Рыночная конкуренция. Маркетинг.
план-конспект урока экономики (10 класс) по теме
Урок на тему "Рыночная конкуренция. Маркетинг" посвящен изучению основ рыночной экономики, маркетинга, отношениям производителей и потребителей. В ходе используются игровые ситуации, кейс - методы, интерактивные мультимедийные презентации, групповые задания. Показана связь экономики с психологией. Проведена словарная работа, учащиеся были ознакомлены с новыми экономическими терминами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_po_ekonomike.doc | 76 КБ |
rynochnaya_konkurenciya._marketing.ppt | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Апастовского муниципального района РТ
Рыночная конкуренция.
Маркетинг.
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Насибуллина Гульнур Хайдаровна
Апастово, 2011г.
Тема урока: Рыночная конкуренция. Маркетинг.
Цели:
- раскрыть особенности рыночной конкуренции как механизма соперничества между участниками рынка, показать её связь с маркетингом;
- изучить психологические аспекты рекламной деятельности – части рыночного маркетинга;
- рассмотреть влияние рекламы на потребителя;
- развитие экономического мышления учащихся, формирование основ правовой культуры потребителя – активного участника рыночных отношений,
- формирование конкурентоспособной личности, приобретение учащимися практических умений и навыков для принятия самостоятельных решений;
- формирование физически и психологически здоровой личности, способной противостоять воздействию антисоциальных, вредных проявлений в обществе.
Оборудование урока: мультимедийные средства обучения, компьютерные интерактивные презентации, пособия, дидактические материалы.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: урок – беседа с элементами практической деятельности.
Ход урока.
I. Актуализация:
1) Урок начинается в заранее подготовленном кабинете: он разделён на четыре сектора, оформленных в разные цветовые оттенки. Первый угол содержит красный цвет, второй – жёлтый, третий – синий, четвёртый – зелёный.
Учитель - Ребята, сегодня мы необычно начнём наш урок: я вам предлагаю сейчас встать, разойтись по классу и выбрать один из цветных секторов, тот, который вам больше нравится.
( Ученики подумав, поразмыслив делают свой выбор.)
- Учитель: Ребята, трудно ли вам было сделать свой выбор, почему? Почему вы сделали именно этот выбор? Что повлияло на ваш выбор?
Примерные ответы:
- Выбрал этот цвет, потому что он мне нравится;
- Этот цвет соответствует моему настроению;
- Я выбрала этот цвет, потому что его выбрала моя подруга, а мы с ней всегда вместе решаем.
- Класс рассаживается на места, образовав четыре группы – команды «Красные», «Жёлтые», «Синие», «Зелёные». Работа на уроке проводится в группах: учащиеся вместе ищут ответы на вопросы учителя.
II. Изучение нового материала.
План:
- Понятие о рыночной конкуренции.
- Мир товарных символов. Роль цвета в символике.
- Рекламная деятельность как творческий процесс. Мерчендайзинг.
1.- Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрим тему «Рыночная конкуренция. Маркетинг». Как вы понимаете слово конкуренция, что оно обозначает?
Конкуренция – от лат. Concurrentia < connurrere - столкновение, соперничество. Что представляет собой конкуренция?
Ответы учеников: Рыночная экономика представляет собой механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные условия производства, купли/продажи и потребления в условиях ограниченности экономических ресурсов. Соперничество -
- между продавцами за максимальное удовлетворение потребностей потребителей
- между покупателями за приобретение максимально полезных товаров и услуг на наиболее выгодных условиях
- между предприятиями за ограниченный платёжеспособный спрос потребителей.
2. Словарная работа:
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словами:
- маркетинг
- мерчендайзинг
- логотип
- товарный знак
- слоган
Эти слова записаны на доске и мы с ними познакомимся по ходу урока.
3. Работа в группах:
Учитель: Основные усилия конкурентов направлены на создание продукции, востребованной потребителями, обладающей конкурентоспособностью.
Как вы думаете, какие меры проводятся для создания конкурентоспособной продукции?
Ответы учеников:
- применение передовых достижений техники и науки и инновационная деятельность;
- постоянное снижение издержек производства;
- рационально используются ограниченные производственные ресурсы;
- повышается уровень качества продукции;
- меняется ценовая политика;
- используются лицензии, патенты, товарные знаки и т.д.
Учитель: Ребята, вы сегодня не случайно разделились на группы. Каждая группа – это отдельная фирма, которая состоит из единомышленников (вы выбрали один и тот же цвет). Рядом с вами ваши конкуренты, которые только и мечтают исключить вас из рыночных экономических отношений.
Нашу работу мы начнём с придумывания названия своей фирме. Как вы думаете, почему это очень важно?
