Программа Научные исследования по экологии
рабочая программа по экологии

Дубинина Евгения Владимировна

т/о " Эколаборатория"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dubinina_ev.nauchnye_issledovaniya.2020-2021.docx334.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «СПЕКТР»

   

 утверждаю

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА индивидуальных занятий  

                                                   «Научные исследования по экологии»

                                             Направленность: естественнонаучная

Возраст: 8-11 лет

Срок реализации: 9 месяцев – 36 часов  индивидуальных занятий с каждым учащимся отдельно

 

 

  

Автор-разработчик: 

Дубинина Евгения Владимировна,

педагог дополнительного образования

               

            

 

 

 

Новоаганск, 2020

 

I.          Основные характеристики программы

1.1. Пояснительная записка  

Направленность программы – естественнонаучная.  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Научные исследования» составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:  

  1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  
  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;  
  3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;  
  4. Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».  

        Актуальность программы данной программы является приобщение учащихся к учебно-исследовательской деятельности для развития их познавательной мотивации, формирования мировоззрения и творческого мышления, а также создание условий для развития исследовательских качеств личности.

Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. Школа не может удовлетворить в полной мере спектр образовательных интересов личности и темпы ее развития, поэтому обучение по специальным программам в рамках научных обществ учащихся в дополнительном образовании актуально.    

Отличительные особенности программы. Учебный курс по данной программе позволит учащимся изучить общие принципы исследовательской деятельности, освоить простейшие методы исследования по биологии и экологии, научит использовать полученные знания при оценке экологического состояния окружающей среды и грамотно обработать полученный материал исследования.  

Адресат программы: учащиеся  8-11 лет.

Объем и  срок  освоения  программы:  9 месяцев – 36 часов индивидуальных занятий с каждым учащимся отдельно.

 Форма обучения: очная,  индивидуальная, в отдельных случаях возможна работа с учащимися в условиях сетевого взаимодействия и самостоятельная работа.  

Особенности организации образовательного процесса. Занятия построены с минимальным теоретическим наполнением и максимумом практики.  Программа представляет систему занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста, которые интересуются экологией.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 1 час в неделю с каждым учащимся индивидуально.  

Квалификация педагога соответствует профилю программы

1.2. Цель и задачи программы

 Цель данной программы способствовать самореализации и развитию творческих способностей        учащихся  через  учебно-исследовательскую деятельность.

Задачи программы  

последовательно расширить и углубить знания, умения и навыки учащихся по биологии и экологии через исследовательскую деятельность, изучая природу родного края, городской среды обитания, пути их рационального использования и охраны;

обучить простейшим методам лабораторных исследований, ведению эксперимента, основам экологии, как науки;

научить пользоваться научно-популярной и справочной литературой, в том числе интернет-источниками;

развить наблюдательность, внимание, способности учащихся к самостоятельному решению возникающих проблем;

обучить обрабатывать результаты исследования, в том числе с использованием ИКТ;  

сформировать коммуникативные навыки у учащихся.

1.3 Содержание программы

Учебный план

№  

Наименование разделов  

кол-во часов  

формы   контроля  

Всего

теория  

практика

 

1 модуль

 

 

 

 

1.1  

Вводное занятие          

1

1

 

Беседа  

1.2.  

Исследовательская работа и её особенности. Структура работы. Этапы исследовательской работы

16

1

15

Практическая работа

1.3

Итоговое занятие

1

1

Рецензия на работу

1.4

Итого за 1 модуль  

18

       2        

16

 

 

2 модуль

 

        

 

2.1

Вводное занятие.  

 1  

    1  

   

  Беседа

2.2.  

Изучение  основных приложений Microsoft Office: Word, Power Point

10

1

9

  Практическая работа

2.3

Подготовка к публичному выступлению

6

1

5

Практическая работа

2.4.  

Итоговое занятие

1

 

         1

      Презентация

 

Итого за 2 модуль  

18

 3

15

 

Итого часов  

 

 

36

5

31

 

Содержание        плана. 1модуль.

  1. Вводное занятие - 1. 

                Теория: знакомство с планом работы 1 модуля. Цели и задачи программы обучения.         Организационные вопросы.  Собеседование.  

  1. Исследовательская работа и её особенности. Структура работы.

