Перспективно – тематический план по предмету «Основы рыночной экономики и предпринимательства»
рабочая программа по экономике по теме

Голавачёва Марина Алексеевна

 

Перспективно – тематический план по предмету «Основы рыночной экономики и предпринимательства» 45 часов (10 мес. обучения), профессия НПО «Кондитер», коррекционная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektitvnyy_po_ryn_ekonomike_45_ch.rar21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно – тематический план по предмету «Основы рыночной экономики и предпринимательства» 45 часов (10 мес. обучения), профессия: «Кондитер»

Наименование разделов, тем

Кол–во часов

Цель темы

Тип урока

Способ проведения урока

Характер деятельности

учащихся

Способ

познавательной деятельности

учащихся

Используемая

литература

I полугодие

1. Что изучает экономическая теория? Главные вопросы экономики. Тб в кабинете

3

Провести инструктаж по ТБ в кабинете. Ознакомить уч-ся с основными определениями темы, рассмотреть проблемные вопросы темы: Зачем нужна экономика? Почему люди сотрудничают? Если предел человеческим желаниям? От чего зависит богатство страны? Сформировать представление о 3 определениях экономики, научить различать факторы производства. Выработать представление о видах производственной деятельности человека, о преимуществах разделения труда, о видах обмена, об ограниченности экономических благ, Обосновать главные вопросы экономики. Сформировать навыки и умения использовать на практике полученные знания. Воспитать уважительное отношение к дисциплине. Объяснить, как важны знания экономики в повседневной жизни и трудовой деятельности человека.

1.1. Что такое экономика. ТБ в кабинете. Основы хозяйственной жизни человечества

1

Изложение нового материала на базе ранее полученных знаний.

Рассказ с элементами беседы, конспектирование, практическое задание

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, частично проблемный

И.В.Липсиц «Экономика» стр.14-27

1.2. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы.

1

Комбинированный

Рассказ с элементами беседы, практическое задание

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, проблемный

стр.27-38

1.3. Главные вопросы экономики

Комбинированный

Рассказ с элементами беседы, практическое задание

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, проблемный

стр.27-38

2. Типы экономических систем

2

Ознакомить учащихся с основными определениями темы, рассмотреть проблемные вопросы темы: Как заинтересовать людей, чтобы они лучше трудились? Полезна ли конкуренция? Что такое «невидимая рука рынка»? Сформировать представление об экономических системах и их типах. Научить выделять преимущества и недостатки типов экономических систем. Сформировать навыки и умения определять тип экономической системы и давать ей краткую характеристику. Воспитать понимание рыночных процессов

2.1. Понятие об экономических системах. Виды

1

Изложение нового материала на базе ранее полученных знаний.

Рассказ-беседа, конспектирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, частично проблемный

стр.39-41

2.2. Смешанная экономическая система. ПР № 1. Сравнительная характеристика экономических систем

1

Комбинированный

Рассказ с элементами беседы, практическая работа

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, проблемный

стр.49-55

3. Как работает рынок

3

Ознакомить уч-ся с основными определениями темы, рассмотреть проблемные вопросы темы: Чем спрос отличается от мечты? Что утверждает первый закон экономики? Зачем люди занимаются бизнесом? От чего зависит количество товаров на рынке? Как эластичность спроса и предложения влияет на цены и прибыль. Выработать НУ рассчитывать эластичность спроса и предложения.. Какая цена очищает рынок? Чем плох дефицит? Что такое рынок одного продавца и зачем государство борется с монополиями? Сформировать представление о рыночном механизме и о том из чего складываются цены, и какие факторы на них влияют. Объяснить, почему рынок не может решать социальные проблемы государства.

