Методическая рекомендация "Экологическое воспитание младших школьников"
методическая разработка по экологии

Методическая рекомендация "Экологическое воспитание младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rekomendatsiya.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр детского туризма

муниципального района «Улуг-Хемский Республики Тыва»

668210, Республика Тыва, Улуг-Хемский район, г.Шагонар, ул.Подгорная, д.2

Методическая рекомендация

«ЭКОЛОГИЧЕКОЕ ВОСПИТАНИЕ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Автор: старший педагог дополнительного образования,

первой категории

Балчый Алёна Сергеевна

Шагонар

2024 г.

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                                     3                                                              

2. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема         5

3. Экологическое воспитание в процессе образования младших

школьников                                                                                                           10

4. Обмен опытом по экологическому воспитанию младших школьников     13

5. Заключение                                                                                                        17                                                  

6. Список литературы                                                                                           18

Пояснительная записка

         Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня все возрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения.

         В настоящее время в этой области просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение

экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья учебно-воспитательного процесса, выражающееся во введении экологизированных учебных курсов, создании детских экологических объединений, возрастании числа экологических центров, лицеев, колледжей, увеличении количества создаваемых педагогами-практиками авторских экологических программ, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к выводу, что вне поля зрения остается нечто существенное, без чего невозможно значительное повышение уровня экологической воспитанности школьников. На повестку дня встает необходимость глубокого переосмысления опыта разработки проблем экологического воспитания и поиск принципиально новых подходов к его организации.

         Необходимо формирование системы знаний об экологическом воспитании как важной составляющей развития экологической культуры школьника, которая в наиболее общем смысле может быть понимаема как новообразование в личности, основанное на развитии ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер и выражающаяся в экологически обоснованном взаимодействии человека с окружающей социоприродной средой. Рассмотрение процесса экологического воспитания в рамках экологического образования, доминировавшее в последние годы, сегодня явно недостаточно, так как ограничивает воспитание передачей экологических знаний, тем самым, поддерживая в сознании педагогов представление о вспомогательной роли воспитательного процесса относительно экологического образования. Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что является прерогативой процесса экологического воспитания. На каждом возрастном этапе развития личности экологическая культура имеет свои специфические характеристики. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей.

         Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная
экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе или учреждении

дополнительного образования уже с первых лет воспитания детей.

         Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний
и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них
надежных основ ответственного отношения к природе. Образовательный процесс в  
начальной школе призван вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.


          Индивидуальный анализ учебников подтверждает, что предпосылки для этого
имеются. Однако нельзя сказать, что проблема разделения функций и взаимодействия учебных предметов в целях экологического образования решена.
          Необходимо дополнить новыми элементами знания о каждом конкретном
компоненте природы, изучаемом детьми. При различных подходах к содержанию курса появляется возможность ввести детей в круг реальных экологических проблем. «Экологизация» курса не должна ограничиться только обновлением его содержания. В соответствующей модернизации нуждаются методы, приемы, средства обучения. Важное место могут занять ролевые игры, учебные дискуссии. Однако радикальное изменение ситуации может произойти в результате внедрения новых методик, программ, учебных пособий.

            Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам
выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Однако проведенное анкетирование в ряде образовательных учреждений показало, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у обучающихся и их родителей, но и у педагогов.

           Можно сделать вывод, что усиление экологического воспитания остается проблемой номер один в педагогической действительности образовательных учреждений.

2. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема

         Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой
цивилизации, вызвали необходимость экологического воспитания, призванного
реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования.
        Дальнейшее исследование этой проблемы, проведенное философами и педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания – экологический.
       
