Вводное занятие «Что изучает экология?»
план-конспект занятия по экологии (5 класс)

Усачева Богдана Богдановна

                                      ЗАНЯТИЕ №1

                   Вводное занятие «Что изучает экология?»

Цель:

формировать экологическое сознание путем обогащения знания детей об экосистеме, экологических факторах, о взаимосвязи всех сил в природе, расширять знания детей о взаимодействии человека с окружающей природой, донести до сознания учащихся значение экологических проблем;

воспитывать любовь к планете Земля, бережное отношение к природе.

Задачи

Образовательные

Провести беседу « Введение в экологию»;

Познакомить с экологическими фактора, разновидностями экологии как науки, содружествами видов,

Познакомить с терминами « Экология», «Экосистема», «Экологическая обстановка», « ЗОЖ», « Экологические факторы»;

Рассказать об экологических глобальных проблемах и формах решения экологических задач;

Закрепить сведения воспитанников об экологии, здоровом образе жизни;

Дать обзорную информацию об экологической обстановке на планете; объяснить, почему происходят глобальные изменения в природе;

Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.

Развивающие:

Формировать понимание, что все в природе взаимосвязано, что человек – есть часть экосистемы и живет по законам космоса;

Формирование работать в коллективе, соблюдать правила ведения дискуссии;

Формировать умения вести пропаганду здорового образа жизни среди воспитанников;

Формировать у воспитанников осознание ценности человеческой жизни и сохранения жизни на Земле;

Формировать умения анализировать, проводить сравнительный анализ, обобщать полученные сведения по проблемам экологии;

Воспитательные

Воспитывать уважительное отношение к природе, беречь природу

Проводить воспитательную работу среди воспитанников центра о пользе здорового образа жизни и охране окружающей среды.

Воспитывать желание помогать природе, планете, друг другу.

Вовлекать детей в активную природоохранную деятельность.

Оборудование: репродукции серии « Природа в опасности», видеоролики, видеоаппаратура, ручки, листы анкеты, доска, аудиозаписи с музыкой природы.

Структура занятия

Организационный этап

Проверка наличия детей в классе, готовность к занятию

Подготовка детей к восприятию темы.

Просмотр видеоролика « Человек и земля»

Ребята, о чем был показан сюжет – пантомима?

Человек и планета?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на занятии?

(О взаимоотношении человека с нашей планетой.)

- Как вы думаете, почему планета изображена в виде шарика? Почему она так странно раскрашена?

Стихотворение «Храм природы» 
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,

 С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.

 Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.                                                                                      

(А. Смирнов)

- Почему автор стихотворения назвал свое произведение « Храм природы»?

- Как вы понимаете словосочетание « храм природы»?  

- Как вы понимаете это аллегорическое сравнение храма и природы?

Храм – это святое место. Это не только место, где проводятся религиозные обряды.

Храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер, обладали  правом убежища. 

Обобщение: Природа – наш общий дом для всех обитателей Земли, и она обладает правом убежища и сохранения жизни на планете.

- А что вы знаете о нашей планете? О взаимоотношении всех обитателей Земли? Давайте проверим ваши знания.

Тест «Что вы знаете об экологии и окружающей среде?

Тест:

  1.  Наука экология изучает…
  • взаимодействие между живыми организмами и окружающей средой+
  • животный мир
  • методы защиты природы
  1. Какому ученому принадлежит авторство в названии для данной науки?
  • Карлу Марксу
  • Эрнсту Геккелю +
  • Чарльзу Дарвину
  1. Скольким основным законам подчиняются экологические процессы?
  • восьми
  • шести
  • четырем +
  1. Выберите один из экологических методов:
  • проб и ошибок
  • моделирования +
  • Крамера
  1. Какие из нижеперечисленных резервуаров хранят больше всего пресной воды?
  • реки и озера
  • ледники, айсберги, полярные снега +
  • искусственные водоемы

Кто является участником зоогенного влияния?

  • представители фауны +
  • представители грибного царства
  • разнообразие вирусов
  1. В какой день отмечается праздник окружающей среды?
  • пятого июня +
  • пятнадцатого июля
  • двадцать пятого числа ежемесячно
  1. Кого называют экологическими террористами?
  • тех, кто умышленно наносит масштабные загрязнения +
  • участников «зеленых» митингов и парадов
  • уничтожителей редких видов флоры и фауны.
  1. Как вы думаете, имеет ли влияние человечество на состояние природы?
  • конечно, очень сильное +
  • абсолютного никакого
  • его не заметно
  1. В состав какой среды входит воздух?
  • почвенная
  • водная
  • наземно-воздушная +

 

 

 

 


 

