Методическая разработка «Проведение декады экологии в общеобразовательной школе»
методическая разработка по экологии (8 класс)
Лаптева Анна Михайловна–
учитель географи, химии
ГБОУ школа № 398
г. Санкт-Петербург
Методическая разработка
«Проведение декады экологии в общеобразовательной школе»
Современная естественнонаучная картина мира немыслима без отражения экологических проблем. В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники, производства и расширению сферы влияния трудовой деятельности людей на окружающий мир стало настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть хаотическим и безграничным. Изучение географических аспектов экологических знаний ведет:
- к углублению и расширению знаний учащихся по географии,
- повышению их интереса к предмету,
- развивает у них ряд природоохранительных умений,
- убеждает в жизненно важном значении экологических знаний и умений,
- формирует в их сознании научную картину целостности природы,
- способствует осознанию места и роли человека в ней, современных и будущих задач, которые должно решать человечество по охране и рациональному использованию природных ресурсов, приумножению их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.razrabat._ekonedelya.docx | 804.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Лаптева Анна Михайловна–
учитель географи, химии
ГБОУ школа № 398
г. Санкт-Петербург
Методическая разработка
«Проведение декады экологии в общеобразовательной школе»
Современная естественнонаучная картина мира немыслима без отражения экологических проблем. В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники, производства и расширению сферы влияния трудовой деятельности людей на окружающий мир стало настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть хаотическим и безграничным. Изучение географических аспектов экологических знаний ведет:
- к углублению и расширению знаний учащихся по географии,
- повышению их интереса к предмету,
- развивает у них ряд природоохранительных умений,
- убеждает в жизненно важном значении экологических знаний и умений,
- формирует в их сознании научную картину целостности природы,
- способствует осознанию места и роли человека в ней, современных и будущих задач, которые должно решать человечество по охране и рациональному использованию природных ресурсов, приумножению их.
Чтобы эти потенциальные возможности экологического воспитания и образования, учащихся при изучении курса географии стали реальными, учителю нужно проникнуться идеей «экологизации» учебного процесса, осознать ее насущную необходимость в наши дни.
Формирование экологического сознания учащихся – это одна из важнейших задач школы в настоящее время. Поэтому, в результате соответствующего экологического воспитания и развития школьников расширяется их кругозор, повышается эффективность обучения, где учащиеся получают целостную картину окружающего мира, у них формируются элементы научного мировоззрения. Чтобы ответить заказу общества, педагогу необходимо владеть основами экологического образования и строить работу с учащимися по экологическому развитию и воспитанию в соответствии с требованиями ФГОС, где целью является формирование экологически культурной личности, которая предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений; готовности к деятельности и, главное, практической деятельности, которая согласуется с требованиями ответственного и бережного отношения к природе. Поэтому учителя не только географи, но и биологии, физики, химии для решения данной проблемы должны не только сообщать учащимся знания в области экологии, но и формировать бережное отношение к природе в целом. Сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволить воспитать экологически культурного гражданина.
Школа – идеальный центр для воспитания и формирования экологической культуры. Достижение данной цели возможно с помощью универсальных учебных действий. Именно универсальные учебные действия, в соответствии с новыми стандартами, должны стать основой структурирования содержания образования, выбора приемов, методов, форм обучения, а также проектирования образовательно-воспитательного процесса Например, чтобы вызвать у ребёнка интерес к учебе необходимо использовать современные образовательные технологии: компьютерные презентации, диалоговые формы общения, проектная деятельность, исследовательские работы. Это подчеркивает соответствие духу времени. Современна и проблематика исследовательских работ учащихся.
