«Разработка аудиогида для прохождения экологической тропы на территории школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых»
проект по экологии (11 класс)
Важной частью адаптации детей с глубоким нарушением зрения является изучение окружающего мира при помощи тактильного восприятия, поэтому актуально проведение экскурсий, изучение биологического материала в естественной обстановке. Основная цель любой биологической экскурсии заключается в том, чтобы сформировать у детей с нарушением зрения понятия о биологических процессах и явлениях в их системе и взаимоотношениях, научить с помощью сохранных анализаторов воспринимать и понимать жизнь природы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников по экологии 2022-2023 гг. Региональный этап
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Разработка аудиогида для прохождения экологической тропы на территории школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых»
Работу выполнил:
Осипова Анастасия Всеволодовна
обучающаяся 11 класса ГБОУ «Школа-интернат №1
для обучения и реабилитации слепых»
Руководитель:
Кекнохаева Людмила Дамбовна,
учитель биологии и химии
Консультант:
Рыскинд Наталья Александровна
экскурсовод Дирекции природных территорий
«Царицыно» ГПБУ «Мосприрода»
Москва. 2023 г.
Оглавление
стр.
Введение 3 Материал 5
Методы 6
Результаты 9
Выводы 11
Заключение 12
Список литературы 13
Приложение 14
Введение
Актуальность. Отсутствие или глубокое нарушение зрения у школьников сильно затрудняет процесс знакомства учащихся с природой, порождает специфические трудности при изучении биологических объектов, своеобразие познавательной деятельности.
Восприятие предметов и явлений живой и неживой природы у незрячих и слабовидящих школьников основано на деятельности сохранных анализаторов, значительно уступающих нормальному зрению по скорости и степени точности. [1]
У тотально незрячих утраченные зрительные функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов. [2]
Важной частью адаптации детей с глубоким нарушением зрения является изучение окружающего мира при помощи тактильного восприятия, поэтому актуально проведение экскурсий, изучение биологического материала в естественной обстановке. Основная цель любой биологической экскурсии заключается в том, чтобы сформировать у детей с нарушением зрения понятия о биологических процессах и явлениях в их системе и взаимоотношениях, научить с помощью сохранных анализаторов воспринимать и понимать жизнь природы.
Эта цель может быть достигнута путем организации творческой поисковой деятельности учащихся на экологической тропе, выработки необходимых умений и навыков в пространственной ориентировке, коррекции и компенсации утраченного или ослабленного зрения путем ведения исследовательской работы.
Объект исследования – экологическая тропа на территории ГБОУ «Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых» города Москвы.
Предмет исследования – деревья и кустарники, которые растут на территории школы-интерната №1.
Цель проекта: разработать аудиогид для прохождения экологической тропы на территории ГБОУ «Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых» (ГБОУ ШОР №1)
Задачи проекта:
1.Изучить видовой состав древесно-кустарниковых насаждений пришкольной территории.
2. Разработать маршрут экологической тропы.
3. Оформить тактильную схему экологической тропы.
4. Разработать и провести экскурсию с интерактивным аудиогидом.
5. Провести эколого-просветительские мероприятия для учеников 6-12-х классов: викторины, беседы, практические работы.
Гипотеза. Если создать аудиогид для прохождения экологической тропы, которым сможет воспользоваться любой желающий, то у обучающихся и педагогов с глубоким нарушением зрения появится реальная возможность для самостоятельного ознакомления с природой.
Материал.
Экологическая тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания. Во время движения по экологической тропе посетители получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. [3]
Экологическая тропа вокруг спального корпуса на территории ГБОУ ШОР №1 представляет собой маршрут с интерактивным аудиогидом.
Аудиогид — это фонограмма, с помощью которой можно совершать самостоятельные экскурсии. Аудиогиды удобны, поскольку позволяют воспринимать информацию в комфортном темпе, не отвлекаясь на посторонние шумы или переспрашивания других участников экскурсии, которые что-то не расслышали.