        Этапы исследовательской работы -16

                Теория: понятие исследовательская работа. Ее структура. Этапы исследовательской работы (подготовительный, основный, заключительный).

                Практика: консультации с педагогом, научным руководителем работы, по индивидуальной теме.         

                Подготовительный этап: изучение теории рассматриваемой проблемы в опубликованных изданиях (обзор литературы). Анализ информации по изучаемой проблеме.         Составление плана проведения исследования. Подготовка бланков, карт, необходимых для фиксации данных. Работа с оборудованием, необходимым для проведения исследования.         Основной этап: сбор материала. Текстовое оформление результатов исследовательской работы. Основные требования к оформлению исследовательской работы (доклада). Структура исследовательской работы и особенности содержания её разделов.         Приложения к докладу и основные требования к их оформлению.  Сведение данных в таблицы, построение графиков и диаграмм. работа по оформлению. Заполнение дневников наблюдений. Подготовка доклада и презентации по выполненной работе. Подготовка к публичному представлению результатов своего исследования. Подготовка и участие в конкурсах, фестивалях.  

                1.3. Итоговое занятие – 1. 

                Практика: защита творческих проектов учащихся. Самоанализ результатов работы за 4 месяца.    

                2 модуль.   

                2.1.  Вводное занятие – 1. 

                Теория: знакомство с планом работы 2 модуля. Повторение.

                2.2.  Изучение  основных приложений Microsoft Office: Word, Power Point-10

                Теория. Правила противопожарной безопасности. Правила пользования техническими средствами обучения.

                Практика: Работа в графических программах. Особенности программы Microsoft Office: Word, Power Point Создание различного графического продукта. Подготовка и участие в конкурсах, фестивалях.  

                2.3. Подготовка к публичному выступлению-6.

                Теория: занятия по отработке правильной речи. Упражнения для разминки артикуляционного аппарата,   для четкого произношения звуков. Памятка выступающему перед аудиторией. Поведение выступающего перед аудиторией. Использование компьютерной презентации при выступлении.

                Практика: доклад, умение отвечать на вопросы, грамотно держаться при докладе и говорить).

  1. Итоговое заниятие-1

                Практика: подведение итогов по модулям программы. Итоговая аттестация.  Защита творческих проектов учащихся. Самоанализ результатов работы за год. 

1.4  Планируемые результаты

        Личностные

- осознавать свою сопричастность к стране через изучение экологических проблем и окружающей среды родного города и его окрестностей;

- уважительно относиться к иному мнению, грамотно вести дискуссию;

- иметь установку на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

                Метапредметные:

- самостоятельное выделение и формулирование цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- поиск необходимой информации с применением различных методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, выдвижение гипотез, установление аналогий и т.д.

                Предметные  

-работать с научно популярной и специальной литературой;

-вести дневник наблюдения, проводить эксперимент, знать простейшие методики исследования;

-обрабатывать собранные результаты;

-знать структуру исследовательской работы и оформлять ее;

- уметь делать презентацию своей работы;

-докладывать о результатах своей работы слушателя м конференций и вести дискуссию.  

 

II КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ  

2.1. Годовой учебный план

1 полугодие – 17 учебных недель

01.09.2020 - 28.12.2020

Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты

21.12.2020 - 22.01.2021

Промежуточная аттестация обучающихся по усвоению

дополнительныхобщеобразовательных        общеразвивающих программ по итогам 1-го полугодия

29.12.2020 - 08.01.2021

Зимние каникулы

2 полугодие – 19 учебных недель

09.01.2021 - 31.05.2021

Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты

25.03.2021 - 31.03 2021

Весенние каникулы

04.05.2021- 25.05.2021

Итоговая        (переводная)        аттестация        обучающихся        по усвоению                дополнительных        общеобразовательных

общеразвивающих программ

01.06.2021 - 31.08.2021

Реализация        дополнительных        (краткосрочных) общеобразовательных общеразвивающих программ, Мастер-классы,

Работа дворового клуба, Работа профильных отрядов

Нерабочие праздничные дни:

1 января – 8 января - Новый год 7 января –Рождество Христово

23 февраля - День защитника Отечества 8 марта – Международный женский день 1 мая – Праздник Весны и Труда

