Экономика: Моё ближайшее окружение
рабочая программа по экономике (5, 6, 7 класс) на тему
Экономика: Моё ближайшее окружение
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в рамках ФГОС второго поколения 5 - 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._prog._moe_blizh_okr._5-7_kl.doc | 306.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33»
имени Алексея Владимировича Бобкова
Экономика: Моё ближайшее окружение
Рабочая программа внеурочной деятельности
по социальному направлению в рамках ФГОС второго поколения
5 - 7 класс
Составитель: Овчинникова Любовь Николаевна, учитель экономики МБОУ «СОШ №33» имени Алексея Владимировича Бобкова |
Кемерово 2015
Оглавление
Тематический план
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Планируемые результаты изучения курса
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Экономика: Моё ближайшее окружение», реализуемая по социальному направлению, составлена на основе программы непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов, разработанной РАО (научный руководитель и редактор программы И.А. Сасова). М.:ВИТА–ПРЕСС, 2010.
Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Реализация данной программы осуществляется через деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий - личностных, познавательных и коммуникативных.
Обучение школьников экономике является неотъемлемой и важной частью общего среднего образования. Согласно письму Министерства образования России от 12.05.99 № 707/11-12 оно «позволяет создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина».
Цели курса:
- формирование у школьников общих представлений об основах развития экономики семьи, школы, города для того чтобы лучше подготовить их к выполнению будущих социальных ролей — потребителя, производителя, гражданина;
- развитие экономического мышления.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с профессиями, наиболее распространенными в нашем регионе;
- научить пользоваться различными источниками информации для получения необходимых сведений экономического плана;
- ввести понятие социально-экономической проблематики и развить основные знания о социально-экономическом развитии общества и факторах на него влияющих;
- раскрыть основы хозяйственного механизма города, отражая позитивные и негативные явления;
- научить школьников, адекватно оценивая информацию, принимать необходимые решения.
Программа «Экономика: Моё ближайшее окружение» ориентирована на учащихся 5 - 7 классов увлекающихся экономикой. Курс направлен на создание условий для выявления, поддержки и развития потенциальных возможностей и способностей учащихся по экономике.
Курс поэтапно знакомит учащихся в 5 классе с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерией»; в 6 классе с экономикой школы как самостоятельным экономическим субъектом, с особенностями ее включения в систему рыночных отношений, с анализом потребностей школы и ее производственных возможностей; в 7 классе с экономикой города, с отраслевой структурой производственной сферы и сферы услуг; видами собственности и формами организации производства.
Содержание курса определяет своеобразие его методики. Значительная часть учебного времени отводится деловым играм, тренингам, практическим и исследовательским работам.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная; проектная, игровая деятельность; совместная и самостоятельная деятельность.
Виды деятельности учащихся: устные сообщения, обсуждения, решение задач, работа с источниками, доклады, защита презентаций, рефлексия.
Технологии обучения: личностно-ориентированные технологии, метод проектов, технология исследовательского обучения, информационно – коммуникационные технологии, игровая учебная деятельность, технологии организации группового взаимодействия.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через выполнение практических заданий, участие в играх, создание проектов.
