"Лес-наше богатство"
план-конспект по экологии

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_okruzh-les.docx35.92 КБ
Файл zapovednik.docx835.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в старшей группе № 23.

Тема: «Лес-наше богатство».

Источник:

1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.

2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.

3. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.

 4.  Сайты интернета для воспитателей, журнал «Обруч»

Цель: познакомить детей с понятием лес и его обитателями .

Задачи:

Образовательные:

-Учить детей различать, классифицировать и называть деревья;

-Уточнить представление детей о разном значении леса для животных и человека; расширять знания детей о хвойных и лиственных деревьях.

Развивающие:

-Развивать у детей: память, наблюдательность, логическое мышление, связную речь.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к природе, прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Словарная работа: активизировать слова - березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, кедровый лес,  пихтовый лес, лиственный лес, смешанный лес, хвоинки, хвоя.

Материал и оборудование: телевизор, видеоролик музыкальный центр, голоса птиц, шум зимнего  леса.

Материал: Д/И «Детки с какой ветки», Иллюстрации с изображением деревьев, альбомный лист, краски, кисточки, непроливайки.

Предварительная работа: Рассматривание картин «Животные и птицы нашего края»; чтение познавательной литературы о ХМАО- Югры, просмотр альбома «Мой край», наблюдения за елью, сосной, березой, осиной на территории ДОУ, чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций о лесе;

Интеграция ОО: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Здоровье сберегающие технологии: физминутка,  дыхательная гимнастика.

Методы и приемы: словесные – дидактические игры экологической направленности, наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев, продуктивная – рисование.

                                 Ход занятия:

Вводная часть

Организационный момент:

 Воспитатель:

 - Встанем в круг, улыбнемся друг другу и передадим свое настроение. Игра «Передай свое настроение» (Дети по цепочке передают свое настроение), говоря «мое настроение похоже на…радугу, солнечный лучик и т.п.»)

- Ребята скажите, вы были с родителями в лесу?

- А что больше всего вам понравилось в лесу?

(ответы детей)

- А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

(«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, кустарников, живут различные дикие животные, птицы, растут грибы и ягоды.)

- А вы знаете пословицы о лесе?

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

 «Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром почтальон принёс к нам в группу необычную посылку.

(Показывает диск.)

- Давайте его посмотрим (включает ноутбук, появляется на экране Старичок-лесовичок).

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я Старичок - лесовичок, хочу пригласить вас, на прогулку в зимний лес!  Зимний лес полон сказок, загадок и чудес. (Слайд №2)

Воспитатель: - Ну что , ребята, мы принимаем приглашение Лесовичка?

Но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

- Правильно, правила поведения в лесу.

1. Нельзя шуметь, нельзя обижать птиц, животных.

2. Нельзя разжигать костер.

3. Нельзя на дереве царапать слова.

4. Нельзя обдирать кору с дерева.

5. Нельзя ломать ветки деревьев,

6.А чтобы молодые деревца березки и елочки не замерзли, хорошо зимовали их нужно засыпать снегом.                              

- Ребята,  а на чем сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие.

 (На поезде, самолёте, пешком).

- Ребята, у нас много снега, мы можем отправиться на лыжах. Давайте мы наденем на ноги лыжи. Вы готовы? Отправляемся в путь!

(Дети, под музыку «на лыжах» идут  в лес)

Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа сосны стройные стоят,

Слева елочки на нас глядят,

На деревьях нет листочков

И трава  под снегом спит.

 Воспитатель: Вот мы и в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! Слушаем голоса птиц.  А чем пахнет в зимнем лесу? (Слайд №3)

-Давайте ребята вдохнём лесного воздуха.

Дыхательное упражнение:

дети вдыхают носом воздух

на выдохе произносят: «Ух свежо!» (3раза)

- Поиграем в игру с мячом «Назови дерево».

(дети называют какие деревья знают)

- А сейчас давайте присядем и полюбуемся красотой зимнего леса.

-  Послушайте как шумит зимний лес.

- Я загадаю вам загадку, а вы найдете отгадку на доске, о каком дереве в ней говорится:

«Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке

В белом сарафане».     (Береза)

Это дерево большое,

На ветвях его растёт

Не листва – густая хвоя

Зеленеет круглый год.

И всегда на шишки щедр

Исполин сибирский – ... (Кедр).

 «Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок… осины».  

  

 Вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою без иголок. (Лиственница)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

- Как вы думаете, чем отличается береза от ели? (Слайд№4)

- Обратите внимание на листья, ствол, ветки. Они одинаковые?

