Конспект занятия по экологическому воспитанию "Свойства воздуха"
план-конспект по экологии

Кульбида  Татьяна Николаевна

В конспекте представлены простые опыты для детей 4-5 лет, которые дети могут провести самостоятельно и сделать вывода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_svoystva_vozduha.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №72»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект занятия

по экологическому воспитанию

в средней группе (от 4 до 5 лет)

МДОУ «Детский сад №72»

«Свойства воздуха»

Составила:

Воспитатель Кульбида Татьяна Николаевна

Программное содержание. Познакомить со свойствами воздуха (не видим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий и т.д.) и с его значением для всего живого.

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования (опытов).

Развивать у детей умение пользоваться приборами, использовать специальную форму во время опытов, быть аккуратными.

Активизировать речь и обогащать словарь.

Словарная работа: опыты, лаборант, лаборатория.

Оборудование. Пластмассовые стаканчики (70 и 200 мл), трубочки, вода, бумага, салфетки,  камешки, чеснок, корка апельсина.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня я вас приглашаю в лабораторию. Лаборатория - это помещение, где работают лаборанты и проводят опыты. Вот и мы с вами сегодня будем лаборантами. Но прежде чем пройдем в лабораторию нам необходимо надеть специальную форму. (дети надевают белые халаты) А теперь проходите. Куда мы пришли? (в лабораторию) Кем вы будите? (лаборантами) Что будем делать? (проводить опыты) Дети занимают свои места.

Воспитатель. Что находится вокруг нас? (Столы, игрушки, книги и т.д.) Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой. Что вы почувствовали? (Ветерок.) Как он возникает? (Это движется воздух.) Значит, что же находится вокруг нас? (Воздух.) Отгадайте загадку: «Без рук, без ног, а ворота отворяет». (Ветер.)

В группу вбегает Карлсон (ребенок; можно использовать игрушку, с которой взрослый будет вести ролевой диалог).

Воспитатель. Кого же к нам ветром занесло?

Карлсон. Меня - самого красивого и доброго Карлсончика. Я к вам в гости прилетел.

Воспитатель. У нас идет работа в лаборатории, мы лаборанты, проводим опыты. Если хочешь, садись рядом с детьми, и ты узнаешь много нового и интересного.

Карлсон. Я и так все знаю!

Воспитатель. Посмотрим. Сегодня мы поговорим о воздухе. Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим.) Значит, какой воздух? (Бесцветный, невидимый.)

Карлсон. Какой такой воздух? Где вы его увидели?

Воспитатель. Возьми лист бумаги и помаши перед собой. Что ты чувствуешь? (Ветерок дует.) Ребята, что это за ветерок? (Это воздух движется.)

Опыт №1. Скажите, а у воздуха есть запах? (Запаха у воздуха нет.)

Карлсон. А вот и есть! Я всегда чувствую, когда пахнет вареньем, и без труда его нахожу.

Воспитатель. Дети верно сказали: воздух действительно не имеет запаха. А прав ли Карлсон, мы сейчас проверим. Возьмите корку апельсина, помните ее. Что вы чувствуете? (Пахнет апельсином.) Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат? (Этот запах идет от корки.)

Воспитатель отходит от детей подальше и давит дольку чеснока.

Воспитатель. Вы чувствуете запах? Чем пахнет? (Пахнет чесноком.) Как вы поняли, что пахнет чесноком? (Запах дошел до нас.) Значит, запах передается по воздуху. И Карлсон был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах варенья. Скажите еще раз: воздух имеет запах? (Нет.) Как же мы чувствуем запахи? (Они передаются воздухом, и мы их чувствуем.)

Опыт №2. Как вы думаете: есть ли воздух внутри нас? Давайте проверим. Возьмите трубочку и подуйте, опустив ее в стаканчик с водой. Что же происходит?

Карлсон. Я, я, я знаю! В стакане поднялась сильная буря!

Дети. Пузырьки появились.

Воспитатель. Откуда они взялись? (Мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками.) Значит, внутри нас тоже есть воздух? (Да.)

Проводится физкультминутка «Ветерок». (2раза)

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и цветы (руки вверх, наклоны).

Вправо-влево,  влево-вправо

Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны).

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки па обеих ногах).

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба на месте).

Вот и кончилась игра,

Заниматься нам пора (садятся за столы).