9 мая – День Победы 12 июня – день России

4 ноября - День народного единства

                2.2 Условия реализации программы

                Занятия проходят в кабинете соответствующем нормам Сан Пин. Каждый учащийся имеет рабочее место, материалы и инструменты необходимые на занятии.  В кабинете имеется компьютер, методические разработки, литература, наглядные пособия, стенды с творческими работами обучающихся, стенд по ТБ. Учащиеся посещают детскую библиотеку, сотрудничаем со школами посёлка

                2.3 Формы аттестации

                Текущий контроль        проводится в конце изучения каждой темы -  тесты, творческие задания, выставки.

                Промежуточная аттестация диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся - декабрь;

                Итоговая аттестация        оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе - творческая работа, наградные документы за участие в конкурсах различного уровня по профилю.

                2.4. Оценочные материалы

                Теоретические знания проверяются в форме: беседы, творческой работы.

                Практические навыки проверяются в виде готовых творческих и практических работ.         Форма проведения итогового контроля: итоговая аттестация, защита проекта. В течении учебного года учащиеся участвуют в различных конкурсах, проектах, фестивалях.

        2.5 Методические материалы

        Методическое обеспечение программы.

- методы  обучения (словесный,  наглядный,  практический, объяснительно-иллюстративный,  репродуктивный,  частично- поисковый,  исследовательский,  игровой, проектный  и  др.)

- методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

−   формы  организации  образовательного  процесса: индивидуальная

−   формы  организации  учебного  занятия  -    беседа,  выставка, игра,  конкурс, наблюдение,

открытое  занятие,  посиделки,  поход,  практическое  занятие,  презентация, фестиваль, экскурсия.

−  педагогические  технологии  -  технология  индивидуализации обучения,    технология  разноуровневого  обучения,  технология  развивающего обучения, технология  исследовательской деятельности,  технология  проектной  деятельности,  технология игровой  деятельности,  коммуникативная  технология  обучения, технология  портфолио,  здоровьесберегающая технология,  технология адаптивной системы

−   дидактические  материалы  –  раздаточные  материалы, задания,  упражнения, образцы изделий и т.п.

                                           2.6 Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1 модуль

1

сентябрь

14.00-14.45

14.55-15.40

Беседа

1

 Вводный инструктаж по Т.Б.. Введение в образовательную программу.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Беседа

2

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие.

1

Общее понятие исследовательской работы и ее этапы.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

  Лекция

3

октябрь

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

1

Выбор темы, консультация. Подготовительный этап: изучение теории рассматриваемой проблемы в опубликованных изданиях (обзор литературы).Работа с литературой.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

4

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

1

Анализ информации по изучаемой проблеме. Составление плана проведения исследования. Подготовка бланков, карт, необходимых для фиксации данных.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа.

5

ноябрь

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

1

Работа с оборудованием, необходимым для проведения исследования. Основной этап: сбор материала.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

6

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие.

1

Текстовое оформление результатов исследовательской работы. Основные требования к оформлению исследовательской работы (доклада). Структура исследовательской работы и особенности содержания её разделов.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

7

декабрь

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

1

Приложения к докладу и основные требования к их оформлению.  Сведение данных в таблицы, построение графиков и диаграмм. работа по оформлению.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

8

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

1

Заполнение дневников наблюдений. Подготовка доклада и презентации по выполненной работе

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

9

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

1

Итоговое занятие. Рецензия на работу. Защита.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

2 модуль

1

январь

15.00-15.45

15.55-16.45

Изучение нового материала

1

Вводный инструктаж по Т.Б. Введение.Введение в программу  Microsoft Office.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

беседа

2

февраль

15.00-15.45

15.55-16.45

Комбинированное занятие

1

Введение в программу  MicrosoftWord. Рабочее окно.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

3

15.00-15.45

15.55-16.45

Комбинированное занятие

1

Основные функции. Создание документа.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

4

март

15.00-15.45

15.55-16.45

Комбинированное занятие

1

Введение в программу  Power Point. Рабочее окно. Основные параметры.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

5

15.00-15.45

15.55-16.45

Комбинированное занятие

1

Создание простых документов с заданной тематикой.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

6

апрель

15.00-15.45

15.55-16.45

Изучение нового материала

1

Подготовка доклада и презентации по выполненной работе. Подготовка к публичному представлению результатов своего исследования.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Беседа

Практическая работа

7

15.00-15.45

15.55-16.45

Комбинированное занятие

1

Занятия по отработке правильной речи. Как держаться на сцене.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

    8

май

15.00-15.45

15.55-16.45

1

1

Упражнения для разминки артикуляционного аппарата, для четкого произношения звуков

доклад, умение отвечать на вопросы, грамотно держаться при докладе и говорить).