(Разные. У березы листья круглые с зубчиками. А у елки хвоинки.)

- Как называется лес, в котором растут березы? (Слайд №5)

(Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.)

- Лес, в котором растут только осины? (Слайд№6)

( называется – ОСИННИК.)

- Как вы думаете, почему, где растут  березы,  осины и другие  деревья, называется лиственный лес? (Слайд №7)

(деревья,  имеющие листву называется ЛИСТВЕННЫМ.)

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

 Солнышко проснулось,

 И березки к солнцу потянулись.

 (руки вверх, встать на носочки)

 Поздоровались друг с другом,

 Наклонившись в стороны.

 (наклоны в стороны)

 С солнцем поздоровались,

 Радуясь дню новому.

 (руки вверх, помахать ими).

- Дальше на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС.

Почему он так называется?

- Какие деревья  растут в хвойном лесу?

( Сосны, ели, кедр, пихта, лиственница.)

- Кто знает загадку про ель и сосну?

(«Зимой и летом одним цветом».)

- Почему всегда одним цветом?

( Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.)

- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Как такой лес называется?

( ЕЛЬНИК.) (Слайд №8)

- Лес, где растут одни сосны, как  называется?

 (СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.) (слайд №9)

-  Лес, где растут одни кедры, как называется?

( КЕДРОВЫЙ ЛЕС  или КЕДРАЧ.) (слайд №9)

-  Лес, где растут одни пихты, как называется?

( Пихтовый  лес.) (Слайд №10)

- Лес где растут лиственницы?

(ЛИСТВЕННИЧНЫЙ) (Слайд №10)

- Ребята у лиственницы, как у сосны и ели, хвоинки вместо листьев. А название своё она получила, потому что сбрасывает свои хвоинки осенью, как лиственные деревья. Про лиственницу говорят: "Из семейства сосен, елок, а зимует без иголок".

-А лес, где растут и береза и осина и елки и сосны, как называется?

(СМЕШАННЫЙ ЛЕС.) (Слайд №11)

- Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и поиграем в игру  «Детки с какой ветки» рассмотрим ветви сосны и ели, кедра и  лиственницы их шишки. (слайд №12)

- Чем они похожи? Чем они отличаются?

- Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».

- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и  найдите каждому дереву свой лес. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).

Д/И «Для чего нужно дерево?»  –  в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева для насекомых, птиц, животных, людей. (Слайд №13)

(это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы,  гусеницы и другие обитатели леса)

(это место для постройки гнезда)

(для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок)

(для зайца это пища, зимой кора, укрытие)

 (для художника это объект для картин)

 (для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть)

(дерево для горожанина  это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).

- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья  в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.  И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу  только потому, что их очень мало осталось или они погибли.

Заключение.

А теперь нам пора в детский сад.

(Дети, под музыку «на лыжах» отправляются в детский сад)

- Ребята, давайте нарисуем деревья  и  отправим Лесовичку  наши рисунки в знак благодарности  за увлекательное путешествие по лесу.

 Ребята вам понравилось путешествие в лес? Какие деревья вы нарисовали? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Для чего нужны деревья?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ПКСЦ в старшей группе № 23.

Источник:

Тема: «Что такое заповедник? Путешествие по заповедникам».

Цель: познакомить детей с заповедниками нашей страны.

Задачи: 

образовательные:

-объяснить понятие «заповедник»,

-познакомить детей с заповедниками нашей страны и правилами поведения в них;    -расширять и систематизировать знания детей об объектах живой и неживой природы;

воспитательные:

- воспитывать осознанное отношение ребенка к окружающей среде; заботливое отношение ко всему живому;

-формировать ответственное и бережное отношение к природе;

-развивающие: развивать способность осознавать свои действия и прогнозировать вероятные последствия.

Материал и оборудование: фотографии заповедников России; интерактивная игра «Правила поведения в заповеднике»; аудиозаписи: «звуки природы (леса)», «Паровозик», «Медвежий танец» Бела Барток, «Карнавал животных» Эмиль Сен-Санс, «Игра воды» Жозеф Морис Равель; ватман для создания коллажа, карточки для рисунков, пастель для рисования, клей.

Ход занятия:

Перед началом дети приветствуют друг друга. Приветствие сопровождается движениями:

Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Воспитатель: Ребята, мы уже знаем, природа – это все то, что нас окружает, что создавалось без участия человека. Скажите, какая бывает природа?

Дети: Природа бывает живая и неживая.

