программа внеурочной деятельности "Прикладная и социальная экология"
рабочая программа по экологии
программа внеурочной деятельности "Прикладная и социальная экология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности "Прикладная и социальная экология" | 307.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Плавский район
«Детский экологический центр г.Плавска»
Программа рассмотрена на заседании педагогического Совета МБУ ДО МО Плавский район «ДЭЦ» Протокол № _ от ________20__г. | Приложение к образовательной программе Приказ №___ от ___________ Директор МБУ ДО МО Плавский район «ДЭЦ» | |
______________ Н.И.Казначеева |
Рабочая программа «Прикладная и социальная экология»
(дополнительная общеразвивающая программа
«Прикладная и социальная экология»)
на 2020-2021 учебный год
Направленность: естественнонаучная
Количество часов: 144 часа
Возраст обучающихся: 16-18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-разработчик:
педагог дополнительного образования
Степахина Ирина Валентиновна
Плавск, 2020 г
Пояснительная записка.
Изучение дополнительной общеразвивающей программы «Прикладная и социальная экология» нацеливает на формирование эколого-экономической грамотности обучающихся, умения оценивать воздействие на окружающую среду и здоровье человека всего комплекса факторов, связанных с природопользованием.
Особое внимание обращается на развитие у обучающихся умений оценивать характер изменения окружающей среды под воздействием различных форм природопользования; формирование понимания органической связи природных и социально-экономических процессов, влияния характера природопользования на экологическое качество окружающей человека среды, что способствует социальному и профессиональному самоопределению детей.
Наряду с теоретической частью программы предусмотрено проведение практических занятий с целью ориентации обучающихся на самостоятельное изучение проблем природопользования, охраны окружающей человека среды на территории своего края.
Направленность: естественнонаучная.
Цель программы заключается в формировании научной системы знаний о взаимосвязи общества и природы с учетом регионального компонента, экологического мировоззрения и способностей оценки своей деятельности с позиции рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, обучении детей социально-экологической ответственности к всевозможным последствиям деятельности человека.
Адресат программы: рабочая программа «Прикладная и социальная экология» предназначена для обучающихся 16-18 лет образовательных организаций всех типов. Набор детей в объединение осуществляется в начале учебного года. В связи с тем, что занятия требуют индивидуального подхода, группы комплектуется из расчёта 10-15 человек.
Рабочая программа «Прикладная и социальная экология» реализуется в очной форме. В 2020-21 учебном году занятия проводятся с обучающимися 11 класса МБОУ МО Плавский район «Волхонщинская СОШ» в количестве 11 человек.
Уровень образования: базовый.
Формы, порядок проведения промежуточной и итоговой индивидуальной аттестации обучающихся:
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Прикладная и социальная экология», осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом «Положение о промежуточной и итоговой индивидуальной аттестации обучающихся МБУ ДО МО Плавский район «ДЭЦ».
Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов обучающихся является протокол результатов, составленный педагогом.
Программа предполагает промежуточную и итоговую индивидуальную аттестацию обучающихся. Промежуточная индивидуальная аттестация осуществляется в конце первого полугодия и направлена на диагностику знаний умений и навыков обучающихся.
Итоговая индивидуальная аттестация осуществляется в конце учебного года обучения и направлена на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения.
Форма промежуточной и итоговой индивидуальной аттестации: тестирование.
Программа предусматривает так же текущий контроль успеваемости обучающихся, который проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Оценка, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации:
Критерии оценки общего уровня обученности:
Высокий уровень (В):
- применение знаний в нестандартной ситуации
- творческое применение приобретённых знаний на практике в незнакомой ситуации (анализировать ситуацию, находить оригинальные подходы к решению проблемных ситуаций, самостоятельно экспериментировать, исследовать, применять ранее усвоенный материал), успешное освоение учащимися более 70% содержания дополнительной образовательной программы.
Уровень освоения (О) изучаемого материала:
- применение знаний в знакомой ситуации
- выполнение действий с чётко обозначенными правилами
- применение знаний на основе обобщённого алгоритма (измерять, объяснять, сравнивать, обобщать)
- умение анализировать ситуацию, делать выводы, проводить рефлексию собственных действий
- успешное освоение учащимися от 50% до 70% содержания дополнительной общеразвивающей программы.
Низкий уровень (Н):
- воспроизведение и запоминание по образцу, по наводящим вопросам и действиям педагога (показывать, называть, давать определения, формулировать правила)
- успешное освоение учащимися менее 50% содержания дополнительной общеразвивающей программы.
