Открытое занятие-игра "Поле чудес"
план-конспект по экологии

Открытое занятие-игра  "Поле чудес" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_ekologii_8_kl.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Купинского района специальная       (коррекционная) школа-интернат №2

       Экологическая игра

            «Поле чудес»  

     для учащихся 8 класса.

                                                          Подготовила: Шабалдина Е.В.

                                            Купино  2022г

Цель:
1. Раскрыть сущность некоторых экологических проблем, воспитывать уважение и любовь к природе, углублять знания детей в области экологии, привести в систему имеющиеся  у детей экологические знания.
2. Развивать познавательную культуру через игровую коллективную деятельность.

Оборудование:

• Барабан (количество секторов и очков, а также  сектора «приз», «переход хода», «удвоение очков» и т. д.  – по усмотрению учителя);  волчок со стрелкой, карточки с буквами, компьютерные слайды, призы для игроков.

Ход игры.

Воспитатель:
Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой,
Только доехали, вдруг - чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Все перепуталось, все заблудилось!
К счастью такое лишь в сказке случилось.
Мы рассказали про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли, точно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?

Воспитатель:
А вы знаете, где вы живете?

Дети:
Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле.  Знать и беречь дом, в котором мы живем, нам  помогает наука экология.
В переводе с греческого языка слово «экология» означает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека.

Даша Тупицына:
Сегодня  речь ведем о том,
Что вся Земля – наш дом –
Наш добрый дом, просторный дом –
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря,
На нас надеется Земля.

Воспитатель:
Решению  некоторых экологических проблем посвящена сегодняшняя игра «Поле чудес».

Селиванова Света:Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь ее и береги!
Мы ведь на планете не одни.

Воспитатель:

О воде пойдет речь в первом туре, который называется «Водный мир».

Воспитатель:

Ваши ответы на вопросы, дорогие ребята, будут оцениваться синими жетонами. По итогам викторины будет сформирована первая тройка игроков. Итак…

Задание для I отборочного тура.

  1. Назовите все составляющие  гидросферы.(Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны, моря, реки, озёра, подземные воды, ледники, водяной пар в воздухе).
  2. Самые крупные реки России.(Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур).
  3. Где сосредоточены основные запасы пресной воды?(Ледники)
  4. Самое крупное озеро в Европе. (Ладожское)
  5.  В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? (Озеро Байкал)
  6. Сколько процентов от общего количества водной оболочки Земли составляет пресная вода? (3%)
  7.  В роднике вода – всегда. А откуда в нем она ? (Родник питают подземные воды)
  8. Причины загрязнения и обмеления рек.(Вырубка лесов по берегам рек, речное судоходство, чрезмерное орошение полей, загрязнение рек отходами производств, скотобоен, АЗС, удобрениями и ядохимикатами с полей и т. д.).
  9. Природные «фильтры»  воды. (Водоросли, рогоз, осока, ракообразные, моллюски…)
  10. Какое море – озеро по вине человека практически перестало существовать? Причинами этого стали строительство оросительных каналов, забор воды для орошения полей из рек, питающих этот водоём. В результате  площадь моря сократилась в 2 раза, а на месте дна появились соляные пустыни? (Аральское)

Воспитатель:

Задание для 1 тройки игроков:  по высоте этого растения можно определить качество воды в водоёме. Если солей в воде немного, растение достигает 4 м высоты, если вода «пересолена», его побеги не превышают 0,5 м.       ТРОСТНИК.

Романюк Илья:
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Воспитатель:

Нашему зеленому другу – лесу – будет посвящен второй тур, который называется «Про зеленые леса и лесные чудеса». За правильные ответы получаете жетоны зелёного цвета.

Воспитатель:

Задания для II отборочного тура :

1. Какая особенность распределения организмов в лесу позволяет рационально и компактно использовать его ресурсы? Ответ поясните.  (Ярусность)
2. Как называется симбиоз гриба и дерева? В чём его смысл? (Микориза).
3. Какие примеры лесных симбиозов вы можете назвать? (Лишайники, муравьи – тля, цветковые растения – пчёлы…)
4. Какую площадь леса может спасти 1 муравейник? Как? (0,5 – 1 га)

5. Какое значение для леса имеет бабочка непарный шелкопряд и с чем связано его название?(Самка и самец имеют различную окраску -пример полового диморфизма, отсюда и название «непарный шелкопряд». Гусеницы этих  бабочек являются злостными вредителями различных пород деревьев.)
6. Какие птицы в лесу способствуют расселению рябины, черёмухи, крушины и других ягодных кустарников? (Дрозды, свиристели, щуры)

7. Какая птица выводит своих птенцов зимой? Почему? (Клёст. В это время созревают семена сосны и ели, а клесты  выкармливают своих птенцов их измельчёнными семенами.)

8. Назовите хищных млекопитающих, которые приносят пользу, истребляя грызунов. (лисица, хорёк, ласка, горностай)

9. Какие крупные грызуны приносят пользу для леса? (Белка, бобр)

10. Лесные санитары. (Дятел, волк, совы…)

Воспитатель:

Задание для 2 тройки игроков:   крупная, величиной с голубя  птица, серовато – коричневой окраски, хорошо скрывающей её на фоне коры или лесной подстилки. Гнёзд не строит. Яйца откладывает в ямку на земле. Пение напоминает урчание лягушек. Ведёт сумеречный образ жизни, питается майскими жуками, бабочками шелкопрядов, совок, чем приносит огромную пользу лесу и сельскому хозяйству.           КОЗОДОЙ.

