того, какой смысл вкладывают в них разные люди, какой аспект особо выделяют. Но, несмотря на различие этих аспектов, у бизнеса во всем мире есть общие задачи, и принципы.
Карьера предпринимателя кажется заманчивой для многих сегодняшних школьников. Но прежде, чем приступить к занятию предпринимательской деятельностью, необходимо уяснить и представить себе, что требует от человека такой род занятий. Данный курс не предназначен для того, чтобы сделать из школьников готовых бизнесменов, но он призван помочь учащейся молодежи сориентироваться в выборе будущей профессии, овладеть азами организации бизнеса.
Целями и задачами данного курса является:
- познакомить учащихся с основами предпринимательской деятельности;
- дать представление о роли и задачах предпринимательства в современном обществе;
- вооружить учеников элементарными знаниями и навыками по ведению бизнеса;
- помочь учащимся в выборе дальнейшего профиля обучения и будущей профессии;
- сформировать знания и умения, которые пригодятся учащимся в повседневной жизни.
В курсе «С чего начинается бизнес» используется теория предпринимательства, охватывающая основные понятия и концепции, адаптированная для восприятия учащимися 9-х классов. Курс использует знания, полученные школьниками в курсе «Обществознание», а также при изучении элективного курса «Микроэкономика».
В данном курсе применяются различные формы и методы работы с учащимися, но особое значение имеют активные формы учебной работы: деловые игры, проектирование, ситуационные методики, работа в группах. В ходе обучения ведутся тетради с конспектами, решаются тестовые задания, упражнения, составляются схемы и таблицы, школьники применяют полученные знания в решении практических задач, выполняют творческие задания, работают с документами.
В результате изучения курса:
Учащиеся должны знать:
- сущность, функции, виды и формы предпринимательства;
- деловые и личные черты успешного бизнесмена;
- правовые основы предпринимательской деятельности;
- основные элементы в организации и работе фирмы;
- основы менеджмента и маркетинга.
Учащиеся должны уметь:
- решать элементарные экономические задачи, связанные с организацией бизнеса;
- рассчитывать затраты и прибыли;
- составлять простейшие документы, связанные с предпринимательской деятельностью.
По итогам изучения курса каждый из учащихся должен защитить проект «Мой бизнес». Задача разработки проекта ставится перед учащимися на первом занятии, работа над проектом осуществляется поэтапно, в ходе прохождения тем курса. Таким образом достигается связность и систематичность изучения материала и обеспечивается контролируемость результатов обучения по каждой из ведущих тем и по курсу в целом. В качестве контрольных материалов используются также тесты, упражнения, составление таблиц. Контроль осуществляется на уроке после прохождения различных тем курса.
Работу над проектом учащиеся могут вести индивидуально и в группах. Защита проекта осуществляется в конце прохождения курса. При оценке проектной деятельности используется рейтинговая система (Приложение №4).
Курс рассчитан на 17 учебных часов.
Учебно-тематический план.
№ уро- ка | Тема занятия | Формы и методы обучения | Формы контроля |
1. | Тема 1. Введение в экономику свободного предпринимательства. | Беседа, работа со схемами. | Тест. |
2. | Тема 2. Предприниматель – главное действующее лицо на рынке. | Беседа, составление клас-тера, работа с тестом на определение предпринима-тельских способностей, заполнение таблицы. | Эссе на тему «Почему я (не) смогу добиться успеха в бизнесе». |
3. | Тема 3. Понятие предпринимательства. | Лекция с элементами бесе-ды. Работа со схемой, заполнение таблицы. | Упражнения. |
4. | Тема 4. Фирма и ее признаки. | Лекция. Работа со схемами. Заполнение таблицы. | Работа с учебным текстом. |
5-7. | Тема 5. Правовые основы предпринимательства. Урок 1. Организационно-правовые основы предпринимательства. Урок 2. Порядок созда- ния коммерческой организации. Урок 3. Деловая игра «Открытие фирмы». | Лекция. Работа со схемой. Работа с документами. Лекция с элементами бесе-ды. Работа с формами документов. Деловая игра с последую-щим подведением итогов. Работа в группах по подго-товке учредительных доку-ментов и регистрации предприятия. | Составление срав-нительной таблицы. |
8-9. | Тема 6. Издержки и прибыль фирмы. Урок 1. Издержки фирмы. Урок 2. Прибыль фирмы. | Решение практической задачи. Беседа. Работа со схемами. Элементы игры. Решение задачи. | |
10-13. | Тема 7. Маркетинг в де-ятельности предприятия. Урок 1. Сущность маркетинга. Урок 2. Концепция маркетинга. Урок 3.Реклама – ключе-вой момент маркетинга. Урок 4. Деловая игра «Реклама». | Лекция. Работа с таблицей. Лекция. Работа со схемами. Беседа. Работа в группах. Составление таблицы. Реше-ние проблемной задачи. Работа с текстом закона «О рекламе». Деловая игра с последую-щим подведением итогов. Работа в группах с карточ-ками и выполнение твор-ческих заданий. | Упражнения. Составление рекламной листовки. |
14-15. | Тема 8. Менеджмент. Урок 1. Менеджмент в деятельности предпри-ятия. Урок 2. Деловая игра «Менеджмент». | Лекция. Работа со схемами. Решение проблемной задачи. Деловая игра с последую-щим подведением итогов. Работа в группах по реше-нию аналитических задач и выполнению творческих заданий. | Тест. |
16. | Контрольный урок. | Представление и защита проектов. | Проект «Мой бизнес». |
17. | Итоговый урок. | Круглый стол. Обсуждение итогов работы каждого и оценка курса «С чего начинается бизнес». |
Литература для учителя и учащихся.
