Статья "Эковолонтеры - ракурс на будущее"
статья по экологии
В статье описывается волонтерская экологическая деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_alynina_pokachi.docx | 402.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОВОЛОНТЕРЫ – РАКУРС НА БУДУЩЕЕ
Е. А. Алынина
учитель географии,
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная
школа №4»,
г. Покачи
e-mail: ealynina@mail.ru
Аннотация:
В статье предлагается общий обзор экологической деятельности членов клуба, значимости экологического образования и воспитания в рамках, школы, города, округа и страны. Особое внимание уделяется воспитанию здорового, умного, всесторонне развитого поколения юных югорчан.
Ключевые слова: экология, экологическая культура, экологическое просвещение, детское общественное движение, экологическое воспитание, экологические проблемы, волонтерство, Национальный проект «Экология», экологический клуб, творческий коллектив, экологическое движение.
Природа не признаёт шуток;
она всегда правдива, всегда серьезна,
всегда строга; она всегда права; ошибки
же и заблуждения исходят от людей.
(Гёте И.)
В последнее время такой сфере, как экология, уделяют все больше и больше внимания. Разумеется, повышенное внимание к состоянию окружающей среды возникло не на пустом месте: в настоящее время человечеством уничтожено и видоизменено более 70% всех экосистем планеты. Подобные разрушения сильно сказываются на здоровье человека – увеличивается число раковых заболеваний, аллергий, растет уровень психологической напряженности и других видов отклонений. Поэтому главным постулатом устойчивого развития страны и общества является гармония во взаимоотношениях человека с окружающей средой. Это возможно, когда экологические проблемы становятся личностно-значимыми для каждого человека. Самым главным направлением этой работы является развитие экологической культуры граждан.
Экологическая культура – это личная ответственность человека в отношении окружающей среды, его собственная деятельность, поведение и сознательное ограничение материальных потребностей. Она является важным фактором, определяющим способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.
Далеко не каждый человек способен осознать, что экологические проблемы способны возникать в результате влияния его образа жизни на экологическую ситуацию как в стране, так и во всём мире. Человеку не хватает знаний о способах борьбы с экологической опасностью. Население страны является одним из производителей отходов, но не осознает себя таковым. Приоритетным для большинства россиян остается решение экономических, а не экологических проблем: современному человеку необходимо знать, например, информатику или экономику, однако все должно быть разумно сбалансировано. Знать и понимать экологические проблемы, уметь их решать сегодня не менее важно. Экологическое сознание россиян неоднозначно, неравномерно и иногда противоречиво.
В феврале 2019 года Президент России Владимир Путин в ходе ежегодного послания Федеральному собранию призвал молодежь включиться в решение экологических проблем страны. «Решение проблем в сфере экологии – это задача для нашей промышленности и науки, ответственность каждого из нас. Призываю самым активным образом включиться в эту работу и молодежь. Мы должны передать будущим поколениям экологически благополучные стороны, сохранить природный потенциал и заповедный фонд России», - сказал он.
По Указу президента уже сегодня были ужесточенены экологические требования к предприятиям, что, безусловно, снизит промышленные выбросы, заменяется оборудование на всех предприятиях, выбросы от которых составляют более 60%.
Следуя призыву нашего Президента, экологическую работу нужно вести систематически и уделять ей огромное значение. А зарождаются истоки экологического воспитания безусловно в школе!
На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры добывается более половины нефти от общего объема российской добычи, и около десятой части мировой добычи. В результате полувекового освоения нефтегазоносных территорий природная среда автономного округа подвергалась значительным трансформациям и нарушениям, уменьшение последствий которых в ближайшее время вряд ли стоит ожидать. Ежемесячно в атмосферу попадает более 1,2 тысячи тонн выбросов. Одной из основных причин загрязнения воздуха и воды эксперты называют развитую нефтяную промышленность округа. Именно специализация края создает в этом округе экологические проблемы, которые носят довольно острый характер. В сложившейся ситуации сохранение и восстановление природных ресурсов, предотвращение негативных техногенных воздействий и ликвидация их последствий являются актуальными задачами экологической политики в округе.
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Наталья Комарова в ходе прямого эфира на своей официальной странице в Instagram обсудила с жителями округа развитие здоровой окружающей среды. В беседе принимали участие активисты, общественники, блогеры, студенты, предпринимателями и экологи. Но, как никто, помочь сохранить здоровье окружающей среды могут сами жители, принимая участие в субботниках и экологических акциях, пропагандируя защиту природы и заботу о ней.
Глава региона назвала несколько тем, в отношении которых, по ее словам, роль общественных активистов нельзя недооценивать. Это экологическое просвещение и формирование экокультуры в целом, привлечение внимания общественности к экологической ситуации в округе, стране и мире, создание волонтерских экологических организаций.
В рамках Национального проекта «Экология», который включает в себя национальные цели и стратегические задачи экологического развития России до 2024 года, экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Перед школой поставлена большая задача – экологизация системы образования и воспитания подрастающего поколения. Экологическая культура во многом формируется в результате постоянного поступления информации о проблемах, о мерах и путях их решения.
