Программа Научные исследования по экологии
рабочая программа по экологии
т/о " Эколаборатория"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dubinina_ev.nauchnye_issledovaniya.2020-2021.docx | 334.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПЕКТР»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА индивидуальных занятий
«Научные исследования по экологии»
Направленность: естественнонаучная
Возраст: 8-11 лет
Срок реализации: 9 месяцев – 36 часов индивидуальных занятий с каждым учащимся отдельно
Автор-разработчик:
Дубинина Евгения Владимировна,
педагог дополнительного образования
Новоаганск, 2020
I. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – естественнонаучная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Научные исследования» составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;
- Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Актуальность программы данной программы является приобщение учащихся к учебно-исследовательской деятельности для развития их познавательной мотивации, формирования мировоззрения и творческого мышления, а также создание условий для развития исследовательских качеств личности.
Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. Школа не может удовлетворить в полной мере спектр образовательных интересов личности и темпы ее развития, поэтому обучение по специальным программам в рамках научных обществ учащихся в дополнительном образовании актуально.
Отличительные особенности программы. Учебный курс по данной программе позволит учащимся изучить общие принципы исследовательской деятельности, освоить простейшие методы исследования по биологии и экологии, научит использовать полученные знания при оценке экологического состояния окружающей среды и грамотно обработать полученный материал исследования.
Адресат программы: учащиеся 8-11 лет.
Объем и срок освоения программы: 9 месяцев – 36 часов индивидуальных занятий с каждым учащимся отдельно.
Форма обучения: очная, индивидуальная, в отдельных случаях возможна работа с учащимися в условиях сетевого взаимодействия и самостоятельная работа.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия построены с минимальным теоретическим наполнением и максимумом практики. Программа представляет систему занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста, которые интересуются экологией.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 1 час в неделю с каждым учащимся индивидуально.
Квалификация педагога соответствует профилю программы
1.2. Цель и задачи программы
Цель данной программы способствовать самореализации и развитию творческих способностей учащихся через учебно-исследовательскую деятельность.
Задачи программы
последовательно расширить и углубить знания, умения и навыки учащихся по биологии и экологии через исследовательскую деятельность, изучая природу родного края, городской среды обитания, пути их рационального использования и охраны;
обучить простейшим методам лабораторных исследований, ведению эксперимента, основам экологии, как науки;
научить пользоваться научно-популярной и справочной литературой, в том числе интернет-источниками;
развить наблюдательность, внимание, способности учащихся к самостоятельному решению возникающих проблем;
обучить обрабатывать результаты исследования, в том числе с использованием ИКТ;
сформировать коммуникативные навыки у учащихся.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ | Наименование разделов | кол-во часов | формы контроля | ||
Всего | теория | практика | |||
| 1 модуль |
|
|
|
|
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
| Беседа |
1.2. | Исследовательская работа и её особенности. Структура работы. Этапы исследовательской работы | 16 | 1 | 15 | Практическая работа |
1.3 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Рецензия на работу | |
1.4 | Итого за 1 модуль | 18 | 2 | 16 |
|
| 2 модуль |
|
|
| |
2.1 | Вводное занятие. | 1 | 1 |
| Беседа |
2.2. | Изучение основных приложений Microsoft Office: Word, Power Point | 10 | 1 | 9 | Практическая работа |
2.3 | Подготовка к публичному выступлению | 6 | 1 | 5 | Практическая работа |
2.4. | Итоговое занятие | 1 |
| 1 | Презентация |
| Итого за 2 модуль | 18 | 3 | 15 | |
| Итого часов |
| |||
| 36 | 5 | 31 |
|
Содержание плана. 1модуль.
- Вводное занятие - 1.
Теория: знакомство с планом работы 1 модуля. Цели и задачи программы обучения. Организационные вопросы. Собеседование.
- Исследовательская работа и её особенности. Структура работы.
Этапы исследовательской работы -16
Теория: понятие исследовательская работа. Ее структура. Этапы исследовательской работы (подготовительный, основный, заключительный).
Практика: консультации с педагогом, научным руководителем работы, по индивидуальной теме.
