Проект "Растения нашего края"
проект по экологии (5 класс)
Проект ввиде Лэпбука
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya_nashego_kraya_proektnaya_deyatelnost_uchitel-defektolog_4_1.docx | 41.92 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа -Югры
«Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
УТВЕРЖДЕН приказом КОУ «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» |
ПРОЕКТ
«Растения нашего края»
Разработчики: Осинцева Е. Г., учитель-дефектолог Латыпова Г.А., библиотекарь Куратор: Стоянова Н. З., заместитель директора по ВВВР |
Сургут, 2021
Паспорт проекта
Название учреждения | казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» |
Адрес, телефон, факс | 628416, Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Сургут, улица Декабристов, дом 16, 8(3462) 52-56-54 |
Название проекта | Проект «Растения нашего края» |
Целевые группы | Обучающиеся 9 классов |
Сроки реализации проекта | 01.04.-26.05.2021 г. |
Куратор проекта | Стоянова Н.З., заместитель директора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми |
Разработчики проекта | Осинцева Е.Г., Латыпова Г.А. |
Участники реализации проекта | - обучающиеся; - учитель - дефектолог; -библиотекарь; - родители обучающихся. |
СОДЕРЖАНИЕ
- Краткая аннотация проекта….…………………………………......................4
- Актуальность проекта……………………...…………………………………...4
- Цели и задачи проекта..…………………………………………………………5
- Описание проекта………………………………………………………………..5
- Этапы реализации проекта....…………………………………………….........6
- План практической реализации проекта……...……………………………...7
- Ожидаемые результаты…………………………………………………………9
- Риски при реализации проекта..……………………………………………….9
- Литература………………………………………………………………………..9
1. Краткая аннотация проекта
Проект «Растения нашего края» позволит пробудить интерес к представителям растительного мира - деревьям, кустарникам, цветам. В ходе проекта у обучающихся не только формируются представления о разнообразии природы родного края, но и раскрываются творческие способности, активизируется речь.
В ходе реализации проекта большое внимание уделяется развитию исследовательской деятельности учащихся, формированию экологической культуры, расширению кругозора, воспитанию любви, уважения к природе родного края. Экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса. Поэтому вопросы экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры выходят сегодня на первый план.
Данный проект реализуется в соответствии с Программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, в рамках коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом в разделе «Познавательная деятельность» по теме «Растительность нашего края». Проект направлен на решение задач развития познавательной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (АООП (вариант 1)).
2. Актуальность проекта:
Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Настоящий проект обеспечивает расширение знаний о природе родного края. Любовь и уважение к родной природе, родному краю является важнейшей составляющей в воспитании обучающихся.
Ученые - педагоги, занимающиеся экологическими проблемами, доказали, что экологическое образование должно стать обязательным на всех ступенях образования. Большое значение при этом отводится школьному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности. В этот период необходимо создавать особую образовательную среду для формирования экологической культуры. Проект разработан в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вид проекта: среднесрочный, групповой, творческо-поисковый.
Сроки реализации проекта: апрель-май 2021г.
3. Цель проекта: Оказание социально-педагогической поддержки обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в стремлении вести здоровый образ жизни и бережно относиться к природе.
Задачи проекта:
1. Создать условия для развития системы здоровых ценностей, творческих способностей обучающихся через включение в проектную деятельность;
2. Создать условия для развития познавательного интереса и бережного отношения к природе через поиск и обобщение информации о растительном мире нашего края.
3. Способствовать развитию коммуникативных функций: умению владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, общаться, поддержать беседу, вести диалог.
Участники проекта:
- учащиеся 5-9 классов;
- учителя русского языка и чтения;
- классные руководители;
- библиотекарь;
- родители.
4. Описание проекта.
- Запуск проекта «Растения нашего края» осуществляется через оповещение родителей об организации работы над проектом, распределение работы над проектом между участниками проекта.
- Обучающиеся совместно с родителями выполняют задания, необходимые для создания лэпбука, реализации проекта.
- Учитель - дефектолог на коррекционно-развивающих занятиях проводит тематические беседы, подбирает материал по теме проекта, оформляет страницы лэпбука.
- Библиотекарь подбирает материал, оформляет выставку, создает условия для работы обучающихся над проектом.
- Готовые страницы лэпбука собираются в общую папку и передаются в школьную библиотеку.
- Закрытие проекта осуществляется на итоговом мероприятии.
Продукты проектной деятельности:
Лэпбук представляет собой папку, в которой размещены: стихи, рассказы, иллюстрации, аппликации о растениях нашего края. В лэпбуке собраны материалы, позволяющие познакомить детей с растительным миром нашего округа.
