Дополнительная образовательная программа "Основы экономики"
учебно-методический материал по экономике (10, 11 класс) на тему
Настоящая программа регламентирует деятельность предметного экономического кружка «Основы экономики» для учащихся 10 – 11 классов в рамках 5-дневной учебной недели, при которой экономика как самостоятельный учебный предмет исключена из БУП. Реализуется в течение двух лет по одному часу в неделю. Итого: 35 часов в год, 70 часов за весь период обучения.
Тип программы: авторская.
Цели работы кружка:
- усвоение учащимися той части основ социального опыта человечества, которая связана с экономической и организационной деятельностью человека в современных условиях., практико-ориентированное развитие базового уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского и мирового общества, а также для профессиональной ориентации выпускников;
- оказание помощи в подготовке к сдаче ЕГЭ по обществознанию (раздел «Экономика»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_ekonomiki_programma.docx | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНА
на Пед. Совете №______
Протокол № __________
от __________________
Директор
школы:____________ (Червякова Т.В.)
МБОУ Злынковская средняя общеобразовательная школа № 1
Дополнительная
образовательная программа
"Основы экономики"
Для учащихся 10 – 11 классов
Срок реализации: 2 года.
Автор:
педагог дополнительного образования
Мосяго Екатерина Михайловна
г. Злынка, 2014 год
Дополнительная образовательная программа
"ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ"
Пояснительная записка.
Настоящая программа регламентирует деятельность предметного экономического кружка «Основы экономики» для учащихся 10 – 11 классов. Реализуется в течение двух лет по одному часу в неделю. Итого: 35 часов в год, 70 часов за весь период обучения. Тип программы: авторская.
Цели работы кружка:
- усвоение учащимися той части основ социального опыта человечества, которая связана с экономической и организационной деятельностью человека в современных условиях., практико-ориентированное развитие базового уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского и мирового общества, а также для профессиональной ориентации выпускников;
- оказание помощи в подготовке к сдаче ЕГЭ по обществознанию (раздел «Экономика»).
Задачи:
- Способствовать освоению системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
- Развивать гражданское образование, экономическое мышление, потребности в получении экономических знаний и интерес к изучению экономических дисциплин.
- Формировать готовность использовать приобретенные знания для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
- Организовать закрепление тем и экономических понятий на специальных задачах, раскрывающих типичные экономические ситуации.
- Обучать производить экономические вычисления на реальных и условных примерах.
- Формировать умения экономического анализа общественных явлений и событий.
- Развивать умения критически осмысливать экономическую информацию, поступающую из разных источников, формировать на этой основе собственные заключения и суждения.
- Способствовать освоению типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни.
- Воспитывать ответственность за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности.
Актуальность, новизна и специфика предлагаемого курса.
Актуальность проблем школьного экономического образования обусловлена как радикальными изменениями в политической и экономической жизни России, так и возрастанием значения экономики как учебной дисциплины в школьном образовании.
Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Обучение на старшей ступени ориентировано на максимальное развитие личностных, познавательных и созидательных способностей обучающихся, а также способствует созданию условий для успешной социализации молодежи в современном социуме, её активной адаптации на рынке интеллектуального труда.
Чтобы освоить экономическое мышление, человек должен знать экономическую науку, которая сполна отражает новые процессы и явления в жизни общества. Кроме того, у него должны выработаться потребности, желания, убеждения в применении полученных знаний в практической деятельности.
Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере. Занятия по данному курсу помогут старшеклассникам в подготовке к ЕГЭ, одной из тенденций которого стало увеличение практических заданий по экономике следующего типа: определить по графику ситуацию на рынке товаров и услуг, выявить функцию налогов в условиях экономического кризиса, определить последствия конкуренции среди товаропроизводителей на рынке и т.п..
Курс направлен на отработку специфических умений и навыков, компетентностей, которые в дальнейшем позволят молодым людям решать такие жизненные проблемы, например, как грамотные действия на рынке товаров и услуг, составление потребительского семейного бюджета, определение выручки, издержек, прибыли, налоговых выплат, повышение собственной производительности труда, определение уровня инфляции и т.п. В основу программы положена идея социализации учащихся, подготовки их к освоению социальных ролей (семьянина, труженика, менеджера, финансиста) и расширения базовых экономических, социальных, коммуникативных компетенций.
