Занятие "Фитофлористика" студии "Садоводство в нашем крае"
план-конспект по теме

Кружковое занятие во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sayt_sadovodstvo_blok_-_floristika.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    МОУ   Наро – фоминская  сош № 7

       

                           Студия «Садоводство в нашем крае»

План – конспект блока №4

 «Фитофлористика» - 4 занятия (составление гербария из листвы деревьев и композиции из  природного материала).

  1.  Художественная флористика -   «Золотая осень».
  2. Силуэтная и модульная композиция любимых героев из сказок и мультфильмов.
  3. Аранжировка растений - объёмная композиция  выполнения деревьев и кустарников в миниатюре.
  4. Аранжировка из корок фруктов «Апельсиновая роза».

                         

       Составила учитель Терентьева Надежда Николаевна

                               Г. Наро – Фоминск, 2011 год

 Содержание

  1. Флористика – как вид искусства (сообщение ).
  2. Художественная флористика – «Золотая осень».
  3. Аранжировка растений – объёмная композиция любимых героев из сказок и мультфильмов.
  4. Аранжировка растений – объёмная композиция выполнения деревьев и кустарников в миниатюре.
  5. Аранжировка из корок фруктов «Апельсиновая роза»
  6. План - конспект занятия  по теме: Художественная флористика – «Золотая осень»

         

          Флористика -  как вид искусства

         Цветы - это неотъемлемая часть нашей жизни, они всегда      играли важную роль в нашей жизни. С незапамятных времен цветы, фрукты, листья были частью обрядов, т.к. подносились богам, чтобы умиротворять или понравиться им, попросить покровительства и благословения. С наиболее важными богами ассоциировали растения, например:

Зевс (Юпитер)- дуб;

Дуб - символ долголетия, мудрости, силы и выносливости. Дуб посвящен Зевсу, Тору, Перуну и другим богам грома. Алтарь Зевса окружали дубы, вокруг капища Перуна росла дубовая роща. В честь Перуна постоянно жгли костры из дубовых веток.

   Апполон  (феб) - лавр        

   Лавр означает триумф и победу. Будучи вечнозеленым        растением, он символизирует постоянство, вечность и бессмертие.                  

 

Афина (Миневра) - маслина

        Афина в древнегреческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны.

В мифах Афина представляла как покровительница художественного ремесла, искусства, мастерства.

   

                                                                       

          Афродита (Венера) – мирт;

          Венера - богиня весны, молодости и красоты, плодородия и плодоносящих сил природы, покровительница супружеской любви     Мирт был знаком славы и благодеяний. Миртовый венок с розами в древности был любимым свадебным украшением.

     

   Деметра (Церера) – мак.

          Богиня земледелия Деметра (Церера) изображалась с маком в руке. Её статуи украшали венками из цветков мака и хлебных колосьев. Саму же богиню иногда называли Меконой (от греческого mecon — мак). Поклоняясь Деметре люди отдавали дань природе в период её зимнего покоя. Ну, а владение Морфея (его царство сна) сплошь было усажено маком.

    Влюбленные с давних времен объяснялись в любви путем «языка цветов».

               

        Флора – (Flora) имя римской богини цветов и весеннего цветения.

Искусство цветочных аранжировок именовано в ее честь, и зовется флористикой. Посредствам флористики люди выражают свой внутренний мир, духовное состояние и настроение, используя прелесть даров богини Флоры.

БОТАНИКА - (от греческий botane - трава, растение), наука о растениях

ие

Древние греки и египтяне возвели флористические украшения в статус культовых атрибутов, без которых не обходилась ни одна церемония.

Флористика как искусство, берет начало в древнем Риме. Именно там, в 1633-м римляне издали первую книгу по аранжировке и разведению цветов. В ней имелись практические советы по разнообразному оформлению цветочных букетов. Само слово «букет» имеет французское происхождение и означает группу цветов, красиво собранных воедино. В какой-то мере французы являются прародителями цветочного искусства, так как во Франции появились правила по оформлению букетов

И все же родиной этого искусства по праву считается Япония. Это страна, в которой мистерия цветочного искусства является неотъемлемой частью культуры в целом. Много столетий назад в Киото, буддистским монахам удалось освоить таинство «оживления цветов», создавая замысловатые композиции из растений.           

  Гербарий - (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги. В зависимости от вида растения на гербарном листе может быть представлена целая особь, группа особей или часть крупного (например, древесного) растения.

  1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФЛОРИСТИКА -  «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»      

"Художественная флористика"  -    аппликация  из  природного материала, которая представляет собой картины, панно, пейзажи, натюрморты,  орнаменты, изображения  архитектурных строений из засушенного растительного материала (листьев деревьев, кустарников, цветов, мелких ягод и плодов)

                                                 

                                   

                 

                                                                   

           Гербарии из засушенных листьев можно создавать круглый год  а это -  картины, подарки, сувениры, панно, закладки, портреты, алфавиты... При рассматривании листочков у каждого из нас рождаются свои ассоциации. Образы легко и быстро придумываются, почти мгновенно создаются: дерево, ёжик, мышка, рыбка, морковка, ракета.  