В 1980-х годах посетителям мировых музеев на входе стали предлагать громоздкие плееры и кассеты с голосовой записью экскурсии. В 21 веке их научились «упаковывать» в портативные устройства размером со спичечный коробок, а также в мобильные приложения, которые можно купить или скачать в пару кликов. [4]
Важным аспектом организации экологической тропы для обучающихся с глубоким нарушением зрения является перевод зрительных образов деревьев в образы и форму, доступную для тактильного и звукового восприятия.
Аудиогид дает возможность взаимодействия с окружающей средой маломобильным людям со слабым зрением или нарушением слуха.
Методы
- Поиск, анализ и систематизация материала по изучаемой теме из электронных источников с помощью программы экранного доступа «JAWS for Windows».
- Изучение особенностей восприятия незрячими окружающего мира.
- Использование метода моделирования для создания тактильной схемы экологической тропы.
- Использован педагогический метод при создании текстовой части аудиогида и метод перевода с плоскопечатного шрифта на шрифт Брайля.
- Печать материалов для проведения опроса и эколого-просветительских мероприятий рельефно-точечным шрифтом Брайля на брайлевском принтере.
- Разработана анкета, проведён опрос и осуществлена обработка анкет.
- Проведено социологическое исследование – опрос обучающихся 6-12 классов с глубокими нарушениями зрения (тотально незрячих) для выявления их отношения к окружающей среде.
Вопросы анкеты:
1. Знаете ли вы, какие деревья и кустарники растут на территории школы-интерната №1?
2. Сможете ли вы тактильно отличить одно дерево (кустарник) от другого? Поясните по каким признакам?
3. Хотелось ли вам поближе познакомиться с древесными насаждениями школьного двора с помощью аудиогида?
4. Что вам известно об истории появления деревьев в школьном дворе?
5. Какую пользу приносят деревья и кустарники?
- Проведена практическая работа по изучению видового состава деревьев и кустарников пришкольной территории с использованием программы «PictureThis» программы экранного доступа «JAWS for Windows».
Практическая работа.
Изучение видового состава деревьев и кустарников пришкольной территории.
Цель работы: Изучить видовой состав деревьев и кустарников на территории школы-интерната №1.
Задачи:
1) Провести учет видового состава деревьев и кустарников на территории школы с использованием программы «PictureThis» и программы экранного доступа «JAWS for Windows».
2) Составить характеристику древесно-кустарниковой растительности вокруг спального корпуса школы.
3) Развивать практические навыки работы с натуральными объектами.
4)Проанализировать полученные результаты. Сформулировать выводы исследования.
Объект исследования: территория ГБОУ «Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых» г. Москвы.
Предмет исследования: деревья и кустарники территории школы.
Методика: составили тактильную схему территории вокруг спального корпуса.
Исследование видового и количественного состава древесно-кустарниковых растений территории школы-интерната проводилось осенью 2022 года. Для проведения исследования была изучена литература, материалы из Интернет-источников.
Результаты.
- Основные характеристики экологической тропы.
Вид тропы: экологическая.
Местонахождение: г. Москва, 3-я Мытищинская, дом 5.
Протяженность: 500 м.
Маршрут разработан: в 2022 году.
Краткое описание границ маршрута: начало маршрута – здание КПП, затем движение вокруг спального корпуса, завершение маршрута – учебный корпус.
Тип тропы: кольцевая.
Формы работы: эколого-просветительские мероприятия.
Назначение экологической тропы: учебно-познавательная.
Необходимые мероприятия: оформление табличек плоскопечатным шрифтом и шрифтом Брайля.
Основные объекты маршрута: 24 остановки. (Приложение 2)
- Результаты анкетирования
Социологическое исследование – опрос учащихся с глубокими нарушениями зрения (тотально незрячих) был проведён для того, чтобы выяснить, знают ли они какие деревья и кустарники растут вокруг спального корпуса школы-интерната №1, кем они были высажены и какова их польза для окружающей среды и для человека.
Материалы для опроса были отпечатаны рельефно-точечным шрифтом Брайля. В опросе приняло участие 57 учащихся 6-12 классов школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых.
1. 62% опрошенных респондентов имеют представление о том, какие деревья растут на территории школы-интерната №1.