Занятия в кружке призваны организовать самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности в следующих областях:
- Работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая Интернет-ресурсы).
- Критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений.
- Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации.
- Освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни.
- Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения.
- Аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных экономических и социальных проблемах.
- Написание творческих работ по экономическим вопросам.
Условия реализации программы:
- Материально-техническая база (ПК с выходом в Интернет, мультимедиапроектор, электронные образовательные ресурсы, калькуляторы).
- Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, задачники и разработки деловых игр, ролевых игр, практикумов по экономике).
- Методическое обеспечение (методическая и специальная литература, Интернет-ресурсы).
- Техника безопасности.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Метапредметные результаты:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение элементарными умениями;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Предметные результаты:
- понимание роли экономики в человеческой истории, особенно в истории XX-XXI вв.: экономика как условие воплощения мечты человечества о свободном времени; противоречие между экономическими и социальными интересами общества; глобализация
экономики и еѐ возможные последствия для России; место этики и нравственных категорий в экономике;
- владение логикой основных разделов экономической науки и навигацией по еѐ предметному полю с помощью различных информационных ресурсов; усвоение основных идей, принципов и закономерностей этой науки;
- критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- умение самостоятельного поиска вспомогательной информации из отечественных и зарубежных источников (специализированных газет и журналов, справочников и т.д.) для выполнения заданий, проектных работ, написания эссе, рефератов;
- способность анализировать экономические события на уровне мировоззренческих идей и
абстрактных обобщений, касающихся долгосрочных тенденций развития обществ, государств, коалиций стран, глобальной экономики и глобальных институтов;
- понимание особой важности правового порядка для успешного функционирования экономики, фактора доверия в экономических взаимодействиях, открытости и ответственности бизнеса перед социумом и государством, обеспечивающим правопорядок, права частной собственности, свободы экономики от государства и подчинѐнности еѐ праву,
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические
ситуации;
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);
Группы методов обучения:
1. Объяснительно-иллюстративные 4. ИКТ 2. Частично-поисковые 5. ЛОО
3. Проектная деятельность 6. Математические и статистические.
Основные формы обучения:
- Лекции-консультации. 6. Практикумы
- Беседы. 7. Деловые игры
- Решение задач. 8. Индивидуальная и групповая работа над проектами.
- Реферирование, написание эссе 9. «Мозговой штурм»
- Решение упражнений из материалов для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Контроль: Курс направлен на эффективное закрепление учащимися знаний, умений и навыков по экономике в практической деятельности, освоение современных информационных технологий, овладение некоторыми методами экономических вычислений и формирование метапредметных навыков. Содержание программы предполагает проверку теоретической подготовки уч-ся в ходе проведения деловых игр, выполнения экономических проектных работ, решения задач и упражнений соответствующей тематики. Основные формы отчетности: комплекты отчётной игровой документации, тетради с конспектами и решениями задач, ответами на тесты, эссе и т.п.
Диагностика:
№ | Содержание | Срок | Форма |
1 | Начальная диагностика | сентябрь | Собеседование, тестирование |
2 | Промежуточная диагностика | декабрь | Практикум по решению задач |
3 | Итоговая диагностика | май | Выполнение творческой работы |
Содержание программы:
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ТБ на занятиях. Понятие о научной организации труда школьника. Знакомство с программой, целью, задачами работы кружка.
Раздел 1 «Основы экономической жизни общества» (7 часов)
Понятие «экономика» в буквальном и широком смысле. Экономическая наука. Потребности. Субъективный характер потребностей. Блага и услуги. Редкость (ограниченность) благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Принятие решения. Производство. Факторы производства. Продукт. Производительность факторов производства. Способы увеличения производительности. Последствия роста производительности факторов. Возрастающая и убывающая отдача. Закон убывающей отдачи. Натуральное хозяйство. Разделение труда. Специализация и её преимущества. Экономическая система как способ согласования экономической деятельности людей в условиях разделения труда. Обмен. Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить? Традиционная экономика. Централизованная экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика. Преимущества и недостатки основных типов экономических систем. Обмен и рынок. Деньги.