- Архипов А.И., Большаков А.К. Экономика. – М.: Проспект, 2013
- Иванов С.И., Линьков А.Я., Шереметова В.В., Заиченко Н.А. Практикум по основам экономической теории. – М.: Вита – Пресс, 2005
- Каунов А.М. Экономика 10-11 классы. Организация и бизнес-планирование собственного дела. – Волгоград: Учитель, 2007
- Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.:- Дрофа, 2002
- Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес. – М.: Вита – Пресс, 2003
- Липсиц И. В. Основы экономики. –М.: Вита-Пресс, 2012
- Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс. –М.: Вита-Пресс, 2012
- Соболева Е.Н., Бусыгин А.В. Школьникам о предпринимательстве. – М.: Просвещение, 2005
- Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003
- Закон РФ «О рекламе».
Предварительный просмотр:
Жукова Елена Борисовна
Учитель истории, экономики и обществознания
МБОУ СШ№ 10 Г. Ярцево Смоленской области
Элективный курс «С чего начинается бизнес»
(9 класс)
Пояснительная записка.
Элективный курс «С чего начинается бизнес» предназначен для учащихся 9 классов основной школы и входит в систему курсов разработанных для обеспечения обязательной предпрофильной подготовки учащихся.
Главной целью данного элективного курса является помочь учащимся 9 класса сориентироваться в дальнейшем профиле обучения в старшей школе, подготовить учащихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Курс «С чего начинается бизнес» представляется особенно актуальным, так как успешное развитие российского общества в значительной степени будет зависеть от деятельности нового, зарождающегося класса предпринимателей, их нравственности, гражданской позиции, высокой культуры. Предпринимательству необходимо учить и учиться, в условиях рыночной экономики это путь не только к личному благополучию, но и к общественному процветанию. Поэтому одной из важных задач современной школы является изучение предпринимательства, обучение и воспитание потенциальных предпринимателей.
Школа должна стремиться к тому, чтобы каждый юноша и девушка еще на школьной скамье учились честно зарабатывать деньги.
Что такое предпринимательство? С чего начинается бизнес? Кто такой предприниматель? Что собой представляет карьера предпринимателя? Эти вопросы в последнее время интересуют многих молодых людей, стоящих на пороге самостоятельной жизни. Ответов на них существует множество, в зависимости от того, какой смысл вкладывают в них разные люди, какой аспект особо выделяют. Но, несмотря на различие этих аспектов, у бизнеса во всем мире есть общие задачи, и принципы.
Карьера предпринимателя кажется заманчивой для многих сегодняшних школьников. Но прежде, чем приступить к занятию предпринимательской деятельностью, необходимо уяснить и представить себе, что требует от человека такой род занятий. Данный курс не предназначен для того, чтобы сделать из школьников готовых бизнесменов, но он призван помочь учащейся молодежи сориентироваться в выборе будущей профессии, овладеть азами организации бизнеса.
Целями и задачами данного курса является:
- познакомить учащихся с основами предпринимательской деятельности;
- дать представление о роли и задачах предпринимательства в современном обществе;
- вооружить учеников элементарными знаниями и навыками по ведению бизнеса;
- помочь учащимся в выборе дальнейшего профиля обучения и будущей профессии;
- сформировать знания и умения, которые пригодятся учащимся в повседневной жизни.
В курсе «С чего начинается бизнес» используется теория предпринимательства, охватывающая основные понятия и концепции, адаптированная для восприятия учащимися 9-х классов. Курс использует знания, полученные школьниками в курсе «Обществознание», а также при изучении элективного курса «Микроэкономика».
В данном курсе применяются различные формы и методы работы с учащимися, но особое значение имеют активные формы учебной работы: деловые игры, проектирование, ситуационные методики, работа в группах. В ходе обучения ведутся тетради с конспектами, решаются тестовые задания, упражнения, составляются схемы и таблицы, школьники применяют полученные знания в решении практических задач, выполняют творческие задания, работают с документами.
В результате изучения курса:
Учащиеся должны знать:
- сущность, функции, виды и формы предпринимательства;
- деловые и личные черты успешного бизнесмена;
- правовые основы предпринимательской деятельности;
- основные элементы в организации и работе фирмы;
- основы менеджмента и маркетинга.
Учащиеся должны уметь:
- решать элементарные экономические задачи, связанные с организацией бизнеса;
- рассчитывать затраты и прибыли;
- составлять простейшие документы, связанные с предпринимательской деятельностью.
