Проект "Растения нашего края"
проект по экологии (5 класс)

Елена Геннадьевна Осинцева

Проект ввиде Лэпбука

Скачать:


Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа -Югры

«Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

УТВЕРЖДЕН

приказом КОУ «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ПРОЕКТ

«Растения нашего края»

Разработчики:

Осинцева Е. Г., учитель-дефектолог

Латыпова Г.А., библиотекарь

Куратор: Стоянова Н. З., заместитель директора по ВВВР

Сургут, 2021

Паспорт проекта

Название учреждения

казенное общеобразовательное учреждение  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Адрес, телефон, факс

628416, Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Сургут, улица Декабристов, дом 16, 8(3462) 52-56-54

Название проекта

Проект «Растения нашего края»

Целевые группы

Обучающиеся  9 классов

Сроки реализации проекта

                     01.04.-26.05.2021 г.

Куратор проекта

Стоянова Н.З., заместитель директора по внеклассной и внешкольной воспитательной

работе с детьми

Разработчики проекта

Осинцева Е.Г., Латыпова Г.А.

Участники реализации проекта

- обучающиеся;

- учитель - дефектолог;

-библиотекарь;

- родители обучающихся.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Краткая аннотация проекта….…………………………………......................4
  2. Актуальность проекта……………………...…………………………………...4
  3. Цели и задачи проекта..…………………………………………………………5
  4. Описание проекта………………………………………………………………..5
  5. Этапы реализации проекта....…………………………………………….........6
  6. План практической реализации проекта……...……………………………...7
  7. Ожидаемые результаты…………………………………………………………9
  8. Риски при реализации проекта..……………………………………………….9
  9. Литература………………………………………………………………………..9

1. Краткая аннотация проекта

Проект «Растения нашего края» позволит пробудить  интерес к представителям растительного мира - деревьям, кустарникам, цветам. В ходе проекта у обучающихся не только формируются представления о разнообразии природы родного края, но и раскрываются творческие способности, активизируется речь. 

В ходе реализации проекта большое внимание уделяется развитию исследовательской деятельности учащихся,  формированию экологической культуры, расширению кругозора, воспитанию любви, уважения к природе родного края. Экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса. Поэтому вопросы экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры выходят сегодня на первый план.

Данный проект реализуется в соответствии с Программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, в рамках коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом в разделе «Познавательная деятельность» по теме «Растительность нашего края». Проект направлен на решение задач развития познавательной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (АООП (вариант 1)).

2. Актуальность проекта:

Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Настоящий проект обеспечивает расширение знаний о природе родного края. Любовь и уважение к родной природе, родному краю является важнейшей составляющей в воспитании обучающихся.

Ученые - педагоги, занимающиеся экологическими проблемами, доказали, что экологическое образование должно стать обязательным на всех ступенях образования. Большое значение при этом отводится школьному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности. В этот период необходимо создавать особую образовательную среду для формирования экологической культуры. Проект разработан в соответствии  с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вид проекта: среднесрочный, групповой, творческо-поисковый.

Сроки реализации проекта: апрель-май 2021г.

3. Цель проекта: Оказание социально-педагогической поддержки обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в стремлении вести здоровый образ жизни и бережно относиться к природе.  

Задачи проекта:

1. Создать  условия для развития системы здоровых ценностей, творческих способностей  обучающихся через включение в проектную деятельность;

2. Создать условия для развития познавательного интереса и бережного отношения к природе через поиск и обобщение информации о растительном мире нашего края.

3. Способствовать развитию коммуникативных функций: умению владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, общаться, поддержать беседу, вести диалог.

Участники проекта:

  • учащиеся 5-9 классов;
  • учителя русского языка и чтения;
  • классные руководители;
  • библиотекарь;
  • родители.

4. Описание проекта.

  1. Запуск проекта «Растения нашего края» осуществляется через оповещение родителей об организации работы над проектом, распределение работы над проектом между участниками проекта.
  2. Обучающиеся совместно с родителями выполняют задания, необходимые для создания лэпбука, реализации проекта.
  3. Учитель - дефектолог на коррекционно-развивающих занятиях проводит тематические беседы, подбирает материал по теме проекта, оформляет страницы лэпбука.
  4. Библиотекарь подбирает материал, оформляет выставку, создает условия для работы обучающихся над проектом.
  5. Готовые страницы лэпбука собираются в общую папку и передаются в школьную библиотеку.
  6. Закрытие проекта осуществляется на итоговом мероприятии.

Продукты проектной деятельности:

Лэпбук представляет собой папку, в которой размещены: стихи, рассказы, иллюстрации, аппликации о растениях нашего края. В лэпбуке собраны материалы, позволяющие познакомить детей с растительным миром нашего округа.

Что делают дети и родители:

- Читают книги (выбрав самостоятельно по рекомендованному списку);

- Оформляют отчетные, творческие работы;

- Помогают в организации мероприятий.

Что делают классные руководители (учителя, библиотекарь):

- Привлекают родителей к подготовке детских творческих работ;

- Помогают в оформлении отчетных, творческих работ;

- Контролируют процесс сдачи – представления выполненных работ;

- Мотивируют малоактивных читателей;

- Готовят методическое обеспечение, разрабатывают сценарии мероприятия.