Обучающий практикум «Решение расчетных задач по теме «Введение в экономику».»
Деловая игра «Технология».
Раздел 2 «Спрос и предложение. Равновесие на рынке» (6 часов)
Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Эффект нового покупателя, эффект замещения и эффект дохода. Факторы, влияющие на спрос. Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса. Эластичность спроса по цене и по доходу. Товары-заменители. Дополняющие товары. Товаря первой необходимости. Предметы роскоши. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Кривая предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения. Эластичность предложения по цене. Функционирование рынка. Равновесная цена. Равновесие на рынке и его графическое отображение. Анализ рыночной ситуации с помощью кривых спроса и предложения.
Обучающий практикум «Решение расчетных задач по теме «Спрос, предложение, равновесие. Эластичность спроса и предложения».»
Деловая игра «Рыночная цена».
Раздел 3 «Потребители» (5 часов)
Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита. Доходы потребителей. Основные источники доходов (заработная плата, доходы от сбережений, доходы от собственности, трансферты). Расходы потребителей. Основные статьи расходов семьи. Страхование. Номинальные и реальные доходы. Индекс стоимости жизни. Сбережения. Банковские вклады. Вложения в ценные бумаги. Доходность и надёжность сбережений. Потребительский кредит. Виды потребительского кредита (банковский кредит, покупка товаров в рассрочку и др.). Кредитные карточки.
Практикум «Как рассчитать потребительский бюджет своей семьи.»
Раздел 4 «Фирмы, рынки, конкуренция» (10 часов)
Фирма. Роль фирм в экономике. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и недостатки. Капитал. Физический капитал. Финансовый капитал. Инвестиции. Основные способы финансирования инвестиций (использование собственных или заемных средств). Предпринимательство и менеджмент. Банкротство. Маркетинг. Издержки. Выручка. Прибыль. Максимизация прибыли. Предельные издержки. Предельная выручка. Использование предельных величин в экономическом анализе. Конкуренция. Факторы, влияющие на степень конкуренции (количество продавцов, возможность проникновения на рынок, однородность товара, доступность информации о спросе и предложении товаров на рынке). Совершенная конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Патенты и торговые марки. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Монопсония. Преимущества монополии для продавца. Недостатки монополии для потребителей и общества в целом. Естественная монополия. Экономические и неэкономические барьеры для входа фирм на рынок и выхода с него. Олигополия. Особенности формирования цены на олигополистическом рынке. Механизмы согласования цен фирмами-олигополистами («лидерство в ценах», «издержки+прибыль», прямой сговор). Монополистическая конкуренция. Различные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество (корпорация). Особенности распределения прибыли различных видов фирм. Дивиденд. Различие между дивидендом и процентом. Особенности прекращения деятельности фирм разных типов. Банкротство. Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Контрольный пакет акций. Облигация. Различие между акцией и облигацией. Совет директоров. Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Факторы, влияющие на курс акции. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы.
Обучающий практикум «Решение расчетных задач по теме «Выручка, издержки, прибыль».»
Практикум «Расчёт себестоимости, прибыли, цены.»
Раздел 5 «Деньги и банки» (2 часа)
Деньги, их свойства и функции. Рыночная цена денег (ставка процента). Зависимость ставки процента от срока кредита. Банки. Основные функции банков (привлечение вкладов, выдача кредитов, осуществление расчётов, дилерские функции). Безналичные расчёты. Банковские услуги потребителям. Виды вкладов. Вклад до востребования (текущий вклад). Срочный вклад. Банковские резервы. Потребительский кредит. Залог. Кредитные и дебитные карточки. Норма обязательных резервов.
Раздел 6. Подготовка к ЕГЭ (5 часов)
Решение специализированных упражнений из материалов для подготовки к ЕГЭ по разделу «Экономика» по темам первого года обучения.
Обучение приёмам решения и правилам оформления ответов в ходе работы с заданиями ЕГЭ по обществознанию (раздел «Экономика») в частях В и С.