Примерные ответы:
- название выделяет фирму из общей массы фирм, делает её узнаваемой;
- название должно сразу запоминаться, быть звучным, коротким;
- оригинальным, пусть даже непонятным, но своеобразным;
- как говорил капитан Врунгель: «Как назовёшь корабль, так он и поплывёт»
Учитель: Ребята, кроме названия большую роль играет фирменный знак, который состоит из товарного знака и логотипа. Вам нужно придумать свой узнаваемый потребителями фирменный знак. Однако помните, что и цвет и шрифт и рисунок играют определённую роль в привлечении возможного покупателя. Поэтому давайте рассмотрим, как влияет цвет на людей. ( Рассказ сопровождается показом компьютерных слайдов о психологических особенностях цветов)
Учитель: Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек расположен к одним цветам, равнодушен к другим и не приемлет третьи. Восприятие цвета у людей сформировалось в результате образа жизни и взаимодействия с окружающей средой.
Тёмно – синий ассоциируется с ночным покоем, жёлтый – с солнечным днём с его заботами. Красный цвет напоминает о крови, о ситуациях, требующих мобилизации, активности. Он всегда привлекает внимание. Оранжевый помогает вызвать прилив жизненных сил, даёт оптимистический тонус; это цвет здоровья и творчества. Зелёный – всё смягчает, снимает остроту переживаний, оказывает целительное, расслабляющее действие. Розовый – прекрасный помощник в сфере личных отношений, он усиливает чувства, делает нас более чуткими, ласковыми. Голубой – цвет мира и всеобщей гармонии, связи с Вселенной. Фиолетовый – цвет внутренней сосредоточённости, стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. Чёрный – цвет самопогружения, меланхолии и одиночества. Белый – цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всём его многообразии.
Исходя из этих данных придумайте свой товарный знак. Он должен быть содержательно – ёмким, очень лаконичной формы, общедоступным для восприятия. Может быть в виде букв, чисел, слов, рисунков или из комбинаций названных элементов. Ещё одним важным элементом является рекламный лозунг или девиз – слоган. Он может содержать напоминание о самом предприятии, о его продукции, её качестве и свойствах.
- Работа групп: каждая фирма изготавливает свой ТЗ и слоган.
При работе используются цветные карандаши и бумага разных цветов. Одновременно демонстрируются компьютерные слайды о значении цветов.
- Проверка выполненной работы: знакомство с новыми фирмами и фирменными знаками.
Учитель: Итак, на рынке появились четыре новые фирмы, выпускающие потребительские товары. Следующая задача, стоящая перед вами – привлечь возможных покупателей. А это можно сделать при помощи маркетинговых исследований и рекламы.
Маркетинг – комплексная система управления производственно – сбытовой деятельностью, направленная на получение прибыли посредством учёта потребностей рынка и активного влияния на него. Основными методами и инструментами маркетинговых исследований являются наблюдение, эксперимент, опрос, анкетирование, направленные на установление обратной связи с покупателем. Деятельность успешно конкурирующей фирмы неразрывно связана с маркетингом, с рекламной кампанией.
Рассмотрим эту проблему с психологической стороны.
Под рекламой в общем плане понимается целенаправленная, оплачиваемая информация о товарах или услугах с целью ознакомления и убеждения потребителей в необходимости приобретения рекламируемых товаров.
Учитель: В психологическом плане рекламу можно определить как искусство производить направленное воздействие на людей с целью стимулирования сбыта товаров и получения прибыли. Взаимодействие «реклама – потребитель» строится на психологической структуре - внимание, интерес, желание, действие. На покупателя в первую очередь влияют цвет, форма, сюжет и т.д. В последнее время появилось новое понятие, тесно связанное с реализацией товара – это мерчендайзинг – искусство сбыта. Можно сказать, что более 50% успеха в торговом бизнесе зависит от представления товара каждому конкретному клиенту.
К сожалению, есть и скрытая недоброжелательная реклама вредных здоровью товаров. Реализация этих товаров приносит большие прибыли для продавцов, так как рождается зависимость от них. И вам, как юным потребителям, важно научиться правильно воспринимать информацию о товаре, научиться прогнозировать последствия использования такой продукции.
4. Кейс метод: задание «фирмам».
Ребята, представим ситуацию: у вас плохо продаётся продукция. Как решить эту проблему? Продумайте пути решения данной проблемы.
Возможные ответы:
- обратить внимание на внешний вид товара; на качество;
- выделить особые качества товара;
- уделить больше внимания информационному сопровождению товара;
- проверить, не появлялась ли негативная информация о товаре в СМИ;
- соответствует ли цена товара спросу.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами проводили работу по реализации продукции как производители или продавцы. И наша цель была - любыми средствами и способами в условиях рыночной конкуренции эту проблему решить, может быть, даже ущемляя интересы потребителя. Но ведь у этой проблемы есть ещё и другая сторона – это потребители, которые заинтересованы в получении качественного товара. На следующем уроке мы рассмотрим, как защищаются права потребителя.
III. Закрепление полученных знаний.
Учитель: ребята, вы сегодня познакомились с основами рыночной конкуренции, с новыми понятиями, с психологией рекламы. С целью закрепления полученных знаний выполним небольшое задание.
