Урок экологии "Враг природы - это мусор !"
план-конспект по экологии

Акулинина Татьяна Александровна

Урок экологии. Проблема бытовых отходов, занрязнение океанов, космоса, материков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок экологии38.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок экологии

Тема: «Враг – природы – это мусор!»

Цель мероприятия: познакомить учащихся с экологической проблемой –

мусор, с переработкой промышленных и бытовых отходов, рассказать о том, какой вред приносит мусор для жизни человека и природы.

Задачи мероприятия:

  1. Познакомить учащихся с экологической проблемой, поговорить о значимости чистоты природы.
  2. Расширить знание учащихся о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов.
  3. Научить обучающихся работать в команде и развивать дружеское взаимоотношение.  
  4. Воспитать у учащихся культурное поведение к природе, соблюдать чистоту и порядок.

Ведущий: - Здравствуйте, дорогие друзья!

На доске нарисовано мусорное ведро. По очереди каждый учащийся

называет то, что он выбросил вчера или сегодня в мусорное ведро, учитель

«заполняет» ведро (вписывает все, что называют учащиеся).

Учитель: Хорошо, посмотрите теперь на наше мусорное ведро, оно у нас

заполнилось полностью, все, что мы с вами выбрасываем - это бытовые

отходы (одноразовые стаканчики, кожура от бананов и мандаринов,

листочки, пакеты…) Сегодня в мусоропроводы и на свалки попадает

большое количество (1,3 млрд. тонн) отходов в год.

На доске нарисовано мусорное ведро. По очереди каждый учащийся

называет то, что он выбросил вчера или сегодня в мусорное ведро, учитель

«заполняет» ведро (вписывает все, что называют учащиеся).

Учитель: Хорошо, посмотрите теперь на наше мусорное ведро, оно у нас

заполнилось полностью, все, что мы с вами выбрасываем - это бытовые

отходы (одноразовые стаканчики, кожура от бананов и мандаринов,

листочки, пакеты…) Сегодня в мусоропроводы и на свалки попадает

большое количество (1,3 млрд. тонн) отходов в год.

А начнем мы с того, что посмотрим, сколько всего мы выбрасываем в мусорное ведро в течение всего дня. Для этого сыграем в игру

«Сегодня я выбросил…».

Правила игры:

На доске нарисовано мусорное ведро. По очереди каждый учащийся называет то, что он выбросил вчера или сегодня в мусорное ведро, учитель

«заполняет» ведро (вписывает все, что называют учащиеся).

Хорошо, посмотрите теперь на наше мусорное ведро, оно у нас заполнилось полностью, все, что мы с вами выбрасываем - это бытовые отходы (одноразовые стаканчики, кожура от бананов и мандаринов, листочки, пакеты…) Сегодня в мусоропроводы и на свалки попадает большое количество (1,3 млрд. тонн) отходов в год.

 Работа по картинкам и определение темы урока

Демонстрация мультфильма «Как мусор уничтожил мир».

Ведущий: - Загрязнение планеты мусором стало

одной из глобальных экологических проблем. Почему эта проблема возникла именно сейчас?

Ведущий: Как вы видели, мусора раньше не было, его почти полностью

использовали вторично. Оставалось только то, что перерабатывалось естественным путем, но и его было очень мало. Сейчас, после изобретения мусорного ведра, отходы вторично практически  не используют (если используют, то очень незначительную часть), а остальное, что остается, перерабатываться естественным путем не успевает. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. А самое главное, увеличилось количество отходов, которые имеют громадные сроки естественной переработки.

Весь мусор делят на промышленный и бытовой. Промышленный  появляется в результате деятельности заводов и фабрик. Отходы, которые скапливаются у нас дома, называют бытовыми. Скажите, кто является источником появления мусора?

Дети: (отвечают)

Ведущий: - Да, и опять вы правы – конечно, ЧЕЛОВЕК.

Человек стал причиной появления огромного количества мусора, и только человек сможет спасти Землю, а значит и самого себя. Почему я сказала самого себя? Разве человеку что то угрожает? Ведь мы в селе не видим большого скопления мусора.

Презентация

Твёрдые бытовые отходы (ТБО, бытовой мусор) – это предметы или товары, потерявшие потребительские свойства. ТБО делятся на отбросы (биологические ТО) и собственно бытовой мусор (небиологические ТО искусственного или естественного происхождения).