  1. АРАНЖЕРОВКА РАСТЕНИЙ - ОБЪЁМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ЛЮБИМЫХ ГЕРОЕВ ИЗ СКАЗОК И МУЛЬТФИЛЬМОВ

«Аранжировка растений"  - составление объёмных композиций  и миниатюр

                 

Фантазии из листьев - это фейерверк творчества! Ещё бы! Ведь цветовая палитра - как в живописи, а дана в листьях изначально. Образы и композиции - как в конструировании, а возникают из готовых форм (листочков) легко, быстро и каждый раз по-новому. А техника ничуть не сложнее, чем в аппликации из бумаги. Даже ещё проще. Ничего не нужно вырезать, остаётся лишь «художественно» наклеить на цветную бумагу сами листочки, чтобы получилась красивая картинка.                                                                                            

                                           

Жизнь листьев продлится в картинах, сувенирах, открытках, декоративных панно для интерьера.

Модульная аппликация (мозаика).  При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых или близких по форме и размеру  листочков (чешуя рыбы, хвост петушка или жар-птицы, крона дерева).

  1. АРАНЖИРОВКА РАСТЕНИЙ  - ОБЪЁМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ В МИНИАТЮРЕ                                                                                                                                                                         Ну, какой же лес без деревьев? Кроны лиственных деревьев сделаем из пучков листьев и травинок, цветных перышек. Стволы - из веточек, палочек, камышинок, трубочек, шишек. Хвойные деревья чудесно выйдут из шишек. Ну, а волшебные деревья можно сделать из чего угодно, даже из настоящих кактусов, нанизав ягодки рябины на колючки.                

Кожуру апельсина нужно аккуратно срезать ножом, а затем свернуть спиралью или просто слегка изогнуть. Высушив всё это богатство, можно получить необыкновенно пахучие оранжевые цветы. Их аромат будет радовать вас в любое время года.

  1. АРАНЖИРОВКА  ИЗ  КОРОК   ФРУКТОВ  «АПЕЛЬСИНОВАЯ РОЗа»                              

 Кожуру апельсина нужно аккуратно срезать ножом,      а затем свернуть спиралью или просто слегка изогнуть. Высушив всё это богатство, можно получить необыкновенно пахучие оранжевые цветы. Их аромат будет радовать вас в любое время года.

Корки  бананов  легко  разделяются на полоски.       Накрутим    их     на       карандаш или неширокую конусообразную  палочку   и  дадим   высохнуть.    Они  станут  красивого  тёмно - коричневого  цвета

Из полученного материала можно выложить прекрасные цветочные  композиции  

                                 

               

                                                                                 

                                                                                                                                                     Студия «Садоводство в нашем крае»  (ландшафтный дизайн)

Тема 10.1 «Художественная флористика» составление  гербария  из    

                     природного материала

Цель:

 1. Формирование познавательной компетентности в области природного краеведения и создать условия для расширения представления детей о флористике как виде художественного творчества.

 2. Регулировать и развивать у детей  умения планировать  собственную   деятельность.  

  3.   Формировать у учащихся  самооценки своей деятельности при  выполнении объекта труда  «Гербария».

Задача:  Составить   гербарий из  природного  материала (сухих листьев растений)   на

                формате  А 4 плотной  бумаги  оформленной рамочкой:

                - научиться работать  с засушенными цветами, листьями, травами  в создании

                простых композиций применяя цветовые решения

                - закрепить безопасные приёмы работы с ножницами

                - готовность использовать  самостоятельно свои знания и умения в создании

                 объектов труда из природного материала

                - создания альбома с гербарием   выполненная коллективом детей 2  класса

Тип занятия: изучение нового материала.

Метод: объяснительно – иллюстративный, исследовательский, частично – поисковый.

Приёмы: объяснение, беседа,  демонстрация, экспресс  - сообщения, работа с карточками

Литература:

Дизайн вашего участка,  Лещинская В.В.

Толковый  словарь

Оборудование:

  1. Проектор
  2. Компьютер
  3. Аудио диск с записью музыки природы
  4. Экспресс – видеоряд различных поделок и гербария: из природного материала; сухих листьев, кустарников и цветов; кожуры цитрусовых фруктов и др.

Наглядные пособия:

  1. Конверт с карточками и шаблонами
  2. Гербарий на стенде
  3. Плакат с правилами «Техника безопасности» на занятиях
  4. Выставка работ детей
  5. Коллекция засушенных листьев деревьев, кустарников и цветов

Инструменты и материалы для учащихся:

Сухие листья кустарников,  деревьев,  цветов; клей – карандаш и ПВА; ножницы; кисть;

хлопчатобумажная ветошь; карандаш; цветная и плотная бумага.

