Эко-урок по русскому языку "Глагол"
план-конспект урока по экологии (6 класс)
Экологический урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ г. Иркутска СОШ №6
Экологический урок русского языка
Составила: Гриценко Юлия Сергеевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ г. Иркутска СОШ №6
Технологическая карта изучения экологического урока русского языка по теме «Глагол»
Этап урока | Цель этапа | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Самоопределение к деятельности | - включение учащихся в деятельность на личностном уровне | - Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места… В народе говорят: «без знаний прожить нельзя». Докажем сегодня, что всё в наших руках. Итак, начинаем урок русского языка. Метод «Поздоровайся локтями». - Сядьте удобно. Выпрямите спины. Поздоровайтесь локтями с соседом по парте. Улыбнитесь друг другу… С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите смайлики. Пожелайте друг другу удачи. Метод «Дерево ожиданий». - Ребята, что вы ждёте сегодня от урока? Напишите на «веточках» одно ожидание и приклейте на наше дерево ожиданий. | Учитель приветствует детей. Учитель создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, организует игры | Дети приветствуют учителя. Учащиеся выполняют требования учителя (приветствуют друг друга, дополняют «Дерево ожиданий» |
2. Актуализация знаний | - повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затрудненийв индивидуальной деятельности каждого учащегося | - Ребята, сегодня у нас непростой урок. Изучая новую тему по учебнику, мы поговорим ещё об одной проблеме, касающейся весь мир. Что это за проблема, мы узнаем, отгадав загадки (загадки на разную тематику). Загадки:
Пассажиров много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус)
Прилагательное… А где глагол? А где частица? Как же в них не заблудиться? Надо, чтоб их отгадать, Правильно вопрос задать. (Части речи)
Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга)
Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный … (Каталог) | Учитель организует разгадывание загадок | Учащиеся получают список терминов (слов). Отгадывая загадки, они вычеркивают отгадку в списке, при этом должно остаться два слова. (Это и есть тема нашего урока) |
3. Постановка учебной задачи | - проговаривание темы, целей и задач урока | - Итак, все загадки разгаданы. Какие слова у вас остались назачёркнутым? (Глагол, экология) - Какова тема нашего сегодняшнего урока? Какую проблему мы рассмотрим при изучении нашей темы? - Сформулируйте цель урока, задачи. (Цель: Повторение темы «Глагол» и «Экология». Задачи: Поговорим об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений, о пользе, которую они приносят человеку, о необходимости охранять и беречь растения, о правилах поведения в лесу. Одновременно бедем повторять изученные орфограммы, работать над глаголом) - Запишите в тетрадях число, тему урока «Глагол. Экология», «Классная работа». | Учитель | |
4. Работа по теме урока | - решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения | 1. Проверка домашнего задания. «Минутка чистописания». - Речь сегодня пойдёт о деревьях, значит посвятим этой теме и минутку чистописания. - Но сначала заслушаем бюро погоды. Опишите сегодняшний день с помощью имён прилагательных. - Запишите предложение с комментированием: ВЕСЕННЕЕ СОЛНЦЕ ЗАЛИВАЕТ ВСЮ ОКРЕСТНОСТЬ. - А теперь выберите из глаголов (НАДВИГАЮТСЯ, ПОЛЗУТ, ПЛЫВУТ, НЕСУТСЯ) подходящие и вставьте их в текст: ПО ХМУРОМУ НЕБУ … ТЯЖЁЛЫЕ ТУЧИ. ПО ЯСНОМУ НЕБу … ЛЁГКИЕ ОБЛАКА. - В чём вы ещё затрудняетесь? Что плохо получается? - Но перейдём к нашей теме «Глагол». Повторим теоретические сведения, связанные с глаголом. Вопросы. - Что такое глагол? - Как он изменяется? - Как проверить –ТСЯ или –ТЬСЯ пишется в глаголе? - Каким членом предложения всегда выступает глагол? - Что вы можете сказать о глаголах с окончаниями –ЕШЬ, -ИШЬ? - Какая часть речи изменяется по лицам и числам? По родам, числам, падежам? По родам и числам? Выборочный диктант. Какие леса растут в нашей области? - Я прочитаю текст, а вы выпишите по памяти глаголы, кто сколько запомнил. НАША ОБЛАСТЬ РАСПОЛОЖЕНА В ДВУХ РАСТИТЕЛЬНЫХ ЗОНАХ: ЛЕСОСТЕПНОЙ И СТЕПНОЙ. ЛЕСА ЗАНИМАЮТ ОКОЛО 10% ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ. БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ ПОКРЫТОЙ ЛЕСАМИ ПЛОЩАДИ (54,2%) ПРИНАДЛЕЖИТ ДУБРАВАМ.