Преподавание курса рассчитано на 105 часов для учащихся 5-7 классов (1 час в неделю). Программа внеурочной деятельности по курсу «Экономика: Моё ближайшее окружение» состоит из следующих разделов:
5 класс – «Экономика семьи»
6 класс – «Экономика школы»
7 класс – «Экономика ближайшего окружения».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
Личностные результаты изучения курса:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, религии, традициям;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные УУД:
- объяснить и правильно применять терминологию, изучаемую в процессе курса;
- понимать функционирование хозяйственного и управленческого механизма города;
- представлять принцип работы конкретного предприятия промышленности, транспорта, торговли, сферы услуг, культуры;
- проводить и анализировать простейшие виды социологических опросов, обрабатывать полученную, а также любую табличную, графическую и другие виды информации;
- проводить простейшие экономические расчеты;
- находить необходимую социально-экономическую информацию в различных справочных, периодических и других изданиях; использовать найденную информацию.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
5 класс | ||||
1. | Семья в мире экономики | 7 | 3 | 4 |
2. | Семейное хозяйство | 7 | 2 | 5 |
3. | Бюджет семьи | 5 | 1 | 4 |
4. | Рачительный хозяин | 4 | 1 | 3 |
5. | Думающий покупатель | 7 | 2 | 5 |
6. | Семья и рынок | 5 | 1 | 4 |
Итого | 35 | 10 | 25 | |
6 класс | ||||
1 | Введение. Что изучает экономика школы | 11 | 4 | 7 |
2 | Школа и рынок | 4 | 1 | 3 |
3 | Школа как потребитель | 3 | 1 | 2 |
4 | Школа как производитель | 9 | 3 | 6 |
5 | Доходы и расходы школы | 3 | 1 | 2 |
6 | Моя роль в экономике школы | 5 | 1 | 4 |
Итого | 35 | 11 | 24 | |
7 класс | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Город, в котором я живу | 3 | 1 | 2 |
3 | Потребности и их влияние на развитие города | 4 | 1 | 3 |
4 | Что мы называем экономикой ближайшего окружения | 15 | 5 | 10 |
5 | Хозяйство города – микромодель хозяйства страны | 6 | 2 | 4 |
6 | Проблемы города – проблемы страны | 6 | 1 | 5 |
Итого | 35 | 11 | 24 | |
Всего | 105 | 32 | 73 |
Содержание курса
5 класс
Раздел 1. Семья в мире экономики (7 час.)
Семья – ячейка общества. Состав семьи. Родственники. Члены семьи как владельцы объектов личной и семейной собственности. Основные обязанности членов семьи. Хозяйственная деятельность семьи. Потребности человека и семьи.
Основные понятия: экономика, семья, общество, хозяйство, производство, разделение труда, природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, предприятие, благо, продукция, товар, услуги, потребности, рациональность.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме «Семья в мире экономики», викторина «Состав семьи» составление кроссворда на тему «Обязанности членов семьи», игра «Шифровальщик», проектная работа – презентационное сообщение «Моя семья».
Раздел 2. Семейное хозяйство
Элементы семейного хозяйства. Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства. Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве. Профессии родителей.
Основные понятия: труд, имущество, собственность, личная собственность, семейная собственность, экономия, учет, документ, счет, банк, налог, статистика, экономический анализ, контроль, деньги.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, викторина «Элементы семейного хозяйства», игра «Создаём семейное хозяйство», игра «Я - Робинзон», проектная работа – презентационное сообщение «Налоги, которые платит моя семья».
Раздел 3. Бюджет семьи
Доходы и расходы семьи. Что такое бюджет семьи. Что кладут в потребительскую корзину. Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах.
Основные понятия: доходы, расходы, бюджет, дефицит бюджета, заработная плата, пенсии, пособия, дотации, акции, дивиденды, депозит, депозитный процент, кредит, потребительская корзина, прожиточный минимум, черта бедности.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, деловая игра «Семейный бюджет», самостоятельная подготовка проектной работы о потребительской корзине разных стран (по выбору детей).
Раздел 4. Рачительный хозяин
Кто такой рачительный хозяин. Качества личности рачительного хозяина. Секреты рачительного хозяина.
Основные понятия: экономия, бережливость, экономическое поведение, предприимчивость, милосердие.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, игра «Сигнальщик», самооценка качеств личности рачительного хозяина, самостоятельная подготовка проектной работы «Секреты рачительного хозяина».
Раздел 5. Думающий покупатель
Покупатель и продавец. Реклама и упаковка. Особенности маркировки товаров. Секреты выбора товара.
Основные понятия: торговля, товар, выбор, спрос, предложение, цена, стоимость, маркетинг, маркетолог, маркировка, штрих-код, сертификат, товарный знак, реклама, этикетка.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, деловая игра «Я – рекламный агент», игра «Сделай свой выбор», самостоятельная подготовка проектной работы «Секреты выбора товара».
Раздел 6. Семья и рынок
Экономические возможности семейного хозяйства. Экономические связи семьи. Профессии членов твоей семьи и родственников.
Основные понятия: общественное разделение труда, специализация, предпринимательство, рынок, приватизация, профессия,
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, игра «Семейное дело», составление схемы «Связь семьи со сторонними структурами», проектная работа – презентационное сообщение о профессии родителей.
6 класс
Раздел 1. Что изучает экономика школы (11 ч.)