3.1. Что такое спрос

1

Комбинированный

Рассказ с элементами беседы, работа с карточками

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, частично проблемный

Стр.-56-62

3.2. От чего зависит предложение товаров

ПР № 2. Эластичность с проса

1

Комбинированный

Рассказ с элементами беседы, практическая работа

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, проблемный

стр.62-68

3.3. Формирование рыночных цен. Рыночное равновесие

1

Комбинированный

Рассказ с элементами беседы

Активно- пассивный

Повествовательный, частично проблемный

стр.69-86

4. Мир денег. Законы денежного обращения

3

Повторить, закрепить и расширить ранее полученные знания. Ознакомить учащихся с основными определениями темы, рассмотреть проблемные вопросы темы, опираясь на ранее изученный материал: Зачем люди придумали деньги? Что может быть деньгами? Почему не выгодно прятать клады? Какие требования предъявляют к деньгам? Как деньги оборачиваются? Почему избыток золота может быть опасен? Что такое инфляция и почему она возникает? Как инфляция влияет на жизнь человека? Какая инфляция бывает?. Воспитать понимание рыночных процессов. Сформировать представление о том, как формируется денежная масса. Выработать навыки и умения определять основные элементы современных денежных систем, в каком виде лучше осуществлять сбережения, определять вид инфляции и причины ее возникновения. Воспитать понимание рыночных процессов.

4.1. Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена, измерения, сбережения

1

Изложение нового материала на базе ранее полученных знаний.

Повторение, закрепление и расширение раннее полученных знаний

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, частично проблемный

стр.87-102

4.2. Факторы формирования величины денежной массы

1

Изложение нового материала на базе ранее полученных знаний.

Повторение, закрепление и расширение раннее полученных знаний

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, частично проблемный

стр.103-106

4.3. Причины и в иды инфляции. ПР № 3 Сбережения и инфляция

1

Изложение нового материала на базе ранее полученных знаний.

Рассказ с элементами беседы, работа с  тестами

Активно- пассивный

Повествовательный, частично проблемный

стр.106-114

Наименование разделов, тем

Кол–во часов

Цель темы

Тип урока

Способ проведения урока

Характер деятельности

учащихся

Способ

познавательной деятельности

учащихся

Используемая

литература

5. Банковская система

2

Ознакомить учащихся с основными определениями темы, рассмотреть проблемные вопросы темы: Зачем люди придумали банки? Как банки выдают кредиты? Почему в России так много проблем с банками? Зачем стране и нужен центральный банк? Сформировать представление о видах банков и их функциях, о принципах кредитования. Выработать навыки и умения определять доходность различных типов депозитных вкладов, рассчитывать % по кредитам и определять их выгодность. Дать представление о роль Центробанка в регулировании кредитно-денежной  системы страны. Воспитать понимание рыночных процессов.

5.1. Причины появления и виды банков

1

Изложение нового материала

Рассказ с элементами беседы

Активно- пассивный

Повествовательный, частично проблемный

стр.115-122

5.2. Принципы кредитования.

ПР №4. Расчет процентов по кредитам

1

Комбинированный

Рассказ с элементами беседы, практическая работа

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, проблемный

стр.122-126

6. Человек на рынке труда

4

Ознакомить учащихся с основными определениями темы, рассмотреть проблемные вопросы темы: Сколько работников выгодно нанимать фирме? От чего зависит заработная плата? Почему люди меняют место работы? Сформировать представление о механизмах управляющих рынком труда, как формируется заработная плата. Объяснить, почему не всегда резонно требовать повышения зарплаты. Выработать навыки и умения определять факторы, влияющие на величину заработной платы и величину прибыли. Воспитать осмысление рыночных процессов.

6.1. Экономическая природа рынка труда. ТБ в кабинете

1

Изложение нового материала.

Рассказ с элементами беседы

Активно- пассивный

Повествовательный,

стр.131-134

6.2. От чего зависят спрос и предложение на рынке труда. Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда

1

Комбинированный

Рассказ с элементами беседы, работа с карточками

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, частично проблемный

стр.134-141

6.3.Факторы формирования з/п.

ПР № 5Анализ факторов влияющих на з/п

1

Комбинированный

Рассказ с элементами беседы, п/р

Активно- пассивный

Повествовательный, проблемный

стр.135-144

Полугодовая контрольная работа

Проверка ЗУН

Всего за 1 п/г

17

II полугодие

7. Социальные проблемы рынка труда

4

Повторить, закрепить и расширить знания. Рассмотреть проблемные вопросы: Зачем люди придумали профессиональные союзы? Что такое прожиточный минимум и минимальная з/п? Как можно участвовать в успехе? Какие трудовые конфликты возникают на предприятиях и

какие из них способны решить профсоюзы? Сформировать представление о факторах влияющих на производительность труда.

