МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
классный час на тему
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Методическая разработка экологической игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_voda.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ Г.ПОДОЛЬСКА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ V ВИДА»
142104, МО, г. Подольск, ул. Народная , д.6/18; т.: 54-98-76, 69-97-18
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
классного часа по экологическому воспитанию
младших школьников:
«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Разработала и провела: воспитатель
Лукичёва М. А.
Подольск – 2014
План классного часа
I. Вступление
II. Основная часть
2.1. «Вода – чудо природы» (конкурс «Загадочный»)
2.2. «Вода – самое необыкновенное вещество в мире»
2.3. «Кругооборот воды в природе» (игра «Капельки»; выставка творческих работ; викторина «Реки, озера, моря и океаны»
2.4. «Вода – сама жизнь» (таблица «Расход воды»)
2.5. «Вода – эликсир жизни»
III. Заключение (выводы)
Литература
Классный час«Волшебница Вода»
Методическая разработка экологической игры
Цель: показать необходимость воды для всего живого на земле, познакомить учащихся с круговоротом воды в природе; доказать что вода – один из центральных природных ресурсов, необходимых всему живому).
Задачи:
1) Экологическое воспитание:
- привить навыки экономичного расходования воды в домашних условиях;
- показать насколько дорого стоят природные ресурсы.
2) Политехническое образование:
- расширение занятий по географии (понятия: «планета», «водная оболочка Земли», «океаны», «моря», «озера», «реки», «водопады» - тема «Водные ресурсы»).
3) Коррекционная работа:
- расширение активного и пассивного словаря по теме;
- работа над грамматическом строе речи (составление правильных ответов на вопросы, составление-придумывание сказок «Путешествие капельки», развитие письменной речи, устной речи, рассказы по рисункам.
4) Развитие познавательной активности (любознательность, заинтересованность).
Предварительная работа. Чтение стихотворений.
Оборудование: глобус, трехлитровая банка с водой, таблица «Расход воды», плакаты по теме, выставка рисунков.
ТСО: DVD – видеофильм «Озеро Байкал», песня «Море» Юрия Антонова, «Живи родник»
Наглядные пособия:
- таблица «Расход воды»;
- выставка фотографий «Волшебница вода»;
- изображения (океаны, моря, озера, реки);
- выставка творческих работ «Путешествие капельки».
Вступление
Ведущий: Ребята, у нас сегодня необычный классный час, посвященный Волшебной Воде. Почему «волшебной»? Да потому, что вода бывает очень разной. Она может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становится холодной льдинкой или горячим паром. На земле много воды, но она требует все чаще защиты. Много ли воды на нашей планете, хватает ли ее всем?
(Показывает детям глобус. Напоминает, что голубым цветом на нем изображена вода).
А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровую банку, то пресная занимает всего лишь пол стакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер (свои слова ведущий сопровождает показом опыта).
«Вода – чудо природы»
Вода – это вещество обыкновенное и знакомое всем. (Звучит песня Ю. Антонова «Море, море».
1 ученик: Вода – одно из самых распространенных веществ на земле. Моря и океаны занимают больше половины всей поверхности Земли.
2 ученик: Вода содержится в организмах животных, растений, человека.
3 ученик: вода в природе – вещество самое главное. Есть такая арабская пословица «Где вода иссякла, там страна приходит в упадок».
Ведущий: А что мы знаем о воде которую каждый день пьем? Мир в себе содержит много загадок. Мы будем их разгадывать.
Конкурс «Загадочный»
Что бежит без прогону?
(Вода)
Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
(Сосулька)
Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плавает.
(Облако)
В белом бархате деревья,
И заборы и дома,
А как ветер нападет –
Этот бархат опадет.
(Иней)
Летит сова по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застала.
(Туча)
Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось.
(Снег)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке.
(Снежинки)
«Вода – самое необыкновенное вещество в мире»
Ведущий: А теперь поговорим о свойствах воды.
