курс по выбору 8 класс
рабочая программа по экономике (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Курс по выбору «Личность и экономика» для учащихся 8 классов. Автор – составитель: Кеня Надежда Александровна
Курс по выбору «Личность и экономика»
Пояснительная записка
Рабочая программа по экономике в VIII классе составлена на основе:
- Программы непрерывного социально – экономического образования и воспитания учащихся 1-8 класс (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова). М.:ВИТА–ПРЕСС, 2016.
- Н.В.Новожилова. Программы «Личность и экономика».- М.:ВИТА–ПРЕСС,2016.
Современная социально- экономическая деятельность отличается большой динамичностью , противоречивостью и появлением новых , ранее не встречавшихся в нашей жизни явлений, таких ,например, как жесткая конкуренция, безработица. Они не редко становятся причиной кризисов, иногда трагедией для отдельных людей. Наиболее незащищенной в этом плане является молодежь, так как у нее нет определенного социального опыт, необходимых знаний, умения жить и трудиться в рыночных условиях. Данная программа призвана помочь учащимся в приобретении первичного опыта участия в многообразных рыночных отношениях. Она призвана вооружить восьмиклассников элементарными знаниями об экономическом мире, умениями и навыками поведения в рыночной действительности, что способствует обоснованному профессиональному самоопределению школьников.
Данная программа является логическим продолжением социально – экономической подготовки школьников, проводимой в 5-7 классах. Курс состоит из 4 модулей: «Экономическая жизнь общества», «Основы самоменеджмента», «Экономические отношения», «Экономическая деятельность». Предлагаемые темы – модули представляют собой законченные, независимые друг от друга блоки учебного материала, наибольший удельный вес которых приходится на игры, творческие практикумы, тренинги.
Цели курса:
1.Дать общее представление о принципах, закономерностях развития экономической жизни общества.
2. Помочь учащимся самореализовать себя как личность, найти своё место в сложном , противоречивом рыночном обществе.
3.Развивать у школьников практические навыки и умения экономически грамотно , нравственно обоснованного поведения.
Задачи курса:
1.Подвести учащихся к осознанию необходимости овладения различными экономическими умениями и навыками: расчета , учета, планирования, контроля и экономического анализа.
2.Убедить учащихся в ограниченности всех видов ресурсов , исходя из чего они должны научиться делать нравственный и экономический выбор.
3.Наглядно, в доступной игровой форме закрепить убеждения о том , что удовлетворять свои потребности нужно с учетом нравственных норм и экономической целесообразности.
4.Систематически знакомить учащихся с новыми экономическими профессиями (маклер, менеджер, маркетолог и др.) с целью оказания им помощи в профессиональном самоопределении.
Основные знания и умения
Учащиеся должны знать:
-основные приемы выполнения экономической деятельности (учет, расчет, планирование, контроль, экономический анализ);
-основные закономерности экономической жизни общества;
-общие правила поведения в условиях рынка рабочей силы на основе правовых актов;
-цели вступления в экономические отношения в процессе производства, распределения, обмена, потребления;
-взаимозависимость экономических интересов и потребностей.
Учащиеся должны уметь:
-выполнять основные приёмы экономической деятельности;
-находить гибкие, демократичные пути решения экономических конфликтов;
-анализировать текущую информацию об изменениях экономической жизни общества и рынка труда;
-принимать коллективные решения, работать сообща, в группах;
-анализировать статистическое данные, касающиеся отдельных сторон экономической жизни общества;
-разумно обосновывать свои профессиональные намерения и потребности, соотносить свои способности и возможности.
Содержание программы
Введение (1 ч.)
1.Город (село), в котором я живу (3 ч.)
Основные понятия: экономика, собственность, конкуренция, экономическая свобода, государство, гражданин, экономические модели, социальные роли личности(собственник, финансист, производитель, потребитель, работодатель, наемный работник).
Экономическая жизнь общества , ее многообразие. Взаимосвязь экономики и политики, влияние национальных традиций. Экономические модели общества на примере различных стран(Германия, Швеция, Япония, США, Россия).Динамика экономической жизни страны. Сравнительный анализ развития экономики России в разные периоды. Человек – главная фигура экономики. Экономическая свобода и ответственность, мотивация экономической деятельности. Социальные роли личности и экономической жизни общества.