Формы оценки результативности:
- часы общения;
- тестовые задания;
- контрольный опрос (устный или письменный);
- обобщающие и интегрированные занятия;
- учебно-исследовательская работа;
- собеседование.
Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы «Прикладная и социальная экология»
Кабинет для занятий кружка.
Шкаф для хранения таблиц, дисков, пособий, справочных материалов.
Сканер, принтер, цифровой аппарат. Компьютеры, с установленным программным обеспечением Мiсгоsoft Windows 10, Мiсгоsoft Оffice 2007, Аdobe Рhotoshop
Оборудование по биологии (микроскоп, различные виды луп, ёмкости для сбора материала, пипетки, скальпели, стекла покровные и предметные, термометр для воды и воздуха, чашки Петри, лабораторные иглы).
Бумага для принтера, СД – диски, папки для бумаг, канцелярские принадлежности.
Наглядные пособия (гербарии растений, коллекции семян, макеты растений и животных, чучела птиц).
Иллюстративный материал (таблицы, фотоматериалы, рисунки).
Канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, клей, тетради).
Компьютерные презентации по темам программы.
Информационный материал к темам программы.
Видеофильмы по экологии.
Энциклопедии по экологии.
Раздаточный материал (карточки, таблички с алгоритмами выполнения заданий).
Методические пособия (тесты по темам, задания, опросники)
Формы работы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Прикладная и социальная экология» реализуется в очной форме.
Основная форма проведения занятий – групповая:
• занятие-беседа;
• занятие-практикум;
• занятие - сюжетно-ролевая игра;
• экскурсия;
• семинар;
• агротехнический практикум
Индивидуальная форма:
• тестирование
• анкетирование
• творческая работа
В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Прикладная и социальная экология» используются такие формы обучения как лекции, семинары, собеседования с обучающимися по конкретным проблемам; самостоятельное исследование обучающимися выбранной проблемы природопользования. Интерактивные формы обучения: дискуссии, видеоуроки, обучающие игры.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа, всего 144 часа в год. Длительность занятия составляет 40 минут с перерывом на 10 минут.
Теоретических занятий: 121 час.
Практических занятий: 15 часов.
Экскурсии: 8 часов.
Календарно-тематическое планирование рабочей программы
«Основы природопользования»
№ п/п | Дата | Тема занятий | Кол-во часов | ||
теория | практика | Зачет./ контр | |||
Раздел 1. Введение (2 часа: 1-теория, 1-экскурсия) | 1 | 0 | Фронтальный опрос | ||
1 | 3.09 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 0 | |
Раздел 2. Введение в курс экологии. Экология — междисциплинарный комплекс наук. (2 часа: 2-теория) | 2 | 0 | Фронтальный опрос | ||
2 | 3.09 | Экология — междисциплинарный комплекс наук. История экологии. Основоположники экологии: Э. Геккель, К. Линней, А. Лавуазье, Ж.-Б. Ламарк, А. Гумбольдт, Т.-Р. Мальтус, Ч. Дарвин, А.Т. Болотов, К.Ф. Рулье, В.В. Докучаев. Развитие экологии в ХХ в. | 1 | 0 | |
3 | 8.09 | Современная экология — междисциплинарный комплекс наук. Разделы экологии: общая экология, прикладная экология, социальная экология. | 1 | 0 | |
Раздел 3. Организм и условия среды (6 часов: 5-теория, 1-практика) | 5 | 1 | Блиц-опрос | ||
4 | 8.09 | Факториальная экология. Экологические факторы. Условия и ресурсы среды. Прямые и косвенные экологические факторы. Абиотические, биотические, антропогенные факторы. | 1 | ||
5 | 10.09 | Экология видов — аутэкология. Основные законы отношений организмов и условий среды. Закон оптимума. Закон индивидуальности экологии видов. Закон лимитирующего фактора. | 1 | ||
6 | 10.09 | Приспособление организмов к условиям среды. Экологические группы видов: гидрофиты, ксерофиты, галофиты, сциофиты, гелиофиты. Эктотермные и эндотермные организмы. | 1 | ||
7 | 15.09 | Биологическое разнообразие. Факторы, определяющие биологическое разнообразие. Биологическая индикация. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная. Организмы как среда жизни. Плотность среды. Экологические особенности среды. | 1 | ||
8 | 15.09 | Понятие о жизненной форме. Жизненные формы животных. Правило Бергмана. Жизненные формы растений. Жизненные стратегии растений и животных: виоленты, патиенты, эксплеренты. Пластичность жизненной стратегии. | 1 | ||