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

9

15.00-15.45

15.55-16.45

Комбинированное занятие

1

Подведение итогов по модулям программы. Итоговая аттестация.  Защита творческих проектов учащихся. Самоанализ результатов работы за год

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

Список литературы

Для педагога:

1. Акентьева Л.Р., Золотарева А.В., Кисина Т.С. Педагогический контроль в дополнительном образовании (метод. рекомендации педагогам доп. образования). – Ярославль: ОЦДЮ, 1997. – 48 с.

2. Антропоэкологические подходы в современном образовании. Ч.1. Сборник научнометодических материалов. – Новокузнецк: Изд. ИПК, 1999. – 172 с.

 3. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М.: МПСИ, 2006. – 310 с.  

4. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 128 с.

5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Педагогика, 2009.

6. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога / Под ред. В.А.Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – 288

7. Сикконэ Фрэнк. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. – М.: УРСС, 1997. – 360 с.  23.

        Для детей:

 1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Справочное пособие. – Самара: Учебная литература, Изд. дом «Федоров», 2006. – 80 с.

2. Афанасьева Н.Б., Березина Н.А. Введение в экологию растений: учебное пособие /Н.Б. Афанасьева, Н.А. Березина. – М.: Изд-во Московского университета, 2011. – 800 с.  

3. Белова Ю.Н., Балукова О.М., Колесова Н.С. Организация исследований, наблюдений обучающихся по энтомологии. Направления фауно-экологических исследований насекомых: методические рекомендации. – Вологда-Молочное: ИЦ ВГМХА, 2011. – 35 с.

4. Борейко В.Е. Охрана вековых деревьев. /Издание 2-е, дополненное. Серия: Охрана дикой природы, вып.22. – Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2001. – 96 с.

 5. Брунов В.В. Учебно-полевая практика по зоологии и экологии в городе: Методические рекомендации. Серия «Практическая экология для школьников и студентов». – Вологда, 2002. – 156 с.

6. Гербарное дело: Справочное руководство (пер. с англ.). – Кью: Королевский ботанический сад, 1995. – 341 с.

 7. Гигиена и экология человека: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н.А. Матвеева, А.В. Леонов, М.П. Грачева и др.; Под ред. Н.А.Матвеевой. – М.: Академия, 2005. – 304 с.

8. Горбатовский В.В. Охраняемые животные, растения и грибы России. / Библиографический справочник. – М.: МПР России, 2007. – 420 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в экологию. Методы исследования в экологии.

Уровни орагнизации жизни.Методы исследования....

Рабочая программа элективного курса Технологии научного исследования

Курс рассчитан на 34 часа. Для учащихся старшей школы....

Отчет об участие Научного сообщества обучающихся в межвузовской научно-практической конференции "Экология и мы"

Секции "Химия" и "Биология" Научного сообщества обучающихся принимают активное участие в школьных и городских мероприятиях, направленных на активизацию  познавательной деятельности обучающихся, р...

Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.

Статья.Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной н...

Программа внеурочной деятельности естественно - научной направленности «Юный эколог» (направление -экология растений)

Экологическая грамотность необходима каждому, кто живет и работает в ХХI веке. Природа – это прежде всего живая, чувствительная и очень сложная система. И даже самый тихий наш шаг для природы ощ...

Программа "Основы научных исследований"

Образовательная программ по различным направлениям в области биологии...

Обобщение опыта работы по теме "Междисциплинарная кейс -технология для школьников , направленная на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы научного исследования , формировать функциональную естественно-научную грамотность."

Материал составлен на основании многолетнего опыта работы учителя, с учетом современных требований к знаниям учащихся. Все задания прошли практическое применение на уроках биологии, на практическоих з...