Занятие "Фитофлористика" студии "Садоводство в нашем крае"
план-конспект по теме
Кружковое занятие во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_sadovodstvo_blok_-_floristika.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Наро – фоминская сош № 7
Студия «Садоводство в нашем крае»
План – конспект блока №4
«Фитофлористика» - 4 занятия (составление гербария из листвы деревьев и композиции из природного материала).
- Художественная флористика - «Золотая осень».
- Силуэтная и модульная композиция любимых героев из сказок и мультфильмов.
- Аранжировка растений - объёмная композиция выполнения деревьев и кустарников в миниатюре.
- Аранжировка из корок фруктов «Апельсиновая роза».
Составила учитель Терентьева Надежда Николаевна
Г. Наро – Фоминск, 2011 год
Содержание
- Флористика – как вид искусства (сообщение ).
- Художественная флористика – «Золотая осень».
- Аранжировка растений – объёмная композиция любимых героев из сказок и мультфильмов.
- Аранжировка растений – объёмная композиция выполнения деревьев и кустарников в миниатюре.
- Аранжировка из корок фруктов «Апельсиновая роза»
- План - конспект занятия по теме: Художественная флористика – «Золотая осень»
Флористика - как вид искусства
Цветы - это неотъемлемая часть нашей жизни, они всегда играли важную роль в нашей жизни. С незапамятных времен цветы, фрукты, листья были частью обрядов, т.к. подносились богам, чтобы умиротворять или понравиться им, попросить покровительства и благословения. С наиболее важными богами ассоциировали растения, например:
Зевс (Юпитер)- дуб;
Дуб - символ долголетия, мудрости, силы и выносливости. Дуб посвящен Зевсу, Тору, Перуну и другим богам грома. Алтарь Зевса окружали дубы, вокруг капища Перуна росла дубовая роща. В честь Перуна постоянно жгли костры из дубовых веток.
Апполон (феб) - лавр
Лавр означает триумф и победу. Будучи вечнозеленым растением, он символизирует постоянство, вечность и бессмертие.
Афина (Миневра) - маслина
Афина в древнегреческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны.
В мифах Афина представляла как покровительница художественного ремесла, искусства, мастерства.
Афродита (Венера) – мирт;
Венера - богиня весны, молодости и красоты, плодородия и плодоносящих сил природы, покровительница супружеской любви Мирт был знаком славы и благодеяний. Миртовый венок с розами в древности был любимым свадебным украшением.
Деметра (Церера) – мак.
Богиня земледелия Деметра (Церера) изображалась с маком в руке. Её статуи украшали венками из цветков мака и хлебных колосьев. Саму же богиню иногда называли Меконой (от греческого mecon — мак). Поклоняясь Деметре люди отдавали дань природе в период её зимнего покоя. Ну, а владение Морфея (его царство сна) сплошь было усажено маком.
Влюбленные с давних времен объяснялись в любви путем «языка цветов».
Флора – (Flora) имя римской богини цветов и весеннего цветения.
Искусство цветочных аранжировок именовано в ее честь, и зовется флористикой. Посредствам флористики люди выражают свой внутренний мир, духовное состояние и настроение, используя прелесть даров богини Флоры.
БОТАНИКА - (от греческий botane - трава, растение), наука о растениях
ие
Древние греки и египтяне возвели флористические украшения в статус культовых атрибутов, без которых не обходилась ни одна церемония.
Флористика как искусство, берет начало в древнем Риме. Именно там, в 1633-м римляне издали первую книгу по аранжировке и разведению цветов. В ней имелись практические советы по разнообразному оформлению цветочных букетов. Само слово «букет» имеет французское происхождение и означает группу цветов, красиво собранных воедино. В какой-то мере французы являются прародителями цветочного искусства, так как во Франции появились правила по оформлению букетов
И все же родиной этого искусства по праву считается Япония. Это страна, в которой мистерия цветочного искусства является неотъемлемой частью культуры в целом. Много столетий назад в Киото, буддистским монахам удалось освоить таинство «оживления цветов», создавая замысловатые композиции из растений.
Гербарий - (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги. В зависимости от вида растения на гербарном листе может быть представлена целая особь, группа особей или часть крупного (например, древесного) растения.
