Авторская программа по экономике для 6 класса.
рабочая программа по экономике (7 класс) на тему

Мною была составлена авторская рабочая программа в соответствии в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана школы на 2013-2014 учебный год,  на основе программы И. В. Липсица 2000 года и книги И. В. Липсица «Удивительные приключения в стране экономика». данная программа является продолжением программы для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_avtorskaya_6_klass.docx47.35 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Зам. директора МБОУ «СОШ №32»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

__________/_______________/

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №32»    Энгельсского муниципального района

Саратовской области

__________  / /

Приказ  № ____от________________г.

Авторская рабочая учебная программа

по учебному предмету «Экономика»

для обучающихся 6 классов

МБОУ «СОШ №32»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

 

                                

на 2014/2015 учебный год

                                                                                

Составитель:

                                                        Светличная Екатерина Ивановна,                                                                           учитель   высшей

                                                        квалификационной категории

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана школы на 2014-2015 учебный год, на основе программы И. В. Липсица 2000 года и книги И. В. Липсица«Удивительные приключения в стране экономика».  

Структура программы.

Рабочая  программа по экономике представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно – тематическое планирование.

Общая характеристика предмета

В программе предложена логичная последовательность изучения экономических вопросов.  Комплекс знаний, полученных по экономике, включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства. Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих представлений о процессах, связанных с экономикой.

Цель программысостоит в формировании у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитании экономической культуры мышления.

Задачи:

- Развитие гражданского образования, экономического образа мышления.

- Воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду.

- Овладение умениями получать и осмысливать экономическую информацию.

- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- умение обосновывать суждения, давать определение;

- владение основными видами пересказа, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

Курс призван познакомить учащихся с тем, зачем нужны и как работают банки, что такое деньги и кредитные карточки, как люди зарабатывают себе на жизнь и как добиться карьеры, ведущей к росту доходов.

Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к предыдущим знаниям. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, математики, истории, географии, литературы.

В этом направлении приоритетами являются:

-объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

-решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

-умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

-поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.);

-выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое);

-участие в проектной деятельности, владение элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);

-владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для ознакомительного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе основного образования. Рекомендуется изучать экономику один раз в неделю.

Программа рассчитана на 34 учебных часа.

Цели работы  в основной школе:

- формирование целостного представления о мире, выпускник должен достичь функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;

-   приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

-  подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.

 В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период “зенита любознательности”, по сравнению с младшими и старшими детьми.

 Детям в этом возрасте нравится делать трудную, требующую высокой компетенции работу, проявлять индивидуальность и различия, развивается логический разум.

Данные особенности очень эффективно можно использовать для изучения экономики, так как интерес у детей 10-12 лет к окружающему миру растет. Изучая элементарные экономические явления, происходящие в повседневной жизни, учащиеся ощущают принадлежность к миру взрослых, видят свою значимость и начинают задумываться о будущей профессии.

Принципы обучения:

Доступность обучения (природосообразность).

Принцип научности обучения.

Принцип воспитывающего обучения (единства обучения и воспитания)

Систематичность и последовательность в обучении.

Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения.

Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении.

Типы и формы обучения – комбинированные занятия, ситуативно-ролевые игры и упражнения, беседы, дискуссии, практические упражнения.

Основные методы обучения:

Монологический - применяется в основном при изучении теоретического материала, где учитель дает новые сведения, советы, рекомендации.

Диалогический – осуществляется в основном по принципу вопрос-ответ, ученики могут получить уточняющие сведения, консультации, советы при возникших в процессе обучения проблемах, вопросах.

Показательный – где учитель наглядно демонстрирует изученный в теоретической части материал интегрируя его в практические навыки.

Проблемно-поисковый – где учащимся предлагается самим найти решение той или иной проблемы возникшей в процессе обучения в ходе группового обсуждения или практических тренингах с целью интенсификации обучения и актуализации знаний.

Формы контроля знаний, умений, навыков:

семинар

защита проекта

словарный диктант терминов

графический диктант (верно/неверно)

экономические игры

задачи        

тесты

кроссворды

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

В том числе

Дата проведения

уроки

пр. р

контр.р.

по плану

По факту

34

28

4

2

Тема I. Экономика.

 

 

 

1

Почему и как люди занимаются хозяйством?

8.09

2

Как работает рынок? Рыночное равновесие.

15.09

3

Как люди продают и покупают товары и услуги?

 

22.09

4

Теневая экономика

29.09

5

Какую роль в экономике играют деньги?

6.10

6

Что такое собственность?

13.10

7

Предпринимательство.

20.10

8

Как люди зарабатывают деньги?

27.10

9

Из чего складываются доходы  и расходы семей?