Что такое товары и услуги. Как устроена экономика. Экономика в твоей жизни. Зачем изучать экономику школы. Школа в экономике – экономика в школе. Зачем школе ресурсы. Как использовать ресурсы школы. Школа делает выбор. Как правильно выбирать. Лесенка принятия решений.
Основные понятия: экономика, хозяйство, производство, обмен, потребление, природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, предприятие, благо, продукция, товар, услуги, потребности, рациональность, затраты, выручка, прибыль, собственность, выбор, альтернативная стоимость.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов, решение задач, игра «Шифровальщик», деловые игры «Заработай на жизнь» и «Экономическое путешествие по школе», проектная работа – презентационное сообщение «Экономические связи школы».
Раздел 2. Школа и рынок (4 ч.)
Зачем нужен рынок. Школа и рынок. Что такое цена. Роль цены в школьной экономике.
Основные понятия: рынок, покупатель, продавец, цена, бартер, товары-заменители, дополняющие товары, конкуренция.
Практическая работа: решение задач и упражнений, игра «Бартер», деловая игра «Рынок», проектная работа – презентационное сообщение «Роль цены в школьной экономике».
Раздел 3. Школа как потребитель (3 ч.)
Кто такой потребитель. Почему школа – потребитель.
Основные понятия: потребитель, потребление, ограниченность ресурсов, рациональный потребитель.
Практическая работа: составление рассказа с сюжетом, используя изученные понятия (рассказ можно составить в виде серии картинок); проектная работа – презентационное сообщение «Школа – потребитель особого рода».
Раздел 4. Школа как производитель (9 ч.)
Что такое производство. Школа как производитель. Что такое труд. Какой труд нужен школе. Кто такой предприниматель и что такое предпринимательство. Предпринимательство в школе.
Основные понятия: производство, продукция, услуга, предпринимательство, предприниматель.
Практическая работа: деловая игра «Что такое производство», решение задач, проектная работа «Предпринимательская идея».
Раздел 5. Доходы и расходы школы (3 ч.)
Понятие бюджета. Бюджет школы.
Основные понятия: бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, дефицит бюджета, профицит, сбалансированный бюджет.
Практическая работа: составление бюджета школы.
Раздел 6. Моя роль в экономике школы (5 ч.)
Проектная работа
7 класс
Раздел 1. Город, в котором я живу (3 ч.)
Наш город на карте России. Выявление историко-географических и экономических особенностей городского хозяйства.
Понятие о городском хозяйстве как совокупности отраслей промышленности, транспорта, торговли, сферы услуг.
Основные понятия: отрасль, материальные блага, услуги, экономика, хозяйство, предприятие.
Практическая работа: проектная работа – презентационное сообщение «Город, в котором я живу».
Раздел 2. Потребности и их влияние на развитие города (4 ч.)
Потребности людей и их виды. Факторы, влияющие на формирование потребностей. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью.
Производство. Основные виды ограниченных ресурсов производства. Проблемы ограниченности ресурсов и экономического выбора. Процесс принятия решения.
Главные вопросы экономики.
Основные понятия: потребность, производство, продукция, ресурсы, выбор, альтернативная стоимость, ограниченность ресурсов.
Практическая работа: решение задач «Принятие решений»; деловые игры «На острове» и «Проблемы выбора»; проектная работа – презентационные сообщения «Природные ресурсы», «Капитал», «Трудовые ресурсы».
Раздел 3. Что мы называем экономикой ближайшего окружения (15 ч.)
Кто обеспечивает населению удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, одежде, жилье и тепле. Магазины и рынки. Их функции и рынки. Подсобные и фермерские хозяйства. Предприятия питания и бытового обслуживания. Промышленные предприятия.
Потребности в безопасности и как они удовлетворяется. Защита от преступников и внешних врагов. Транспорт как потребность в защищённости. Защита здоровья. Медицинские учреждения. Защита от нищеты.
Социальные потребности и как они удовлетворяются. Потребности в любви, дружбе и живом общении с теми, чьи интересы мы разделяем. Средства связи как способ удовлетворения потребности в общении. Досуг как удовлетворение потребности в отдыхе и общении.
Высшие потребности и их удовлетворение. Образовательные учреждения. Наука и искусство. Творчество как самовыражение.
Предпринимательство как удовлетворение потребности в защите, общении, уважении и самореализации.
