Авторская программа по экономике для 5 класса.
рабочая программа по экономике (5 класс) на тему
Изучение экономики с 5 класса заставило искать программу, которая бы обеспечила высокую результативность и заинтересованность обучающихся. Мною была составлена авторская рабочая программа в соответствии в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана школы на 2013-2014 учебный год, на основе программы И. В. Липсица 2000 года и книги И. В. Липсица «Удивительные приключения в стране экономика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.docx | 1011.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Зам. директора МБОУ «СОШ №32» Энгельсского муниципального района Саратовской области __________/_______________/ | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №32» Энгельсского муниципального района Саратовской области __________ /С.А.Рогачева/ Приказ № ____от________________г. |
Авторская рабочая учебная программа
по учебному предмету «Экономика»
для обучающихся 5 классов
МБОУ «СОШ №32»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
на 2013/2014 учебный год
Составитель:
Светличная Екатерина Ивановна, учитель высшей
квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана школы на 2013-2014 учебный год, на основе программы И. В. Липсица 2000 года и книги И. В. Липсица «Удивительные приключения в стране экономика».
Структура программы.
Рабочая программа по экономике представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно – тематическое планирование.
Общая характеристика предмета
В программе предложена логичная последовательность изучения экономических вопросов. Комплекс знаний, полученных по экономике, включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства. Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих представлений о процессах, связанных с экономикой.
Цель программы состоит в формировании у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитании экономической культуры мышления.
Задачи:
- Развитие гражданского образования, экономического образа мышления.
- Воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду.
- Овладение умениями получать и осмысливать экономическую информацию.
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- умение обосновывать суждения, давать определение;
- владение основными видами пересказа, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Курс призван познакомить учащихся с тем, зачем нужны и как работают банки, что такое деньги и кредитные карточки, как люди зарабатывают себе на жизнь и как добиться карьеры, ведущей к росту доходов.
Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к предыдущим знаниям. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, математики, истории, географии, литературы.
В этом направлении приоритетами являются:
-объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
-решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
-умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
-поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.);
-выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое);
-участие в проектной деятельности, владение элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
-владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для ознакомительного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе основного образования. Рекомендуется изучать экономику один раз в неделю.
Программа рассчитана на 34 учебных часа.
Цели работы в основной школе:
- формирование целостного представления о мире, выпускник должен достичь функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
- приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.
В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период “зенита любознательности”, по сравнению с младшими и старшими детьми.
Детям в этом возрасте нравится делать трудную, требующую высокой компетенции работу, проявлять индивидуальность и различия, развивается логический разум.
Данные особенности очень эффективно можно использовать для изучения экономики, так как интерес у детей 10-12 лет к окружающему миру растет. Изучая элементарные экономические явления, происходящие в повседневной жизни, учащиеся ощущают принадлежность к миру взрослых, видят свою значимость и начинают задумываться о будущей профессии.
Принципы обучения:
Доступность обучения (природосообразность).
Принцип научности обучения.
Принцип воспитывающего обучения (единства обучения и воспитания)
Систематичность и последовательность в обучении.
Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения.
Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении.
Типы и формы обучения – комбинированные занятия, ситуативно-ролевые игры и упражнения, беседы, дискуссии, практические упражнения.
Основные методы обучения:
Монологический - применяется в основном при изучении теоретического материала, где учитель дает новые сведения, советы, рекомендации.
Диалогический – осуществляется в основном по принципу вопрос-ответ, ученики могут получить уточняющие сведения, консультации, советы при возникших в процессе обучения проблемах, вопросах.
Показательный – где учитель наглядно демонстрирует изученный в теоретической части материал интегрируя его в практические навыки.