Выработать НУ определять структуру системы з/п, понимать содержание договоров на рынке труда. Воспитать понимание необходимости применения индивидуальных и коллективных трудовых договоров

7.1. Профсоюзы и трудовые конфликты.

1

Изложение нового материала

Рассказ-беседа, конспектирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный

стр.151-158

7.2. Договоры и контракты на рынке труда.

1

Изложение нового материала

Рассказ-беседа, конспектирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный

стр.151-158

7.3. Как добиться, чтобы человек работал хорошо

1

Изложение нового материала

Рассказ-беседа, конспектирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный

стр.151-158

7.4. Что такое прожиточный минимум и минимальная заработная плата ПР № 6 Прожиточный миним ум

1

Комбинированный

Рассказ-беседа, конспектирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный

стр.158-161

8. Экономические проблемы безработицы.

2

Ознакомить учащихся с основными определениями темы, рассмотреть проблемные вопросы темы: Почему возникает безработица? Всякий ли неработающий является безработным? Как увеличить занятость населения? Сформировать представление о видах безработицы, причинах их возникновения и способах борьбы с ними. Развить навыки и умения по выработке предложений  по борьбе с безработицей в нашем регионе. Воспитать понимание рыночных процессов.

8.1. Что такое безработица.

1

Изложение нового материала

Рассказ с элементами беседы, практическая работа

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный

стр.170-172

8.2. Что такое полная занятость. Как можно сократить безработицу.

1

Комбинированный

Рассказ с элементами беседы

Активно- пассивный

Повествовательный, проблемный

стр.172-187

9. Что такое фирма и как она действует на рынке

2

Ознакомить учащихся с основными определениями темы, рассмотреть проблемные вопросы темы: Для чего создаются фирмы? Какая фирма имеет право на жизнь? Что такое нормальная прибыль? Можно ли управлять затратами? Как фирмы устанавливают цены? Какая бывает конкуренция? Сформировать представление о видах предпринимательской деятельности и видах фирм, видах прибыли и видах затрат, как конкуренция влияет на деятельность фирм. Развить навыки и умения определять различия между типами конкурентных рынков, выделять их преимущества и недостатки для потребителей и продавцов. Воспитать понимание рыночных процессов.

9.1. Зачем создают фирмы. Виды прибыли. Виды затрат и их экономическое значение

1

Изложение нового материала на базе ранее полученных знаний.

Рассказ-беседа, конспектирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный

стр.188-213

9.2. Влияние конкуренции на деятельность фирм.

ПР № 7.  Различия между типами конкурентных рынков

1

Комбинированный

Рассказ с элементами беседы, практическая работа

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, проблемный

стр.213-222

Наименование разделов, тем

Кол–во часов

Цель темы

Тип урока

Способ проведения урока

Характер деятельности

учащихся

Способ

познавательной деятельности

учащихся

Используемая

литература

10. Как семьи получают и тратят деньги

2

Ознакомить учащихся с основными определениями темы, рассмотреть проблемные вопросы темы: Как формируются доходы семей? На что люди склонны тратить деньги? Как инфляция влияет на жизнь семей? Сформировать представление о механизмах семейных расходов и закономерностях их изменений, как влияет инфляция на семейную экономику. Развить навыки и умения составлять семейный бюджет. Воспитать понимание рыночных процессов.

10.1. Семейные доходы и расходы

1

Комбинированный

Рассказ-беседа, конспектирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный

стр.227-230

10.2. Инфляция и семейная экономика.