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и

образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
        Основная
цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

          Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи: 
- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные;
- развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности;
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
          В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию

проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования школьников в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы.
          Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику
обучения и воспитания младших школьников. Однако, многообразие трудов, школ, учреждений дополнительного образования, вариативность программ обучения, творческих разработок порождают множество проблем и вопросов. Чему учить? Каков общий состав знаний доступен школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Как учить?
          Зарождение современных тенденций экологического образования и воспитания
в начальной школе можно отнести к началу 70-х годов, когда она переживала целый ряд серьезных преобразований, в частности введение в учебный план нового предмета «природоведение». Четко выраженная экологическая направленность нового курса, которая в наши дни именуется традиционной, создала у учителей определенную установку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредметной модели, оказавшейся малоэффективной. Основные причины малоэффективности кроются в том, что конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде – сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественно-научные знания по биологической экологии, справится с формированием многогранного отношения младших школьников к природной и социальной среде не может. На повестку дня встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процесс экологического образования. Возникла идея многопредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Пока же использование межпредметного содержания и формы обучения носит в основном стихийный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников. Современные тенденции развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определенный путь становления: от
однопредметной – к смешанной. Однако поиск в этом направлении продолжается
до сих пор.
          Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явится стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки младших школьников.
          Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип
непрерывности.
           Ретроспективный анализ экологического воспитания сочетался с изучением
современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных форм экологического воспитания, данными опроса экспертов, что позволило не только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития экологического воспитания школьников:
- целенаправленно координируется деятельность школ, учреждений дополнительного образования, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;
- классно-урочные часы сочетаются с внеурочной деятельностью школьников в природной среде;
- наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические практикумы;
- в экологическом воспитании и образовании обучающихся возникает значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным.
            Тенденцию развития экологического воспитания и образования дополняют: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической,  глобальной проблемы и проблемы экологии человека.
             На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания.

              Их можно классифицировать на:

 а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.
             К
массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и
озеленению помещений и территории образовательных учреждений, массовые природоохранные компании, акции и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке (см. приложение 1).
             К
групповым – клубные, кружковые, секционные занятия юных друзей природы;
факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии;
туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
             
Индивидуальные формы предполагают деятельность школьников по подготовке
докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок из природного и бросового материалов, фотографирование, рисование, лепка.
            Основными критериями эффективности массовых форм является широкое

участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень
активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления

материала.
            Критериями эффективности групповых форм экологического воспитания является,
прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны,

заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.
            Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания
свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений в природоохранной деятельности.
            Определены также условия развития взаимосвязи образовательного учреждения, семьи и общественности, направленные на достижение целей экологического воспитания.
            Для успеха необходимо выполнение следующих условий:
- планирование всех звеньев системы на основе планов совместной работы, которая обеспечивает правильную расстановку сил, последовательность, ритмичность и устойчивость компонентов всех звеньев с образовательным учреждением и между собой;
- организация деятельности всех звеньев общей системы управления экологическим воспитанием, создание предпосылок для их правильного функционирования;
- регулярная и заранее подготовленная информация о деятельности каждого звена и обмен информацией между ними;
- контроль, выявление недостатков и слабых сторон в работе, внесение корректив в ее программу;
- изучение эффективности работы каждого звена, подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.
            Были определены основные этапы преобразования и взаимодействия с природой
в воспитательном процессе. На подготовительном этапе педагог изучает сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между школьником и природой (объективные связи со средой) и отношение школьников к ее явлениям (субъективные связи). Разрабатываются индивидуализированные и групповые привлекательные для учащихся способы ознакомления с природными достопримечательностями. Совместно определяются трудовые, поисковые, природоохранительные дела. Предложения, как правило, вносятся самими школьниками. Педагог старается глубже связать их с зоной ближайшего развития индивидуальных склонностей и способностей.  Одновременно с изучением предметных связей компонентов с природой педагог устанавливает их распространенность, степень общности отношений и другие предпосылки коллективистского самоопределения школьников, их способности соотносить личные воздействия на природу с ее влиянием на развитие чувственно - эмоциональной, волевой, интеллектуальной активности.
             