  1. Этапы реализации проекта

Срок выполнения

Содержание работы

Цели

Этап I. Организационно-подготовительный

23.03.2021-24.03.2021

1. Определение проблемы объектов изучения. Поиск решения. Создание мотивации к исследованию.

2. Постановка целей и задач проекта.

3. Разработка стратегии реализации проекта. Составление перспективного плана мероприятий.

4. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала.

1. Формирование желания детей и взрослых изучать и исследовать тему «Растения нашего края».

2. Совместное планирование хода проекта «Растения нашего края», распределение обязанностей в совместной деятельности.

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов по изучаемой проблеме

25.03.2021-03.04.2021

1. Информирование родителей о проекте, ознакомление с планом мероприятий.

2. Подбор материалов, справочной и энциклопедической литературы по теме проекта.

3. Подбор дидактических игр и упражнений по теме проекта.

1. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом; побуждение интереса родителей к данной проблеме.

2. Создание условий для реализации проекта путём пополнения дидактического материала.

Этап II. Основной

05.04 -25.04.2021

Познавательная деятельность

 1. Занятие «Растительный мир родного края».

2. Библиотечный урок «Путешествие в сказочный лес»

3. Занятие  « К природе с добротой».

4. Занятие «Мы - любители природы».

5. Библиотечный урок: И. Гранкин «Сказки о цветах».

6. Поиск материала в энциклопедиях и справочниках о растении, растущем преимущественно в нашем округе.

7. Занятие «Растения родного края».

8. Библиотечный урок: Т. Шорыгина «Цветы. Какие они?».

9. Занятие  «Зеленые улицы родного города».

10. Занятие «Дружба цветов и насекомых».

1. Уточнение и обогащение знаний и представлений детей о растениях нашего края, пользе для человека.  

2. Воспитание бережного отношения к природе родного края.

3.Формирование умений логически связно строить речевые высказывания.

05.04 -25.04.2021

Игровая деятельность

Дидактические игры и упражнения:

  •  «Найди растения нашего края»,
  •  «Цветочная поляна»,
  • «Что будет, если…»,
  •  «С какого дерева лист?»,
  • «Строение дерева»,
  • «Найди листок»,
  • «Сравнение дерева с кустарником»,
  • «Как семена покидают цветок».
  •  «Назови друзей леса».
  1. Уточнение представлений детей о внешнем виде и свойствах растений нашего края.
  2. Развитие зрительно- пространственного восприятия.
  3. Развитие логического мышления.

05.04 -25.04.2021

Речевая деятельность  

  •  Чтение литературы.
  • Оформление сообщения по плану:  название, основные органы, особенности размножения, сезонные изменения, польза или вред,
  • Сочини сказку о лекарственных растениях,
  • Сочини легенду о цветке.
  • Творческий рассказ: «Мой любимый цветок»,
  • Творческие рассказы: «Первоцветы», «Ядовитые растения».
  • Сочини стихи о природе родного края.

2. Расширение активного словаря детей.

3. Развитие выразительности и правильности речи.

4. Развитие лексико-грамматического стороны речи.

05.04 -25.04.2021

Продуктивная деятельность

  • Изготовление поделок из природного материала «Родной край»,
  • Изготовление лэпбука «Растения нашего края» с использованием иллюстраций, рассказов, сказок, загадок.

1. Развитие творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством продуктивной деятельности.

2. Развитие творческого воображения ребёнка с ОВЗ.

 3. Стимулирование творчества детей со сверстниками, с родителями в продуктивной деятельности.

Этап III. Заключительный

25.05.21-26.05.21

  1. Анализ поставленных целей, достижения поставленных целей и задач.
  2. Обобщение полученных результатов. Формулировка выводов.
  3. Презентация проекта:
  • создание лэпбука «Растения нашего края» (описание, стихи, пословицы и поговорки, загадки);
  • оформление выставки «Поделки из природного материала»;
  • фотоархив проекта «Растения нашего края» - «Как это было»;
  • мультимедийная презентация-фототчет по реализации проекта «Растения нашего края»;
  • публикация на официальном сайте школы.
  1. Формирование познавательного интереса и учебной мотивации.
  2. Создание условий для совместной деятельности детей с ограниченными возможностями и их родителями.
  3. Подготовка материалов  проекта для его презентации и публикации на официальном сайте школы.

6.  План практической реализации проекта

№ п/п

Дата

Мероприятие

Содержание деятельности

Место проведения

1

5.04

Коррекционно-развивающее занятие «Растительный мир родного края».

Дидактические игры: «Найди растения нашего края», «Цветочная поляна».

Класс

2

6.04

Библиотечный урок «Путешествие в сказочный лес»

Прослушивание музыкальных сказок.

Библиотека

3

12.04

Коррекционно-развивающее занятие « К природе с добротой».

Дидактические игры: «Что будет, если…», «Что такое хорошо и что такое плохо».  

