Урок: «Модели рыночной экономики»
план-конспект урока по экономике (10 класс) на тему
Данный урок составлен для учащихся 10 класса при двухчасовом недельном планировании уроков экономики по новой учебной программе «Экономика» для старшеклассников, разрабатываемой в рамках проекта Еврокомиссии ТЕМПУС «Разработка и введение устойчивых структур по воспитанию предпринимательского духа в России»
Название урока: «Модели рыночной экономики». Место урока: 2-й урок модуля «Понимание рыночной экономики» 1-го раздела «Экономическая теория: введение в рыночную экономику».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modeli_rynochnoy_ekonomiki.docx | 53.72 КБ |
prezentaciya_k_uroku_modeli_rynochnoy_ekonomiki.pptx | 773.51 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК: МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Автор: учитель экономики Евсюкова Елена Владимировна
I. Предпосылки (учащиеся должны знать/уметь)
- Основные черты и механизмы функционирования идеального рынка;
- Имеют представления о том, что рыночные концепции, реализуемые на практике, могут быть различны (сравнение США – Германия);
- Понимать, что рыночная экономика не является идеальной моделью, что в мире нет примеров чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики;
- Объяснять, что представляет собой смешанная рыночная экономика; выделять модели смешанной экономики в зависимости от регулирующей роли государства;
II. Учебные цели
- Рассмотреть модели рыночной экономики, сформировать их признаки;
- Умение определять сходства и различия между моделями;
- Выявить преимущества и недостатки этих моделей;
- Умение находить взаимосвязи между моделями и давать им оценку
- Развитие умения анализировать и систематизировать информацию, выделять существенную и несущественную, прогнозировать последствия;
- Развитие творческих и коммуникативных навыков: способность к сотрудничеству, умение вести дискуссию, убеждать окружающих, слушать других, умения логично выстраивать ответ.
III. Планирование занятие
№ п/п | Меры | Средство | Социальная форма | Время / |
1 | Введение Дискуссия на тему: «Плюсы и минусы рыночной экономики» | Учитель | 5 | |
Класс | ||||
2 | Информационная фаза | 20 | ||
2.1 | При помощи информационных листов 1-3 учащиеся заполняют таблицы | ИЛ1-4
| Работа в группах | 10 |
2.2 | Упражнение «Модерация» дать возможности учащимся самостоятельно сформулировать преимущества и недостатки, сходства и различия между моделями | РЛ1-3 | Класс | 5 |
2.3 | Структурирование информации | Класс | 5 | |
3 | В закрепление информационной фазы проводится обсуждение выполненных заданий | РЛ1-4 | Индивидуальные выступления от группы | 15 |
4 | Рефлексия | 3 | ||
5 | Домашнее задание | 2 | ||
ИТОГО 45 |
IV. Комментарии по планированию занятия
Введение
В целях проверки знаний и закрепления компетенций полученных на предыдущих занятиях, учитель предлагает обсудить вопрос о «плюсах» и «минусах» рыночной экономики.
В ходе дискуссии обучающиеся пришли к выводу, что рыночная экономика не является идеальной моделью, необходима регулирующая роль государства, но тем не менее в настоящее время принципы рыночной экономики являются наиболее эффективными и оптимальными.
В процессе рассуждения было определено, что в зависимости от степени государственного вмешательства в рыночную экономику различают: свободную, социальную и эко-социальную рыночную экономику.
Информационная часть
Класс делится на 3 группы, каждой из которых даны информационные листы (1-3), где каждой группе соответствует своя модель рыночной экономики.
Обучающиеся учатся маркировать текст, (и.л. 4) . С помощью метода модерации учащиеся выявляют преимущества и недостатки моделей рыночной экономики. Пишут на стикерах эти преимущества и недостатки и выходят к доске, озвучивают их, и приклеивают к доске. После преставления всех групп, все преимущества и недостатки сводятся в одну таблицу, формируются выводы и далее выделяются сходства и различия между моделями, которые также сводятся в таблицу.
Для домашнего задания предлагается несколько видов заданий в зависимости от уровня обучающихся.
ИЛ1. СОЦИАЛЬНАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА (СРЭ)
Термин «социально-ориентированная экономика» является в последнее время достаточно употребляемым, хотя в обыденном толковании представление о нем достаточно расплывчато. Не совсем понято, является ли ориентация на высокие социальные параметры характеристикой всех экономик, или она присуща только некоторым разновидностям. Как известно, любая экономическая система имеет своей целью достижение высокого уровня удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, а потому обладает социальными моментами. Действительно, не может же экономика развиваться ради себя самой: конечным результатом и целью жизнедеятельности является человек. Тем не менее под социально-ориентированной понимается такой тип экономической системы, который отвечает определенным критериям.
Можно толковать социально-ориентированную экономику как систему, в
которой наиболее значимой является перераспределительная функция государства, позволяющая устранить существенную дифференциацию доходов в обществе и ликвидировать полюса бедности и богатства. Данное определение будет не совсем точным и правильным, поскольку любое государство занимается перераспределением доходов посредством функционирования бюджетной системы, поэтому вряд ли можно говорить о социальности каждой экономики.
(Таким образом перераспределительная функция, не явный показатель)
:
Применение такого обобщающего количественного параметра, как доля
ВВП, перераспределяемая через бюджет, также не внесет определенной ясности. Можно аккумулировать и использовать большие средства, но это не придаст использованию перераспределенных средств большей эффективности. Более того, повсеместное использование принципа социальной справедливости может вообще устранить стимулы к активному творческому труду.
Определение:
Под социально-ориентированной рыночной экономикой необходимо понимать определенный тип экономической системы, который отличается высоким уровнем экономического, политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности.
Таким образом, можно констатировать следующие признаки (критерии) данной модели социально-экономического устройства:
1) Во-первых, подобная модель должна характеризоваться высоким уровнем экономического развития, который проявляется в производстве существенного объема ВВП на душу населения, развитостью социальных и политических институтов (профсоюзы), которые гарантируют и развивают основные права и свободы граждан.
2) Во-вторых, этой модели присуща прогрессивная направленность. Действительно, характер развития рыночной экономики цикличен, но положительная тенденция развития больше свойственна той системе, которая в состоянии аккумулировать весь потенциал населения. (здесь признак с точки зрения лояльности (положительного отношения) населения к такой системе экономики)
3) В -третьих, социально-ориентированная экономика не ставит своей целью только поддержку малообеспеченных слоев граждан, она должна защищать и работающих по найму. (Т.е для всего населения)
Примеры (Швеция, Франция,)
Когда мы говорим о социальной ориентации, мы чаще всего подразумеваем западноевропейские государства, которые, хотя и не добились таких высот
в развитии экономики, но основной целью функционирования общества выдвигают обеспечение социального диалога, партнерства, высокого уровня и качества жизни, социальной защищенности и бесконфликтности. С особой
трепетностью граждане нашего государства традиционно относились к шведской модели, в которой реализовались аспекты, до сих пор не воплощенные в реальности нашего государства.
Социально-ориентированная экономика – эффективно функционирующее рыночное хозяйство, для которого, наряду с достижением экономического роста и получением прибыли, приоритетно справедливое и достойное решение социальных проблем. Целями социально-ориентированной экономики являются: соблюдение основных прав человека и принципа социальной справедливости, предоставление каждому равных возможностей для проявления своих способностей, трудолюбия, инициативы и предприимчивости; повышение уровня благосостояния людей и социальной защиты, соразмерно потенциалу страны, страхование всех от риска потерять достойное жизнеобеспечение; поддержание в обществе стабильности, гражданского согласия и социального мира. Опыт зарубежных стран доказывает, что социальная направленность рыночной экономики обеспечивается ее успешным развитием на основе использования в общественном производстве достижений научно-технического прогресса, высоким уровнем занятости населения. Важным фактором этого является и регулирующая роль государства, опирающегося в своей политике на правила свободного рынка, поддержку и солидарность общества. Государство в условиях рыночных отношений должно выступать гарантом социальной ориентации национальной экономики, блюстителем оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Оно призвано действовать посредством совершенствования законодательства, государственного бюджета, активной налоговой политики, регулирования доходов, системы оказания социальных услуг, услуг утверждения подлинного социального партнерства
Признаки социальной системы рыночной экономики:
1). Основной приоритет это достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни граждан, а также обеспечение социальной справедливости и защищенности по отношению к ним.