Начальный этап построения воспитательного процесса характеризуется, прежде
всего, вовлечением учащихся в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Цели этапа – приучение школьников к разумному природопользованию, труду,

сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.
              На материале труда по уходу за природными местами города, участие в уборке парков, в посадке деревьев и кустарников выявилась необходимость пассивного подхода педагогов к формированию трудовых и экономических отношений школьников. Каждый вид деятельности, выше на позицию личности в целом, наиболее благоприятствует развитию отдельных особенностей школьников, воспитанию нравственно-эстетической направленности на природную среду. Поэтому деятельность, руководимая педагогом, нуждается в системной организации.                

           Результатом воспитания на данном этапе становятся практические знания и усилия школьников, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среди природы. Значительно
активизируются деловые отношения класса, группы, творческого объединения, растет взаимопонимание, появляется стремление сравнивать себя с товарищами, подражать лучшим из них, заслужить уважение и авторитет.
           
На втором этапе построения воспитательного процесса ведущей стала учебная
деятельность школьников. Не будучи включенной, непосредственно в труд, охрану природы, она помогла систематизировать впечатления о природе и личной деятельности, открыла возможность соединить практику взаимодействия с природой и образованием.          Основное внимание уделяется связи деятельности в природе с обучением русскому языку и литературе. Развитие языка и речи школьников, работа с произведениями литературы, изобразительного искусства, музыки позволяет глубже раскрыть школьнику духовную ценность природы, по новому осветить роль заботы об окружающей среде и ее рациональном использовании в удовлетворении потребностей общества. Стремление школьника к деятельности и познанию природы во многом обусловлены возрастом и
доступной системой.
           Особым этапом в построении воспитательного процесса является целенаправленное формирование личности школьника.
           Необходимо различать попутное формирование качеств личности, которое происходит в разнообразной деятельности и различных отношениях с людьми, природой, и специально организованного воспитания личности. Специальная организация возникает при постановке на данном этапе воспитания конкретной цели, при индивидуализации воздействия педагога и вовлечения школьников в дела среди природы, которые полагают формирование мировоззрения, убеждения, ценностные ориентации, речь, волю, характер.             В отношениях между педагогом и учащимся реализуются функции: укрепление и обогащение связей с природой, специфического развития практических отношений, организаторского сочетания педагогического и системного подхода.
           Необходимо усиление экологического воспитания младших школьников.
           Усиление экологического воспитания – это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, которое приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:
1.
Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.
2.
Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.
3.
Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.
           Наконец, другая сторона дела – красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.
           
Важная воспитательная задача: убеждать школьников в том, что все эти существа – такие же наши «соседи на планете».
           Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам
педагог, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется в виду и, внедрившееся в наше сознание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма живучего лозунга, «покорение природы», «господство над природой», и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет.
           Очень важно, чтобы педагог постоянно искал новые, эффективные приемы
обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.
           Учреждения дополнительного образования, а также общеобразовательные  как центральная система экологического воспитания школьников должны быть активным организатором связи с общественными организациями для расширения сферы природоохранной деятельности школьников различного возраста и формирования у
них ответственного отношения к природе.

3. Экологическое воспитание в процессе образования

младших школьников

           Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической
теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
          В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно - обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.
           Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие, их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.
            Основу для становления и развития ответственного отношения к природе,
формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах.

              Так, например, содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.
             В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:
1 уровень: объекты природы рассматриваются отдельными элементами, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.
2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания.
3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.
              Связи между живой и неживой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых

организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и  духовной жизни человека.
              Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают
необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе.