Практическая работа № 8. Семейный бюджет

1

Комбинированный

Рассказ с элементами беседы, практическая работа

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, проблемный

стр.230-236

11. Неравенство доходов и его последствия

2

Ознакомить учащихся с основными определениями темы, рассмотреть проблемные вопросы темы: Почему возникает экономическое неравенство? Зачем придумано прогрессивное налогообложение доходов? Какие налоги существуют в России? Каковы последствия неравенства доходов? Какие проблемы порождает неравенство в благосостоянии в обществе? Сформировать представление о налогах, их видах и способах налогообложения. Развить навыки и умения определять вид доходов подлежащих налогообложению, рассчитывать подоходный налог. Воспитать понимание рыночных процессов

11.1. Что порождает неравенство в благосостоянии

1

Изложение нового материала на базе ранее полученных знаний.

Рассказ-беседа, конспектирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный

стр.237-246

11.2. Регулирование неравенства доходов с помощью налогов

1

Комбинированный

Рассказ-беседа, конспектирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный

стр.246-249

12. Экономические задачи государства

2

Ознакомить учащихся с основными определениями темы, рассмотреть проблемные вопросы темы: Что такое экономические свободы? Какие ошибки допускает рыночный механизм? Какова роль государства в хозяйственной жизни страны? Сформировать представление об экономических свободах и почему их необходимо защищать на государственном уровне. Развить навыки и умения определять «слабости» рыночного механизма, причины вмешательства государства в экономическую жизнь. Воспитать понимание рыночных процессов

12.1. Экономические свободы

1

Изложение нового материала на базе ранее полученных знаний.

Рассказ-беседа, конспектирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный

стр.256-260

12.2. Экономические задачи государства

1

Изложение нового материала на базе ранее полученных знаний.

Рассказ-беседа, конспектирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный

стр.260-269

13. Государственные финансы. Налоги.

2

Повторить, закрепить и расширить знания. Рассмотреть проблемные вопросы темы: Какие бывают налоги? Зачем государству деньги? Есть ли предел налогообложению? Как гос-во становиться должником? Как бороться с гос.долгами? Сформировать представление о налогообложении, о способах взимания налогов, о структуре налоговой системы России, как формируется госбюджет и на что тратит деньги государство, как госдолги отражаются на жизни граждан. Развить НУ ориентироваться в структуре налоговой системы России и структуре бюджета. Научить делать выводы о влиянии госбюджета на доходы населения и предпринимательскую активность. Воспитать понимание рыночных процессов

13.1. Принципы и методы налогообложения.

ПР № 9. Структура налоговой системы России. Подоходный налог

1

Изложение нового материала на базе ранее полученных знаний.

Рассказ с элементами беседы, практическая работа

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, проблемный

стр.270-279

13.2. Понятие о государственном бюджете. Причины и следствия государственного долга

1

Комбинированный

Рассказ-беседа, конспектирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный

стр.279-291

14. Экономический рост

2

Ознакомить учащихся с основными определениями темы, рассмотреть проблемные вопросы темы: Зачем нужен экономический рост? Почему экономику называют «биологией человеческого общества»? Как страна может стать высокоразвитой? Сформировать представление об экономическом росте и экономическом развитии. Развить навыки и умения различать экономический рост и экономическое развитие. Воспитать понимание рыночных процессов

14.1. Понятие экономического роста и развития

1

Изложение нового материала

Рассказ-беседа, конспектирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный

стр.292-310

14.2. Факторы ускорения экономического роста

1

Комбинированный

Рассказ-беседа, конспектирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный

стр.297-303

15. Организация международной торговли

2

Ознакомить учащихся с основными определениями темы, рассмотреть проблемные вопросы темы: Зачем страны торгуют друг с другом? Что порождает протекционизм? Для чего нужен валютный рынок? Что такое конвертируемость? С кем и чем торгует Россия? Что станет с ценами после вступления России в ВТО? Сформировать представление о механизмах международной торговли и валютного рынка. Развить навыки и умения проводить сравнительный анализ достоинств и недостатков открытия внутреннего рынка для товаров зарубежных производителей. Воспитать понимание рыночных процессов

15.1. Причины возникновения международной торговли. Регулирование внешней торговли и протекционизм. Внешняя торговля России и проблемы ее развития

1

Изложение нового материала

Рассказ-беседа, конспектирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный

стр.311-338

15.2. Валютный рынок и конвертируемость валют

1

Изложение нового материала

Рассказ-беседа, конспектирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный

стр.326-332

Наименование разделов, тем

Кол–во часов

Цель темы

Тип урока

Способ проведения урока

Характер деятельности

учащихся

Способ

познавательной деятельности

учащихся

Используемая

литература

16. Введение в предпринимательство. Создание предприятия

4

Ознакомить учащихся с основными определениями темы, рассмотреть проблемные вопросы темы: как создать предприятие? Сформировать представление о механизмах поддержки малого бизнеса. Ознакомить с предпринимательскими качествами человека и способами их определения

16.1. Сферы предпринимательства

1

Комбинированный

Повторение, закрепление и расширение раннее полученных знаний

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, частично проблемный

Т.П.Афанасьева «Основы предпринимательской деятельности»стр53-67.

16.2. Планирование первых шагов

1

Комбинированный

Рассказ-беседа, конспектирование, тестирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, частично проблемный

стр.29-37

16.3. Создание предприятия

1

Комбинированный

Рассказ-беседа, конспектирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный

стр.38-137

16.4. Практическая работа № 10.

Предпринимательские качества. Бизнес-планирование

1

Комбинированный

Рассказ с элементами беседы, практическая работа

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, проблемный

стр.11-37

17. Условия функционирования и развития предприятия

2

Сформировать у учащихся представление об условиях функционирования и развития предприятия. Научить классифицировать и определять вид основных фондов и оборотных средств. Ознакомить с видами каналов сбыта. Научить оценивать эффективность деятельности предприятия.

17.1. Материальное, кадровое и финансовое обеспечение предприятия

1

Изложение нового материала на базе ранее полученных знаний

Рассказ-беседа, конспектирование, тестирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, частично проблемный

стр.167-186

17.2. Эффективность деятельности предприятия

1

Комбинированный

Рассказ-беседа, конспектирование, тестирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, частично проблемный

стр.243-253

18. Управление предприятием. Полугодовая контрольная работа

2

Сформировать представление у учащихся о роли управления в предпринимательской деятельности, о способах руководства коллективом и контролем

18.1. Место управления в предпринимательской деятельности. Организационная структура

1

Комбинированный

Рассказ-беседа, конспектирование, тестирование

Активно- пассивный

Иллюстративно – повествовательный, частично проблемный

стр.270-298

18.2.  Полугодовая контрольная работа

1

Проверка знаний, умений и навыков

Тестирование

Активный

Проблемный

Тесты 2-го уровня

Итого за 2 п/г

28

Всего по курсу

45


СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель метод. комиссии

Зам. директора по УПР

_________________

_________________

"_____" ________________20___г.

"_____" ____________20__г..

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ПРЕДМЕТУ

 «ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

ПО ПРОФЕСИИ «Кондитер»,

45 ЧАСОВ,

СОСТАВИЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПЕЦДИСЦИПЛИН:

ГОЛАВАЧЕВА М. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематический план по предмету "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации"

Перспективно тематический план разработан  для учащихся группы № 12 по профессии "Мастер по обработке цифровой информации"...

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по предмету культура профессионального общения

Шпаргалка для преподавателей в виде  ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по предмету культура профессионального общения...

Основы рыночной экономики и предпринимательства

Рабочая программа по ФГОС НПО по профессии "Мастер отделочных строительных работ"...

программа элективного курса "Основы домашней экономики и предпринимательства"

Элективный курс «Основы домашней экономики и предпринимательства» является пропедевтикой к школьным базовым курсам «Экономика» и «Технология»для 10 - 11 класса....

Перспективно-тематический план по предмету "Химия" для профессии начального профессионального образования 190631.01 «Автомеханик»

Перспективно-тематический план по предмету "Химия" для профессии начального профессионального образования 190631.01 «Автомеханик».Соответствует требованиям ФГОС....

Перспективно-тематический план УД ОП.04 Основы материаловедения

Перспективно-тематический план УД ОП.04 Основы материаловедения по профессии НПО 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)...