2). В такой модели основная цель не только поддержка малообеспеченных слоев населения, а всех граждан.
3). Данная модель характеризуется развитостью социальных и политических институтов (профсоюзы), существенным объемом ВВП на душу населения, сильно развиты права и свободы граждан.
4). Возможность аккумулировать весь потенциал населения, в развитии экономики, так как граждане лояльны к этой системе.
5). Достаточная существенная роль государства в функционировании экономики
ИЛ 2 СВОБОДНАЯ (либеральная) РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА (ЛРЭ)
Определение: (2 наиболее важные составляющие ЛРЭ: право собственности и формирование цен)
Свободная рыночная экономика – это экономика свободная от любого постороннего вмешательства. При этом функция государства в основном сводится к защите прав собственности.
1) Право собственности в ЛРЭ является основным понятием, собственно на праве собственности базируется данная экономика.
2) Цены в свободной рыночной экономике устанавливаются свободно, без постороннего вмешательства и прочих внешних факторов, исключительно на основании спроса и предложения. (впрочем как и в любой рыночной экономике, только здесь это наиболее сильно, в соц-й РЭ, может быть какой то потолок цен для незащищенной категории граждан)
Также основой ЛРЭ является право любого производителя создавать любой товар или услугу и предлагать её потребителям и право потребителя приобретать любой предлагаемый товар или услугу у любого производителя. Цена при этом определяется в результате договоренности между ними.
Основные признаки свободной рыночной экономики:
Таким образом к основным признакам СРЭ можно отнести:
1) Безусловный приоритет частной собственности;
2) Сильная конкуренция;
3) Гибкие рынки труда и товаров;
4) Незначительное государственное регулирование;
5) Относительно низкие налоги;
6) Акционерный капитализм, стимулирующий извлечение максимальных прибылей; (владение доли предприятия)
7) Сильная социальная дифференциация.
В социальной сфере либеральная модель предполагает создание равных возможностей для всех, но результаты деятельности зависят только от самих экономических субъектов и обстоятельств. Государство регулирует работу рынка, однако усилия правительства направлены на обеспечение страны общественными благами (например, укрепление национальной обороны). В результате в структуре государственного бюджета значительную долю занимают расходы на оборону и гораздо меньшую - социальные расходы.
(это основное различие с социальной рыночной экономикой)
Распределение дохода в свободной рыночной экономике:
Сторонники либеральной (свободной) рыночной экономики считают, что распределение дохода в обществе не может и не должно строиться на принципах равенства и справедливости. Рыночная система - это такой хозяйственный механизм, который не может обладать какой-либо “совестью”, он не является носителем нравственных норм.
На каких же принципах основано распределение дохода в обществе в классической и новоклассической модели либеральной рыночной экономики?
А. Распределение богатства должно учитывать неравенство способностей людей. Каждый человек находит соответствующее применение своим природным дарованиям. Так, люди с интеллектуальными способностями находят удовлетворение в занятиях наукой, медициной, юриспруденцией и т. п. Кто обладает исключительными физическими данными, идет, скажем, в профессиональный спорт. Человек, одаренный эстетическим талантом, становится музыкантом, художником.
Б. Каждый человек, владеющий каким-то фактором производства, должен получить доход, равный вкладу своего фактора.
В. Либеральная рыночная экономика базируется на безраздельном господстве частной (единоличной) собственности, которая допускает высокую степень неравенства доходов. Здесь действует правило: “Богатство порождает богатство”. Характерно, что в развитых странах с рыночной экономикой материальное богатство распределено гораздо более неравномерно, чем доход от трудовой и предпринимательской деятельности.
