"Профессиональное самоопределение" элективный курс 9 класс
календарно-тематическое планирование по экономике (9 класс) на тему
За основу программы элективного курса взята программа информационного элективного курса "Профессиональное самоопределение" авторов Л. Рожковой и Н.А. Ковальчук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_professionalnoe_samoopredelenie.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО Протокол №_____ «___» сентября 2015 г. | Согласовано: Зам. Директора школы по УВР: ___________________________ «___» сентября 2015г. | Утверждаю: Директор школы: ___________________________ «___» сентября 2015г. |
Элективный курс
«Профессиональное самоопределение»
9 класс
Социальный педагог Медведева Светлана Николаевна
За основу взята программа информационного элективного курса для учащихся 9 класса «Профессиональное самоопределение»
Авторы Л.И.Рожкова, Н.А.Ковальчук
2015-2016 учебный год
г.Меленки
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Профессиональное самоопределение»
Элективный курс «Профессиональное самоопределение» разработан на основе программы информационного элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение», авторы Л.И.Рожкова, Н.А.Ковальчук и на основе элективного курса «Слагаемые выбора профиля обучения», автор И.М.Балуева (допущены Министерством образования и науки РФ)
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
обучить планированию профессиональной карьеры.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
психологические особенности личности;
самоопределение;
профессиональные интересы и склонности, способности;
классификация, типы и подтипы профессий;
профессиограмма;
профессиональная пригодность;
проектирование профессионального жизненного пути;
карьера, виды карьеры;
личный профессиональный план;
общение;
самооценка;
профпригодность;
компенсация способностей;
рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
раскрывать психологические особенности своей личности;
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
работать с профессиограммами;
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
составлять личный профессиональный план;
проектировать свою профессиональную карьеру.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
обучение через опыт и сотрудничество.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
В процессе обучения используется «Дневник профессионального самоопределения».
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Тематическое планирование
n/n | Наименование тем | |
I | Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 |
II | Познавательные процессы и способности личности | 6 |
2.1 | Память. Внимание | 2 |
2.2 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение | 1 |
2.3 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта | 2 |
2.4 | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей | 1 |
III | Психология личности | 6 |
3.1 | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка | 2 |
3.2 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды | 2 |
3.3 | Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов | 2 |
IV | Мир профессий | 10 |
4.1 | Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда | 2 |
4.2 | Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы | 2 |
4.3 | Типы профессий. Матрица выбора профессий | 1 |
4.4 | Характеристика профессий типа «человек – человек» | 1 |
4.5 | Характеристика профессий типа «человек – техника» | 1 |
4.6 | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» | 1 |
4.7 | Характеристика профессий типа «человек – природа» | 1 |
4.8 | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» | 1 |
V | Профессиональное самоопределение | 7 |
5.1 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | 2 |
5.2 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей | 2 |
5.3 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») | 1 |
5.4 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо» | 1 |
5.5 | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии | 1 |
VI | Подготовка к будущей карьере | 2 |
6.1 | Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования | 2 |
VII | Обобщение | 2 |
7.1 | Построение личного профессионального плана. Зачёт | 2 |
| ИТОГО: | 34 |
Содержание
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
определение понятия «личный профессиональный план»;
роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
перечислять основные разделы программы курса;
составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «память», «внимание»;
виды памяти и внимания;
качества внимания;
определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
виды мышления;
формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
основные операции мышления;
основные качества мышления;
определение понятия «способности»;
основные виды способностей;
особенности интеллектуальной сферы;
типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
называть основные процессы памяти;
перечислять основные виды памяти;
указывать отличительные особенности различных видов памяти;
определять особенности своей памяти;
перечислять основные приемы и методы запоминания;
перечислять основные качества и виды внимания;
объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
определять особенности своего внимания;
объяснять, как происходит познание окружающего мира;
перечислять формы чувственного познания;
перечислять типы мышления;
определять свой преобладающий тип мышления;
называть формы логического мышления и определять их сущность;
перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
определять тип своего интеллекта;
объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
типы нервной системы;
типы темперамента;
определение понятия «потребности»;
виды потребностей;
особенности делового общения;
определение понятия «конфликт»;
пути предотвращения и разрешения конфликтов;
особенности своей личности;
определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
Учащиеся должны уметь:
называть типы нервной системы и их различия;
определять свой тип нервной системы;
выявлять свой ведущий тип темперамента;
определять наиболее типичные черты своего характера;
исследовать формы проявления характера;
выявлять уровень самооценки;
называть отличительные признаки видов мотивации;
использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
называть различные виды потребностей;
указывать основные признаки делового общения;
перечислять способы разрешения конфликтов;
определять свой уровень конфликтности;
объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
Учащиеся должны знать:
определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
выявлять тип своей будущей профессии;
определять свои профессиональные предпочтения;
выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо».Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
виды профпригодности;
компоненты и субъекты рынка труда.
Учащиеся должны уметь:
выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
называть мотивационные факторы выбора профессии;
называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
Учащиеся должны уметь:
указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
определять цели собственной будущей карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
VII. Обобщение
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Учащиеся должны знать:
определение понятия «личный профессиональный план».
Учащиеся должны уметь:
провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Твоя профессиональная карьера» 9 класс
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений технология « Твоя профессиональная карьера». Программа курса «Твоя професси...
Элективный курс «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ», 9 класс
Элективный курс "Профессиональное самоопределение" 9 класс...
методическая разработка серии уроков: «Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
laquo;Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». Дисципли...
Рабочая программа элективного курса «Профессиональный выбор» 11 класс
Аннотация элективного курса «Профессиональный выбор» -11классНазвание курсаЭлективный курс «Профессиональный выбор»Класс 11 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей програ...
Участие в деятельности эксперт-ных комиссий, апелляционных комиссий, предметных комиссий, профессиональных ассоциаций, жюри профессиональных кон-курсов, постоянно действующих семинаров и др.
Участие в деятельности эксперт-ных комиссий, апелляционных комиссий, предметных комиссий, профессиональных ассоциаций, жюри профессиональных кон-курсов, постоянно действующих семинаров и др....
«Московская академия профессиональных компетенций» Курсы повышения.Итоговая работа
Итоговая работа слушателя курса «Организация учебно- исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС. Современные методы обучения предмету «Английский язык» ...