Подготовительный этап: изучение теории рассматриваемой проблемы в опубликованных изданиях (обзор литературы). Анализ информации по изучаемой проблеме. Составление плана проведения исследования. Подготовка бланков, карт, необходимых для фиксации данных. Работа с оборудованием, необходимым для проведения исследования. Основной этап: сбор материала. Текстовое оформление результатов исследовательской работы. Основные требования к оформлению исследовательской работы (доклада). Структура исследовательской работы и особенности содержания её разделов. Приложения к докладу и основные требования к их оформлению. Сведение данных в таблицы, построение графиков и диаграмм. работа по оформлению. Заполнение дневников наблюдений. Подготовка доклада и презентации по выполненной работе. Подготовка к публичному представлению результатов своего исследования. Подготовка и участие в конкурсах, фестивалях.
1.3. Итоговое занятие – 1.
Практика: защита творческих проектов учащихся. Самоанализ результатов работы за 4 месяца.
2 модуль.
2.1. Вводное занятие – 1.
Теория: знакомство с планом работы 2 модуля. Повторение.
2.2. Изучение основных приложений Microsoft Office: Word, Power Point-10
Теория. Правила противопожарной безопасности. Правила пользования техническими средствами обучения.
Практика: Работа в графических программах. Особенности программы Microsoft Office: Word, Power Point Создание различного графического продукта. Подготовка и участие в конкурсах, фестивалях.
2.3. Подготовка к публичному выступлению-6.
Теория: занятия по отработке правильной речи. Упражнения для разминки артикуляционного аппарата, для четкого произношения звуков. Памятка выступающему перед аудиторией. Поведение выступающего перед аудиторией. Использование компьютерной презентации при выступлении.
Практика: доклад, умение отвечать на вопросы, грамотно держаться при докладе и говорить).
- Итоговое заниятие-1
Практика: подведение итогов по модулям программы. Итоговая аттестация. Защита творческих проектов учащихся. Самоанализ результатов работы за год.
1.4 Планируемые результаты
Личностные
- осознавать свою сопричастность к стране через изучение экологических проблем и окружающей среды родного города и его окрестностей;
- уважительно относиться к иному мнению, грамотно вести дискуссию;
- иметь установку на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
- самостоятельное выделение и формулирование цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- поиск необходимой информации с применением различных методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, выдвижение гипотез, установление аналогий и т.д.
Предметные
-работать с научно популярной и специальной литературой;
-вести дневник наблюдения, проводить эксперимент, знать простейшие методики исследования;
-обрабатывать собранные результаты;
-знать структуру исследовательской работы и оформлять ее;
- уметь делать презентацию своей работы;
-докладывать о результатах своей работы слушателя м конференций и вести дискуссию.
II КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Годовой учебный план
1 полугодие – 17 учебных недель | |
01.09.2020 - 28.12.2020 | Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты |
21.12.2020 - 22.01.2021 | Промежуточная аттестация обучающихся по усвоению дополнительныхобщеобразовательных общеразвивающих программ по итогам 1-го полугодия |
29.12.2020 - 08.01.2021 | Зимние каникулы |
2 полугодие – 19 учебных недель | |
09.01.2021 - 31.05.2021 | Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты |
25.03.2021 - 31.03 2021 | Весенние каникулы |
04.05.2021- 25.05.2021 | Итоговая (переводная) аттестация обучающихся по усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ |
01.06.2021 - 31.08.2021 | Реализация дополнительных (краткосрочных) общеобразовательных общеразвивающих программ, Мастер-классы, Работа дворового клуба, Работа профильных отрядов |
Нерабочие праздничные дни: | 1 января – 8 января - Новый год 7 января –Рождество Христово 23 февраля - День защитника Отечества 8 марта – Международный женский день 1 мая – Праздник Весны и Труда 9 мая – День Победы 12 июня – день России 4 ноября - День народного единства |
2.2 Условия реализации программы
Занятия проходят в кабинете соответствующем нормам Сан Пин. Каждый учащийся имеет рабочее место, материалы и инструменты необходимые на занятии. В кабинете имеется компьютер, методические разработки, литература, наглядные пособия, стенды с творческими работами обучающихся, стенд по ТБ. Учащиеся посещают детскую библиотеку, сотрудничаем со школами посёлка
2.3 Формы аттестации
Текущий контроль проводится в конце изучения каждой темы - тесты, творческие задания, выставки.