Воспитатель: Все верно. Давайте поиграем в игру: «Живое – неживое». Сейчас я буду загадывать загадки, а вы будете называть отгадку и говорить к живой или неживой природе она относится:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)

Дети: Это дерево. Оно относится к живой природе.

Воспитатель: Да, все верно. Дерево – это живая природа.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

Дети: Это гриб. Гриб – это живая природа.

Воспитатель: Верно.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

Дети: Вода. Она относится к неживой природе.

Воспитатель: Все правильно.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печет (Солнце)

Дети: Солнце. Солнце – это неживая природа.

Воспитатель: Все правильно ребята. Так почему вода и солнце относятся к неживой природе?

Дети: Вода, солнце, камень, песок не дышат, не питаются и не растут.

Воспитатель: Конечно, Вы правы. А почему же дерево и гриб – это объекты живой природы?

Дети: Все растения, животные и птицы относятся к живой природе, потому что они дышат, питаются и растут (развиваются).

Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, мы с вами (люди), тоже являемся частью природы, а как вы думаете, человек может навредить природе?

Дети: Да, может. Вырубать деревья, загрязнять водоемы, уничтожать животных.

(Включить аудиозапись – звуки леса)

Воспитатель: А вы знаете, что есть такое место, называется – заповедник, там природа находится под охраной. В заповеднике охраняются всё: реки и озера, растения, животные и птицы. В нашей стране больше ста заповедников, там природа существует без вмешательства человека. Вся жизнь диких зверей, птиц и растений здесь протекает в естественной среде. Можно часами ходить по заповедному лесу и не подозревать, что за нами наблюдают сотни глаз.

Хорошо бы остановиться на минутку, прислушаться и посмотреть внимательно по сторонам. Вот старая ель, под которой возвышается бугорок колючей трухи – это «муравьиный городок». В заповеднике муравейники окружают деревянной изгородью.

В большинстве российских заповедников, большую часть территории занимают леса. Мы уже знаем правила поведения в лесу, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру и познакомится с правилами поведения в заповеднике.

(Проводится интерактивная игра «Правила поведения в заповеднике»)

Воспитатель: Вот теперь мы знаем правила поведение на охраняемых территориях заповедников. Давайте отправимся в увлекательное путешествие и посетим некоторые заповедники нашей страны. В путь!

(Дети строятся за воспитателем, под музыку «Паровозик» начинают движение по кругу изображая гудок поезда прибывают на первую станцию)

Звучит отрывок произведения Жозеф Марис Равель «Игра воды»

Муз. Рук.: Ребята, что вам напоминают эти звуки?

Дети: Звуки воды.

Муз. Рук.: Это произведение написал французский композитор и дирижер Жозеф Морис Равель.

Демонстрируются фотографии:

t1602010990aa.jpg

Водопад Учар. Алтайский заповедник (Республика Алтай) 16 апреля 1932 года (Автор: Obakeneko)

t1602010990ab.jpg

Раифское озеро. Волжско-Камский заповедник (Республика Татарстан) 30 апреля 1960 года. (Автор: Kristina2605)

t1602010990ac.jpg

«Край ста озер» на территории заповедника расположено 135 небольших озер. Катунский заповедник (Республика Алтай) 25 июля 1991 год. (Автор: Игорь Шпиленок)

Воспитатель: Ребята, а реки, озера, водопады относятся к какой природе?

Дети: Вода относится к неживой природе.

Воспитатель: Молодцы, все верно! Двигаемся дальше.

(Дети строятся за воспитателем, под музыку «Паровозик» начинают движение по кругу изображая гудок поезда прибывают на вторую станцию)

Звучит отрывок произведения Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»

Муз. Рук.: Что изобразила нам музыка?

Дети: Лебедь

Муз. Рук.: А написал это произведение Камиль Сен-Санс – французский композитор, пианист, дирижер, педагог. Он сочинял во всех современных ему музыкальных жанрах, среди которых «Карнавал животных», состоящий из 14 частей.

В произведении звучит виолончель и фортепиано. Мелодия изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, фигурации у фортепиано – рябь на ней.

t1602010990ad.jpg

Алтайский заказник. Создан в 1973 году.

Воспитатель: А это Озеро Светлое, его еще называют Лебединое— оно не

замерзает всю зиму из-за горячих подводных ключей. В октябре сюда прилетают зимовать прекрасные птицы — лебеди.

t1602010990ae.jpg

Государственный природный биосферный заповедник «Даурский» 25 декабря 1987 года.