Школьная викторина для юных экологов: 50 вопросов

  1. Птицы-великаны
  • Страусы
  1. Живой обед аиста
  • Лягушка
  1. У какого российского писателя есть пернатый однофамилец?
  • У Гоголя
  1. У какой хищной птицы «кошачьи» привычки?
  • У совы, которая по ночам охотится на мышей и другую мелкую живность
  1. Кто зимой живет в скворечниках?
  1. К какой гадалке в живой природе обращаются люди за советом?
  • К кукушке
  1. Пингвины – это птицы или звери?
  • Птицы
  1. У кого уши расположены на ногах?
  • У кузнечиков
  1. Откуда появляются и мальки, и головастики?
  • Из икры
  1. Самый «солнечный» цветок.
  • Подсолнух
  1. Кто «перекрашивается» множество раз за день?
  • Хамелеоны
  1. Какие рыбки делают гнезда по-птичьи?
  • Сомы и колюшки
  1. Кому нужно испытать тройное перерождение, чтобы повзрослеть?
  • Бабочке
  1. Что является зимним кормом для жабы?
  • Ничего – она спит до тепла (находится в анабиозе)
  1. Ягода на любой вкус и цвет.
  • Смородина: белая, красная, черная
  1. Пернатая болтушка.
  • Сорока, которая «сплетни на хвосте носит»
  1. Пернатый доктор для деревьев.
  • Дятел
  1. Чей прилет знаменует начало весны?
  • Грачей

 

 Кто такой «тихий охотник»?

  • Грибник
  1. Птички-цыганки.
  • Сороки, ворующие блестящие побрякушки
  1. Деревья для производства спичек.
  • Осины
  1. Самая мудрая птица в лесу.
  • Сова
  1. Какие деревья воспевают за их красоту и считают российскими символами?
  • Березы
  1. Как называют мам, отказывающихся от своих детей, и почему?
  • Кукушками, потому что они подкладывают свои яйца в гнезда других птиц
  1. Какую «жалящую» траву употребляют в пищу.
  • Крапиву

 

  1. Какую птицу природа нарядила во фрак и не научила летать?
  • Пингвина
  1. Кто из птичек – «сверхскоростные»?
  • Стрижи
  1. Как называется птичка-лилипут?
  • Колибри – они вырастают не более 2 см
  1. Как называют ученых, изучающих животных?
  • Зоологами
  1. Назовите обитателей леса, которые дважды за год «переодеваются».
  • Лисица, зайчик, белочка
  1. Зверек-прачка.
  • Енот-полоскун
  1. Кто такая рыба-санитар?
  • Щука, которая питается больной и слабой рыбой
  1. Какие животные строят дома и плотины на реках?
  • Бобры
  1. От какого животного никто не убежит?
  • От гепарда
  1. Как называют большую лесную кошку?
  • Рысью
  1. У кого задние лапки впереди передних бегут?
  • У зайца
  1. Кто на спине яблоки носит?
  • Ежик
  1. Как можно назвать неколючих ежей?
  • Новорожденными
  1. Какие зверьки «косят»?
  • Зайцы
  1. Кто громче остальных кричит?
  • Крокодилы
  1. Каких вредителей садово-огородных культур разводят и доят муравьи?
  • Тлей-коровок
  1. У какой рыбки есть люди-тезки?
  • У карпа
  1. Какая из жирафовых ног самая длинная?
  • Они все одинаковые
  1. Чьи детки кушают молоко многих мам?
  • Заячьи
  1. Сколько пар лапок у пауков и жуков?
  • Четыре и три
  1. Кто теряет рога зимой?
  • Лоси
  1. Кто спит вверх ногами?
  • Летучие мыши
  1. Какие зверьки меньше всех?
  • Землеройки
  1. Каким насекомым мы «аплодируем» по ночам?
  • Комарам
  1. Кто из пернатых живет в лесу дольше всех?
  • Лесные вороны – продолжительность жизни больше столетия

 

Викторина «Экология – цифры и факты»: вопросы

  1. Где на планете существуют живые существа?
  • В биосфере
  1. Какой представитель флоры работает как светофор?
  • Цветок медуницы
  1. Какое количество кислорода мы ежедневно вдыхаем?
  • От 350 до 700 л
  1. Кто такая «водяная свинья»?
  • Карп
  1. У каких птиц съедобные гнезда?
  • У стрижей-саланганов
  1. Когда появилась первая Красная книга?
  • В 1966 году
  1. Какие деревья славяне почитали как символ силы и достатка?
  • Дубы
  1. На территории какой страны произошла Чернобыльская катастрофа?
  • В Украине
  1. Назовите главный цветок японской нации.
  • Хризантема как символ Солнца

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie1.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

                                      ЗАНЯТИЕ №1

                   Вводное занятие «Что изучает экология?»