Промежуточная аттестация диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся - декабрь;
Итоговая аттестация оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе - творческая работа, наградные документы за участие в конкурсах различного уровня по профилю.
2.4. Оценочные материалы
Теоретические знания проверяются в форме: беседы, творческой работы.
Практические навыки проверяются в виде готовых творческих и практических работ. Форма проведения итогового контроля: итоговая аттестация, защита проекта. В течении учебного года учащиеся участвуют в различных конкурсах, проектах, фестивалях.
2.5 Методические материалы
Методическое обеспечение программы.
- методы обучения (словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский, игровой, проектный и др.)
- методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
− формы организации образовательного процесса: индивидуальная
− формы организации учебного занятия - беседа, выставка, игра, конкурс, наблюдение,
открытое занятие, посиделки, поход, практическое занятие, презентация, фестиваль, экскурсия.
− педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология портфолио, здоровьесберегающая технология, технология адаптивной системы
− дидактические материалы – раздаточные материалы, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.
2.6 Календарный учебный график
Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | ||
1 модуль | |||||||||
1 | сентябрь | 14.00-14.45 14.55-15.40 | Беседа | 1 | Вводный инструктаж по Т.Б.. Введение в образовательную программу. | Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10 | Беседа | ||
2 | 14.00-14.45 14.55-15.40 | Комбинированное занятие. | 1 | Общее понятие исследовательской работы и ее этапы. | Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10 | Лекция | |||
3 | октябрь | 14.00-14.45 14.55-15.40 | Комбинированное занятие | 1 | Выбор темы, консультация. Подготовительный этап: изучение теории рассматриваемой проблемы в опубликованных изданиях (обзор литературы).Работа с литературой. | Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10 | Практическая работа | ||
4 | 14.00-14.45 14.55-15.40 | Комбинированное занятие | 1 | Анализ информации по изучаемой проблеме. Составление плана проведения исследования. Подготовка бланков, карт, необходимых для фиксации данных. | Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10 | Практическая работа. | |||
5 | ноябрь | 14.00-14.45 14.55-15.40 | Комбинированное занятие | 1 | Работа с оборудованием, необходимым для проведения исследования. Основной этап: сбор материала. | Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10 | Практическая работа | ||
6 | 14.00-14.45 14.55-15.40 | Комбинированное занятие. | 1 | Текстовое оформление результатов исследовательской работы. Основные требования к оформлению исследовательской работы (доклада). Структура исследовательской работы и особенности содержания её разделов. | Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10 | Практическая работа | |||
7 | декабрь | 14.00-14.45 14.55-15.40 | Комбинированное занятие | 1 | Приложения к докладу и основные требования к их оформлению. Сведение данных в таблицы, построение графиков и диаграмм. работа по оформлению. | Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10 | Практическая работа | ||
8 | 14.00-14.45 14.55-15.40 | Комбинированное занятие | 1 | Заполнение дневников наблюдений. Подготовка доклада и презентации по выполненной работе | Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10 | Практическая работа | |||
9 | 14.00-14.45 14.55-15.40 | Комбинированное занятие | 1 | Итоговое занятие. Рецензия на работу. Защита. | Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10 | Практическая работа | |||
2 модуль | |||||||||
1 | январь | 15.00-15.45 15.55-16.45 | Изучение нового материала | 1 | Вводный инструктаж по Т.Б. Введение.Введение в программу Microsoft Office. | Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10 | беседа | ||
2 | февраль | 15.00-15.45 15.55-16.45 | Комбинированное занятие | 1 | Введение в программу MicrosoftWord. Рабочее окно. | Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10 | Практическая работа | ||
3 | 15.00-15.45 15.55-16.45 | Комбинированное занятие | 1 | Основные функции. Создание документа. | Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10 | Практическая работа | |||
4 | март | 15.00-15.45 15.55-16.45 | Комбинированное занятие | 1 | Введение в программу Power Point. Рабочее окно. Основные параметры. | Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10 | Практическая работа | ||
5 | 15.00-15.45 15.55-16.45 | Комбинированное занятие | 1 | Создание простых документов с заданной тематикой. | Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10 | Практическая работа | |||
6 | апрель | 15.00-15.45 15.55-16.45 | Изучение нового материала | 1 | Подготовка доклада и презентации по выполненной работе. Подготовка к публичному представлению результатов своего исследования. | Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10 | Беседа Практическая работа | ||
7 | 15.00-15.45 15.55-16.45 | Комбинированное занятие | 1 | Занятия по отработке правильной речи. Как держаться на сцене. | Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10 | Практическая работа | |||
8 | май | 15.00-15.45 15.55-16.45 | 1 1 | Упражнения для разминки артикуляционного аппарата, для четкого произношения звуков доклад, умение отвечать на вопросы, грамотно держаться при докладе и говорить). | Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10 | Практическая работа | |||
9 | 15.00-15.45 15.55-16.45 | Комбинированное занятие | 1 | Подведение итогов по модулям программы. Итоговая аттестация. Защита творческих проектов учащихся. Самоанализ результатов работы за год | Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10 | Практическая работа |
Список литературы
Для педагога:
1. Акентьева Л.Р., Золотарева А.В., Кисина Т.С. Педагогический контроль в дополнительном образовании (метод. рекомендации педагогам доп. образования). – Ярославль: ОЦДЮ, 1997. – 48 с.