Основные понятия: товар, услуга, рынок, торговля, фермерские хозяйства, бытовое обслуживание, промышленность, коммунальное хозяйство, предпринимательство, прибыль, затраты, налог, доходы.
Практическая работа: решение задач «Оплата жилищно-коммунальных услуг»; деловая игра: «Рыночная цена»; проектная работа - «Идеальный магазин», «Кафе», «Фабрика (завод)», «Нужный маршрут», «Мой путь к успеху»; презентационные сообщения - «Эволюция средств связи», «Изобретатели телефона, телеграфа, Интернета», «Современные функции библиотеки», «Высшие учебные заведения в нашем городе», «Колледжи и другие специальные учебные учреждения ».
Раздел 4. Хозяйство города – микромодель хозяйства страны (6 ч.)
Материальное производство - одна из составляющих хозяйства города. Материальное производство – изготовление материальных благ: товаров народного потребления, изделий, оборудования и полуфабрикатов для промышленности, транспорта, торговли.
Нематериальное производство – сфера услуг – составляющая хозяйства города.
Структура хозяйства – две сферы производства, три группы отраслей. Отрасли добывающие, обрабатывающие и обслуживающие.
Развитие промышленности – одна из возможностей удовлетворения потребностей горожан и городского хозяйства. Предприятие - основная единица промышленного производства. Целесообразность размещения промышленных предприятий в городе. Перспективы развития промышленности в городе (районе).
Необходимость обмена товарами и услугами для наиболее полного удовлетворения потребностей. Развитие транспорта, связи, торговли – необходимое условие осуществления успешного обмена.
Развитая инфраструктура – показатель эффективности городского хозяйства.
Частная собственность - фундамент рыночных отношений. Приватизация в городе: как стать собственником. Объекты и субъекты городского хозяйства, экономические связи и отношения между ними. Роль предпринимательства в развитии городского хозяйства. Экономические и социальные аспекты малого и среднего бизнеса. Как муниципалитет и федеральное правительство влияют на развитие рыночных отношений.
Основные понятия: сырье, материалы, оборудование, изделия, полуфабрикаты, отрасль, хозяйства, сфера производств, отраслевая структура, предприятие, профессия, специальность, предпринимательство, бизнес–план, собственность (государственная, частная, личная), экономические потребности, экономические интересы, экономические отношения, рынок, рыночные отношения, приватизация, государственное регулирование, правительство, налоги, дотации, предпринимательство, банкротство.
Практическая работа: решение задач; деловые игры «Профессионалы и специалисты», «Составляем бизнес – план фирмы», «Если бы мэром был я..»; дискуссия: «Каким я вижу будущее нашего города»; проектная работа – презентационные сообщения «Роль предпринимательства в развитии городского хозяйства».
Раздел 5. Проблемы города - проблемы страны (6 ч.)
Социально – экономические проблемы: занятость и безработица, социальная защита, социальная помощь. Как осуществляется социальная защита населения в нашем городе.
Финансово-экономические проблемы. Взаимосвязь понятий «экономика» и «экология». Экологические проблемы города (региона): в чем их суть и как они решаются. Где городская администрация берет деньги на решение социальных и других проблем. Как формируется городской бюджет. Местные налоги в системе налогообложения. Налогообложение - экономическая проблема.
Основные понятия: социология, занятость, безработица, социальная защита, экология, технология, налоги, система налогообложения, бюджет, статистика, социологический опрос, биржа труда.
Практическая работа: упражнение «Социологический опрос», «Экологическое исследование»; деловая игра «Биржа труда»; проектная работа «Бюджет города», презентационные сообщения «Экологические проблемы города».
