"Профессиональное самоопределение" элективный курс 9 класс
календарно-тематическое планирование по экономике (9 класс) на тему

Медведева Светлана Николаевна

За основу программы элективного курса взята программа информационного элективного курса "Профессиональное самоопределение" авторов Л. Рожковой и Н.А. Ковальчук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_professionalnoe_samoopredelenie.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании МО

Протокол №_____

«___» сентября 2015 г.

Согласовано:

Зам. Директора школы по УВР:

___________________________

«___» сентября 2015г.

Утверждаю:

Директор школы:

___________________________

«___» сентября 2015г.

Элективный курс

«Профессиональное самоопределение»

9 класс

Социальный педагог Медведева Светлана Николаевна

За основу взята программа информационного элективного курса для учащихся 9 класса «Профессиональное самоопределение»

Авторы Л.И.Рожкова, Н.А.Ковальчук

2015-2016 учебный год

г.Меленки

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Профессиональное самоопределение»       

  Элективный курс «Профессиональное самоопределение» разработан на основе программы информационного элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение», авторы Л.И.Рожкова, Н.А.Ковальчук  и на основе элективного курса «Слагаемые выбора профиля обучения», автор И.М.Балуева (допущены Министерством образования и науки РФ)

   Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

 

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

         помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

         подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;

         расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;

         обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

         сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

         обучить планированию профессиональной карьеры.

 

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

         психологические особенности личности;

         самоопределение;

         профессиональные интересы и склонности, способности;

         классификация, типы и подтипы профессий;

         профессиограмма;

         профессиональная пригодность;

         проектирование профессионального жизненного пути;

         карьера, виды карьеры;

         личный профессиональный план;

         общение;

         самооценка;

         профпригодность;

         компенсация способностей;

         рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

         раскрывать психологические особенности своей личности;

         выявлять свои способности и профессиональные интересы;

         определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

         работать с профессиограммами;

         ориентироваться в типах и подтипах профессий;

         составлять личный профессиональный план;

         проектировать свою профессиональную карьеру.

 

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

         междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

         интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);

         обучение через опыт и сотрудничество.

 

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

В процессе обучения используется «Дневник профессионального самоопределения».

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Тематическое планирование 

n/n

Наименование тем

I

Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

II

Познавательные процессы и способности личности

6

2.1

Память. Внимание

2

2.2

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение

1

2.3

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта

2

2.4

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей

1

III

Психология личности

6

3.1

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка

2

3.2

Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды

2

3.3

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

2

IV

Мир профессий

10

4.1

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

2

4.2

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы

2

4.3

Типы профессий. Матрица выбора профессий

1

4.4

Характеристика профессий типа «человек – человек»

1

4.5

Характеристика профессий типа «человек – техника»

1

4.6

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

1

4.7

Характеристика профессий типа «человек – природа»

1

4.8

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

1

V

Профессиональное самоопределение

7

5.1

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

2

5.2

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

2

5.3

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

1

5.4

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо»

1

5.5

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

1

VI

Подготовка к будущей карьере

2

6.1

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

2

VII

Обобщение

2

7.1

Построение личного профессионального плана. Зачёт

2

 

ИТОГО:

34

Содержание  

I. Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

         определение понятия «личный профессиональный план»;

         роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

         обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

         называть основные элементы структуры личного профессионального плана;

         называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

         перечислять основные разделы программы курса;

         составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

         о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

 

II. Познавательные процессы и способности личности

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

Учащиеся должны знать:

         определения понятий «память», «внимание»;

         виды памяти и внимания;

         качества внимания;

         определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;

         определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;

         виды мышления;

         формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;

         основные операции мышления;

         основные качества мышления;

         определение понятия «способности»;

         основные виды способностей;

         особенности интеллектуальной сферы;

         типы интеллекта.

Учащиеся должны уметь:

         называть основные процессы памяти;

         перечислять основные виды памяти;

         указывать отличительные особенности различных видов памяти;

         определять особенности своей памяти;

         перечислять основные приемы и методы запоминания;

         перечислять основные качества и виды внимания;

         объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;

         определять особенности своего внимания;

         объяснять, как происходит познание окружающего мира;

         перечислять формы чувственного познания;

         перечислять типы мышления;

         определять свой преобладающий тип мышления;

         называть формы логического мышления и определять их сущность;

         перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;

         определять тип своего интеллекта;

         объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.

 

III. Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Учащиеся должны знать:

        определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;

        типы нервной системы;

        типы темперамента;

        определение понятия «потребности»;

        виды потребностей;

        особенности делового общения;

        определение понятия «конфликт»;

        пути предотвращения и разрешения конфликтов;

        особенности своей личности;

        определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».

Учащиеся должны уметь:

        называть типы нервной системы и их различия;

        определять свой тип нервной системы;

        выявлять свой ведущий тип темперамента;

        определять наиболее типичные черты своего характера;

        исследовать формы проявления характера;

        выявлять уровень самооценки;

        называть отличительные признаки видов мотивации;

        использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;

        проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;

        называть различные виды потребностей;

        указывать основные признаки делового общения;

        перечислять способы разрешения конфликтов;

        определять свой уровень конфликтности;

        объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

 

 

IV. Мир профессий

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

Учащиеся должны знать:

        определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;

        подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

        называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;

        приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

        выявлять тип своей будущей профессии;

        определять свои профессиональные предпочтения;

        выделять подтипы профессий рассматриваемого  типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

        называть ПВК профессий рассматриваемого  типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

        формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

 

V. Профессиональное самоопределение

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо».Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Учащиеся должны знать:

         определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;

         виды профпригодности;

         компоненты и субъекты рынка труда.

Учащиеся должны уметь:

         выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;

         делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);

         называть мотивационные факторы выбора профессии;

         называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

         перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.

Учащиеся должны иметь представление:

         о важности решения проблемы выбора профессии.

 

VI. Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

         определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».

Учащиеся должны уметь:

         указывать отличительные признаки различных видов карьеры;

         высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;

         определять цели собственной будущей карьеры.

Учащиеся должны иметь представление:

         о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

 

VII. Обобщение

Построение личного профессионального плана. Зачет.

Учащиеся должны знать:

         определение понятия «личный профессиональный план».

Учащиеся должны уметь:

         провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»

Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Твоя профессиональная карьера» 9 класс

     Рабочая программа  составлена на основе программы общеобразовательных учреждений технология « Твоя профессиональная карьера».   Программа курса «Твоя професси...

Элективный курс «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ», 9 класс

Элективный курс "Профессиональное самоопределение" 9 класс...

методическая разработка серии уроков: «Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

laquo;Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01.   «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».  Дисципли...

Рабочая программа элективного курса «Профессиональный выбор» 11 класс

Аннотация элективного курса «Профессиональный выбор» -11классНазвание курсаЭлективный курс «Профессиональный выбор»Класс 11 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей програ...

Участие в деятельности эксперт-ных комиссий, апелляционных комиссий, предметных комиссий, профессиональных ассоциаций, жюри профессиональных кон-курсов, постоянно действующих семинаров и др.

Участие в деятельности эксперт-ных комиссий, апелляционных комиссий, предметных комиссий, профессиональных ассоциаций, жюри профессиональных кон-курсов, постоянно действующих семинаров  и др....

«Московская академия профессиональных компетенций» Курсы повышения.Итоговая работа

Итоговая работа слушателя курса «Организация учебно- исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС. Современные методы обучения предмету «Английский язык» ...