Урок по теме:"Бытовой мусор в городе - проблема ХХI века.
методическая разработка по экологии (10 класс)
Изучаем проблему ТБО и пути утиизации мусора в городе. Что такое ТБО? Классификация ТБО. Причины накопления мусора в городе и в мире? Способы утиизации мусор? Как данная проблема решается в нашем городе Саратов? Какой вклад мы можем внести в решение данной глобальной экологической проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Бытовой мусор в городе - проблема ХХI века. | 33.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия.
Открытый урок по теме: "Бытовой мусор в городе - проблема ХХI века.
Цель урока: изучение видов ТБО и способов решения проблемы в условиях города.
Задачи урока
А) образовательная:
- расширить знания учащихся о видах твердых бытовых отходов;
- изучить виды и способы утилизации бытовых отходов;
- рассмотреть данную проблему в нашем городе.
Б) воспитательная:
- способствовать экологическому воспитанию ответственного отношения к окружающей среде своего города;
- воспитание творческого отношения к учебной деятельности;
- воспитание бережливости и экономии.
В) развивающая:
- развивать творческие способности учеников;
- продолжить развитие познавательного интереса, речи, словарного запаса;
- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи;
- продолжить работу по развитию наблюдательности и умений выделять главное при оценке экологической обстановки
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование:
Анкета;
- презентация, проектор, экран;
- доска, мел, магниты;
- схема дерева и листочек;
Ход урока
I. Организационный момент:
приветствие;
проверка готовности учащихся к уроку;
настрой учащихся на работу;
II Актуализация и пробное действие.
Сегодня мы собрались сюда для того, чтобы обсудить и найти пути решения очень важной экологической глобальной проблемы, которая нависла над человечеством, которая касается каждого из нас.
Просмотрите мультфильм и подумайте о какой глобальной экологической проблеме мы будем говорить сегодня на уроке? И попробуем сформулировать цели нашего урока?
III Целеполагание и мотивация.
Мультфильм «Как мусор уничтожил мир».
И так какая глобальная экологическая проблема раскрыта в мультфильме?
Постановка проблемы формулирования темы и целей урока.
Тема урока: Проблема твердых бытовых отходов.
Попробуем сформулировать цель урока. Сегодня на уроке мы поговорим о бытовых отходах, их вторичном использовании и влиянии их на окружающую среду. Как данная проблема решается в Саратовской области. Что мы можем сделать с вами в решении этой проблемы.
Обратите внимание на слайд «экологические законы американского ученого Барри Коммонера»:
1.Все связано со всем.
2.Все должно куда - то деваться.
3.Природа знает лучше.
4.За все надо платить.
Человек часто нарушает эти законы, не задумываясь о последствиях. Проблема роста отходов производства и потребления - одно из следствий несоблюдения закона «Все должно куда-то деваться». Попробуем сегодня разобраться, почему отходы — это глобальная экологическая проблема и возможно ли решить данную проблему в настоящее время?
У вас на столах лежат небольшие анкеты, состоящие из 3-х граф:
1.-вопросы
2.- начало урока
3.- конец урока
Входное анкетирование «Знаю - Узнал».
В графе НАЧАЛО УРОКА пишите ответ (ставите галочку)
IV. Изучение нового материала.
V. Учебно – информационный этап.
Что у вас ассоциируется с бытовыми отходами? (Что относится к бытовым отходам?)
Твердые бытовые отходы ─ основная масса ТБО состоит из макулатуры, стеклянного боя, не пригодных к дальнейшему употреблению вещей домашнего обихода, пищевых отходов, изношенной одежды, разбитой посуды, сломанной бытовой техники.
Дайте определение, что такое отходы?
Отходы — вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции.
(Запишите определение в тетрадь
Гарбология .
Причины накопления отходов.
Откуда берутся отходы? Каковы причины накопления отходов.
1. Увеличение численности населения вызывает производство все большего и большего количества товаров потребления, а значит и отходов.
2. При производстве товаров большая часть сырья идет на отходы. По некоторым подсчетам, на одного жителя Земли в год тратится в среднем 20 тонн сырья, 97% которого позже превращается в отходы.
3. "Потребительский подход к жизни", когда человек берет у природы все больше и больше для того, чтобы жить все более комфортно, ни в чем себе не отказывая. Все, что мешает, выбрасывается.
