Методическая разработка урока "Безработица"
материал по экономике по теме
Представлена разработка урока по дисциплине "Экономика", с проектом, планом, заданиями для контроля знаний и умений студентов, которые предложены в приложении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Арзамасский коммерческо-технический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока
Тема: «Безработица»
Специальность: 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Разработала:
преподаватель
спецдисциплин
С.А. Крупнова
Арзамас
2014
План
Введение
1. Психолого-педагогическая характеристика группы
2. Диагностика ЗУНов
3. Проект урока
4. Структура урока
5. Содержание урока
6. Самоанализ урока
Список литературы
Приложения
материал для контроля знаний студентов
презентация урока
Введение
Жизнь в современных условиях невозможна без прочных экономических знаний, которые необходимо применить и в профессиональной деятельности и в личной жизни. Кроме того, знания экономики служат основой для достижения высоких результатов в области бизнеса.
Курс «Экономика», одна из основных специальных дисциплин, изучаемых студентами экономических дисциплин, она безусловно связана с изучением дисциплин «Обществознание» «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Экономика предприятия», «Бухгалтерский учет», «Статистика», «Математика» и многие другие.
Изучая дисциплину «Экономическая теория» студенты должны знать экономические законы, принципы, понятия.
Для изучения данной темы выбран комбинированный вид урока, целесообразность которого заключается в результативности изучения новой темы, студенты имеют возможность полученные знания сразу же закрепить на практике, выполняя экономические упражнения, отвечая на поставленные вопросы, разбирая экономические ситуации. Все это является подготовкой к изучению новых тем и дисциплин.
Изучение дисциплины «Экономика» позволит студентам, обучаемым по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) стать экономически грамотными и мыслящими, профессионально подготовленными людьми.
Диагностика ЗУНов
К моменту изучения данной темы студенты:
знают:
заработную плату;
виды и формы оплаты труда;
умеют:
- определять заработную плату;
- анализировать изменения заработной платы.
Психолого-педагогическая характеристика группы
В группе 13 – 26 БУХ - 30 человек.
В группе достаточно высокий уровень овладения знаниями. Уровень успеваемости высокий. На уроках в работе принимают большая часть студентов.
В группе сложилась добрая, дружеская атмосфера, студенты внимательны друг к другу, выражена взаимопомощь и взаимоподдержка, ответственность за выполняемые задания.
Многие студенты отличаются высоким уровнем знаний, 1 человек учится отлично. У большинства студентов средний результат, у них прекрасно развита память, они хорошо рассуждают, умеют высказывать свое мнение и его доказывать, анализировать, развита смекалка.
У пяти человек отмечен достаточно низкий уровень развития логического мышления, им сложно работать с материалом на уроке.
В целом группа работает успешно. Студенты внимательные и трудолюбивые.
Проект урока
Преподаватель экономических дисциплин: Крупнова С.А.
Дата проведения:
Дисциплина: Экономика
Тема: “Безработица»
Группа: 13 – 26 БУХ
Специальность: 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Квалификация: бухгалтер
Вид занятия: урок
Тип занятия: комбинированный
Пед. технология: личностно – ориентированное обучение; с использованием игровых технологий.
Цель:
- Познакомиться с таким явлением экономической жизни общества как безработица, ее видами;
- Определить причины и последствия безработицы.
Задачи урока:
Образовательные:
- дать студентам представление, что такое безработица, ее виды;
- выяснить причины безработицы;
- определить и проанализировать последствия безработицы.
Развивающие:
- продолжить работу по формированию умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;
- формировать собственное суждение по заявленной проблеме;
- развивать речь студентов и умение cсамостоятельно работать;
- способствовать формированию профессиональных компетенций.
Воспитательные:
- развивать познавательные интересы студентов по дисциплитне;
- совершенствовать навыки общения.
Межпредметные связи:
Обществознание
Экономика организации
Статистика
Математика
Право
Квалификационные требования:
Студенты должны:
знать:
определение, виды, формы безработицы;
уровень безработицы;
причины возникновения;
последствия безработицы;
уметь:
определять уровень безработицы;
применять полученные знания в практической и профессиональной деятельности;
делать выводы по результатам работы.
Средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Литература
Основы экономической теории: Учебник / Под ред. С.И. Иванова. – 12-е изд. и последующие – В 2-х книгах. Кн. 2, – М.: Вита-Пресс, 2010-320с.