Проблемно-поисковый – где учащимся предлагается самим найти решение той или иной проблемы возникшей в процессе обучения в ходе группового обсуждения или практических тренингах с целью интенсификации обучения и актуализации знаний.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
семинар
защита проекта
словарный диктант терминов
графический диктант (верно/неверно)
экономические игры
задачи
тесты
кроссворды
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | В том числе | Дата проведения | ||||
Уроки | Практ. работы | Контр. работы | По плану | По факту | ||||
I. Экономика | 5 | 4 | 1 |
| ||||
1 | Добро пожаловать в страну экономика! | 5.09 | ||||||
2 | Право на использование. Аренда. | 12.09 | ||||||
3 | Экономические интересы. Практическая работа: Основные потребности. | 1 | 19.09 | |||||
4 | Натуральное хозяйство. Игра «Бартер» |
|
| 26.09 | ||||
5 | Товарное хозяйство. Семинар: Почему за все необходимо платить? | 3.10 | ||||||
II. Экономические системы | 3 | 3 | ||||||
6 | Единый план. |
| 10.10 | |||||
7 | Свободный рынок. Экономические регуляторы. | 17.10 | ||||||
8 | Экономическая игра «Незнайка на Луне». | 31.10 | ||||||
III. Рыночное равновесие | 4 | 3 | 1 | |||||
9 | Спрос и предложение. |
|
| 14.11 | ||||
10 | Способы завоевания рынка. Маркетинг. | 21.11 | ||||||
11 | Конкуренция. Монополия. | 28.11 | ||||||
12 | Практическая работа. Решение задач. | 1 | 5.12 | |||||
IV. Теневая экономика | 3 | 1 | ||||||
13. | Теневая экономика. | 12.12 | ||||||
14. | Налоги. Семинар: Почему государство наказывает тех, кто просто покупает товары у «серых» бизнесменов? | 19.12 | ||||||
15 | Контроль знаний за полугодие | 1 | 26.12 | |||||
V. Товарооборот | 2 | |||||||
16 | Товарооборот. Оптовая торговля. | 16.01 | ||||||
17 | Торговые скидки. Товарные биржи. Биржевой маклер. | 23.01 | ||||||
VI. Деньги | 4 | 2 | 2 |
| ||||
18 | Происхождение денег. | 30.01 | ||||||
19 | Функции денег. Формы денежных документов. | 6.02 | ||||||
20 | Инфляция. Практическая работа: Графическое изображение инфляции. | 1 | 13.02 | |||||
21 | Банк. Депозит. Кредит, инвестиция. Практическая работа: Схема действия банков, решение задач. | 1 | 20.02 | |||||
VII. Собственность. | 7 | 2 | ||||||
22 | Собственность и ее виды. |
| 27.02 | |||||
23 | Себестоимость. Практическая работа. Расчет рыночной стоимости. |
| 1 | 6.03 | ||||
24 | Капитал. Кругооборот капитала. | 13.03 | ||||||
25 | Производство. Фирма. | 20.03 | ||||||
26 | Практическая работа: Создай фирму! | 1 | 3.04 | |||||
27 | Безработица. Биржа труда. Фонды общественного потребления. |
| 10.04 | |||||
28 | Семинар: Всегда ли деньги являются богатством? | 17.04 | ||||||
VIII. Предприниматель. | 5 | 4 | 1 | |||||
20 | Мелкие собственники (предприниматели). Коммерческая тайна. Коммерческий риск. |
| 24.04 | |||||
30 | Компания. Корпорация. |
| 8.05 | |||||
31 | Акция. Акционер. |
|
| 15.05 | ||||
32 | Акционерные компании. |
|
| 22.05 | ||||
33 | Контроль знаний за год. | 1 | 22.05 | |||||
34 | Деловая игра «Рынок» |
|
Содержание тем учебного курса
I. Экономика. (5час)
Потребности. Факторы, влияющие на формирование потребностей. Ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей. Необходимость выбора. Товары и услуги. Потребитель. Потребление.
Что такое натуральное и товарное хозяйство. Отличие натурального хозяйства от товарного. Почему весь мир пользуется товарным хозяйством.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: что такое потребности; почему люди не могут иметь все, что хотят, и им приходится делать выбор; почему всякий раз, когда делается выбор, от чего-то приходится отказываться; что такое товары и услуги, кто такой потребитель; понимать разницу между натуральным и товарным хозяйствами, знать преимущество товарного хозяйства.
Уметь: приводить примеры потребностей; объяснять, что влияет на формирование потребностей; объяснять, почему из-за ограниченности возможностей необходимо делать выбор; описать конкретную ситуацию, в которой нужно делать выбор; выбрать одну игрушку из трех и четко объяснить, от чего при этом пришлось отказаться; приводить примеры товаров и услуг; правильно подбирать товары и услуги, удовлетворяющие каждую потребность в определенном списке потребностей; приводить примеры натурального и товарного хозяйства.
