СТАТЬЯ "Экономические игры в дополнительном образовании"
статья (10 класс)
Предварительный просмотр:
Экономические игры в дополнительном образовании
Игра — это форма совместной деятельности обучающихся, которая погружает их в изучаемую практическую ситуацию. Игра-метод обучения. Она дает возможность сформировать мотивацию на обучение, поэтому очень эффективна в начале обучающего курса. С помощью игры можно оценить уровень подготовки учащихся для входного или итогового контроля эффективности обучения. Практическое закрепление материала в изучаемой области экономических знаний без игровых ситуаций слабо достижимо.
Ролевая игра – это отработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться учащиеся (например, поход в магазин, взаимоотношение с банком, страховыми компаниями и тп.) Игра позволяет приобрести навыки принятия правильных решений в учебной ситуации.
Признаком, отличающим ролевые игры от деловых, является отсутствие системы оценивания по ходу игры.
Преимущества ролевой игры:
- помогает учащемуся проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию, выразить свои скрытые чувства;
- дает возможность поупражняться в различных типах поведения;
- отражает общие социальные проблемы и проблемы группы;
- является мотивирующей, поскольку предполагает действию быструю обратную связь, как обучающемуся, так и преподавателю.
- убирает пробелы между обучением и реальными жизненными ситуациями.
Недостатки ролевой игры:
- потеря контроля над содержанием и процессом обучения;
- допущения и упрощения могут исказить реальность;
- при полной замене учебного процесса играми могут быть проблемы с восприятием теории и других видов практической экономической деятельности.
Деловая игра – моделирование систем отношений в профессиональных ситуациях. Этот метод активно используется во всем мире для обучения не только детей, но и взрослых. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт. Кроме того, с помощью деловых игр можно тренировать такие важные качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации.
Преимущества деловой игры:
- имитация и усвоение предметно-профессионального;
- помогает осваивать социально-коммуникативные способности личности;
- развивает способность сотрудничества и взаимодействия;
- поощряет умение работать в малой группе;
- учит эффективно разрешать конфликты.
Недостатки деловой игры:
- в начале реализации требуются временные и финансовые затраты (при изготовлении дидактического материла, который часто сопровождает процесс игры);
- учитель не является профессионалом в области бизнеса или других видах деятельности, и при имитации этих процессов возможны ошибки;
- игры требуют определенного количества участников и затраты времени на их проведения, что вызывает затруднения использования при 1 часе занятий в неделю.
Очень актуально использовать рамках занятий ОДОД экономические настольные игры. Они могут быть фабричными или сделанными самостоятельно педагогом или совместно с детьми. В популярные экономические игры играют и дети, и взрослые. Они учат экономическому мышлению, финансовой грамотности и правильному принятию управленческих решений. Игры «Монополия», «Менеджер», «Европолия», «Финансист», «Денежный поток», «Крысиные бега» могут быть с успехом включены в занятия экономических кружков любой формы.
Дополнять игры на занятиях по экономике в рамках дополнительного образования можно кейс-методом. Это современный метод, в основе которого лежит принцип прецедента или случая.
Метод изучения случая – это разбор конкретной ситуации. Случаи могут быть самыми различными по объему и содержанию. Это зависит от целей обучения, от уровня знаний учеников, а также от того, какую помощь необходимо оказывать и какие средства работы необходимо предоставлять во время процесса принятия решений. Изучение конкретных случаем и принятие решений по ним называется «решить кейс». Чаще всего кейсы состоят из нескольких страниц текста, которые предоставляют информацию о реальной хозяйственной ситуации. В ходе обработки случая учащиеся не играют роль пассивных получателей знаний, а находятся в центре процесса решения проблем, организованного как процесс взаимодействий и принятия решений.
Использование метода кейсов может позволить педагогу выйти на новый, современный уровень преподавания экономических дисциплин.
Литература:
1.Тюнин А.И. Методика преподавания экономики (настольные экономические игры).
2. Франц-Йозеф Кайзер, Ханс Камински. Методика преподавания экономики в школе.
3. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. -Санкт -Петербург: КАРО, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей. Обучение игре на фортепиано
Образовательная программа дополнительного образования детей. "Обучение детей на фортепиано" предлагает обучение детей с семилетнего возраста. Педагогу-музыканту нельзя забывать об отв...
Образовательная программа дополнительного образования детей (адаптированная) Музыкально-хоровая студия "Синяя птица" Обучение игре на фортепиано.
Вид деятельности: "инструментальное исполнительство"...
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...
Приказ об итогах проведении районного семинара проблемной группы по воспитательной работе и дополнительному образованию «Внеурочная деятельность и дополнительное образование как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»
итоги проведения семинара...
Статья "Обучение шахматной игре в дополнительном образовании".
В каждом из детей живёт гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растёт, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...