Содержание урока
Ход урока | Деятельность преподавателя | Прогнозируемая деятельность студентов | Время урока, мин. |
1.Организационный момент | Цель – психологический настрой студентов на плодотворную работу на занятии, включение их в деятельность. Приветствие студентов, проверка явки, готовности к занятию | Доброжелательный настрой студентов, готовность к уроку, включение в деятельность | 3 |
2.Актуализация знаний | Выявление уровня подготовленности студентов для изучения новой темы путем фронтального опроса и выполнения индивидуальных заданий. | Отвечают на вопросы, выполняют индивидуальные задания. | 15 |
3. Мотивация учебной деятельности студентов | Подведение к теме занятия. | Решение проблемной ситуации. | 6 |
4.Сообщение темы, плана и цели урока Тема: «Безработица» План урока Безработица – спутник рыночной экономики. Виды и формы безработицы. Причины безработицы. Последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. | Сообщение темы, плана, цели урока. | Знакомство с темой, целями, планом. Студенты записывают тему и план занятия в тетрадь. | 5 |
5.Изложение материала и закрепление знаний | Использование презентации и просмотр видеороликов позволяет вызвать интерес к изучаемой теме, побуждает студентов анализировать, что способствует повышению эффективности и качества обучения, расширяет кругозор. Подведение студентов к закреплению изученного материала в виде викторины. | Участвуют в обсуждении поставленных вопросов, анализируют, делают выводы, ведут записи в тетрадях. Участвуют в обсуждении поставленных вопросов, делают выводы. | 48 |
6.Обобщение и систематизация изучаемого материала | Установление первичного уровня усвоения материала через фронтальный опрос. | Обобщают изученный материал. | 7 |
Тема урока: «Безработица».
Тип урока – комбинированный
Считаю, что урок удался, студенты справились с предложенным заданием, которое было достаточно интересным и сложным. При подборе темы открытого урока и заданий для контроля, и для закрепления новых знаний учитывались психолого-педагогические особенности студентов.
Задания для контроля знаний и для закрепления материала составлены с учетом уровня развития студентов, степени их подготовленности.
Результаты урока положительные, что было обеспечено глубокими знаниями в области обществознания, математикой, русского языка и самостоятельной подготовкой студентов к уроку.
На уроке предусмотрены и использовались межпредметные связи с дисциплинами, обеспечивалась связь с профессиональной деятельностью.
На каждом этапе урока осуществлялось формирование умений и навыков работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания на практике, обобщать их и систематизировать.
Методы и приемы на занятии способствовали продуктивной деятельности студентов.
Доброжелательная обстановка способствовала активизации умственной деятельности студентов.
Время на занятии было распределено равномерно и рационально. Занятие получилось результативным. Студенты с предложенными заданиями справились и все поставленные цели достигнуты.
Приложение 1
Задания для контроля знаний по теме: «Формы и системы оплаты труда на предприятии»
Задание 1. Подберите к данным понятиям и терминам соответствующие определения.
Сдельная | форма оплаты труда, при которой заработная плата работнику | (или группе работников) начисляется в заранее установленном размере | за каждую единицу выплаченной работы или изготовленной | продукции (выраженной в производственных операциях, штуках, тоннах и т.п. |
Заработная плата | часть фонда индивидуального потребления | материальных благ и услуг, поступающая | работнику в соответствии с количеством, качеством и | результативностью его труда ( вкладом в результаты труда коллектива). |
Единая тарифная сетка | общеобязательные правила определения | оплаты труда работников, которые заняты в различных государственных организациях, | но имеют одинаковую квалификацию, образовательный уровень, трудовой стаж | и выполняют сходную работу, в силу чего их оплата устанавливается на одном и том же уровне. |
Производитель-ность труда | Произведенный объем товаров | и услуг, который приходится | на одного рабочего в течение | определенного периода времени. |
Рабочая сила | общая численность | граждан страны в трудоспособном возрасте, | которые имеют работу, и граждан, | которые найти работу для себя не могут. |
Труд | использование умственных | и физических способностей людей, их навыков | и опыта в форме услуг, необходимых для | производства экономических благ. |
Задание 2. Подберите к перечисленным основным понятиям и терминам соответствующие определения.
Понятия:
- Заработная плата
- Тарифная система оплаты труда
- Тарифная ставка
- Тарифная сетка
- Тарифно-квалификационный справочник
- Сдельная форма оплаты труда
- Повременная форма оплаты труда.
Определения:
а) заработная плата работнику начисляется в соответствии с тарифной
ставкой или окладом за фактически отработанное время;
б) совокупность действующих тарифных разрядов и соответствующих им
тарифных коэффициентов;
в) заработная плата работнику начисляется за каждую единицу продукции
исходя из установленной сдельной расценки;
г) нормативный документ, с помощью которого проводится тарификация
работ и рабочих;
д) совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется
дифференциация и регулирование заработной платы в зависимости от уровня
квалификации работников, степени сложности труда, особенностей организации
производства и условий труда;
е) вознаграждение работников за труд и его конечные результаты;
ж) размер оплаты труда работника в единицу рабочего времени.