Тематический план
5 класс | |||
№ занятия | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов | Тип занятия |
Раздел 1. Семья в мире экономики | 7 | ||
1 | Что такое экономика | 1 | Эвристическая беседа |
2 | Что такое экономика | 1 | Эвристическая беседа |
3 | Основные проблемы экономики | 1 | Эвристическая беседа |
4 | Семья глазами экономиста | 1 | Игровое упражнение и беседа |
5 | Хозяйственная деятельность семьи | 1 | Беседа и игровое упражнение |
6 | Потребности человека и семьи | 1 | Игровое занятие |
7 | Потребности человека и семьи | 1 | Игровое занятие |
Раздел 2. Семейное хозяйство | 7 | ||
8 | Элементы семейного хозяйства | 1 | Беседа и ручной труд |
9 | Элементы семейного хозяйства | 1 | Беседа и игра |
10 | Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства | 1 | Эвристическая беседа |
11 | Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства | 1 | Деловая игра |
12 | Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве | 1 | Беседа и решение задач |
13 | Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве | 1 | Деловая игра |
14 | Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве | 1 | Решение задач |
Раздел 3. Бюджет семьи | 5 | ||
15 | Доходы и расходы семьи | 1 | Беседа и игра |
16 | Что такое бюджет семьи | 1 | Деловая игра |
17 | Что такое бюджет семьи | 1 | Деловая игра |
18 | Что кладут в потребительскую корзину | 1 | Работа учащихся в малых группах |
19 | Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах | 1 | Презентационные сообщения учащихся |
Раздел 4. Рачительный хозяин | 4 | ||
20 | Кто такой рачительный хозяин | 1 | Беседа и решение задач |
21 | Качества личности рачительного хозяина | 1 | Беседа и игра |
22 | Секреты рачительного хозяина | 1 | Беседа и решение задач |
23 | Секреты рачительного хозяина | 1 | Презентационные сообщения учащихся |
Раздел 5. Думающий покупатель | 7 | ||
24 | Покупатель и продавец | 1 | Беседа и решение задач |
25 | Покупатель и продавец | 1 | Деловая игра |
26 | Реклама и упаковка | 1 | Беседа и игра |
27 | Реклама и упаковка | 1 | Работа учащихся в малых группах |
28 | Особенности маркировки товаров | 1 | Беседа и игра |
29 | Секреты выбора товара | 1 | Беседа и игра |
30 | Секреты выбора товара | 1 | Презентационные сообщения учащихся |
Раздел 6. Семья и рынок | 5 | ||
31 | Экономические возможности семейного хозяйства | 1 | Беседа и решение задач |
32 | Экономические возможности семейного хозяйства | 1 | Деловая игра |
33 | Экономические связи семьи | 1 | Беседа и решение задач |
34 | Профессии членов твоей семьи и родственников | 1 | Презентационные сообщения учащихся |
35 | Игра «Интеллектуальный бизнес» | 1 | Деловая игра |
Итого | 35 | ||
6 класс | |||
Раздел 1. Что изучает экономика школы | 11 | ||
1 | Товары и услуги | 1 | Беседа и игровое упражнение |
2 | Как устроена экономика | 1 | Эвристическая беседа |
3 | Экономика в твоей жизни | 1 | Эвристическая беседа |
4 | Зачем изучать экономику школы | 1 | Работа учащихся в малых группах |
5 | Школа в экономике – экономика в школе | 1 | Беседа и решение задач |
6 | Зачем школе ресурсы | 1 | Беседа и игровое упражнение |
7 | Как использовать ресурсы школы | 1 | Работа учащихся в малых группах |
8 | Школа делает выбор | 1 | Беседа и решение задач |
9 | Как правильно выбирать | 1 | Беседа и игровое упражнение |
10 | Лесенка принятия решений | 1 | Работа учащихся в малых группах |
11 | Деловая игра «Экономическое путешествие по школе» | 1 | Деловая игра |
Раздел 2. Школа и рынок (4 ч.) | 4 | ||
12 | Зачем нужен рынок | 1 | Работа учащихся в малых группах |
13 | Школа и рынок | 1 | Беседа и игра |
14 | Что такое цена | 1 | Беседа и игровое упражнение |
15 | Роль цены в школьной экономике | 1 | Беседа и решение задач |
Раздел 3. Школа как потребитель | 3 | ||
16 | Кто такой потребитель | 1 | Работа учащихся в малых группах |
17 | Почему школа – потребитель | 1 | Эвристическая беседа |
18 | Школа – потребитель особого рода | 1 | Работа учащихся в малых группах |
Раздел 4. Школа как производитель | 9 | ||
19 | Что такое производство | 1 | Эвристическая беседа |
20 | Деловая игра «Что такое производство» | 1 | Игровое занятие |
21 | Деловая игра «Что такое производство» | 1 | Беседа и игра |
22 | Школа как производитель | 1 | Эвристическая беседа |
23 | Что такое труд | 1 | Работа учащихся в малых группах |
