Элективный курс
элективный курс по экономике (9 класс) по теме
Представляю элективный курс по экономике Основы экономических знаний для обучающихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnye_kursy.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №46
Города Ульяновска
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
(для учащихся 9-х классов)
«Основы экономических знаний»
Автор: учитель географии и экономики
Лазарева Светлана Александровна.
Ульяновск 2008 год.
Пояснительная записка.
В нынешних социально- экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.
Экономическое образование является неотъемлемой, важной составной частью общего среднего образования. Опыт работы позволил выработать основные принципы школьного преподавания экономики:
- Содержание может ограничиваться преподаванием основных, базовых понятий и не углубляться в теоретический, вузовский уровень.
- Целью обучения должна быть актуализация экономического мышления, а не освоение экономических знаний.
- Самой эффективной технологией преподавания являются интерактивные формы обучения.
На этих принципах построен предлагаемый элективный курс. Материал охватывает все основные понятия и концепции микроэкономики, актуализирует базовые принципы экономического мышления и тренирует навыки экономического поведения.
Элективный курс рассчитан на 34 часа. Методическая особенность курса – в максимальном использовании интерактивных форм. Основой преподавания являются моделирующие, дидактические и ролевые игры и практикумы. Подобное построение позволяет активизировать познавательную деятельность учеников и превратить обучение в интересный и результативный процесс.
Цель элективного курса: углубление экономической подготовки учащихся основной школы.
Основные задачи курса:
- формирование основ экономического мышления и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуаций;
- социальная адаптация учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества;
- профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и предпринимательства;
- развитие предпринимательской инициативы.
Требования к знаниям
и умениям учащихся
- После изучения данного курса учащиеся должны знать:
Понятия «экономика как наука» и «экономика как хозяйство»; понятия «потребности», «ресурсы».
Основные вопросы экономики и различные способы их решения.
Типы экономических систем. Типы собственности.
Закон спроса, закон предложения.
Основные типы структуры рынка
Цели и функции государства в экономике.
Основные источники доходов семьи
- После изучения данного курса учащиеся должны уметь:
Приводить примеры элементов традиционной, централизованной и рыночной системы;
Приводить примеры разных типов собственности
Проводить графический анализ изменения спроса и предложения;
Вычислять производительность труда, затраты на производство, выручку.
Анализировать причины и последствия инфляции.
Анализировать статистику занятости.
Учебно – тематический план
№п\п | Название темы | Кол-во часов | Форма проведения занятий |
1. | Понятие об экономике и ее роли в жизни общества. | 1 | |
2. | Типы экономических систем и различия между ними. | 1 | лекция |
3. | Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество, специализация. | 2 | Игра «Выбор» |
4. | Богатство страны | 1 | Практикум , игра «Пирамида» |
5. | Производственные возможности | 2 | Решение задач |
6. | Факторы производства | 2 | Лекция практикум |
7. | Производительность и эффективность | 3 | Лекция Решение задач |
8. | Закон убыточности | 1 | Игра «авиазавод» |
9. | Производственные затраты | 2 | Игра «студент и миллионер», решение задач |
10. | Маржинальный анализ | 2 | Лабораторная работа |
11. | Понятие полезности | 2 | |
12. | Спрос | 2 | практикум |
13. | Предложение | 2 | |
14. | Равновесие | 2 | Игра «Биржа», «ресторан» |
15. | Экономическая природа монополии, олигополии, конкуренции | 2 | лекция |
16. | Деньги | 2 | Игра «Инфляция» |
17. | Налоги и налоговая система | 1 | Лабораторная работа |
18. | Принятие решений в экономике | 1 | |
19. | Роль государства в экономике | 1 | Игра «Муниципалитет» |
20. | Итоговая конференция «Экономика в моей жизни» | 2 |
Содержание программы.
.
- Понятие об экономике и ее роли в жизни общества.