Ответ: 1 –е; 2 - д, 3 -ж 4 -б; 5 - г; 6 – в; 7 – а;
Задание 3. Прочитайте предложенные вопросы и определите систему оплаты труда.
- При какой системе выработка продукции в пределах выполнения норм оплачивается по прямым сдельным расценкам, а сверх норм - по повышенным расценкам?
- При какой системе заработная плата рабочего зависит от тарифной ставки, отработанного времени и процента премии?
- При какой системе заработная плата рабочему начисляется по сдельным расценкам в соответствии с количеством произведенной продукции?
- При какой системе размер заработной платы устанавливается за весь объем работ, причем работники премируются за сокращение сроков выполнения задания при качественном выполнении работ?
- При какой системе размер заработной платы рабочего зависит от
результатов деятельности основных рабочих-сдельщиков?
Ответ: 1- сдельно – прогрессивная; 2 – сдельно – премиальная; 3 – сдельная;
4 – аккордно –сдельная; 5 – косвенно – сдельная.
Задание 4. Подберите к соответствующему определению вариант ответа.
(1)Увеличение расходов по оплате труда | () Коллективный договор предусматривал ежемесячную индексацию на уровне 70% от инфляции за прошлый месяц |
(7) Сдельная оплата труда | ( ) Единая тарифная сетка используется при … |
(4)Сокращение реальной заработной платы | ( ) В Эколандии по закону нельзя платить меньше 5 долл. в час |
(3) Ставка заработной платы | () Минимальные наборы товаров и услуг, необходимые взрослому, ребенку и пенсионеру и измеренные в рублях, различаются между собой, да и неоднозначно определяются различными ведомствами и отдельными исследованиями |
(5) Повременная оплата труда | () За каждый собранный компьютер Иванов получал 5000 руб. |
(2)Минимальная зарплата | () Цена труда в единицу времени |
(6)Прожиточный минимум | () это средства, идущие, в частности, на оплату потерь работника в связи с временной нетрудоспособностью |
Ответ
(1)Увеличение расходов по оплате труда | ( 1) Коллективный договор предусматривал ежемесячную индексацию на уровне 70% от инфляции за прошлый месяц |
(7) Сдельная оплата труда | (5 ) Единая тарифная сетка используется при … |
(4)Сокращение реальной заработной платы | (4 ) В Эколандии по закону нельзя платить меньше 5 долл. в час |
(3) Ставка заработной платы | ( 6) Минимальные наборы товаров и услуг, необходимые взрослому, ребенку и пенсионеру и измеренные в рублях, различаются между собой, да и неоднозначно определяются различными ведомствами и отдельными исследованиями |
(5) Повременная оплата труда | ( 7) За каждый собранный компьютер Иванов получал 5000 руб. |
(2)Минимальная зарплата | ( 3) Цена труда в единицу времени |
(6)Прожиточный минимум | (2) это средства, идущие, в частности, на оплату потерь работника в связи с временной нетрудоспособностью |
Задание 5. Блиц – опрос
Подтвердите или опровергните приведенные ниже утверждения ответами: да - нет.
- Различают формальную и реальную заработную плату.
- На предложение труда влияет только заработная плата.
- Трудовой контракт – соглашение о содержании и условиях труда.
- Реальный доход работника – это его основная заработная плата
- Заработная плата зависит от уровня цен на товары и услуги в стране
- Всякая работа может быть оплачена сдельно.
- Заработная плата Василия зависит от количества изделий, изготовленных им за неделю. Можно с уверенностью сказать:
тип оплаты труда Василия – повременной. - Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученных работником за месяц.
- Тарифная сетка характеризуется количеством тарифных разрядов и диапазоном тарифных коэффициентов.
- Сдельная оплата труда имеет следующие разновидности (системы): простая сдельная, сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, аккордная, косвенно-сдельная и др.
Блиц – опрос (ответ)
Подтвердите или опровергните приведенные ниже утверждения ответами: да - нет.
- Различают формальную и реальную заработную плату. (нет)
- На предложение труда влияет только заработная плата. (нет)
- Трудовой контракт – соглашение о содержании и условиях труда. (да)
- Реальный доход работника – это его основная заработная плата (нет)
- Заработная плата зависит от уровня цен на товары и услуги в стране (да)
- Всякая работа может быть оплачена сдельно(нет)
- Заработная плата Василия зависит от количества изделий, изготовленных им за неделю. Можно с уверенностью сказать:
тип оплаты труда Василия – повременной(нет) - Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученных работником за месяц. (да)
- Тарифная сетка характеризуется количеством тарифных разрядов и диапазоном тарифных коэффициентов. (да)
- Сдельная оплата труда имеет следующие разновидности (системы): простая сдельная, сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, аккордная, косвенно-сдельная и др. (да)
Задание 6. Тест
Выберите единственно правильный вариант ответа:
1. Для работника зарплата представляет собой:
а) доходную часть;
б) издержки производства;
в) важный стимул для деятельности;
г) подходят все варианты ответов.