Г.Распределение доходов должно стимулировать увеличение производства и рост его эффективности. Если же одинаково вознаграждать и тех, кто дает высокую выработку, и других, кто ленится и дает мало продукции, то это уменьшит стремление людей больше зарабатывать за счет улучшения экономических показателей.
Д. В условиях свободной конкуренции естественным является неравенство полученных доходов. Высокими будут доходы у тех, кто преуспел в рыночном соперничестве, и, напротив, тех, кто потерпел неудачу, может ждать разорение. Сторонники концепции либеральной рыночной экономики считают, что равенство доходов несовместимо с рыночной системой и может подорвать ее.
Это американская модель
Неравенство в этом отношении графически изображается с помощью кривой Лоренца.
Признаки свободной системы рыночной экономики:
1) Незначительное государственное регулирование. Основная функция государства сводится к защите прав собственности.
2) Право собственности основное понятие на котором базируется данная система, впрочем как и в любой рыночной экономике, но здесь эта составляющая наиболее сильная.
3) Одной из основной целей, данной модели является создание оптимальных (равных) условий для граждан, для занятий той или иной деятельностью. Далее граждане используют имеющиеся у них средства (материальные, интеллектуальные) по их усмотрению.
4) Акционерный капитализм. Как правило гражданин работающей в организации имеет там свою долю в виде акций. Это побуждает к более эффективной работе.
5) Значительная социальная дифференциация. Так как граждане по разному используют свои ресурсы. Помощь же государства в социальной сфере, обеспечивает лишь минимальные потребности.
6) Как правило в такой модели особенно сильно развит рынок труда, товаров, и установлены низкие налоги.
ИЛ 3. ЭКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
Проблема взаимодействия общества и природной среды, существовавшая на протяжении всей истории человечества, особенно обострилась в промышленную эпоху, во второй половине XX века получила определение кризисной, а на рубеже веков приобрела глобальный характер. Непрерывное углубление экологического кризиса, а точнее кризиса в отношениях общества и природы, в конце XX века вызвало необходимость радикального переосмысления целей и приоритетов развития.
Сегодня мировое сообщество столкнулось с проблемой невозможности бесконечного расширения выпуска, так как это сопряжено с все больше усугубляющимися экологическими проблемами. Понимание этой проблемы нашло отражение в концепции “устойчивого развития” как предпочтительной модели взаимодействия экономической и экологической систем. Подобная модель развития реализуется в странах Европейского союза: формирование эко-социальной рыночной экономики предусматривает сочетание рыночных стимулов и жесткого административного регулирования при решении проблем окружающей среды. В странах Европейского союза экологическая политика рассматривается как одна из главных движущих сил модернизации государственного управления в странах-участниках. Такой подход позволит объединить устойчивое развитие и рыночную динамику. Инструменты экологизации экономики могут выглядеть следующим образом:
- интернализация экологической ответственности: например, торговля “правами на загрязнение” позволяет контролировать выброс различных загрязняющих веществ, энергии в природную среду и становиться денежным инструментом регулирования изменений экосистем;
- экологические налоги и субсидии: посредством данного инструмента государство может побуждать хозяйствующие субъекты учитывать в расчетах не только частные, но и общественные затраты на производство и потребление товаров. Каждый хозяйствующий субъект в рамках заданной экологической нормы может решать для себя дилемму: не загрязнять окружающую среду или платить за загрязнение, выбирая для себя оптимальный вариант.
- точное описание продуктов для оказания помощи сознательным потребителям в принятии ими решения о покупке;
- поддержка честной конкуренции и распространение принципов эко-социальной экономики на мировые хозяйственные связи: например, модель международной торговли основывается на “свободной торговле” (free trade) только при условии “честной торговли” (fair trade).
В мировой экономике национальные и экологические стандарты играют далеко не определяющую роль, так как многие крупные предприятия имеют возможность производства товаров во всех частях света с использованием дешевой рабочей силы и без затрат на защиту окружающей природной среды. Для гармоничного экономического и экологического развития стран необходима наиболее глобальная концепция международной экономики.