Учитель: Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Ежегодно его количество возрастает примерно на 3% по объёму.

ПЛАСТИК                                        АЛЛЮМИНИВЫЕ БАНКИ

БУМАГА                                           ЖЕСТЬ

СТЕКЛО                                            ПИЩА

ЦЕЛОФАН                                       ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Пищевые отходы

От 10 дней до 1 месяца

газетная бумага

От 1 месяца до 1 сезона

Железные банки

До 10 лет

Старая обувь

До 10 лет

Автоаккумуляторы

До 100 лет

Фольга

До 100 лет (жестяная банка - 90 лет)

Электрические батарейки

До 100 лет

Пластиковые бутылки

Более 100 лет (полиэтиленовая пленка -200 лет)

Непищевой пластик

450 лет

Алюминиевые банки

до 500 лет

Стекло

Более 1000 лет

Причём мы выбрасываем мусор как организованно (в контейнеры, урны и т. д.), так и неорганизованно (куда попало). Чтобы не утонуть в грудах мусора и не отравиться продуктами его разложения, его надо утилизировать, или, проще говоря, куда-то девать.

Как избавиться от отходов?

(Ответы учащихся – на свалку!).

 Вплоть до 1960 года большая часть твёрдых бытовых отходов вывозилась и сжигалась на открытых площадках, но при этом:

- они дымили, распространяя зловоние, и служили рассадником мух, крыс;

- продукты сгорания уносились в атмосферу и являлись одной из причин загрязнения воздуха;

- в воздухе над свалкой образовывались токсины, которые попадали и в почву.

 К началу 1970-х годов открытые горящие свалки запретили. В качестве альтернативы использовались захоронения (могильники). Мусор зарывали в землю или вываливали на неё и засыпали тонким слоем земли. Но при этом возникли более серьёзные проблемы. (Какие?) (Вымывание вредных веществ и загрязнение грунтовых вод токсичными веществами).

Вода с растворёнными загрязнителями называется фильтратом. Когда он проходит через необработанные отходы, образуется особенно ядовитый фильтрат, в котором наряду с разлагающейся органикой находится железо, ртуть, свинец, цинк и другие металлы из ржавеющих консервных банок, разряженных батареек, причем всё это густо приправлено красителями, пестицидами, моющими средствами и другими химикатами. Неграмотный выбор мест захоронений и отсутствие мер предосторожности позволяет всему этому зелью попадать в подземные водоносные горизонты. Кроме этого происходит: образование метана (ядовитое вещество, взрывается при зажигании); при гниении продуктов постепенно происходит просадка грунта, в образовавшемся углублении скапливается вода, и участок постепенно превращается в болото.

Вопрос Ребята какой самый распространенный упаковочный материал сейчас используют? Полиэтилен, пластик. Давайте вспомним, А сколько лет он разлагается? ( Сравнения – продолжительность жизни – мы, дети, внуки и т.д.)

Острой  проблемой  бытового  мусора  в  настоящее  время  стала  пластиковая бутылка.  

Утилизация мусора в разных странах

Повторное использование

Германия стала одним из первых государств, где была применена эта практика. Сейчас система разноцветных мусорных контейнеров работает фактически во всех странах мира. В Германии сбором и переработкой мусора занимается отдельная промышленная отрасль. На специальные пункты отходы доставляются в контейнерах. Нормативными актами четко регламентируются требования к мусорным площадкам, транспортировке, таре для сбора и перевозки мусора, его складированию и классификации.

Германия использует повторно 70% своих отходов. Берлинские подростки, собирающие мусор и сдающие его на переработку, получают финансовое вознаграждение.

Япония разработала уникальную технологию уборки и сортировки бытового мусора. Отходы делятся на две категории – сгораемые и несгораемые. Отдельные баки существуют и для пищевых отходов. Каждому виду отходов установлено свое время и день. Законом предусматривается сбор и сортировка мусора, его вывоз и переработка. Фирмы, производящие электронную и другую технику, обязаны обеспечить условия сбора и переработки произведенных ими приборов по окончании их эксплуатации. В этой стране из переработанного мусора строят даже береговые укрепления и дома. С начала 2000-х годов японское общество охватила настоящая волна: «моттаинай-нэ-э-э» часто можно услышать из уст японцев разных поколений. Это трудно перевести, но смысл в том, что не следует ничего выбрасывать до тех пор, пока сохраняются какие-либо полезные свойства, что расточительность неуместна»

. В Австралии вы не увидите на тротуаре окурок или бумажку. В этой стране также работает программа сортировки мусора. Для каждого вида отходов предусмотрены разноцветные бачки: красные предназначены для обычного мусора, в желтые складывается бумага, бутылки (вторсырье), в зеленые – растения, синие бачки предназначены для медицинских отходов. Эти бачки выставляются на улицу для вывоза в определенные дни для каждого цвета бачков. Для крупногабаритного мусора установлены специальные дни, когда его вывозят специальная техника. Для органических отходов обустроены специальные площадки.