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФЛОРИСТИКА - «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
"Художественная флористика" - аппликация из природного материала, которая представляет собой картины, панно, пейзажи, натюрморты, орнаменты, изображения архитектурных строений из засушенного растительного материала (листьев деревьев, кустарников, цветов, мелких ягод и плодов)
Гербарии из засушенных листьев можно создавать круглый год а это - картины, подарки, сувениры, панно, закладки, портреты, алфавиты... При рассматривании листочков у каждого из нас рождаются свои ассоциации. Образы легко и быстро придумываются, почти мгновенно создаются: дерево, ёжик, мышка, рыбка, морковка, ракета.
- АРАНЖЕРОВКА РАСТЕНИЙ - ОБЪЁМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ЛЮБИМЫХ ГЕРОЕВ ИЗ СКАЗОК И МУЛЬТФИЛЬМОВ
«Аранжировка растений" - составление объёмных композиций и миниатюр
Фантазии из листьев - это фейерверк творчества! Ещё бы! Ведь цветовая палитра - как в живописи, а дана в листьях изначально. Образы и композиции - как в конструировании, а возникают из готовых форм (листочков) легко, быстро и каждый раз по-новому. А техника ничуть не сложнее, чем в аппликации из бумаги. Даже ещё проще. Ничего не нужно вырезать, остаётся лишь «художественно» наклеить на цветную бумагу сами листочки, чтобы получилась красивая картинка.
Жизнь листьев продлится в картинах, сувенирах, открытках, декоративных панно для интерьера.
Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых или близких по форме и размеру листочков (чешуя рыбы, хвост петушка или жар-птицы, крона дерева).
- АРАНЖИРОВКА РАСТЕНИЙ - ОБЪЁМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ В МИНИАТЮРЕ Ну, какой же лес без деревьев? Кроны лиственных деревьев сделаем из пучков листьев и травинок, цветных перышек. Стволы - из веточек, палочек, камышинок, трубочек, шишек. Хвойные деревья чудесно выйдут из шишек. Ну, а волшебные деревья можно сделать из чего угодно, даже из настоящих кактусов, нанизав ягодки рябины на колючки.
Кожуру апельсина нужно аккуратно срезать ножом, а затем свернуть спиралью или просто слегка изогнуть. Высушив всё это богатство, можно получить необыкновенно пахучие оранжевые цветы. Их аромат будет радовать вас в любое время года.
- АРАНЖИРОВКА ИЗ КОРОК ФРУКТОВ «АПЕЛЬСИНОВАЯ РОЗа»
Кожуру апельсина нужно аккуратно срезать ножом, а затем свернуть спиралью или просто слегка изогнуть. Высушив всё это богатство, можно получить необыкновенно пахучие оранжевые цветы. Их аромат будет радовать вас в любое время года.
Корки бананов легко разделяются на полоски. Накрутим их на карандаш или неширокую конусообразную палочку и дадим высохнуть. Они станут красивого тёмно - коричневого цвета
Из полученного материала можно выложить прекрасные цветочные композиции
Студия «Садоводство в нашем крае» (ландшафтный дизайн)
Тема 10.1 «Художественная флористика» составление гербария из
природного материала
Цель:
1. Формирование познавательной компетентности в области природного краеведения и создать условия для расширения представления детей о флористике как виде художественного творчества.
2. Регулировать и развивать у детей умения планировать собственную деятельность.
3. Формировать у учащихся самооценки своей деятельности при выполнении объекта труда «Гербария».
Задача: Составить гербарий из природного материала (сухих листьев растений) на
формате А 4 плотной бумаги оформленной рамочкой:
- научиться работать с засушенными цветами, листьями, травами в создании
простых композиций применяя цветовые решения
- закрепить безопасные приёмы работы с ножницами
- готовность использовать самостоятельно свои знания и умения в создании
объектов труда из природного материала
- создания альбома с гербарием выполненная коллективом детей 2 класса
Тип занятия: изучение нового материала.
Метод: объяснительно – иллюстративный, исследовательский, частично – поисковый.
Приёмы: объяснение, беседа, демонстрация, экспресс - сообщения, работа с карточками
Литература:
Дизайн вашего участка, Лещинская В.В.
Толковый словарь
Оборудование:
- Проектор
- Компьютер
- Аудио диск с записью музыки природы
- Экспресс – видеоряд различных поделок и гербария: из природного материала; сухих листьев, кустарников и цветов; кожуры цитрусовых фруктов и др.