9 | 17.09 | Практическая работа. Оценка устойчивости злаков к засолению почв. | 1 | ||
Раздел 4. Взаимоотношения видов. Популяции (10 часов: 8-теория, 2-практика) | 8 | 2 | Блиц-опрос | ||
10 | 17.09 | Типы взаимоотношений организмов. Сигнальные взаимоотношения организмов: зрительные, звуковые, химические. | 1 | ||
11 | 22.09 | Конкуренция организмов. Диффузная конкуренция. Эксплуатация. | 1 | ||
12 | 22.09 | Взаимоотношения «растение — фитофаг», «жертва — хищник», «хозяин — паразит». Мутуализм. Протокооперация. Симбиотические организмы. Комменсализм. Копрофаги. Аменсализм. Практическая работа. Построение модели взаимодействия в системе «хищник — жертва». | 1 | ||
13 | 24.09 | Экологическая ниша. Экологические ниши животных. Экологические ниши растений. Роль экологических ниш в сосуществовании видов. Фундаментальная и реализованная экологические ниши. | 1 | ||
14 | 24.09 | Популяция. Границы популяций. Биологическое пространство. Биологическое время. | 1 | ||
15 | 29.09 | Внутривидовая конкуренция в популяции. Взаимовыгодные отношения особей в популяции. | 1 | ||
16 | 29.09 | Разнообразие особей в популяции. Возрастная структура популяции. Возрастная пирамида. | 1 | ||
17 | 1.10 | Жизненность особей. Экотип. Численность популяции. Плотность популяции. Биотический потенциал. Саморегулирование плотности популяции. Модели роста популяции. Кривые выживания. | 1 | ||
18 | 1.10 | Практическая работа. Построение кривой экспоненциального роста численности популяции. | 1 | ||
19 | 6.10 | Нарушение стабильности популяций в результате деятельности человека. Чрезмерная добыча животных. Максимально допустимая доля изъятия урожая. Разрушение местообитаний. Вселение новых видов. Уничтожение видов, регулирующих плотность популяции. | 1 | ||
Раздел 5. Экосистемы (20 часов: 13-теория, 3-практика, 4-экскурсия) | 13 | 3/4 | Блиц-опрос | ||
20 | 6.10 | Экосистема. Биотические и абиотические компоненты экосистемы | 1 | ||
21 | 8.10 | Биота. Детрит. Биокосное тело. Продуценты. Консументы. Редуценты | 1 | ||
22 | 8.10 | Почва как биокосное тело. Гумус. Разнообразие почв. Зональные типы почв. Внезональные типы почв | 1 | ||
23 | 13.10 | Зональные типы почв. Черноземы. Каштановые, бурые почвы и сероземы. Подзолистые почвы. Серые лесные почвы. | 1 | ||
24 | 13.10 | Внезональные типы почв. Пойменные, болотные, горные почвы | 1 | ||
25 | 15.10 | Практическая работа. Изучение качественного состава микробиоценоза почвы. Определение уровня кислотности почвы по водной суспензии | 1 | ||
26 | 15.10 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пищевые цепи (пастбищные и детритные). Пищевые сети. Передача энергии в экосистеме. Полнота выедания. Биомасса | 1 | ||
27 | 20.10 | Биологическая аккумуляция веществ. Структура биологической продукции экосистемы. Запас биомассы в экосистеме. Экологические пирамиды биомассы, численности, энергии. Экологическое равновесие в экосистеме | 1 | ||
28 | 20.10 | Динамика экосистем. Естественные изменения экосистем. Обратимые изменения экосистемы: суточные, сезонные, разногодичные | 1 | ||
29 | 22.10 | Экологические сукцессии. Автогенные сукцессии. Антропогенные сукцессии. Пастбищная дигрессия. Рекреационная сукцессия. | 1 | ||
30 | 22.10 | Сукцессия эвтрофикации озер. Восстановительные сукцессии. Рекультивация земель. Сукцессии, вызываемые заносом видов. | 1 | ||
31 | 27.10 | Практическая работа. Изучение изменений сообщества простейших в водных культурах | 1 | ||
32-33 | 27.10 29.10 | Экскурсия. Саморазвитие природных экосистем и восстановление нарушенных экосистем | 2 | ||
34 | 29.10 | Разнообразие экосистем. Естественные и антропогенные экосистемы. Автотрофные и гетеротрофные экосистемы. Особенности естественных фотоавтотрофных экосистем. Лесные экосистемы. Пресноводные экосистемы | 1 | ||
35 | 3.11 | Биом. Биомы суши. Экосистемы тундры, тайги, широколиственных лесов, степей и пустынь | 1 | ||
36 | 3.11 | Биомы морских вод и прибрежий. Экосистемы морей и океанов. Разнообразие местообитаний в океане. Экологические зоны океана. Биологическая продукция в морских экосистемах. Хемоавтотрофные экосистемы океана | 1 | ||
37-38 | 12.11 | Экскурсия. Лесная экосистема и экологические ниши видов | 2 | ||