Очень оригинальное решение было изобретено в Сингапуре.

Сингапур - небольшое государство, население немного больше 3 миллионов человек. Столь небольшая территория государства не позволяет устраивать огромные свалки с мусором, поэтому эта проблема была решена весьма оригинальным способом.

Неподалеку от острова Сингапур расположен остров Семаку,его площадь - 350 гектаров. Его внешний вид ничем не отличается от любого другого тропического острова. Добраться до него можно на пароме, затратив всего лишь около получаса, поэтому на остров постоянно прибывает большое количество туристов. И главная изюминка острова, которая привлекает большое количество людей это не архитектура, не природа, и не памятники. Суть в том, что Семаку создан руками человека, а для его создания был использован мусор. Этот поистине уникальный кусок суши содержит 63 миллиона кубических метров всевозможных отходов. По расчетам ученых, остров Семаку может служить Сингапуру свалкой вплоть до 2045 года. Несмотря на то, что Семаку создан из одного лишь мусора, туристов он встречает не зловонными запахами, которые присущи свалкам, а соленым запахом морской воды. Глаза радует богатая флора и фауна острова. По некоторым данным, здесь обитает более, чем 55 видов птиц. Не вызывает беспокойства здоровье животных, обитающих на острове, так как 80 процентов мусора, из которого он состоит, неорганические отходы.

Вторичное  использование  пластиковых  бутылок

Предлагаем  удобный  способ избавиться  от  надоедливых  бутылок – использовать   их вторично. Из бутылок можно получить  множество  полезных,  красивых  и  удобных  вещей.

Итак, из   бутылок можно  сделать:

- горшок  для  цветов или  красивую  вазочку, например для  конфет;

-  воронку,  умывальник или совок;

-  декоративный  стаканчик или  подсвечник;

-  ведерко  или  лейку;

-  удобный  водосток;

- горшки  для проращивания  рассады;

- чехол  для  замка  или  «козырек»   для  звонка;

- кормушку  для  зверей и  птиц;

- подставку для письменных  принадлежностей;

- игрушки  или декоративное  деревце;

Физкультминутка

«Что делать хорошо, а что – плохо»

- Бросай, куда попало мусор.

+ Дай вещи «вторую жизнь».

- Оставляй мусор в лесу, около водоёма, на месте отдыха.

+Сортируй мусор правильно;

+Экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону).

-Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда.

+Оборудовать и очищать места отдыха

-Ломать растения, срывать цветы

+Оберегать и подкармливать животных и птиц

+ Участвуй в субботниках

Основные правила рационального природопользования:

- выбрасывать мусор в специально отведенные места;

- прежде чем начать утилизацию отходов их необходимо рассортировать (собрать в отдельные пакеты);

- прежде чем выкидывать жестяные банки, вымойте их и сожмите, чтобы они занимали меньше места;

- одежду, обувь, игрушки, книги, которые вам не нужны, передайте кому – либо в дар, а не выбрасывайте их в мусорное ведро;

- пишите на обеих сторонах листа, использованную бумагу собирайте и сдавайте в пункт приема макулатуры;

- сдавайте стеклянную тару;

- никогда не выбрасывайте батарейки в мусорное ведро.

Всегда на природу бери с собой мусорные мешки.

Закрепление Дети: (отвечают)

Установка коробки для сбора батареек

Сбор макулатуры

Ведущий: Изменилось ли ваше отношение к мусору? К тому, как его надо  

сортировать?

Дети: (отвечают)

«Чистота - Красота»

(2 команды): Во многих странах – существует раздельный способ сбора мусора. На улицах стоят мусорные контейнеры разных цветов. В них складывают соответствующий мусор. Вы тоже сегодня попробуйте это сделать. Задание: Перед вами 4 контейнера разного цвета.