С 2018 года в нашей школе организована работа школьного экологического объединения – экологический клуб «ЭкоПульс» под руководством учителя географии. Таким образом школа имеет возможность, во-первых, создавать условия для реализации творческих способностей детей путем организации работы в экологическом клубе и во-вторых, предоставлять организационную и информационную поддержку всем, кто готов проявить творческую инициативу, включиться в реализацию проекта экологического клуба. Экологический клуб становится источником информации и средством самовыражения учащихся, учителей, родителей и жителей города по В работе клуба активное участие принимают волонтеры школы и города. Клуб является современным средством воспитания экологической культуры, формирования ответственного отношения к окружающей среде, а также средство повышения интереса к учёбе. Работа в клубе способствует созданию настоящего крепкого творческого коллектива, как средства формирования общественного мнения, средства воспитания и т.д. отношению к экологическим проблемам города и округа.
Вся программа работы клуба построена на принципах доступности и широкого охвата учащихся. Для того чтобы научить беречь природу, нужно, прежде всего, заинтересовать, поощрить, научить думать и представлять себе мир вокруг него. Увидеть прекрасное в природе, почувствовать изменение в сезонном цикле природы, увидеть изменения природы человеком. Несомненно, нужно наряду с практической и познавательной деятельностью учащихся развивать его нравственно-волевые качества, такие как сопереживание, участие, забота, ответственность.
Для ребят же экологический клуб – это своеобразный катализатор и генератор идей. Клуб – это не только совместная работа, но и совместный отдых, клубные праздники. Это праздники, которые создают сами члены клуба. Ну и наконец, это общение с другими клубами, общественными движениями.
Содержание работы школьного экологического объединения включает:
1) организацию и проведение членами творческой группы ряда мероприятий и конкурсов по экологии, участие в крупных региональных и федеральных мероприятиях по данной тематике;
2) публикации значимых событий в области экологии в школьной экологической газете, газете «Покачевский вестник», на сайте школы, в группе «ВКонтакте»;
3) учебно-исследовательская деятельность;
4) практическая деятельность;
5) природоохранная деятельность.
Экологический клуб «ЭкоПульс» – это объединение школьников, увлечённых единым делом – воздействием на жителей города, чтобы приобщить их к практической деятельности по охране природы и тем самым повысить их экологическую культуру, укрепление гражданского отношения населения к окружающей среде, формирование экологического сознания. В процессе реализации экологических мероприятий, обучающиеся более подробно знакомятся с видовым разнообразием флоры и фауны автономного округа, родного города Покачи, что, несомненно, влечет за собой формирование у обучающихся определенной экологической культуры, умения бережно относиться к природным богатствам. Дети вовлечены в активную творческую и трудовую деятельность, что способствует решению проблемы занятости подростков. Таким образом, можно сделать вывод, что эковолонтерство – это ракурс на будущее.
Список литературы:
1.Константинов В. М. Экологические основы природопользования [Текст]: Учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования./ В.М.Константинов, Ю.Б. Челидзе. – М.: Издательский центр «Академия»; НМЦ СПО, 2018. – 208 с.
2.Хандогина Е.К. Экологические основы природопользования [Текст]: учеб. пособие под общ. Ред. Д-ра биол. Наук Е.К. Хандогиной для сред. Проф. образования / Е.К. Хандогина, Н.А. Герасимова, А.В. Хандогина. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2017. – 160 с.
3.Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность[Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Л. Хотунцев. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 480 с.
4.Послание Президента Федеральному Собранию. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863/(дата обращения 01.03.2021). –Текст: электронный.
5.О нормативах качества окружающей среды для отдельных показателей её состояния. – URL: http://government.ru/rugovclassifier/848/main/ (дата обращения 01.03.2021). –Текст: электронный.
6.Открытый регион – Югра. – URL: https://myopenugra.ru/news/society/pryamoy_efir_s_zhitelyami_regiona_na_temu_ekologii_provedet_gubernator_yugry_/(дата обращения 01.03.2021). –Текст: электронный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.
Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...
учебно-познавательные задачи в ракурсе стандартов второго поколения
Составлены 2 межпредметные задачи и одна предметная, с рассмотрением основных действий учеников на каждом из этапов решения задач....
Рабочая программа по предмету "Введение в биологию" для 5 класса линия " Ракурс".
С данной рабочей программой я познакомилась в 2012 году, в качестве эксперимента. Программа интересна особенно тем, что напоминает классическую школу изучения предмета.Данная линия начинается с ...
Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО) Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательс
Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор...
Рабочая программа по биологии 5 класс линия "Ракурс" изд-во "Русское слово"
Рабочая программа по биологии линии учебников «Ракурс» издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.На изучение...
Рабочая программа по биологии 6 класс линия "Ракурс" изд-во "Русское слово"
Курс биологии 6 класса опирается на знания обучающихся, полученные ими на уроках биологии или природоведения в 5 классе и при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе. Курс рассчитан на изуче...