10.11

10

Из чего складываются доходы  и расходы семей?

1

17.11

11

Обобщающий урок.

24.11

12

Игра «Рынок»

 

1.12

13.

 Главные вопросы экономики.

8.12

14.

Командно-административная система.

15.12

15

Контрольная работа.

1

22.12

16

Зарплата. Тариф. Прожиточный минимум. Распределение.

29.12

17

 Профсоюз. Благотворительные общества.

12.01

18

  Общественные фонды потребления.  

1

19.01

19

Доходы.

26.01

20

Национальное богатство. Страхование.

2.02

21

Потребительские кредиты.

 

9.02

22

ВПК.  Семинар. Какую роль играет государство в экономике? Проект.

1

16.02

24

Экология. Безотходное производство.

2.03

25

Семинар. Как связаны между собой экология и экономика?

 

16.03

26

  Международная торговля.

16.03

27

Лицензия, пошлина.

6.04

28.

Валюта.

 

6.04

29

Игра. Брокер.

13.04

30

Государственный бюджет.  

13.04

31

Бюджетный дефицит.

20.04

32

Почему страны торгуют друг с другом?

Практикум. Работа с   картой мира.

1

27.04

33

Контрольная работа.

1

18.05

34

 Свободная торговля. Международный экономический союз.

Европейское экономическое  сообщество.

25.05

Содержание тем учебного курса

Повторение.

Тема. Экономика. Почему и как люди занимаются хозяйством? Экономические интересы. Натуральное и товарное хозяйство. Как работает рынок? Рыночное равновесие. Спрос, Величина спроса. Предложение. Величина предложения. Шкала спроса и предложения. Как люди продают и покупают товары и услуги? Оптовая и розничная торговля. Маркеинг. Теневая экономика. Налоги.  Какую роль в экономике играют деньги? Виды денег. Банковские карточки. Банки. Кредиты. Что такое собственность? Виды собственности. Предпринимательство. Фирмы. Как люди зарабатывают деньги?

Игра. Бартер. Из чего складываются доходы  и расходы семей?

Тема1.Экономические концепции утопического социализма, военного коммунизма и НЕПа. Командно – административная система.   Экономические предпосылки возникновения идей утопического социализма. Экономическая политика военного коммунизма. Изменения в экономике страны в результате перехода к  НЕПу. Продналог. Продразверстка.   Функции командно – административной системы и их влияние на экономику.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: четко понимать, что нельзя построить процветающее общество, игнорируя экономические законы.

Уметь: объяснить признаки идеального государства.

Валютный курс. Его причины. Потребительская корзина. Валютный кредит. Политические и экономические аспекты использования валютных кредитов. Конвертируемость валюты.

Требования к учащимся.

Должны понимать почему нет единой валюты (как денежной единицы).Знать значения терминов валютный и курс и конвертируемость валюты.

Тема 2. Зарплата. Тариф. Прожиточный минимум. Распределение.   Отчего зависит размер зарплаты. Справедливо ли платить всем одинаковую зарплату. Верхняя граница зарплаты, нижняя граница зарплаты. Прожиточный минимум. Кому общество должно помогать. Почему нельзя допускать большой разницы в уровнях жизни бедных и богатых.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: границы верхней и нижней зарплаты, от чего они зависят. В каком случае повышение зарплаты становится нереальным. Сумму  прожиточного  минимума

Уметь:  объяснить, в чем разница минимальной заработной платой и прожиточным минимумом.

Тема 3. Профсоюз. Благотворительные общества. Общественные фонды потребления.  Причины возникновения профессиональных союзов. Пенсии. Пособия. Источники средств общественных фондов потребления.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать:  причины, побуждающие рабочих объединяться в профсоюзы, задачи профсоюзов.

Уметь:  Объяснить, зачем нужны благотворительные общества, что такое фонды общественного потребления и для какой цели они создаются.

Тема 4. Доходы.  Потребительские кредиты.  Номинальный и реальный доходы. Примеры зависимости благосостояния граждан не только от доходов, но и возможности превращения их в товары. Сбережения.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: разницу между номинальными реальным доходом, что увеличение номинальных доходов населения не влечет за собой рост благосостояния граждан.

Уметь: объяснить, что такое потребительский кредит.

Тема 5. Национальное богатство. Страхование. (1час)Что является национальным богатством страны. Может ли страна стать процветающей, почти не имея полезных ископаемых. Виды страхования. Социальное страхование. Страховой полис. Почему страховым компаниям не грозит разорение.

В результате изучения данной темы ученик должен Знать:  что такое национальное богатство, страхование, от чего зависит сумма взноса при страховании, как используются средства, полученные за счет отчислений на социальное страхование.