1. Белый (значок «Книга») – бумага, газеты, журналы, картон.

2. Желтый (значок «Банка) – банки, бутылки, пластик, металл.

З. 3еленый (значок «Сосиска»)– пищевые отходы.

4. Черный – (значок «Череп и молния») опасные отходы. (батарейки, лампочки, сломанные телефоны.)

По команде – каждая команда складывает мусор по контейнерам.

БУМАГА

ГАЗЕТА

ЖУРНАЛ

КАРТОННАЯ КОРОБКА ИЗ ПОД ОБУВИ

БАНКА

БУТЫЛКА ИЗ ПОД ЛИМОНАДА

ПЛАСТИКОВАЯ БУТЫЛКА

СЛОМАННАЯ ДЕТСКАЯ МАШИНКА

БАТАРЕЙКА ИЗ ФОНАРИКА

СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН

БАНАНОВАЯ КОЖУРА

ФАНТИКИ

ОГУРЦЫ

КОЖУРА АПЕЛЬСИНА

ПАКЕТ ИЗ ПОД МОЛОКА

СУХОЙ ХЛЕБ

БАТАРЕЙКА ОТ ЧАСОВ

СТАРЫЙ БУТЕРБРОД

ОГРЫЗОК ЯБЛОКА

«Собери стихотворение из частей»

Мусор двор не украшает,

Он ходить, играть мешает.

Да и запах неприятный.

Как же сделать двор опрятный?

Есть контейнер, вон туда

Мусор относи всегда.

Но не рядом, внутрь клади –

Будет чисто на пути!

«Новая жизнь отходов»

Учащимся раздаются карточки с мусорными отходами. Задача ребят – придумать, где можно использовать его повторно. Например, фантики от конфет–поделки, аппликация, открытка; кожура от апельсина- цукаты для выпечки; стеклянные бутылки- сдать и получить деньги, увядшие букеты цветов- удобрение и т.д.

Ведущий: -  Вот и подошел наш классный час к концу! Ребята, никогда не

забывайте, Природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто! Ведь чистота залог не только здоровья, но и комфорта в доме, вашего хорошего настроения и самочувствия.

«Собери стихотворение из частей»

Мусор двор не украшает,

Он ходить, играть мешает.

Да и запах неприятный.

Как же сделать двор опрятный?

Есть контейнер, вон туда

Мусор относи всегда.

Но не рядом, внутрь клади –

Будет чисто на пути!

«Собери стихотворение из частей»

Мусор двор не украшает,

Он ходить, играть мешает.

Да и запах неприятный.

Как же сделать двор опрятный?

Есть контейнер, вон туда

Мусор относи всегда.

Но не рядом, внутрь клади –

Будет чисто на пути!

«Собери стихотворение из частей»

Мусор двор не украшает,

Он ходить, играть мешает.

Да и запах неприятный.

Как же сделать двор опрятный?

Есть контейнер, вон туда

Мусор относи всегда.

Но не рядом, внутрь клади –

Будет чисто на пути!

«Собери стихотворение из частей»

Мусор двор не украшает,

Он ходить, играть мешает.

Да и запах неприятный.

Как же сделать двор опрятный?

Есть контейнер, вон туда

Мусор относи всегда.

Но не рядом, внутрь клади –

Будет чисто на пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка экологического урока "В будущее- без мусора".

Разработку можно использовать материал для  дополнительного урока по экологии или внешклассной деятельностьи в 5 классе....

Урок литературы «Природы русской вдохновенье…» (Стихотворения о русской природе поэтов 19 века)

Урок литературы посвящен детальному анализу произведений о природе  русских поэтов 19 века....

Урок по теме "Упаковочный мусор", 11 класс

Финансовая грамотность на английском языке....

Враг-природы - это мусор

Познакомить учащихся с экологической проблемой, поговорить о значимости чистоты природы.Расширить знание учащихся о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании бытовых и хозяйственных от...

Урок по теме:"Бытовой мусор в городе - проблема ХХI века.

Изучаем проблему ТБО и пути утиизации мусора в городе. Что такое ТБО? Классификация ТБО. Причины накопления мусора в городе и в мире? Способы утиизации мусор? Как данная проблема решается в нашем горо...

«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен».

quot;Вопрос о том, как уберечь мир от экологической катастрофы"....

конспект урока "Охрана природы. Памятники природы"

Данный материал содержит краеведческую информацию о Самарской области...