ИЛ 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ТЕКСТОМ
Ученикам предлагается работа с текстом. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.
Учитель знакомит учеников с рядом маркировочных знаков и предлагает им по мере чтения ставить их карандашом на полях текста.
Пометки могут быть следующие:
- Знаком «галочка» (v) в тексте отмечается информация, которая уже известна ученику.
- Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
- Знаком «минус» (–) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
- Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятым ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Можно добавлять значки в зависимости от характера и целей работы. Ученики работают с текстом, а затем разбирают его вместе с учителем
РЛ1. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ
Субъекты рыночной экономики | Социальная рыночная экономика | |
Домашние хозяйства (физ. лица) | преимущества | |
недостатки | ||
Предпринима-тельство (юр.лица) | преимущества | |
недостатки | ||
Государство | преимущества | |
недостатки |
Субъекты рыночной экономики | Социальная рыночная экономика | |
Домашние хозяйства (физ. лица) | преимущества | Низкая социальная дифференциация. В такой модели как правило гражданам предоставляется бесплатное образование, здравоохранение, помощь государства по оплате жилья, транспорта, лекарств и т.д. Приоритет – достижение социальной справедливости и защищенности граждан. |
недостатки | Так как социальными благами пользуются большое количество населения, то могут возникнуть проблемы с их качеством. Но в социально развитых рыночных моделях, как правило такой проблемы нет, так как эти сферы финансируются государством на высоком уровне | |
Предпринима-тельство (юр.лица) | преимущества | При открытие бизнеса, как правило осуществляется значительная помощь государства в виде субсидий, дотация (особенно в приоритетных областях), может быть снижена ставка налога в первые периоды функционирования |
недостатки | Из – за высоких социальных обязательств, как правило устанавливаются высокие налоги на бизнес, что может повлечь снижение деловой активности. | |
Государство | преимущества | В подобной модели как правило практически отсутствует социальная напряженность, а обстановка в стране характеризуется стабильностью и спокойствием. |
недостатки | Значительная доля расходов в бюджете государства приходится на социальную сферу, таким образом на остальные направления расходов (напр. оборона), может оставаться меньше средств. |
РЛ2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СВОБОДНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ
Субъекты рыночной экономики | Свободная рыночная экономика | |
Домашние хозяйства (физ. лица) | преимущества | |
недостатки | ||
Предпринима-тельство (юр.лица) | преимущества | |
недостатки | ||
Государство | преимущества | |
недостатки |
Субъекты рыночной экономики | Свободная рыночная экономика | |
Домашние хозяйства (физ. лица) | преимущества | 1) Исходя из основного принципа этой модели, гражданин обладающий определенными факторами (материальными, интеллектуальными, физическими) и эффективно использующие их, практически гарантированно получает доход от их использования. Предоставляется полная свобода их использования. Государства пристально охраняет это право собственности. Плюс к этой модели, действует акционерный капитализм, что побуждает к более эффективной работе, а следовательно к гарантированному вознаграждению за свою деятельность. 2) В такой экономике работают как правило множество фирм, оказывающие всевозможные услуги, продающие всевозможные товары, между ними большая конкуренция, это благоприятная ситуация для потребителя, так существует широкий выбор товаров и услуг, по различным ценам и с качественным сервисом. |
недостатки | Сильная социальная дифференциация, люди по разному использует свои факторы, (кто то более эффективно, кто то менее). К тому же изначально наблюдается дисбаланс между социальными группами людей во владении каким либо имуществом. Государство же обеспечивает минимальный набор благ, (понятие об этом наборе в разных странах, сильно различаются) для существования. | |