Что делают дети и родители:
- Читают книги (выбрав самостоятельно по рекомендованному списку);
- Оформляют отчетные, творческие работы;
- Помогают в организации мероприятий.
Что делают классные руководители (учителя, библиотекарь):
- Привлекают родителей к подготовке детских творческих работ;
- Помогают в оформлении отчетных, творческих работ;
- Контролируют процесс сдачи – представления выполненных работ;
- Мотивируют малоактивных читателей;
- Готовят методическое обеспечение, разрабатывают сценарии мероприятия.
- Этапы реализации проекта
Срок выполнения | Содержание работы | Цели |
Этап I. Организационно-подготовительный | ||
23.03.2021-24.03.2021 | 1. Определение проблемы объектов изучения. Поиск решения. Создание мотивации к исследованию. 2. Постановка целей и задач проекта. 3. Разработка стратегии реализации проекта. Составление перспективного плана мероприятий. 4. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала. | 1. Формирование желания детей и взрослых изучать и исследовать тему «Растения нашего края». 2. Совместное планирование хода проекта «Растения нашего края», распределение обязанностей в совместной деятельности. 3. Повышение профессиональной компетентности педагогов по изучаемой проблеме |
25.03.2021-03.04.2021 | 1. Информирование родителей о проекте, ознакомление с планом мероприятий. 2. Подбор материалов, справочной и энциклопедической литературы по теме проекта. 3. Подбор дидактических игр и упражнений по теме проекта. | 1. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом; побуждение интереса родителей к данной проблеме. 2. Создание условий для реализации проекта путём пополнения дидактического материала. |
Этап II. Основной | ||
05.04 -25.04.2021 | Познавательная деятельность 1. Занятие «Растительный мир родного края». 2. Библиотечный урок «Путешествие в сказочный лес» 3. Занятие « К природе с добротой». 4. Занятие «Мы - любители природы». 5. Библиотечный урок: И. Гранкин «Сказки о цветах». 6. Поиск материала в энциклопедиях и справочниках о растении, растущем преимущественно в нашем округе. 7. Занятие «Растения родного края». 8. Библиотечный урок: Т. Шорыгина «Цветы. Какие они?». 9. Занятие «Зеленые улицы родного города». 10. Занятие «Дружба цветов и насекомых». | 1. Уточнение и обогащение знаний и представлений детей о растениях нашего края, пользе для человека. 2. Воспитание бережного отношения к природе родного края. 3.Формирование умений логически связно строить речевые высказывания. |
05.04 -25.04.2021 | Игровая деятельность Дидактические игры и упражнения:
|
|
05.04 -25.04.2021 | Речевая деятельность
| 2. Расширение активного словаря детей. 3. Развитие выразительности и правильности речи. 4. Развитие лексико-грамматического стороны речи. |
05.04 -25.04.2021 | Продуктивная деятельность
| 1. Развитие творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством продуктивной деятельности. 2. Развитие творческого воображения ребёнка с ОВЗ. 3. Стимулирование творчества детей со сверстниками, с родителями в продуктивной деятельности. |
Этап III. Заключительный | ||
25.05.21-26.05.21 |
|
|
6. План практической реализации проекта
№ п/п | Дата | Мероприятие | Содержание деятельности | Место проведения |
1 | 5.04 | Коррекционно-развивающее занятие «Растительный мир родного края». | Дидактические игры: «Найди растения нашего края», «Цветочная поляна». | Класс |
2 | 6.04 | Библиотечный урок «Путешествие в сказочный лес» | Прослушивание музыкальных сказок. | Библиотека |
3 | 12.04 | Коррекционно-развивающее занятие « К природе с добротой». | Дидактические игры: «Что будет, если…», «Что такое хорошо и что такое плохо». | Класс |
4 | 19.04 | Коррекционно-развивающее занятие «Мы - любители природы». | Аппликация. Дидактические игры: «С какого дерева лист?», «Назови друзей леса». | Класс |
5 | 20.04 | Библиотечный урок: И. Гранкин «Сказки о цветах». | Чтение литературы. | Библиотека |
6 | 21.04 | Поиск материала в энциклопедиях и справочниках о растении, растущем преимущественно в нашем округе. | Оформление сообщения по плану: название, основные органы, особенности размножения, сезонные изменения, польза или вред. | Библиотека |
7 | 23.04 | Библиотечный урок: «Вечер загадок» | Игровые ситуации: «Строение дерева», «Найди листок», «Сравнение дерева с кустарником», «Как семена покидают цветок». | Библиотека |
8 | 26.04 | Коррекционно-развивающее занятие «Растения родного края» | Рисование. Сюжетно – ролевая игра: «Защитники природы». | Класс |
