Урок-дискуссия "Поселок Седаново и его жители в условиях рыночной экономики: плюсы и минусы", 11 кл.
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме
Общая тема «Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек и экономика», форма урока – урок дискуссия «Поселок Седаново и его жители в условиях рыночной экономики: плюсы и минусы». Урок 24-й, завершающий изучение раздела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока. | 17.09 КБ |
samoanaliz_uroka.docx | 16 КБ |
prezentatsiya_k_diskussii.pptx | 52.31 КБ |
refleksiya.docx | 12.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, класс | Обществознание. 11 класс |
ФИО учителя | Беляева Наталья Кузьминична |
Место и роль урока в изучаемой теме | Урок 24 – завершающий в разделе 1 «Человек и экономика» |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний |
Цель урока | 1.Проверить усвоение основных понятий раздела «Человек и экономика» 2.Развивать навыки аналитического мышления. 3.Продолжить работу по формированию умений и навыков обобщать, делать выводы, решать проблемные задачи, работать в группах. |
Формы и методы. | Метод: проблемное изучение материала через решение проблемных задач и заданий. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Образовательные ресурсы | Обществознание 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под редакцией Л.Н.Боголюбова и др.;Рос.академ.наук, Рос.академ.образование, издательство «Просвещение». – 5-е изд. Обществознание: Проблемные вопросы, задания, задачи. Авт. – сост. Н.Г. Кривцова – Волгоград: издательство «Учитель» Повторительно – обобщающие уроки 8-11 классы. Автор – сост. Т.А. Корнеева. Москва. Издательство «Глобус» серия «Школьные уроки» |
План урока | |
Основные понятия и термины | Экономика, рыночная и плановая экономика, безработица и ее виды, факторы производства и факторные доходы, конкуренция и монополия, банковская система. |
Планируемые образовательные результаты. |
Организационная структура урока | ||||||
Название этапа урока | Длительность, мин | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации | Универсальные учебные действия |
Организационный момент | 2 мин. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к уроку. | Знакомит с темой урока. | Обсуждение цели урока с учащимися и постановка цели учителем. | Высказывают предположения о цели урока. | Личностные: понимают значение экономики в жизни человека, общества. Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме; логические – поиск существенной информации |
Актуализация знаний | 7-8 мин. | Проверить знания учащихся по теме. | Раздаёт тесты. Вариант В. | Работают с тестом по вопросам. | Индивидуальная | Познавательные: Общеучебные – Решение теста. |
Работа над темой урока | 20 мин. | Обобщить знания уч-ся в ходе дискуссии. | Вопросы для дискуссии: 1. Особенности плановой и рыночной экономики. 2. Безработица: виды, причины, последствия. 3. Население поселка: ЕП и миграция. 4. Факторы производства и факторные доходы. 5. Конкуренция и монополия. 6. Банковская система, кредитование и электронные деньги. 7. Мировая экономика, наш поселок в мировой экономике. | 1. Приводят примеры жизни п. Седаново при плановой и рыночной экономике. 2. Приводят примеры видов безработицы в п. Седаново. 3. Приводят сравнительные примеры. 4. Приводят примеры. 5. Приводят примеры конкуренции в поселке. 6. Приводят примеры включения жителей поселка в систему кредитования и пользования электронными деньгами. 7. Приводят примеры участия п. Седаново в мировой экономике. | Фронтальная | Познавательные: Общеучебные – осуществляют поиск и выделение информации. Логические – строят логическую цепь рассуждений. Регулятивные:Б) Принимают и сохраняют учебную задачу; Коммуникативные: умеют работать в группе, находить компромисс. |
Закрепление изученного материала | 3-4 мин | Обобщить высказанное в ходе дискуссии виде мини-проекта | Раздает листы, фломастеры | 1 группа фиксирует положительное для п. Седаново, 2 группа – отрицательное в условиях рыночной экономики. | Групповая | Познавательные: Общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания. Регулятивные:Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
Итоги урока. Рефлексия | 3-4 мин. | Раздаёт каждому учащемуся вопросы | Отвечают на вопросы, подсчитывают результат Отвечают на вопросы учителя | Индивидуальная работа. Самоконтроль Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке. Познавательные: формулирование ответов. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изученного материала | |
Домашнее задание | 1 мин | Выполнить тест № 11 по теме «Экономика» | Объясняет домашнее задание, раздает тесты. | Запись д/з в дневник. | Индивидуальная |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА УЧИТЕЛЕМ.
- Дать характеристику класса. В классе 9 учащихся, 3 девушки и 6 юношей. Класс имеет средний уровень обученности, можно сказать, немного выше среднего уровня. Имеет средний уровень мотивации к обучению. Четыре ученика имеют высокий уровень мотивации, они уже определились, куда будут поступать, у трех учащихся будущее связано с профессией экономиста.
- Указать тему урока, охарактеризовать его положение в общей системе других уроков и тем. Общая тема «Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек и экономика», форма урока – урок дискуссия «Поселок Седаново и его жители в условиях рыночной экономики: плюсы и минусы». Урок 24-й, завершающий изучение раздела.
- Указать степень сложности изучаемой темы и ее трудности для данного класса. Тема «Экономика» вообще сложна для учащихся, это отмечается в анализах ЕГЭ, мне в этом отношении легче преподавать тем, что у учащихся есть предмет «Экономика», некоторые темы этого предмета перекликаются с теми, которые есть в программе по изучению обществознания.