САМЫЕ КРУПНЫЕ ИЗ НИХ – ТЕЛЛЕРМИНСКИЙ ЛЕС (15000 ГА) И ШИЛОВ ЛЕС (30000 ГА). СОСНОВЫМ ЛЕСАМ ПРИНАДЛЕЖИТ ВТОРОЕ МЕСТО ПОСЛЕ ДУБРАВ… - Давайте проверим! (занимают, принадлежит, принадлежит) - Оцените себя! - А теперь вы видите текст «Первые цветы» на слайде. Выпишите из текста глаголы в столбик. ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ НАСТУПИЛА РАННЯЯ ВЕСНА. СОЛНЦЕ ЛЬЁТ НА ЗЕМЛЮ ТЁПЛЫЕ ЛУЧИ. ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ. ЕСТЬ ЛЮБИТЕЛИ СОБИРАТЬ ИХ В БОЛЬШИЕ БУКЕТЫ. ИЗ ГОДА В ГОД ВСЁ МЕНЬШЕ ЦВЕТОВ РАСПУСКАЕТ СВОИ ПЫШНЫЕ ГОЛОВКИ. НЕОБХОДИМО СОХРАНЯТЬ И ОБЕРЕГАТЬ ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ. (наступила, льёт,появляются, собирать, распускает, сохранять, оберегать) - Рядом с выписанными вами глаголами запишите вопросы, определите их время, лицо, число. - Давайте проверим! Кто желает? (на оценку) Остальные проверяют в своих тетрадях. _ Оцените себя! Работа с текстом (устно). - А знаете ли вы правила в лесу? Давайте послушаем рассказ В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». «Стыдно перед соловушкой» Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку. - Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. - Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида. - Кто правильно поступил: Оля или Лида? Почему? - Как вы понимаете финальную строчку рассказа? | Учитель подбирает задания, связанные с повторением домашнего задания (подбор прилагательных, комментированное письмо.) | Учащиеся выполняют задания (описывают день с помощью имён прилагательных, записывают предложение под диктовку, ) |
6. Физкультминутка (игровая двигательная переменка на уроке) | - дать возможность каждому ребёнку подвигаться, почувствовать своё тело, - показать школьнику значение двигательной активности в жизни человека, - научить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире | Кто быстрее? Условия: 2 команды, по 2 мешка. - Перед вами куча «мусора». Нужно, как можно быстрее, собрать «мусор» в 1 мешок, в другой – нужный материал.. Будьте внимательны! | Учитель проводит физкультминутку | Учащиеся выполняют задание |
7. Самостоятельная работа 9с проверкой по эталону) | - умение работать самостоятельно 9размышлять о прочитанном) | Самостоятельная работа (с проверкой по эталону) - Запишите загадку. Обозначьте время, лицо и число глаголов. Образуйте от глаголов неопределённую форму, поставьте вопросы. ВЕСНОЙ ВЕСЕЛИТ, ЛЕТОМ ХОЛОДИТ. ОСЕНЬЮ ПИТАЕТ, ЗИМОЙ СОГРЕВАЕТ. - Поверьте себя (по эталону)! - Оцените себя! | ||
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | - закрепление знаний по … | - Наверняка вы встечали, видели «Книги жалоб». - Что они представляют собой? - Где вы их видели? - А слышали ли вы о «Лесной книге жалоб»? - Откройте, пожалуйста, первую страничку «Книги…», прочитайте, что там написано. - Итак, что это? (жалоба) - А кто пишет эту жалобу? (гриб) - А теперь я предлагаю вам заняться творчеством. Я прочитаю рассказ «Воскресенье в лесу». Вы должны представить себя какой-то вещью, предметом и от лица этой вещи, предмета написать жалобу. Дополнить «Лесную книгу жалоб». Воскресенье в лесу. Экологическая сказка (Дети запаслись продуктами, взяли компас, транзистор и поехали в лес. Взрослых с ними не было.)
- Положите ваши «жалобы» в «Книгу». | ||
9. Рефлексия деятельности (итог урока). Выставление оценок | - осознание учащимися своей учебной деятельности, - оценка результатов деятельности своей и всего класса | - Вернёмся к нашему «Дереву ожиданий». Расскажите, осуществились ли ваши ожидания. Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными. Вместе мы справились с задачами урока. - Покажите с помощью смайликов, с каким настроением вы уходите с урока |
Список литературы:
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.
- К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продлённого дня. 4 классавт.-сост. Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград : Учитель, 2013.
- Пупышева О.Н. Задания школьных олимпиад. 1-4 классы. – М. ВАКО, 2009.
- Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский]. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Урок по русскому языку. « Язык словами силен, или тайны русского слова» (Урок- путешествие с применением игровых форм для систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие »)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средн...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...
Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».
Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...
Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс
Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...