Урок по теме:"Бытовой мусор в городе - проблема ХХI века.
методическая разработка по экологии (10 класс)

Изучаем проблему ТБО и пути утиизации мусора в городе. Что такое ТБО? Классификация ТБО. Причины накопления мусора в городе и в мире? Способы утиизации мусор? Как данная проблема решается в нашем городе Саратов? Какой вклад мы можем внести  в решение данной глобальной экологической проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия.

Открытый урок по теме: "Бытовой мусор в городе - проблема ХХI века.

Цель урока: изучение видов ТБО и способов решения проблемы в условиях города.

Задачи урока

А) образовательная:

  • расширить знания учащихся о видах твердых бытовых отходов;    
  • изучить виды и способы утилизации бытовых отходов;
  • рассмотреть данную проблему в нашем городе.

  Б) воспитательная:

  • способствовать экологическому воспитанию ответственного отношения к окружающей среде своего города;  
  • воспитание творческого отношения к учебной деятельности;
  • воспитание бережливости и экономии.

В) развивающая:

  • развивать творческие способности учеников;
  • продолжить развитие познавательного интереса, речи, словарного запаса;  
  • развивать умения устанавливать причинно-следственные связи;  
  • продолжить работу по развитию   наблюдательности и умений выделять главное при оценке экологической обстановки

 Тип урока: урок открытия нового знания

  Оборудование: 

Анкета;

  • презентация, проектор, экран;
  • доска, мел, магниты;
  • схема дерева и листочек;

  

Ход урока

 I.  Организационный момент:

 приветствие;

проверка готовности учащихся к уроку;

 настрой учащихся на работу;

 

II Актуализация и пробное действие.

Сегодня мы собрались сюда для того, чтобы обсудить и найти пути решения очень важной экологической глобальной проблемы, которая нависла над человечеством, которая касается каждого из нас.

Просмотрите мультфильм и подумайте о какой глобальной экологической проблеме мы будем говорить сегодня на уроке? И попробуем сформулировать цели нашего урока?

III Целеполагание и мотивация.

Мультфильм «Как мусор уничтожил мир».

И так какая глобальная экологическая проблема раскрыта в мультфильме?

Постановка проблемы формулирования темы и целей урока. 

Тема урока: Проблема твердых бытовых отходов.

Попробуем сформулировать цель урока. Сегодня на уроке мы поговорим о бытовых отходах, их вторичном использовании и влиянии их на окружающую среду. Как данная проблема решается в Саратовской области. Что мы можем сделать с вами в решении этой проблемы.

Обратите внимание на слайд «экологические законы американского ученого Барри Коммонера»:

1.Все связано со всем.

2.Все        должно куда - то деваться.

3.Природа знает лучше.

4.За все надо платить.

Человек часто нарушает эти законы, не задумываясь о последствиях. Проблема роста отходов производства и потребления - одно из следствий несоблюдения закона «Все должно куда-то деваться». Попробуем сегодня разобраться, почему отходы — это глобальная экологическая проблема и возможно ли решить данную проблему в настоящее время?

У вас на столах лежат небольшие анкеты, состоящие из 3-х граф:

1.-вопросы

2.- начало урока

3.- конец урока

 Входное анкетирование «Знаю - Узнал».                            

В графе НАЧАЛО УРОКА пишите ответ (ставите галочку)

 IV. Изучение нового материала.

V. Учебно – информационный этап.

Что у вас ассоциируется с бытовыми отходами? (Что относится к бытовым отходам?)

Твердые бытовые отходы ─ основная масса ТБО состоит из макулатуры, стеклянного боя, не пригодных к дальнейшему употреблению вещей домашнего обихода, пищевых отходов,  изношенной одежды, разбитой посуды, сломанной бытовой техники.

Дайте определение, что такое отходы?

Отходы — вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции.

(Запишите определение в тетрадь

 Гарбология .

Причины накопления отходов.

Откуда берутся отходы?  Каковы причины  накопления отходов.

 1. Увеличение численности населения вызывает производство все большего и большего количества товаров потребления, а значит и отходов.

 2. При производстве товаров большая часть сырья идет на отходы. По некоторым подсчетам, на одного жителя Земли в год тратится в среднем 20 тонн сырья, 97% которого позже превращается в отходы.