2. Антропоэкологические подходы в современном образовании. Ч.1. Сборник научнометодических материалов. – Новокузнецк: Изд. ИПК, 1999. – 172 с.
3. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М.: МПСИ, 2006. – 310 с.
4. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 128 с.
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Педагогика, 2009.
6. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога / Под ред. В.А.Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – 288
7. Сикконэ Фрэнк. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. – М.: УРСС, 1997. – 360 с. 23.
Для детей:
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Справочное пособие. – Самара: Учебная литература, Изд. дом «Федоров», 2006. – 80 с.
2. Афанасьева Н.Б., Березина Н.А. Введение в экологию растений: учебное пособие /Н.Б. Афанасьева, Н.А. Березина. – М.: Изд-во Московского университета, 2011. – 800 с.
3. Белова Ю.Н., Балукова О.М., Колесова Н.С. Организация исследований, наблюдений обучающихся по энтомологии. Направления фауно-экологических исследований насекомых: методические рекомендации. – Вологда-Молочное: ИЦ ВГМХА, 2011. – 35 с.
4. Борейко В.Е. Охрана вековых деревьев. /Издание 2-е, дополненное. Серия: Охрана дикой природы, вып.22. – Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2001. – 96 с.
5. Брунов В.В. Учебно-полевая практика по зоологии и экологии в городе: Методические рекомендации. Серия «Практическая экология для школьников и студентов». – Вологда, 2002. – 156 с.
6. Гербарное дело: Справочное руководство (пер. с англ.). – Кью: Королевский ботанический сад, 1995. – 341 с.
7. Гигиена и экология человека: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н.А. Матвеева, А.В. Леонов, М.П. Грачева и др.; Под ред. Н.А.Матвеевой. – М.: Академия, 2005. – 304 с.
8. Горбатовский В.В. Охраняемые животные, растения и грибы России. / Библиографический справочник. – М.: МПР России, 2007. – 420 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение в экологию. Методы исследования в экологии.
Уровни орагнизации жизни.Методы исследования....
Рабочая программа элективного курса Технологии научного исследования
Курс рассчитан на 34 часа. Для учащихся старшей школы....
Отчет об участие Научного сообщества обучающихся в межвузовской научно-практической конференции "Экология и мы"
Секции "Химия" и "Биология" Научного сообщества обучающихся принимают активное участие в школьных и городских мероприятиях, направленных на активизацию познавательной деятельности обучающихся, р...
Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.
Статья.Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной н...
Программа внеурочной деятельности естественно - научной направленности «Юный эколог» (направление -экология растений)
Экологическая грамотность необходима каждому, кто живет и работает в ХХI веке. Природа – это прежде всего живая, чувствительная и очень сложная система. И даже самый тихий наш шаг для природы ощ...
Программа "Основы научных исследований"
Образовательная программ по различным направлениям в области биологии...
Обобщение опыта работы по теме "Междисциплинарная кейс -технология для школьников , направленная на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы научного исследования , формировать функциональную естественно-научную грамотность."
Материал составлен на основании многолетнего опыта работы учителя, с учетом современных требований к знаниям учащихся. Все задания прошли практическое применение на уроках биологии, на практическоих з...