По итогам изучения курса каждый из учащихся должен защитить проект «Мой бизнес». Задача разработки проекта ставится перед учащимися на первом занятии, работа над проектом осуществляется поэтапно, в ходе прохождения тем курса. Таким образом достигается связность и систематичность изучения материала и обеспечивается контролируемость результатов обучения по каждой из ведущих тем и по курсу в целом. В качестве контрольных материалов используются также тесты, упражнения, составление таблиц. Контроль осуществляется на уроке после прохождения различных тем курса.
Работу над проектом учащиеся могут вести индивидуально и в группах. Защита проекта осуществляется в конце прохождения курса. При оценке проектной деятельности используется рейтинговая система (Приложение №4).
Курс рассчитан на 17 учебных часов.
Учебно-тематический план.
№ уро- ка | Тема занятия | Формы и методы обучения | Формы контроля |
1. | Тема 1. Введение в экономику свободного предпринимательства. | Беседа, работа со схемами. | Тест. |
2. | Тема 2. Предприниматель – главное действующее лицо на рынке. | Беседа, составление клас-тера, работа с тестом на определение предпринима-тельских способностей, заполнение таблицы. | Эссе на тему «Почему я (не) смогу добиться успеха в бизнесе». |
3. | Тема 3. Понятие предпринимательства. | Лекция с элементами бесе-ды. Работа со схемой, заполнение таблицы. | Упражнения. |
4. | Тема 4. Фирма и ее признаки. | Лекция. Работа со схемами. Заполнение таблицы. | Работа с учебным текстом. |
5-7. | Тема 5. Правовые основы предпринимательства. Урок 1. Организационно-правовые основы предпринимательства. Урок 2. Порядок созда- ния коммерческой организации. Урок 3. Деловая игра «Открытие фирмы». | Лекция. Работа со схемой. Работа с документами. Лекция с элементами бесе-ды. Работа с формами документов. Деловая игра с последую-щим подведением итогов. Работа в группах по подго-товке учредительных доку-ментов и регистрации предприятия. | Составление срав-нительной таблицы. |
8-9. | Тема 6. Издержки и прибыль фирмы. Урок 1. Издержки фирмы. Урок 2. Прибыль фирмы. | Решение практической задачи. Беседа. Работа со схемами. Элементы игры. Решение задачи. | |
10-13. | Тема 7. Маркетинг в де-ятельности предприятия. Урок 1. Сущность маркетинга. Урок 2. Концепция маркетинга. Урок 3.Реклама – ключе-вой момент маркетинга. Урок 4. Деловая игра «Реклама». | Лекция. Работа с таблицей. Лекция. Работа со схемами. Беседа. Работа в группах. Составление таблицы. Реше-ние проблемной задачи. Работа с текстом закона «О рекламе». Деловая игра с последую-щим подведением итогов. Работа в группах с карточ-ками и выполнение твор-ческих заданий. | Упражнения. Составление рекламной листовки. |
14-15. | Тема 8. Менеджмент. Урок 1. Менеджмент в деятельности предпри-ятия. Урок 2. Деловая игра «Менеджмент». | Лекция. Работа со схемами. Решение проблемной задачи. Деловая игра с последую-щим подведением итогов. Работа в группах по реше-нию аналитических задач и выполнению творческих заданий. | Тест. |
16. | Контрольный урок. | Представление и защита проектов. | Проект «Мой бизнес». |
17. | Итоговый урок. | Круглый стол. Обсуждение итогов работы каждого и оценка курса «С чего начинается бизнес». |
Литература для учителя и учащихся.
- Архипов А.И., Большаков А.К. Экономика. – М.: Проспект, 2013
- Иванов С.И., Линьков А.Я., Шереметова В.В., Заиченко Н.А. Практикум по основам экономической теории. – М.: Вита – Пресс, 2005
- Каунов А.М. Экономика 10-11 классы. Организация и бизнес-планирование собственного дела. – Волгоград: Учитель, 2007
- Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.:- Дрофа, 2002
- Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес. – М.: Вита – Пресс, 2003
- Липсиц И. В. Основы экономики. –М.: Вита-Пресс, 2012
- Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс. –М.: Вита-Пресс, 2012
- Соболева Е.Н., Бусыгин А.В. Школьникам о предпринимательстве. – М.: Просвещение, 2005
- Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003
- Закон РФ «О рекламе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"С чего начинается Родина?" Собственные и нарицательные существительные
Тематически урок связан с Родиной...
Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").
Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....
С чего начинается тригонометрия
В статье рассматривается проблема подготовки ученика к изучению тригонометрии в современных условиях. Анализирутся причины, по которым многим учащимся с трудом дается изучение материала и даются конкр...
Классный час "С чего начинается школа"
http://klassnyy_chas.rar ...
С чего начинается здоровье
Презентация к общешкольному родительскому собранию...
Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"
Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?". Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....
Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"
Тема: «С чего начинается Родина?» (интегрированный урок на основе краеведческого материала; урок сотворчества) Цели:1.Отработ...