Сводная таблица "Основные экономические школы"
учебно-методический материал по экономике (11 класс) по теме
В таблице представлены основные экономические школы 17-20 вв, их представители, произведения, ключевые идеи. Материал может быть полезен на вводных уроках экономики и при подготовке к олимпиадам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomicheskie_shkoly.docx | 48.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные экономические школы
№ | Экономические школы | Представители | Произведения | Основные идеи |
Экономические теории и школы XVIII-XIX веков | ||||
1 | Меркантилизм XV—XVIII вв | Антуан де Монкрентьен Томас Ман | Трактат о политической экономии 1615 г | 1.Общественное богатство производится только в торговле, поэтому правительство должно всячески поддерживать своих производителей – протекционизм; поощрение экспорта 2. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли, играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах. 3. Накопление благородных металлов, золота и серебра, меркантилисты рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства. |
2 | Физиократы французская школа экономистов второй половины XVIII в, основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ. | Анн Тюрго, Визер Франсуа Кенэ | Экономическая таблица | 1.Общественное богатство производится в сельском хозяйстве. 2. Единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу |
3 | Классическая школа XVIII века — 30-х гг. XIX века. | Адам Смит (трудовая теория стоимости; меновая и потребительская стоимость) Давид Рикардо | Исследование о природе и причинах богатства народов Начала политической экономии | 1.Классики считали, что в экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании. 2.Рикардо считал "закон стоимости" фундаментом, на котором строится вся политэкономия. Труд – единственный источник богатства, труд лежит в основе стоимости (цены товара) 3.Экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов |
4 | Марксистская теория сер.XIX | К.Маркс, | Капитал | 1.Основа развития общества — материальное производство 2. Теория прибавочной стоимости: ПС (производительные силы) = СП (средства производства =предмет труда + орудия труда)+РС (рабочая сила) + Д (деньги) ПРОИЗВОДСТВО = Т Д (новая стоимость, которая значительно выше стоимости рабочей силы, разница между ними - ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ) 3. При капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего |
5 | Мальтузианство | Томас Мальтус 1766-1834 | Очерк о законе народонасе- ления | 1.Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов. 2.Народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической. 3. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод) |
6 | Маржинализм -школа предельной (marginalisme, от лат. margo (marginis) — край) полезности 70-е гг. XIX века | Карл Менгер Евгений Бем-Баверк Джевонс Вальрас | Основания политической экономии Капитал и прибыль Теория политической экономии Элементы чистой политической экономии | 1.Дали объяснение стоимости с точки зрения психологии покупателя. 2. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного потребителя, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства. 3. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей 4. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения. |
7 | Неоклассическая школа | Альфред Маршал | В 1890 году вышла книга Принципы политической экономии | 1.Концепция равновесной цены, «крест Маршала» 2. Обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены. |
8 | Историческая школа (возникла в Германии, но выделяют английскую, французскую) | Фридрих Лист Адам Мюллер М. Вебер | Национальная система политической экономии Публицистические статьи Протестантская этика и дух капитализма | Направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: 1.Изучение истории и специфики национальных хозяйств; 2. Выделение неэкономических факторов, влияющих на развитие экономики: географическое положение, климат; особенности менталитета; вера особенности исторического развития; особенности культуры; особенности психологии. 3. Анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах, а не разработка экономических теорий Вебер: Погоня за благосостоянием считалась признаком не греховных жадности или честолюбия, но нравственности и праведности. Вебер называл это «духом капитализма» |
Современные экономические школы | ||||
9 | Кейнсианство 30-е годы XX в и до наших дней | Джон Кейнс | Общая теория занятости, процента и денег | 1.Кейнс считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании. 2. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) = «накачка спроса» -воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг. 3. Государство осуществляет увеличение денежной массы, снижение ставок процента; недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования |
10 | Институционалисты 70-е гг XXв | Джон Гелбрейт,
Людвиг Эрхард | 1. «Общество изобилия» 2.«Экономическая теория и цели общества» Благосостояние для всех | 1.Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды. 2. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. 3.Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы |
11 | Монетаристы (монетаризм) 50-е гг XX и до наших дней (Название дано Карлом Бруннером американский экономист) | Милтон Фридмен | 1. «Роль монетарной (денежной) политики» 2. «Деньги и экономическое развитие» | 1.Экономическая теория регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов (эмиссия, процентная ставка банка) Количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики 2. Монетаристское правило: денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции 3. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. 4.Если имеют место диспропорции в экономике, то к этому приводит государственное вмешательство |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сводный глоссарий для учащихся средней школы с 1-11 классы
Сводная таблица слов, которые учащиеся должен усвоить активно и пассивно....
Презентация.Экономические школы.
Презентация рассказывает об основных экономических школах от меркантилистов до Кейнса, содержит глоссарий....
Сводная циклограмма работы педагога - психолога и социального педагога в школе 8 вида.
Материал представляет интерес как для начинающих педагогов - психологов, так и "стажистов". Модель деятельности социально - психологического сопро...
Проект организации муниципальных концертов сводного хора общеобразовательных школ г. Рыбинска
Актуальность муниципальных концертов с участием учащихся школ г. Рыбинска определяется потребностью современного общества в организации творческой жизни подрастающего поколения в культурной среде...
РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВ
РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВРабота концертмейстера занимает значительное место в повседневной профессиональной деятельности пианиста....
МБОУ ДО "Детская художественная школа" /Сводная таблица участия учащихся в конкурсах, фестивалях, выставках рисунков, фильмов преподавателя
Сводная таблица участия учащихся в конкурсах, фестивалях, выставках рисунков, конкурсах по анимационным фильмам преподавателя...
Целевая программа перехода в эффективный режим работы для школ с низкими результатами и работающих в сложных социально-экономических условиях "Новой школе - новое качество образования" 2019 год
Решение проблемы перехода школы в эффективный режим работы связывается с оптимизацией условий организации образовательного процесса на основе раскрытия внутреннего потенциала ресурсов школы и кооперац...