Нужно соотнести термины и определения:
1. конкуренция а) искусство продавать.
2. спрос б) девиз, короткое изречение.
3. реклама в) удостоверяет авторство и исключительное
право на использование или продажу
изобретения.
4. маркетинг г) целенаправленная оплачиваемая
информация о товаре.
5. мерчендайзинг д) зависимость между объёмом, который
готовы купить покупатели, и
различными возможными ценами
продукта.
6. слоган е) активное соперничество участников
рынка за наиболее выгодные условия
производства и обмена.
7. патент ж) изучение потребностей рынка с целью
реализации товара.
- Проверка выполненной работы.
IV. Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята, мы сегодня попробовали представить себя в роли конкурирующей фирмы, «боролись» за место на рынке. И вы поняли, что для того, чтобы занять это место и получать прибыль, нужно приложить много усилий, овладеть знаниями в различных областях наук, в т.ч. и в психологии. Только работая над собой, повышая уровень знаний, можно добиться ощутимых результатов.
Работая в группах, вы учились работать в коллективе, прислушиваться к мнению коллег, отстаивать своё мнение. Это качества, без которых невозможно стать конкурентоспособной личностью.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание: Ребята. Для изучения на следующем уроке, вам нужно заранее познакомиться с Законом защиты прав потребителей, подготовить по нему 3 вопроса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Материалы к уроку по экономике на тему: «Рыночная экономика. Маркетинг» разработаны учителем Апастовской средней школы Апастовского района РеспубликиТатарстан Насибуллиной Г.Х.
Десятки и сотни учёных трудов многократно подтвердили непреложную истину : одну из главнейших и значимых ролей в человеческом восприятии играет именно ц в е т . Цвета часто ассоциируют с определёнными настроениями или чувствами.
На выбор товара оказывают влияние различные факторы. Но только с помощью цвета можно создать любое настроение и добиться практически любого желаемого эффекта психологического воздействия. Мерчендайзинг - один из методов воздействия
мерчендайзинг Комплекс мероприятий, прямо или косвенно направленных на увеличение объёма продаж непосредственно в торговом зале (или на торговой точке)
Мерчендайзинг –торговая технология, позволяющая получить прибыль, используя психологические особенности потребителя. Включает в себя: Фирменный стиль Рекламно – информационные вывески Использование музыкального ряда в торговом зале Внешний вид отдельно взятого товара Цвет, форма и чувства: решающие факторы, влияющие на выбор покупателя
Торговля, развитие рыночных отношений не возможно без нормально функционирующей конкуренции . Конкуренция – соперничество, столкновение- механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные условия производства, купли/продажи.
Влияние цвета на поведение покупателя:
П с и х о л о г и я цвета: влияние цветовой гаммы , формы, рисунка на общее глубокое восприятие (т.е. ярко и конкретно выраженное принятие или неприятие товара) Красный цвет- цвет крови, мобилизации сил, активности. Настраивает на решительность, привлекает внимание.
Зелёный цвет Самый спокойный цвет. Нравится стабильным и самоутвердившимся людям. Консерватизм цвета оказывает целительное и расслабляющее действие.
Розовый цвет Усиливает чувства, делает нас более внимательными и чуткими. Любят его люди свободные.
Синий цвет Настраивает человека на ровную и спокойную волну. Никогда не вызывает отрицательных эмоций.
Фиолетовый цвет Цвет внутренней сосредоточённости, хорошо стимулирует работу мозга. Способствует решению творческих задач .
Жёлтый цвет Несёт с собой радость и бодрость. Настраивает на общение, обладает эффектом теплоты.
С помощью цвета можно создать любое настроение и добиться практически любого желаемого эффекта психологического воздействия. В конкурентной борьбе за место на рынке, в маркетинговых исследованиях большое значение имеет Мерчендайзинг
Автор Слайд – фильма Насибуллина Гульнур Хайдаровна – учитель истории и обществознания Апастовской средней общеобразовательной школы Апастовского района Республики Татарстан 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Теоретические основы и современные направления рыночной политики компаний на основе концепции маркетинга
сборник: Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности Международный финансово-экономический форум.2014....
Технологическая карта к уроку "Конкуренция в рыночной экономики"
Урок получения нового знания с использованием игровых технологий...
Виды рыночной конкуренции
В данной презентации рассматриваются виды рыночной конкуренции...
Методическая разработка урока по теме "Конкуренция. Типы рыночных структур".
Методическая разработка урока по экономике (10 класс, профильный уровень). Урок с применением инновационных технологий - электронной презентации, в урок включены материалы для самостоятельной работы у...
Методическая разработка урока по экономике "Конкуренция. Типы рыночных структур"
Методическая разработка урока по экономике 10 класс "Конкуренция. Типы рыночных структур"....
Конкуренция. Рыночные структуры
Презентация по теме: "Конкуренция и рыночные структуры"...