39 | 17.11 | Практическая работа. Описание лесного растительного сообщества | 1 | ||
Раздел 6. Биосфера (6 часов: 6-теория) | 6 | 0 | Тестирование | ||
40 | 17.11 | Биосфера. Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. | 1 | ||
41 | 19.11 | Атмосфера. Гидросфера. Литосфера. | 1 | ||
42-43 | 19.11 24.11 | Биосферные круговороты веществ. Круговорот воды, углерода, кислорода, азота. Микроорганизмы-азотфиксаторы. Деятельность бактерий - денитрификаторов. | 2 | ||
44 | 24.11 | Круговорот фосфора. | 1 | ||
45 | 26.11 | Влияние деятельности человека на круговороты веществ в биосфере. | 1 | ||
Раздел 7. Сельскохозяйственные и городские экосистемы (22 часа: 18-теория, 2-практика, 2-экскурсия) | 18 | 2/2 | Тестирование | ||
46 | 26.11 | Сельскохозяйственные экосистемы. Агроэкосистема. Состав, структура, функциональные особенности агроэкосистемы. | 1 | ||
47 | 1.12 | Ресурсные, биологические, экономические и экологические ограничители. | 1 | ||
48 | 1.12 | Сохранение плодородия почв: борьба с эрозией, безотвальная обработка, севооборот. | 1 | ||
49 | 3.12 | Биологическое разнообразие агроэкосистем. Продукционное, ресурсное, деструктивное биоразнообразие агроэкосистемы. | 1 | ||
50 | 3.12 | Защита культурных растений: агротехнический и биологические методы контроля сорных растений, контроль численности насекомых-вредителей. Методы селекции в защите растений. | 1 | ||
51 | 8.12 | Экология животноводства. Роль сельскохозяйственных животных в агроэкосистемах. | 1 | ||
52 | 8.12 | Эффективность откорма животных. Бесподстилочное содержание животных. | 1 | ||
53 | 10.12 | Проблема стоков. Биогаз | 1 | ||
54 | 10.12 | Экология растениеводства. Первая «зеленая революция». Монокультура. Вторая «зеленая революция». Компромиссные системы ведения сельского хозяйства. Органическое сельское хозяйство. Генетически модифицированные растения | 1 | ||
55-56 | 15.12 | Экскурсия. Изучение эрозии почв. | 2 | ||
57 | 17.12 | Городские экосистемы. Общая характеристика городских экосистем. Управление городскими экосистемами | 1 | ||
58 | 17.12 | Энергопотребление и потоки веществ в городских экосистемах. | 1 | ||
59 | 22.12 | Городская флора и фауна. | 1 | ||
60 | 22.12 | Влияние городской среды на здоровье человека. Экологические принципы градостроения | 1 | ||
61 | 24.12 | Урбанизация. Создание микрокосмов, экосити | 1 | ||
62 | 24.12 | Проблема автомобильного транспорта. Влияние автотранспорта на окружающую среду. Экологизация автотранспорта. Электромобили. Водородомобили. Биотопливо. Развитие общественного транспорта и транспортных коммуникаций | 1 | ||
63 | 29.12 | Практическая работа. Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта. Мониторинг зеленых насаждений населенного пункта | 1 | ||
64 | 29.12 | Проблема твердых бытовых отходов. Состав твердых бытовых отходов. Накопление твердых бытовых отходов. Сжигание твердых бытовых отходов. Сортировка и переработка твердых бытовых отходов. Снижение количества твердых бытовых отходов. Производство биоразлагаемых материалов | 1 | ||
65 | 12.01 | Водосбережение. Платное водопользование. Слежение за качеством питьевой воды. Водоподготовка. Энергосбережение. Децентрализация системы энергоснабжения. Энергосберегающая бытовая техника | 1 | ||
66 | 12.01 | Экологическая роль озеленения. Нормативы озеленения города. Экологические требования к качеству озеленения. Роль рудеральных растений в городских экосистемах | 1 | ||
67 | 14.01 | Практические работы. Экологическая роль озеленения | 1 | ||
Раздел 8. Промышленные техносистемы (11часов: 8-теория, 1-практика, 2-экскурсия) | 8 | 1/2 | Тестирование | ||
68-69 | 14.01 19.01 | Промышленные техносистемы. Принципы экологизации техносистем: ресурсосбержение, энергосбержение, малоотходность. Жизненный цикл изделия. Технологические цепи. «Промышленный симбиоз». | 2 | ||
70-71 | 19.01 21.01 | Ресурсосбережение и энергосбережение в техносистемах. Рециклинг. Экономия металлов. Комплексное использование сырья. | 2 | ||
72-73 | 21.01 26.01 | Экономия древесины. Нанотехнологии. Увеличение времени эксплуатации ресурсоемкой продукции. Материальная революция | 2 | ||
74-75 | 26.01 28.01 | Проблема промышленных отходов. Очистные сооружения. Очистка газообразных выбросов и сточных вод | 2 | ||