24 | Какой труд нужен школе | 1 | Презентационные сообщения учащихся |
25 | Кто такой предприниматель и что такое предпринимательство | 1 | Эвристическая беседа |
26 | Предпринимательство в школе | 1 | Презентационные сообщения учащихся |
27 | Предпринимательство в школе | 1 | Презентационные сообщения учащихся |
Раздел 5. Доходы и расходы школы | 3 | ||
28 | Понятие бюджета | 1 | Работа учащихся в малых группах |
29 | Бюджет школы | 1 | Деловая игра |
30 | Бюджет школы | 1 | Деловая игра |
Раздел 6. Моя роль в экономике школы | 5 | ||
31 | Моя роль в школьной экономике | 1 | Эвристическая беседа |
32 | Моя роль в экономике школы. Разработка мини-проектов | 1 | Работа учащихся в малых группах |
33 | Моя роль в экономике школы. Разработка мини-проектов | 1 | Работа учащихся в малых группах |
34 | Защита проектов | 1 | |
35 | Защита проектов | 1 | |
Итого | 35 | ||
7 класс | |||
1 | Введение | 1 | Беседа |
Раздел 1. Город, в котором я живу | 3 | ||
2 | Наш город на карте России | 1 | Работа учащихся в малых группах |
3 | Городское хозяйство как совокупности отраслей промышленности, транспорта, торговли, сферы услуг | 1 | Эвристическая беседа |
4 | Город, в котором я живу | 1 | Презентационные сообщения учащихся |
Раздел 2. Потребности и их влияние на развитие города | 4 | ||
5 | Почему наши потребности относительно не ограничены | 1 | Беседа и игровое упражнение |
6 | Проблема ограниченности ресурсов и экономического выбора | 1 | Беседа с элементами дискуссии |
7 | Три главных вопроса экономики | 1 | Работа учащихся в малых группах |
8 | Деловая игра «Проблема выбора» | 1 | Игровое занятие |
Раздел 3. Что мы называем экономикой ближайшего окружения | 15 | ||
9 | Магазины и рынки. Их функции и виды | 1 | Беседа и решение задач |
10 | Подсобные и фермерские хозяйства | 1 | Беседа и игровое упражнение |
11 | Предприятия питания и бытового обслуживания | 1 | Работа учащихся в малых группах |
12 | Промышленные предприятия | 1 | Эвристическая беседа |
13 | Дом, в котором я живу | 1 | Беседа и игровое упражнение |
14 | Защита от преступников и внешних врагов | 1 | Работа учащихся в малых группах |
15 | Транспорт, как потребность в защищенности | 1 | Работа учащихся в малых группах |
16 | Защита здоровья. Медицинские учреждения | 1 | Работа учащихся в малых группах |
17 | Защита от нищеты | 1 | Работа учащихся в малых группах |
18 | Потребности в любви, дружбе и живом общении с теми, чьи интересы мы разделяем | 1 | Беседа и игра |
19 | Средства связи как способ удовлетворения потребности в общении | 1 | Эвристическая беседа |
20 | Досуг как удовлетворение потребности в отдыхе и общении | 1 | Эвристическая беседа |
21 | Образовательные учреждения | 1 | Работа учащихся в малых группах |
22 | Наука и искусство. Творчество как самовыражение | 1 | Работа учащихся в малых группах |
23 | Предпринимательство как удовлетворение потребности в защите, общении, уважении и самореализации | 1 | Беседа и решение задач |
Раздел 4. Хозяйство города – микромодель хозяйства страны | 6 | ||
24 | Структура городского хозяйства. Объекты и субъекты собственности | 1 | Работа учащихся в малых группах |
25 | Управление хозяйством города. Самоуправление | 1 | Работа учащихся в малых группах |
26 | Бюджет города | 1 | Беседа и решение задач |
27 | Составляем бизнес – план фирмы | 1 | Игровое занятие |
28 | Составляем бизнес – план фирмы | 1 | Игровое занятие |
29 | «Если бы мэром был я..» | 1 | Презентационные сообщения учащихся |
Раздел 5. Проблемы города - проблемы страны | 6 | ||
30 | Социально-экономические проблемы | 1 | Эвристическая беседа |
31 | Деловая игра «Биржа труда» | 1 | Игровое занятие |
32 | Финансово-экономические проблемы | 1 | Беседа и решение задач |
33 | Финансово-экономические проблемы | 1 | Беседа и решение задач |
34 | Эколого-экономические проблемы | 1 | Презентационные сообщения учащихся |
35 | Игра «Интеллектуальный бизнес» | 1 | Игровое занятие |
Итого | 35 | ||
Всего | 105 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
компьютер
мультимедиа-проектор
- Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, схемы)
- Комплект экранно-звуковых пособий и слайдов
- Библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической литературы:
- Землянская, Е. Н. Экономика: моя семья. [Текст]: Тетрадь творческих заданий для 5 кл. общеобразовательных учреждений. / Е. Н. Землянская. - М.: Вита – Пресс, 2014. – 74с.