Экономика – наука о рациональном ведении хозяйства. Ее значение, предмет, основные понятия. Компромиссный выбор, ограниченность ресурсов. Алгоритм компромиссного выбора (рассматривается с помощью таблицы). В качестве тренировки алгоритма предлагается игра.
- Типы экономических систем и различия между ними.
Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная, командная система: особенности и дефекты. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Лекция.
3.Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество, специализация.
Урок с элементами игры. Контроль: решение задач на сравнительное преимущество.
4.Богатство страны. Урок- моделирование. Производство и торговля. Богатые и бедные страны.
5.Производственные возможности. Типы благ. График производственных возможностей. Алгоритм расширения производственных возможностей. Закон порочного круга бедности.
Дискуссия о преодолении бедности.
6.Факторы производства. Понятия: природные ресурсы, средства производства, трудовые ресурсы. Фактор предприимчивости. Производство - циклический процесс. Игра «Кругооборот благ и ресурсов».
7.Производительность и эффективность. Главные критерии производительности. Математический анализ производительности и эффективности производства. Контроль: решение задач.
8.Закон убыточности. Закон убывающей производительности, эффективности (доходности)
9.Производственные затраты. Экономические и бухгалтерские затраты, общие, постоянные, переменные, средние, предельные затраты. Контроль: решение задач на определение производственных затрат.
10.Маржинальный анализ (анализ предельных затрат). Лабораторная работа: заполнение граф таблицы и проведение маржинального анализа производительности, вычисление прибыли, правило максимизации.
11.Понятие полезности. Польза и полезность. Общая, предельная, средняя полезность. Анализ графиков. Контроль: решение задач по определению полезности.
12.Спрос. Закон спроса, количество (величина, объем) спроса, эластичность спроса, товары-заменители, кратковременный (долговременный период). Практическая работа «Изучить спрос на компьютеры в классе и построить график спроса».
13.Предложение. Закон предложения, график предложения, виды изменения предложения. Изменение количества предложения. Построение графиков предложения.
14.Равновесие. Графический анализ игры «Биржа». Равновесная цена. Равновесное количество. Контроль знаний в ходе игры «Ресторан».
15.Экономическая природа монополии, олигополии, конкуренции. Маржинальный анализ, ценоискатели, ценополучатели, ценодиктаторы, монополия, олигополия, конкуренция. Контоль: решение задач.
16.Деньги. Виды денег, основные функции денег, свойства денег. Игра «Инфляция».
17.Налоги и налоговые системы. Налог, подушная система, пропорциональная подоходная система, прогрессивная подоходная система, регрессивная подоходная система. Лабораторная работа «Налоги и налоговая система».
18. Принятие решений в экономике. Способы принятия коллективных решений; отработать навык цивилизованного компромисса.
19.Роль государства в экономике. Государство- защитник экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны. Игра «Муниципалитет».
20. Итоговая конференция «Экономика в моей жизни». Активизация навыков дискуссии и публичного выступления.
ЛИТЕРАТУРА.
- Азимов Л.Б. Преподавание экономики в школе. Основные экономические понятия. М., 1994.
- Гребнев Л.С. Методические материалы по экономическим дисциплинам. М., 2000
- Липсиц И.В. Экономика: В 2 ч. – М.: Вита-Пресс. Ч. 1. – 1998.
- Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: 9-11 кл.- Вита-Пресс, 1997
- Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Пособие для учителей экономики и обществознания- Ярославль: Академия развития, 2003
- Трунин В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: 9 кл.- М.: Вита-Пресс, 1999
- Фадеева – Кузнецова Е.А. Игра всерьез. Волгоград, 2000
Литература для учащихся.
- Ивтономов В.С. Введение в экономику: 9-10 кл.- М.: Вита-Пресс, 1998
- Липсиц И.В. Экономика: В 2 ч. – М.: Вита-Пресс. Ч. 1. – 1998
- Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике: 9 кл.- М.: Вита-Пресс,1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...