ТРИЗ на уроках Экономики и обществознание
учебно-методический материал по экономике (10 класс) на тему

Довгаль Зинаида Степановна

Теория решения изобретательских задач в экономики и бизнеса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_41.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училище  № 58

Краснодарского края.

Отчет

Довгаль Зинаиды Степановны преподавателя общественных дисциплин ГБОУ НПО ПУ- 58 КК об использовании современных технологий.

Исходя из образовательных потребностей учащихся группы, а также имеющихся в ГБОУ НПОПУ- 58КК условий в своей практической деятельности я использую следующие современные образовательные технологии:  Теория решения изобретательских задач, Коллективного способа обучения, Проектирую деятельность.

Образовательная технология ТРИЗ органично встраивается в учебный процесс и используется в организации образовательной деятельности предмета экономика и обществознание при изучении тем: «Предпринимательство и бизнес», «Деятельность, виды, творчество», «Собственность, интеллектуальная собственность».

Главная цель ТРИЗ- формирование осмысленного обучения и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности, формирование общих и профессиональных компетенций.

Данная цель Достигается выполнением следующих задач:

  1. Формирование и развитие;

- естественной потребности познания окружающего мира заложенной природой;

- умений по применению ТРИЗ методов для выполнения различных операций творческой деятельности по профессии;

- креативного мышления, чтобы планомерно и целеустремленно ориентироваться на поиск эффективных решений возникающих  проблем.

2. Воспитание творческой самостоятельности уч- ся.

Реализация технологий проводит к следующим результатам:

- знаний основанных на теоретических понятиях ТРИЗ,

- умений проводить исследования с помощью технологии,

- умений самообразования для своих личностных качеств,

- умений планировать свою профессиональную карьеру с учетом жизненной стратегии творческой личности.

Использование в моей работе технологии ТРИЗ повышает качество преподавания предмета.

Сводная таблица

результатов мониторинга качества знаний уч-ся по обществознанию (преподаватель Довгаль З.С.)

при традиционной форме обучения .

Учебный год

группа

Кол-во уч-ся

                отметки

   %

успеваемости

  %

Качества знаний

Средний бал %

"5"

"4"

"3"

"2"

2010-2011

22-11АМ

29

-

16

13

0

100  

55

78

2011-2012

20К

13

-

6

5

0

100

46

73

2012-2013

16Д

23

-

10

13

0

100

43

72

Сводная таблица

результатов мониторинга качества знаний учащихся по предмету обществознание при использовании ТРИЗ

Учебный год

группа

Кол-во уч-ся

                отметки

   %

успеваемости

  %

Качества знаний

Средний бал %

"5"

"4"

"3"

"2"

2010-2011

22-11АМ

20

2

13

5

0

100  

75

88

2011-2012

20 К

13

_

11

2

0

100

82

91

2012-2013

16Д

23

_

20

3

0

100

82

91

Проектная технология способствует развитию профессиональных компетенций учащихся, лидерских качеств, умений работать в команде, самостоятельно применять решения в ситуации выбора, аргументировано доказывать свою точку зрения, приобщению к научному труду. Цель внедрения технологии -создание условий для формирования исследовательских умений  учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.

Задачи  решаемые в процессе реализации технологии:

- развитие познавательных способностей учащихся и совершенство способностей к самообразованию;

- развитие умений ориентироваться в информационном пространстве, выделять главное, самостоятельно конструировать свои знания;

- обучение учащихся рефлексии и умению публично выступать;

- развитию у учащихся критического мышления.

Итоги: использование данной технологии позволяют развить у учащихся;

- способность к самообразованию с использованием познавательных навыков;

- способность воспринимать и ориентироваться в современном информационном пространстве, выделять главное, формируя свои знания;

- целеустремлённость и настойчивость , умение взять на себя инициативу и ответственность при достижении поставленной цели;

- способность анализировать  и обобщать информацию и умение критически её воспринимать;

-коммуникабельность- умение вести себя в обществе, общаться, доносить свои  знания и информацию окружающим, вести беседу, публично выступать. Использование в моей работе технологии  повышает качество преподавания предмета.

Сводная таблица

результатов мониторинга качества знаний уч-ся  по обществознанию (преподаватель Довгаль З.С.)

при  традиционной форме обучения .