76-77 | 28.01 2.02 | Экскурсия. Знакомство с водоочистными сооружениями | 2 | ||
78 | 2.02 | Практическая работа. Определение органолептических характеристик воды. | 1 | ||
Раздел 9. Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия (11часов: 9-теория, 2-практика) | 9 | 2 | Опрос-марафон | ||
79 | 4.02 | Формы охраны биоразнообразия. Прямая коммерческая и непрямая коммерческая ценность биоразнообразия. Рекреационная, научная, образовательная и опционная ценность биоразнообразия. | 1 | ||
80-81 | 4.02 9.02 | Проблемы рационального использования лесных экосистем. Главное, побочное, промежуточное, рекреационное лесопользование. Нарушение лесопользования. Использование химических средств защиты растений в лесных экосистемах. | 2 | ||
82-83 | 9.02 11.02 | Проблемы рационального использования пресноводных и морских экосистем. Эксплуатация ресурсов пресноводных водотоков и водоемов. Превышение норм водозабора. Последствия строительства водохранилищ | 2 | ||
84 | 11.02 | Превышение норм вылова рыбы. Последствия нерационального использования морских ресурсов. Загрязнение морей. Истощение морских биоресурсов | 1 | ||
85 | 16.02 | Обустройство охраняемых природных территорий. Создание экологических сетей | 1 | ||
86 | 16.02 | Особо охраняемые природные территории. Заповедники. Национальные и природные парки. Памятники природы. Природные заказники. Объекты Всемирного наследия | 1 | ||
87 | 18.02 | Охрана видов и популяций. Красные книги. Разведение видов под контролем человека. Создание генетических банков | 1 | ||
88 | 18.02 | Практическая работа. Изучение ООПТ РФ | 1 | ||
89 | 25.02 | Практическая работа. Изучение ООПТ региона | 1 | ||
Раздел 10. Экологическая экономика и экологическое право (11часов: 10-теория, 1-практика) | 10 | 1 | Тестирование | ||
90-91 | 25.02 2.03 | Экономические механизмы рационального природопользования. Экологические платежи. Платные ресурсы. Квоты на загрязнение. Экологические налоги | 2 | ||
92-93 | 2.03 4.03 | Экологически ориентированные государственные инвестиции. Экологические фонды | 2 | ||
94-95 | 4.03 9.03 | Экологический менеджмент. Экологическая экспертиза. Экологический аудит | 2 | ||
96-97 | 9.03 11.03 | Экологическая сертификация. Экологическое страхование | 2 | ||
98-99 | 11.03 16.03 | Экологический мониторинг (глобальный, локальный). Геофизический и биологический мониторинг. Нормирование антропогенной нагрузки. Экологическое право. Экологические проступки и преступления | 2 | ||
100 | 16.03 | Практическая работа. Определение степени загрязнения среды с помощью биотеста | 1 | ||
Раздел 11. Состояние биосферы на рубеже тысячелетий. Концепция устойчивого развитии. (11часов: 9-теория, 2-практика) | 9 | 2 | Блиц-опрос | ||
101 | 18.03 | История отношений человека и природы. Человек как биосоциальный вид. | 1 | ||
102 | 18.03 | Основные периоды истории человечества: охота и собирательство, сельскохозяйственная цивилизация, научно-технический прогресс, постиндустриальное развитие, устойчивое развитие как прогнозируемый период. Формирование техносферы. | 1 | ||
103 | 23.03 | Последствия загрязнения атмосферы. Глобальное потепление климата. Разрушение озонового слоя. Кислотные дожди. | 1 | ||
104 | 23.03 | Снижение биоразнообразия на планете. Уничтожение видов. | 1 | ||
105 | 25.03 | Обезлесивание. | 1 | ||
106 | 25.03 | Опустынивание. | 1 | ||
107 | 30.03 | Влияние глобализации на развитие человечества. Концепция устойчивого развития. Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. | 1 | ||
108 | 30.03 | Доклад «Наше общее будущее». Устойчивое развитие общества. Первый Всемирный саммит РИО-92 — Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.). «Повестка дня на ХХI век». | 1 | ||
109 | 1.04 | Второй Всемирный саммит РИО+10 в Йоханнесбурге (2002 г.). Возможные сценарии развития общества: технократическая, консервационистская, центристская модели будущего. | 1 | ||
110 | 1.04 | Практическая работа. Изучение и классификация потребностей человека. | 1 | ||
111 | 6.04 | Практическая работа. Изучение законодательства РФ в области охраны ОС | 1 | ||
Раздел 12. Глобальные экологические проблемы человечества (11часов: 10-теория, 1-практика) | 10 | 1 | Блиц-опрос | ||