Вода может быть в твердом состоянии: это лед (снег держали на прогулке в руке, катались по льду). Если мы подержим лед, что произойдет? (Растает, превратится в воду).
Вода может быть в жидком состоянии: это пар. Где его можно увидеть? Все вы, наверное замечали, что когда кипит чайник, то из носика выделяется белый дымок. Это и есть пар. Что произойдет если вовремя не выключить чайник?
Ночью прошел дождь, земля стала мокрой. Наступил день, выглянуло солнышко. Прошло какое то время, и земля стала сухой. Куда делась вода? (Испарилась).
(Опыт с испарением воды).
Ведущий: На предметное стекло нанесем несколько капель воды и нагреем на спиртовке. Что произошло с водой?
(Ответы детей)
Итак, мы узнали, что вода бывает в жидком, твердом, газообразном состоянии.
Но это еще не все свойства воды, есть и другие.
(Определение вкуса воды. Дети пробуют воду на вкус).
Ведущий: Какая вода на вкус? Сладкая? Горькая? Соленая? Кислая? (Безвкусная).
Значит, еще одно свойство воды – она не имеет вкуса.
(Определение запаха воды. Дети нюхают воду).
Ведущий: Есть ли запах у воды? (Нет). Значит вода не имеет запаха.
(Определение цвета воды)
Ведущий: Имеет ли вода цвет? (Нет, она прозрачная).
Итак, мы узнали, что вода не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха.
Ведущий: А сейчас мы узнаем еще об одном свойстве воды.
(Ученик демонстрирует опыт: растворение соли в стакане воды. Дети пробуют соленую воду).
Какая стала вода? (Соленая). Вода – является растворителем.
«Кругооборот воды в природе»
Ведущий: Океаны, моря и реки регулируют кругооборот жизни на земле. Играют важную роль в регулировании климата и сохранении животного и растительного мира.
(Показывает на рисунок «Кругооборот воды»).
Вся вода состоит из капелек.
Игра «Капельки».
(Вы – капельки). Спускаются капельки на землю – льются дождиком. Смотрите, не балуйтесь, прохожим за воротники не залезайте, не брызгайтесь. (Звучит музыка).
Полетели. Скучно им стало по одиночке. Собрались они вместе (берутся руками) и потекли маленькими ручейками.
(Капельки, взявшись за руки, образуют ручейки).
Однажды встретившись, ручейки стали большой рекой.
(Дети соединяются в один поток, образуя реку).
Текла-текла река и попала в большой океан.
(Дети перестраиваются в хоровод и ходят по кругу).
Поплавали капельки в океане и вдруг вспомнили, что Тучка их ждет дома. Солнышко пригрело, стали капельки легкие и поднялись вверх, вернулись к маме.
Ведущий: Ребята, вы выполняли задание: сочиняли сказки о приключениях Капельки, рисовали рисунки.
(Выставка детских работ).
Сейчас мы послушаем ваши сказки.
(Дети показывают свои рисунки, рассказывают).
Стихотворение
Ведущий:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает – и снова в поход
По горным вершинам,
Широким равнинам.
Вдруг в небо взовьется,
Дождями вернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь…
Викторина «Реки, озера, моря и океаны»
Вопросы:
1. Сколько на нашей планете океанов? (4)
2. Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)
3. Белое, Красное, Черное, Желтое – что это? (Названия морей)
4. Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море)
5. Как называется начало и конец реки? (Исток, устье)
6. У какого водоема бывают рукава? (Река)
7. Какая река является самой длинной на земле? (Нил)
8. В каком озере находятся 80 % всей пресной воды нашей страны и 5-ая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)
9. По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)
10. Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70 %)
(Просмотр видеофильма «Озеро Байкал»).
«Вода – сама жизнь»
Вода нужна для питания растений. Что может произойти, если не поливать растения? (засохнет).
Могут ли жить без воды рыбы, животные? (без воды человек может прожить 3 дня, а без еды 30-50 дней).
Конкурс «Знаете ли вы»
Ведущий: А знаете ли вы, кто не может обходится без воды и неразрывно с ней связан?