Уметь: объяснить,  почему страховым компаниям не грозит разорение.

Тема 6. Военно-промышленный комплекс  конверсия. (2часа)

Экономические предпосылки и последствия возникновения воин. Необходимость существования военно-промышленного в государстве. Проблемы, возникающие при проведении конверсии.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: почему для военно-промышленного комплекса важно, чтобы мир балансировал на грани войны.

Уметь: объяснить положительные и отрицательные  аспекты развития  военно-промышленного комплекса , источники финансирования  военно-промышленного комплекса, проблемы, возникающие при конверсии, и сложности ее программы.

Тема 7.Экология. Безотходные технологии. (1час)

Загрязнение окружающей среды и его влияние на экономику. Взаимосвязь экономики и  экологии. Необходимость решения экологических проблем. Парниковый эффект и его последствия. Разрушения озонового слоя вокруг Земли и необходимость срочного решения этой проблемы.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать:  понимать жизненную важность решения экологических проблем.

Уметь: ответственность каждого из нас сохранение нашей планеты.

Тема 8. Международная торговля. Лицензии. Пошлина. (2часа)

Исторические  принципы возникновения международной торговли. Цена товара в разных странах; чем она определяется. Могут ли изобретения быть товаром. Торговые войны. Товары стратегического назначения. Экспорт и импорт товаров.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: что, при международной торговле не возникает проблем с разницей в денежных единицах.

Уметь: отвечать, как государство защищает свой рынок от ввоза и вывоза конкурирующих товаров, экспортной продукции, от чего зависит размер пошлины в разных странах.

Тема 9. Валюта. (1час)

Валютный курс. Его причины. Потребительская корзина. Валютный кредит. Политические и экономические аспекты использования валютных кредитов. Конвертируемость валюты.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: почему нет единой валюты (как денежной единицы). Знать значения терминов валютный и курс и конвертируемость валюты.

Уметь: объяснить из чего состоит потребительская корзина.

Тема 10. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит. (2часа)

Доходы и расходы государственного бюджета. Причины возникновения бюджетного дефицита. Облигации государственного займа.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: источники формирования государственного бюджета и что такое бюджетный дефицит.

Уметь: объяснить три варианта поведения правительства при бюджетном дефиците.

Тема 11. Свободная торговля. Международный экономический союз. Европейское экономическое  сообщество. (2часа)

Причины, побудившие страны объединиться в экономический союз. Зоны свободной торговли. Свободные экономические зоны. Экономическая интеграция. Помощь развивающимся странам.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: что, сегодня экономические интересы отдельных людей и даже народов очень тесно связано с экономическими интересами  человечества в целом и потому Международный экономический союз - самая Эффективная форма экономического сотрудничества разных стран.

Уметь: рассказать  о причинах, побудивших страны объединиться в экономический союз.

 Требования к уровню подготовки

В результате изучения экономики ученик  должен:

Знать/понимать

Зачем люди создали экономику, необходимые ресурсы для организации производства,  виды торговли, зачем нужна торговля и как она помогает развитию производства, что такое собственность, виды собственности, права собственника, что такое прибыль и убыток.

Уметь

-  приводить примеры: общественных благ, видов натурального и товарного        хозяйств; спроса и предложения.

 - описывать: основные формы заработной платы, основные статьи государственного бюджета России, потребности людей;

-  объяснять: причины неравенства доходов, виды безработицы, способы сокращения бюджетного дефицита.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- исполнения типичных экономических ролей: потребителя и производителя.

- оценки собственных экономических действий;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- осуществления самостоятельного поиска экономической информации.

Информационно-методическое обеспечение.

Для учителя:

  1. Ермаков И.В., Протасевич Т. А. Начала экономики: учебное пособие. Новосибирск, 1997
  2. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2000
  3. Липсиц И.В. Экономика без тайн. -М.: Дело, 1993
  4. Романова Н. И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика., 1993
  5. Шведова И. А. Азбука для детей и взрослых. Вып. 1 .Экономика. – М.: 1992
  6. Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998
  7. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998
  8. Мицкевич А. А. Экономика в задачах и тестах: Пособие для учителя / А. Мицкевич, - М.: Вита-Пресс, 1995
  9. Элективный мультимедиа-курс «Экономика для детей»
  10. Интернет-ресурсы

Для обучающихся:

  1. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2013
  2. Липсиц И. В. Путеводитель по  стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2013
  3. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998
  4. Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Авторская программа по экономике для 5 класса.

Изучение экономики с 5 класса заставило искать программу, которая бы обеспечила высокую результативность и заинтересованность обучающихся. Мною была составлена авторская рабочая программа в соответств...