Практические занятия
Практические работы:1)Построение экономических циклов развития России (середина XIXв.- конец XX в.); 2) Составление схем различных экономических моделей.
Деловые игры:1) «Портрет человека в различных социально- экономических условиях».2) «Этот сложный , сложный рынок».
Дискуссии:1) «Что такое экономика?». 2) «Законы развития общества». 3) «Причины кризисов в экономике».
2.Экономическая деятельность (8 ч.)
Основные понятия: экономическая деятельность, производство, доходы, расходы, прибыль, затраты, экономический анализ, малый бизнес, конкуренция, банкротство, собственность, распределение, обмен, потребление, предпринимательство, юридическое лицо, лицензия, учет, контроль, планирование.
Экономическая деятельность, ее основные характеристики: субъекты, характер исполнения.(физическая, умственная).тип деятельности( Человек – Человек, Человек – Художественный образ, Человек – Знак, Человек- Природа, Человек – техника). Способы исполнения (расчет, учет, контроль, планирование, экономический анализ).
Специалисты, осуществляющие различные виды экономической деятельности . Особенности экономической деятельности на разных стадиях воспроизводственного цикла. Производство. Способы организации и осуществления производственной деятельности. Различия в экономической деятельности в сфере распределения и обмена. Личные потребности и рациональное потребление.
Практические занятия
Практические работы: 1) Анализ ресурсов и затрат; 2) Разбор конкретной ситуации по производству товара; 3) Анализ статистических материалов конкретного производственного объекта; 4) Анализ бюджета .
Деловая игра: «Организация производства».
экскурсия на предприятие или в учреждение (плановый отдел, отдел маркетинговых услуг, финансовый отдел).
3.Экономические отношения ( 7 ч. )
Основные понятия: экономические отношения, работодатель, наемный работник, занятость, безработица, экономия, собственность, пользование, контракт.
Экономические интересы и потребности . Собственность (личная, частная, государственная).Собственность как основа для удовлетворения экономических потребностей.
экономические отношения в различных сферах воспроизводства(отношения по линии производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ).Основные аспекты экономических отношений (нравственно – этические, экономические, правовые и т.п.).
Субъекты экономических отношений ( отдельные люди, группы, коллективы людей, предприятия, фирмы, станы и др.) Личность – основной субъект экономических отношений.
Практические занятия
Практические работы:1) Разбор конкретной ситуации , связанных с распределением, обменом и потреблением материальных и духовных благ; 2) Анализ экономических текстов по теме.
Деловые игры:1) «Дилемма узника»; 2) 2Посредник»; 3) «Давай меняться»;4)2экономика» или «Демократический район».
4.Самоменеджмент (9 ч.)
Основные понятия: менеджер, менеджмент, личностные ценности, собственность, ресурсы, потребности, распределение, свободное время, жизнедеятельность.
Цели и задачи самоменеджмента. Рациональная организация свободного времени и трудовой деятельности. Самоменеджмент как условие эффективной самореализации личности. Главный ресурс личности- время. как им правильно распорядиться. Приемы рациональной организации жизнедеятельности.
Практические занятия
Практическая работа: «Составление регистра основных личностных ценностей преуспевающего человека».
Деловые игры:1) « Прими правильное решение»; 2) « Рабочее место»; 3) «Хронометраж рабочего времени» ; 4) «Прием посетителей» ; 5) «Разговор по телефону».
Литература
1.Рабочая программа по экономике в VIII классе составлена на основе:
Программы непрерывного социально – экономического образования и воспитания учащихся 1-8 класс (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова). М.:ВИТА–ПРЕСС,2016.
2.Н.В.Новожилова. Программы личность и экономика.-М.:ВИТА–ПРЕСС,2016.
3.Новикова Л.Э. Моя роль в обществе: Учебное пособие для 8 класса общеобразоват. учр./Л.Э.Новикова; под. ред.И.А.Сасовой.- М: ВИТА-ПРЕСС,2016.
4.Новикова Л.Э.Экономика (Моя роль в обществе).8 класс.Метод. пособие /Под ред. И.А.Сасовой. .- М: ВИТА-ПРЕСС,2016.
Интернет-ресурсы. Экономика:
Российское образование (федеральный портал) http://www.edu.ru/,
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/,
Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент."http://www.ecsocman.edu.ru/
Единая цифровая коллекция образовательных ресурсов.