Класс

4

19.04

Коррекционно-развивающее занятие «Мы - любители природы».

Аппликация. Дидактические игры: «С какого дерева лист?», «Назови друзей леса».

Класс

5

20.04

Библиотечный урок: И. Гранкин «Сказки о цветах».

Чтение литературы.

Библиотека

6

21.04

Поиск материала в энциклопедиях и справочниках о растении, растущем преимущественно в нашем округе.

Оформление сообщения по плану:  название, основные органы, особенности размножения, сезонные изменения, польза или вред.

Библиотека

7

23.04

Библиотечный урок: «Вечер загадок»

Игровые ситуации: «Строение дерева», «Найди листок», «Сравнение дерева с кустарником», «Как семена покидают цветок».

Библиотека

8

26.04

Коррекционно-развивающее занятие «Растения родного края»

Рисование. Сюжетно – ролевая игра: «Защитники природы».

Класс

9

28.04

Поиск материала в энциклопедиях и справочниках о растении, растущем преимущественно в нашем округе.

Оформление сообщения по плану:  название, основные органы, особенности размножения, сезонные изменения, польза или вред.

Библиотека

10

29.04

Словотворчество обучающихся с родителями:

Сочини сказку о лекарственных растениях.

11

06.05

Библиотечный урок: Т. Шорыгина «Цветы. Какие они?».

Чтение литературы.

Библиотека

12

11.05

Словотворчество обучающихся с родителями:

Сочини легенду о цветке.

13

17.05

Коррекционно-развивающее занятие  «Зеленые улицы родного города».

Рисование. Творческий рассказ: «Мой любимый цветок».

Класс

14

20.05

Словотворчество обучающихся с родителями:

Сочини стихи о природе родного края.

15

21.05

Изготовление лэпбука:  «Растения нашего края»:  с использованием иллюстраций, рассказов, сказок, загадок.

Распределение материала, аппликация.

Библиотека

16

24.05

Коррекционно-развивающее занятие «Дружба цветов и насекомых».

Творческие рассказы: «Первоцветы», «Ядовитые растения».

Класс

17

25.05

Выставка поделок  из природного материала «Родной край».

Библиотека

18

26.05

Презентация проекта. Демонстрация лэпбука.

Библиотека

7. Ожидаемые результаты:

  • Создание  условия для развития системы здоровых ценностей, творческих способностей  обучающихся через включение в проектную деятельность;
  • Создание условий для развития познавательного интереса и бережного отношения к природе.
  • Развитие коммуникативных функций.

8.Риски

№ п/п

Риски

Вариант решения проблемы

1

Организационные сложности в реализации внеурочной и урочной (проектной) деятельности.

Назначение ответственного по распределению обязанностей в реализации проекта.

2

Трудность привлечения родителей к участию в мероприятия

Привлечение к участию дополнительных ресурсов (близких родственников: старших братьев, сестер, бабушек, дедушек).  

3

Недостаточное оснащение материалами и оборудованием

Привлечение материалов и оборудования школьной библиотеки

4

Не все мероприятия могут реализоваться в указанные сроки.

Корректировка сроков

9. Литература

  1. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в школе». Пособие для работников общеобразовательных  учреждений. Сфера, 2003 год.
  2. От морозов до морозов. Фенелогические наблюдения. – О.Г. Стрельникова, Ю.И.Гордеев. сост. А.Ф.Тарханова. – Тюмень: изд. Ю. Мандрики, 2000г.
  3. Зашихин Е.С., Киричек Е.А., Преснякова Т.Н.  Моя Югра. Край, в котором я живу. – М.: АСТ – Пресс школа, 2020г.
  4. Ознакомление школьников с окружающим и социальной действительностью. Москва, 2003 г.
  5. Познание мира растений. – Волгоград: Учитель, 2009 год.
  6. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
  7. Региональные программы по экологии для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. – Г.Н. Гребенюк, Н.А.Иванова, ЕС. Овечкина и др. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2005г.
  8. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: Учигод.
  9. Энциклопедия «Азбука природы». Ридерз Дайджест, 1997.

СОГЛАСОВАНО

Заместителем директора по внешкольной и внеклассной воспитательной работе с детьми                 КОУ «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  _______________ Н.З.Стоянова

___________________2021 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения в 5 классе. "Поверхность нашего края"

Урок природоведения в 5 классе. "Поверхность нашего края" с использованием технологии РКМЧП...

проектно-исследовательская работа "Их именами названы улицы нашего края "

Конкурс "Моя педагогическая копилка" (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне).Проектно-исследовательская работа выполнена учащимися 8,9 классов для дальнейшего применения ее на уроках английс...

Открытый урок по живому миру по теме: "Дикие птицы нашего края - коршун".

Конспект открытого урока в 3 классе коррекционной школе по живому миру....

Методическая разработка урока литературы "Поэзия нашего края-Югры"

Урок внеклассного чтения.Знакомство с творчеством поэтов коренных народов Севера....

Крепости нашего края

Тестовые задания для учащихся 7 класса. Подготовка к городскому конкурсу "Оборонное зодчество Северо-Запада Древней Руси"....