Предпринима-тельство (юр.лица) | преимущества | Благоприятные условия для занятия бизнесом, нет каких либо ограничений. Частная собственность и результаты деятельности тщательно охраняются государством. Цены, предложение, спрос формируются исходя только из рыночных механизмов. Минимальное вмешательство государства. Низкие налоги |
недостатки | Так как в такой экономике функционируют множество фирм в различных отраслях, возникает ситуация сильной конкуренции, успех зависит исходя из различных факторов от нововведений в бизнесе, до улучшения качества сервиса или низких цен. | |
Государство | преимущества | В такой модели, экономика более конкурентоспособна. Основная роль государства заключается лишь в охране частной собственности, соблюдением законов и созданием общественных благ. |
недостатки | 1) Исходя из того, что в такой экономике значительная разница по доходам групп населения, может возникать некая напряженность в обществе, и государству необходимо сглаживать такие ситуации. 2) Так как государство минимально вмешивается в хозяйственную жизнь общества, рыночный механизм может давать сбои, приводящие к серьезным последствиям |
РЛ3. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЭКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ
Эко-социальная рыночная экономика | |
Преимущества | |
Недостатки |
Эко-социальная рыночная экономика | |
Преимущества | Низкая социальная дифференциация. В такой модели как правило гражданам предоставляется бесплатное образование, здравоохранение, помощь государства по оплате жилья, транспорта, лекарств и т.д. Приоритет – достижение социальной справедливости и защищенности граждан. При открытие бизнеса, как правило осуществляется значительная помощь государства в виде субсидий, дотация (особенно в приоритетных областях), может быть снижена ставка налога в первые периоды функционирования В подобной модели как правило практически отсутствует социальная напряженность, а обстановка в стране характеризуется стабильностью и спокойствием. |
Недостатки | В мировой экономике национальные и экологические стандарты играют далеко не определяющую роль, так как многие крупные предприятия имеют возможность производства товаров во всех частях света с использованием дешевой рабочей силы и без затрат на защиту окружающей природной среды. Для гармоничного экономического и экологического развития стран необходима наиболее глобальная концепция международной экономики. |
РЛ 4. СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И СВОБОДНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ
Субъекты рыночной экономики | Сопоставление социальной рыночной экономики (СоцРЭ) и свободной рыночной экономики (СвобРЭ) | |
Сходства | Различия | |
Домашние хозяйства (физ. лица) | ||
Предпринима-тельство (юр.лица). Фирмы | ||
Государство |
Субъекты рыночной экономики | Сопоставление социальной рыночной экономики (СоцРЭ) и свободной рыночной экономики (СвобРЭ) | |
Сходства | Различия | |
Домашние хозяйства (физ. лица) | Развиты права и свободы граждан, в частности эффективно функционирующие институты права (профсоюзы, комитеты) Частная собственность и результаты деятельности тщательно охраняются государством | Разница в социальной поддержке групп населения, в СоцРЭ это направление в приоритете, следовательно поддержка значительнее (по всем сферам). Но в СвобРЭ набор, ценовой диапазон, товаров и услуг для населения может быть выше, т.к. там зачастую жестче конкуренция. |
Предпринима-тельство (юр.лица). Фирмы | В этих 2-х моделях нет ограничений для занятий бизнесом. Цены формируются в большей степени благодаря работе рыночного механизма (спроса и предложения). | Практически во всех моделях СоцРЭ уровень налогов на бизнес выше, чем в СвобРЭ. Это не самым лучшим образом влияет на развитие бизнеса. К тому же в СоцРЭ государство чаще вмешивается в хозяйственную деятельность. Отметим, что в СвобРЭ, в большинстве случаев, жестче конкуренция.