- Охарактеризовать триединую цель урока, сопоставив ее с конечным результатом, полученным в ходе проведения урока (привести аргументы). Цель урока: 1.Проверить усвоение основных понятий раздела «Человек и экономика» 2.Развивать навыки аналитического мышления. 3.Продолжить работу по формированию умений и навыков обобщать, делать выводы, решать проблемные задачи, работать в группах. По моему мнению в процессе урока удалось достигнуть поставленной цели, учащиеся достаточно успешно справились с тестом, что явилось этапом подготовки к ЕГЭ. В ходе дискуссии учащиеся смогли показать теоретические знания по данному разделу, а также умения сопоставлять, сравнивать, делать выводы, что свидетельствует об определенном уровне аналитического мышления. Также они смогли показать умения работы в группах и завершили обсуждение заявленной темы урока наглядным мини-проектом.
- Высказать свое мнение о типе урока и его соответствие дидактической цели. В рамках повторительно-обобщающего урока есть множество вариантов его проведения, я часто пользуюсь проведением контрольной работы в формате ЕГЭ, тем более, что третий год подряд 100% учащихся выбирают предмет для сдачи ЕГЭ. Но форма дискуссии тоже достаточно успешна в актуализации знаний у учащихся. Это третья по счету большая дискуссия, т.к. в этом классе подобная форма себя зарекомендовала с лучшей стороны. Элементы дискуссии в этом классе присутствуют почти на каждом уроке.
- Определить этапы урока и показать решение на каждом этапе его дидактической задачи. По плану урока.
- Кратко охарактеризовать использованные в начале урока методы обучения, их соответствие изучаемому материалу и способам организации деятельности учащихся, сопоставив это с полученными результатами - качеством знаний учащихся. Основной метод – личностное-ориентированный, а также проблемное изучение материала. Формы работы – индивидуальная, групповая, фронтальная. Были использованы на уроке, учащиеся получили возможность показать предметную компетентность, ИКТ-компетентность.
- Выделить наиболее удачные и неудачные места в уроке. Удачные – дискуссия между группами.
Неудачные - тест, недостаточно времени для проведения.
- Общий вывод и оценка его. Урок состоялся. План рока выполнен. Я довольна его результатом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рефлексия «Выбор» 1. Я считаю, что занятие было интересным скучным 2. Я научился многому - малому - 3. Я думаю, что слушал других внимательно - невнимательно - 4. Я принимал участие в дискуссии часто - редко - 5. Результатами своей работы на уроке я доволен - не доволен -
Предварительный просмотр:
Рефлексия «Выбор»
Поставьте значок + на линии в том месте, которое отражает Ваше отношение к занятию и степень участия в уроке:
1. Я считаю, что занятие было интересным___________________скучным.
2.Я научился многому_______________________малому.
3. Я думаю, что слушал других внимательно__________________невнимательно.
4. Я принимал участие в дискуссии часто_________________________редко. 5. Результатами своей работы на уроке я доволен______________________не доволен.
Рефлексия «Выбор»
Поставьте значок + на линии в том месте, которое отражает Ваше отношение к занятию и степень участия в уроке:
1. Я считаю, что занятие было интересным___________________скучным.
2.Я научился многому_______________________малому.
3. Я думаю, что слушал других внимательно__________________невнимательно.
4. Я принимал участие в дискуссии часто_________________________редко. 5. Результатами своей работы на уроке я доволен______________________не доволен.
Рефлексия «Выбор»
Поставьте значок + на линии в том месте, которое отражает Ваше отношение к занятию и степень участия в уроке:
1. Я считаю, что занятие было интересным___________________скучным.
2.Я научился многому_______________________малому.
3. Я думаю, что слушал других внимательно__________________невнимательно.
4. Я принимал участие в дискуссии часто_________________________редко. 5. Результатами своей работы на уроке я доволен______________________не доволен.
Рефлексия «Выбор»
Поставьте значок + на линии в том месте, которое отражает Ваше отношение к занятию и степень участия в уроке:
1. Я считаю, что занятие было интересным___________________скучным.
2.Я научился многому_______________________малому.
3. Я думаю, что слушал других внимательно__________________невнимательно.
4. Я принимал участие в дискуссии часто_________________________редко. 5. Результатами своей работы на уроке я доволен______________________не доволен.
___________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электричество, его плюсы и минусы
Данный материал позволяет показать учащимся 5-х классов положительные и отрицательные стороны электричества....
Плюсы и минусы сотовой связи
Для чего ребенку нужен мобильный телефон? Как научить его правильно с ним обращаться? Материал для родителей....
Плюсы и минусы рыночной экономики
6 класс...
К вопросу успешной социализации выпускников в условиях рыночной экономики через организацию проектной деятельности в трудовом обучении (учитель технологии МОУ « СОШ № 14» Бикметова В.Н.)
Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого, перед шко...
Преподавание русского языка в условиях двуязычия. Плюсы и минусы.
Данная презентация познакомит Вас с плюсами и минусами в преподавании русского языка комиговорящим детям....
Классный час по профилактике негативных проявлений: «Курение: минусы и мнимые плюсы» «Энергетические напитки: плюсы и минусы.» Для учащихся 7-12-ых классов
Цель:используя метод противоположностей, помочь подросткам осознать, что курение-это чрезвычайно вредная и опасная привычка.Способствовать формированию у обучающихся навыков критического мышления и ос...
Рыночная экономическая система. плюсы и минусы
Положительные и отрицательные характеристики рыночной системы...