Цель:

формировать экологическое сознание путем обогащения знания детей об экосистеме, экологических факторах, о взаимосвязи всех сил в природе, расширять знания детей о взаимодействии человека с окружающей природой, донести до сознания учащихся значение экологических проблем;

воспитывать любовь к планете Земля, бережное отношение к природе.

Задачи

Образовательные

Провести беседу « Введение в экологию»;

Познакомить с экологическими фактора, разновидностями экологии как науки, содружествами видов,

Познакомить с терминами « Экология», «Экосистема», «Экологическая обстановка», « ЗОЖ», « Экологические факторы»;

Рассказать об экологических глобальных проблемах и формах решения экологических задач;

Закрепить сведения воспитанников об экологии, здоровом образе жизни;

Дать обзорную информацию об экологической обстановке на планете; объяснить, почему происходят глобальные изменения в природе;

Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.

Развивающие:

Формировать понимание, что все в природе взаимосвязано, что человек – есть часть экосистемы и живет по законам космоса;

Формирование работать в коллективе, соблюдать правила ведения дискуссии;

Формировать умения вести пропаганду здорового образа жизни среди воспитанников;

Формировать у воспитанников осознание ценности человеческой жизни и сохранения жизни на Земле;

Формировать умения анализировать, проводить сравнительный анализ, обобщать полученные сведения по проблемам экологии;

Воспитательные

Воспитывать уважительное отношение к природе, беречь природу

Проводить воспитательную работу среди воспитанников центра о пользе здорового образа жизни и охране окружающей среды.

Воспитывать желание помогать природе, планете, друг другу.

Вовлекать детей в активную природоохранную деятельность.

Оборудование: репродукции серии « Природа в опасности», видеоролики, видеоаппаратура, ручки, листы анкеты, доска, аудиозаписи с музыкой природы.

Структура занятия

Организационный этап

Проверка наличия детей в классе, готовность к занятию

Подготовка детей к восприятию темы.

Просмотр видеоролика « Человек и земля»

Ребята, о чем был показан сюжет – пантомима?

Человек и планета?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на занятии?

(О взаимоотношении человека с нашей планетой.)

- Как вы думаете, почему планета изображена в виде шарика? Почему она так странно раскрашена?

Стихотворение «Храм природы» 
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,

 С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.

 Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.                                                                                      

(А. Смирнов)

- Почему автор стихотворения назвал свое произведение « Храм природы»?

- Как вы понимаете словосочетание « храм природы»?  

- Как вы понимаете это аллегорическое сравнение храма и природы?

Храм – это святое место. Это не только место, где проводятся религиозные обряды.

Храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер, обладали  правом убежища. 

Обобщение: Природа – наш общий дом для всех обитателей Земли, и она обладает правом убежища и сохранения жизни на планете.

- А что вы знаете о нашей планете? О взаимоотношении всех обитателей Земли? Давайте проверим ваши знания.

Тест «Что вы знаете об экологии и окружающей среде?

Тест:

  1.  Наука экология изучает…
  • взаимодействие между живыми организмами и окружающей средой+
  • животный мир
  • методы защиты природы
  1. Какому ученому принадлежит авторство в названии для данной науки?
  • Карлу Марксу
  • Эрнсту Геккелю +
  • Чарльзу Дарвину
  1. Скольким основным законам подчиняются экологические процессы?
  • восьми
  • шести
  • четырем +
  1. Выберите один из экологических методов:
  • проб и ошибок
  • моделирования +
  • Крамера
  1. Какие из нижеперечисленных резервуаров хранят больше всего пресной воды?
  • реки и озера
  • ледники, айсберги, полярные снега +
  • искусственные водоемы

Кто является участником зоогенного влияния?

  • представители фауны +
  • представители грибного царства
  • разнообразие вирусов
  1. В какой день отмечается праздник окружающей среды?
  • пятого июня +
  • пятнадцатого июля
  • двадцать пятого числа ежемесячно
  1. Кого называют экологическими террористами?
  • тех, кто умышленно наносит масштабные загрязнения +
  • участников «зеленых» митингов и парадов
  • уничтожителей редких видов флоры и фауны.
  1. Как вы думаете, имеет ли влияние человечество на состояние природы?
  • конечно, очень сильное +
  • абсолютного никакого
  • его не заметно
  1. В состав какой среды входит воздух?
  • почвенная
  • водная
  • наземно-воздушная +