Опыт №3

Воспитатель. Возьмите маленькие стаканчики. В них что-нибудь есть? (Ничего нет, они пустые.) Переверните стаканчики вверх дном и опустите их в большие стаканы с водой. Вода попадает в маленькие стаканчики? (Нет.) Почему? Что мешает воде? Что ее не пускает? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает.) В маленьком стаканчике находится воздух, который не дает воде занять место.

Карлсон. Вот так фокус! Я думал, что стакан пустой, а в нем, оказывается, есть воздух, и даже вода не может попасть в стакан.

Опыт №4.

Воспитатель. Бросьте - аккуратно - камешек в воду. Что произошло? (Камешек утонул.) Почему он утонул? (Потому что он тяжелый.) Что тяжелее - вода или камень? (Камень тяжелее воды.) Почему вы так считаете? (Потому что камень утонул в воде.)

Опыт №5.

 Воспитатель. Скажите, а что тяжелее - вода или воздух? (Вода тяжелее.) Как это проверить? (Дети предлагают свои варианты.) Давайте попробуем пустой стакан опустить в стакан с водой. Что происходит? (Он не тонет.) Почему? (Потому что воздух легче воды.) А сейчас подуйте в трубочку, опущенную в воду. Что происходит? (Выходят пузырьки.) Почему они не тонут? (Потому что воздух легче воды.) Скажите, человек может существовать без воздуха? Почему? (Человеку нужно дышать.)

Карлсон. Подумаешь, воздух!.. Я легко смогу обойтись без воздуха. Зачем он нужен?!

Опыт №6.

Воспитатель. Давайте проверим: может быть, Карлсон прав? Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (Дети пробуют не дышать.) А теперь ты, Карлсон, сделай то же. Мы вместе посчитаем, сколько Карлсон сможет не дышать.

Карлсон (зажимает нос, не дышит). Ой, ой! Лучше я буду дышать. Видимо, без воздуха и правда жить невозможно!

Воспитатель. Скажите, кто не может жить без воздуха? (Люди, животные, растения.) Карлсон, а ты сможешь летать, если не будет воздуха?

Карлсон. Ну и вопрос! Конечно, не смогу. Мой пропеллер разгоняет воздух, поэтому я и летаю.

Воспитатель. Давайте вспомним, что мы узнали о воздухе. Воздух бесцветный и прозрачный. Он не имеет своего запаха – только  передает чужие запахи. Воздух легче воды. Он нужен для жизни людям, животным и растениям.

Карлсон. А мне воздух нужен еще и для того, чтобы летать. Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе так много интересного. Полечу скорее к Малышу и расскажу ему обо всем! До свидания!

Итог. Ребята, скажите, где мы были с вами сегодня? (в лаборатории)

Какие проводили опыты ( находили воздух, есть ли воздух внутри нас. Есть ли у воздуха запах, что тяжелее камень или вода, что легче воздух или вода, может ли человек жить без воздуха)

Вам понравилось проводить опыты?

Что интересного узнали о воздухе?

Молодцы! Мне понравилось, как вы проводили опыты, были внимательными и аккуратными. Старались отвечать полными ответами. На этом наша работа в лаборатории окончена, большое спасибо. Можно снять спецодежду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие за капелькой воды» Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе.

Обобщить представления детей об агрегатном состоянии воды в разные времена года. Учить устанавливать зависимость состояния воды от температуры воздуха, различать и называть явления природы, связанные ...

Конспект занятия внеурочной деятельности кружка "Экологический следопыт" Экологическая мозаика "Бросим природе спасательный круг"

Основные задачи занятия: - формирование устойчивого интереса к экологической культуре поведения;- воспитание любви и уважения к Родине, чувства патриотизма;- развитие творческих способностей учащ...

План-конспект занятия «На море, на суше, в воздухе»

Использование подручного материала в развитии творческих способностей воспитанников...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей с ОВЗ «Путешествие муравья»

Конспект занятия по экологическому  воспитанию «Путешествие муравья» обобщает представления детей о многообразии насекомых, уточняет знания о пользе насекомых.  Даёт предста...

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему : «Знакомство с лесом и его обитателями».

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему :«Знакомство с лесом и его обитателями»....

конспект занятия « Загрязненность воздуха микроорганизмами»

Конспект занятия по теме "« Загрязненность воздуха микроорганизмами» . Исследование проводилось на базе МАОУ"Шарлыкская средняя общеобразовательная школа №2" участниками эле...