(Виртуальные практикумы по экономике) http://school-collection.edu.ru/
Федеральная служба государственной статистики России www.gks.ru
Федеральная налоговая служба РФ www.nalog.ru
Сбербанк России www.sbrf.ru , Банк России www.cbr.ru
Российская торговая система www.rts.ru
Российское информационное агентство РИА-Новости http:// rian.ru , ИТАР-ТАСС www.itar-tass.com
Росбизнесконсалтинг www.rbc.ru - новости, курсы валют, мировые финансы, рейтинги и т.д.
Министерство экономического развития и торговли www.economy.gov.ru
Газеты: Коммерсант www.kommersant.ru,
Экономика и жизнь www.akdi.ru
Журналы: Эксперт www.expert.ru, Эко http://econom.nsc.ru/
Издательство www.vita-press.ru
Календарно – тематическое планирование
№ уроков | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | УУД | Корректировка | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1(1) | Введение | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Экономика, структура, ее роль в обществе. | Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||
1. Экономические модели общества (9часов) | ||||||||||||
2(1) | Я - потребитель | 1 | Комбинированный урок. | Основные понятия: экономика, собственность, конкуренция, экономическая свобода, государство, гражданин, экономические модели, социальные роли личности(собственник, финансист, производитель, потребитель, работодатель, наемный работник). Экономическая жизнь общества , ее многообразие. Взаимосвязь экономики и политики, влияние национальных традиций. Экономические модели общества на примере различных стран(Германия, Швеция, Япония, США, Россия).Динамика экономической жизни страны. Сравнительный анализ развития экономики России в разные периоды. Человек – главная фигура экономики. Экономическая свобода и ответственность, мотивация экономической деятельности. Социальные роли личности и экономической жизни общества. | Называть понятия: экономика, собственность, услуга, экономические государство, гражданин, конкуренция, свобода. Объяснять, какие факторы влияют на производство. Объяснять значение специализации производства для развития общества. Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни. | Текущий фронтальный устный опрос. | Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах. | |||||
3(2) | Человек как предъявитель спроса на товары и услуги. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
4(3) | Решение задач на нахождение спроса. | 1 | Комбинированный урок. | Письменный, индивидуальный. | ||||||||
5(4) | Человек, как покупатель товаров и услуг. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
6(5) | Какие бывают товары. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
7(6) | Что необходимо знать, покупая различные товары. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
8(7) | Характеристики товара. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
9(8) | Что необходимо знать о материальных услугах. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
10(9) | Повторение по теме «Экономические модели общества» | 1 | Урок повторения. | Текущий, индивидуальный, письменный. | ||||||||
2.Экономическая деятельность (8часов) | ||||||||||||
11(1) | В мастерской. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Основные понятия: экономическая деятельность, производство, доходы, расходы, прибыль, затраты, экономический анализ, малый бизнес, конкуренция, банкротство, собственность, распределение, обмен, потребление, предпринимательство, юридическое лицо, лицензия, учет, контроль, планирование. Экономическая деятельность, ее основные характеристики: субъекты, характер исполнения.(физическая, умственная).тип деятельности( Человек – Человек, Человек – Художественный образ, Человек – Знак, Человек- Природа, Человек – техника). Способы исполнения (расчет, учет, контроль, планирование, экономический анализ). Специалисты, осуществляющие различные виды экономической деятельности . Особенности экономической деятельности на разных стадиях воспроизводственного цикла. Производство. Способы организации и осуществления производственной деятельности. Различия в экономической деятельности в сфере распределения и обмена. Личные потребности и рациональное потребление. | Называть понятия: экономическая деятельность, производство, доходы, расходы, прибыль, затраты, экономический анализ, малый бизнес, конкуренция, банкротство, предпринимательство. Объяснять, какие факторы влияют на производство. Объяснять значение специализации производства для развития общества. Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни. | Ролевая игра. | Совершать логические операции: сравнивать, анализировать, обобщать. | |||||
12(2) | Что необходимо знать о нематериальных услугах. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
13(3) | Из чего складывается цена товара. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
14(4) | Где и почему мы делаем покупки. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
15(5) | Я – архитектор. | 1 | Комбинированный урок. | Творческая работа. | ||||||||
16(6) | Зачем нужны деньги. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
17(7) | Из истории российских денег. | 1 | Комбинированный урок. | Творческая работа. | ||||||||
18(8) | Повторение по теме «Экономическая деятельность». | 1 | Комбинированный урок. | Текущий, индивидуальный, письменный. | ||||||||
3. Экономические отношения (7часов) | 12.01.2015 - 17.01.2015 | |||||||||||