               На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды.
              Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством
конкретных фактов и выводов идея о том, что труд человека – условие использования и охраны природных богатств родного края.
              Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к

использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за объектами живой природы, их защите (см. приложение № 2).
              Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и
воспитания в младшей школе – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе,

приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков или занятий по природоведению и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.
               К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования
школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, обучающиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.
              Очевидно, что  младших школьников трудно подвести к осознанию этой идеи во всей ее полноте, однако некоторые элементы знаний о связи человека с природным окружением они получают.
              Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного
отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Сущность понятия «охрана природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и организации детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем.
               Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном
окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов
охраны, конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах дети учатся
понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.
                Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, который является важнейшим мотивом охраны природы. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании
младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.
              Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность младших
школьников. Разные ее виды дополняют друг друга:
учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически

целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

              Одной из главных задач экологического образования является теоретическое
освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д.

              Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на
занятиях кружка, секции или клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.
             Хочется обратить внимание на сочетание таких форм организации работы, как
кружок, секция, клуб (экологического направления). Как привило, учащиеся до четвертого класса активно занимаются в кружках с природоохранительной  тематикой.                  Клуб ориентирован преимущественно на познавательную и простейшую практическую деятельность учащихся начальных классов. Разработка экологически грамотных проектов устройства природного участка, экологической тропы, маршрутов экологических экспедиций по родному краю, участие в организации и осуществлении их с привлечением школьников младших классов, школьных тематических вечеров, выставок, дня окружающей среды – вся эта деятельность может быть успешно организована в рамках дополнительного образования детей.      
             Другой задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в
процессе самообразования.
             Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности обучающихся
зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных классов
доступны такие практические дела, как развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц, их кормление, уход за растениями; уход за животными живого уголка и т. д.


              Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным
участием всего или большей части педагогического коллектива образовательного учреждения в организации экологически направленной деятельности школьников.

4. Обмен опытом по экологическому воспитанию младших школьников

           Говоря об экологическом воспитании младших школьников, хотелось бы поделиться своим опытом работы в учреждении дополнительного образования. Работая педагогом дополнительного образования творческого объединения «Хранители природы», я поставила перед собой главную цель экологического воспитания: формирование у моих детей основ экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

            Для выполнения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

1.        Использовать экологические знания как необходимое условие для выработки правильного отношения к окружающему миру.

2.         Содействовать тому, чтобы знания несли эмоционально-действенный характер и выражались в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять всё живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.

            На основании поставленных задач, определила следующий план работы:

  • Продумать экскурсии в природу с наблюдениями за растениями и животными в разное время года.
  • Разработать цикл бесед и тематических занятий экологического содержания, тесты и анкеты после их проведения (см. приложение 3).
  • Организовать природоохранные акции, трудовые десанты, экологические разведки.
  • Разработать практические занятия по уходу за обитателями уголка живой природы.
  • Спланировать проектно-исследовательскую деятельность учащихся (см. приложение 4).
  • Организовать конкурсы заметок, листовок, плакатов по обсуждаемым событиям экологического характера.
  • Помочь учащимся научиться радоваться успехам друзей, сверстников, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.

         Для меня как педагога экологическое воспитание младших школьников должно иметь следующие направления:

        формирование у детей элементарные представления о растениях и животных, организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за её сохранение;

         проявление бережного отношения к природе должно выполняться в игровых формах, при выполнении трудовых обязанностей в повседневной жизни;

        младших школьников надо обучать практическим навыкам ухода за растениями, животными.

Систематический труд должен формировать у детей привычку заботиться о живом. Это процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают трудовую деятельность ребёнка. Мотивы могут быть различны. Сильным стимулом к труду может быть интерес к совместной деятельности с взрослыми или сверстниками. Формирование у детей нравственно значимых мотивов труда по уходу за растениями и животными требует специальной педагогической работы.

Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.

Соединение возникших чувств с природоохранительными знаниями и дадут положительный результат в воспитании детей.

Во время проведения учебных занятий и любых мероприятий я учу детей беречь и приумножать природный мир. Так, например,  мои учащиеся разрабатывают проекты по экологически опасным местам города, разведению домашних животных в условиях севера, адаптированию птиц отечественной фауны в домашних условиях, озеленению интерьеров помещений и т. п.