Наглядные пособия:
- Конверт с карточками и шаблонами
- Гербарий на стенде
- Плакат с правилами «Техника безопасности» на занятиях
- Выставка работ детей
- Коллекция засушенных листьев деревьев, кустарников и цветов
Инструменты и материалы для учащихся:
Сухие листья кустарников, деревьев, цветов; клей – карандаш и ПВА; ножницы; кисть;
хлопчатобумажная ветошь; карандаш; цветная и плотная бумага.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Вступление.
Организационный момент:
Учитель: Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы – хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
Учитель: обратите внимание на выставку работ выполненную на предыдущем занятии нашего кружка «Садоводство в нашем крае».
А какую практическую работу мы выполняли по теме «Растительная флора водоёмов»?
Ответ учеников: сделали аппликацию «Белая и жёлтая кувшинка наших водоёмов»
Учитель: А какую работу будете выполнять, вы узнаете, если правильно отгадаете слово?
В конверте у меня карточки с загадками, стихами и картинками. Я буду доставать карточки и читать, а вы их должны отгадывать.
Учитель: Отрывок из сказки «Кошкин дом»: Слушай, дурень, перестань есть хозяйскую (назвать цветок) …….
Ответ ученика: Герань
Учитель: Что же это за девица -
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
Ответ ученика: Ель
Учитель: Летом горька,
Зимой сладка,
Что за красна ягода?
Ответ ученика: Рябина
Учитель: Стоят в поле сестрицы.
Шапки зелены.
Платья белены
Ответ ученика: Берёза
Учитель: Плод экзотического растения на букву «А»
Ответ ученика: Ананас
Учитель: Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, жёлтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
Ответ ученика
Учитель: Кудри в речку опустила
И о чём она грустит
Никому не говорит.
Ответ ученика: Ива
Учитель: МОЛОДЦЫ, а какое слово получилось?
Ученики хором: ГЕРБАРИЙ
2). ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель: Гербарий - (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги. В зависимости от вида растения на гербарном листе может быть представлена целая особь, группа особей или часть крупного (например, древесного) растения.
Учитель: какие мы с вами листья растений собрали возле нашего пришкольного участка во время экскурсии в сентябре месяце?
Ответ учеников: на экскурсии мы собрали листья: клёна, липы, дуба, шиповника, рябины, ивы и др.
Учитель: Флористика- это один из видов визуального искусства , в котором художник вместо красок пользуется лепестками цветов, их листиками, травами где с помощью цветов создается эстетический образ, наполненный содержанием.
Учитель: давайте вспомним, а что мы сделали собранными листьями?
Ученики: мы листья перебрали и положили сушиться в газеты и книги .
БОТАНИКА - (от греческий botane - трава, растение), наука о растениях
Древние греки и египтяне возвели флористические украшения в статус культовых атрибутов, без которых не обходилась ни одна церемония
Влюбленные с давних времен объяснялись в любви путем «языка цветов»
Цветы - это неотъемлемая часть нашей жизни, они всегда играли важную роль в нашей жизни. С незапамятных времен цветы, фрукты, листья были частью обрядов, т.к. подносились богам, чтобы умиротворять или понравиться им, попросить покровительства и благословения. С наиболее важными богами ассоциировали растения, например:
Зевс (Юпитер)- дуб;
Дуб - символ долголетия, мудрости, силы и выносливости. Дуб посвящен Зевсу, Тору, Перуну и другим богам грома. Алтарь Зевса окружали дубы, вокруг капища Перуна росла дубовая роща. В честь Перуна постоянно жгли костры из дубовых веток.
Аполлон (Феб) - лавр
Лавр означает триумф и победу. Будучи вечнозеленым растением, он символизирует постоянство, вечность и бессмертие.
Афина (Минерва) - маслина
Афина в древнегреческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны.
В мифах Афина представляла как покровительница художественного ремесла, искусства, мастерства.
Афродита (Венера) – мирт;
Венера - богиня весны, молодости и красоты, плодородия и плодоносящих сил природы, покровительница супружеской любви Мирт был знаком славы и благодеяний. Миртовый венок с розами в древности был любимым свадебным украшением.
Деметра (Церера) – мак.
Богиня земледелия Деметра (Церера) изображалась с маком в руке. Её статуи украшали венками из цветков мака и хлебных колосьев. Саму же богиню иногда называли Меконой (от греческого mecon — мак). Поклоняясь Деметре люди отдавали дань природе в период её зимнего покоя. Ну, а владение Морфея (его царство сна) сплошь было усажено маком.
