разработка урока по обществознанию в 8 классе "Рыночная экономика"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
урок к учебнику под редакцией Боголюбова Л. Идёт формирование представления о механизме рыночной экономики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rynochnaya_ekonomika.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №17 Тема: Рыночная экономика.
Цель: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.
Задачи:
Образовательные:
- Научить определять условия функционирования рынка.
- Подвести к пониманию положения: конкуренция – двигатель рынка.
- Подвести к пониманию, что рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.
Развивающие:
- Развивать способность формулирования собственного мнения и позиции
- Развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений
Воспитательные:
- Развивать познавательный интерес.
- Формировать основы экономической и информационной культуры учащихся.
Развитие компетенций: учебно –познавательных, коммуникативных.
Образовательные ресурсы: рабочие тетради.
Глоссарий: конкуренция, спрос, предложение, равновесная цена.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: практикум
Ход урока.
- Организационный момент.
Знакомство с темой, целями и планом урока
Мотивация: Как называется тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется: 1) конкурентным 2) несовершенным 3) централизованным 4) плановым?
- Изучение нового материала.
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.
Вспомните, каковы основные черты рыночной экономики?
Задание: Найдите в учебнике определение рынка и выпишите его в тетрадь.
Рынок – это система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена.
Работая с учебником на стр.108, составьте кластеры:1) «Характерные черты рыночной экономики»; 2) Условия функционирования рынка
Свободное конкуренция свобода предпринимательской
ценообразование деятельности
Задание: прочитайте пункт «Конкуренция» на стр. 108-109 и ответьте на вопросы:
- Что такое конкуренция (борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле)?
-Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?
Вывод:
- Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, позволяя производителю свободу принятия экономических решений;
- Конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование;
- Конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров;
- Государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.
-Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок?
Учитель: Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями «спрос» и «предложение».
Как вы думаете, что такое спрос и предложение? А какие определения даются в учебники? Выпишите их в тетрадь.
Спрос – это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.
Предложение – это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.
Задание: прочитайте текст на стр. 109-111 и поясните на различных примерах из жизни следующие положения: а) спрос находится в обратной зависимости от цены; б) предложение находится в прямой зависимости от цены.
Проблема: можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса?
Учитель: между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не всегда растёт спрос. Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость.а у потребителя всегда ограниченный спрос, который определяется:
- Размерами индивидуального дохода;
- Потребностями, необходимыми сегодня;
- Модой;
- Ценами на товары –заменители.
Следовательно, ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование. Цены выполняют две основные функции.
Функции цен
Ограничивают потребление
Ресурсов
Мотивация для производства
На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен.
Как это происходит? Поясните на примерах.
Например, на рынке продают зелень – у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других – 30 рублей(но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?
Это и есть равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.
Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.
Задание: вам всем приходилась бывать на рынках. Вспомните, торговались ли вы по поводу цен? Если да, то каков итог и как это происходило. Если нет, то почему – стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды?
Каково влияние рынка на различные стороны на различные стороны жизни общества?
Вывод: рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.
- Закрепление изученного материала.
- Установите соответствие между понятиями и определениями:
Понятия | Определения |
| А) сумма денежных средств, которую покупатель может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара |
| Б) желание и возможность продавца продать конкретный товар(услугу) в определённое время и в конкретном месте |
| В) борьба производителей за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров |
| Г) желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар ( услугу) в определённое время и в конкретном месте |
- Выполните задание в рабочей тетради №5 стр.47.
Домашнее задание: параграф 14, рабочая тетрадь –задание №3,4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока «Учимся писать эссе по экономике» (урок экономики в 11 классе)
За заданием С9 традиционно закрепился термин «эссе». Что такое эссе? «Эссе (французское essai) – опыт, набросок.В литературной энциклопедии эссе определяется как – «небольшое прозаическое сочине...
Разработка урока по обществознанию в 8 классе на тему "Сущность и структура экономики"
Представлена разработка вводного урока по разделу "Экономическая сфера"...
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе : «Экономика и её роль в жизни общества»
Урок по обществознанию в 11 классе имеет цель обобщить и систематизировать знания по разделу "Экономика". Учащиеся получат возможность научиться анализировать, преобразовывать и использовать экономиче...
Методическая разработка урока по обществознанию "Главные вопросы экономики"
Данная методическая разработка урока по обществознанию предназначена для 8 класса...
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему "Роль государства в экономике"
Разработка урока по обществознанию в 11 классена тему «Роль государства в экономике»...
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему «роль государства в экономике»
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему «Роль государства в экономике»...
Комментарии
Рыночная экономика.
Урок к учебнику Боголюбова Л. на тему: "Рыночная экономика" для 8 класса. Методически разработан с целью самостоятельного поиска информации учениками по данной проблеме урока. Что гарантирует хорошее усвоение учебного материала.