- Новикова, Л.Э. Экономика: моё ближайшее окружение. [Текст]: Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учреждений./Л.Э. Новикова - М.: Вита – Пресс, 2010. – 80с.
- Новикова, Л.Э. Экономика: Мое ближайшее окружение. [Текст]: Методическое пособие для 7 кл. общеобразовательных учреждений. / Л.Э. Новикова.- М.: Вита – Пресс, 2010. – 48с.
- Новожилова, Н. В. Экономика: моя семья. [Текст]: Учебное пособие для 5 кл. общеобразовательных учреждений. / Н. В. Новожилова. - М.: Вита – Пресс, 2010. – 128с.
- Сасова, И.А. Экономика: моя семья. [Текст]: Методическое пособие для 5 кл. общеобразовательных учреждений. / И.А. Сасова, Н. В. Новожилова, Е. Н. Землянская. - М.: Вита – Пресс, 2010. – 64с.
- Терюкова, Т.С., Артемьева Е.А. Экономика: моя школа. [Текст]: Учебное пособие для 6 кл. общеобразовательных учреждений. / Т.С. Терюкова, Е.А. Артемьева. - М.: Вита – Пресс, 2010. – 96с.
- Терюкова, Т.С., Николаева, О.В. Экономика: моя школа. [Текст]: Методическое пособие для 6 кл. общеобразовательных учреждений. / Т.С. Терюкова, О.В. Николаева; под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вита – Пресс, 2010. – 64с.
Планируемые результаты изучения курса
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно–познавательный интерес к экономической жизни семьи, школы, города;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, бережливость, аккуратность, ответственность; умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- анализировать экономические ситуации и проблемы;
- анализировать статистические данные, касающиеся отдельных сторон экономической жизни общества;
- выполнять расчеты по определению отдельных групп расходов семьи, школы, города;
- экономически осознанно делать потребительский выбор;
- соотносить свои потребности с возможностями их удовлетворения;
- выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор;
- разумно обосновывать свои профессиональные намерения и потребности, соотносить свои способности и возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Солнце - как ближайшая к нам звезда".
Изучение строение Солнца....
Направления методической работы в ГБС(К)487 ОУ. Задачи на ближайшие перспективы 2012-2013гг.
Определение уровня продуктивности методической работы и ее роли в процессе развития ОУ....
Дополнительное образование детей "ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ" ЛИЧНОСТИ
Мир стареет в белых надеждах.Но сегодня, как и вчера,На плечах эту землю держатИ несут на себе Мастера.Те, кто в жизни постичь смоглиЩедрость камня, души металла,Свежесть формулы,Соль земли...Р. Рожде...
Диагностика определения зон актуального и ближайшего развития (по П.И. Третьякову)
Цель – определить перспективу в обучении школьников. В процессе определения зон актуального и ближайшего развития учитель выполняет следующие действия: 1) Выбирает небольшой по объёму материал ба...
Презентация "Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение"
Презентация "Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение" станет отличным помощником для подготовки учеников к ОГЭ по обществознанию....
Методические рекомендации родителям "Ближайшее социальное окружение ребенка с РАС"
Практические рекомендации родителям по воспитанию ребенка с РАС....
тест по французскому языку "Ближайшее будущее и ближайшее прошедшее
Данный тест по грамматике французского языка может быть использован как в 5 классе, так и в 6 классе в качестве повторения материала по бижайшему будущему и ближайшему прошедшему временам....