Задания В1. Анализ схем и таблиц. Задания В2. Соотнесение видовых понятий с родовыми. Задания В3. Классификация путем установления соответствия. Задания В4. Выбор позиций из списка. Задания В5Дифференциация в социальной информации фактов и мнений. Задания В6. Определение терминов и понятий, соответствующих контексту. Задания В7. Осуществление выбора позиций из списка. Задания В8. Выбор обобщающего понятия. Задания С1 – С4. Задания на анализ источников. Задания С5. Определение признаков, явлений и понятий по контексту. Задания С6. Раскрытие теоретических положений на примерах. Задания С7. Задание-задача. Задания С8. Составление плана доклада по определенной теме. Задания С9. Эссе.
Прогнозируемые предметные результаты подготовки (первый год обучения).
Усвоить следующие темы:
Экономика и экономическая наука. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы (зарплата, рента, процент, прибыль). Выбор и альтернативная стоимость. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена.
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения. Страхование.
Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры. Экономические цели фирмы, её основные организационные формы. Производство. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама.
Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Социальные последствия инфляции.
Знать/понимать
- Функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
Приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних факторов, российских предприятий разных организационных форм.
Описывать: действие рынка, формы стимулирования труда.
Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Получения и оценки экономической информации.
- Составления семейного бюджета.
- Оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1 «Государство и экономика» (5 часов)
Задачи государства в рыночной экономике. Роль государства в обеспечении условий функционирования рынка. Права собственности и их защита. Антимонопольное регулирование. Государство и естественные монополии. Государственное вмешательство в экономику. Перераспределение доходов. Другие формы защиты государством интересов экономических субъектов. Минимальный уровень оплаты труда. Максимальная продолжительность рабочего дня. Социальные пособия. Общественные блага. Госсектор. Приватизация. Национализация. Внешние эффекты. Методы борьбы государства с отрицательными внешними эффектами и стимулирования положительных. Теневая экономика, причины её возникновения. Основные источники доходов государства. Налоги. Виды налогов. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные налоги. НДС. Акцизы. Отчисления на социальное страхование. Внебюджетные фонды. Схемы налогообложения. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. Кривая Лаффера. Налоговые льготы. Госбюджет. Дефицит и профицит госбюджета. Основные методы покрытия дефицита госбюджета (сокращение расходов бюджета, повышение налогов, денежная эмиссия, заимствования на внутреннем и внешнем рынке, продажа активов государства). Государственный долг.
Обучающий практикум «Решение задач по теме «Налогообложение».»
Практикум «Как рассчитать налог на доход и прибыль»
Раздел 2. «Экономическое развитие» (7 часов)
Макроэкономика и микроэкономика. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. Агрегированные показатели. ВВП. Методика расчёта ВВП. Конечные и промежуточные блага. Номинальные и реальные показатели. Структура ВВП по источникам доходов и направлениям использования. Амортизация. Цели экономического роста. Общественная функция благосостояния. Основные показатели уровня благосостояния. Индекс человеческого развития. Величина ВВП на душу населения. Экономический рост. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Механизмы экономического роста. Мультипликатор. Акселератор. Норма накопления. Темпы экономического роста. Порочный круг бедности. Отрицательные последствия экономического роста. Нулевой рост. Устойчивое развитие. Экономические циклы. Фазы экономического цикла (подъем, спад, депрессия, оживление). Объективный характер и неизбежность экономических циклов.
Обучающий практикум «Решение задач по теме «Основные макроэкономические показатели. Мультипликаторы.».»
Практикум «Анализ статистических данных, характеризующих изменения показателей ВВП и ИЧР, решение задач».
Раздел 3. «Макроэкономические проблемы» (8 часов)
Рынок труда и его особенности. Факторы, влияющие на ситуацию на рынке труда. Экономически активное население. Ставка заработной платы. Повременная и сдельная оплата труда. Условия труда. Занятость. Безработица. Основные критерии отнесения людей к категории безработных. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Социальные последствия безработицы. Гос. политика в области занятости. Мобильность рабочей силы. Профсоюзы и их роль в экономике. Трудовой договор. Забастовка. Денежная масса. Ликвидность. Наличные и безналичные деньги. Скорость обращения денег. Уравнение обмена Фишера. Создание денег. Денежные агрегаты М1, М2, М3. Кредитная эмиссия банков. Инфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Скрытая инфляция. Государственная макроэкономическая политика. Методы воздействия государства на совокупный спрос. Фискальная (бюджетная) политика. Монетарная (денежно – кредитная) политика. Госзаказы.