9 | 28.04 | Поиск материала в энциклопедиях и справочниках о растении, растущем преимущественно в нашем округе. | Оформление сообщения по плану: название, основные органы, особенности размножения, сезонные изменения, польза или вред. | Библиотека |
10 | 29.04 | Словотворчество обучающихся с родителями: | Сочини сказку о лекарственных растениях. | |
11 | 06.05 | Библиотечный урок: Т. Шорыгина «Цветы. Какие они?». | Чтение литературы. | Библиотека |
12 | 11.05 | Словотворчество обучающихся с родителями: | Сочини легенду о цветке. | |
13 | 17.05 | Коррекционно-развивающее занятие «Зеленые улицы родного города». | Рисование. Творческий рассказ: «Мой любимый цветок». | Класс |
14 | 20.05 | Словотворчество обучающихся с родителями: | Сочини стихи о природе родного края. | |
15 | 21.05 | Изготовление лэпбука: «Растения нашего края»: с использованием иллюстраций, рассказов, сказок, загадок. | Распределение материала, аппликация. | Библиотека |
16 | 24.05 | Коррекционно-развивающее занятие «Дружба цветов и насекомых». | Творческие рассказы: «Первоцветы», «Ядовитые растения». | Класс |
17 | 25.05 | Выставка поделок из природного материала «Родной край». | Библиотека | |
18 | 26.05 | Презентация проекта. Демонстрация лэпбука. | Библиотека |
7. Ожидаемые результаты:
- Создание условия для развития системы здоровых ценностей, творческих способностей обучающихся через включение в проектную деятельность;
- Создание условий для развития познавательного интереса и бережного отношения к природе.
- Развитие коммуникативных функций.
8.Риски
№ п/п | Риски | Вариант решения проблемы |
1 | Организационные сложности в реализации внеурочной и урочной (проектной) деятельности. | Назначение ответственного по распределению обязанностей в реализации проекта. |
2 | Трудность привлечения родителей к участию в мероприятия | Привлечение к участию дополнительных ресурсов (близких родственников: старших братьев, сестер, бабушек, дедушек). |
3 | Недостаточное оснащение материалами и оборудованием | Привлечение материалов и оборудования школьной библиотеки |
4 | Не все мероприятия могут реализоваться в указанные сроки. | Корректировка сроков |
9. Литература
- «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в школе». Пособие для работников общеобразовательных учреждений. Сфера, 2003 год.
- От морозов до морозов. Фенелогические наблюдения. – О.Г. Стрельникова, Ю.И.Гордеев. сост. А.Ф.Тарханова. – Тюмень: изд. Ю. Мандрики, 2000г.
- Зашихин Е.С., Киричек Е.А., Преснякова Т.Н. Моя Югра. Край, в котором я живу. – М.: АСТ – Пресс школа, 2020г.
- Ознакомление школьников с окружающим и социальной действительностью. Москва, 2003 г.
- Познание мира растений. – Волгоград: Учитель, 2009 год.
- Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
- Региональные программы по экологии для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. – Г.Н. Гребенюк, Н.А.Иванова, ЕС. Овечкина и др. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2005г.
- Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: Учигод.
- Энциклопедия «Азбука природы». Ридерз Дайджест, 1997.
СОГЛАСОВАНО
Заместителем директора по внешкольной и внеклассной воспитательной работе с детьми КОУ «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» _______________ Н.З.Стоянова
___________________2021 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения в 5 классе. "Поверхность нашего края"
Урок природоведения в 5 классе. "Поверхность нашего края" с использованием технологии РКМЧП...
проектно-исследовательская работа "Их именами названы улицы нашего края "
Конкурс "Моя педагогическая копилка" (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне).Проектно-исследовательская работа выполнена учащимися 8,9 классов для дальнейшего применения ее на уроках английс...
Занятие "Фитофлористика" студии "Садоводство в нашем крае"
Кружковое занятие во 2 классе....
Открытый урок по живому миру по теме: "Дикие птицы нашего края - коршун".
Конспект открытого урока в 3 классе коррекционной школе по живому миру....
Методическая разработка урока литературы "Поэзия нашего края-Югры"
Урок внеклассного чтения.Знакомство с творчеством поэтов коренных народов Севера....
Крепости нашего края
Тестовые задания для учащихся 7 класса. Подготовка к городскому конкурсу "Оборонное зодчество Северо-Запада Древней Руси"....
Исторический калейдоскоп "Просторы нашего края"( по материалам истории Нижегородского края
Внеклассное мероприятие по краеведению...