Воспитатель: Посмотрите, это Даурский журавль – вымирающий вид журавлей,

которых осталось около пяти тысяч особей. Эта птица занесена в Красную книгу. Вы знаете, что такое Красная книга?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Красная книга – это список редких и исчезающих видов

животных, растений и птиц. (демонстрируется Красная книга) В эту Красную книгу записаны виды исчезающих животных.

t1602010990af.jpg

Таймырский заповедник (Красноярский край) 23 февраля 1987 года. (Автор: Поспелов Игорь Николаевич).

Воспитатель: А эта птица называется Краснозобая казарка. Ребята, птицы

представители какой природы?

Дети: птицы относятся к живой природе.

Воспитатель: Молодцы! В путь!

(Дети строятся за воспитателем, под музыку «Паровозик» начинают движение по кругу изображая гудок поезда прибывают на вторую станцию)

Звучит отрывок произведения Бела Барток «Медвежий танец»

Муз. Рук.: Ребята, какого животного изображает эта музыка?

Дети: Это медведь.

Муз. Рук.: Это произведение называется «Медвежий танец», а написал его

композитор Бела Барток. Бела Барток – венгерский композитор, он написал оперы, балеты, симфонии, цикл произведений «Детям».

t1602010990ag.jpg

Большой Арктический заповедник (Красноярский край) 11 мая 1993 год.

(Автор: Amstrup).

Воспитатель: Кто изображен на этой фотографии?

Дети: Белый медведь.

t1602010990ah.jpg

Кабардино-Балкарский горный заповедник (Кабардино-Балкария) 8 января 1976 года. (Автор: Игорь Шпиленок).

Воспитатель: Это горные бараны. Посмотрите какие красивые рога. В нашей

стране много заповедников, и в нашей области есть заповедник.

t1602010990ai.jpg

Воронежский биосферный заповедник. (Воронежская область) Создан 1923 году.

Воспитатель: В Воронежском заповеднике водится очень много животных. Это

самый крупный бобровый питомник. (демонстрируется книга) Посмотрите, эта книга так и называется «Воронежский заповедник». Здесь описаны растения, животные и птицы Воронежского заповедника.

Вот мы и познакомились с некоторыми заповедниками нашей страны и их обитателями. Давайте немного отдохнем, и погуляем по лесу.

(Проводится физкультминутка под аудиозапись «звуки леса»)

«Вместе по лесу идем»

Вместе по лесу идем, не спешим не отстаем. (Маршируем на месте)

Вот выходим мы на луг, тысяча цветов вокруг. (Потягиваем руки в стороны)

Вот ромашка, василек, медуница, кашка, клевер (Указывать то правой, то

левой рукой)

Расстилается ковер и направо, и на лево (Наклоны в разные стороны)

К небу ручки потянули, позвоночник растянули (Потягивание рук вверх)

Отдохнуть мы все успели и на место снова сели! (Сесть на стульчики)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы отлично знаете, что относится к живой и неживой природе. Давайте сделаем плакат, на котором будут изображены представители живой и неживой природы.

Посчитайте сколько вас?

Дети: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Нас 10!

Воспитатель: Правильно! Нужно разделиться на две одинаковые команды, сколько человек будет в каждой команде?

Дети: 5.

Воспитатель: Молодцы, первая команда, изображают на карточках живую природу, а вторая команда изображают на карточках неживую природу. Начнем! (дети берут стульчики и садятся за стол).

(Дети рисуют картинки и приклеивают на плакат, получается коллективный коллаж)

Воспитатель: Какой же красивый получился у нас плакат! (Демонстрируется коллаж)

Ребята, а беречь и охранять природу нужно только в определенных местах, таких как заповедники?

Дети: Нет, природу нужно охранять везде.

Воспитатель: Совершенно верно! Беречь и охранять природу нужно везде, давайте никогда не будем забывать об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...

Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широки и необъятны  просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна  ...

Урок толерантности "Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила".

Данное занятие поможет учителю создать условия для формирования знаний учащихся по вопросам толерантности....

Внеклассное мероприятие "Мы разные и в этом наше богатство, мы вместе и в этом наша сила"

Веклассное мероприятие было проведено в 7 классе  для ознакомление с традициями и обычаями узбекского народа...

Родительское собрание «Наша семья — наше богатство!»

Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении школьников к семейным традициям. Разработано Наследниковой О.Г...

Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.

Данный классный час разработан для  учащихся  9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины.  Классный час ...

Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса.

Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса. Предлагаемый классный час - это своего рода презенация увлечений. Его цель - не только ...