Учебный год

группа

Кол-во уч-ся

                отметки

   %

успеваемости

  %

Качества знаний

Средний бал %

"5"

"4"

"3"

"2"

2010-2011

22-11

АМ

29

-

16

13

0

100  

55

78

2011-2012

22-К

15

-

9

6

0

100

60

80

2012-2013

41АМ

27

-

17

10

0

100

62

81

Сводная таблица

результатов мониторинга качества знаний учащихся по предмету обществознание при использовании проектной технологии

Учебный год

группа

Кол-во уч-ся

                отметки

   %

успеваемости

  %

Качества знаний

Средний бал %

"5"

"4"

"3"

"2"

2010-2011

22-11АМ

20

2

13

5

0

100  

75

88

2011-2012

22 К

13

_

11

2

0

100

84

92

2012-2013

41АМ

23

_

20

3

0

100

86

93

Технологию коллективного способа обучения, которая относится к личностно-ориентированным технологиям обучения, при которой все участники работают друг с другом в паре  и состав пар периодически меняется. Основными задачами является:

-определение условий для обеспечения продуктивной работы мышления и воображения, при изучении нового материала;

- организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе знаний и умений;

- формирование новых знаний и умений, закрепление  результатов работы;

- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Результаты:

- в результате постоянного повторения совершенствуются навыки логического мышления , понимания и  усвоение материала;

- в процессе постоянной активной деятельности развиваются навыки мышления , включается работа памяти, идёт мобилизация , актуализация предшествующих знаний и опыта;

- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создаёт ситуацию успеха;

- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число пар, обеспечивает прочное усвоение знаний.

Технология позволяет успешно усваивать знания, развиваться и повышает качество знаний предмета.

Сводная таблица

результатов мониторинга качества знаний уч-ся  по обществознанию (преподаватель Довгаль З.С.)

при традиционной форме обучения .

Учебный год

группа

Кол-во уч-ся

                отметки

   %

успеваемости

  %

Качества знаний

Средний бал %

"5"

"4"

"3"

"2"

2010-2011

22/11

АМ

29

-

16

13

0

100  

55

78

2011-2012

22К

15

9

6

0

100

60

80

2012-2013

41АМ

27

-

17

10

0

100

62

81

Сводная таблица

результатов мониторинга качества знаний учащихся по предмету обществознание при использовании КСО.

Учебный год

группа

Кол-во уч-ся

                отметки

   %

успеваемости

  %

Качества знаний

Средний бал %

"5"

"4"

"3"

"2"

2010-2011

22-11АМ

20

2

13

5

0

100  

75

88

2011-2012

22К

13

-

11

2

0

100

84

92

2012-2013

41АМ

23

-

20

3

0

100

86

93

Анализируя деятельность внедрения данных технологий в учебный процесс, можно сделать вывод, что их внедрение позволяет включить учащихся в реальную творческую, исследовательскую деятельность, нацелить их на получение реального результата. Технологии интересны учащимся , оно работают с удовольствием и хотят продолжить творческую деятельность. Из всех  трёх технологий мне нравится проектная технология , которая даёт конечный результат-результативность.

Использование технологий  в работе позволяет моим учащимся успешно усваивать знания, развиваться, добиваться успешных результатов. Уровень подготовки обучающихся по экономике и обществознанию  соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Свои знания учащиеся подтверждают на контрольных работах, тестах, экзаменах. В моей работе наблюдается положительная динамика учебных достижений обучающихся. При 100% успеваемости качество знаний при использовании технологий повысилось 58%  (2010-2011 учебный год) до 90% (2012-2013 учебный год).                                          

Данные технологии  помогли мне решать педагогические задачи, и я буду их применять на уроках.

Директор ГБОУ НПО ПУ-58 К.К.                                            В.А. Цюпа

Зам. директора по ОД                                                             Н.П. Порошина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион по обществознанию "Экономика"

Урок-презентация обобщения материала по теме "Экономика" для учащихся 11 класса...

ТРИЗ-педагогика на уроках истории и обществознания

Материал для выступления на школьном методическом объединении учителей истории и обществознания...

«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе»

«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе» И.Н. КуренковаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учре...

Применение приемов и методов НФТМ-ТРИЗ на уроках обществознания

Применение приемов и методов НФТМ-ТРИЗ на уроках обществознания...

Использование НФТМ-ТРИЗ на уроках обществознания

Использование НФТМ-ТРИЗ на уроках обществознания...

Открытый урок по дисциплине Обществознание (включая экономику и право)

Открытый урок по дисциплине Обществознание (включая экономику и право)...

Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках истории и обществознания как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, а также их актуальность в системе московского образования.

В данной презентации мы отразили некоторые приёмы использования ТРИЗ , из нашего исследования, в системе московского образования....