Эколого-географическое образование и воспитание учащихся в средней школе.
статья по экологии
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ по теме образования .
« Эколого-географическое образование и воспитание учащихся в средней школе.»
Иванова Светлана Степаноана
учитель географиипервой квалификационной категории
МКОУ « Никольская СОШ имени Героя Советского Союза Кошманова М.М»
Шар земной, для одних ты-арбуз.
На куски разрывают тебя и кромсают зубами,
Для других ты - лишь мяч, и, толпясь,игроки,
То хватают тебя,то пинают ногами.
Шар земной для меня не арбуз и не мяч.
Шар земной, для меня ты - лицо дорогое,
Я слезинки твои утираю - не плачь,
Кровь смываю твою и пою над тобою.
Расул Гамзатов.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, а также Федеральная программа развития образования называют в числе основных задач общества экологическое воспитание. При этом большое внимание уделяется самоорганизации подрастающего поколения как неотъемлемой части всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи с целью развития гражданского общества в России. Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, возможность возродить воспитанием и образованием.
Человечество вступило в третье тысячелетие, имея в багаже груз глобальных проблем, угрожающих развитию цивилизации. Негативные экологические процессы на различных территориях протекают все быстрее, социальное пространство уплотняется, для решения проблем требуется созидательное сотрудничество и объединение усилий людей разных уголков Земли. Важнейшую роль стали играть экологическое образование и воспитание, которые призваны объединить различные слои гражданского общества для решения экологических проблем.
Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в школе. В начальной школе и среднем звене ребенок более доверчив и впечатли-телен, близок к природе, он не проводит резкой грани между собой и окружаю-щим его растительным и животным миром, искренне боится причинить им вред. Любить природу может лишь тот, кто умеет видеть ее. А чтобы человек научился этому, нужно с детства учиться жить в согласии с природой, ее зако-нами и принципами.
-Этим объясняется активное и массовое участие наших школьников в экологических и волонтерских проектах:
-Субботники « Нет пластковому нашествию!» ( сбор пласткового мусора по береговой линии)
Акция « Дереву –вторая жизнь!» ( по сбору макулатуры)
-Год Добровольца 2018 . Работа отряда по спасению рыбной молоди « Живое серебро дельты Волги»
- Экологические пятиминутки на уроках
- Мини-проекты и презентации « Планета одна на всех!»и т.д
Постепенно от практико-полезной деятельности дети переходят к исследовательским и поисковым проектам, результаты которых они публично отстаивают на различных конкурсах и конференциях, в средствах массовой информации. Ежегодно наши учащиеся 6-11классов принимают участие в Всерос-сийском заочном конкурсе детского творчества «Зеркало природы», Всероссий-ском конкурсе юных исследователей окружающей среды» и
- Конкурсе рисунка « Чистый взгляд»
- Конкурсе исследовательских проектов « АСТРАХПГЬ -500» (номинация « Экология родного края» и т.д.
Задача нашей школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Варварское отношение некоторых людей к природе тоже результат определенного воспитания в детстве. Убедительны слова В.А.Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты природы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность». Детям свойственна доброта и любознательность, но им не хватает опыта, знаний. В период обучения ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы.
Ученики нашей школы участвуют активно во Всероссийских акциях: «Каждой пичужке по кормушке», «Дерево- легкие планеты!» и т.д. В результате этих акций ребята участвуют в очищении берегов р.Волга, парков, улиц от мусора; сажают деревья; зимой подкармливают птиц.
Такой подход является важной составной частью целостного процесса воспитания эколого-географического сознания, мышления и эколого-географической культуры, определяющей способ и результаты человеческой деятельности в природе.
В нынешних условиях жесткого экологического кризиса эколого-географическая культура каждого ученика нашей школы рассматривается как условие, обеспечивающее сохранение человечества на планете. Чтобы сохранилась жизнь на Земле, должен соблюдаться принцип устойчивого развития, который состоит в соответствии социальной деятельности жизнестойкости природной среды.
Эколого-географическое образование наших учащихся призвано развивать внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому. Так как сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых важных задач в системе ценностей общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы
Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащ...
Статья "Мужское воспитание в средней школе" (автор работы - Суров Александр Николаевич)
Так уж повелось, что в современной школе работают в основном женщины. И порой им нелегко приходится, если в классе много мальчишек, которых называют "трудными". Да и мальчишки эти, у которых зач...
Социальный проект «Экологическое воспитание школьника средней школы в рамках изучения иностранного языка»
Паспорт социального проекта «Экологическое воспитание школьника средней школы в рамках изучения иностранного языка»...
Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС
Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС...
Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС
Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС...
Создание условий для гражданско-патриотического воспитания в средней школе
В данной статье рассмотрена проблема формирования гражданственности и патриотизма порастающего поколения. Автор статьи обращает внимание на позицию государства в отношении воспитания молодых людей как...