 3. "Потребительский подход к жизни", когда человек берет у природы все больше и больше для того, чтобы жить все более комфортно, ни в чем себе не отказывая. Все, что мешает, выбрасывается.

4. Создание синтетических материалов (пластмасс, синтетических волокон и др.), которые не существуют в природе. Из них производится огромное количество различных товаров, в том числе - предметов разового пользования. В результате огромные количества использованных синтетических материалов попадают на свалки. В отличие от природных веществ, эти материалы разлагаются очень медленно. Дело в том, что для современных микроорганизмов "синтетическая пища" непривычна, они не справляются с разложением синтетики.

 VI Самостоятельная работа. Утилизация отходов.

1.Свалки.

2. Раздельный мусор.

3. Компостирование мусора.

ФИЗМИНУТКА   Игровой момент «Каждому виду мусора – свой контейнер». (Чья группа быстрее заполнит контейнеры)

Перед детьми карточки с надписями видов отходов (пластиковая бутылка, газета, яичная скорлупа, оберточная бумага, алюминиевая банка, обои, пакет из-под сока, фольга, коробочка от йогуртов, апельсиновая корка, целлофановый пакет, картофельная кожура).

Три контейнера: синий, зеленый, оранжевый.

Задание детям – разложить их в разные контейнеры.

Было ли сложно для вас сортировать мусор? Может нам стоит изменить свою привычку и каждому жителю участвовать в сортировке мусора.

4. Вторичная переработка сырья.

5. Мусороперерабатывающие комплексы.

Вывод: Вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме. Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся. 

Y. Закрепление нового материала -3мин.

Выходное анкетирование «Знаю - Узнал».  

 Мы должны помнить, что:

Человек – это часть природы, и разрушая природу, он разрушает свое будущее, будущее своих потомков.

«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», пересесть из него просто некуда».  Антуан де Сент -Экзюпери

                         

YI. Рефлексивно-оценочный этап -3 мин.

Составить синквейн «Мусор» (алгоритм представлен на слайде презентации).

Домашняя работа : подобрать  фотоматериал проблемы накопления и переработки бытовых отходов в нашем городе

Спасибо вам, ребята! Вы отлично поработали. Каждый из нас может что-то сделать, чтобы помочь нашему городу, стране и планете в целом.

Не обязательно делать всё и сразу, можно начать с малого. Даже самое маленькое действие каждого жителя планеты очень важно. Тогда мы сможем сохранить здоровье людей и нашу планету

                                                                                                                            

Приложение №1

№ п/п

Вопросы

«Знаю»

Начало урока

«Узнал»

Конец урока

1

Свалки бытовых отходов наиболее опасны для

 населения тем, что они: 

а) загрязняют воздух метаном и сернистым газом;

б) загрязняют почву;

в) загрязняют грунтовые воды;

г) являются рассадником мышей, крыс и насекомых;

д) являются источником инфекционных заболеваний.

А

Б

В

Г

Д

2

Самый дешёвый, но при этом недальновидный способ утилизации мусора:

а) сжигание отходов;

б) переработка отходов;

г) организация свалок.

г

3

Пищевые отходы, доля которых в ТБО составляет от 20 до 40%, перерабатывают, как правило, в: 

а) бумагу;  

б) текстиль;

в) строительные материалы;    

г) компост;

д) используют в качестве корма для свиней, кур.  

г

4

В России, образование ТБО возросло на душу населения в год до: 

а) 100 кг;    

б) 300 кг;    

 в) 500 кг;  

г) 1 т;    

д) 8 т.

Б

5

Сколько мусороперерабатывающих комплексов в Саратовской области?

 3

6

Есть ли мусороперерабатывающий комплекс в Саратове?

ДА

Приложение №2  Способы утилизации ТБО.

1.Организация свалок.

Организация свалок - самый дешёвый, но при этом недальновидный способ утилизации мусора. Свалки наносят большой вред окружающей среде:

  • Ядовитые вещества проникают в подземные воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде.
  • В результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы - метан,  углекислого газа, содержание которых может составлять десятки процентов. Эти величины превышают санитарные нормы и могут вызвать удушье человека.
  • Биохимическое разложение и химическое окисление материала свалки может сопровождаться образованием очагов выделения тепла с повышением температур до 75°С, т. е. возможно самовозгорание отходов.
  • Гниение материала ТБО сопровождается распространением запаха на расстояние более 1 км.