112 | 6.04 | Состояние народонаселения мира. Плотность населения. Рождаемость. Суммарный коэффициент рождаемости. Смертность. Младенческая смертность. Естественный прирост населения. Демографический переход. Миграция населения. Продолжительность жизни. Возрастной состав населения. Здоровье населения. | 1 | ||
113 | 8.04 | Управление демографическим процессом. Экономические меры регулирования народонаселения. Регулирование роста народонаселения в развивающихся и развитых странах. Прогноз численности народонаселения | 1 | ||
114 | 8.04 | Обеспечение человечества полноценным питанием. Продовольственная безопасность | 1 | ||
115 | 13.04 | Производство зерна: урожайность зерновых культур, площадь пахотных угодий, поливное земледелие | 1 | ||
116 | 13.04 | Источники белка. Производство животного белка: животноводство, морепродукты, аквакультура. Производство растительного белка | 1 | ||
117 | 15.04 | Проблема голода. Проблема переедания. Несбалансированное питание. Продовольственная безопасность в странах мира. Политика экономии продовольствия и агроресурсов | 1 | ||
118 | 15.04 | Развитие энергетики. Традиционные источники энергии. Структура мирового энергетического бюджета | 1 | ||
119 | 20.04 | Современные теплоэнергетика, гидроэнергетика, атомная энергетика | 1 | ||
120 | 20.04 | Современная нетрадиционная энергетика: возобновляемые источники энергии, ветроэнергетика, гелиоэнергетика, геотермальная энергетика, приливные и волновые электростанции | 1 | ||
121 | 22.04 | Общие тенденции развития энергетики: теплоэнергетика, гидроэнергетика и атомная энергетика будущего, перспективы энергетики на основе возобновляемых источников энергии. Производство биотоплива. Энергосбережение как ресурс энергетики будущего. | 1 | ||
122 | 22.04 | Практическая работа. Оценка общего состояния здоровья с помощью теста максимального потребления кислорода | 1 | ||
Раздел 13. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (11часов: 11-теория) | 11 | 0 | Тестирование | ||
123 | 27.04 | Охрана биологического разнообразия. Международные договоры (конвенции). | 1 | ||
124 | 27.04 | Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). | 1 | ||
125 | 29.04 | Конвенция о биологическом разнообразии | 1 | ||
126 | 29.04 | Конвенции по охране конкретных природных объектов | 1 | ||
127 | 4.05 | Защита атмосферы. Борьба с загрязнением атмосферы | 1 | ||
128-129 | 4.05 6.05 | Борьба с выбросами парниковых газов. Киотский протокол. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой | 2 | ||
130-131 | 6.05 11.05 | Защита Мирового океана. Международная конвенция по регулированию китобойного промысла. Конвенция ООН по морскому праву. Борьба с загрязнением морских вод | 2 | ||
132-133 | 11.05 13.05 | Контроль над перемещением особо опасных веществ. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Соглашение по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. | 2 | ||
Раздел 14. Формирование экологического менталитета (11часов: 11-теория) | 11 | 0 | Опрос-марафон | ||
134 | 13.05 | Экологический менталитет. | 1 | ||
135 | 18.05 | Преодоление потребительства. | 1 | ||
136 | 18.05 | Экологическая культура. | 1 | ||
137 | 20.05 | Экологическая нравственность. | 1 | ||
138-139 | 20.05 | Экологическое образование. | 2 | ||
140 | 25.05 | Экологическая ответственность. | 1 | ||
141 | 25.05 | Экологическая этика. | 1 | ||
142 | 27.05 | Экологическая мораль. | 1 | ||
143 | 27.05 | Общественные экологические движения. | 1 | ||
144 | Итоговое занятие. Опрос-марафон | 1 | |||
Итого: 144ч | 121 | 15/8 |
Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы «Прикладная и социальная экология»
Обучающиеся должны знать:
- отрасли экологии и объект изучения;
- основные экологические термины;
- цели и задачи прикладной и социальной экологии;
- об источниках загрязнения окружающей природной среды;
- об экологических последствиях загрязнения природной среды;
- о Российском природоохранном законодательстве;
- задачи и цели природоохранных органов;
- о международных взаимоотношениях в сфере охраны окружающей среды;
- об особо охраняемых природных территориях;
- задачи и цели природоохранных органов управления и надзора;
- экологические проблемы города Тулы;
- основы самовоспитания, бережному отношения к окружающему миру.
Обучающиеся должны уметь:
- готовиться к семинару;
- проводить исследования, наблюдения, делать выводы, обобщения;