4. Создание синтетических материалов (пластмасс, синтетических волокон и др.), которые не существуют в природе. Из них производится огромное количество различных товаров, в том числе - предметов разового пользования. В результате огромные количества использованных синтетических материалов попадают на свалки. В отличие от природных веществ, эти материалы разлагаются очень медленно. Дело в том, что для современных микроорганизмов "синтетическая пища" непривычна, они не справляются с разложением синтетики.
VI Самостоятельная работа. Утилизация отходов.
1.Свалки.
2. Раздельный мусор.
3. Компостирование мусора.
ФИЗМИНУТКА Игровой момент «Каждому виду мусора – свой контейнер». (Чья группа быстрее заполнит контейнеры)
Перед детьми карточки с надписями видов отходов (пластиковая бутылка, газета, яичная скорлупа, оберточная бумага, алюминиевая банка, обои, пакет из-под сока, фольга, коробочка от йогуртов, апельсиновая корка, целлофановый пакет, картофельная кожура).
Три контейнера: синий, зеленый, оранжевый.
Задание детям – разложить их в разные контейнеры.
Было ли сложно для вас сортировать мусор? Может нам стоит изменить свою привычку и каждому жителю участвовать в сортировке мусора.
4. Вторичная переработка сырья.
5. Мусороперерабатывающие комплексы.
Вывод: Вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме. Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся.
Y. Закрепление нового материала -3мин.
Выходное анкетирование «Знаю - Узнал».
Мы должны помнить, что:
Человек – это часть природы, и разрушая природу, он разрушает свое будущее, будущее своих потомков.
«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», пересесть из него просто некуда». Антуан де Сент -Экзюпери
YI. Рефлексивно-оценочный этап -3 мин.
Составить синквейн «Мусор» (алгоритм представлен на слайде презентации).
Домашняя работа : подобрать фотоматериал проблемы накопления и переработки бытовых отходов в нашем городе
Спасибо вам, ребята! Вы отлично поработали. Каждый из нас может что-то сделать, чтобы помочь нашему городу, стране и планете в целом.
Не обязательно делать всё и сразу, можно начать с малого. Даже самое маленькое действие каждого жителя планеты очень важно. Тогда мы сможем сохранить здоровье людей и нашу планету
Приложение №1
№ п/п | Вопросы | «Знаю» Начало урока | «Узнал» Конец урока |
1 | Свалки бытовых отходов наиболее опасны для населения тем, что они: а) загрязняют воздух метаном и сернистым газом; б) загрязняют почву; в) загрязняют грунтовые воды; г) являются рассадником мышей, крыс и насекомых; д) являются источником инфекционных заболеваний. | А Б В Г Д |
2 | Самый дешёвый, но при этом недальновидный способ утилизации мусора: а) сжигание отходов; б) переработка отходов; г) организация свалок. | г | |
3 | Пищевые отходы, доля которых в ТБО составляет от 20 до 40%, перерабатывают, как правило, в: а) бумагу; б) текстиль; в) строительные материалы; г) компост; д) используют в качестве корма для свиней, кур. | г | |
4 | В России, образование ТБО возросло на душу населения в год до: а) 100 кг; б) 300 кг; в) 500 кг; г) 1 т; д) 8 т. | Б | |
5 | Сколько мусороперерабатывающих комплексов в Саратовской области? | 3 | |
6 | Есть ли мусороперерабатывающий комплекс в Саратове? | ДА |
Приложение №2 Способы утилизации ТБО.
1.Организация свалок.
Организация свалок - самый дешёвый, но при этом недальновидный способ утилизации мусора. Свалки наносят большой вред окружающей среде:
- Ядовитые вещества проникают в подземные воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде.
- В результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы - метан, углекислого газа, содержание которых может составлять десятки процентов. Эти величины превышают санитарные нормы и могут вызвать удушье человека.
- Биохимическое разложение и химическое окисление материала свалки может сопровождаться образованием очагов выделения тепла с повышением температур до 75°С, т. е. возможно самовозгорание отходов.
- Гниение материала ТБО сопровождается распространением запаха на расстояние более 1 км.
- На свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол и прочие ядовитые вещества.