  • На свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол и прочие ядовитые вещества.
  • На свалках в больших количествах размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. Гниение материала ТБО сопровождается распространением запаха на расстояние более 1 км.

2. Сколько на свалках гниет мусор?

В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы.

Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг твёрдых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» - американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО.

Для того чтобы в природной среде разложились некоторые предметы необходимо много времени. Например, бумага – до 2 лет, стекло-1000 лет, пластик не менее 100 лет.

Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу старый полиэтиленовый пакет или бутылку!

Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировк

3. Вторым направлением утилизации ТБО является переработка в органическое удобрение (компост). Органические отходы (траву, листья, пищевые отходы) можно переработать с помощью естественного биоразложения – компостирования. В результате отходы превращаются в компост, который прекрасно удобряет почву и улучшает ее свойства. Наверняка многие у кого есть дачи или дом в деревне знают и применяют этот способ обращения с отходами.

4.Раздельный сбор мусора.

Для решения проблемы утилизации отходов по всей России и  в Саратове стартовала «мусорная реформа» с  1 января 2019 года, которая предусматривает переход от захоронения мусора к его  раздельному сбору и переработке. Предполагается, что реформа будет способствовать сокращению количества мусорных полигонов и нелегальных свалок. На контейнерных площадках Волжского района города появились накопители трех типов: 

Синяя сетка– контейнеры для ПЭТ  (бутылки;  мешки, канистры, пленка)

  Оранжевый – для не перерабатываемых мокрых отходов (пищевые остатки предметы гигиены.)

Зеленый -для сухих ТКО (стекло, пластик, макулатура, бумага, газеты, журналы, металл…)

5 группа Вторичное переработка сырья.

      Наиболее выгодный, разумный способ обращения с отходами (и с экологической, и с экономической точки зрения) – извлекать из мусора максимум полезных компонентов и перерабатывать их в новые вещи. Такой подход:

  • Сохраняет первичные ресурсы (древесину, полезные ископаемые) для наших потомков
  • Сокращает количество отходов, которые вывозятся на свалку
  • Сохраняет наше здоровье
  • Меньше загрязняет окрестности.

6 . Мусороперерабатывающие заводы. 

На сегодняшний день в России функционирует 243 мусороперерабатывающих завода, 50 мусоросортировочных комплексов и 10 мусоросжигательных заводов. В Саратовской области мусороперерабатывающие комплексы работают в Энгельсе и Балаково. В Энгельсе и Балакове обрабатывается более 85% поступающих отходов, что превышает целевой показатель нацпроекта "Экология" на 2024 год в 60%. Процент обработки ТКО в целом по России к 2024 году должен составить 60%. На территории Саратовской области этот показатель уже достиг 86%.
 В 2019 году мусоросортировочный завод заработал в Заводском районе г.Саратова в п.Александровка.

Отходы поступают на переработку без какой-либо предварительной подготовки. Подъехавшие мусоровозы проходят через авто весовую и сразу направляются по эстакаде в приемное отделение на разгрузку. Я вам предлагаю посмотреть фильм, как это все происходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока на тему:"Бытовые отходы. Их влияние на здоровье человека"

Класс: 7Тема урока: Бытовые отходы. Их влияние на здоровье человека"Задачи:-  изучить влияние бытовых отходов на окружающую среду и здоровье человека, их вторичное использование;-развивать логиче...

Разработка урока по теме " Бытовые сказки"

Данный материал позволит преподавателю построить урок по теме " Бытовые сказки" в 5 классе...

Урок по теме "Бытовая швейная машина" с использованием ИКТ. 5-й класс

Открытый урок по технологии для девочек 5 класса. В разработке представлен как весь ход занятия, рассчитанный на 2 часа, так и дидактический материал, необходимый как учителю, так и учащимся....

Урок по теме "Упаковочный мусор", 11 класс

Финансовая грамотность на английском языке....

Конспект урока по теме "Бытовые электрические светильники"

Раздел: Культура дома (14 час.).Урок № 28 Тема: Бытовые электрические светильники.Цели урока:Сформировать представления о видах и устройствах бытовых электрических светильников.Сформировать умение вып...

Конспект урока по теме «Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества».

laquo;Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества», 8 класс...

Конспект урока по учебному предмету "Домоводство" на тему "Бытовой мусор"

Конспект составлен и адаптирован для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)....