- оформлять исследовательскую работу;
- работать со справочной литературой;
- соблюдать санитарно-гигиенические, правила техники безопасности.
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Прикладная и социальная экология»
Раздел | Форма проведения занятия | Дидактические средства обучения | ||
Учебно-методическая литература, методические пособия | Наглядные пособия | ИКТ, ТСО | ||
Введение. Инструктаж по ТБ | Беседа | Инструкция по ТБ | Таблица по ТБ | Компьютер для просмотра мультимеийных презентаций, видеороликов, видеофильмов |
Введение в курс экологии. Экология - междисциплинарный комплекс наук | Беседа, фронтальный опрос | Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии. | таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм | |
Организм и условия среды | Беседа, блиц-опрос | Лебедева М. И., Анкудимова И. А. Экология Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов | таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм | |
Взаимоотношения видов. Популяции | Беседа, блиц-опрос | Лебедева М. И., Анкудимова И. А. Экология Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии. | таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм | |
Экосистемы | Беседа, блиц-опрос | Лебедева М. И., Анкудимова И. А. Экология Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии. | таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм | |
Биосфера | Беседа, тестирование | Лебедева М. И., Анкудимова И. А. Экология Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии. | таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм | |
Сельскохозяйственные и городские экосистемы | Беседа, тестирование | Лебедева М. И., Анкудимова И. А. Экология Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии. | таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм | |
Промышленные техносистемы | Беседа, тестирование | Малофеев В.И. Социальная Экология. Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии | таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм | |
Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия | Беседа, опрос-марафон | Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. Гальперин М. В. Экологические основы природопользования: Губанов Л.Н., Зверева В.И. «Управление природопользованием» | таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм | |
Экологическая экономика и экологическое право | Беседа, тестирование | Дежкин В.В. Природопользование. Курс лекций. Гурова Т.Ф. Основы экологии и рациональное природопользование: | таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм | |
Состояние биосферы на рубеже тысячелетий. Концепция устойчивого развития | Беседа, блиц-опрос | Бухвалов В. А., Богданова Л.В. Купер Л 3. Введение в антропоэкологию. Величковский Б.Т., Суравегина И.Т., Цыпленкова Т.Т. Здоровье и окружающая среда. | таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм | |
Глобальные экологические проблемы человечества | Беседа, блиц-опрос | Фелленберг Г. загрязнение природной среды. Введение в экологическую химию: Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии | таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм | |
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды | Беседа, тестирование | Малофеев В.И. Социальная Экология. Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии «Азбука радиационной защиты». | таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм | |
Формирование экологического менталитета | Беседа, опрос-марафон | Рыжов И.Н., Ягодин Г.А. Школьный экологический мониторинг городской среды. Величковский Б.Т., Суравегина И.Т., Цыпленкова Т.Т. Здоровье и окружающая среда. Бухвалов В. А., Богданова Л.В., Купер Л. З.. Введение в антропоэкологию. Атлас новых профессий (вторая редакция) | таблицы, фотоматериалы, рисунки, презентация, видеофильм |
Способы и формы проверки результатов дополнительной
общеразвивающей программы «Прикладная и социальная экология»
Раздел 1. «Введение»: фронтальный опрос
Раздел 2. «Введение в курс экологии. Экология – междисциплинарный комплекс наук»: фронтальный опрос
Раздел 3. «Организм и условия среды»: блиц-опрос
Раздел 4. «Взаимоотношения видов. Популяции»: блиц-опрос
Раздел 5. «Экосистемы»: блиц-опрос
Раздел 6. «Биосфера»: тестирование