- На свалках в больших количествах размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. Гниение материала ТБО сопровождается распространением запаха на расстояние более 1 км.
2. Сколько на свалках гниет мусор?
В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы.
Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг твёрдых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» - американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО.
Для того чтобы в природной среде разложились некоторые предметы необходимо много времени. Например, бумага – до 2 лет, стекло-1000 лет, пластик не менее 100 лет.
Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу старый полиэтиленовый пакет или бутылку!
Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировк
3. Вторым направлением утилизации ТБО является переработка в органическое удобрение (компост). Органические отходы (траву, листья, пищевые отходы) можно переработать с помощью естественного биоразложения – компостирования. В результате отходы превращаются в компост, который прекрасно удобряет почву и улучшает ее свойства. Наверняка многие у кого есть дачи или дом в деревне знают и применяют этот способ обращения с отходами.
4.Раздельный сбор мусора.
Для решения проблемы утилизации отходов по всей России и в Саратове стартовала «мусорная реформа» с 1 января 2019 года, которая предусматривает переход от захоронения мусора к его раздельному сбору и переработке. Предполагается, что реформа будет способствовать сокращению количества мусорных полигонов и нелегальных свалок. На контейнерных площадках Волжского района города появились накопители трех типов:
Синяя сетка– контейнеры для ПЭТ (бутылки; мешки, канистры, пленка)
Оранжевый – для не перерабатываемых мокрых отходов (пищевые остатки предметы гигиены.)
Зеленый -для сухих ТКО (стекло, пластик, макулатура, бумага, газеты, журналы, металл…)
5 группа Вторичное переработка сырья.
Наиболее выгодный, разумный способ обращения с отходами (и с экологической, и с экономической точки зрения) – извлекать из мусора максимум полезных компонентов и перерабатывать их в новые вещи. Такой подход:
- Сохраняет первичные ресурсы (древесину, полезные ископаемые) для наших потомков
- Сокращает количество отходов, которые вывозятся на свалку
- Сохраняет наше здоровье
- Меньше загрязняет окрестности.
6 . Мусороперерабатывающие заводы.
На сегодняшний день в России функционирует 243 мусороперерабатывающих завода, 50 мусоросортировочных комплексов и 10 мусоросжигательных заводов. В Саратовской области мусороперерабатывающие комплексы работают в Энгельсе и Балаково. В Энгельсе и Балакове обрабатывается более 85% поступающих отходов, что превышает целевой показатель нацпроекта "Экология" на 2024 год в 60%. Процент обработки ТКО в целом по России к 2024 году должен составить 60%. На территории Саратовской области этот показатель уже достиг 86%.
В 2019 году мусоросортировочный завод заработал в Заводском районе г.Саратова в п.Александровка.
Отходы поступают на переработку без какой-либо предварительной подготовки. Подъехавшие мусоровозы проходят через авто весовую и сразу направляются по эстакаде в приемное отделение на разгрузку. Я вам предлагаю посмотреть фильм, как это все происходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока на тему:"Бытовые отходы. Их влияние на здоровье человека"
Класс: 7Тема урока: Бытовые отходы. Их влияние на здоровье человека"Задачи:- изучить влияние бытовых отходов на окружающую среду и здоровье человека, их вторичное использование;-развивать логиче...
Разработка урока по теме " Бытовые сказки"
Данный материал позволит преподавателю построить урок по теме " Бытовые сказки" в 5 классе...
Урок по теме "Бытовая швейная машина" с использованием ИКТ. 5-й класс
Открытый урок по технологии для девочек 5 класса. В разработке представлен как весь ход занятия, рассчитанный на 2 часа, так и дидактический материал, необходимый как учителю, так и учащимся....
Урок по теме "Упаковочный мусор", 11 класс
Финансовая грамотность на английском языке....
Конспект урока по теме "Бытовые электрические светильники"
Раздел: Культура дома (14 час.).Урок № 28 Тема: Бытовые электрические светильники.Цели урока:Сформировать представления о видах и устройствах бытовых электрических светильников.Сформировать умение вып...
Конспект урока по теме «Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества».
laquo;Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества», 8 класс...
Конспект урока по учебному предмету "Домоводство" на тему "Бытовой мусор"
Конспект составлен и адаптирован для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)....
- Мне нравится (1)