Воспитатель:
Тема третьего  тура «Какое  небо голубое». Жетоны этого конкурса – белые.

Задания для III отборочного тура:

1. Назовите состав атмосферы.(Азот-78%, кислород-21%, углекислый газ- 0,03%, инертные газы, пары воды, примеси около 1%)  
2. Какие биологические процессы поддерживают этот состав уже много млн лет? (Фотосинтез, дыхание)
3. Причины увеличения в атмосфере углекислого газа и уменьшения кислорода (Сжигание топлива, работа заводов, транспорта, вырубка лесов…)
4. Как учёные называют экологическую проблему повышения концентрации углекислого газа? (Парниковый эффект)
5. Какие последствия парникового эффекта предсказывают некоторые учёные? (Повышение температуры  воздуха, изменение климата, таяние ледников, повышение уровня Мирового океана).

6.Какой газ защищает Землю от УФЛ? (Озон)

7. Какие знаете причины разрушения озонового экрана.(Использование фреонов, хлорсодержащих соединений в аэрозолях, чрезмерное применение минеральных удобрений)

8. Какие живые организмы могут усваивать азот из воздуха? (Клубеньковые бактерии)

9. В состав каких органических соединений входит азот? (Белки).

10. Можно ли сжигать опавшие листья в городе? (Нет, так как накопленные канцерогенные, ядовитые вещества вновь попадут в воздух.)

Задание для 3 тройки игроков:   организм – биоиндикатор чистоты воздуха, показатель загрязнённости  атмосферы сернистым газом.       ЛИШАЙНИК.

Финал:           основной объект изучения экологии.     ЭКОСИСТЕМА или БИОГЕОЦЕНОЗ.

Супер игра.

  1. Самая распространённая порода деревьев на планете и в России.
    Из неё сделаны внутренние постройки Московского Кремля, древесина этого дерева не гниет, отличается высокой плотностью и качеством. Из коры получают стойкий краситель буро – розового цвета для тканей и шкур.        

Л И С Т В Е Н Н И Ц А.

  1. Мельчайшие капли воды в воздухе.      ТУМАН.
  2. Поэтическое название атмосферы.     НЕБОСВОД.

Ведущий 1.
Быстро летит время. Вы, ребята, окончите школу и станете взрослыми. А задавали ли вы себе вопрос, в каком мире мы будем жить?
Земля – всего лишь маленькая частица Вселенной, но только на ней, как пока известно, ученым, есть жизнь. А значит надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше. Это вполне возможно, нужно лишь начать с себя, учиться доброму и бережному отношению к Природе.

Волнуется Природа неспроста.
Не существует лишнего в Природе,
Природа гармонична и сложна,
И если катаклизмы на подходе,
Волнуется Природа неспроста.
Она предупреждает Человека:
Пора остановиться, не спешить;
Заботится от века и до века -
Старается всегда предупредить.
Но Человеку надо слишком много:
Он черпает скорее и до дна.
Берет с собою жадность на подмогу,
А эта дама подведет всегда.
Приходит день - опомнится бедняжка:
Куда спешил, зачем ломал дрова.
И трудно жить становится и тяжко -
Так наступает жуткая пора.
А может и такое вдруг случиться,
Что все живое превратится в прах.
Вот это Человеку не простится!
Как не пугает Человека страх?!
Лишь миг, всего одно мгновенье -
И все живое сгинет без следа.
Что многие создали поколенья,
Все разнесет глобальная беда.
О Люди! Надо быть мудрее!
Любите, берегите шар земной,
Терпимей будьте, мягче и добрее.
И навсегда покончите с войной.
О, царь Природы, дорогой мой Человек,
Каким коротким может быть твой век!
Уж сколько лет молва в народе ходит,
Что жадность до плохого лишь доводит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия - игра "Что? Где? Когда?"

Занятие проводиться в форме телеигры "Что? Где? Когда?", в котором участвуют разновозрастные группы детей 5 - 8 классов. Занятие направлено на коррекцию эмоциональной сферы воспитанников посредс...

Открытый урок-игра "Поле чудес" по теме "Басни Крылова"

Урок позволяет не только обобщить знания по теме "Басни Крылова", но и сделать это в нетрадиционной форме. Веселая перезентация с музыкой делает урок запоминающимся и ярким. Презентация к уроку тяжела...

Внеклассное занятие - игра "Поле чудес" - "Овощное ассорти" по сельскохозяйственному труду в 8-х классов

Основная цель занятия - познакомить учащихся с интеллектуальной игрой "Поле чудес" подобран познавательный и интересный материал об овощах. Занятие проведено с использованием презентации ....

Методическая разработка открытого занятия-игры по теме: Я-Стобалльник. Уравнения в ОГЭ по математике"

В методической разработке представлен план-конспект и презентация урока-игры по математике для подготовки учащихся к ОГЭ и проверки имеющихся уже знаний по теме "Уравнения ОГЭ" в форме игры ...