УРОК ПО ЭКОНОМИКЕ "ПОТРЕБИТЕЛИ"
методическая разработка по экономике (9 класс) по теме

Тренюшева Тамара Муратовна

"Хотите ль, не хотите ли, но все мы - потребители". И именно поэтому разработка по данной теме очень важна, так как на этом занятии учащиеся знакомятся с понятиями полезность, суверенитет потребителя, права потребителя, с законом убывающей предельной полезности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon YROK_PO_ECONOMICE_POTREBITELI.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО ЭКОНОМИКЕ

ТЕМА:

                Разработала:        

                                                             учитель МОУ «Кувакинская  гимназия»

ТРЕНЮШЕВА ТАМАРА МУРАТОВНА.

ЗАДАЧИ УРОКА :  - помочь учащимся разобраться, что такое потребность 

                                       и полезность;  

                                    - разобрать пирамиду человеческих потребностей

                                       по  А.Маслоу;

                                    - ответить на вопрос, кто же такие потребители;

                                    - познакомиться с правами потребителя;

                                    - рассмотреть на практическом примере закон убывающей

                                      предельной полезности.

ОБОРУДОВАНИЕ : плакат «Пирамида человеческих потребностей

                                     по  А.Маслоу; 1 кг конфет.

ХОД УРОКА.

  1. ОРГМОМЕНТ.
  2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

1). Раздать листки с тестами. Учащиеся выбирают правильный ответ и объявляя его, объясняют его.

2). Задать учащимся вопросы:

Что такое    - спрос, величина спроса;

                     - закон спроса;

                     - предложение, величина предложения;

                     - закон предложения;

                     - равновесная цена (показать на графике);

                     - эластичность спроса, формула эластичности;

                     - эластичность предложения.

    Ш.   ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

            Перед  одним учащимся ставится коробка с конфетами и ученик обязуется есть эти конфеты: по желанию, одну за одной, по команде учителя, по одной или горстями.

   

           Само существование экономики, производства связано с решением проблемы потребления: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов.

Что же такое потребности?

Потребностей много. Их собрал и составил пирамиду человеческих потребностей американский социолог Абрахам Маслоу – сообщение ученика.

На доску повесить плакат «Пирамида человеческих потребностей» и вместе с ребятами рассмотреть и разобрать его ( можно показать через проектор).

Потребность

в саморазвитии

Потребность

в уважении

(уважении со стороны др.

людей и самоуважении)

Социальные потребности

(потребности в любви, дружбе,

общении с людьми)

Потребность в безопасности

(защита от преступников и внешних врагов)

Физиологические потребности (еда, вода, одежда, жильё,

воспроизведение рода)

      Набор необходимых потребностей человека несколько различается в разные исторические эпохи и в разных странах.

       По мере того, как человек потребляет какое-либо благо или услугу, потребность его в этом насыщается. Здесь остановиться на ученике, поедающем конфеты. Отметить полезность и желаемость первых конфет. Но когда каждая последующая конфета приносит всё меньше удовольствия. И наступает момент, когда конфеты будут нежелаемы и неполезны. Мы говорим, срабатывает закон убывающей предельной полезности. В результате подвести учащихся к

закону убывающей предельной полезности.

      Следующим этапом нашей работы является определение – кто же такой потребитель? Эта работа проводится в три этапа.

1 ЭТАП – Работа в парах. Учащиеся за партой выводят своё определение потребителя.

2 ЭТАП – Работа в группах. Учащиеся двух соседних парт объединяются и выводят по общей согласованности определение потребителя.

3 ЭТАП – Представитель из каждой группы зачитывает результат работы группы – определение потребителя.

           Учитель на доске, основываясь на данные определения, рисует ромашку.

                                     

Итак:

         Потребитель – это гражданин, купивший или собирающийся купить товар (услугу) для личных (бытовых) нужд.

         Теперь мне хочется обобщить все сказанное вами. Каждый человек в современном мире пользуется предметами, которые он приобрел за деньги. Потребителями, вне зависимости от профессии, пола, возраста, являемся все мы. Даже продавец, стоящий за прилавком – потребитель. Почему? И богатый бизнесмен тоже является потребителем, так как он ездит на «Мерседесе», который купил. И даже президент страны является потребителем, так как костюм, который на нём надет, он тоже сшил не сам.

      Потребителем является не только человек, который уже приобрёл товар и использует его, но и тот, кто только собирается это сделать. Это означает, что если вы обратились к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, вы уже стали его потребителем.

      Возможна ситуация, когда один человек купил товар в подарок другому. Помните, что потребителем считается не только гражданин, который приобретает товар (услугу), но и тот, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется. Поэтому тот, кому будет вручён этот товар в качестве подарка, станет его потребителем. Возможен и такой вариант: фирма приобретает своим сотрудникам туристические путёвки. В этом случае

сотрудники фирмы тоже являются потребителями, хотя и не сами оплатили услугу.