|
Государство | Основная функция государства остается неизменной, это создание общественных благ и контроль за исполнением законов. | Как было отмечено ранее в СоцРЭ государство ориентировано на достижение высокого качества жизни граждан, защищенности и т.д. В СвобРЭ идет больше упор на создание условий для той или иной деятельности и жесткий контроль за соблюдением законов. В СоцРЭ государство более активно участвует в функционировании экономики. |
Домашнее задание
1) Заполнить схему «Функции государства, регулирующие социальную сферу в модели социального рынка»
2) Дополнительно задание: заполнить таблицу «Характеристика моделей рыночной экономики по отношении к субъектам экономики» (Государство, фирма, домашнее хозяйство)
№ | Элементы, характеризующие системы рыночной экономики | Социальная рыночная экономика | Свободная рыночная экономика | Эко- социальная рыночная экономика | |
1 | Признаки систем рыночной экономики | ||||
2 | Преимущества и недостатки систем рыночной экономики | Дом. хозяйства | |||
Предприни-мательство | |||||
государство | |||||
3 | Сходства и различия систем рыночной экономики | Дом. хозяйства | |||
Предприни-мательство | |||||
государство | |||||
4 | Проблемы и решения, возникающие в системах рыночной экономики | ||||
5 | Роль государства в системах рыночной экономики |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок 1.1 – 1.2 Модели рыночной экономики Признаки систем рыночной экономики Социальная рыночная экономика Свободная рыночная экономика 1. Основной приоритет это достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни граждан, а также обеспечение социальной справедливости и защищенности по отношению к ним 2. В такой модели основная цель не только поддержка малообеспеченных слоев населения, а всех граждан 3. Данная модель характеризуется развитостью социальных и политических институтов (профсоюзы), существенным объемом ВВП на душу населения, сильно развиты права и свободы граждан 4. Достаточная существенная, роль государства в функционировании экономики. 1. Незначительное государственное регулирование. Основная функция государства сводится к защите прав собственности 2. Право собственности основное понятие на котором базируется данная система, впрочем как и в любой рыночной экономике, но здесь эта составляющая наиболее сильная 3. Одной из основной целей, данной модели является создание оптимальных (равных) условий для граждан, для занятий той или иной деятельностью 4. Акционерный капитализм 5. Значительная социальная дифференциация.
Субъекты рыночной экономики Социальная рыночная экономика Домашние хозяйства (физ. лица) преимущества Низкая социальная дифференциация. В такой модели как правило гражданам предоставляется бесплатное образование, здравоохранение, помощь государства по оплате жилья, транспорта, лекарств и т.д. Приоритет – достижение социальной справедливости и защищенности граждан. недостатки Так как социальными благами пользуются большое количество населения, то могут возникнуть проблемы с их качеством. Но в социально развитых рыночных моделях, как правило такой проблемы нет, так как эти сферы финансируются государством на высоком уровне Т Предпринимательст- во (юр.лица ) преимущества При открытие бизнеса, как правило осуществляется значительная помощь государства в виде субсидий, дотация (особенно в приоритетных областях), может быть снижена ставка налога в первые периоды функционирования недостатки Из – за высоких социальных обязательств, как правило устанавливаются высокие налоги на бизнес, что может повлечь снижение деловой активности. Государст-во преимущества В подобной модели как правило практически отсутствует социальная напряженность, а обстановка в стране характеризуется стабильностью и спокойствием . недостатки Значительная доля расходов в бюджете государства приходится на социальную сферу, таким образом на остальные направления расходов (напр. оборона), может оставаться меньше средств. Урок 1.1 – 1.2 Модели рыночной экономики
Субъекты рыночной экономики Свободная рыночная экономика Домашние хозяйства (физ. лица) преимущества 1) Исходя из основного принципа этой модели, гражданин обладающий определенными факторами (материальными, интеллектуальными, физическими) и эффективно использующие их, практически гарантированно получает доход от их использования. Предоставляется полная свобода их использования. Государства пристально охраняет это право собственности. Плюс к это в этой модели действует акционерный капитализм, что побуждает к более эффективной работе, а следовательно к гарантированному вознаграждению за свою деятельность. 