2. 18% учащихся 6-12 классов, принимавших участие в опросе, смогут отличить одно дерево (кустарник) от другого по листьям, коре и цветкам. Наибольшие затруднения у обучающихся с нарушением зрения вызывает определение деревьев и кустарников - представителей отдела Покрытосеменных растений.
3. 95% респондентов хотели бы поближе познакомиться с древесно-кустарниковой растительностью на пришкольном участке с помощью аудиогида.
4. 77 % обучающихся знают, что деревья и кустарники высажены на территории школы-интерната педагогами, родителями и школьниками.
5. Все опрошенные респонденты (100%) знают, что деревья – источники кислорода, очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, дают вкусные съедобные плоды. (Приложение 4)
- Результаты практической работы
В результате проведения практической работы были описаны 13 видов кустарников и 11 видов деревьев. (Приложение 1)
Информацию об объектах можно послушать, скачав аудиофайлы, или перейдя по ссылке.
Сирень обыкновенная | |
Клён ясенелистный | |
Сосна обыкновенная | |
Ирга ольхолистная | |
Лиственница американская | |
Сирень мохнатая | |
Клён остролистный | |
Спирея японская | |
Ясень американский | |
Липа крупнолистная | |
Пузыреплодник калинолистный | |
Чубушник Льюиса | |
Рябина обыкновенная | |
Калина обыкновенная | |
Ель обыкновенная | |
Спирея Дугласа | |
Керрия японская | |
Вяз шершавый | |
Шиповник красно-бурый | |
Можжевельник казацкий | |
Туя западная | |
Карагана древовидная | |
Кизильник войлочный | |
Можжевельник формозский |
Выводы
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Для незрячих обучающихся основными средствами восприятия окружающего мира являются сохранные анализаторы: осязание и слух. Учащиеся с остаточным зрением воспринимают окружающий мир в виде обедненных и неточных зрительных образов.
2. Опрос выявил, что 95% респондентов хотели бы поближе познакомиться с древесно-кустарниковой растительностью на пришкольном участке с помощью аудиогида.
4. Продуктом проекта стал интерактивный аудиогид по экологической тропе вокруг спального корпуса ГБОУ ШОР №1, содержащий аудиоинформацию о древесно-кустарниковой растительности. Информацию можно послушать, скачав аудиофайлы, или перейдя по ссылке. Информация о деревьях и кустарниках представлена также в определителе шрифтами Брайля и плоскопечатным. Плоскопечатный шрифт позволит использовать пособие не только в школах-интернатах для обучения и реабилитации слепых, но и в массовых школах.
5. Разработанная тактильная рельефно-графическая схема экологической тропы как средство компенсации нарушений зрения даёт представление о местонахождении биологических объектов относительно друг друга и зданий на территории школы-интерната. Деревянные таблички с названиями древесно-кустарниковой растительности, содержат информацию, выполненную плоским шрифтом и шрифтом Брайля выполнены в Мастерской Брайля при школе-интернате. (Приложение 3)
7. Экскурсии, практические занятия, экологические конкурсы способствовали выработке умений и навыков тактильного обследования природного материала, формированию бережного отношения к объектам природы.
Заключение
Реализация проекта «Разработка аудиогида для прохождения экологической тропы на территории школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых» помогла обучающимся с глубоким нарушением зрения научиться узнавать деревья и кустарники пришкольной территории и составить определитель деревьев, которые встречаются на территории школы.
Опыт проведения экскурсий с учениками 6-12-х классов позволил привлечь внимание учеников школы к экологическим проблемам.
Это только первый этап реализации нашего проекта. Мы планируем весной этого года провести учет видового состава деревьев и кустарников на территории СОСП «Солнышко» - лагере, в котором проводят отдых учащиеся нашей школы.
Далее мы планируем обратиться в компанию «3D-Реплика» с просьбой создать таблички с названиями деревьев и кустарников на материале, устойчивом к перепадам температуры, влажности и солнечного света.