Деловая игра «Повышение квалификации».
Обучающий практикум «Решение задач по теме «Рынок труда».»
Обучающий практикум «Решение задач по теме «Инфляция. Реальные и номинальные значения экономических показателей».»
Практикум «Порядок действий безработного».
Раздел 4. «Международная экономика» (7 часов)
Международная торговля. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли. Принцип сравнительных преимуществ. Государственная внешнеторговая политика. Протекционизм. Импортные пошлины (тарифы). Демпинг. Торговые барьеры. Всемирная торговая организация (ВТО). Иностранные инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции. Экспорт капитала. Межнациональные корпорации. СЭЗ. Валюта. Валютные курсы. Валютный рынок. Конвертируемость валют. Покупательная способность валют. Паритет покупательной способности. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация. Международное экономическое сотрудничество. Экономическая интеграция и её основные этапы (таможенный союз, общий рынок, экономический союз). . Международные экономические организации (Всемирный банк, МВФ).
Деловая игра «Международные отношения».
Раздел 5 «Проблемы переходной экономики» (1 час)
Переходная экономика. Переход от централизованной к рыночной экономике. Экономические реформы. Перестройка экономики. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Приватизация. Экономические институты и их функции (регулирующие, посреднические, информационные). Структурные сдвиги в экономике Экономика в периоды кризисов. Антикризисные меры. Создание институтов рыночной экономики.
Раздел 6. Подготовка к ЕГЭ (7 часов)
Решение специализированных упражнений из материалов для подготовки к ЕГЭ по разделу «Экономика» по темам второго года обучения.
Обучение приёмам решения и правилам оформления ответов в ходе работы с заданиями ЕГЭ по обществознанию (раздел «Экономика») в частях В и С.
Задания В1. Анализ схем и таблиц. Задания В2. Соотнесение видовых понятий с родовыми. Задания В3. Классификация путем установления соответствия. Задания В4. Выбор позиций из списка. Задания В5Дифференциация в социальной информации фактов и мнений. Задания В6. Определение терминов и понятий, соответствующих контексту. Задания В7. Осуществление выбора позиций из списка. Задания В8. Выбор обобщающего понятия. Задания С1 – С4. Задания на анализ источников. Задания С5. Определение признаков, явлений и понятий по контексту. Задания С6. Раскрытие теоретических положений на примерах. Задания С7. Задание-задача. Задания С8. Составление плана доклада по определенной теме. Задания С9. Эссе.
Прогнозируемые предметные результаты подготовки (второй год обучения).
Усвоить следующие темы:
Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы.
Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция и её социальные последствия.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Виды налогов. Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы. Основы денежной политики государства.
Международная торговля. Обменные курсы валют. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Особенности современной экономики России.
Знать/понимать
- Функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
Приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних факторов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы, и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики.
Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Получения и оценки экономической информации.
- Оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
- Разработки и защиты простейших бизнес-планов и экономических проектов.
Календарно-тематический план.