2) В такой экономике работают как правило множество фирм, оказывающие всевозможные услуги, продающие всевозможные товары, между ними большая конкуренция, это благоприятная ситуация для потребителя, так существует широкий выбор товаров и услуг, по различным ценам и с качественным сервисом. недостатки Сильная социальная дифференциация, люди по разному использует свои факторы, (кто то более эффективно, кто то менее). К тому же изначально наблюдается дисбаланс между социальными группами людей во владении каким либо имуществом. Государство же обеспечивает минимальный набор благ, (понятие об этом наборе в разных странах, сильно различаются) для существования. Предприни-мательство (юр.лица) преимущества Благоприятные условия для занятия бизнесом, нет каких либо ограничений. Частная собственность и результаты деятельности тщательно охраняются государством. Цены, предложение, спрос формируются исходя только из рыночных механизмов. Минимальное вмешательство государства. Низкие налоги недостатки Так как в такой экономике функционируют множество фирм в различных отраслях, возникает ситуация сильной конкуренции, успех зависит исходя из различных факторов от нововведений в бизнесе, до улучшения качества сервиса или низких цен. Субъекты рыночной экономики Свободная рыночная экономика Государ-ство преимущества В такой модели, экономика более конкурентоспособна. Основная роль государства заключается лишь в охране частной собственности, соблюдением законов и созданием общественных благ. недостатки 1) Исходя из того, что в такой экономике значительная разница по доходам групп населения, может возникать некая напряженность в обществе, и государству необходимо сглаживать такие ситуации. 2) Так как государство минимально вмешивается в хозяйственную жизнь общества, рыночный механизм может давать сбои, приводящие к серьезным последствиям Урок 1.1 – 1.2 Модели рыночной экономики
Субъекты рыночной экономики Сопоставление социальной рыночной экономики ( СоцРЭ ) и свободной рыночной экономики ( СвобРЭ ) Сходства Различия Домашние хозяйства (физ. лица) Развиты права и свободы граждан, в частности эффективно функционирующие институты права (профсоюзы, комитеты) Частная собственность и результаты деятельности тщательно охраняются государством Разница в социальной поддержке групп населения, в СоцРЭ это направление в приоритете, следовательно поддержка значительнее (по всем сферам). Но в СвобРЭ набор, ценовой диапазон, товаров и услуг для населения может быть выше, т.к. там зачастую жестче конкуренция. Предприним-ательство (юр.лица). Фирмы В этих 2-х моделях нет ограничений для занятий бизнесом. Цены формируются в большей степени благодаря работе рыночного механизма (спроса и предложения). Практически во всех моделях СоцРЭ уровень налогов на бизнес выше, чем в СвобРЭ . Это не самым лучшим образом влияет на развитие бизнеса. К тому же в СоцРЭ государство чаще вмешивается в хозяйственную деятельность. Отметим, что в СвобРЭ , в большинстве случаев, жестче конкуренция. Государство Основная функция государства остается неизменной, это создание общественных благ и контроль за исполнением законов. Как было отмечено ранее в СоцРЭ государство ориентировано на достижение высокого качества жизни граждан, защищенности и т.д. В СвобРЭ идет больше упор на создание условий для той или иной деятельности и жесткий контроль за соблюдением законов. В СоцРЭ государство более активно участвует в функционировании экономики. Урок 1.1 – 1.2 Модели рыночной экономики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - конференция "Рыночная экономика"
Урок для 6 класса по теме "Рыночная экономика" готовят и проводят ученики 10 класса после завершения изучения темы "Экономика". Ребята показывают как усвоили этот раздел и в доступной форме рассказыва...
Презентация к уроку обществознания "Рынок и рыночная экономика"
Презентация содержит сопровождение к уроку по обществознанию "Рынок и рыночная экономика" 10 класс. Содержит раскрытие понятия "рынок", условия возникновения ранка. признаки, типы, функции....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО. РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9,11 КЛАССЫ...
Урок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике» 11-й класс
раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики, его достоинства и недостатки...
разработка урока по обществознанию в 8 классе "Рыночная экономика"
урок к учебнику под редакцией Боголюбова Л. Идёт формирование представления о механизме рыночной экономики...
Конспект урока по географии 9 класс "Особенности смешанной и рыночной экономики"
Цель: ознакомление с элементами рыночной и смешанной экономики.Рыночная экономика основана не на государственной, а на частной собственности, на свободе выбора, на конкуренции,...
Урок-дискуссия "Поселок Седаново и его жители в условиях рыночной экономики: плюсы и минусы", 11 кл.
Общая тема «Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек и экономика», форма урока – урок дискуссия «Поселок Седаново и его жители в условиях рыночной экономики: плюсы и минусы». Урок 24-й,...