2.Тарифная система включает в себя:
а) тарифную сетку и тарифную ставку;
б) тарифные коэффициенты и надбавки;
в) тарифно - квалификационные справочники и районные коэффициенты;
г) подходят все варианты ответов.
3. Номинальная заработная плата – это:
а) сумма денег, получаемая работником за свой труд;
б) начисленная зарплата за выполненную работу;
в) количество предметов потребления, которое работник может приобрести;
г) подходят все варианты ответов.
- Начисление заработной платы работникам по заранее установленным расценкам за единицу выполненной работы или изготовленной продукции - это:
А)тарифная система оплаты труда;
Б)повременная форма оплаты труда;
в)сдельная форма оплаты труда;
Г) контрактная система оплаты труда.
5. Количество продукции, которое человек способен изготовить на протяжении определенного периода времени
А) производительность труда
Б )эффективность труда
В) начисленная зарплата за выполненную работу;
Г) количество предметов потребления, которое работник может приобрести;
6.Сварщик 2 разряда получает зарплату по сравнению со сварщиком 4 разряда
А) больше
Б) меньше
В) одинаковую
г) подходят все варианты ответов.
7.Cфера устойчивого обмена услуг труда на заработную плату между продавцами и покупателями
А)Рынок товаров и услуг
Б) рынок земля
В) рынок труда
8. Продавцом на рынке труда выступает
А)фирма
Б)человек
В)организация
Г) биржа
9. Цена услуг труда
А) рента
Б) заработная плата
В) Процент
Г) аренда
10. Покупателем на рынке труда является
А. работодатель
Б. наемный работник
В.)организация
Г) биржа
Тест (Ответ)
Укажите правильный вариант ответа
1. а)
2.г)
3.а)
4.в)
5. а)
6. г)
7.в)
8. б)
9. б)
10. б)
Приложение 2
Викторина
1 тур. «Определить вид и форму безработицы»
1 Квалифицированный бухгалтер уволился, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации.(фрикционная)
2 В последнее время внедрение персональных компьютеров в России сократило спрос на машинисток, а также понизило спрос на рабочую силу, занятую на предприятиях по производству пишущих машинок.(структурная)
3 Медсестра Нина из Рязани переехала жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну из Московских поликлиник.(фрикционная)
4 В разгар «Великой депрессии» 1933 года безработица достигла 25%.(циклическая)
5 Много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы из-за изобретения специальных станков для изготовления бутылок. (структурная)
6 Бригаду чесальщиц-мотальщиц отправили в неоплачиваемый отпуск на 2 недели.(скрытая)
7 Александр, проживающий в Сочи и имеющий водный мотоцикл, 7 месяцев в году не имеет работы.(сезонная)
2 тур. Экономико-математический.
В стране насчитывается 82 млн. человек в трудоспособном возрасте.
Из них 35 млн. человек не работают и не ищут работу. (домохозяйки, инвалиды, пенсионеры, студенты..).
В стране 5 млн. 200 тыс. человек безработных.
Определите уровень безработицы в стране.
Численность рабочей силы = 82 – 35 = 47 млн. человек.
Уровень безработных = (5.200/47) 100 = 11. 06%
3 тур. Решение ребусов на экономическую тему.
4 тур. Поисковый. (нахождение обобщающего понятия);
1. Переезд, информация, активный поиск работы (безработица).
2. Состояние здоровья, работа, инвалид (выбывшие из состава рабочей силы).
3. Студент, рабочая сила, работа (занятые).
4. Экономика страны, человек, опасность (циклическая безработица)
5. Внедрение новейших технологий, сокращение рабочих мест, поиск работы (структурная безработица).
6. Специальность, работа, перемена места жительства (фрикционная безработица).
5 тур Экономический диктант. Задание. Прочитайте текст и правильно вставьте пропущенное в тексте слово.
Поскольку высокий уровень безработицы оказывает в целом негативные последствия на экономику страны, то государство взяло на себя обязанность регулировать занятость в стране и устранять негативные последствия безработицы.
Основная задача государства – удержать это явление в пределах естественной нормы, которая предполагает наличие фрикционной и структурной безработицы.
--
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...