№ занятия | Разделы и темы | Количество часов | Дата | |
теоретических | практических | |||
Первый год обучения | ||||
Раздел 1 «Основы экономической жизни общества» (7 часов) | ||||
1 | ТБ на занятиях. Понятие о научной организации труда школьника. Знакомство с программой, целью, задачами работы кружка. Экономическая наука. Экономические блага. Ограниченность ресурсов и выбор. | 1 | ||
2 | Производство. Производительность труда. Разделение труда и специализация. | 1 | ||
3 | Экономическая система и её функции. | 1 | ||
4-5 | Обучающий практикум «Решение расчетных задач по теме «Введение в экономику».» | 2 | ||
6 - 7 | Деловая игра «Технология» | 2 | ||
Раздел 2 «Спрос и предложение. Равновесие на рынке» (6 часов) | ||||
8 | Спрос. Предложение. | 1 | ||
9 | Функционирование рынка. Равновесие на рынке. Изменения спроса и предложения. | 1 | ||
10-11 | Анализ рыночной ситуации. Обучающий практикум «Решение расчетных задач по теме «Спрос, предложение, равновесие. Эластичность спроса и предложения».» | 2 | ||
12-13 | Деловая игра «Рыночная цена». | 2 | ||
Раздел 3 «Потребители» (5 часов) | ||||
14 | Потребности и полезность. Потребительский выбор. | 1 | ||
15 | Доходы и расходы потребителей. Номинальные и реальные величины. | 1 | ||
16 | Сбережения и кредит. | 1 | ||
17-18 | Практикум «Как рассчитать потребительский бюджет своей семьи». | 2 | ||
Раздел 4 «Фирмы, рынки, конкуренция» (10 часов) | ||||
19 | Фирмы. Капитал и инвестиции. | 1 | ||
20 | Максимизация прибыли. | 1 | ||
21 | Обучающий практикум «Решение расчетных задач по теме «Выручка, издержки, прибыль».» | 1 | ||
22-23 | Практикум «Расчёт себестоимости, прибыли, цены». | 2 | ||
24 | Конкуренция. Основные типы рынков. | 1 | ||
25 | Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. | 1 | ||
26 | Различные виды фирм. Акционерное общество. | 1 | ||
27-28 | Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа. | 1 | 1 | |
Раздел 5 «Деньги и банки» (2 часа) | ||||
29 | Деньги. Деятельность банков. | 1 | ||
30 | Деньги и банки. | 1 | ||
Раздел 6. Подготовка к ЕГЭ (решение специализированных упражнений по темам первого года обучения) (5 часов) | ||||
31 | Работа с заданиями В1 – В4 | 1 | ||
32 | Работа с заданиями В5 – В8 | 1 | ||
33 | Задания на анализ источников (С 1 – С4) Определение признаков, явлений и понятий по контексту. (С 5) | 1 | ||
34 | Решение вычислительных экономических задач. Составление плана доклада по экономической теме. Раскрытие теоретических положений на примерах. (С 6 - С 8) | 1 | ||
35 | Механизм написания эссе по экономической тематике (С 9) | 1 | ||
Итого: | 14 | 21 | ||
Второй год обучения | ||||
Раздел 1. Государство и экономика (5 часов) | ||||
1 | Роль и задачи государства в экономике. Государственное вмешательство в экономику. | 1 | ||
2 | Налоги. Бюджет. | 1 | ||
3-4 | Обучающий практикум «Решение задач по теме «Налогообложение».» | 2 | ||
5 | Практикум «Как рассчитать налог на доход и прибыль» | 1 | ||
Раздел 2. Экономическое развитие (7 часов) | ||||
6-7 | Макроэкономика. Валовой внутренний продукт. | 1 | 1 | |
8 | Экономика благосостояния. | 1 | ||
9 | Анализ статистических данных, характеризующих изменения показателей ВВП и ИЧР, решение задач. | 1 | ||
10 | Темпы экономического роста. Экономические циклы. | 1 | ||
11-12 | Обучающий практикум «Решение задач по теме «Основные макроэкономические показатели. Мультипликаторы.».» | 2 | ||
Раздел 3. Макроэкономические проблемы (8 часов) | ||||
13 | Занятость и рынок. Безработица. Борьба с безработицей. Профсоюзы. | 1 | ||
14 | Практикум «Порядок действий безработного | 1 | ||
15 | Обучающий практикум «Решение задач по теме «Рынок труда».» | 1 | ||
16 | Деловая игра «Повышение квалификации». | 1 | ||
17-18 | Денежный рынок. Инфляция. | 1 | 1 | |
19 | Обучающий практикум «Решение задач по теме «Инфляция. Реальные и номинальные значения экономических показателей».» | 1 | ||
20 | Государственная макроэкономическая политика. Инструменты государственного регулирования экономики. | 1 | ||
Раздел 4. Международная экономика (7 часов) | ||||
21 | Международное разделение труда. | 1 | ||
22 | Внешняя торговля. | 1 | ||
23 | Проблемы международной торговли. | 1 | ||
24 | Межнациональные корпорации. | 1 | ||