                       ХОД  ЗАНЯТИЯ

  1. Вступление.  

Организационный момент:              

 Учитель:                                                   Ребята, готовы вы к уроку?

                                                                    На вас надеюсь я, друзья!

                                                                    Мы – хороший дружный класс,

                                                                    Всё получится у нас!

Учитель: обратите внимание на выставку работ выполненную  на предыдущем занятии нашего кружка   «Садоводство в  нашем крае».

А  какую  практическую работу мы выполняли по теме «Растительная флора  водоёмов»?

Ответ  учеников:  сделали  аппликацию «Белая и жёлтая кувшинка наших водоёмов»

Учитель:   А какую  работу будете выполнять, вы узнаете, если правильно отгадаете слово?

      В конверте у меня карточки с загадками, стихами и картинками. Я буду доставать карточки  и читать, а вы их должны отгадывать.

Учитель: Отрывок из сказки «Кошкин дом»:  Слушай,  дурень,    перестань  есть  хозяйскую   (назвать цветок) …….

Ответ ученика: Герань

Учитель:                                 Что же это за девица -

                                             Не швея, не мастерица,

                                             Ничего сама не шьёт,

                                             А в иголках круглый год?

Ответ ученика: Ель

Учитель:                                Летом горька,

                                            Зимой сладка,

                                            Что за красна ягода?

Ответ ученика: Рябина

Учитель:                                Стоят в поле сестрицы.

                                            Шапки зелены.

                                            Платья белены

Ответ ученика:  Берёза

Учитель:                       Плод экзотического растения на букву «А»

Ответ ученика:  Ананас

 Учитель:                                Я капризна и нежна,

                                             К любому празднику нужна.

                                             Могу быть белой, жёлтой, красной,

                                             Но остаюсь всегда прекрасной!

Ответ ученика

Учитель:                                 Кудри в речку опустила

                                             И о чём она грустит

                                             Никому не говорит.  

Ответ ученика: Ива

Учитель: МОЛОДЦЫ,  а какое слово получилось?

Ученики  хором:  ГЕРБАРИЙ

2). ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

   Учитель:   Гербарий - (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги. В зависимости от вида растения на гербарном листе может быть представлена целая особь, группа особей или часть крупного (например, древесного) растения.

Учитель:  какие мы с вами  листья  растений собрали возле нашего пришкольного участка во время экскурсии в сентябре месяце?

Ответ учеников:  на экскурсии мы собрали листья:  клёна, липы, дуба,  шиповника, рябины, ивы и др.

Учитель:     Флористика- это один из видов визуального искусства , в котором художник вместо красок пользуется лепестками цветов, их листиками, травами где с помощью цветов создается эстетический образ, наполненный содержанием.

Учитель:  давайте вспомним, а что  мы сделали собранными листьями?

Ученики:  мы  листья перебрали и положили сушиться в газеты и книги .

БОТАНИКА - (от греческий botane - трава, растение), наука о растениях

Древние греки и египтяне возвели флористические украшения в статус культовых атрибутов, без которых не обходилась ни одна церемония

Влюбленные с давних времен объяснялись в любви путем «языка цветов»      

          Цветы - это неотъемлемая часть нашей жизни, они всегда      играли важную роль в нашей жизни. С незапамятных времен цветы, фрукты, листья были частью обрядов, т.к. подносились богам, чтобы умиротворять или понравиться им, попросить покровительства и благословения. С наиболее важными богами ассоциировали растения, например:

Зевс (Юпитер)- дуб;

Дуб - символ долголетия, мудрости, силы и выносливости. Дуб посвящен Зевсу, Тору, Перуну и другим богам грома. Алтарь Зевса окружали дубы, вокруг капища Перуна росла дубовая роща. В честь Перуна постоянно жгли костры из дубовых веток.             

Аполлон  (Феб)  - лавр

   Лавр означает триумф и победу. Будучи вечнозеленым        растением, он символизирует постоянство, вечность и бессмертие.                     

Афина (Минерва) - маслина

        Афина в древнегреческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны.

В мифах Афина представляла как покровительница художественного ремесла, искусства, мастерства.                  

         Афродита (Венера) – мирт;

          Венера - богиня весны, молодости и красоты, плодородия и плодоносящих сил природы, покровительница супружеской любви     Мирт был знаком славы и благодеяний. Миртовый венок с розами в древности был любимым свадебным украшением.

        Деметра (Церера) – мак.