Практическая работа. Основные потребности.
II. Экономические системы. (3 час)
Определение понятия свободного рынка, его преимущества и недостатки. Перепроизводство. Кризис перепроизводства и его последствия. Невозможность рассчитать заранее, сколько необходимо произвести товаров. Отсутствие гарантий у правительства, что все планы государства будут выполнены. Кризис недопроизводства.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: плюсы и минусы свободного рынка и единого плана.
Уметь: Самостоятельно и аргументировано сделать вывод о том, какая наиболее из предложенных систем наиболее эффективна.
Экономическая игра. «Незнайка на Луне».
III. Рыночное равновесие. (4 часа)
Последствия нарушения рыночного равновесия; т. е. дисбаланса спроса и предложения. Условия появления дефицита борьба с ним. Конкуренция между частными производителями и концернами. Реклама, маркетинг, монополия.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: учащиеся должны четко уяснить, что надо производить то, что продаётся, а не продавать то, что производится.
Уметь: отвечать на вопросы как есть ли такие товары, на которые цена растет бесконечно. Что положительного и отрицательного дает обществу конкуренция и монополия. Наносит ли ущерб обществу человек, который разорился. Что можно сделать, чтобы победить в конкурентной борьбе. Что эффективнее для страны: монополия или конкуренция и почему.
Практическая работа. Решение задач.
IV.Теневая экономика. Налоги. (3 час)
Две основные особенности теневой экономики: нарушение закона при организации деятельности и уклонение от уплаты налогов государству. Товары фальсификаторы.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: понимать необходимость введения налогов государством и борьбы с теневой экономикой.
Уметь: отличать спекуляцию от коммерции.
Контрольная работа. Промежуточное тестирование.
V. Товарооборот. Товарные скидки, товарные биржи. Биржевой маклер. (2 час)
Розничная торговля. Оптовая торговля. Оптовые продавцы. Какие товары выгодно везти прямо в магазин. Почему производителю товара не проще самому продавать его. Игры на ценах.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: что такое товарооборот и как расходуются деньги, полученные предпринимателем в результате товарооборота.
Уметь: Иметь представление о принципе работы на товарной бирже. Ее роли в мировой торговле.
VI. Деньги. Миссия денег. Инфляция. (4 час)
История возникновения денег. Роль денег. Почему золото удобнее в качестве денег. Бумажные деньги. Банкноты. Монетный двор. Роль денег .Недостаток и избыток бумажных денег. В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: Учащиеся должны чётко понимать, что количество денег и богатство страны - не одно и то же; за что банки получают проценты, выгодно ли давать деньги в кредит, в результате чего может наступить банкротство банка.
Уметь: Иметь представление об эмиссии денег и понимать термин «инфляция»; уметь рассчитывать проценты.
Практическая работа. Графическое изображение инфляции.
Практическая работа. Схема действия банков, решение задач.
VII. Собственность. ( 7 часа)
Личная и частная собственность. Может ли личная собственность быть частной. Живые и мёртвые деньги. Себестоимость. Прибыль. Норма прибыли на вложенный капитал. Условия появления прибавочного продукта и принцип его распределения. Факторы, влияющие на его благосостояние общества. Банкротство предприятий. Причины появления безработицы. Как образуются фонды общественного потребления. От чего зависит размер зарплаты. Справедливо ли платить всем одинаковую зарплату. Верхняя и нижняя граница зарплаты. Прожиточный минимум. Кому общество должно помогать. Разница в уровнях жизни бедных и богатых.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: В чём отличие денег от капитала. Отличие кругооборота денег от кругооборота капитала; когда начинается рост благосостояния общества, сто является богатством общества, нужны ли безработные, зачем создаются биржи труда, почему предприниматели готовы отдать часть своей прибыли для выплаты пособий по безработице; Знать от чего зависит верхняя и нижняя граница зарплаты. Когда повышение зарплаты становится нереальным. Может ли зарплата повышаться бесконечно. Является ли прожиточный минимум нижней границей зарплаты.