Список литературы и интернет-источники:
1. Тупоногов Б.К. Проведение экскурсий по биологии со слепыми и слабовидящими учащимися. Учебно-методическое пособие. М.: Всероссийское общество слепых (ВОС), 1989
2.https://multiurok.ru/blog/osobiennosti-razvitiia-dietiei-s-narushieniiem-zrieniia-psikhologho-piedaghoghichieskaia-kharaktieristika-dietiei-s-narushieniiem-zrieniia.html
3.https://sgp.uz/userfiles/files/Экотропа_методическое пособие_рус.pdf
4.https://www.sputnik8.com/ru/moscow/pages/luchshie-prilozheniya-s-audiogidami
5.https://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2014/03/08/uchebnaya-ekologicheskaya-tropa
Приложение 2.
Экскурсионные объекты (станции) «Школьной экологической тропы»
№ п/п | Название станции | Основное содержание |
№1 | Начало маршрута - Здание КПП | Ознакомление с историей создания школьной экологической тропы, её целью и задачами. Знакомство с тактильной картой-схемой экотропы. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на тропе. |
№ 2 | Станция «Сиринга» - Сирень обыкновенная - |
Местонахождение объекта на тактильной схеме экологической тропы. Рассказ об объекте экологической тропы – этимология названия, систематика, внешние особенности (лист, ствол, цветы, плоды); связь с животным миром; польза для человека. |
№ 3 | «Коварный иностранец» - Клён ясенелистный | |
№ 4 | Станция «Древо жизни» -Сосна обыкновенная | |
№ 5 | Станция «Королева задворков» - Ирга ольхолистная | |
№ 6 | Станция «Древо Добра и Мира» - Лиственница американская | |
№ 7 | Станция «Пушистая» - Сирень мохнатая | |
№ 8 | Станция «Певучее дерево» – Клён остролистный | |
№ 9 | Станция «Таволга» - Спирея японская | |
№ 10 | Станция «Лестница в Небеса» - Ясень американский | |
№ 11 | Станция «Медоносная» Липа крупнолистная | |
№ 12 | Станция «Пурпурнолистная» - Пузыреплодник калинолистный | |
№13 | Станция «Король запахов» - Чубушник Льюиса | |
№ 14 | Станция «Веснушка» - Рябина обыкновенная | |
№ 15 | Станция «Калина красная» - Калина обыкновенная | |
№ 16 | Станция «Новогодняя» - Ель обыкновенная | |
№ 17 | Станция «Краски лета» - Спирея Дугласа | |
№ 18 | Станция «Золотая роза Японии» - Керрия японская | |
№ 19 | Станция «Карагач» - Вяз шершавый | |
№ 20 | Станция «Цветок богини» - Шиповник красно-бурый | |
№ 21 | Станция «Посох Перуна» - Можжевельник казацкий | |
№ 22 | Станция «Ароматная древесина» - Туя западная | |
№ 23 | Станция «Чёрное ухо» - Карагана древовидная | |
№ 24 | Станция «Войлочная» - Кизильник войлочный | |
№ 25 | Станция «Верес» - Можжевельник формозский | |
Завершение маршрута – Учебный корпус |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Экологическая тропа на территории музея - заповедника В.Д.Поленова".
Проведение экологической тропы предполагает формирование у учащихся умений применять знания о природе на практике. ...
Социальный проект «БЛАГОУСТРОЙСТВО ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ НА ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 95 Нижнего Новгорода»
Трудовое воспитание и профориентация являются одним из приоритетных направлений учебно-воспитательной деятельности школы-интерната №95. В школе стало уже традицией организовывать деятельность подростк...
Проект "Экологическая тропа на территории школы"
В перид 2015-2016 учебного года с группой шестиклассников был разработан проект "Экологическая тропа на территории школы". Мы участвовали в районной "Ярмарке идей" и стали призерами. Работа по данному...
Проект "Экологическая тропа на территории школы"
Проект "Экологическая тропа на территории школы" был разработан и начал реализацию в 2015-2016 учебном году. За данный период времени шестиклассниками разработаны видовые точки, дана их характер...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ...
Экологическая тропа на территории СОГБУ ДО «Станция юннатов»
Описание экологической тропы в учреждении дополнительного образования как экскурсионного объекта...