          Богиня земледелия Деметра (Церера) изображалась с маком в руке. Её статуи украшали венками из цветков мака и хлебных колосьев. Саму же богиню иногда называли Меконой (от греческого mecon — мак). Поклоняясь Деметре люди отдавали дань природе в период её зимнего покоя. Ну, а владение Морфея (его царство сна) сплошь было усажено маком.

  Флора – (Flora) имя римской богини цветов и весеннего цветения

Искусство цветочных аранжировок именовано в ее честь, и зовется флористикой. Посредствам флористики люди выражают свой внутренний мир, духовное состояние и настроение, используя прелесть даров богини Флоры.

Учитель: перед вами портрет  аптекаря 16 века.  

   Портрет аптекаря Пьера Кюта, 1562. Изображённая лежащая на столе развёрнутая книга — гербарий с наклеенными растениями. Гербарий собирали многие великие люди. В России первый гербарный лист был заложен Петром I с надписью « 1717 года».

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

    Учитель: Тема нашего урока  -  Художественная флористика  а, выполнять мы будем  композицию «Золотая осень», какую предварительную  работу мы выполнили на предыдущем занятии?

Ответ ученика:  На прошлом занятии мы из  цветной бумаги по шаблону вырезали рамочку.

Учитель: Сегодня мы продолжим работу над нашей темой, и своими руками создадим композицию из листьев, которая вернёт нас в лето,  а для выполнения нашей практической работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты: сухие листья, плотная бумага, клей, карандаш, ножницы, рамочка.  

Демонстрация наглядного материала имеющегося у учеников в карточках, на экране и  стендах  класса.

Учитель:  На столах прошу всех разложить природный материал и мне показать, только после этого приклеивать.

Обращение учителя к ребятам, так как  работа довольно объёмная, поэтому желательно работать парами.

Учитель: Вспомним о правилах  техники безопасности  с ножницами и другими  колющими инструментами на занятиях.

     * ножницы  должны храниться в специальных коробочках.

* нельзя делать резких движений рукой с режущими   предметами.

* ножницы должны лежать сомкнутыми лезвиями.

* передавать  ножницы   надо кольцами  вперёд сомкнутыми лезвиями

* следи, чтобы пальцы левой руки не  попали под лезвие.

 Выполнение практической работы        

                                                      алгоритм действий работы:

                                     - разложить листья по своему  представлению

                                     - аккуратно приклеить

                                     - оформить цветной рамочкой

Учитель: Пока вы будете работать, я  включу   музыку.

4). ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитель: - самооценка своей работы

                - взаимооценка

                - где можно использовать  свою работу

  1. Подведение итогов                        
  2. Домашнее задание: придумать название своего гербария
  3. Оформление альбома  «Гербарий из нашего сада»

 5). ЛИТЕРАТУРА

  1. Е.М.Васина (и др.) Окружающий мир. - Волгоград: Учитель, 2011. - 247с.
  2. А.П. Одынец. Дендрология для садовника: Учеб. Пособие для сред. Сел. Проф.- техн. Училищ. -2-е изд., исправ. И доп. М.: Высшая школа, 1982. - 159с., ил
  3. Э.Д. Новожилов. Технология и предпринимательство, уч.  пос., - М.:МПУ, 2006. С.87
  4. Алан Титчмарш.  Ландшафтный дизайн, иллюстрированный справочник, -СПб.:ООО Петроглиф, 2011 -64с.:ил. - (серия «Наш сад»)
  5. З.А. Богатеева. Занятия аппликацией.  - М.: Просвещение, 2008
  6. П.С. Самородский.  Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства. - Брянск: Издательство БГПУ, 2000. - с.68.
  7.  В.Г. Соловьянюк. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическ пособие, - Бирск, 2007. - с.139.
  8. Э. К. Гульянс, И.Я. Базик  «Что можно сделать из природного материала».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения в 5 классе. "Поверхность нашего края"

Урок природоведения в 5 классе. "Поверхность нашего края" с использованием технологии РКМЧП...

проектно-исследовательская работа "Их именами названы улицы нашего края "

Конкурс "Моя педагогическая копилка" (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне).Проектно-исследовательская работа выполнена учащимися 8,9 классов для дальнейшего применения ее на уроках английс...

Открытый урок по живому миру по теме: "Дикие птицы нашего края - коршун".

Конспект открытого урока в 3 классе коррекционной школе по живому миру....

Методическая разработка урока литературы "Поэзия нашего края-Югры"

Урок внеклассного чтения.Знакомство с творчеством поэтов коренных народов Севера....

Крепости нашего края

Тестовые задания для учащихся 7 класса. Подготовка к городскому конкурсу "Оборонное зодчество Северо-Запада Древней Руси"....

Животные нашего края (Пермский край)

Данная презентация является информационным сопровождением к уроку  в 7кл "Многообразие животных".  Можно использовать на различных внеклассных мероприятиях биологической тематики. На основе ...