19(1) | Особенности представления банковских услуг. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Основные понятия: экономические отношения, работодатель, наемный работник, занятость, безработица, экономия, собственность, пользование, контракт. Экономические интересы и потребности . Собственность (личная, частная, государственная).Собственность как основа для удовлетворения экономических потребностей. экономические отношения в различных сферах воспроизводства(отношения по линии производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ).Основные аспекты экономических отношений (нравственно – этические, экономические, правовые и т.п.). Субъекты экономических отношений ( отдельные люди, группы, коллективы людей, предприятия, фирмы, станы и др.) Личность – основной субъект экономических отношений. | Знать понятия: безработица, занятость, собственность, работодатель, контракт, объяснять экономические и социальные причины и последствия безработицы, называть меры государства для решения проблемы безработицы и обеспечении занятости населения. Анализировать материалы СМИ, работать со статистическими материалами Оценивать действия субъектов социальной жизни, Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам | Текущий фронтальный устный опрос. | Совершать логические операции: сравнивать, анализировать, обобщать. | |||||
20(2) | Особенности представления банковских услуг. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
21(3) | Я - квартиросъёмщик. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
22(4) | Кто должен и может защитить потребителя. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
23(5) | Что такое рынок факторов производства. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
24(6) | Я – работник. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
25(7) | Повторение по теме «Экономические отношения». | 1 | Комбинированный урок. | Текущий, индивидуальный, письменный. | Уметь корректировать и самостоятельно оценивать результаты своей работы. | |||||||
4. Основы самоменеджмента (9часов) | ||||||||||||
26(1) | Я – владелец недвижимого имущества. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Основные понятия: менеджер, менеджмент, личностные ценности, собственность, ресурсы, потребности, распределение, свободное время, жизнедеятельность. Цели и задачи самоменеджмента. Рациональная организация свободного времени и трудовой деятельности. Самоменеджмент как условие эффективной самореализации личности. Главный ресурс личности- время. как им правильно распорядиться. Приемы рациональной организации жизнедеятельности. | Приводить примеры предпринимательской деятельности, разъяснять ее сущность. Уметь анализировать тип предпринимателя. Знать определение модели поведения предпринимателей в экономической сфере. Давать определение понятиям: прибыль, предприниматель, менеджер, риск, бизнесмен, издержки, выручка. Высказывать суждения о роли малого бизнеса в развитии общества, о рисках малого бизнеса и средствах защиты производства в условиях экономических кризисов. | Текущий фронтальный устный опрос. | Выделять основные признаки понятий, аргументировать свою точку зрения на существование множества определений понятий. | |||||
27(2) | Практическая работа «Составление регистра основных личностных ценностей преуспевающего человека» | 1 | Урок-практикум. | Письменный, индивидуальный. | ||||||||
28(3) | Я - инвестор. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
29(4) | Я - предприниматель. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
30(5) | Я владею информацией. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
31(6) | Место человека в экономике государства. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
32(7) | Налоги, которые платит человек. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
33(8) | Государственные проблемы и их влияние на жизнь человека и его благосостояние. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный устный опрос. | ||||||||
34(9) | Повторение по теме «Основы самоменеджмента». | 1 | Урок обобщения и систематизации. | |||||||||
35 | Повторение по курсу «Личность и экономика». | 1 | Урок контроля. | Обобщение и систематизация знаний по курсу «Личность и экономика». | Выявить уровень усвоения знаний по курсу «Личность и экономика». | Письменный, индивидуальный. | Уметь корректировать и самостоятельно оценивать результаты своей работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.
1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами." 2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...
Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »
« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни. В ра...
Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"
Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...
программы элективных курсов ,курса по выбору и факультатива
1-Курс по выбору .Избранные вопросы математики,9 класс2-Элективный курс. Подводные рифы при подговке к ЕГЭ для учащихся 11 классов3-Элективный курс. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств...
Курс по выбору "Практический курс работы с тестами"
Курс по выбору "Практический курс работы с тестами" для 8 класса...
Особенности преподавания математики через курсы по выбору и элективные курсы
Прилагательное «элективный» в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что курс, названный «элективным» должен выбираться.Выбор и посещение элективного курса по мате...