статья Экономическое образование
статья по экономике (11 класс) на тему
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ
Т.А. Павлова
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Гусиноозерска
- Актуальность экономического образования;
- Практическое значение программы экономического образования школьников;
- Экономическое образование на 1-ой ступени обучения:
1) традиционная система обучения;
2) образовательная система «Школа 2100»;
3) дидактическая система Л.В. Занкова.
4. Экономическое образование на 2-ой ступени обучения;
5. Экономическое образование старшеклассников;
6. Перспективы внедрения программы экономического образования
школьников;
7. Литература.
Актуальность экономического образования и воспитания школьников в наши дни обусловлена необходимостью адаптации школьников к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, повышенным требованиям к личностным качествам будущих кадров рыночной экономики – их активности, самостоятельности, компетентности, деловитости, ответственности.[1] Программа экономического образования школьников, разработанная педколлективом школы, позволит создать бизнес - классы, рассматриваемые как один из шагов по открытию в дальнейшем молодежной школы бизнеса, сформировать систему общечеловеческих ценностей, общую культуру будущего предпринимателя, знающего основные особенности рыночной экономики, маркетинга, менеджмента, методы получения экономических знаний; имеющего представление об основах предпринимательской деятельности.[1]
Применение разработанной программы экономического образования школьников повысит эффективность подготовки учащихся к жизни в современном социуме. Практическое значение программы в том, что внедрение ее в учебно-воспитательный процесс школы, позволит облегчить и ускорить социально-экономическую адаптацию выпускников в мире рыночных отношений. Включение учащихся в экономическую деятельность потребовало разработки трехуровневой системы экономического образования учащихся: в ходе преподавания общеобразовательных дисциплин, изучения специальных профильных предметов, профильных учебных курсов и элективов, создания класса социально-экономического направления.[3]
Экономическое образование на 1-ой ступени представляет собой целостную систему экономического образования детей с 1-го по 4-ый классы, как в урочное время, так и на внеклассных мероприятиях. Основной целью экономического образования младших школьников является формирование экономической культуры учащихся.
Цель экономического образования в традиционной системе – это формирование представлений учащихся о потребностях человека как основе существования; элементарные представления о производственных процессах; здоровье – важнейшее богатство человека. Данная цель реализуется через изучение предмета «Мир вокруг нас», знакомящего младших школьников с экономическими понятиями, потребностями человека, производственными процессами, дает элементарные знания об охране здоровья. Обучение экономическим знаниям носит характер спирали, поэтому на каждом витке расширяется и углубляется ранее изученный материал, представляемый на более высоком уровне сложности.
В содержании курсов «Окружающий мир», «Человек и человечество», «Эстетическое мышление и художественный труд» («Школа 2100») заложены аспекты экономических знаний. Цель их – формирование функционально-грамотной личности, ориентирующейся в мире и действующей в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Программа экономического образования в развивающем обучении является органической частью дидактической системы Л.В. Занкова и имеет свое продолжение на 2 и 3 ступенях обучения. В сквозной программе курса «Экономика» в начальной школе выделяем три ступени: 1) 1-я ступень – 1-2 класс. Программа на этом этапе предполагает первичное знакомство с экономическими отношениями, с производственной и хозяйственной деятельностью людей. На бытовом уровне рассматриваются основные экономические понятия. Характерной особенностью курса является осмысление рассматриваемых экономических отношений, категорий и понятий с морально-этических позиций, формирование нравственной платформы школьников. 2) –я ступень – 2-3 класс или 3 класс. Учащиеся данных классов изучают следующие основные экономические понятия: торговля, посредничество, услуга как особый вид коммерческой деятельности и др. 3) 3-я ступень – 4 класс. На более высоком уровне сложности расширяется и углубляется ранее изложенный материал; даются понятия: маркетинг, основные виды и формы торговли, амортизация, расчеты между покупателями и продавцами, формы и виды налогов, биржа, земельная рента, экспорт и др.
По окончании 1-ой ступени обучения учащиеся научаться понимать: роль опыта как источника благосостояния людей; основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые, живые организмы); возрастающие нарушения нашей планеты человеком, экономические кризисы на Земле, вызванные деятельностью человека; применение важнейших полезных ископаемых. Получит возможность использовать законы и правила для осмысления своего дела, применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений, объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам, использовать в речи экономические понятия.
На второй ступени обучения следует продолжение экономического образования учащихся. Экономические знания на более углубленном уровне вводятся в содержание интегрированного курса «Обществознание», который интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке, обществе и его основных сферах: экономической, политической, социальной и духовной. Цель экономического образования учащихся на данной ступени – это формирование основ экономической, социальной, мировоззренческой и нравственной культуры.