Школьная викторина для юных экологов: 50 вопросов

  1. Птицы-великаны
  • Страусы
  1. Живой обед аиста
  • Лягушка
  1. У какого российского писателя есть пернатый однофамилец?
  • У Гоголя
  1. У какой хищной птицы «кошачьи» привычки?
  • У совы, которая по ночам охотится на мышей и другую мелкую живность
  1. Кто зимой живет в скворечниках?
  1. К какой гадалке в живой природе обращаются люди за советом?
  • К кукушке
  1. Пингвины – это птицы или звери?
  • Птицы
  1. У кого уши расположены на ногах?
  • У кузнечиков
  1. Откуда появляются и мальки, и головастики?
  • Из икры
  1. Самый «солнечный» цветок.
  • Подсолнух
  1. Кто «перекрашивается» множество раз за день?
  • Хамелеоны
  1. Какие рыбки делают гнезда по-птичьи?
  • Сомы и колюшки
  1. Кому нужно испытать тройное перерождение, чтобы повзрослеть?
  • Бабочке
  1. Что является зимним кормом для жабы?
  • Ничего – она спит до тепла (находится в анабиозе)
  1. Ягода на любой вкус и цвет.
  • Смородина: белая, красная, черная
  1. Пернатая болтушка.
  • Сорока, которая «сплетни на хвосте носит»
  1. Пернатый доктор для деревьев.
  • Дятел
  1. Чей прилет знаменует начало весны?
  • Грачей

 Кто такой «тихий охотник»?

  • Грибник
  1. Птички-цыганки.
  • Сороки, ворующие блестящие побрякушки
  1. Деревья для производства спичек.
  • Осины
  1. Самая мудрая птица в лесу.
  • Сова
  1. Какие деревья воспевают за их красоту и считают российскими символами?
  • Березы
  1. Как называют мам, отказывающихся от своих детей, и почему?
  • Кукушками, потому что они подкладывают свои яйца в гнезда других птиц
  1. Какую «жалящую» траву употребляют в пищу.
  • Крапиву

  1. Какую птицу природа нарядила во фрак и не научила летать?
  • Пингвина
  1. Кто из птичек – «сверхскоростные»?
  • Стрижи
  1. Как называется птичка-лилипут?
  • Колибри – они вырастают не более 2 см
  1. Как называют ученых, изучающих животных?
  • Зоологами
  1. Назовите обитателей леса, которые дважды за год «переодеваются».
  • Лисица, зайчик, белочка
  1. Зверек-прачка.
  • Енот-полоскун
  1. Кто такая рыба-санитар?
  • Щука, которая питается больной и слабой рыбой
  1. Какие животные строят дома и плотины на реках?
  • Бобры
  1. От какого животного никто не убежит?
  • От гепарда
  1. Как называют большую лесную кошку?
  • Рысью
  1. У кого задние лапки впереди передних бегут?
  • У зайца
  1. Кто на спине яблоки носит?
  • Ежик
  1. Как можно назвать неколючих ежей?
  • Новорожденными
  1. Какие зверьки «косят»?
  • Зайцы
  1. Кто громче остальных кричит?
  • Крокодилы
  1. Каких вредителей садово-огородных культур разводят и доят муравьи?
  • Тлей-коровок
  1. У какой рыбки есть люди-тезки?
  • У карпа
  1. Какая из жирафовых ног самая длинная?
  • Они все одинаковые
  1. Чьи детки кушают молоко многих мам?
  • Заячьи
  1. Сколько пар лапок у пауков и жуков?
  • Четыре и три
  1. Кто теряет рога зимой?
  • Лоси
  1. Кто спит вверх ногами?
  • Летучие мыши
  1. Какие зверьки меньше всех?
  • Землеройки
  1. Каким насекомым мы «аплодируем» по ночам?
  • Комарам
  1. Кто из пернатых живет в лесу дольше всех?
  • Лесные вороны – продолжительность жизни больше столетия

Викторина «Экология – цифры и факты»: вопросы

  1. Где на планете существуют живые существа?
  • В биосфере
  1. Какой представитель флоры работает как светофор?
  • Цветок медуницы
  1. Какое количество кислорода мы ежедневно вдыхаем?
  • От 350 до 700 л
  1. Кто такая «водяная свинья»?
  • Карп
  1. У каких птиц съедобные гнезда?
  • У стрижей-саланганов
  1. Когда появилась первая Красная книга?
  • В 1966 году
  1. Какие деревья славяне почитали как символ силы и достатка?
  • Дубы
  1. На территории какой страны произошла Чернобыльская катастрофа?
  • В Украине
  1. Назовите главный цветок японской нации.
  • Хризантема как символ Солнца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок. Что изучает история Средних веков.Живое Средневековье

Технологическая карта урока по истории Средних веков, тема " Что изучает история Средних веков. Живое Средневековье."...

Занятие №1. «Вводное занятие»

Пояснительная записка        Сборник занятий входит в комплект интегрированного курса  «Математика и физика в сельском хозяйстве» и разработано в по...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....