Уметь: отличать кругооборот денег от кругооборота капитала. Можно ли продать товар по цене ниже его себестоимости; подсчитывать рост безработицы.
Практическая работа. Расчет рыночной стоимости.
Практическая работа. Создай фирму!
VIII. Предприниматель. (5 час)
Примерный перечень рассматриваемых вопросов.
Может ли предприниматель рассчитывать на ссуду банка для начала своего дела. Есть ли у человека гарантия, что, начав своё дело, он не разорится. Может ли государство гарантировать успех каждому предпринимателю. Залог. Внеурочные компании. Промышленный шпионаж. История возникновения компаний. Причины возникновения корпораций как новой формы объединения предпринимателей. Теряет ли все свое имущество каждый из членов корпорации или компании при ее разорении. Являются ли акции товаром. Имеет ли право владелец акции на часть прибыли корпорации. Может ли меняться стоимость акции. От чего зависят дивиденды. Купоны. Маклер. Фондовая биржа. Являются ли акции товаром. Имеет ли право владелец акции на часть прибыли корпорации. Может ли меняться стоимость акции. От чего зависят дивиденды. Купоны. Маклер. Фондовая биржа.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: термины «коммерческая тайна» и «коммерческий риск»; значение терминов компания, корпорация; значение терминов «акция», «дивиденды», а так же знать механизм получения доходов акционерными компаниями.
Уметь: объяснить, как получить деньги в банке, не имея залога; всякая ли разработка фирмы является коммерческой тайной; мотивированно отвечать на вопрос о степени риска предпринимателя, вкладывающего свои средства в компанию или в корпорацию; рассчитывать прибыль с акций.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения экономики ученик 5 класса должен:
Знать/понимать
Зачем люди создали экономику, необходимые ресурсы для организации производства, виды торговли, зачем нужна торговля и как она помогает развитию производства, что такое собственность, виды собственности, права собственника, что такое прибыль и убыток.
Уметь
- приводить примеры: общественных благ, видов натурального и товарного хозяйств; спроса и предложения.
- описывать: основные формы заработной платы, основные статьи государственного бюджета России, потребности людей;
- объяснять: причины неравенства доходов, виды безработицы, способы сокращения бюджетного дефицита.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения типичных экономических ролей: потребителя и производителя.
- оценки собственных экономических действий;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- осуществления самостоятельного поиска экономической информации.
Информационно-методическое обеспечение.
Для учителя:
- Ермаков И.В., Протасевич Т. А. Начала экономики: учебное пособие. Новосибирск, 1997
- Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2000
- Липсиц И.В. Экономика без тайн. -М.: Дело, 1993
- Романова Н. И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика., 1993
- Шведова И. А. Азбука для детей и взрослых. Вып. 1 .Экономика. – М.: 1992
- Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998
- Мицкевич А. А. Экономика в задачах и тестах: Пособие для учителя / А. Мицкевич, - М.: Вита-Пресс, 1995
- Элективный мультимедиа-курс «Экономика для детей»
- Интернет-ресурсы
Для обучающихся:
- Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2013
- Липсиц И. В. Путеводитель по стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2013
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998
- Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998
Приложение
Проект фирмы.
Товар | Себестоимость | Цена средняя по городу | Твоя цена | Сколько пар | прибыль |
330 305 410 720 | 470 380 680 980 |
Товар | Себестоимость | Цена средняя по городу | Твоя цена | Сколько | прибыль |
20 150 25 150 40 210 20 20 25 | 40 210 50 200 60 300 30 40 30 | Пакетов Килограмм Десятков Колиграмм Пачек Килограмм Штук Банок штук |
- Название фирмы – логотип.
- Выбор товара (не более трех) – заполнить таблицу.
- Какой персонал Вы нанимаете, какую зарплату Вы им будете платить*?
- Как Вы увеличите спрос?
.
Итоговая контрольная работа 1. вариант
I. Верно / неверно.
1. Потребности удовлетворяются с помощью благ.
2. Теневая экономика — экономическая деятельность, которая не регистрируется в государственных органах.
3. Распродажи устраивают потому, что у товаров истекает срок годности.
4. Торговая скидка — плата торговца производителю товара.