При наблюдении за комнатными растениями я обращаю внимание ребят на красоту цветов и листьев; рассказываю, что комнатные цветы не только украшают комнату, но и  оздоравливают микроклимат помещения, что каждый цветок требует своих условий (одни любят свет, другие – нет, одни любят много влаги, другие – нет). Наблюдая за животными, мои воспитанники учатся описывать поведение их в разные времена года, выведение потомства, учатся правильному содержанию животных в неволе. Все полученные знания я закрепляю в играх «Спасение Дюймовочки», «Узнай растение по описанию», «Что изменилось?», «Азбука гигиены», «Весенняя капель» и т.д.

В ознакомлении детей с окружающим природным миром мне очень помогают собственные задачи по развитию логического мышления, схемы, дидактические игры, использование иллюстраций растений, животных; художественного слова, пословиц, загадок, чтения рассказов, просмотр телепередач, видеоматериалов, компьютерных презентаций; проведение занятий по ИЗО, литературе, окружающему миру.

На основе представлений о взаимосвязях в природной среде  у детей развивается интерес к природе, к её познанию, действительная готовность прийти на помощь «братьям нашим меньшим», если они в этом нуждаются.

За 18-летний педагогический опыт мною накоплен определённый материал: это общеразвивающие программы «Хранители природы», «Увлекательная энтомология», «Фелинологи», «Орнитологи», воспитательная программа клуба творческой экологии «Друзья природы», доклады на экологическую тематику, конспекты уроков, консультации к ним, сборники сценариев по экологической проблематике, методические пособия по учебно-исследовательской деятельности и т. п.

Формы и методы экологической работы

Педагогическая наука накопила большой арсенал методов и исследований.

Среди них многие я успешно использую в педагогическом процессе, они органически вписываются в него, приводя к воспитательному результату.

Наблюдение – метод познания и исследования, который использую при изучении внешних проявлений поведения воспитанника без вмешательства в протекание его деятельности. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности её становления.

Наблюдение обычно провожу в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываю, тщательно их анализирую. Перед наблюдением составляю план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.

 Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путём опроса испытуемых.

Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. По содержанию анкета должна охватывать только определённую проблему. Это позволяет мне сделать не только количественный, но и качественный анализ.

По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа, поэтому при помощи открытых вопросов собираю более богатую информацию).

Тестирование – исследовательский метод, в основе которого лежат определённые стандартизированные задания.

Использую разнообразные тесты: графические, ассоциативные, тесты общей результативности, тесты развития и др (см. приложение 5).

Беседа – является важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания её затруднений. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта; от степени её подготовленности; от умения выстраивать беседу.

Перед началом беседы делаю краткое вступление, где излагаю тему, цели и задачи опроса. Затем предлагаю вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти, размещаю в середине беседы. Вопросы объединяю по тематическому и проблемному принципам.

Диагностика – общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.

 Диагностика - важнейший компонент социальной технологии (цель – диагноз – прогноз – программа – внедрение – анализ) (см. приложение 6).

 

Работая с младшими школьниками, стараюсь использовать разнообразные формы:

 - циклы наблюдений за растениями и животными во время экскурсий в природу в разное время года;

-экологические беседы  по темам:

«Раненная земля», «Сказка о «нефтяной рыбке», «Разноцветная речка», «Можно ли повернуть северные реки?», «Мать сыра земля в опасности», «Почему нельзя рвать купальницу?», «Травопогубители», «Чей дом лучше?», «Кто живет в тундре?» и т. д.;

- Обсуждение страниц энциклопедии  под рубрикой «Экологическая тревога»;

- Создание листовок, плакатов по обсуждённым событиям экологического характера;

- экскурсии в природу;

- трудовые десанты на природные места города;

- экологические разведки по особо опасным местам района;

- прокладывание экологических троп;

- туристические маршруты;

- защита проектных и реферативных работ по экологической тематике и т. п.