Вопросы:
1. У кого оба глаза на одном боку? (Камбала)
2. У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)
3. Кто одной ноздрей дышит? (Кашалот)
4. Кто клыками дно пашет? (Морж)
5. Какую птицу море отучило летать? (Пингвин)
6. Что такое «Морская капуста»? (Водоросли)
7. Кто пьет ногой? (Лягушка)
Физкультминутка
«Вода – не вода»
(Игра на внимательность)
Ведущий называет слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (облако, лужа), то дети должны встать. Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (караблик, рыба), дети поднимают руки. Если называется явление не имеющее связи с водой (ветер, камень), дети хлопают в ладоши.
Ведущий: Мы с вами выяснили, что живым организмам нужно много воды. Человеческий организм состоит из воды, она содержится в крови; вода входит в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества. Ребята, а зачем человеку нужна вода?
(Дети называют)
(Детям показывают таблицу «Расход воды»).
Ведущий: Вот так много мы тратим воды, а еще загрязняем ее.
«Вода – эликсир жизни»
Ведущий: С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода – и жизнь становится невозможной. Потому что вода – это эликсир жизни. Но над водой нависла угроза – загрязнение. Заводы, фабрики, города отравляют сточными водами, реки, озера. Если не принимать срочных мер, водоем умрет, умрет целый мир существ, обитающих в нем и подле его.
Что вы думаете, правильно ли поступают люди, загрязняя отходами фабрик и заводов воду?
Что должны делать мы, люди? (Ответы детей).
Надо беречь и воду, которая течет из крана.
(Детям дают домашнее задание: приучится чистить зубы при закрытом кране и стирать мелкие вещи в тазу).
Заключение
Ребята, что вы узнали о воде?
Вопросы:
1. Какие три состояния воды вы знаете?
2. Какие свойства воды вы знаете?
3. Как можно называть воду?
4. Что должны делать люди, чтобы вода в водоемах всегда была чистая?
(Ответы детей).
Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.
На прощание ребята подготовили песню и стихотворение, посвященные воде.
1-й чтец:
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана
И все это только вода.
2-ой чтец:
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
3-ий чтец:
В кружево будут одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А, в сущности только вода.
(Исполняется песня «Живи, родник» А.Беликов)
Литература
«Вслед за солнышком» Н.В. Самерсова (экономический путеводитель).
Журнал «Педсовет», 2004г. - № 1.; 2003г. - № 3.
Журнал «Педагогическое творчество», 2001г. - № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое ток-шоу «Без воды – и не туды, и не сюды».
Показать необходимость воды для всего живого на Земле. - дать полное представление о свойствах воды и использование воды - показать необходимость бережного отношения к воде. ...
Экологическое ток- шоу "Без воды ни туды и ни сюды..."
Учебно-воспитательные цели и задачи: дать учащимся на уровне представления знания о роли воды в природе и хозяйственной деятельности человека; сформировать знания об основных источниках загрязне...
Единый экологический урок на тему "Вода и жизнь", посвященный году Водоохранных зон в Республике Татарстан
Урок посвящен 2016 году - году водоохранных зон в Республике Татарстан. Данный урок направлен на экологическое воспитание учащихся и их бережное отношение к окружающему миру....
Экологический урок "Уникальные свойства воды"
Методическая разработка экологического урока "Уникальные свойства воды" с презентацией. Форма урока - интегрированное занятие по химии, биологии и экологии. Новизна данной разработки в том, ...
Экологическая акция. Международный день воды
Экологическая акция «Международный день воды» Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.Задачи:Закрепление системы представлений учащихся о разнообразии состояний и ...
Экологическое ток – шоу “Без воды – ни туды, и ни сюды.
Экологическое ток – шоу “Без воды – ни туды, и ни сюды....
Экологическая викторина-путешествие "Берегите воду!"
Экологическая викторина-путешествие проводилась 22 марта в День воды. Обучающиеся участвовали во всеросийском флешмобе "Голубая лента"....