Успешная реализация возможностей экологического образования учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа, проведение элективных курсов, решение физических, химических и биологических задач с экологическим содержанием, исследовательская работа учащихся по разным предметам, включающая в себя элементы экологии, экологической культуры. С целью повышения интереса к природе, красоте родного края, расширения кругозора учащихся, навыков исследовательской работы, формирование интереса учащихся к биологии и экологии в школах проводится Декада экологии. Декада планируется как мероприятие в учебно-воспитательном плане школы. План мероприятий утверждается завучем по учебно-воспитательной работе и на заседании методического объединения предметов естественного цикла. После окончания декады методическое объединение подводит итоги проведения и результативность. Выпускает электронный вариант газеты с фотографиями, выделяет наиболее активных учащихся и наградаеть их грамотами. В качестве примера приведу разработку Декады экологии, которая прошла в нашей школе в текущем учебном году.
Экологическая декада
Девиз: "Все меньше окружающей природы
Все больше окружающей среды"
Р. Рождественский
Место проведения :ГБОУ школа № 395
Дата проведения : 10.10.-21.10.2022 г.
Цель:
- Популяризация биологических и экологических знаний среди учащихся
- формирование эколого-валеологической культуры и нравственной позиции учащихся в вопросах взаимодействия природы и человека
- воспитание любви к родной природе.
Задачи:
- ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
- прививать экологическое мышление;
- сформировать основы экологической культуры;
- научить решать экологические задачи и проблемы;
- познакомить и развивать знания по разработке и составлению проектных работ по актуальным темам биологии и экологии;.
- убедить учащихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом.
План проведения экологической декады
№ п/п | Мероприятие | Дата | Класс | Ответственный |
1 | Открытие декады. Презентация "Современные экологические проблемы". | 10.10 22г. | 8-10 классы | Тоискина Е.Л, Лаптева А.М |
2 | Выпуск листовок "Мир заповедной природы". Защита темы листовок. | 18.10 – 20.10.2022г. | 6-10 классы | Лаптева А.М Кл. руководители |
3 | Выставка литературы об охране природы (на базе кабинет биологии школы» | 13.10 2022г. | 7-10 классы | Матлаева А.М Библиотекарь |
4 | "Осенние фантазии" - выставка букетов, цветов и поделок из природного материала. | 21.10.2022г. | 1-10 классы | Матлаева А.М. Лаптева А.М Кл.руководители |
5 | Вертуальное путешествие с просмотром видеофильмов на тему "Заповедные места России". | 12.10.2022г. | 7класс | Лаптева А.М . |
6 | Тематический классный час : «Влияние человека на животный мир. Законы об охране животного мира России». | 14.10.2022г. | 7 классы | Матлаева А.М. |
6 | Творческое задание : "Письмо-обращение к зеленому другу" | 19.10.2022г. | 5 классы | Матлаева А.М. Кл. руководиттли |
7 | Устный журнал "Этот удивительный мир грибов" 1. Презентация : «Грибы-наши друзья и грибы-наши враги» 2. "Попробуй отгадай" - кроссворд, загадки о грибах 3. «Правила сбора грибов»-дисскусия | 29.10.2022г. | 5-6 классы | МатлаеваА.М |
10 | Подведение итогов декады | 21.10. 2022г. | 5-10 кл. | Лаптева А.М |
Результаты проведении Декады экологии
С 10.10.2022 г. по 22.10. 2022г. в школе стартовала Декада экологии. Декада включала комплекс мероприятий, направленных на углубление экологических знаний учащихся, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.
Вся декада была насыщенной, яркой и содержательной. В ходе декады интересно прошли:
- Всероссийский экологический урок для учащихся 1-11 классов.
- Устныый жулнал ; «Этот удивительный мир грибов» для 5-6 классов. Вместе с учителем и ведущими мероприятия учащиеся увидели разнообразный, чарующий мир грибов, разгадывали загадки, читали стихи о грибах ,а также «собирали» в лукошки съедобные грибы .
- А на экологических часах : « По заповедным местам России» ребята совершили вертуальные экскурсии по заповедникам страны . Ученики прослушали сообщения и посмотрели презентации о некоторых представителях животного и растительного мира, находящихся на грани исчезновения. После познавательного материала ребята делились впечатлениями о том, что некоторые известные растения и животные уже относятся к редким видам. Обещали в лесу бережнее относиться к и цветам, и насекомым, и другим животным.