5. Процент по вкладам обычно больше процента по кредитам.
II. Вырос или упал бы спрос на сдобные булочки в школьной столовой,
- если бы в столовой было больше учеников? _____________
- если бы в столовой было меньше сладкоежек? ___________
- если бы у ребят было больше карманных денег? __________
- если бы в столовой продавалось много видов выпечки? ______
III. Выберите один верный ответ:
1. В натуральном хозяйстве:
1) выращивают экологически чистые фрукты и овощи;
2) большая часть того, что нужно для жизни, производится в семье, а не покупается;
3) люди предпочитают жить на природе;
4) товары покупают только на рынке.
2. Что из перечисленного не является товаром?
1) телевизор; 2) пульт к телевизору; 3) ремонт телевизора; 4) телевизионная антенна.
3. Фирмы конкурируют друг с другом:
1) снижая цены; 2) повышая качество; 3) рекламируя свой товар; 4) все ответы верны.
4. Если вы покупаете товар у продавца, не имеющего лицензии, то:
1) качество товара вам не гарантируется;
2) государство не получает налогов;
3) права потребителя могут быть нарушены;
4) все ответы верны.
5. Интернет-магазины могут продавать товары по более низким ценам потому, что:
1) они менее заинтересованы в получении прибыли;
2) они экономят на лицензии;
3) они не тратят деньги на аренду торговых помещений;
4) нет верного ответа.
6. Люди изобрели деньги, чтобы:
1) облегчить обмен;
2) измерить ценность разных товаров;
3) иметь возможность делать накопления;
4) все ответы верны.
7. Если вклад составляет 10 000 р. и процент по нему равен 10% годовых, то через год на счёте окажется:
1) 1200 р.; 2) 1500р.; 3) 11 500; 4) 15000р.
2 вариант
I. Верно / неверно.
1. Торг, устраиваемый регулярно, в определённое время, на который съезжаются для продажи и закупки товаров, называется ярмаркой.
2. Всё, что принимается в обмен на товары и уплату долгов, может считаться деньгами.
3. Если производство не изменится, а количество денег увеличится, цены упадут.
4. Если вы откладываете деньги на покупку, то они являются средством обмена.
5. Процент по вкладам обычно больше процента по кредитам.
2 вариант
I. Верно / неверно.
1. Торг, устраиваемый регулярно, в определённое время, на который съезжаются для продажи и закупки товаров, называется ярмаркой.
2. Всё, что принимается в обмен на товары и уплату долгов, может считаться деньгами.
3. Если производство не изменится, а количество денег увеличится, цены упадут.
4. Если вы откладываете деньги на покупку, то они являются средством обмена.
5. Процент по вкладам обычно больше процента по кредитам.
II. Что делают банки?
Принимают __________________________
Выдают ______________________________
Хранят _______________________________
Обменивают __________________________
III. Выберите один верный ответ.
1. Что из перечисленного относится к природным ресурсам?
1) рыба, живущая в морях и океанах;
2) тропические деревья; 3) торф; 4) всё перечисленное выше.
2. Рыночное равновесие — это ситуация, при которой:
1) все товары проданы; 2) все покупатели довольны; 3) всем хватило товаров;
4) по определённой цене хотят и могут купить столько товаров, сколько хотят и могут продать.
3. Товарная биржа отличается от других торговых предприятий тем, что там:
1) продаётся много разных товаров;
2) продаётся только один товар;
3) товара нет;
4) товар продаётся поштучно.
4. К теневой экономике не относятся:
1) продажа товаров, запрещённых законом;
2) незарегистрированные предприятия, которые не платят налоги;
3) магазины, которые работают ночью;
4) торговля контрабандными товарами.
5. В разные времена деньгами служили:
1) меха; 2) скот; 3) драгоценные металлы; 4) все ответы верны.
6. При инфляции:
1) все цены растут;
2) все цены меняются;
3) все цены остаются неизменными;
4) на одну и ту же сумму денег можно купить товаров меньше, чем раньше.
Зачеркните то, что не может являться объектом собственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Авторская программа по экономике для 6 класса.
Мною была составлена авторская рабочая программа в соответствии в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана школы на 2013-2014 у...