       И последний момент. Человек является потребителем лишь в том случае, если он приобрёл товар для личных нужд.

        Далее о суверенитете потребителя. Суверенитет потребителя – это его независимость, это право владельцев любых видов экономических ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием. Смысл этого на первый взгляд сложного определения прост. Если у человека, домашнего хозяйства есть экономические ресурсы ( капитал, рабочая сила, недвижимость и т.д.), то за эти ресурсы домашнее хозяйство получает доходы. Так вот, суверенитет потребителя состоит в том, будут ли эти доходы потрачены на покупку тех или иных товаров или услуг, или нет. В покупке или отказе от покупки – независимость принятия решения потребителем.

       Теперь ответим на вопрос – независимость от кого? Конечно же от тех, кто очень хотел бы, чтобы потребитель потратил свои деньги именно на его товары и услуги – от изготовителей и продавцов товаров.

      А что угрожает независимости? Всеми правдами ( тщательно изучая истинные потребности потребителей) и неправдами (скрывая и искажая информацию, обманывая потребителя), полуправдами (недобросовестная реклама, красивая упаковка некачественных товаров) продавцы пытаются заманить в свои «сети» потребителей. Они пытаются проникнуть в подсознательные области мозга потребителя с одним призывом – «Купи!»

В тетрадях записать факторы, ограничивающие суверенитет потребителя:

  1. Монополизм производителя
  2. Непрофессионализм потребителя
  3. Введение нас в заблуждение (чистый обман)

          4.  Формирование потребительских предпочтений через агрессивную рекламу.

Как потребителю обеспечить свой суверенитет? 

Главное он должен знать свои права.

       Итак, приобретая что-либо за деньги, вы становитесь потребителями, а потребители имеют свои права. Представьте, что вы зашли в магазин и, давайте с вами определим, на что вы имеете право?

     

     Учитель записывает на доске «Права потребителя» и фиксирует на доске высказывания учеников:   - на информацию

                                             - на выбор

                                             - на консультацию

                                             - на добросовестное, качественное обслуживание

                                             - на качество товара

                                             - на возврат товара

                                             - на замену товара

                                             - на возмещение убытков

                                             - на апробацию

                                             - на здоровье

                                             - на ошибку

                                             - на защиту от агрессии

                                             - на возмещение морального ущерба.

             Существуют потребители, которые покупают товар для того, чтобы «выделиться из массы», подчеркнуть своё особое положение. Поэтому во всех странах мира большой популярностью пользуются автомобили марки «Мерседес». Их делают в ограниченном количестве и продают по очень высокой цене. Поэтому каждый, кто купил «Мерседес», имеет (с его точки зрения) основание для того, чтобы смотреть на остальных сверху вниз. Это так называемое, демонстративное потребление», впервые описал американский учёный Торстейн Веблен, с которым мы хотели бы вас познакомить. Выступление ученика с сообщением о нём на 3-5 минут.

       

     

      Во многих странах существует государственный контроль качества некоторых продуктов с целью – больше информировать потребителя. Существует общество потребителей – независимые общественные организации, которые помогают потребителям судиться с недобросовестными продавцами, а также исследуют потребительские свойства различных товаров и публикуют результаты исследований в специальных газетах и журналах. В России издаётся журнал «Спрос» и «Денежка» - желательно показать учащимся эти яркие и  содержащие полезную информацию журналы.

      Познакомить учащихся с «Законом о защите прав потребителя», показать его и зачитать некоторые статьи на выбор.

      Закон «О защите прав потребителей» - самый главный юридический документ целого комплекса законов – законодательства о защите прав потребителей. Закон «О защите прав потребителей» вступил в действие с апреля 1992 года и теперь активно применяется потребителями всякий раз, когда ущемляются их права и особенно когда требуется их государственная или судебная защита. Также образованы Общества по защите прав потребителей. Есть оно и у нас в Чувашии.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

           Учащимся предлагаются следующая задача:

            У станции метро стоят три продавца, торгующие бананами. Бананы из одной партии, цены  25, 22 и 18 рублей за килограмм. Тот продавец, который торгует дешевле коллег, улыбчив и вообще приятен во всех отношениях. Под шутки и прибаутки обслуживает довольных покупателей, не давая им возможности дождаться, когда стрелка весов замрёт, фиксируя окончательный вес. Зато и сам не замерзает и других не задерживает. Вопрос: какого продавца вы предпочтёте при условии, что качество бананов одинаково у всех троих?

Ребята высказываются.

          Многочисленные проверки показали, что обвес при уличной торговле бананами колеблется от 10 до 500 граммов. Возьмём даже среднюю цифру 255 гр. И что получится?  А получится, что по выбранному вами продавцу вы заплатили 18 рублей не за кг, а за 745 гр. Определите, во сколько фактически обошёлся вам  один килограмм.  Требуются ли комментарии?

                       

                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...