- Интересно и содержательно прошел для учащихся 7-х классов урок-презентация «Влияние человека на животный мир. Законы об охране животного мира России»», на котором учащиеся познакомились с региональными и глобальными экологическими проблемами. Познакомились с содержанием Красной книги России, а также получили информацию о мероприятиях, проводимых государством по сохранению природных ресурсов страны.
- С активным участием учащихся прошла презентация : «Грибы-наши друзья и грибы- наши враги". Ребята показали хорошие знания о съедобных и ядовитых грибах
Учителя начальных классов активно приняли участие в организации и проведении декады, вовлекли в творческий процесс и учащихся.
. Участвуя в декаде, дети познакомились с многообразием окружающего мира живых организмов, со средой обитания и их сложными взаимосвязями. Все это позволило пробудить интерес к живому, научиться воспринимать гармонию и красоту природы, видеть, чувствовать, слышать и охранять ее.
Большой интерес у учащихся школы вызвала традиционная выставка цветов и поделок из природного материала « Осенние мотивы» (приложение 1 (2) ) Каждую перемену она притягивала к себе не только детей: познакомиться с ней приходили учителя, родители учащихся . На выставке были представлены как коллективные так и индивидуальные работы.
Много полезной информации было размещено на стенде: «Человек и природа» (приложение№1 (1)) Размещены материалы по рубрикам :
- Из истории охраны природы,
- Оказывается,
- Загадки, поговорки, пословицы о цветах,
- Кроссворды,
- Природная аптека
- По страницам Красной книги России
- Фотообъектив
- Высказывание великих о природе
Учащиеся всех классов приняли активное участие в сборе макулатуры. Итоги подводятся.
В ходе экологической декады учащиеся школы получили новую интересную, полезную информацию, испытали себя в различных конкурсах, в практической деятельности . Все это в какой-то степени повысило интерес и мотивацию к обучению экологии ,географии. Победители олимпиады, конкурсов будут награждены.
На заседании методобъединения был проведен анализ результатов прошедшей декады и отмечены возросшее стремление учащихся к приобретению новых знаний и умений, их творческая активность, способность к осознанному анализу своей деятельности, к самостоятельным действиям и суждениям.
Приложение № 1
Фотовернисаж « Неделя Экологии -2022г»
1.Осенние фантазии" - выставка букетов, цветов и поделок из природного материала.
2 .Презентация : . " Вертуальное путешествие :"Заповедные места России".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проведения занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Зарница» по теме «Герой в моей жизни!».
Данная методическая разработка ориентирована на обучающихся 6-8 классов.Целью проведения данного занятия является формирование и развитие представления о героизме в концепции базовых национальных...
«Проведение декады экологии в общеобразовательной школе»
В данной методической разработке освещен вопрос формирования экологического сознания и повышение экологической культуры учащихся через систему внеклассных мероприятий....
«Проведение декады экологии в общеобразовательной школе»
Формирование экологического сознания учащихся – это одна из важнейших задач школы в настоящее время. Поэтому, данная методическая разработка поможет учителям географии, биологии, химии в ф...
Методическая разработка проведения Дня европейских языков в рамках проведения декады иностранных языков
Целью проведения Дня европейских языков и декады иностранных языков в общеобразовательном учреждении ставится популяризации изучения других иностранных языков помимо английского, привлечение вни...
Методическая разработка проведения дня здоровья в школе
Методическая разработка...
Методическая разработка проведения дня здоровья в школе
Цель мероприятия:1.Формирование потребности у подростков в здоровом образе жизни.2.Создание духовной, творческой атмосферы, способствующей развитию творческого потенциала ребёнка.3. Пропаганда и приви...
Методическая разработка проведения Дня самоуправления в школе.
Данная методическая разработка была реализована в рамках Дня учителя в школе.День самоуправления в школе проводится с целью развития ученического самоуправления, демократизации учебно-воспитатель...