Флора – (Flora) имя римской богини цветов и весеннего цветения
Искусство цветочных аранжировок именовано в ее честь, и зовется флористикой. Посредствам флористики люди выражают свой внутренний мир, духовное состояние и настроение, используя прелесть даров богини Флоры.
Учитель: перед вами портрет аптекаря 16 века.
Портрет аптекаря Пьера Кюта, 1562. Изображённая лежащая на столе развёрнутая книга — гербарий с наклеенными растениями. Гербарий собирали многие великие люди. В России первый гербарный лист был заложен Петром I с надписью « 1717 года».
- ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Учитель: Тема нашего урока - Художественная флористика а, выполнять мы будем композицию «Золотая осень», какую предварительную работу мы выполнили на предыдущем занятии?
Ответ ученика: На прошлом занятии мы из цветной бумаги по шаблону вырезали рамочку.
Учитель: Сегодня мы продолжим работу над нашей темой, и своими руками создадим композицию из листьев, которая вернёт нас в лето, а для выполнения нашей практической работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты: сухие листья, плотная бумага, клей, карандаш, ножницы, рамочка.
Демонстрация наглядного материала имеющегося у учеников в карточках, на экране и стендах класса.
Учитель: На столах прошу всех разложить природный материал и мне показать, только после этого приклеивать.
Обращение учителя к ребятам, так как работа довольно объёмная, поэтому желательно работать парами.
Учитель: Вспомним о правилах техники безопасности с ножницами и другими колющими инструментами на занятиях.
* ножницы должны храниться в специальных коробочках.
* нельзя делать резких движений рукой с режущими предметами.
* ножницы должны лежать сомкнутыми лезвиями.
* передавать ножницы надо кольцами вперёд сомкнутыми лезвиями
* следи, чтобы пальцы левой руки не попали под лезвие.
Выполнение практической работы
алгоритм действий работы:
- разложить листья по своему представлению
- аккуратно приклеить
- оформить цветной рамочкой
Учитель: Пока вы будете работать, я включу музыку.
4). ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитель: - самооценка своей работы
- взаимооценка
- где можно использовать свою работу
- Подведение итогов
- Домашнее задание: придумать название своего гербария
- Оформление альбома «Гербарий из нашего сада»
5). ЛИТЕРАТУРА
- Е.М.Васина (и др.) Окружающий мир. - Волгоград: Учитель, 2011. - 247с.
- А.П. Одынец. Дендрология для садовника: Учеб. Пособие для сред. Сел. Проф.- техн. Училищ. -2-е изд., исправ. И доп. М.: Высшая школа, 1982. - 159с., ил
- Э.Д. Новожилов. Технология и предпринимательство, уч. пос., - М.:МПУ, 2006. С.87
- Алан Титчмарш. Ландшафтный дизайн, иллюстрированный справочник, -СПб.:ООО Петроглиф, 2011 -64с.:ил. - (серия «Наш сад»)
- З.А. Богатеева. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008
- П.С. Самородский. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства. - Брянск: Издательство БГПУ, 2000. - с.68.
- В.Г. Соловьянюк. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическ пособие, - Бирск, 2007. - с.139.
- Э. К. Гульянс, И.Я. Базик «Что можно сделать из природного материала».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения в 5 классе. "Поверхность нашего края"
Урок природоведения в 5 классе. "Поверхность нашего края" с использованием технологии РКМЧП...
проектно-исследовательская работа "Их именами названы улицы нашего края "
Конкурс "Моя педагогическая копилка" (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне).Проектно-исследовательская работа выполнена учащимися 8,9 классов для дальнейшего применения ее на уроках английс...
Открытый урок по живому миру по теме: "Дикие птицы нашего края - коршун".
Конспект открытого урока в 3 классе коррекционной школе по живому миру....
Методическая разработка урока литературы "Поэзия нашего края-Югры"
Урок внеклассного чтения.Знакомство с творчеством поэтов коренных народов Севера....
Крепости нашего края
Тестовые задания для учащихся 7 класса. Подготовка к городскому конкурсу "Оборонное зодчество Северо-Запада Древней Руси"....
Исторический калейдоскоп "Просторы нашего края"( по материалам истории Нижегородского края
Внеклассное мероприятие по краеведению...
Животные нашего края (Пермский край)
Данная презентация является информационным сопровождением к уроку в 7кл "Многообразие животных". Можно использовать на различных внеклассных мероприятиях биологической тематики. На основе ...