Раздел 7. «Сельскохозяйственные и городские экосистемы»: тестирование
Раздел 8. «Промышленные техносистемы»: тестирование
Раздел 9. «Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия»: опрос-марафон
Раздел 10. «Экологическая экономика и экологическое право»: тестирование
Раздел 11. «Состояние биосферы на рубеже тысячелетий. Концепция устойчивого развития»: блиц-опрос
Раздел 12. «Глобальные экологические проблемы человечества»: блиц-опрос
Раздел 13. «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды»: тестирование
Раздел 14. «Формирование экологического менталитета»: опрос-марафон
Литература для педагога.
1. «Азбука радиационной защиты». – М.: изд. «Комтехпринт». 2005. 44 с.
2. Гальперин М. В. Экологические основы природопользования: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 256 с:
3. Гурова Т.Ф. Основы экологии и рациональное природопользование: Учебное пособие / Т.Ф. Гурова, Л.В. Назаренко. – М.: Издательство Оникс, 2005- 224с.
4. Дежкин В.В. Природопользование. Курс лекций. 3-е издание, исправленное и дополненное. Издательство МНЭПУ. Москва, 2002.
5. Лебедева М. И., Анкудимова И. А. Экология: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 80 с.
6. Малофеев В.И. Социальная Экология. - М., 2004.
7. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум. -СПб., 2003.
8. Рыжов И.Н., Ягодин Г.А. Школьный экологический мониторинг городской среды. - Межд. издат. Галактика, 2000.
9. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
10. Фелленберг Г. загрязнение природной среды. Введение в экологическую химию: Пер. с нем. – М.: Мир, 1997 232 с.
11. Щуров Б.В., Губанов Л.Н., Зверева. В.И. Учебное пособие «Управление природопользованием»
Литература для обучающихся
- Гальперин М. В. Экологические основы природопользования: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 256 с:
- Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: Академия развития, 2008.
- Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений. - СПб.: СМИО Пресс, 2007
- Бухвалов В. А., Богданова Л.В. Купер Л 3. Введение в антропоэкологию. Практическое пособие для учащихся. - Рига, 2013.
- Величковский Б.Т., Суравегина И.Т., Цыпленкова Т.Т. Здоровье и окружающая среда. Учебное пособие для учащихся 9 кл. - М.: НПЦ «экология и образование», 2012.
- Гурова Т.Ф. Основы экологии и рациональное природопользование: Учебное пособие / Т.Ф. Гурова, Л.В. Назаренко. – М.: Издательство Оникс, 2005- 224с.
- Дежкин В.В. Природопользование. Курс лекций. 3-е издание, исправленное и дополненное. Издательство МНЭПУ. Москва, 2002.
- Рыжов И.Н., Ягодин Г.А. Школьный экологический мониторинг городской среды. - Межд. издат. Галактика, 2000
- Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
Цифровые образовательные ресурсы
www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.
www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся
Web – Атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». 1998. Режим доступа: http:// iode.nspu/ru/e_course/webatlas/ra00htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности кружка по экологии "Юный натуралист" для 5 класса по ФГОС НОО.
Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Представленная программа разработана для учащихся 5-х классов. На 1...
Рабочая программа учебного предмета по социальной экологии для 10-11 класса
Данная программа ориентирует на углубленное осмысление проблем взаимоотношения человека, социальных общностей и среды обитания, формирует интерактивный уровень знания, синтезирующий достижения различн...
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Юный эколог"
Программа "Юный эколог", имеет эколого-биологическую напрвленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Представленная программа разработана для учащихся 5-х классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс
Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке, во...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позд...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Материал содержит тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Химические основы экологии"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Химические основы экологии" для учащихся 8 класса.Программа расчитана на 34 часа....