С моими воспитанниками принимаю активное участие в городских, республиканских, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях экологического содержания: «Неделя защиты окружающей среды», эколого-просветительский марафон «Зеленая планета», «Юные исследователи окружающей среды», «Летопись добрых дел по сохранению природы», «Детство без границ», «Звезды в защиту животных!» и др.

Уверена, что образовательный  процесс при участии одного педагога получится однобоким. Важно, чтобы экологическим воспитанием младших школьников занимались и родители. Поэтому родители моих обучающихся активно принимают участие во всех воспитательных мероприятиях, открытых занятиях, родительских собраниях.

 Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать?

Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер моих учащихся, я использую на своих занятиях такие игры, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают моим урокам эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а, следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у младших школьников самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

Было бы ошибкой ожидать мгновенного воздействия на ребёнка экологически правильной игровой деятельности. Однако уверена, что усилия педагога не проходят бесследно.

Требования времени – непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста. И задача педагогов – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения.

Заключение

             Исходя из темы моей рекомендации, можно сделать следующие выводы:
- проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет
существовать на протяжении развития общества;

-    правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества;

-    именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

            Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

            Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания.
           Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость,
стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.

Для духовного развития личности человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, непосредственно общался с ней.

Формирование экологического отношения к природе в начальном звене необходимо осуществлять через комплексное применение в учебных курсах нетрадиционных методов обучения, системы познавательных заданий для 1-4 классов на основе программного природоведческого материала по применению природоведческих знаний в новой учебной ситуации.

               Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее
развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые
играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.

Список литературы

1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического
образования младших школьников.// НШ. – 1999. - №1. С. 19-22  
2. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. – 1998.
№6. С. 92-94.  
3. Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного
края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. – 1998. - №10. С. 9-11.
4. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. –
1998. № 6. С. 63-64.
5. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. // НШ. - 1998.
№6. С. 13-14.
6. Государственные стандарты начального образования РК. Алматы, 1998.  
7. Гюльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальные традиции и их
использование в экологическом воспитании детей. // НШ. – 1998. №6. С. 71-
76.
8. Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. //
НШ. – 1998. - № 6. С. 19-26.
9. Дмитриев Ю. Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература. – 1997.  
10. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. – 1998. №6.
С. 125-127.
11. Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в
процессе образования. М.: Просвещение. – 1983.
12. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. – 2000. №6. С. 75-76.
13. Майорова М. Л. Интегрированное применение литературного материала на
уроках природоведения. // НШ. – 1999. №12. С. 60-61.  
14. Мухамедьярова Р. Р. О работе экологической школы. // НШ. – 1999. №3. С.
32-34.
15. Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. //
НШ. – 1998. №6. С. 105-106.  
16. Павленко Е. С. Экологические проблемы и начальная школа. ,, НШ. – 1998.
№5.
17. Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими
знаниями. // НШ. – 1998. №6. С. 26-28.
18. Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. //
НШ. – 1999. №5. С. 45-51.
19. Тихонова А. Е., Деев В. М. Приобщите младших школьников к краеведческой
работе с целью их экологического образования. // НШ. – 1998. №6. С. 77-81.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания младших школьников "Культура поведения"

Цель программы: формирование навыков культурного поведения.  Задачи: Создать условия для освоения и присвоения этических норм поведения детьми.  Организовать  системную работу по п...

Вокальное воспитание младших школьников в эстетическом классе

Сообщение предназначена для преподавателей музыки и хорового пения, работающих с младшими школьниками в классе хорового пения....

Игра как средство экологического воспитания младших школьников

доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...

Гражданско- правовое воспитание младших школьников

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школ...

статья " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

статья на тему "  РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ " . В статье раскрываются методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по д...

Методическая разработка "Подвижные игры как средство физического развития и воспитания младшего школьника"

Предмет исследования: подвижная игра на уроках физической культуры как фактор повышения физических качеств учащихся начальной школы.Цель: изучение влияния подвижных игр на развитие физических качеств ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»Методическая разработка экологической игры...