25 | Валютный рынок. Покупательная способность валют. | 1 | ||
26 | Международное экономическое сотрудничество и интеграция. | 1 | ||
27 | Деловая игра «Международные отношения». | 1 | ||
Раздел 5 «Проблемы переходной экономики» (1 час) | ||||
28 | Экономические реформы. Проблемы переходной экономики. Экономика в периоды кризисов. Антикризисные меры. | 1 | ||
Раздел 6. Подготовка к ЕГЭ (решение специализированных упражнений по темам второго года обучения) (7 часов) | ||||
29 | Работа с заданиями В1 – В4 | 1 | ||
30 | Работа с заданиями В5 – В8 | 1 | ||
31 | Задания на анализ источников (С 1 – С4) | 1 | ||
32 | Определение признаков, явлений и понятий по контексту. (С 5) | 1 | ||
33 | Решение вычислительных экономических задач (С 7) | 1 | ||
34 | Составление плана доклада по экономической теме. Раскрытие теоретических положений на примерах. (С 6, С 8) | 1 | ||
35 | Механизм написания эссе по экономической тематике (С 9) | 1 | ||
Итого: | 11 | 24 | ||
Итого за два года обучения: | 25 | 45 |
Практический выход результатов обучения:
По окончании изучения курса: «Основы экономики» учащиеся:
- Приобретут ЗУН, соответствующие базовому уровню экономической подготовки выпускника, получившего среднее (полное) общее образование.
- Получат навыки рационального экономического поведения.
- Овладеют некоторыми методами самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях.
- Овладеют рядом экономических понятий и научатся применять их на практике.
- Получат навыки решения практических задач по экономике.
Средства реализации программы:
Нормативные документы:
- Сборник программно – методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/ Сост. Л.Н. Поташева.- 3 – е изд.- ВИТА – ПРЕСС, 2008.
- Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень)./ Федеральное агентство по образованию РФ: http://www.ed.gov.ru/min
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень).
- Экономика: Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (одно – двухгодичное обучение) (базовый уровень) (В.С.Автономов, Л.Б.Азимов)
- Инструктивно-методические материалы для учителей экономики ( http://schools.keldysh.ru/economioo ).
Интернет – ресурсы:
- Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеждмент» - http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/215818.html
- «50 лекций по микроэкономике» - http//50.economicus.ru/
- Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/
- Всероссийская олимпиада школьников по экономике - http://econ,rusolymp.ru/
- Экономика и право: Материалы Новосибирской открытой образовательной сети - http://www.websib.ru/noos/economy/
- Журнал «Экономическая наука современной России» - http://www.cemi.rssi/ru/ecr/
- http:// ege . edu . ru
- http:// www . fipi . ru
Учебные пособия для учащихся:
- Автономов В.С. Экономика: Учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд.: - 11-е изд. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2010/2014.
- Винокуров Е.Ф. Новый задачник по экономике с решениями: Пособие для учащихся 10-11 классов/ Е.Ф.Винокуров, Н.А.Винокурова.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2013
Дополнительная литература и другие источники информации:
- Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по экономике. Базовый уровень: 10-11 классы.- М.: ВАКО, 2011.
- Клименко А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы/ А.В. Клименко, В.В.Румынина.- М.:Дрофа, 2008.
- Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые игры и упражнения. М.: ВЛАДОС
4. Прутченков А.С. Деловые игры и другие имитационные формы активного обучения на занятиях по курсу «Граждановедение».- М.: НВЦ «Гражданин»
5. А.С.Прутченков, Б.А.Райзберг. Экономика и жизнь. Методические разработки экономических практикумов и деловых игр. –М.: МП «Новая Школа»
6. Прутченков А.С. Деловая игра в экономической подготовке школьников (сборник методических разработок).- М-1992
7. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998
8. Пособия из личной методической библиотеки учителя
9. Интернет-материалы
10. Материалы для подготовки к ЕГЭ по экономике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск
Данные требования разработаны на основании «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.
Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...