Программу экономического образования в основной школе условно разделили на три этапа: 1-й этап – 5-7 классы, 2-й этап – 8 класс, 3-й этап – 9 класс. На уроках обществознания в 5-7-х классах учащиеся продолжают знакомство с экономической сферой общества; рассматривают понятия: научно-технический прогресс, бизнес, предпринимательство, трудовой контракт, экономическое влияние, молодежная экономика и т.д. 2-ой этап – 8-й класс – один из основных этапов экономического образования школьников, который называем пропедевтическим. Экономическое образование также осуществляется на уроках обществознания, где особое внимание уделяется наряду с экономической политической, социальной и духовной сферам общества, создаются условия для социализации личности обучаемого. Кроме того, на пропедевтическом этапе осуществляется профориентационная работа с учащимися. Они знакомятся с миром профессий, их особенностями, проводятся очные и заочные экскурсии по учебным заведениям города и республики. Психологическое тестирование восьмиклассников по различным методикам помогает выявить их склонности, а анкетирование – потребности. [3] На третьем этапе – 9-й класс, непосредственно осуществляется предпрофильная подготовка учащихся, которая предполагает в плане экономического образования обязательное изучение курсов «Основы экономических знаний», «Основы правовых знаний» и «Твоя профессиональная карьера» на базе Межшкольного учебного комбината. В Учебный план школы для 9-го класса введены профильные учебные курсы: «Экономика и предпринимательство» и «Право», рассчитанные на 17 часов в год каждый. Данный этап заканчивается проведением пятидневной Летней профильной школы (ЛПШ), которая проводится после сдачи девятиклассниками государственной итоговой аттестации. В ЛПШ принимают участие те выпускники основной школы, которые продолжат обучение в 10-ом классе. По окончании занятий в ЛПШ учащиеся получают Свидетельство, которое наряду с Зачетной книжкой является документом, позволяющим иметь преимущество при зачислении в профильный класс.
Старшая ступень – особое образовательное пространство, в рамках которого завершается среднее образование школьников, обеспечивающее их функциональную грамотность, социальную адаптацию, а также происходит социальное, гражданское, профессиональное определение учащихся.[3] На третьей ступени обучения функционирует социально-экономический профиль, в Учебный план которого включены профильные предметы: «Математика», «Коммерческая географии», «Право»; учебные профильные курсы: «Введение в философию», «Введение в социологию», «Политология» и элективные курсы по профилю: «Деловой русский», «Деловой английский», «Этика делового общения», «Экономика семьи и домашнего хозяйства». Экономическое образование учащихся на данной ступени преследует следующие цели и задачи:
- повысить качество образования;
- поднять социально-экономическую эффективность общего среднего образования;
- реализовать принципы вариативности и дифференциации образования;
- раскрыть роль школьных предметов для развития личных деловых качеств школьников и реализация их при разработке рабочих учебных программ и инновационных технологий учебного процесса;
- осуществить диагностическую функцию, позволяющую с помощью наблюдения, тестов, анкетирования определить динамику развития личности школьника;
- способствовать проектированию подростками своих жизненных планов, идеалов будущей профессии и моделей достижения высокой квалификации в ней.
Таким образом, школа будет формировать ключевые компетенции обучающихся: целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, которые определяют современное качество образования. Обучающие получат общее образование в соответствии с Государственным стандартом, ЕГЭ и начальное экономическое образование за счет специальных программ, реализующих принцип элективного углубления с обеспечением дополнительного предпрофессионального образования.[4]. Данная программа экономического образования школьников будет формировать у обучающихся способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации их на рынке труда.
Литература:
- Журнал «Народное образование». М.Поташник. Программы развития школ: новый уровень осмысления. - 2007, № 8, с. 79-85.
- Журнал «Директор школы». Н.Кленова, Л.Буйлова. Дополнительное образование и его роль и место в решении задач профилизации школы.- 2004, № 8, с.71-76. Т.Тамбовцева, Л.Евстигнеева, Составляющие предпрофильной подготовки. С. 66-70.
- Журнал «Психология и школа». Л.И. Акованцева, Я.В. Голубева, О.А. Истомина. Программа психологического сопровождения предпрофильной подготовки учащихся (8-9 классы). № 2, с. 21-27. О.Г.Дониченко. Психолого-педагогические психологии сопровождения предпрофильного и профильного обучения. Там же, с. 48-54.
- Журнал «Практика административной работы в школе». М.В. Коркина. Школа социальной зрелости.- 2007, № 8, с. 47-53.
- Журнал «Классный руководитель». Н.И. Веснина. Классный час «Имидж делового человека». В.А. Галеева. Классный час «Выбор профессии».- 2006, № 2, с.97-99; 19-22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Экономическая физика"
В этом учебном году наша школа работает над проектом "Твой капитал". Мне стало интересно, а есть ли какая-то связь между физикой и экономикой. Такие разные науки, основа которых лежит в использо...

Методическая разработка учебной темы "Экономические системы" на различных ступенях экономического образования школьников
Презентация....
Статья "Экономическое образование старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе специально организованных занятий".
В настоящее время, сложившаяся система специального образования не достаточно обеспечивает подготовку детей к самостоятельной взрослой жизни в столь кардинально изменившихс...

Статья "Экономическое образование в нашей школе"
Образовательная технология "Учебная фирма", опыт работы...

"Система непрерывного экономического образования школьников как этап гражданского становления человека".
В нашей школе накоплен большой опыт по экономической подготовке и экономическому воспитанию школьников. Если в самом начале это был просто предмет «экономика» в учебной программе, то сегодня мы уже мо...

Статья педагога дополнительного образования Филипповой Ирины Павловны "Экономическое образование как фактор формирования экономической компетенции школьника"
Статья "Экономическое образование как фактор формирования экономической компетенции школьника...