Проблемы преподавания экономических дисциплин в учреждениях профессионального образования
статья по экономике по теме

Иванов Сергей Анатольевич

В статье рассматривается сложность экономических дисциплин для восприятия студентов неэкономических учебных учреждений и предлагаются рекомендации для лучшего усвоения материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_prepodavaniya_ekonomicheskih.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН В УЧРЕЖДЕНИЯХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Экономическое образование самым непосредственным образом реа-

гирует на изменение общественного развития. Поэтому все акту-

альнее становится проблема совершенствования методики препо-

давания экономики.

Но прежде чем мы перейдем к методике, я думаю, следует отметить

следующее. Экономика достаточно сложный предмет и как учебная дис-

циплина, и как наука. Даже студентам вузов она с трудом дается в силу

слабого усвоения в средней школе курса математики и алгебры. Я же

преподаю в педагогическом колледже, где данный предмет не считается

профильным. В соответствии с этим количество часов позволяет лишь

поверхностно изучить материал, который будет благополучно забыт,

спустя месяц после зачета. Поэтому мне представляется, если уж эконо-

мика и должна отвечать на вопросы: что производить, как и для кого, то

студенты в первую очередь должны отдавать себе отчет : зачем они ста-

новятся педагогами, какими педагогами они станут и как имея данную

профессию они будут преуспевать. Учебная дисциплина экономика

должна им в этом помочь.

Я предлагаю в неэкономических учебных заведениях увеличить до

максимума изучение микроэкономики, то есть экономики фирмы, а также

индивидуального предпринимательства за счет макроэкономики. Студен-

ты экономических вузов могут заниматься теорией и продвигать вперед

экономическую науку, тогда как студентам – неэкономистам нужно пре-

жде всего стать востребованными на рынке. Я полагаю, что студентам

нужно донести мысль – «в своей специальности нужно преуспевать», не-

важно выберут они в итоге государственную структуру, частную практи-

ку или еще что-то, но они должны стать успешными в своей профессии.

Есть, по моему мнению, еще одна проблема – это проблема учебной

литературы. Учебники в основном по экономической теории, по бизнесу

и предпринимательству чаще встречаются переводные зарубежные авто-

ры, уважаемые люди, но не наши. Кроме того литература устаревает, по-

являются новые явления.

Поэтому я считаю, что в рабочей программе преподавателя экономи-

ки должны быть:

1. Лекции, которые дают необходимый минимум теоретических зна-

ний. Их положительные стороны:

а) лекция дает целостное и логичное освещение основных положений

учебной дисциплины

б) лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или от-

сутствие современных учебников и учебных пособий,

в) оперативно знакомит с последними данными науки,

г) органично сочетает обучение с воспитанием,

д) нацеливает учащихся на самостоятельную работу и определяет ос-

новные ее направления.

Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности:

а) она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от

учащихся к учителю;

б) наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее

влияние лектора на конкретного обучаемого.

Поэтому, следующий пункт:

2. Тренинги. Тренинг – особый метод получения знаний, который от-

личается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собст-

венном опыте настоящего момента. Это специально созданная благопри-

ятная среда, где каждый может увидеть и осознать свои плюсы и минусы,

достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогают

быстрее понять, какие личностные качества необходимы и какие профес-

сиональные навыки надо развивать. Я считаю, что обязательными будут

тренинги:

а) по управлению временем,

б) по умению ставить цели,

в) по защите от стрессов

в) по мотивированию

д) по конкретному профессиональному мастерству

3. Семинары. На них должны обязательно приглашаться люди, кото-

рые уже имеют опыт успешной деятельности в той специальности, на ко-

торую учатся студенты.

Должны всячески поощряться студенты, которые уже во время учебы

начинают работать по специальности. Им должна начисляться доплата к

стипендии, так как, скорее всего, работать они будут на самых низших

должностях. Заработная плата будет очень низкой. Кстати, по данным

Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на во-

прос «Зачем, на Ваш взгляд, многие студенты совмещают учебу и рабо-

ту?» были получены следующие ответы:

1) они стремятся получить практические навыки по будущей профес-

сии, жизненный опыт, обеспечить себе рабочее место после окончания

вуза – 13%;

2) им необходимо зарабатывать деньги на жизнь, на оплату обучения,

на текущие расходы, при этом все равно кем работать – 85%;

3) затруднились ответить – 3% [1].

Таким образом, видно, что большинство студентов работает, чтобы

обеспечить проживание. Если бы работа по специальности как-нибудь

поощрялась, результат опроса был бы, по моему мнению, иным.

Итогом должно быть составление бизнес-плана, который продемон-

стрирует, способность студента занять свое место в жизни. Желательно,

чтобы данный бизнес-план оценивала комиссия, в которую входили бы

преуспевающие бизнесмены.

Понятно, что все это потребует недюжинных способностей от препо-

давателя, его высокой квалификации. Конечно в идеальном случае, пре-

подаватель должен быть практиком, то есть иметь опыт работы в сфере

деятельности, которую преподает. Но, наверное, будет неплохим вариан-

том, если он будет просто очень любить свой предмет и также стараться

добиться высот в его преподавании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Как часто студенты работают по своей специальности? / М. Марфенко [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.uralstudent.ru/articles/career/preview

2. Преподавание экономических дисциплин: проблемы и перспективы / А.А. Вазим [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uamconsult.com/book_152_chapter__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по теме: «Здоровьесберегающие технологии в учреждениях профессионального образования как основное направление в работе с подростками»

Основные подтемы реферата:1.Состояние здоровья подростков в современных условиях2. Здоровьесберегающие технологии   2.1. Методы здоровьесберегающих технологий   2.2.Основопол...

Применение различных компьютерных технологий в преподавании экономических дисциплин

Применение различных компьютерных технологий в преподавании экономических дисциплин...

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономических дисциплин

 Bнформационные технологии в образовательном процессе позволяют существенно расширить творческий потенциал как преподавателя, так и студента, повышают интерес к будущей специальности, способствуют фор...

Презентация по теме "Проблемы преподавания информатики в свете концепции математического образования РФ"

В презентации раскрыты проблемы преподавания информатики. несостыковка учебного материала информатики и математики...

Презентация по теме: "Проблемы преподавания информатики в свете концепции математического образования РФ"

Информатика в теоретической её части выросла из математики и активно использует математический аппарат....

Проблемы преподавания учебной дисциплины «Иностранные языки» в школах, не специализирующихся на преподавании этого предмета.

Совершенно очевидно, что современная школа испытывает множество проблем, в том числе и проблем, связанных с преподаванием иностранного языка. Но если мы хотим достичь желаемого результата, то есть что...

Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности УГПС 19.00.00, 35.00.00, 36.00.00.

Разработка и внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего...