Организация выездной экологической практики в осенне-зимний период
методическая разработка по экологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
В условиях школьного кабинета биологии не всегда есть возможность продемонстрировать всё многообразие жизненных форм и типов взаимодействия организмов друг с другом, влияние абиотических факторов среды.
В нашей школе с 2007 года в осенне-зимний период организуются выезды для учащихся 5-11 биологических классов на территорию загородной базы в Нижегородской области.
В результате двухдневного обучения создаются условия для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках экологии и биологии. Начиная с 5 класса, ребята учатся давать научное объяснение экологическим процессам и явлениям, проводить мониторинг состояния атмосферного воздуха на территории населенного пункта и в природных экосистемах (содержание кислорода, SO2, температура), определять показатели воды в реке Ветлуге (общая минерализация, температура, рН, мутность, цветность, характер и интенсивность запаха), исследуют изменения показателей освещенности в разных ярусах леса, наблюдают за растениями, животными, грибами и лишайниками, ставят несложные экологические эксперименты и объясняют их результаты. После каждой экскурсии школьники оформляют отчеты в тетрадях для полевых исследований. Это способствует формированию познавательных универсальных учебных действий и повышает интерес к предмету.
Выбор тем для практических занятий осуществляется с учетом возраста и степени теоретической подготовки юных экологов, тематического планирования уроков экологии и погодных условий в конкретный период. Часто тематика занятий согласуется с исследованиями в рамках коллективного экологического проекта участников школьного экологического объединения «ЮнИс». Наиболее интересные темы исследований представлены в статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vyezdnoy_ekologicheskoy_praktiki_v_osenne-zimniy_period.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация выездной экологической практики в осенне-зимний период
Чердакова Арина Валерьевна, МБОУ «Школа №91»
город Нижний Новгород
Углублённое изучение биологии в средней и старшей школе, как правило, предусматривает включение в учебный план предмета «Экология». При изучении экологических закономерностей необходимо подкреплять теоретические материалы лабораторными практикумами и учебными экскурсиями. В условиях школьного кабинета биологии не всегда есть возможность продемонстрировать всё многообразие жизненных форм и типов взаимодействия организмов друг с другом, влияние абиотических факторов среды.
В нашей школе с 2007 года в осенне-зимний период организуются выезды для учащихся 5-11 биологических классов в село Благовещенское Краснобаковского района Нижегородской области. При планировании экологических экскурсий и школьных исследований используется учебное оборудование:
- Световые микроскопы «Биолам»
- Набор для проведения полевой практики
- Цифровая экологическая лаборатория
- Лаборатория «ЭкоЗнайка»
- Лаборатория для биологических исследований
- Комплект лабораторной посуды
- Набор предметных и покровных стекол
- Набор термометров
- Фолдскопы (бумажные микроскопы)
- Наборы препаровальных инструментов
Для определения растений и животных учащиеся используют школьные определители растений и животных, атлас повреждений деревьев в зимний период, определительные таблицы деревьев и кустарников в осенне-зимний период.
В результате двухдневного обучения создаются условия для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках экологии и биологии. Начиная с 5 класса, ребята учатся давать научное объяснение экологическим процессам и явлениям, проводить мониторинг состояния атмосферного воздуха на территории населенного пункта и в природных экосистемах (содержание кислорода, SO2, температура), определять показатели воды в реке Ветлуге (общая минерализация, температура, рН, мутность, цветность, характер и интенсивность запаха), исследуют изменения показателей освещенности в разных ярусах леса, наблюдают за растениями, животными, грибами и лишайниками, ставят несложные экологические эксперименты и объясняют их результаты. После каждой экскурсии школьники оформляют отчеты в тетрадях для полевых исследований. Это способствует формированию познавательных универсальных учебных действий и повышает интерес к предмету.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий используются занимательные задачи по экологии животных, растений, лишайников, групповая работа со справочной литературой. Результаты своих мини-исследований ребята часто включают в работы, которые представляют на школьной конференции НОУ. Часто исследовательская работа, начатая в период выездной экологической практики, становится частью большого проекта, дополняется результатами многолетних индивидуальных или групповых исследований в экосистемах Нижнего Новгорода и области.
Выбор тем для практических занятий осуществляется с учетом возраста и степени теоретической подготовки юных экологов, тематического планирования уроков экологии и погодных условий в конкретный период. Часто тематика занятий согласуется с исследованиями в рамках коллективного экологического проекта участников школьного экологического объединения «ЮнИс». Наиболее интересные темы исследований представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Темы учебных экскурсий и практических работ выездной
экологической практики для школьников в осенне-зимний период
Тема учебного занятия | Форма проведения учебного занятия | Время года |
Изучение влияния абиотических факторов на рост и развитие растений | экскурсия | осень, зима |
Изучение структуры листа Липы мелколистной с помощью фолдскопов | практическая работа | осень |
Исследование влияния погодных аномалий на состояние коры древесных растений | экскурсия | зима |
Изучение структуры снежного покрова и состава снега | практическая работа | зима |
Изучение природных сообществ леса и реки Ветлуги | экскурсия | осень |
Проведение исследования методом лихеноиндикации | практическая работа | осень |
Исследование внутреннего строения хвои Сосны обыкновенной с помощью фолдскопов | практическая работа | осень-зима |
Изучение повреждений коры деревьев смешанного леса и урбанизированной территории насекомыми-вредителями | экскурсия | осень |
Исследование теплопотерь помещения с деревянными и пластиковыми окнами | практическая работа | зима |
Подготовка кормушек и гнездовий для птиц | практическая работа | зима |
Изучение реакции организма на изменение температуры окружающей среды | практическая работа | зима |
Фенологические изменения в наземных и водных экосистемах | экскурсия | осень, зима |
Подготовка саженцев сосны и ели | практическая работа | осень |
Количественный и качественный анализ речной воды в Ветлуге | практическая работа | осень |
Далее представлен план проведения практической работы для учащихся 6 класса - исследование для любознательных ребят из серии «Мы собрали наш ФОЛДСКОП и исследуем нон-стоп!»
Тема: «Изучение структуры листа Липы мелколистной с помощью фолдскопов»
Цель работы: научиться работать с бумажным микроскопом и убедиться, что лист растения состоит из клеток, форма и размеры которых зависят от функций, но могут изменяться под влиянием абиотических факторов.
Оборудование – бумажный микроскоп (фолдскоп), набор препаровальных инструментов, лист Липы мелколистной, материалы для приготовления временного микропрепарата (есть в комплекте к фолдскопу), сотовый телефон с фотокамерой (по желанию).
Ход работы:
- В середине картонной основы для приготовления микропрепарата зафиксировать прозрачный липкий слой (или скотч), аккуратно сняв его с основы.
- Приготовить тонкий срез листа при помощи скальпеля (выполнять нужно осторожно!);
- Поместить срез листа в центр заготовки для микропрепарата, аккуратно расправив его препаровальной иглой. При желании можно добавить каплю воды.
- Накрыть препарат вторым липким слоем (скотчем).
- Поместить препарат в соответствующие прорези фолдскопа (смотри рисунок в инструкции) и рассматривать, повернув к источнику света.
- Если есть возможность, то, следуя инструкции, присоединить фолдскоп к фотокамере сотового телефона. Сделать несколько снимков. Сравнить изображения при разном увеличении.
- Зарисовать клетки листа растения, обозначив клеточные стенки (оболочки) и цитоплазму. Если вы увидели хлоропласты, обозначьте их на рисунке.
- Сделать вывод о строении растений.
Дополнительное задание: вы можете сравнить изображение клеток растений, полученное при помощи светового и бумажного микроскопа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ВОПРОСАМ ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ВОПРОСАМ ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД....
Техника безопасности на водных объектах в осенне-зимний период
В любое время года детей и подростков тянет к водоемам. Как только появляется ледяная гладь – мы видим и конькобежцев, и лыжников, и просто пешеходов, минующих дальние мосты, сокращая себе тем с...
Инструкция по правилам безопасного поведения на водоёмах в летний, осенне-зимний и весенний периоды
В данной инструкции указаны основные правила безопасности на воде в разное время года, правила эти подобраны с многих сайтов в одну инструкцию, которая необходима в работе воспитателя школы-интерната,...
Методические рекомендации по организации полевой экологической практики в курсе биологии 6 класса
В разработке предлагается методический инструментарий для организации полевой экологической практики, содержание которой ориентировано на курс биологии 6 класса. В работе даются программы, учебн...
ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД
Сейчас наступил зимний период, водоемы покрываются льдом. В этой связи до сведения школьников необходимо довести правила поведения на водоемах в зимний период, а также правилах оказания первой помощи ...
Правила поведения на водоёмах в осенне-зимний период
Памятка. Правила поведения на водоёмах в осенне-зимний период...
Методические рекомендации с изменениями по организации полевой экологической практики в общеобразовательной школе с учетом разновозрастной группы.
В разработке предлагается методический инструментарий для организации полевой экологической практики, содержание которой ориентировано на курс биологии и экологии 6-8 класса. В работе даются рекоменда...